Главная
страница 1
ЗАКОН УКРАИНЫ
от 6 декабря 1991 года №1932-ХII
Об обороне Украины
(по состоянию на 7 октября 2010 года)
Настоящий Закон устанавливает основы обороны Украины, а также полномочия органов государственной власти, основные функции и задачи органов военного управления, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, обязанности предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, права и обязанности граждан Украины в сфере обороны.

Раздел I. ОСНОВЫ ОБОРОНЫ УКРАИНЫ И ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВА К ОБОРОНЕ



Статья 1. Определение основных терминов
В настоящем Законе термины употребляются в следующем значении:
оборона Украины - система политических, экономических, социальных, военных, научных, научно-технических, информационных, правовых, организационных, других мер государства по подготовке к вооруженной защите и его защита в случае вооруженной агрессии или вооруженного конфликта;
обороноспособность государства - способность государства к защите в случае вооруженной агрессии или вооруженного конфликта. Она состоит из материальных и духовных элементов и является совокупностью военного, экономического, социального и морально-политического потенциала в сфере обороны и надлежащих условий для его реализации;
вооруженная агрессия - применение другим государством или группой государств вооруженной силы против Украины. Вооруженной агрессией против Украины считается какое-либо из следующих действий:
вторжение или нападение вооруженных сил другого государства или группы государств на территорию Украины, а также оккупация или аннексия части территории Украины;
блокада портов, побережья или воздушного пространства, нарушение коммуникаций Украины вооруженными силами другого государства или группы государств;
нападение вооруженных сил другого государства или группы государств на военные сухопутные, морские либо воздушные силы или гражданские морские либо воздушные флоты Украины;
засылка другим государством или от его имени вооруженных групп регулярных или нерегулярных сил, которые совершают акты применения вооруженной силы против Украины, имеющие настолько серьезный характер, что это равнозначно перечисленным в абзацах пятом-седьмом настоящей статьи действиям, в том числе значительное участие третьего государства в таких действиях;
действия другого государства (государств), позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение третьего государства, использовалась этим третьим государством (государствами) для совершения действий, указанных в абзацах пятом-восьмом настоящей статьи;
применение подразделений вооруженных сил другого государства или группы государств, пребывающих на территории Украины в соответствии с заключенными с Украиной международными договорами, против третьего государства или группы государств, иное нарушение условий, предусмотренных такими договорами, или продление пребывания этих подразделений на территории Украины после прекращения действия указанных договоров;
особый период - период, наступающий с момента объявления решения о мобилизации (кроме целевой) или доведения его до исполнителей относительно скрытой мобилизации или с момента ввода военного положения в Украине или в отдельных ее местностях и охватывающий время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий;
военное положение - это особый правовой режим, который вводится в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения национальной безопасности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений;
воинское формирование - созданная в соответствии с законодательством Украины совокупность войсковых соединений и частей и органов управления ими, которые комплектуются военнослужащими и предназначены для обороны Украины, защиты ее суверенитета, государственной независимости и национальных интересов, территориальной целостности и неприкосновенности в случае вооруженной агрессии, вооруженного конфликта или угрозы нападения путем непосредственного ведения военных (боевых) действий;
подразделение вооруженных сил другого государства (далееподразделение вооруженных сил) - воинское формирование иностранного государства, имеющее постоянную либо временную организацию, входящее в сухопутные (наземные), морские, воздушные или специальные войска (силы) этого государства, оснащенное легким оружием либо тяжелой боевой техникой, которая подпадает под действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе, находящееся под командованием лица, ответственного перед своим государством и законами Украины за поведение своих подчиненных, которые обязаны соблюдать внутреннюю дисциплину, законы Украины, нормы международного права, и направляющееся в Украину с конкретной целью, определенной международным договором Украины;
военное командование - Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины, командование видов Вооруженных Сил Украины, объединенное оперативное командование, управление оперативных командований, территориальные управления, командование войсковых соединений, частей Вооруженных Сил Украины и иных образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований;
органы военного управления - Министерство обороны Украины, другие центральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство воинскими формированиями, образованными в соответствии с законами Украины, Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины, другие штабы, командования, управления, постоянные или временно образованные органы в Вооруженных Силах Украины и иных воинских формированиях, предназначенные для выполнения функций по управлению, в пределах их компетенции, войсками (силами), соединениями, воинскими частями, военными учебными заведениями, учреждениями и организациями, которые относятся к сфере управления центральных органов исполнительной власти, а также военные комиссариаты, обеспечивающие исполнение законодательства по вопросам воинской обязанности и военной службы, мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 2. Основы обороны Украины


