Главная
страница 1


УТВЕРЖДЕНА

приказом министерства

образования и науки

Самарской области

от 15.04.2011 № 62-од

Программа квалификационных испытаний

для аттестации педагогических работников

по должности «мастер производственного обучения»

Содержание








Стр.


Пояснительная записка


3

Содержание программы квалификационных испытаний


5

Примерные тестовые задания


9

Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого)


15

Список рекомендуемой литературы и Интернет -источников


16




Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности «мастер производственного обучения» с целью подтверждения соответствия занимаемой должности и для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).

Аттестация педагогических работников по должности «мастер производственного обучения» представляет собой установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к должности, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), на основе оценки их профессиональной деятельности.

Аттестация педагогических работников осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03. 2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Цель квалификационных испытаний - оценить уровень знаний испытуемого по вопросам, связанным с осуществлением им своей профессиональной деятельности по занимаемой должности, а также оценить уровень теоретической подготовленности к выполнению требований, предъявляемых к квалификационным категориям (первой или высшей).

Квалификационное испытание проводится в форме письменного экзамена (тестирование). Испытуемому предлагается выполнить тест, состоящий из четырех блоков:

А. Правовой

В. Психолого-педагогический

C. Предметно-методический

D. Информационно-коммуникативный

Общее количество тестовых заданий 21.Основная форма тестовых заданий - задания закрытого типа (задания множественного выбора, задания на установление соответствия, задания на установление правильной последовательности действий/операций).

Правильное выполнение тестового задания оценивается 1 баллом. За правовой блок максимальный балл - 3, за психолого-педагогический - 6, за предметно-методический - 8, за информационно-коммуникативный – 4.

Положительное заключение о сдаче квалификационных испытаний с целью подтверждения соответствия занимаемой должности дается при наличии суммарной оценки по четырем блокам – не менее 70%.

Положительное заключение о сдаче квалификационных испытаний для установления соответствия требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, дается при наличии суммарной оценки по четырем блокам для первой квалификационной категории – не менее 80%, для высшей квалификационной категории – не менее 90 %.

Программа квалификационных испытаний состоит из пояснительной записки, содержания программы квалификационных испытаний, набора примерных заданий комплексного информационного теста, инструкции по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого), списка рекомендуемой литературы и Интернет - источников.

Содержание программы квалификационных испытаний

Правовой блок

Закон Российской Федерации «Об образовании».

Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования.

Основные принципы российской образовательной политики:

обеспечение доступности образования;

повышение качества образования;

обеспечение структурных изменений системы образования;

расширение институтов общественного участия в развитии и управлении образованием.

Современная модель развития образования на период до 2020года.

Концепция федеральной целевой программы развития образования до 2020 года.

Приоритетный национальный проект «Образование».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации и Самарского региона.

Концепция вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования (утверждена распоряжением министерства образования и науки Самарской области от 12.08.2010 № 524-р).

Система образования в Российской Федерации (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское образование, дополнительное образование). Формы получения образования.

Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования: организационно-правовые формы, виды.

Правовые основы функционирования образовательного учреждения начального и среднего профессионального образования. Устав образовательного учреждения как основной документ, регламентирующий его деятельность. Типовые положения об образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. Локальные акты образовательного учреждения.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального/среднего профессионального образования: компетенция и ответственность образовательного учреждения при введении и реализации.

Структура и содержание федеральных государственных образовательных стандартов начального/среднего профессионального образования.

Понятие «основная профессиональная образовательная программа». Порядок разработки и реализации основной профессиональной образовательной программы в образовательных учреждениях начального/среднего профессионального образования.

Конвенция о правах ребенка.

Особенности образовательной политики и специфики образовательного учреждения, в котором работает аттестуемый педагогический работник.

Нормативно-правовая база охраны труда работников и охраны здоровья обучающихся.

Санитарно-эпидемиологические и противопожарные требования к организации образовательного процесса.

Особенности регулирования труда педагогических работников, режима рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений. Права работников образовательного учреждения, их социальные гарантии и льготы.

Нормативно-правовая база социальной защиты обучающихся в системе образования. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся.



Психолого-педагогический блок

Основы педагогики, психологии.

Теория и методика управления образовательными системами.

Методы и средства управления образовательным процессом.

Методики профессионального воспитания обучающихся.

Основы здоровьесбережения в образовательном процессе.

Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе.

Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

Технологии педагогической диагностики.

Предметно-методический блок

Учебные программы практики (учебной, производственной, преддипломной).

Технология производства по профилю обучения.

Правила технической эксплуатации производственного оборудования.

Методики профессионального обучения обучающихся.

Методы развития мастерства.

Методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой).

Современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода.



Информационно-коммуникативный блок

Информационные ресурсы, методы и приемы поиска, анализа, структурирования информации из различных ресурсных источников.

Дидактические возможности ИКТ, назначение и функционирование ПК, устройства ввода-вывода информации, компьютерные сети и возможности их использования в образовательном процессе.

Электронные образовательные ресурсы, ориентированные на предметно-профессиональную деятельность педагога, цифровые образовательные ресурсы.

Приемы организации личного информационного пространства, интерфейс операционной системы, приемы выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основные приемы ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов.

Приемы подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью деятельности мастера производственного обучения средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.):

ввод текста с клавиатуры и приемы его форматирования;

подготовка раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовые приемы работы с инструментами векторной графики;

приемы работы с табличными данными (составление списков, информационных карт, простые расчеты);

приемы построения графиков и диаграмм;

методика создания педагогически эффективных презентаций.

Простейшие приемы подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики:

приемы коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах;

приемы вывода изображений на печать, записи на CD.

Базовые сервисы и технологии Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности:

приемы навигации и поиска образовательной информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;

приемы работы с электронной почтой;

приемы работы с файловыми архивами.


Примерные тестовые задания*

А. Правовой блок




п/п

Задание (вопрос)

А.1

Выберите правильный ответ и закончите предложение

«Согласно Конвенции ООН о правах ребенка (Ст.28) государства – участники признают право ребенка на образование и с целью постепенного достижения осуществления этого права вводят бесплатное и обязательное … ».

А. высшее образование

Б. общее среднее образование

В.среднее профессиональное образование

Г. начальное образование




А.2

Укажите политико-правовой акт, который гарантирует права граждан Российской Федерации на образование.

А. Конституция Российской Федерации

Б. Закон Российской Федерации «Об образовании»

В. Трудовой кодекс Российской Федерации

Г. Гражданский кодекс Российской Федерации



А.3

Выберите правильный ответ и закончите предложение.

«Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» (гл.1 ст.7) в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, которые включают в себя требования к …

- структуре основной образовательной программы;

- условиям реализации основной образовательной программы;

- …. … …. ».

А. перечню учебных дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик)

Б. последовательности изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей

В. видам учебных занятий

Г. результатам освоения основной образовательной программы




В. Психолого-педагогический блок


п/п

Задание (вопрос)

В.1

Установите соответствие между некоторыми понятиями и определениями педагогики профессионального образования.


Понятия

1.Профессиональное

воспитание

2.Професиональное обучение

3.Профессиональная квалификация


Определения

А. Ступень профессиональной подготовленности рабочего/специалиста к выполнению того или иного вида труда определенного качества и определенной сложности

Б. Специально организованный и управляемый процесс непосредственной передачи профессиональных знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности от педагога к обучающимся с целью развития готовности к профессиональной деятельности

В. Специально организованный и управляемый процесс включения обучающихся в различные социально-профессиональные отношения с целью развития у них профессионально значимых личностных качеств и готовности к профессиональной деятельности






В.2

Среди перечисленных основных структурных единиц педагогической деятельности укажите системообразующую единицу.

А. Цель


Б. Мотив

В. Педагогические действия (операции)

Г. Результат


В.3

Расставьте в правильной последовательности этапы педагогического диагностирования.

А. Этап планирования диагностических действий

Б. Этап сбора диагностических данных

В. Подготовительный этап диагностики

Г. Формулирование выводов и заключений

Д. Анализ диагностических данных




В.4

Выберите правильный ответ и закончите предложение.

«При проведении педагогического исследования для сбора и накопления данных могут использоваться следующие методы : … ».

А. самооценка, рейтинг, педагогический консилиум

Б. наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование

В. устный опрос, выполнение практических заданий, шкалирование

Г. математические, статистические, графические, табличные




В.5

Укажите причины, которые могут вызвать профессиогенный стресс

А. Опасности, исходящие от техники и искусственной среды обитания

Б. Опасности, связанные с особенностями социальной среды

В. Опасности, связанные с условиями, средствами, технологией, режимом профессиональной деятельности

Г. Особенности отдельных черт личности


В.6

Укажите предпочтительную стратегию поведения в конфликте, если сохранение отношений с оппонентом и достижение результата важны одинаково.

