Главная
страница 1


МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«Интерьер и стилистика»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по направлению

070801.65 «Декоративно-прикладное искусство»
Кафедра «Декоративно-прикладного искусства и этнодизайна»
Дисциплина «Интерьер и стилистика»
Направление 070801 – «Декоративно-прикладное искусство»
Квалификация художник ДПИ (худ. керамика)

Форма обучения очная дневная


Лекционные занятия 10 ч.
Практические занятия 10 ч.
СРС 30 ч.

Объем дисциплины 50 ч.


Статус дисциплины основная
Составитель: доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и этнодизайна

института изобразительных искусств и музейных технологий



ФГОУ ВПО "ТГАКИСТ" Р.Х. Чаббаров
СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка………………………………………………

3



Цели и задачи дисциплины………………………………………….

4



Общая трудоёмкость дисциплины…………………………………..

5



Содержание дисциплины……………………………………………

6

1.1


Тематический план лекционных занятий……………………...…...

7

1.2


Содержание лекционных занятий…………………………………..

7

1.3


Тематический план практических занятий ………………………

12

1.4


Содержание аудиторных практических занятий………………….

12



Вопросы для самоконтроля………………………………………….......................

14



Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………….............................................................

16



Формы отчётности……………………………………………………

16



Библиографический список…………………………………………...

17

Пояснительная записка

Место дисциплины

в профессиональной подготовке выпускников
В учебном плане дисциплина входит в состав блока специальных дисциплин для студентов направления 07801.65 «Декоративно-прикладное искусство». Стандартом высшего профессионального образования направления «Декоративно-прикладное искусство» определены требования к обязательному содержанию дисциплины. В процессе специального профессионального образования, студентам необходимо получать не только знания об основных современных течениях интерьера, но их классификацию и историю развития.

Современный интерьер прошел сложный путь исторического развития на протяжении многих веков. Постепенно были выработаны законы и правила формирования интерьера, соответственно в том или ином стиле. Курс «Интерьер и стилистика» согласно рабочему учебному плану включен в блок специальных дисциплин и является дисциплиной по выбору, и логически связан с дисциплинами «Проектирование», «Цветоведение и колористика», «Академическая живопись», «Технический рисунок», «История искусств».




2. Цель и задачи дисциплины

Цель: формирование представления о стилевых особенностях интерьера и элементов организующих его пространство.
Задачи:

  • изучение проявления стилистических характеристик и особенностей интерьера;

  • формирование представлений о функциональном зонировании интерьерного пространства;

  • выработка навыков проектной деятельности;

  • формирование навыка синтезирования возможных решений.




  1. Требования к уровню освоения курса дисциплины

Знать:


- различные архитектурные стили и направления;

- хронологию и отличительные черты и свойства стилей;

- стилистические характеристики и направления в решении пространства интерьера;

- основные формообразующие и колористические составляющие интерьера;

Уметь:


  1. создавать эскиз стилистического решения интерьера в перспективе;

  2. передавать световоздушное пространство средствами проектной графики;

  3. использовать различные графические средства в передаче фактур отделочных материалов;

  4. компоновать элементы изображения в формате планшета;

  5. определять композиционно-художественные достоинства того или иного интерьера.




  1. Общая трудоёмкость дисциплины

Общий объем дисциплины по учебному плану составляет 50 часов. В том числе 10 часов лекционных занятий и 10 практических занятий, учебным планом предусмотрен зачет на девятом семестре. Самостоятельная работа студентов составляет 30 часов.




  1. Содержание дисциплины

При создании программы лекционных и практических занятий используются методики преподавания: Г.Е. Тарасевича, В.Л. Грохотова, Е.В. Павлиновой, О.В.Чернышева, В.Б. Устина.