Оборона Украины базируется на готовности и способности органов государственной власти, всех звеньев военной организации Украины, органов местного самоуправления, единой системы гражданской защиты национальной экономики к переводу, при необходимости, с мирного на военное положение и отпору вооруженной агрессии, ликвидации вооруженного конфликта, а также готовности населения и территории государства к обороне.
Правовой основой обороны государства является Конституция Украины, настоящий Закон, иные законодательные акты Украины и соответствующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.
Для организации обороны государства Президент Украины по представлению Кабинета Министров Украины утверждает военно-административное деление территории Украины.
В целях предупреждения вооруженной агрессии и вооруженного конфликта, обеспечения национальных интересов и реализации собственной военной политики Украина, соблюдая нормы ответственного и основанного на сотрудничестве поведения в области безопасности, принимает участие в международных системах безопасности и международном сотрудничестве в сфере обороны на основании международных договоров Украины и в порядке и на условиях, определенных законодательством Украины.
Определяя способы обеспечения собственной безопасности в процессе подготовки государства к обороне и во время военных действий, Украина соблюдает принципы и нормы международного права, учитывает законные интересы безопасности других государств.
Финансирование потребностей национальной обороны государства осуществляется исключительно за счет и в пределах средств, определенных в законе о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

Статья 3. Подготовка государства к обороне


Подготовка государства к обороне в мирное время включает:
прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
проведение разведывательной и информационно-аналитической деятельности в интересах подготовки государства к обороне;
осуществление мер во внешнеполитической сфере, направленных на предупреждение вооруженного конфликта и отпор вооруженной агрессии;
формирование и реализацию военной, военно-экономической, военно-технической и военно-промышленной политики государства;
совершенствование структуры, уточнение задач и функций Вооруженных Сил Украины и иных воинских формирований, обеспечение необходимой численности их личного состава, а также их развитие, подготовку и поддержание на надлежащем уровне боеспособности, боевой и мобилизационной готовности к обороне государства, планирование их применения;
развитие военно-промышленного комплекса, создание благоприятных условий для мобилизационного развертывания отраслей национальной экономики с целью производства вооружения, военной техники и имущества в необходимых объемах;
обеспечение Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований, образованных в соответствии с законами Украины, и правоохранительных органов подготовленными кадрами, вооружением, военной и иной техникой, продовольствием, вещевым имуществом, другими материальными и финансовыми ресурсами;
развитие военно-технического сотрудничества с другими государствами с целью обеспечения Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований, образованных в соответствии с законами Украины, и правоохранительных органов вооружением, военной техникой и имуществом, которые не производятся в Украине;
подготовку национальной экономики, территории, органов государственной власти, органов военного управления, органов местного самоуправления, а также населения к действиям в особый период;
создание государственного материального резерва и резервных фондов денежных средств;
обеспечение охраны государственной границы Украины;
военно-патриотическое воспитание граждан Украины, подготовку молодежи к службе в Вооруженных Силах Украины, обеспечение престижа военной службы;
обеспечение развития военной науки, формирование научно-технического и технологического потенциала для создания высокоэффективных средств вооруженной борьбы;
защиту информационного пространства Украины и ее вхождение в мировое информационное пространство, создание развитой инфраструктуры в информационной сфере;
обеспечение открытого и демократического гражданского контроля в сфере обороны в порядке, определенном законодательством, и соблюдение требований по сохранению государственной тайны;
другие меры, влияющие на состояние обороноспособности государства.

Статья 4. Отпор вооруженной агрессии против Украины


В случае вооруженной агрессии против Украины или угрозы нападения на Украину Президент Украины принимает решение об общей или частичной мобилизации, введении военного положения в Украине или отдельных ее местностях, применении Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований, образованных в соответствии с законами Украины, представляет его Верховной Раде Украины на одобрение либо утверждение, а также вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны.
Органы государственной власти и органы военного управления, не ожидая объявления состояния войны, принимают меры для отпора агрессии. На основании соответствующего решения Президента Украины Вооруженные Силы Украины совместно с иными воинскими формированиями начинают военные действия.
С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое заканчивается в день и час прекращения состояния войны.

Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, МЕСТНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН УКРАИНЫ В СФЕРЕ ОБОРОНЫ

Статья 5. Верховная Рада Украины
Верховная Рада Украины в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, осуществляет законодательное регулирование вопросов сферы обороны.

Статья 6. Президент Украины


Президент Украины осуществляет полномочия в сфере обороны в соответствии с Конституцией Украины.
Полномочия Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины определяются законами.
Для осуществления полномочий в сфере обороны, определенных Конституцией и законами Украины, Президент Украины издает указы и распоряжения. Как Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины Президент Украины издает приказы и директивы по вопросам обороны.