А. Избегание

Б. Соперничество

В. Приспособление

Г. Компромисс

Д. Сотрудничество





С. Предметно-методический блок




п/п

Задание (вопрос)

С.1

Укажите вид деятельности мастера производственного обучения, который не является основным в учреждениях начального профессионального образования.

А. Учебно- производственная деятельность

Б. Воспитательная работа

В. Учебно-методическая работа

Г. Опытно- экспериментальная деятельность исследовательского характера

Д. Организационно-управленческая деятельность

Е. Эксплуатационно-обслуживающая деятельность


С.2

Установите соответствие между наименованием основных видов деятельности мастера производственного обучения и их краткой характеристикой.

Виды деятельности

1.Учебно- производственная

2.Учебно-методическая

3.Организационно-управленческая

4.Эксплуатационно-обслуживающая


Характеристика

А. Организация внеучебной деятельнос-ти обучающихся

Б. Текущий ремонт и техническое обслуживание оборудования учебно-производственных мастерских

В. Ведение учебных занятий в период практического (производственного) обучения

Г. Разработка рабочей учебно- программной документации

Д. Обеспечение режима работы обучающихся в учебно-производственных мастерских







С.3

Выберите правильный ответ и закончите предложение.

«Содержание федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения основывается …».

А. на уровневом подходе

Б. на компетентностном подходе

В. на концептуальном подходе


С.4

Какое определение понятию «компетенция» дается в федеральных государственных образовательных стандартах НПО/СПО нового (третьего) поколения?

А. Компетенция - личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач

Б. Компетенция - система знаний, умений, личностных качеств, практического опыта, определяющая готовность личности к успешной профессиональной деятельности в определенной области

В. Компетенция - формально описанные требования к личности, профессиональным и другим качествам специалиста под конкретное рабочее место

Г. Компетенция - знания, опыт в той или иной профессиональной области


С.5

Какая группа ответов правильно отражает иерархию понятий: дидактика, частная методика, педагогика?

А. Педагогика, дидактика, частная методика

Б. Педагогика, частная методика, дидактика

В. Дидактика, педагогика, частная методика

Г. Дидактика, частная методика, педагогика


С.6

Среди перечисленных методов обучения, укажите наименее

предпочтительный метод производственного обучения.

А. Метод показа трудовых действий

Б. Тренировочный метод

В. Монологический метод

Г. Алгоритмический метод

Д. Эвристический метод


С.7

Укажите ответ, в котором приведена классификация инструктажа по

количеству охватываемых обучающихся.

А. Вводный, текущий, заключительный

Б. Индивидуальный, групповой, фронтальный

В. Письменный, устный

Г. Полный, с информационными пробелами, избыточный




С.8

Установите соответствие между видом инструктажа и его целью.

Вид инструктажа

1.Вводный инструктаж

2.Текущий инструктаж

3.Заключительный

инструктаж


Цель инструктажа

А. Контроль за правильностью выполнения

учебно-производственных работ

Б. Подведение итогов выполнения

учебно-производственных работ

В. Подготовка обучающихся к предстоящей

учебно-производственной работе





D. Информационно-коммуникативный блок




п/п

Задание (вопрос)

D.1

Установите соответствие между приложениями MS Office и их назначением.

Приложения MS-Office Назначение

1. MS Word А.Работа с электронными таблицами

2. MS Excel Б. Создание и редактирование текста

3. Power Point В. Создание презентаций

Г. Создание и редактирование

баз данных




D.2

Какой из предложенных поисковых каталогов является российским?

А. www.rambler.ru

Б. www.mckinley.com

В. www.w3.org

Г. www.lib.umich.edu


D.3

Укажите правильную последовательность операций при отправке

электронного письма с вложением.

А. Ввести электронные адреса отправителя и получателя почты

Б. Прикрепить требуемые файлы

В. Зайти в электронный почтовый ящик, используя свой логин и

пароль


Г. Отправить почту


D.4

Закончите предложение.

«Пункт меню «Файл» редактора Word (MS Office 2003) не содержит команды…».

