Главная
страница 1страница 2 ... страница 10страница 11
IV. Материалы конференции «Краеведение как фактор формирования культурно – нравственного облика современного школьника»

Пленарное заседание

Панько Вера Ивановна,

муниципальное учреждение культуры

«Централизованная система муниципальных библиотек г. Омска»

г. Омск

Электронные библиографические справочники как источник

изучения культуры Омска
Краеведение – средство сохранения социальной памяти, изучения культурного наследия, «воспитывающая наука», как назвал ее академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

В последние десятилетия уходящего столетия у жителей нашей страны значительно усилился интерес к прошлому, к истории Родины, в том числе малой Родины.



Чтобы поддерживать на высоком уровне активизировавшийся интерес населения к краеведению, важно сделать краеведческую работу не кампанией, а продуманной системой действий в интересах гармоничного духовного развития населения. Собрать, сохранить, систематизировать краеведческие документы, обеспечить оперативный доступ к краеведческой информации – одна из главных задач, стоящих перед библиотеками.

Откликаясь на интерес общества к краеведческой информации, Центральная городская библиотека строит свою работу с учетом особенностей культурной и социальной жизни Омска, обеспечивая сбор, хранение и широкий доступ населения к краеведческим документам и информации о них. С этой целью сотрудниками библиотеки создаются электронные справочники, которые служат ценным источником изучения и сохранения культуры Омска. Среди них: электронное библиографическое пособие «Современная городская скульптура», библиографические очерки «Вертоград многоцветный», справочник «Памятники природы города Омска», биобиблиографический указатель «Литературный Омск », календарь «Омские даты - 2010».

Омск – город литературный. Прежде всего, по своим традициям. Василий Прокопьевич Трушкин, исследователь литературного движения в Сибири, утверждал, что когда-то «литературная группа в Омске была самой большой в Сибири». Другой литератор Е. Раппопорт назвал Омск «сибирской Одессой». В одной из своих статей он писал: «Если Одесса прославила советскую литературу именами Багрицкого, Олеши, Катаева, Ильфа, то Омск дал стране Петра Драверта, Антона Сорокина, Леонида Мартынова, Феоктиста Березовского, Георгия Вяткина, Павла Васильева…».

В Омске и сегодня работают одаренные прозаики и поэты: Владимир Балачан, Владимир Макаров, Татьяна Четверикова, Александр Лейфер и многие другие.

Возросший интерес к литературному краеведению, изучение его в общеобразовательных школах и гимназиях побудили нас к созданию биобиблиографического указателя «Литературный Омск».

Он знакомит читателей, знатоков литературного краеведения, библиотекарей, с изданиями и публикациями произведений омских прозаиков, поэтов, драматургов. А также с литературой о них, находящейся в фондах омских муниципальных библиотек. В указатель включены сведения о книгах, статьях из местных и центральных журналов, газет и сборников разных лет издания.

Указатель состоит из персональных разделов, расположенных в алфавите фамилий писателей. В каждом разделе помещены: биографическая справка, список изданий и публикаций произведений писателя и список литературы о нем. Библиографические записи документов расположены в алфавите названий произведений, а литература о писателе – в обратной хронологии.

Дополняют указатель приложения: «Омская писательская организация. Союз писателей России», «Омская писательская организация. Союз российских писателей», «Лауреаты областной молодежной литературной премии имени Ф.М. Достоевского».

Омск сегодня один из крупнейших городов страны, устремленный в будущее, живет и работает, уверенно развивается и растет. Город меняется на глазах, при этом еще дороже становятся безвозвратно уходящие, знакомые с детства омские приметы, виды и очертания любимого города.

К 300-летию Омска планируется построить новые микрорайоны, расширить магистрали, реконструировать дома первых массовых серий. Между тем проблема создания оригинального облика города не менее важна, чем дороги, коммуникации и жилье. По мнению многих омских художников, чтобы написать во всех красках портрет города, сегодня недостаточно застроить его современными высотками, соорудить новые мосты и реанимировать набережную. Необходимы детали, способные внести яркие мазки в это полотно. Городская скульптура, оживляющая безликий пейзаж и создающая настроение, - один из способов разнообразить панораму улиц и площадей родного города.

Библиографическое пособие «Современная городская скульптура» рассказывает о памятниках и памятных знаках, появившихся в городе за последние два десятилетия (90-е годы XX в. – начало XXI в.), а также об их создателях – скульпторах, архитекторах, дизайнерах. Информация представлена в четырех разделах. Первый - «Искусство людных площадей», знакомит с разнообразием нетрадиционной, «нешаблонной» городской скульптуры, произведениях, позволивших в свое время заговорить об Омске как о «продвинутом» городе. Второй раздел библиографического справочника - «В камне и металле…», представляет памятники и памятные знаки выдающимся историческим деятелям, мастерам культуры и искусства, имена которых связаны с нашим городом. В третьем разделе - «Памятник - от слова «память», собрана информация о мемориальных комплексах Омска. Раздел «Авторы» познакомит с омскими и российскими мастерами - создателями скульптурных произведений.