Лекционные занятия призваны научить студентов пониманию различных архитектурных стилей и направлений. Раскрываются понятия стилевых особенностей. Изучаются основные стилей и их хронология. Изучаются приемы создания различных видов композиции, определяемых развитием силовых линий и отношений между элементами композиции. Значительная доля времени посвящена проработке понятий выразительности, целостности, в различных видах композиции в интерьере. Изучаются выразительные средства и законы композиции: пропорции, модуль, композиционный масштаб, приемы управления активностью средств композиции и гармонизации пространства интерьера. Стилизация рассматривается как метод художественной организации знаковых и живописно-графических искусственных систем. Затрагиваются вопросы теории света и цвета: правил сочетания цветов спектра, свойства цвета и применение цвета в интерьере. Студенты знакомятся с модульной системой как частью науки комбинаторики и ее использованием в формировании интерьера. Рассматриваются плоскостные и объемные композиции, формируется понимание тектоники как технологического принципа морфологии, понимание принципов организации интерьера.

Создавать пространство интерьера и разрабатывать до степени проектной готовности, выполнять различные виды графических работ.

Качество знаний, умений и навыков студентов проверяется в результате

устного зачета и графической работой на планшете 50*70см. По сумме оценок устного ответа и выполненного задания выводится средняя арифметическая оценка.

4.1. Тематический план лекционных занятий 5 курс 9 семестр




Наименование тем

Кол-во часов

1

Основные архитектурные стили Западной Европы.

2

2

Интерьер барокко и рококо.

2

3

Интерьер классицизма.

2

4

Интерьер девятнадцатого века.

2

5

Интерьер двадцатого века.

2




Всего:

10

4.2. Содержание лекционных занятий
Раздел содержит разработку тем лекционных занятий в соответствии с тематическим планом. В программе дисциплины предусмотрено изучение различных архитектурных стилей и их хронология. Характерные черты, особенности архитектурных стилей различных стран. Выявление наиболее главных, характерных черт стилей в интерьере для первоначального изучения.

Тенденции развития современного интерьера, основоположников и теоретиков течений и направлений архитектуры, выдающихся зодчих двадцатого века. Основные архитектурные постройки.



1. Основные архитектурные стили Западной Европы.

  • Романский период.

План:

- Дороманский период.

- Жилой интерьер.

- Типы построек и основные тенденции (каркасные постройки «фахверки»). -- «Пфальц» тип господского поместья.

- Светский интерьер дороманского периода основные черты и характер построек.

- Культовый интерьер. Основные черты центрический план, возрождение величественного и декоративного пышного римской византийской архитектуры.



  • Готика.

План:

- Ранняя готика (втор. пол. 12 в.- нач. 13 в.)

- Высокая готика (13 в.- втор. пол. 14 в.)

- Поздняя («Пламенеющая») готика (кон. 14- 15 в.)



  • Барокко и рококо.

План:

- Раннее барокко (переходный стиль).

- Стиль Людовика 13(1643-1715).

- Зрелое Барокко

- Стиль Людовика 14 (1643-1715)

- Стиль «Регентства» (1715-1720);

- Стиль Людовика 15 (1720-1765);


  • Классицизм.

План:

- Культовый интерьер. Излюбленная идея классицизма - идея ротонды., использование трехнефного пространства единой высоты.

- Общественный и жилой интерьер. Возникновение нового типа общественного интерьера с ясной и простой организацией пространства. К новым типам относятся выставочные залы, библиотечные интерьеры, палаццо. В жилом интерьере построения пространственной структуры по принципу многоосевой организации строго симметричной схемы. Использование архитектонического решения стен и потолков, основной декор ордер.


  • Эклектика и историзм.

- Неорококо (Франция – стиль Луи-Филиппа) популярности достигает к 1830-1860-е годы, несколько раз возрождается в течении 19 века.

- Второй ампир 1852-1870 годы Франция.

- Неоготика и неоренессанс 1840-1860 годы Германия.

- Английский викторианский стиль 1837-1901гг.

- Историзм в Европ с 1830гг.

- Уильям Моррис его творческие идеи 1860гг.