Статья 7. Совет национальной безопасности и обороны Украины


Совет национальной безопасности и обороны Украины координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сфере обороны в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины и Законом Украины "О Совете национальной безопасности и обороны Украины".

Статья 8. Ставка Верховного Главнокомандующего


Для обеспечения стратегического руководства Вооруженными Силами Украины, иными воинскими формированиями и правоохранительными органами в особый период может создаваться Ставка Верховного Главнокомандующего как высший коллегиальный орган военного руководства обороной государства в этот период.
Предложения об образовании Ставки Верховного Главнокомандующего, ее персональном составе и предельной численности представляются Советом национальной безопасности и обороны Украины на рассмотрение Президенту Украины и вводятся в действие Указом Президента Украины. Положение о Ставке Верховного Главнокомандующего утверждает Президент Украины.

Статья 9. Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере обороны


Кабинет Министров Украины:
обеспечивает в пределах своей компетенции государственный суверенитет Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины в сфере обороны государства;
определяет потребности в оборонных расходах, обеспечивает исполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины по финансированию мероприятий в сфере обороны в определенных объемах;
организует разработку и выполнение государственных программ развития Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований и развития вооружения и военной техники, других программ (планов) по вопросам обороны;
осуществляет предусмотренные законодательством меры по формированию, размещению, финансированию и выполнению государственного оборонного заказа на поставку (закупку) продукции, выполнение работ, оказание услуг для нужд Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований;
устанавливает порядок предоставления Вооруженным Силам Украины, иным воинским формированиям в пользование государственного имущества, в том числе земельных (водных) участков, других природных, энергетических ресурсов, фондов, имущества и услуг, использования воздушного и водного пространства, морских и речных портов, аэропортов и аэродромов (посадочных площадок), средств связи и радиочастотного ресурса, коммуникаций, других объектов инфраструктуры государства, навигационной, топогеодезической, метеорологической, гидрографической и иной информации, ведения геодезических и картографических работ, необходимых для надлежащего выполнения возложенных на эти органы функций и задач, как на платной, так и бесплатной основе, в денежной и иных формах расчетов;
осуществляет общегосударственные меры по обеспечению живучести объектов национальной экономики и государственного управления в военное время;
обеспечивает комплектование личным составом Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований и соответствующих правоохранительных органов, осуществляет мероприятия, связанные с подготовкой и проведением призыва граждан Украины на срочную военную службу;
осуществляет согласно законодательству Украины мероприятия по мобилизационной подготовке и мобилизации, созданию государственного материального резерва, резервного фонда денежных средств, других резервов для обеспечения нужд обороны государства;
организует подготовку населения и территории государства к обороне;
решает вопросы по урегулированию деятельности местных органов военного управления (военных комиссариатов), допризывной и призывной подготовке, подготовке призывников по военно-техническим специальностям, ведению воинского учета военнообязанных и призывников, исполнению военно-транспортной обязанности;
устанавливает в соответствии с законом порядок и сроки полного возмещения стоимости объектов права частной собственности, которые согласно закону отчуждались в связи с осуществлением мер правового режима военного положения;
создает, реорганизует, ликвидирует научно-исследовательские учреждения Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований и военные учебные заведения и военные кафедры (отделения, факультеты) других государственных высших учебных заведений;
обеспечивает реализацию права на социально-экономическую защиту военнослужащих и лиц, уволенных в запас или в отставку, членов их семей, а также членов семей военнослужащих, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами при прохождении военной службы или попавших в плен в ходе боевых действий (войны) либо во время участия в международных миротворческих операциях;
осуществляет в определенных законом случаях регулирование хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах Украины и иных воинских формированиях;
устанавливает в соответствии с законом порядок реализации и утилизации вооружения, военной техники, другого имущества Вооруженных Сил Украины и иных воинских формирований и правоохранительных органов, а также утилизации металлолома, который образовался у них;
обеспечивает осуществление предусмотренных законодательством мероприятий по гражданской защиты Украины, оказанию военной помощи другим государствам, направлению подразделений Вооруженных Сил Украины в другие государства, допуску и условиям пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины и участию Украины в международных миротворческих операциях;
контролирует исполнение законов в сфере обороны, осуществляет в соответствии с законами другие мероприятия по обеспечению обороноспособности Украины, координирует и контролирует их выполнение и несет, в пределах своих полномочий, ответственность за обеспечение обороны Украины.

