Главная
страница 1

Программа элективного курса для 7 кл. «Работа с источниками информации».

Учитель русского языка и литературы ГОУ Центра образования №1433

Клочневой Татьяны Владимировны


Клочнева Татьяна Владимировна

учитель русского языка и литературы

ГОУ ЦО № 1433 г. Москвы
Программа

элективного курса

Проектно-исследовательская деятельность учащихся Работа с источниками информации
Пояснительная записка
Элективный курс « Проектно-исследовательская деятельность учащихся. Работа с источниками информации» носит развивающий характер, предназначен для изучения в YII – YIII классах общеобразовательных учреждений как продолжение программы формирования и развития учебно-познавательной компетенции (целенаправленного развития общеучебных умений) учащихся в рамках стратегического образовательного приоритета общеобразовательного учреждения или в рамках стратегического образовательного приоритета деятельности самого учителя. Элективный курс «Проектно-исследовательская деятельность учащихся. Работа с источниками информации» также является частью более длительной программы проектной и исследовательской деятельности школьников, приоритетная цель которой заключается «в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний». (См.: Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы от 20.11. 2003 № 2-34-20)

ЦЕЛИ:

  1. Формирование у учащихся функциональных навыков (лучше: умений) работы с источниками информации как важнейший этап организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в дальнейшем.

  2. Развитие навыков учебно-познавательной компетенции (лучше: общеучебных умений) учеников YII-YIII классов.

  3. Углубление и расширение знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку и литературе.

Формирование программы представляет собой частный случай практического осуществления методики компетентностного подхода к обучению русскому языку и литературе с целью проектирования желаемого результата по данным учебным предметам в среднем звене базовой школы. Программа направлена на решение наиболее актуальных проблем, связанных с обучением учащихся, на корректирование их знаний, умений и навыков, мотивации учения (может применяться в классах с разными уровнями ЗУН учеников). «Несомненно, метод проектов весьма эффективен с точки зрения формирования у учащихся того набора компетентностей, которые необходимы для успеха их будущих профессиональных занятий». (С.76. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск: Изд-во Том. Ун-та; М.: Изд-во «Барс», 1997. - 392с.) Программа элективного курса предполагает развитие общеучебных навыков (лучше: умений), их практическое усвоение на основе специальных знаний, и специальных умений и навыков, необходимых школьникам для дальнейшего успешного усвоения программ основных учебных курсов, а также для успешной подготовки учащихся к освоению проектной и исследовательской деятельностью. Основное отличие от обычного усвоения материала учебных дисциплин в теоретическом обосновании необходимости тех или иных видов деятельности, обеспечивающей нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.

Одним из необходимых условий реализации программы является формирование у учащихся готовности и решимости участвовать в творческом освоении учебного материала, ответственности за результат этой работы.

Программа предполагает ее ежегодную и тактическую конкретизацию и естественную корректировку, а также увеличения количества часов на выполнение практических работ и применение ее в течение двух лет. Это позволяет четко определить основные и обеспечивающие процессы, отделить деятельность, направленную на стабилизацию процесса обучения школьников данным учебным дисциплинам, от деятельности, способствующей развитию учащихся в целом.


Программа

(68 час.)



Проектно-исследовательская деятельность учащихся. Работа с источниками информации.
Понятие о проектной и исследовательской деятельности ученика, ее роль в успешном усвоении основных учебных дисциплин. (5 часов) Что такое метод проектов? Цели создания проекта. Учебно-управленческие навыки (лучше: умения) компетентностного подхода при реализации проекта. Учебно-информационные навыки (лучше: умения) компетентностного подхода при реализации проекта. Учебно-логические навыки (лучше: умения) компетентностного подхода при реализации проекта. Работа с источниками информации как важнейший этап подготовки ученика к проектной деятельности. Понятие об учебно-исследовательской работе. Портфолио деятельности. Общие требования к оформлению проекта. Презентация результатов работы.

Информация. (1 час) Коммуникативный процесс. Понятие об информационном подходе, об информации. Источники информации. Сведения и информация. Средства передачи информации. Получатель информации. Раскодирование и интерпретация информации.