  • Стиль модерн.

- История возникновения стиля модерн (сецессион).

- Основатели венского сецессиона (Г.Климт, О.Вагнер, Й.Хофман)

- Теоретические критерии модерна.

2. Интерьер барокко и рококо.

План:


  • Культовый интерьер.

- Для усиления впечатления напряженности в культовом интерьере выделяются несколько точек. Многообразие материалов и форм: огромные пилястры и скульптура в нишах, многочисленные архитектурно- пластические детали, применение светлых сортов мрамора, большое количество позолоченных.

  • Светский жилой и общественный интерьер. Украшались скульптурным декором, цветным мрамором, рельефами из золоченной бронзы. Использовались роскошные люстры и мебель

  • Мебель стиля барокко. Используется плавные круги и полукруги, сложные очертания. Для изготовления используется мелкие кусочки фанеры. Стыки шлифуются, полируются, покрываются лаком. Характерная новинка – гнутая ножка, сидения обиваются декоративными тканями - гобелен, глазет, украшаются макетри, бронзовыми накладками и резьбой. Мебель чрезвычайно пышна и помпезна и поэтому намного тяжеловесна и неуклюжа.

3. Интерьер классицизма.

План:


  • Культовый интерьер. Идея ротонды и римского Пантеона.

  • Общественный и жилой интерьер. Отделываются в мягких бледных тонах, очертания зеркал и филенок прямоугольны или завершаются правильной аркой. Повсюду используется один и тот же ограниченный набор декоративных элементов: венки, гирлянды, трофеи, лавр, акант.

  • Мебель эпохи классицизма. В стиле «Луи 16» мебель украшалась с использованием наборного дерева-маркетри, резьбой, тонко чеканная бронзовая накладка , чаще всего в изготовлении использовался массив красного дерева, который покрывался белым лаком с позолотой, В этот период популяры два типа мебели: скромная бытовая, как правило из бука, окрашенная в белый цвет или серый цвет, который декорировался тонкими полосками зеленого , синего или золотого цвета. И более дорогая из красного дерева с резьбой, монументальные формы.

  1. Интерьер девятнадцатого века.

План:

  • Бидермайер. Интерьер в этом стиле это усиление элемента интимности, образец веселого уютного жилья, отличаются выдержанностью пропорций, стены оклеены обоями снежной белизны либо с узорами (цветочками, полосками). Воздушные муслиновые занавески, теплые коричневые тона мебели, развешенные на стенах миниатюры, акварели, гравюры, лента колокольчика и модные дешевые силуэты

  • Эклектика и историзм. Развитие интерьера в сторону большой пышности. Неорококо во Франции интерьеры представляют собой пространство оформленное в пастельных тонах, с применением арабесков и рокайля. Второй ампир в 1852-1870 гг. во Франции, интерьер представляли вызолоченную мебель, тяжелые драпировки, картины в пышных рамах, бронзовые вазы, люстры из дерева, отделанные под бронзу, цветастые шелка.

  • Новые тенденции: сталь, стекло, железобетон. Новаторские идеи в интерьере новых типов зданий - это выставочные павильоны, вокзалы, библиотеки, универмаги, рынки и др. Применение чугунной конструкции в сочетании с железным прокатом и стеклом, возникновение термина «оранжевая архитектура» галерея Виктора Эммануила в Милане (архитектор Д.Менгони 1865-1867) самый крупный пешеходный пассаж, Хрустальный дворец в Лондоне (арх. Дж. Пакстон) для всемирной выставки 1851года.

5. Интерьер двадцатого века.

План:


  • Стиль модерн. Асимметричность композиции, свободная планировка. Интерес к востоку, использование новых отделочных материалов кожи, дерева в сочетании с росписью. Макинтош, Уистлер, Дижиклл, Ван де Велде, Гимар, Гауди.

