Главная
страница 1
Вопросы к экзамену по курсу "Основы нейробиологии" (2007 г.)

Вопросы сгруппированы по презентациям к прочитанным лекциям. Смежные вопросы могут перекрываться по смыслу в пределах одной презентации; в некоторых случаях для ответа на вопрос желательно воспользоваться материалом из нескольких разных тем.

Основная задача при ответе на экзамене – показать грамотное владение ВСЕМ материалом курса, понимание его логики и терминологии. Чтение учебников и дополнительной литературы настоятельно рекомендуется, однако вся информация, необходимая для сдачи экзамена, содержится в презентациях (при условии ее понимания вами!).

При подготовке к ответу на экзамене разрешается использовать любые печатные и рукописные материалы на бумаге; пользоваться компьютерной техникой не разрешается.



Название
презентации

Вопросы

01 Введение Предмет История Методы

  1. Предмет нейробиологии. Основные уровни изучения нервной системы. Место нейробиологии среди естественных и гуманитарных наук. Практическое значение нейробиологии.

  2. Поведение как результат деятельности нервной системы. Целенаправленность поведения. Основные элементарные компоненты поведения.

  3. История формирования представлений о механизмах работы мозга. Понимание психики философами античности. Зарождение современных представлений о психике и функционировании нервной системы: Декарт, Ламетри, Прохазка, Белл, Мажанди, Холл, Галь.

  4. Важнейшие вехи развития современных представлений о механизмах психики и поведения в конце XIX - начале XX вв.: Торндайк, Уотсон, Кёллер, Сеченов, Павлов.

  5. Методы изучения деятельности мозга: морфологические, биохимические, физиологические. Методы изучения поведения: этологические, условнорефлекторные, когнитивные. Микроэлектродные исследования, энцефалография, томография, окулография.

02 Нервная ткань Глия Нейрон

  1. Открытие клеточного строения нервной системы. Глия: классификация, функциональное значение. Нейроны: строение, классификация, функциональное значение.

  2. Ионные насосы и ионные каналы. Потенциал покоя и потенциал действия. Проведение возбуждения по аксону.

  3. Синаптическая передача. Строение синапса. Постсинаптические потенциалы. Ионотропные и метаботропные рецепторы. Гормоны, нейромедиаторы, вторичные посредники.

03 Структурная организация нервной системы

  1. Развитие нервной системы в онтогенезе. Формирование нервной трубки, мозговых пузырей, образование основных отделов нервной системы. Общий план строения центральной и периферической нервной системы.

  2. Конечный мозг: кора больших полушарий и базальные ядра. Строение и принципы организации коры больших полушарий. Цитоархитектонические карты.

  3. Таламус и ствол мозга: основные отделы, важнейшие структуры.

  4. Строение спинного мозга. Спинномозговые корешки, спинномозговые нервы, иннервация тела. Периферическая нервная система. Вегетативная нервная система.

04-1 Принципы функциональной организации мозга

  1. Функциональные блоки мозга по А.Р.Лурия (рассказать о соответствующих им структурах мозга). Иерархическая и параллельная организация мозговых процессов (на примере зрения, слуха, движения).

04-2 Физиология сна и бодрствования

  1. Структура сна человека: медленноволновый и парадоксальный сон. Энцефалограмма при сне и бодрствовании; основные ритмы ЭЭГ человека. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования.

04-3 Физиология мотиваций и эмоций

  1. Нейрофизиология мотиваций и эмоций. Основные структуры лимбической системы.

05-1 Физиология слуха

  1. Нейрофизиология и психофизика слуха. Психофизические параметры звука. Строение и функционирование улитки. Обработка слуховой информации в мозге.

05-2 Физиология зрения

  1. Нейрофизиология и психофизика зрения. Строение и функционирование глаза. Развитие глаза в онтогенезе. Молекулярный механизм восприятия света: родопсин.

  2. Нейрофизиология и психофизика зрения. Обработка зрительной информации в сетчатке. Обработка зрительной информации в головном мозге. Рецептивные поля нейронов зрительной коры. Восприятие контраста, ориентации линий, цвета и других параметров.