Статья 10. Основные функции Министерства обороны Украины


Министерство обороны Украины как центральный орган исполнительной власти обеспечивает проведение в жизнь государственной политики в сфере обороны, функционирование, боевую и мобилизационную готовность, боеспособность и подготовку Вооруженных Сил Украины к осуществлению возложенных на них функций и задач.
Министерство обороны Украины:
принимает участие в формировании и реализации государственной политики по вопросам национальной безопасности в военной сфере обороны и военного строительства, подготовке проектов законодательных и иных нормативных актов в сфере обороны, обеспечивает их выполнение в Вооруженных Силах Украины, в установленном порядке координирует деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по подготовке государства к обороне;
проводит разведывательную и информационно-аналитическую деятельность в интересах национальной безопасности и обороны государства, принимает участие в анализе военно-политической обстановки прогнозировании, выявлении и определении уровня военной угрозы национальной безопасности Украины;
обеспечивает надлежащий уровень боеспособности, укомплектованности, боевой и мобилизационной готовности и подготовки Вооруженных Сил Украины;
принимает участие в формировании оборонного бюджета, отчитывается перед Кабинетом Министров Украины об использовании выделенных средств;
проводит государственную военную кадровую политику, обеспечивает развитие военного образования и науки, укрепление дисциплины, правопорядка и воспитание личного состава;
принимает участие в обеспечении функционирования национальной экономики и государственного управления в особый период, в планировании мобилизационной подготовки ее отраслей и контроле за подготовкой предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности к выполнению мобилизационных задач и за их выполнением;
выступает, в соответствии с определенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Украины потребностями, требованиями и приоритетами, заказчиком по государственному оборонному заказу на разработку, производство, поставку, ремонт, уничтожение и утилизацию вооружения, военной техники, военного имущества и металлолома, выполнение работ и оказание услуг, а также на поставку материальных ценностей в мобилизационный резерв Вооруженных Сил Украины;
осуществляет управление переданным Министерству обороны Украины военным имуществом и имуществом предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере его управления;
организует накопление вооружения, военной техники, других материальных ресурсов в неприкосновенном запасе и мобилизационном резерве, а также создание резерва военно-обученных людских ресурсов;
обеспечивает комплектование Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований и соответствующих правоохранительных органов личным составом, осуществляет совместно с министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления мероприятия по подготовке граждан к военной службе, их призыву на военную службу или принятию на военную службу по контракту, при мобилизации, увольнению в запас военнослужащих, которые выслужили установленные сроки службы и при демобилизации, а также обеспечивает их соответствующие права и свободы;
осуществляет мероприятия, направленные на реализацию социально-экономических и правовых гарантий военнослужащим, членам их семей и работникам Вооруженных Сил Украины, лицам, уволенным в запас или отставку, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами при прохождении военной службы или попавших в плен в ходе боевых действий (войны) либо во время участия в международных миротворческих операциях;
обеспечивает реализацию мер демократического гражданского контроля за Вооруженными Силами Украины;
осуществляет в пределах своей компетенции международное сотрудничество по военно-политическим, военно-техническим и другим направлениям, а также по вопросам гражданско-военных отношений с соответствующими органами других государств и международными организациями;
обеспечивает выполнение решений об участии подразделений Вооруженных Сил Украины в международных миротворческих операциях и оказании военной помощи другим государствам, направлении подразделений Вооруженных Сил Украины в другие государства, допуске и условиях пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины;
обеспечивает взаимоотношения Вооруженных Сил Украины с государственными органами, общественными организациями и гражданами, реализует иные полномочия, вытекающие из настоящего и других законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины в сфере обороны.
Положение о Министерстве обороны Украины утверждает Президент Украины.
Порядок организации разведывательной деятельности в интересах обороны государства определяется законом.