  • Ар Деко. Постмодерн. Возникновение ар деко, синтез произведений искусства. Творчество Андре Гру – один из престижнейших декораторов 1920 гг., интерьеры в стиле «Луи 16». Развитие ар деко в Америке 1920-30гг.



4.4. Содержание аудиторных практических занятий
Рассматриваются проблемы, связанные формированием стилевых особенностей интерьера, формообразующие и колористические составляющие, создание графическими средствами гармонично организованного пространства интерьера в определенном стиле.

Делается аналитический разбор интерьера по составляющим компонентам (пространственная форма, декор, оборудование).



4.3 Тематический план практических занятий

5 курс 9 семестр


«Интерьер и стилистика »




Виды практических заданий

Кол-во часов

1

Построение перспективы аналога в карандаше .

2

2

Отмывка основных элементов интерьера по выбранному аналогу

2

3

Отмывка теней интерьера.

2

4

Выполнение световых элементов интерьера.

2

5

Нанесение фактур различных отделочных материалов и деталей

2













Итого:

10



4.4.Содержание аудиторных практических занятий

Раздел содержит разработку практических занятий в соответствии с тематическим планом, рекомендуемые материалы и техники выполнения заданий. Часть заданий сопровождается методическими рекомендациями по выполнению перспективы интерьера по выбранному аналогу.

В программе дисциплины на семестр предусмотрены специальное учебное задание по проектированию, с постановкой конкретных учебных задач в каждом задании. Эти задачи преследуют развитие у студентов навыков работы различными графическими материалами, выполнение конкретных требований каждого задания. Кроме того, студенты учатся анализировать возможные варианты, приемы и методы достижения результата. В учебном процессе в зависимости от подготовки и усвоения материала студентами могут быть использованы некоторые из предложенных далее упражнений на усмотрение преподавателя. Упражнения могут выполняться с использованием всех возможных графических материалов, в том числе с использованием компьютера.

1. Построение перспективы аналога в карандаше

1.1. Композиция интерьера на планшете размером 50*70см.

1.2. Исполнение отдельных элементов.

1.3.Построение теней.



2. Отмывка основных элементов интерьера по выбранному аналогу.

2.1. Наведение основных колеров (акварельные краски).

2.2. Отмывка последующими слоями основных элементов.

2.3. Отмывка пола, потолка.

2.4. Отмывка стен.

3. Отмывка теней интерьера

3.1.Отмывка основных падающих и собственных теней.

3.2.Доработка отдельных деталей интерьера, мебели и декора.

4. Выполнение световых элементов интерьера.

4.1.Нанесение основных частей интерьера .

4.2.Проработка отдельных элементов.

4.3.Нанесение бликов.



5. Нанесение фактур различных отделочных материалов и деталей 5.1. Нанесение основных фактур интерьера.

5.2. Доработка фактур.



Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите архитектурные стили Западной Европы в хронологическом порядке?

  2. Основные черты романской архитектуры?

3.Что такое ретроспективизм в архитектуре?

4.Что такое ар деко, как стилистическое течение в искусстве и архитектуре стран Западной Европы и Америки?



  1. Кто такой архитектор Мельников К.С. и его творческий метод в архитектуре?

  2. Назовите основные постройки ар деко и их архитектурные особенности.

  3. Назовите основные архитектурные стили Западной Европы в хронологической последовательности.

  4. Какие архитектурные сооружения и постройки Готики вы знаете?

  5. Назовите архитектурные направления Западной Европы XX в.

  6. Какие свойства и конструктивные особенности соборов Готического стиля вы можете назвать?

  7. Каковы социальные условия возникновения стиля Барокко в искусстве Европы?

  8. Назовите архитектурные памятники классицизма в Западной Европы.

  9. Что такое архитектура Ампира и его характерные особенности?

  10. Эклектизм и причины его появления.

  11. Что такое Русское Барокко и его характерные особенности (постройки)?

  12. Что такое Хай-тек, как одно из направлений новейшей западной архитектуры?

