Главная
страница 1
Потоцкая Т.И.
Международные конфликты на постсоветском пространстве
Распад СССР, основанный на официальных соглашениях политических элит национальных республик, активизировал процесс ревитализации населения и привёл к естественному результату – формированию «пояса сепаратизма» по всему периметру государственной границы России: Приднестровье, Крым, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Таджикистан, Чечня. Несмотря на то, что все перечисленные конфликты отличаются между собой в генезисе, всё же есть ряд черт, делающих их похожими.

В-первых, это характер этнических противоречий (в виде различного рода дискриминации по этническому, лингвистическому или религиозному признакам), которые официальные власти не смогли разрешить дипломатическим путём.

Во-вторых, это политические требования, выдвигаемые оппозиционными режимами, связанные с формой самоопределения дискриминируемых этносов (от культурной автономии до выхода из состава государства).

В-третьих, это позиции противоборствующих сторон. С одной стороны – стремление к самоопределению, с другой стороны – стремление к сохранению территориальной целостности.

В-четвёртых, это наличие экономических интересов (транспортные магистрали, концентрация промышленного и сельскохозяйственного производства и др.).

В-пятых, это время возникновения. Не смотря на то, что условия для формирования данных конфликтов «вызревали» долгие годы и являлись неотъемлемой частью свойств территории, всё же все они по своей сути «постсоветские», то есть, связаны с ослаблением централизации государства (СССР) и усилением центробежных тенденций.

Определяя стадию урегулирования конфликтов, нельзя не отметить, что практически все они относятся к категории частично урегулированных (как по другому можно назвать непризнанные государства – Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия?). В определённой мере, исключением можно считать Крым, Таджикистан, и Чечню. Однако завершённость переговоров между противоборствующими сторонами в пределах названных территорий ещё не означает отсутствие националистических настроений у населения, а значит возможное их использование в своих целях разными политическими движениями.

И наконец, необходимо отметить международный характер перечисленных конфликтов. Наряду с непосредственными участниками, в их урегулировании принимали или продолжают принимать участие и страны-лидеры мировой политики (Россия, США), и международные организации (ООН, ОБСЕ, ЕС), и страны-региональные лидеры (Турция, Иран, Румыния), и страны постсоветского пространства (Украина, Грузия, Узбекистан). При этом Россия, озабоченной проблемой собственной территориальной целостности из-за «парада суверенитетов» (Якутия, Татарстан, Чечня, Ингушетия, Дагестан) и, заинтересованная в создании безопасной государственной границы, дистанцировалась от вмешательства в данные конфликты на чьей-либо стороне (естественно речь не идёт о Чечне, которая является территорией России). Она предпочла активно участвовать в формировании механизмов их урегулирования. Исключением можно считать только Абхазию и Южную Осетию, которые получили свою независимость от Грузии только благодаря прямому вмешательству России. Документально (видеоматериалы) доказав наличие геноцида осетинского и абхазского народов со стороны Грузии, она на законных основаниях (согласно международным нормам национального права, этнос имеет право на самоопределение в случае наличия национально-освободительного движения или геноцида) признала государственность Абхазии и Южной Осетии.

Остановимся более подробно на рассмотрении тех конфликтов, которые прошли в своём развитии вооружённую стадию (табл.1).

Таблица 1

Международные конфликты на постсоветском пространстве.

Составлено автором



Территория конфликта

Год возникновения конфликта

Противоборствующие стороны

Предмет спора

Причины конфликта

Южная Осетия

1990 - 2008

Южная Осетия – Грузия

Самоопределение Южной Осетии

этнические,

политические,

экономические


Абхазия

1989 - 2008

Абхазия – Грузия

Самоопределение Абхазии

этнические,

политические,

экономические


Приднестровье

1989 - 1992

Молдова – Приднестровская Молдавская Республика

Самоопределение Приднестровья

этнические,

политические,

экономические


Нагорный Карабах

1988 - 1994

Нагорно-Карабахская Республика (Республика Арцах), Армения – Азербайджан

Самоопределение Нагорного Карабаха

этнические,

политические,

территориальные


Таджикистан

1992-1997

Официальные власти – Объединенная таджикская оппозиция

Гражданская война

этнические,

политические




Чечня (Россия)

1991 - 2009

Официальные власти России – Чеченская Республика Ичкерия

Самоопределение Чечни

экономические,

социальные, политические


В составе России традиционно наиболее проблематичные, с точки зрения конфликтности, территории находились на Кавказе. Это было связано с разными факторами (удалённостью от центральных губерний, отставание в уровне социально-экономического развития, позднее вхождение в состав России и др.), но основным фактором, всё же был сложный этнический состав населения этого региона. И на сегодняшний ему присуща этническая пестрота (рис.1) Поэтому неудивительно, что с ослаблением центральных властей в СССР и активизацией национальных элит, именно эта территория породила целый ряд этно-политических конфликтов.