Статья 11. Основные функции Генерального штаба Вооруженных Сил Украины


Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины является главным военным органом по планированию обороны государства, управлению применением Вооруженных Сил Украины, координации и контролю за выполнением задач в сфере обороны органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, воинскими формированиями, образованными в соответствии с законами Украины, и правоохранительными органами в пределах, определенных настоящим Законом, другими законами Украины и нормативно-правовыми актами Президента Украины, Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины.
Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины в особый период является рабочим органом Ставки Верховного Главнокомандующего.
Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины:
прогнозирует тенденции развития форм и способов военных действий и средств вооруженной борьбы, принимает участие в формировании и реализации государственной политики в сфере обороны, стратегии военной безопасности, обосновывает направления развития Вооруженных Сил Украины;
осуществляет стратегическое планирование применения Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований, образованных в соответствии с законами Украины, и правоохранительных органов для обороны государства;
определяет потребности в личном составе, вооружении, военной технике, материально-технических, энергетических, финансовых, информационных ресурсах, продовольствии, земельных и водных участках, коммуникациях, фондах и имуществе, необходимых для надлежащего выполнения задач Вооруженными Силами Украины и иными воинскими формированиями, контролирует полноту и качество их получения;
осуществляет руководство в сфере обороны и обеспечения общественного порядка в Украине или в отдельных ее местностях, где введено военное положение в пределах, определенных соответствующим законом;
принимает участие в создании и контролирует состояние системы управления государством в особый период;
доводит до Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований, образованных в соответствии с законами Украины, и правоохранительных органов, а в особый период - и до министерств и других центральных органов исполнительной власти, советов обороны Автономной Республики Крым и областей городов Киева и Севастополя директивы и приказы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Украины по вопросам обороны, организует их исполнение и осуществляет контроль за их реализацией;
принимает участие в организации и контролирует подготовку системы связи, коммуникаций и в целом территории государства к обороне;
принимает участие в разработке мобилизационного плана государства, контролирует состояние мобилизационной подготовки государственных органов, органов местного самоуправления, отраслей экономики, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и выполнение ими мобилизационных задач в особый период;
организует стратегическое развертывание Вооруженных Сил Украины и иных воинских формирований, взаимодействие с министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, советами обороны Автономной Республики Крым и областей городов Киева и Севастополя при выполнении задач обороны государства;
принимает участие в организации использования и контроля за воздушным, водным и информационным пространством государства и осуществляет его в особый период;
осуществляет контроль за состоянием боевой и мобилизационной готовности и боеспособности органов управления, соединений, частей, учреждений и организаций воинских формирований, образованных в соответствии с законами Украины, и правоохранительных органов, предназначенных для подчинения органам военного управления в особый период и для выполнения задач территориальной обороны;
организует комплектование Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований и соответствующих правоохранительных органов военнослужащими, призыв граждан на срочную военную службу, учебные (или проверочные) и специальные сборы, накопление военно-обученных людских ресурсов;
проводит разведывательную и информационно-аналитическую деятельность в интересах поддержания в готовности и боевого применения Вооруженных Сил Украины, для чего имеет в своем составе соответствующее структурное подразделение;
организует подготовку Вооруженных Сил Украины к выполнению возложенных на них задач, осуществляет координацию и контроль подготовки иных воинских формирований, образованных в соответствии с законами Украины, и правоохранительных органов к выполнению задач по обороне Украины;
организует использование национальной системы связи в интересах обороны, осуществляет в соответствии с законом управление и регулирование в сфере использования радиочастотного ресурса, выделенного для целей обороны;
организует применение средств государственного распознавания в государственных органах, Вооруженных Силах Украины, иных воинских формированиях, образованных в соответствии с законами Украины, использование этих средств на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности;
планирует и осуществляет контроль за военными перевозками всех видов в государстве в особый период, а также перевозками, осуществляемыми для Вооруженных Сил Украины в мирное время;
осуществляет в пределах своей компетенции международное военное сотрудничество с вооруженными силами других государств, принимает участие в международном сотрудничестве по военно-политическим, военно-техническим и другим направлениям, обеспечивает подготовку и участие миротворческого контингента и миротворческого персонала Вооруженных Сил Украины в международных миротворческих операциях;
обеспечивает согласно международным договорам в области разоружения и контроля над вооружениями инспекционную деятельность на территории Украины и за ее пределами, собирает, обрабатывает информацию и сообщения в соответствии с этими международными договорами независимо от подчиненности объектов инспектирования;
реализует иные полномочия, вытекающие из настоящего и других законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины.
Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины организует свою деятельность в соответствии с Положением, утверждаемым Президентом Украины.

Статья 12. Задачи иных воинских формирований, образованных в соответствии с законами Украины, и правоохранительных органов