Источники информации. Литературные источники информации. (25 час) Понятие о логически организованном поисковом процессе, сосредоточенном на разрешаемой в литературном произведении проблематике. Анализ в рамках синтеза, или стремление к аналитическому изучению художественного произведения без нарушения целостной картины мира, воссозданной в этом произведении. Соблюдение принципа единства формы и содержания. Пути анализа литературного произведения. Уровни анализа литературного произведения. Раскодирование информации, содержащейся внутри произведения. Понятие о литературном моделировании как действенном приеме в усвоении и применении литературоведческих понятий, умении с их помощью распознавать информацию в литературе. Литературный эксперимент как метод познания литературных явлений. Литературоведение и литературная критика. Литературоведческий словарь.

Коммуникативные источники информации. (4 часа) Организационные формы. Диалог. Полилог, Интервью. Анкетирование. Диспут. Полемика.

Электронные источники информации. (8 часов) Организация поиска в сети «Интернет». Электронная библиотека. Межбиблиотечный абонемент. Интерактивный проект. Электронная почта как средство получения информации. Форум.

Цифровые источники получения информации. (2 часа)

Усвоение содержания текста. (11 часов) План простой и сложный, его графическое оформление. Тезисы. Тезисный план. Цитирование. Цитатный план. Пометки, выписки. Конспектирование. Обработка информации, полученной из коммуникативных источников. Схемы. Таблицы. Графики. Диаграмма, Создание картотеки. Электронная картотека. Аудиотека. Видеотека. DVDтека.

Интерпретация усвоенного текста. (12 часов) Создание вторичного текста. Виды вторичных (собственных) текстов на основе извлеченной информации. Аннотация. Отзыв. Рекомендация. Рецензия. Сообщение. Доклад. Реферат. Разные виды сочинений на литературную тему: эссе, портрет, очерк, статья. Создание презентации.

Клочнева Татьяна Владимировна

учитель русского языка и литературы

ГОУ ЦО № 1433 г. Москвы
Элективный курс

Проектно-исследовательская деятельность учащихся Работа с источниками информации


Календарно – тематическое планирование учебного материала на учебный год.
Предмет – русский язык (элективный курс)

Школьный компонент


Классы – 7, 8

Учитель - Клочнева Т.В.

Количество часов – 2

Программа – Клочнева Т.В.


Планирование. ( 68)




м




часы

1


2

Сент.

Метод проектов (Консалтинговый экскурс в историю). Понятие об учебно-исследовательской работе.

Информационный подход в организации проектной деятельности учащихся. Учебно-управленческие умения учащихся Y II – YIII класса. Тема. Цели и задачи работы. План. Конечный результат.

1
1


3

4



Сент.

Информационный подход в организации проектной деятельности учащихся. Основная проблема. Гипотеза. Пути исследования материала.

Создание личного портфолио как индивидуальной летописи проектной и исследовательской деятельности ученика. Общие требования к оформлению текстов.

1
1



5


6

Сент.

Информация и ее источники. Поиск источников информации. Необходимая книга. Поиск. Содержание незнакомой книги.

Учебно- логические умения учащихся YII-YIII классов. Понятие о логически организованном поисковом процессе, сосредоточенном на разрешаемой проблеме. Литературные первоисточники. Анализ в рамках синтеза. Пути анализа литературного произведения.

1

1


7


8

Сент.

Понятие о логически организованном поисковом процессе, сосредоточенном на разрешаемой проблеме. Анализ в рамках синтеза. Мировоззренческий уровень анализа литературного произведения.


Практическое занятие.


2

9

10


Октябрь

Понятие о логически организованном поисковом процессе, сосредоточенном на разрешаемой проблеме. Анализ в рамках синтеза. Методологический уровень анализа литературного произведения


Практическое занятие.



2

11

12



Октябрь

Понятие о логически организованном поисковом процессе, сосредоточенном на разрешаемой проблеме. Анализ в рамках синтеза. Идейно-тематический уровень анализа литературного произведения.

Практическое занятие.

2

13

14


Октябрь

Понятие о логически организованном поисковом процессе, сосредоточенном на разрешаемой проблеме. Анализ в рамках синтеза. Жанровые особенности литературного произведения.


Практическое занятие.

2

15

16


Ноябрь

Понятие о логически организованном поисковом процессе, сосредоточенном на разрешаемой проблеме. Анализ в рамках синтеза. Фабула, сюжет, композиция. Их роль в раскрытии авторского замысла.


Практическое занятие.

2

17

18


Ноябрь

Понятие о логически организованном поисковом процессе, сосредоточенном на разрешаемой проблеме. Анализ в рамках синтеза. Анализ эпизода (алгоритм)

Практическое занятие.