Рис. 1 Этническая карта Кавказа [16]

Нагорный Карабах. История Нагорного Карабаха тесно связана с историей Армении. Поэтому его население всегда было представлено преимущественно армянами с соответствующей им религией (христианством) и ментальностью (1926 г. – 95%, 1979 г. – 76% всего населения). Однако в рамках СССР данной территории пришлось развиваться не в составе Армянской ССР, что было бы естественно, а в составе Азербайджанской СССР. Это обстоятельство традиционно вызывало недовольство карабахских армян. Острота проблемы была снята после придания в 1923 году Нагорному Карабаху официального статуса автономной области. Первоначально это была Автономная область Нагорного Карабаха (АОНК), а затем Нагорно-Карабахская Автономная область (НКАО). На первый взгляд, это должно было привести к устранению этнической дискриминации армян со стороны Азербайджана, так как предполагалась гарантия образования, книгоиздательства, делопроизводства, судопроизводства на армянском языке. Однако в реальности, улучшение ситуации не произошло, что было связано с несколькими аспектами.

Во-первых, границы НКАО не совпадали с этническими границами проживания армян. В её состав не вошли Шаумяновский и Ханларский районы Азербайджана, заселённые преимущественно армянами. Более того, часть территории НКАО, соединяющей её с Арменией была отторгнута и передана Азербайджану (Лачинский район Азербайджана или с 1992 года Кашатагский район Нагорно-Карабахской республики). В результате возник ряд территориальных претензий.

Во-вторых, правительство Азербайджана проводило ассимиляционную политику, направленную на вытеснение армян из НКАО, замещая его азербайджанцами. Уровень социально-экономического развития области был крайне низким, она оставалась отсталым, аграрным регионом. Ограниченные возможности трудоустройства и дискриминация армян в получении работы вела к их эмиграции, в то время как руководство Азербайджана поощряло приток азербайджанцев из-за пределов Нагорного Карабаха. При этом нарушались и культурные прав армян (запрет на преподавание армянской истории в местных школах). Культурные связи между Нагорным Карабахом и Арменией были почти прекращены.

Поэтому вопрос о статусе Нагорного Карабаха всегда оставался актуальным для его населения. Национальная элита неоднократно и безуспешно пыталась привлечь внимание и республиканского правительства (Азербайджанской СССР), и центральных властей (СССР) к его решению. В результате, в 1988 году в НКАО среди армянского населения был проведён референдум, выявивший его желание выйти из состава Азербайджана и перейти в состав Армении. Руководство Азербайджанской СССР было против такого развития событий, руководство Армянской СССР выступило за. Этот момент можно считать отправной точкой в формировании вооружённого конфликта между Нагорным Карабахом (при поддержке Армении) и Азербайджаном. После распада СССР ситуация ещё больше обострилась. Итогом военного противостояния (1991 – 1994 г.г.) стало подписание соглашения о прекращения огня (о перемирии) воюющими сторонами.



Фактический итог: провозглашение независимости Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) в составе: НКАО, Лачинского (Кашатагского) района, «зоны безопасности» (Кельбаджарский, Кубатлинский, Джебраильский, Зангеланский районы и части Агдамского и Физулинского районов Азербайджана – 13% территории Азербайджана). При этом части Мартунинского и Мартакертского районов Нагорно-Карабахской Республики, контролируются Азербайджаном, да и такие районы традиционного проживания армян, как Шаумяновский и Ханларский по-прежнему остаются в составе Азербайджана (15% территории Нагорно-Карабахской Республики). Однако независимость Нагорного Карабаха признали только Абхазия, Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика.

Рис. 2 Республика Арцах. Контуры территории, контролируемой Нагорно-Карабахской Республикой на момент подписания соглашения о прекращении огня 1994 г., наложены на контуры территории, на которой была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика в сентябре 1991 г. [9].

Абхазия. Для понимания причин возникновения конфликта между руководством Грузии и Абхазии необходимо учитывать несколько факторов.