Участие в обороне государства совместно с Вооруженными Силами Украины принимают в пределах своих полномочий иные воинские формирования, образованные в соответствии с законами Украины, Государственная специальная служба транспорта, а также соответствующие правоохранительные органы.
Деятельность и управление иными воинскими формированиями, образованными в соответствии с законами Украины, и правоохранительными органами, которые в соответствии со своими полномочиями принимают участие в обороне государства, осуществляются согласно законодательству.
Иные воинские формирования, образованные в соответствии с законами Украины, и соответствующие правоохранительные органы:
согласовывают с Генеральным штабом Вооруженных Сил Украины их программы развития в части, касающейся обороны государства, а также планы подготовки их органов управления, соединений и частей, предназначенных для подчинения органам военного управления в особый период и выполнения задач территориальной обороны;
осуществляют под руководством Генерального штаба Вооруженных Сил Украины планирование применения органов управления, соединений и частей, предназначенных для подчинения органам военного управления Вооруженных Сил Украины в особый период и выполнения задач территориальной обороны, предоставляют Генеральному штабу Вооруженных Сил Украины необходимую для этой работы информацию;
осуществляют совместно с Вооруженными Силами Украины подготовку и обеспечивают готовность к совместным действиям в целях обороны, принимают участие в создании единой системы управления и всестороннего обеспечения на особый период; согласовывают с Генеральным штабом оперативно-стратегические требования к вооружению и военной технике, военно-техническому имуществу, его качественным и количественным показателям, совместно с Министерством обороны Украины разрабатывают государственную программу развития вооружения и военной техники и формируют государственный оборонный заказ;
согласовывают с Министерством обороны Украины программы подготовки военных кадров, принимают меры по оптимизации системы военного образования;
принимают участие в подготовке граждан Украины к военной службе, в том числе допризывной подготовке молодежи, подготовке призывников по военно-техническим специальностям, обеспечении призыва на срочную военную службу, учебные (или проверочные) и специальные сборы и при мобилизации, а также в военно-патриотическом воспитании граждан Украины;
обеспечивают осуществление соответствующих мер по подготовке территории Украины к обороне;
принимают участие в выполнении задач территориальной обороны, содействуют обеспечению правового режима военного положения;
содействуют Вооруженным Силам Украины в выполнении ими задач, осуществляют их приоритетное обеспечение и иные полномочия в сфере обороны Украины согласно законодательству.
В особый период соответствующим органам военного управления Вооруженных Сил Украины подчиняются определенные в установленном порядке Генеральным штабом Вооруженных Сил Украины органы управления, соединения, части и учреждения иных воинских формирований.

Статья 13. Деятельность центральных и других органов исполнительной власти в сфере обороны


Министерства центральные и другие органы исполнительной власти во взаимодействии с Министерством обороны Украины в пределах своих полномочий:
организуют и обеспечивают исполнение законодательства в сфере обороны, содействуют Вооруженным Силам Украины в выполнении ими задач, осуществляют их надлежащее обеспечение по направлениям деятельности;
согласовывают с Генеральным штабом Вооруженных Сил Украины и обеспечивают проведение мероприятий по развитию системы связи, путей, транспорта, других объектов инфраструктуры и территории государства и подготовке своих отраслей к обороне, обеспечивают их территориальную оборону в пределах своих полномочий;
обеспечивают по заказу Министерства обороны Украины, других центральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство воинскими формированиями, образованными в соответствии с законами Украины, и правоохранительными органами, подготовку офицеров запаса в высших учебных заведениях, относящихся к сфере их управления;
планируют, организуют и контролируют выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке соответствующих органов управления, учреждений, организаций и предприятий всех форм собственности соответствующих отраслей национальной экономики, создают и содержат определенные Кабинетом Министров Украины резервы материальных и финансовых ресурсов;
организуют работу, связанную с военно-патриотическим воспитанием граждан Украины, оказывают помощь общественным организациям, деятельность которых направлена на укрепление обороноспособности государства и военно-патриотическое воспитание граждан Украины;
принимают участие в формировании и реализации государственных программ развития Вооруженных Сил Украины и иных воинских формирований, образованных в соответствии с законами Украины, и правоохранительных органов, развития вооружения и военной техники, других программ (планов) по вопросам обороны;
согласовывают с Генеральным штабом Вооруженных Сил Украины вопросы использования воздушного, водного и информационного пространства государства;
организуют разработку и выполнение программ по созданию новых и модернизации имеющихся образцов вооружения и военной техники, военного имущества, созданию производственных мощностей для их выпуска, приобретению опыта в сфере науки, техники и технологий и внедрению его в производство оборонной продукции;
обеспечивают выполнение государственного оборонного заказа;
обеспечивают исполнение законодательства о социально-экономической защите граждан Украины в связи с прохождением военной службы;
осуществляют согласно законодательству иные полномочия в сфере обороны Украины.
Функции органов, которые проводят разведывательную и информационно-аналитическую деятельность в интересах национальной безопасности, определяются Положением об этих органах, утверждаемым Президентом Украины.

Статья 14. Деятельность Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в сфере обороны