06 Физиология движения

  1. Нейрофизиология движения. Управление движениями на уровне спинного мозга. Рефлекс на растяжение, сгибательный рефлекс. Локомоция.

  2. Нейрофизиология движения. Основные моторные структуры головного мозга: мозжечок, стриарная система (базальные ганглии), первичная моторная кора, дополнительная моторная кора, премоторная кора. Основные виды нарушений управления движениями.

07 Инстинкт

  1. Инстинкт. Соотношение врожденного и приобретенного в инстинктивном поведении. Структура поведенческого акта. Фиксированные комплексы действий.

  2. Сообщества. Доминирование. Территориальность. Проявления инстинктов в психике и поведении человека.

  3. Коммуникация животных. Инстинктивная ритуализация. Понятие о первой сигнальной системе.

08-1 Обучение

  1. Неассоциативное обучение: привыкание, сенситизация, импринтинг, подражание.

  2. Ассоциативное обучение (классические и инструментальные условные рефлексы).

08-2 Рассудочная деятельность

  1. Когнитивное обучение. Рассудочная деятельность (элементарное мышление). Способности к символизации, абстракции и обобщению у животных как предпосылки развития мышления и речи человека. Орудийная деятельность.

09 Языки-посредники

  1. Понятие о второй сигнальной системе. Слово как обобщение. Ключевые свойства человеческого языка (по Ч. Хоккету).

  2. Обучение животных языкам-посредникам: амслен, жетоны Премака, йеркиш, понимание устного английского.

10-1 Речеобразование

  1. Механизм речеобразования. Моторное управление вокализацией у человека. Дизартрия.

10-2 Асимметрия Речь

  1. Локализация психических функций в коре больших полушарий мозга человека. История представлений о локализации функций: локализационизм и эквипотенциальность. Современный взгляд на проблему локализации функций в мозге.

  2. Межполушарная асимметрия. Исследования на больных с расщепленным мозгом. Проблема доминантности полушарий. Функции правого и левого полушарий.

  3. Физиологические механизмы речи. Основные речевые центры, связи между ними. Модель Вернике-Гешвиндта. Современные представления о взаимодействии центров речи. Основные формы нарушения речи (афазии, алексия).

11 Память

  1. Виды и формы памяти. Процессы, связанные с памятью: кодирование, консолидация, хранение, воспроизведение, забывание. Виды амнезии. Локализация поражений мозга у больных с амнезией.

  2. Современные представления о нейронных и молекулярных механизмах кратковременной и долговременной памяти. Роль синапсов и ядра нейронов в процессах памяти.

12 Сознание

  1. Нейрофизиология внимания. Классификация видов внимания. Нервные сети внимания по Познеру.

  2. Психофизическая проблема. Нейрофизиологические подходы к изучению сознания человека. Проблема связывания. Синхронизация в нейронных сетях. Теория «глобального рабочего пространства» Баарса.

  3. Изучение элементов сознания у животных. Характеристики сознания человека, зачатки которых были исследованы у животных:

  4. Развитие мозга в эволюции человека. Формирование мышления, речи, сознания, материальной культуры человека.


Смотрите также:
Вопросы к экзамену по курсу "Основы нейробиологии"
58.6kb.
1 стр.
«Основы нейробиологии»
27.6kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену по курсу "Основы криптографии с открытым ключом "
30.62kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену по курсу «Теоретические основы компьютерной безопасности»
38.08kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену по курсу «Западноевропейское искусство эпохи барокко и классицизма»
16.67kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по курсу Современные отечественные системы автоматизации
1274.23kb.
9 стр.
Примерные вопросы к экзамену по курсу «История», «Отечественная история»
23.56kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену по курсу "История отечественной литературы второй трети XIX века"
1862.14kb.
12 стр.
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Основы гму»
3510.04kb.
16 стр.
Вопросы к экзамену по курсу «Психодиагностика»
14.84kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену по курсу "Операционные системы"
26.99kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену по курсу «Социолингвистика»
58.16kb.
1 стр.