Главная
страница 1страница 2 ... страница 7страница 8
На правах рукописи

Ореханов Юрий Леонидович








ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ДИХОТОМИИ «РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Л. Н. ТОЛСТОЙ»


Специальность 24.00.01 – теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Ярославль

2012

Работа выполнена на кафедре истории Русской Православной Церкви

НОУ ВПО «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет».
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Багновская Нела Михайловна;
доктор филологических наук

Гулин Александр Вадимович;
доктор исторических наук, профессор

Лубков Алексей Владимирович

Ведущая организация: Русская христианская гуманитарная академия

Защита диссертации состоится 24 февраля 2012 г. в 11 час. на заседании диссертационного совета Д 212.307.04 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» по адресу: г. Ярославль, Которосльная набережная, 46-в, ауд. 506.


С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет
им. К. Д. Ушинского» по адресу: г. Ярославль, Республиканская ул., 108.
Отзывы на автореферат присылать по адресу: 150000, г. Ярославль,
Республиканская ул., 108. Диссертационный совет Д 212.307.04.
Автореферат разослан «___» ____________ 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор культурологии, доцент Н. Н. Летина



Общая характеристика работы

Актуальность проблемы исследования определяется следующими факторами.


Историческая важность осмысления взаимоотношений Церкви и государства, путей преодоления конфликтов, возникающих на религиозной почве, духовно-нравственного воспитания молодежи в современном российском обществе, необходимость концептуального осмысления проблем, связанных с этической сферой, делает особо актуальной проблему построения конструктивного диалога между Русской Православной Церковью и современной российской интеллигенцией.

Особый интерес для исторической науки в этом отношении представляет вторая половина XIX – начало XX в. – период, насыщенный острыми идейными спорами и идеологическими столкновениями и противостояниями, имевшими место на фоне важнейших социально-политических преобразований, в том числе в сфере церковно-государственных отношений. Одним из важнейших направлений исторических исследований в этом отношении является изучение жизни, мировоззрения и деятельности крупнейших представителей русской культуры указанного периода, к числу которых относится Л. Н. Толстой.

Великий русский писатель, выдающийся мыслитель, художественные, философские и публицистические произведения которого стали известны всему миру и во многом определили образ восприятия России в начале ХХ в., Л. Н. Толстой проявлял интерес к самым разным сторонам русской жизни, однако совершенно исключительное место в его творчестве занимают духовно-нравственные искания, обусловившие размышления на тему места и роли религии и Церкви в жизни образованного человека конца ХIХ в. Уже в рассказах 50-х годов ХIХ в., в романах «Война и мир» и «Анна Каренина» Толстым были сформулированы проблемы личной свободы и причинной обусловленности поведения человека, этические аспекты проблемы греха и покаяния. Во второй половине своей жизни писатель приходит к радикальному переосмыслению жизни и, в конечном итоге, к острому конфликту с Церковью. Изучение генезиса, исторической эволюции, идейных особенностей и деталей этого конфликта является сегодня важной исторической задачей.

Именно поэтому в настоящее время становится актуальным углубленное историческое исследование о причинах конфликта писателя с Русской Православной Церковью. Творчество Л. Н. Толстого представляло и продолжает представлять для исторической науки большой интерес как в России, так и зарубежом. Остается актуальной констатация профессора М. Тамке: Л. Н. Толстой продолжает быть для современников и исследователей вызовом, который до сих пор адекватно не воспринят и не оценен научно во всей полноте1. Не менее важен и актуален вывод, сделанный другим выдающимся западным исследователем – славистом Л. Мюллером: конфликт Л. Н. Толстого с Церковью не есть частный конфликт одного человека с конкретной религиозной институцией, это конфликт враждебной всякому институционализму мистической религиозности, несущей на себе стойкую печать европейского просвещенческого радикализма, и Церкви, сознательно противостоящей влиянию идей просвещения в своем учении и культе1.

Именно поэтому так важно сегодня с позиций светской исторической науки рассмотреть вопросы о рецепции идей писателя в России во второй половине ХIХ – начале ХХ в., о культурно – исторических корнях этого учения, роли В. Г. Черткова в жизни Л. Н. Толстого, наконец, о значении синодального акта 1901 г. и принципиальной возможности снять отлучение с писателя. Таким образом, в фокусе данного исследования находятся принципиально значимые историко-культурные аспекты конфликта Л. Н. Толстого с Русской Православной Церковью. Анализ этих аспектов связан с необходимостью выделения ряда бинарных оппозиций и формирования группы лиц, во взаимодействии или идейном противостоянии с которыми особенности указанного конфликта проявились наиболее выпукло. К числу таких лиц относятся К. П. Победоносцев, К. Н. Леонтьев, Ф. М. Достоевский, св. прав. Иоанн Кронштадтский, В. Г. Чертков.