Совет министров Автономной Республики Крым и местные государственные администрации, обеспечивая на соответствующей территории исполнение предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, должностными лицами и гражданами Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, центральных органов исполнительной власти по вопросам обороны:
организуют и выполняют задачи территориальной обороны;
решают вопросы организации гражданской защиты, выполнения органами управления по делам гражданской обороны возложенных на них задач;
организуют предоставление предприятиями, учреждениями и организациями коммунально-бытовых услуг и ресурсов, производство и поставку продукции, электро- и теплоэнергии Вооруженным Силам Украины и иным воинским формированиям на договорных основах;
предоставляют в определенном законодательством порядке частям, предприятиям, учреждениям, организациям, учебным заведениям Вооруженных Сил Украины и иным воинским формированиям служебные помещения и жилую площадь как в мирное, так и в военное время;
организуют воинский учет и подготовку граждан Украины к военной службе, в том числе допризывную подготовку молодежи, подготовку призывников по военно-техническим специальностям и военно-патриотическому воспитанию, обеспечивают их призыв на срочную военную службу, учебные (или проверочные) и специальные сборы и при мобилизации;
выполняют предусмотренные законодательством мероприятия по мобилизационной подготовке и проведению мобилизации на соответствующей территории, в том числе осуществление контроля за состоянием мобилизационной готовности предприятий, учреждений и организаций, являющихся объектами совместной собственности территориальных громад сел, поселков, городов, районов в городах и находящихся в управлении районных и областных советов или относящихся к имуществу Автономной Республики Крым либо предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, которые в установленном порядке привлекаются ими к выполнению мобилизационных задач (заказов);
реализуют право на социально-экономическую и социально-правовую защиту военнослужащих и лиц, уволенных в запас или в отставку, членов их семей, а также членов семей военнослужащих, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами при прохождении военной службы или попавших в плен в ходе боевых действий (войны) либо во время участия в международных миротворческих операциях;
осуществляют иные полномочия в области оборонной работы, предусмотренные законодательством.
В особый период для руководства выполнением на соответствующей территории мероприятий относительно обороны Украины решением Совета министров Автономной Республики Крым, областных государственных администраций, государственных администраций городов Киева и Севастополя образовываются советы обороны Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. Положения о советах обороны Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Статья 15. Деятельность органов местного самоуправления в cфере обороны


Исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов в области оборонной работы обеспечивают:
подготовку граждан к военной службе, а также общее военное обучение в военное время;
приписку граждан к призывным участкам, воинский учет военнообязанных и призывников;
призыв граждан на срочную военную службу;
направление граждан на учебные (или проверочные) и специальные сборы;
организацию и участие в осуществлении на соответствующей территории мероприятия, связанных с мобилизационной подготовкой, территориальной обороной и гражданской защитой;
бронирование военнообязанных на период мобилизации и на военное время;
проведение мобилизации людских, транспортных и других ресурсов в особый период;
осуществление контроля за использованием и охраной предоставленных в установленном порядке для нужд обороны земельных, водных и других природных ресурсов согласно законодательству;
решение согласно законодательству вопросов, связанных с предоставлением частям, учреждениям, учебным заведениям Вооруженных Сил Украины и иным воинским формированиям, образованным в соответствии с законами Украины, и правоохранительным органам служебных помещений и жилой площади, других объектов, осуществлением контроля за их использованием, оказанием коммунально-бытовых и иных услуг;
организацию производства и поставки войскам предприятиями и организациями, относящимися к коммунальной собственности, заказной продукции, энергетических и других ресурсов;
содействие в поддержании соответствующего режима в пограничной полосе и в контролируемых пограничных районах;
проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Украины;
осуществление иных полномочий в области оборонной работы, предусмотренных законами.

Статья 16. Задачи предприятий, учреждений и организаций и обязанности их должностных лиц в сфере обороны


Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности:
выполняют государственные оборонные заказы, в том числе проводят научные исследования и выполняют разработки в сфере обороны, создают и поддерживают в готовности мобилизационные мощности, сохраняют материальные ценности мобилизационного резерва;
осуществляют на договорных основах производство и поставки Вооруженным Силам Украины, иным воинским формированиям, образованным в соответствии с законами Украины, и правоохранительным органам продукции, выполняют другие работы, оказывают коммунально-бытовые и иные услуги, не входящие в государственный оборонный заказ;
осуществляют согласно законодательству мероприятия по мобилизационной подготовке и мобилизации;
обеспечивают и принимают участие в осуществлении мероприятий гражданской защиты.
Должностные лица предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности:
исполняют предусмотренные законодательством обязанности в сфере обороны;
содействуют обеспечению ведения персонального воинского учета военнообязанных и призывников, их подготовке к военной службе, призыву на срочную военную службу, учебные (или проверочные) и специальные сборы и при мобилизации, созданию работникам надлежащих условий для исполнения ими воинской обязанности согласно законодательству, обеспечивают осуществление мероприятий по их военно-патриотическому воспитанию;
несут ответственность за подготовку предприятий, учреждений и организаций к выполнению мобилизационных задач, сохранность материальных ценностей мобилизационного резерва;
обеспечивают производство оборонной продукции и поставку ее по назначению в установленные сроки и по определенной номенклатуре, а также выполнение работ, оказание услуг.