Во-первых, это древняя и разная история государственности Абхазии и Грузии и, соответствующие ей разные причины и способы вхождения в состав первоначально Российской империи, а затем и Советской России.

Во-вторых, это этнический состав населения Абхазии. На момент вхождения в состав России территория была практически однонациональной. В 1887 году (первый учёт населения Абхазии в составе России) более 85% населения здесь составляли абхазы, 6% - грузины, 3% - греки, русские и армяне по 2%. Это обстоятельство при установлении советской власти в регионе привело к формированию Советской Социалистической Республики Абхазии, которая просуществовала с1921 по 1931 годы (изначально как самостоятельное государство, а затем на основе союзного договора в составе Грузинской ССР). Однако учитывая малую численность населения в Абхазии в целом и, постоянно уменьшающуюся долю абхазского населения и увеличивающуюся долю грузинского населения (весь период существования советской власти в Абхазии доля грузин была значительно выше доли абхазов), в 1931 году статус территории был изменён. Она стала автономной республикой (Абхазская АССР) в составе Грузинской ССР. С распадом СССР статус автономной республики был отменён руководством Грузии в 1992 году (а рамках отмены советской конституции и восстановления конституции Грузинской демократической республики 1921 года). Это лишало абхазское население традиционных культурных прав (образования, книгоиздательства, делопроизводства, судопроизводства на родном языке). Поэтому вызвало неприятие в Абхазии и привело руководство республики к решению о восстановлении действия Конституции Советской Социалистической Республики Абхазии 1925 года, согласно которой Абхазия является суверенным государством. Стоит отметить, что на этот момент в результате политики «грузинизации» Абхазии, доля абхазов в населении территории составляла всего 18%, в то время как доля грузин около 46%. В разразившемся конфликте между руководством Грузии и Абхазии, сопровождающемся военными действиями, каждая из сторон преследовала свою цель. Абхазия стремилась вернуть себе независимость на основе «исторического права», Грузия сохранить территориальную целостность. В результате конфликта, этнический состав населения Абхазии был восстановлен. В 2011 году абхазы составили 51 % всего населения, грузины - 19 %, армяне — 17 %, русские — 9 %, греки —0,6 % (практически как в 1897году, когда была проведена первая перепись населения в Российской империи).

В-третьих, нельзя не учитывать экономические факторы, влияющие на развитие конфликта: выход к Чёрному морю с соответствующей рекреационной и портовой инфраструктурой; транспортные магистрали (Транскавказская железнодорожная магистраль), связывающие Россию, Грузию, Армению. Именно необходимость охраны железной дороги послужила официальным поводом для вторжения войск Грузии на территорию Абхазии в 1992 году.




Рис. 3 Республика Абхазия [16]

Итог конфликта: фактический выход Абхазии из состава Грузии (при активной поддержке России на последних этапах) и образование независимой Республики Абхазия, которая была признана Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Вануату, Тувалу, Науру. Грузия не признаёт новый статус Абхазии, считая её частью собственной государственной территории (Автономная Республика Абхазия)



Южная Осетия. Конфликт между руководством Южной Осетии и Грузии на первый взгляд может показаться очень похожим на Абхазо-Грузинский конфликт, так как развивался и завершился практически одновременно с ним признанием Россией независимости Южной Осетии и Абхазии. Да и этнические причины, лежащие в их основе, то же делают их похожими. Однако различия между ними всё же есть.

Так, в отличие от Абхазии и Грузии, которые входили в состав Российской империи в разное время и по разным причинам, как самостоятельные государства, Южная Осетия вошла в состав Российской империи уже, будучи частью Грузии (Картл – Кахетинское царство) в 1783 году (компактное проживание осетин на традиционных грузинских землях фиксируется историками с XVII века и связывается с официальной политикой грузинских царей по заселению опустевших в результате войн земель). При этом включение Южной Осетии в административно-территориальную систему Российской империи не сопровождалось, признанием её зависимости от Грузии. По распоряжению императора южные осетины были переведены в разряд государственных крестьян и исключены из системы феодальной зависимости, а значит, и политического контроля со стороны грузинского дворянства, получив особый социально-экономический статус. Это был некий прообраз будущей политической автономии Южной Осетии, обусловленный её исторически сложившимся особым положением в Закавказье.