  13. Кто являлся основоположником идей хай-тека 1960-1970 гг.?

  14. В чем заключалась поэзия архитектуры Антония Гауди и отличительные черты его построек.

  15. Назовите особенности архитектурного стиля «Историзм».

  16. Что такое постмодернизм (основные постройки)?

  17. Каковы условия появления и формирования стиля модерн?

  18. Назовите архитекторов постмодерна.

  19. Назовите исторические условия появления пост модерна.

  20. Перечислите архитекторов Барокко.

  21. Назовите отличительные черты русского Барокко от архитектуры западного Барокко.

  22. Назовите особенности архитектуры Ампира в России.

  23. Перечислите современные архитектурные течения в Западной Европе и в Америке.

  24. Каких архитекторов классицизма (Западной Европы и России) вы знаете?

  25. Назовите основные постройки и архитекторов рационализма.

  26. Назовите особенности архитектуры американских небоскребов в начале XX в.

  27. Назовите композиционные особенности фасадов соборов Готики.

  28. Назовите особенности архитектуры неоклассицизма.

  29. Назовите архитекторов русского Барокко.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Учебным планом предусматривается выполнение курсовых работ по дисциплине «Проектирование».

Для проведения лекционных занятий используется: мультимедийная аудитория, обеспеченная компьютером с программой просмотра слайдов.

Для практических занятий используются: бумага ватман формата А1, картон, пластик, самоклеящаяся цветная пленка, водорастворимые краски, кисти, фломастеры, резаки, графические материалы – уголь, карандаш, тушь.


7. Формы отчётности

Практическое задание выполняется за отведенное время, установленное тематическим планом на планшете размерами 50х70 см., графическими материалами. Зачет по дисциплине «Интерьер и стилистика» проводится в устной форме. Практическое задание в форме эскиза рассматривается на зачете.





  1. Библиографический список

Основная литература

  1. Барташевич, А. А. История интерьера и мебели : учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Барташевич. – Ростов на Дону, 2004.

  2. Матюнина, Д. С. История интерьера : учеб. пособие для студентов вузов по специальности «Дизайн архитектурной среды». – Москва : Академический Проект, 2008. – 581с.

  3. Соболев, Н. Н. Стили мебели / Н. Н. Соболев. – Москва, 2004.

  4. Соловьев, Н. К. История современного интерьера / Н. К. Соловьев. –Москва, 2004.

Дополнительная литература



  1. Алпатов, М. В. Всеобщая история искусств / М. В. Алпатов. – Москва, 1987.

  2. Бартенев И. А. Очерки по истории архитектуре / И. А. Бартенев. – Москва,1937.

  3. Каплун, А. И. Стиль и архитектура / А. И. Каплун. – Москва, 1985.

  4. Кес, Д. Стили мебели. Akademiai Riado / Д. Кес. – Издательство академии наук Венгрии. Будапешт, 1979.

  5. Композиция в современной архитектуре. – Москва : Стройиздат, 1973.

  6. Ле Корбюзье, Архитектура 20 века / Ле Корбюзье, Москва,1970.

  7. Мак-Коркодейл, Ч. Убранство жилого интерьера / Ч. Мак-Коркодейл. –Москва, 1990.

  8. Новикова, Е. Б. Интерьер общественных зданий / Е. Б. Новикова. – Москва, 1991.



Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070801. 65 «Декоративно-прикладное искусство»
156.7kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство»
90.17kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»
118.62kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению: 070100. 62 «Инструментальное исполнительство»
174.03kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актёрское искусство»
133.82kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070302 «Хореографическое искусство»
777.07kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070302 «Хореографическое искусство»
201.51kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
1289.01kb.
12 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство»
113.04kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070100. 62 «Музыкальное искусство»
126.94kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070302. 02«Хореографическое искусство»
135.17kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по образовательной программе 051000 «Вокальное искусство»
593.27kb.
4 стр.