Статья 17. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны


Защита Отчизны, независимости и территориальной целостности Украины является конституционной обязанностью граждан Украины.
Граждане Украины мужского пола, годные к прохождению военной службы по состоянию здоровья и возрасту, а женского пола - также по соответствующей профессиональной подготовке, должны исполнять воинскую обязанность согласно законодательству.
Граждане проходят военную службу и исполняют воинскую обязанность в запасе в соответствии с законодательством.
Граждане, проходящие государственную военную службу в Вооруженных Силах Украины, при исполнении обязанностей службы носят военную форму одежды, им пожизненно устанавливаются законом воинские звания. Порядок лишения воинского звания определяется законом.
В условиях военного положения в соответствии с законом допускается принудительное изъятие частного имущества и отчуждение объектов права частной собственности граждан с последующим полным возмещением их стоимости в порядке и сроки, установленные Кабинетом Министров Украины.
Граждане Украины в установленном законом порядке могут создавать общественные организации для содействия укреплению обороны государства.

Раздел III. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБОРОНА. ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА

Статья 18. Территориальная оборона Украины
Территориальная оборона Украины является системой общегосударственных военных и специальных мероприятий, осуществляемых в особый период для задач:
охраны и защиты государственной границы;
обеспечения условий для надежного функционирования органов государственной власти, органов военного управления, стратегического (оперативного) развертывания войск (сил);
охраны и обороны важных объектов и коммуникаций;
борьбы с диверсионно-разведывательными силами, иными вооруженными формированиями агрессора и антигосударственными незаконно образованными вооруженными формированиями;
защиты населения от последствий военных действий, аварий (разрушений), обусловленных применением средств поражения, террористическими актами и диверсиями;
поддержания правового режима военного положения.
Территориальную оборону на всей территории Украины организовывает Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины, на территории Автономной Республики Крым, областей, в городах Киеве и Севастополесоответственно Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации в пределах своих полномочий.
Непосредственное руководство территориальной обороной государства осуществляет начальник Генерального штаба - Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины.
К выполнению задач территориальной обороны в пределах их полномочий привлекаются Вооруженные Силы Украины, иные воинские формирования, образованные в соответствии с законами Украины, органы внутренних дел, органы управления по делам гражданской защиты, силы и средства гражданской защиты, подразделения Государственной специальной службы транспорта и соответствующие правоохранительные органы.
Основные задачи, мероприятия по подготовке и ведению территориальной обороны, полномочия Кабинета Министров Украины, министерств, других центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, воинских формирований и основы их взаимодействия определяются Положением о территориальной обороне Украины, утверждаемым Президентом Украины.

Статья 19. Гражданская защита Украины


Гражданская защита Украины - система организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других мероприятий, которые осуществляются центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, подчиненными им силами и средствами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности, добровольными формированиями, обеспечивающими выполнение указанных мероприятий с целью предотвращения возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые угрожают жизни и здоровью людей, наносят материальный ущерб в мирное время и в особый период.
Задачи и порядок организации гражданской защиты определяются законодательством.
Гражданская защита осуществляется с целью:
реализации государственной политики, направленной на обеспечение безопасности и защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей и окружающей среды от негативных последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время и в особый период;
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Раздел IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБОРОНЕ УКРАИНЫ

Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства об обороне Украины
Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства и иных нормативно-правовых актов в сфере обороны Украины, несут ответственность согласно закону.

Раздел V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. Кабинету Министров Украины в шестимесячный срок:
представить в Верховную Раду Украины предложения о внесении изменений в законы Украины, вытекающих из настоящего Закона;
разработать и утвердить соответствующие нормативно-правовые акты, предусмотренные настоящим Законом;
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону

Президент Украины Л.КРАВЧУК


Смотрите также:
Закон украины от 6 декабря 1991 года №1932-хii об обороне Украины
326.8kb.
1 стр.
Устав Коммунистической партии Украины
274.38kb.
1 стр.
Закон украины о режиме иностранного инвестирования
186.59kb.
1 стр.
Закон украины о лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности
450.28kb.
8 стр.
Закону Украины «Об адвокатуре»
7.84kb.
1 стр.
20 лет независимости украины: достижения и перспективы исторические предпосылки независимости Украины
163.97kb.
1 стр.
Национальная академия наук украины государственное космическое агентство украины
36.86kb.
1 стр.
Закон украины о ценных бумагах и фондовом рынке
672.12kb.
6 стр.
Закон украины "Об информации"
419.99kb.
2 стр.
Закон Украины "О внешкольном образовании"
376.17kb.
1 стр.
Премия имени Дмитра Яворницкого высшая награда краеведов
10.34kb.
1 стр.
Справочнику по законодательству «Динай: гроссбух»
195.63kb.
1 стр.