Этническая составляющая данного конфликта также несколько отличается от Абхазо – Грузинского конфликта. В первую очередь, тем, что соотношение осетин и грузин в течение всего периода существования советской власти, оставалось неизменным – осетины всегда доминировали: 69% (1926 год), 68% (1939 год), 66% (1959, 1970, 1979, 1989 годы). При этом доля грузинского населения то же оставалась стабильной (27 – 29%). Поэтому статус автономной области в составе Грузинской СССР (а затем Грузии), которым Южная Осетия обладала в 1921 – 1991 годах был естественным и хорошо отражал реально существующий этнический состав населения на данной территории. С отменой этого статуса руководством Грузии, территория Южной Осетии была разделена между несколькими административными районами: Ахалгорским, Горийским, Джавским, Карельским, Онским и Сачхерским. Столь явная этническая дискриминация лишала осетин традиционных культурных прав (образования, книгоиздательства, делопроизводства, судопроизводства на родном языке), открыто декларировала ассимиляционную национальную политику Грузии и сопровождалась военными действиями. Стремление сохранить свою этническую и, напрямую связанную с ней территориальную идентичность, привело осетин к сепаратизму.

Как и в большинстве конфликтов постсоветского пространства нельзя забывать и об экономических причинах – стремление контролировать Военно-грузинскую дорогу, соединяющую Россию, Грузию и Армению.



Итог конфликта: фактический выход Южной Осетии из состава Грузии (при активной поддержке России на последних этапах) и образование независимой Республики Южная Осетия, которая была признана Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Тувалу, Науру. Грузия не признаёт новый статус Южной Осетии, считая её частью собственной государственной территории: Цхинвальский регион («бывшая Юго-Осетинская автономная область»). В соответствии с современным административно-территориальным делением Грузии, территория Южной Осетии разделена между следующими административно-территориальными единицами Грузии: Шида-Картли, Мцхета-

Мтианети, Имерети и Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети.
Рис. 4 Республика Южная Осетия (штриховкой показаны территории контролировавшиеся Грузией до 2008 года) [16]
Чечня. Обычно Чеченский конфликт рассматривают через призму двух войн (первой Чеченской войны 1994 – 1996 годы и второй Чеченской войны 1999 – 2009 годы). С точки зрения автора всё же есть смысл объединить эти конфликты, расширив временные рамки их возникновения до 1991 года. Именно в этом году была провозглашена независимая (от СССР) Чеченская Республика Ичкерия и начал оформляться сепаратизм. В определении причин его возникновения нет общепринятого мнения. Каждый из аналитиков выделяет свои, на его взгляд наиболее важные, факторы, влияющее на формирование конфликтной ситуации на данной территории. В самом обобщённом виде их можно свести к нескольким категориям.

Во-первых, в качестве негативного фактора часто называют «историческую память» чеченского народа, связывая её с депортацией чеченцев в Киргизию и Казахстан в результате оборонной политики СССР по «зачистке границ» в военный период (1944 год). Эта акция привела не только к уменьшению численности чеченцев, но и к ликвидации их административно-территориального образования (Чечено-Ингушской АССР). Впоследствии возник целый ряд территориальных проблем во взаимоотношениях чеченцев с русскими и другими соседними народами (ингушами, осетинами и др.), после их реабилитации и возвращения на Родину.

Во-вторых, одним из основных факторов чаще всего называют социально-экономическое особенности развития Чечено-Ингушской АССР, выделяя в целом её низкий уровень развития, отсутствие рабочих мест, как следствие высокий уровень безработицы при относительно высоком уровне образования населения.

В-третьих, среди экономических причин, выделяют стремление к контролю за маршрутами транспортировки нефти из Каспийских месторождений Азербайджана. До распада СССР в Каспийском море добычу нефти вел только СССР и её транспортировка европейским партнёрам тоже осуществлялась только в его переделах по нефтепроводу «Баку – Махачкала – Грозный – Новороссийск». Его протяжённость составляла около 1400 км, из них на «чеченский участок» приходилось 153 км. Однако после распада СССР, увеличилось и количество государств, добывающих нефть в Каспийском море (в первую очередь Казахстан и Азербайджан), и количество стран через территории, которых она могла бы транспортироваться в Европу (Грузия, Турция, Иран). Между всеми перечисленными государствами началась конкуренция за маршруты транспортировки нефти. А если учесть, что добыча нефти в азербайджанском секторе Каспия ведётся при активной помощи иностранного капитала США, Великобритании, Франции и др., то становится понятным, что выбранные маршруты могут решать ещё и политические задачи.