2

19

20


Ноябрь

Понятие о логически организованном поисковом процессе, сосредоточенном на разрешаемой проблеме. Анализ в рамках синтеза. Система образов литературных героев.

Практическое занятие.

2

21

22


Ноябрь

Анализ в рамках синтеза. Разновидности собственных текстов. Характеристика (портрет) литературного героя.

Практическое занятие.

2

23

24


Декабрь

Понятие о логически организованном поисковом процессе, сосредоточенном на разрешаемой проблеме. Анализ в рамках синтеза. Авторский стиль произведения. Языковой разбор текста.


Практическое занятие.

2


25

26



Декабрь

Понятие о существенных признаках объекта. Особенности стихотворного текста.


Практическое занятие.

2


27

28



Декабрь

Понятие о существенных признаках объекта. Особенности драматургического текста.

Практическое занятие.


2


29
30



Декабрь

Литературоведческий эксперимент как средство получения информации


Литературоведческое моделирование как средство получения информации

1
1



31
32

Январь

Понятие о литературной критике и литературоведении.


Работа с литературоведческим словарем, со справочником по теории литературы (со словарем лингвистических терминов, справочниками по теории языкознания)

1
1


33
34



Январь


Усвоение содержания текста. План (простой и сложный)
Тезисы.

1
1


35
36



Январь

Тезисный план

Цитирование

1
1


37

38



Январь

Конспектирование письменного текста.

Цитатный план.

1
1


39
40

Февраль

Пометки, выписки.

Конспектирование письменного текста.

1
1


41


42

Февраль

Создание вторичного текста. Виды вторичных (собственных) текстов на основе извлеченной информации. Аннотация. Отзыв. Рекомендация. Рецензия.

Практическое занятие.


2

43
44


Февраль

Сообщение. Практическое занятие.


Доклад. Практическое занятие.

1
1


45

46



Март

Доклад. Практическое занятие.


Реферат. Практическое занятие.


1
1

47
48



Март

Реферат. Практическое занятие.


Отчет. Практическое занятие.

1
1


49

50


Март

Электронные источники информации. Организация поиска в сети «Интернет»


Практическое занятие.

2


51

52


Март

Использование электронной библиотеки. Возможности работы по межбиблиотечному абонементу.


Работа с электронными словарями и энциклопедиями.

1

1




53

54


Апрель

Организационные формы диалога и полилога. Совместная работа в группах, творческих объединениях


Интервью

1

1



55
56



Апрель

Анкетирование. Обработка информации. Составление диаграмм.

Практическое занятие. Обработка информации. Составление схем, таблиц, графиков, диаграмм.

2

57

58


Апрель

Дискуссия и полемика.


Практическое занятие.

2



59
60



Апрель

Понятие об интерактивном проекте. Участие в работе различных форумов

Практическое занятие.

2


61
62




Май

Эпистолярный стиль речи. Основные признаки.


Электронная почта как средство получения информации.

1
1


63
64



Май

Использование цифровых источников в получении «живой» информации


Использование аудио-, видео-, фото- материалов в проектной работе.

1



65
66


Май

Систематизация материалов. Создание электронной картотеки


Практическое занятие.

1
1




67

68


Май

Обобщение результатов исследования. Требование к бумажному оформлению проекта


Подготовка к презентации

1

1










Смотрите также:
Программа элективного курса для 7 кл. «Работа с источниками информации»
147.86kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Программа элективного курса «Энергия будущего»
302.6kb.
1 стр.
Пояснительная записка Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис»
749.63kb.
4 стр.
Программа элективного курса «Карликовые государства Евразии»
74.8kb.
1 стр.
Программа элективного курса 11 класс 70 часов «Интерактивный курс подготовки к егэ по русскому языку»
2031.32kb.
11 стр.
Пояснительная записка. Программа элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права»
60.17kb.
1 стр.
Программа элективного курса по литературе «Анализ художественного произведения»
181.08kb.
1 стр.
Программа элективного курса по обществознанию. Глобальный мир в XXI веке Программа элективного курса по обществознанию
245.43kb.
1 стр.
Программа элективного предмета в 11 классе. «Русская литература конца ХХ начала ХХI века.»
206.5kb.
1 стр.
Программа Элективного курса по черчению Для учащихся 9 -х классов
198.34kb.
1 стр.
Программа элективного курса для учащихся 9 классов основной школы Т. И. Смирнова
400.29kb.
3 стр.
Программа элективного курса профильного обучения по английскому языку для 10 11 классов
124.6kb.
1 стр.