Внимание к данной группе исторических деятелей действительно придает особую актуальность исследуемой дихотомии. В представленном диссертационном исследовании подчеркивается, что идейный конфликт Л. Н. Толстого с К. П. Победоносцевым и св. прав. И. Кронштадтским были не случайным эпизодом, а нес в себе черты глобального идеологического противостояния, проявлявшегося во всех сферах мысли и жизни, в первую очередь в религиозных взглядах, отношении к власти, проблеме церковно-государственных отношений. Фигура Ф. М. Достоевского также появляется рядом с Л. Н. Толстым не случайно. В наиболее полном виде размышления о возможных путях выхода из религиозного кризиса в русской культуре ХIХ века присутствуют именно в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Этих двух авторов читала вся мыслящая Россия, их слово имело колоссальную силу, их заочное идейное противостояние в конечном итоге определило рождение нового феномена русской культурной жизни – русской религиозной философии. Таким образом, можно констатировать, что оппозиция «Л. Н. Толстой – Ф. М. Достоевский» отражает принципиально значимые аспекты исследуемой в представленной диссертации дихотомии. В этом смысле, а не сточки зрения эстетических результатов художественного творчества (которое не является предметом исследования данной диссертации), кроме Ф. М. Достоевского, ни по степени влияния на русское общество, ни по включенности в религиозную проблематику рядом с Л. Н. Толстым не может быть поставлен никакой другой русский писатель, даже из группы тех авторов, которые в определенные моменты своей жизни испытывали сильное воздействия личности и мировоззрения Л. Н. Толстого (А. П. Чехов, Н. С. Лесков, А. М. Горький). Именно поэтому не актуальны и не рассматриваются в представленной диссертации взаимоотношения с перечисленными авторами. Это же замечание относится к членам семьи Л. Н. Толстого: отношения с ними писателя не несли в себе сколько-нибудь значимого в рамках исследуемой темы характера. Единственным исключением здесь является младшая дочь Л. Н. Толстого, А. Л. Толстая, которой в работе посвящен отдельный параграф.

Актуальность данной диссертации, как представляется, связана и еще с двумя дополнительными обстоятельствами. Во-первых, в последние двадцать лет диалог Церкви и общества в России вступил в активную стадию: Церковь возвращается в социальную и культурную жизнь страны, интеллигенция, в свою очередь, проявляет интерес к церковному наследию. Поэтому важно обратить внимание культурного сообщества на конфликт с Церковью столь значимой личности, как Л. Н. Толстой.

Во-вторых, Л. Н. Толстой проповедывал тот «тип» христианства, который был очень популярен в Европе в ХIХ веке и который, отвергая цельное, органически связное мировоззрение и отрицая в нем необходимость метафизической составляющей, делает акцент на этических аспектах учения. Именно поэтому аргументы писателя требуют исторической оценки именно сегодня.



Проблема исследования связана с необходимостью ситематизации и обобщения особенностей дихотомии «Русская Православная Церковь - Л. Н. Толстой» в конце ХIХ – начале ХХ века. Данное интегративное, исторически и культурологически очерченное проблемное поле включает широкий круг вопросов, осмысленных в работе и связанных с анализом роли Русской Православной Церкви в духовной жизни общества, анализом религиозных взглядов Л. Н. Толстого, нашедших выражение в произведениях, изданных после 1881 г., деятельности писателя и его ближайшего окружения в России по распространению антицерковных произведений Л. Н. Толстого, а также реакции Церкви и русского правительства на эту деятельность.

следующая страница >>
Смотрите также:
Историко-культурный контекст дихотомии «русская православная церковь л. Н. Толстой»
871.29kb.
8 стр.
Православная Церковь Америки: От духовной Миссии к Поместной Церкви
151.07kb.
1 стр.
Научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» советское государство и русская православная церковь в период с
212.82kb.
1 стр.
Курсовая работа российская православная церковь как субъект социальной работы студентка I курса группы сор-01-1
227.16kb.
1 стр.
Православие в России. Церковь и русская армия
120.58kb.
1 стр.
Русская Православная Церковь во время Великой Отечественной Войны Церковь на оккупированной территории
146.39kb.
1 стр.
О создании романа «Дубровский». Историко-культурный контекст времени. Изображение русского барства
243.49kb.
1 стр.
Русская Православная Церковь в Орловском крае
372.94kb.
3 стр.
Русская Православная Церковь
779.64kb.
5 стр.
Русская православная церковь в 1943-2000 гг.: Внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом
714.82kb.
3 стр.
Сборник материалов и документов Москва 2012 Русская православная Церковь Отдел религиозного образования и катехизации
2737.66kb.
16 стр.
Креститель Руси
23.45kb.
1 стр.