В-четвёртых, нельзя не обозначить и действие такого фактора, как исламский терроризм, который хотя не зародился на данной территории, но имеет хорошую почву для закрепления здесь. Северный Кавказ - преимущественно исламский регион с соответствующей ментальностью населения, что при отсутствии в течение длительного периода времени политической стабильности, может превратить его не только в ворота для проникновения (приграничная территория), но и в очаг радикального исламизма.

В совокупности все перечисленные факторы (этническая дискриминация в историческом контексте, территориальная обделённость, комплекс социально-экономических проблем, наличие у национальной элиты собственного видения путей их решения) и послужили толчком к возникновению чеченского сепаратизма.



Итог конфликта: согласно Конституции Российской Федерации Чеченская республика образована в 1992 году, входит в её состав, являясь частью Северо-Кавказского федерального округа.
Рис. 7 Маршруты транспортировки каспийской нефти [5]
Приднестровье. Возникновение конфликта между Республикой Молдовой и Приднестровской Молдавской республикой (ПМР) определяется действием следующих факторов.

Во-первых, так называемым «историческим правом» (в контексте взаимоотношений с Россией). Несмотря на то, что обе территории имеют значительный опыт совместного существования в составе одного государства (Османская империя, Российская империя, СССР и др.), всё же были периоды, когда их исторические судьбы расходились. Так, большая часть современной территории ПРМ (левобережье р. Днестр) имеет длительную историю развития в составе Российского государства, так как входит в него с 1791 года. В свою очередь, современная Республика Молдова (историческое название – Бессарабия) вошла в состав Российской империи только в 1812 году. Более того, впоследствии значительный период времени она развивалась в составе Румынии (1918 – 1940 г.г., 1941 – 1944 г.г.). Это обстоятельство сыграло значительную роль в выборе внешнеполитической ориентации Молдовы в постсоветский период.

Во-вторых, этническим составом населения. В отличие от Республики Молдовы, ПРМ – многонациональное государство. Практически в равных доля здесь проживают молдаване (32%), русские (30%), украинцы (29% населения), есть небольшие диаспоры болгар, греков, сербов, немцев и др. Такая этническая пестрота связана с политикой колонизации в Российской империи, когда переселенцам для освоения новых слабо заселённых территорий предоставлялись значительные льготы. Поэтому принятие в Молдавской СССР закона о языке в 1990 году, предполагающем установление единственного государственного языка – молдавского (румынского) и переводом его на латиницу, привело к массовым недовольствам и неприятию в русскоязычном Приднестровье.

В-третьих, экономическим потенциалом территории. ПМР – наиболее развитая в промышленном отношении часть Молдовы (35% ВВП страны, 56% потребительских товаров). Более того, основная часть промышленных предприятий создавалась здесь в период социалистической индустриализации и напрямую определялась общей политикой СССР. Поэтому на вновь созданных предприятиях работало очень много специалистов из других союзных республик, что делало территорию русскоговорящей априори (государственный язык СССР и основной язык межнационального общения в его пределах).

В совокупности все перечисленные факторы привели к противостоянию ориентированной на Румынию Молдовы и ориентированного на Россию Приднестровья, вплоть до выхода последнего из состава первоначально Молдавской СССР (1990 год), а затем и из состава Республики Молдова. Учитывая экономический потенциал Приднестровья, Молдове было что терять. Поэтому свои права на эту территорию она защищала с применением вооружённых сил (1992 год). Однако это не привело к разрешению конфликтной ситуации. Сегодня эскалации конфликта препятствуют Совместные миротворческие силы России, Республики Молдовы, ПМР и военные наблюдатели от Украины. Отношения между сторонами конфликта остаются напряжёнными.

Итог конфликта: фактический выход Приднестровья из состава Молдовы и образование независимой Приднестровской Молдавской Республики, которая была признана Абхазией и Южной Осетией. Молдова не признаёт новый статус Приднестровья, считая её частью собственной государственной территории (автономное территориальное образование и муниципий Бендеры). Кроме того, часть территории ПМР контролируется Республикой Молдовой и находится на территории таких её районов, как: Дубоссарский, Каушанский и Новоаненский.