А. создать

Б. открыть

В. шрифт

Г. сохранить




* На основании тестовых заданий формируется комплексный информационный тест для испытуемого


Инструкция

по выполнению комплексного информационного теста

(для испытуемого)

На выполнение комплексного информационного теста дается 1 час

(60 минут). Комплексный информационный тест состоит из 21 тестового задания. Основная форма тестовых заданий: задания с выбором ответов, задания на установление соответствия, задания на установление правильной последовательности операций. Правила оформления ответов представлены в таблице.





вопроса

Инструкция по использованию

1

А.1, А.2, А.3

В.2, В.4, В.5, В.6

С.1, С.3,С.4,С.5 С.6, С.7

D.2, D.4


Выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа, и запишите ее в соответствующую строку бланка ответов.

Например: А.



2

В.1

С.2, С.8


D.1

Соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов цифру из столбца 1 и соответствующую ей букву (буквы) из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв.

Например:



№ задания

Вариант ответа

1

1-В

2-Б


3-А




3

В.3

D.3


Расставьте в правильной последовательности перечисленные операции/действия.

В результате выполнения Вы получите зафиксированную последовательность букв.

Например:

№ задания

Вариант ответа

1

Б-В-Г-А




Список рекомендуемой литературы и Интернет – источников


  1. Борытко Н.М.Диагностическая деятельность педагога. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. Учебное пособие. - М.: Исследовательский центр подготовки специалистов, 2000.

  3. Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию. Учебное пособие.- М.: Домодедово: ВИПК МВД России, 1999.

  4. Жуков Г.Н. Основы педагогических знаний мастера производственного обучения. Учебное пособие. - М.: Изд.отдел НОУ ИСОМ, 2005.

  5. Кругликов Г.И. Воспитательная работа мастера производственного обучения - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

  6. Колесникова И.А., Гочакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование -М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  7. Носкова О.Г. Психология труда.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.

  8. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. Батышева С.Я. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.

  9. Сергеева Т.А. Проектирование учебного процесса. Методические рекомендации. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  10. Справочник мастера производственного обучения. Под ред. Ю.Я.Якубы.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.

  11. Скакун В.А. Методика производственного обучения в схемах и таблицах. Методическое пособие.- М.: Издательство ИРПО, 1997.

  12. Сластенин В.А., Каширин В.П.Психология и педагогика.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  13. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  14. Трудовой кодекс (ТК) Российской Федерации от 30.12.2001 № 197- ФЗ.

  15. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

  16. Якуба Ю.А. Современные методы контроля качества производственного обучения. Методические рекомендации. -М.: Издательский отдел НОУ ИСОМ, 2004.

Интернет – источники

1. http:// www.edu.ru/

2. http:// www.irpo.ru/

3. http:// www.educat.samregion.ru/

4. http:// www.cposo.ru/

3. http:// www.ozpp.ru/zknd/obra/

4. http:// www.garant.ru/



5. http:// www.un.org/russian/document/convents/childcon.htm/




Смотрите также:
Программа квалификационных испытаний для аттестации педагогических работников по должности «мастер производственного обучения»
193.86kb.
1 стр.
Программа квалификационных испытаний для аттестации педагогических работников по должности
166.36kb.
1 стр.
Программа квалификационных испытаний для аттестации педагогических работников по должности «педагог-организатор»
168.28kb.
1 стр.
Результаты заседания Городской аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников о подтверждении соответствия занимаемой должности педагогических работников государственных образовательных учреждений от 29. 01. 2013г
154.19kb.
1 стр.
2011 г. С. С. Сидякин 2011 г. Положение о мастере производственного обучения
55.87kb.
1 стр.
Новая аттестация педагогических работников
186.68kb.
1 стр.
Разработка урока производственного обучения инновационного типа Горбунова Тамара Николаевна, мастер производственного обучения
344.36kb.
1 стр.
Программа производственного обучения (базовый и специальный курс) Профессия 32. 23
1354.67kb.
7 стр.
Процедура аттестации педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Московской области
178.99kb.
1 стр.
Программа обучения по охране труда работников организаций
242.22kb.
1 стр.
Из опыта работы мбоу «Конёвская сош» по организации аттестации педагогических работников
69kb.
1 стр.
Вопросы для проведения квалификационных испытаний в форме экзамена или собеседования для учителей физики
51.65kb.
1 стр.