Рис. 5 Приднестровская Молдавская Республика (показана красным цветом) [14].
Таджикистан. Возникновение гражданской войны в Таджикистане после выхода его из состава СССР можно считать естественным результатом этно-клановой структуры населения страны. Являясь по сути однонациональным государством (80% населения - таджики, 17% - узбеки, 1% - русские, 1% - киргизы), Таджикистан не обладает хорошо консолидированным титульным этносом. В его составе выделяются этнорегиональные кланы, занимающие собственные политические и социально-экономические ниши в жизни государства. К ним можно отнести:

  • ходжентские таджики, проживающие в основном в пределах Согдийской (бывшей Ходжентской или Ленинабадской области). Именно они были носителями коммунистических идей и через них распространялась советская власть в регионе. Поэтому из их рядов формировались органы государственной власти всех уровней в советском Таджикистане. Другими словами ходжентские таджики представляли собой политическую элиту Таджикистана до начала гражданской войны;

  • кулябские таджики, составляющие основное население Кулябской области. Сложные природно-климатические условия (в первую очередь засушливый климат, нехватка пресной воды) территории привели к низкому уровню социально-экономического развития и, связанному с ним высоким уровнем преступности. В свою очередь, накопившийся у них значительный опыт борьбы с преступностью определил концентрацию кулябских таджиков в правоохранительных органах страны. Таким образом, кулябский клан включал в себя в основном представителей правоохранительных, криминальных и полукриминальных структур;

  • гармские таджики, проживающие преимущественно в бывшей Курган-Тюбинской области (ныне западная часть Хатлонской области) в районе Каратегинской долины. В силу благоприятных природно-климатических условий, территория оказалась центром возделывания субтропических культур, приносящим большие доходы, что в результате привело к формированию мощной теневой экономики, связанной с частным бизнесом (выращивание и продажа овощей и фруктов) в отличие от государственного сектора, специализирующемся на хлопке;

  • памирские таджики – основное население самой большой по площади, но самой бедной территории в составе страны: Горно-Бадахшанской области. В силу особенностей географического положения (граница с Афганистаном и Китаем), здесь всегда была высока концентрация военных баз СССР, а затем России. Поэтому область была дотационной и поддерживалась центральными органами власти сначала СССР, а затем России с целью укрепления южных границ. Низкий уровень социально-экономический уровень развития стимулировал миграцию памирцев в другие области с целью поучения образования и привёл к их концентрации во всех крупных городах страны. В свою очередь, особая религиозная идентичность (они мусульмане шииты / исмаилиты в отличие от остальных таджиков, которые являются мусульманами суннитами), не позволяла им ассимилироваться и сохраняла их клановую принадлежность.

Кроме того, в силу многочисленности и компактности проживания значительную роль в политической жизни страны играют гиссарские узбеки, проживающие в Гиссарской долине РРП (районах республиканского подчинения) на границе с Узбекистаном. Их участие в конфликте в основном определялось поддержкой Узбекистана, который боялся возникновения территориальных претензий на Бухару и Самарканд со стороны Таджикистана.

Одной из главных причин, которая привела к разобщённости таджикского этноса и формированию перечисленных этнорегиональных кланов, является схема проведения государственных границ в Центральной Азии в период социалистического строительства. В состав Таджикской СССР вошла лишь небольшая часть территории «Исторического Таджикистана». Многие историко-культурные центры таджиков, вместе с проживающим там таджикским населением оказались в составе Узбекской СССР (Бухара, Самарканд). Небольшой Ходжентской (Ленинабадской) области, географически удалённой от основной части государства, но при этом ставшей ядром советского Таджикистана объективно было сложно интегрировать вокруг себя все группы таджикского народа.



К моменту распада СССР ходжентский этнорегиональный клан удерживал власть лишь в центральных органах власти республики, в городе Душанбе и в самой Ленинабадской области. В начале 90-х годов этнорегиональные кланы республики открыто вступили в активную борьбу за центральную власть в стране. В начале это была, борьба гармских таджиков против ходжентских таджиков. В дальнейшем к их противоборству присоединись и остальные кланы: ходжентские таджики получили поддержку со стороны кулябских таджиков, а гармские таджики заручились поддержкой памирских таджиков. Разразилась гражданская война (1992 год): официальные власти (прокоммунистический светский режим) против Объединённой таджикской оппозиции (на стороне которой выступили и гиссарские узбеки при поддержке Исламского движения Узбекистана) с ярко выраженной религиозной направленностью. Отметим, что в процессе войны расстановка сил неоднократно менялась.
Рис. 6 Административно-территориальное деление Таджикистана [16]

Итог конфликта: в 1997 году между представителями противоборствующих сторон (Правительством республики Таджикистан и Объединенной таджикской оппозицией) при посредничестве ООН было подписано мирное соглашение. Президентом Таджикистана оставался представитель кулябского клана, сторонник светского режим. При этом оппозиция получила места в парламенте, административные должности, директорские посты на различных крупных предприятиях, а рядовые бойцы сил оппозиции вошли в состав армии. Таким образом, после гражданской войны власть перешла в руки кулябских таджиков. Представители других этнорегиональных групп постепенно вытесняются из всех государственных структур.


В завершение, стоит отметить, что международные конфликты постсоветского пространства с геополитической точки развиваются в пределах зоны влияния континентальных (теллурократических) государств. Поэтому Россия, как наиболее типичный их представитель, всегда будет оказывать значительное (если не сказать решающее) влияние на их развитие.
Литература

  1. Колосов В.А. Нагорный Карабах // Двадцать лет разделённого единства: экспедиционные заметки: монография. – Смоленск: Ойкумена, 2012. – С. 199 – 209.

  2. Колосов В.А. Абхазия // Двадцать лет разделённого единства: экспедиционные заметки: монография. – Смоленск: Ойкумена, 2012. – С.187 – 196.

  3. Бобохонов Р. Гражданская война в Таджикистане (1992-1997гг.). Причины, ход, последствия и уроки // CentralEurasia: Проект Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения Российской академии наук (http://central-eurasia.com/).

  4. Бобохонов Р. Эволюция этно-региональных кланов в Таджикистане (XX в.) // CentralEurasia: Проект Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения Российской академии наук (http://central-eurasia.com/).

  5. Бутаев А.М. Зачем Каспий Западу? Куда потечёт каспийская нефть. // Caspiy.net (http://caspiy.net/).

  6. Грузино-абхазский конфликт // Традиция. Русская энциклопедия (http://pop-stat.mashke.org/).

  7. Зверев А. Этнические конфликты на Кавказе, 1988—1994 г. // Спорные границы на Кавказе (http://poli.vub.ac.be/publi/ContBorders/rus/ch0102.htm)

  8. История Южной Осетии // Википедия (http://ru.wikipedia.org/).

  9. Карабахская война (http://ru.wikipedia.org/).

  10. Население Абхазии // Этнокавказ. Этносостав населения Абхазии (http://www.ethno-kavkaz.narod.ru/).

  11. Население районов и муниципалитетов по переписи населения Абхазии 2011 года (http://pop-stat.mashke.org/).

  12. Население Южной Осетии // Этнокавказ (http://www.ethno-kavkaz.narod.ru/).

  13. Осетия в составе Российской империи // Информационное агентство ОСИНФОРМ (http://osinform.ru/).

  14. Приднестровская Молдавская Республика (http://ru.wikipedia.org/)

  15. Старовойтова Г. Национальное самоопределение: подходы и изучение случаев // Библиотека Гумер (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Starovoit/_04.php).

  16. Wikimedia Commons (http://commons.wikimedia.org/).


Смотрите также:
Потоцкая Т. И. Международные конфликты на постсоветском пространстве
209.57kb.
1 стр.
Региональные конфликты на постсоветском пространстве и роль россии в их урегулировании
142.35kb.
1 стр.
Тема №1. Конфликты на пространстве бывшей Югославии. (2 ч.)
58.7kb.
1 стр.
Марченя П. П. Массовое сознание и политические партии России от Февраля к Октябрю 1917 г. / П. П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве: Программы курсов магистратуры по направлению
376.37kb.
3 стр.
Интеграционным процессам на пространстве СНГ серьезно мешают региональные конфликты, заявил в эксклюзивном интервью корр
45.68kb.
1 стр.
Конфликтов как механизм формирования государственной состоятельности на постсоветском пространстве
254.93kb.
1 стр.
Торговля людьми
53.49kb.
1 стр.
Аксютина Ольга
17.54kb.
1 стр.
Докладчики: Илья Герасимов, ответственный редактор журнала Ab Imperio (Казань)
39.82kb.
1 стр.
Политические конфликты
262.25kb.
1 стр.
На постсоветском пространстве лидерами общественного мнения беларуси, казахстана, россии и украины
279.21kb.
1 стр.
Программа дисциплины Конфликты на Ближнем Востоке для направления 030700. 62 «Международные отношения» подготовки бакалавра
233.75kb.
1 стр.