Внутри разделов информация о памятниках и памятных знаках расположена в прямой хронологии их установки, открытия, а об авторах – в алфавите фамилий. Фактографические сведения о каждом скульптурном произведении или авторе сопровождаются списком литературы.

Справочник дополнен именным указателем и указателем названий скульптурных произведений.

В нашем издании нашли отражение документы (преимущественно, альбомы, каталоги, справочники) и публикации из периодических изданий с 1994 по 2007 год, хранящиеся в распределенном библиотечном фонде МУК «ЦСМБ г. Омска».

Сегодня наш город украшают не только скульптурные и архитектурные ансамбли, но и зеленые ландшафты. Они оживляют статичную городскую обстановку. Естественные формы растений служат как бы эталоном совершенства для эстетического развития всей окружающей их «второй природы» из камня, бетона, стекла и асфальта.

В 1957-м немецкие кинематографисты сняли фильм под названием «Русское чудо». В течение нескольких минут на экране разворачивалась панорама нового Омска – чистого, просторного, асфальтированного и с миллионами цветов. Именно в этом фильме Омск был впервые назван «городом-садом».

Озеленение Омска начиналось с акаций, кленов и «пушистых» тополей, более 500 видов и форм древесных растений, сотни видов и сортов цветочно-декоративных культур. Это и голубые елочки, и пирамидальные тополя, и дуб черешчатый, и прочие «европейцы»...

Сегодня Омск украшают 8 парков, 10 городских садов, более 400 скверов, бульваров и набережных, площадью около полутора тысяч гектаров.

Библиографические очерки «Вертоград многоцветный» предлагают информацию об истории зеленого «строительства» в городе, о его парках, скверах и садах.

Пособие состоит из 4-х разделов, в которых помещены очерки, дополненные списками статей из местной периодики за 1995-2006 гг., а также из книг более ранних лет издания (1960-2002 гг.), хранящихся в фонде Центральной городской библиотеки.

Раздел «Город-сад» рассказывает об озеленении Омска в XX - начале XXI вв. Разделы «Сады», «Парки», «Скверы» знакомят с наиболее любимыми, известными уголками отдыха омичей.

Чингиз Айтматов говорил: «Человек должен уметь ценить природу.…Относиться к природе как к равному – разумно и вдохновенно». Еще одна актуальная тема - сохранение типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охрана объектов природного и культурного наследия. Ей посвящен библиографический справочник «Памятники природы города Омска».

В справочнике представлена библиографическая и полнотекстовая информация о памятниках природы города Омска, как ныне действующих (паспортизированных), так и утративших или изменивших свой статус, а также о других особо охраняемых природных территориях Омска. Он рассказывает об уникальных природных объектах Омска, являющихся истинным сокровищем, достопримечательностью города. Среди них, Омский городской дендрологический сад, озеро Соленое, Птичья гавань, ботанический сад Омского государственного аграрного университета.

В справочник включены публикации из периодических изданий, статьи из сборников за период с 1982 по 2009 годы, хранящихся в фондах Центральной городской библиотеки.

К истории можно относиться по–разному. Ее можно любить, можно не любить. Но ее нельзя забывать. Омск – один из тех городов, где с уважением относятся к истории.

Цель краеведческого календаря «Омские даты–2010» – обратить внимание на наиболее значимые события в истории Омска. Издание включает юбилейные даты лиц, оставивших заметный след в жизни нашего города, юбилеи исторических событий и другие значимые даты, которые будут отмечаться в следующем году. Перечень знаменательных и памятных дат 2010 года не является полным сводом событий и фактов. В основном их отбор и уточнение материала осуществлялось на основе печатных источников из фондов Центральной городской библиотеки. В календаре дается ссылка на источник информации. Издание снабжено именным указателем, указателем предприятий и организаций, что облегчает поиск информации.

Сотрудники Центральной городской библиотеки выражают благодарность за помощь в подготовке изданий краеведам Владимиру Ивановичу Селюку, Ивану Павловичу Шихатову, Омским отделениям - Союза писателей России, Союза российских писателей, Союза театральных деятелей России, Союза художников России, Союза фотохудожников России, Союза журналистов России, Омскому отделению Союза архитекторов России, администрациям школ, предприятий и организаций нашего города.

Создание библиографических пособий в Центральной городской библиотеке - процесс постоянный. В настоящее время библиографы работают над составлением нового электронного справочника «Храмы Омска».



Централизованная система муниципальных библиотек предоставляет омичам возможности использовать краеведческие электронные библиографические пособия, не заходя в библиотеку. Все материалы представлены на главной странице нашего официального web-сайта. Ждем вас по адресу: www.lib.omsk.ru.


Колодина Наталья Александровна,

магистр библиотековедения,

«Отличник образования Республики Казахстан»,

методист научной библиотеки Павлодарского государственного педагогического института,

член правления общественного объединения

«Славянский культурный центр»,

г. Павлодар, республика Казахстан
Система методического обеспечения краеведческой работы школьных библиотек Павлодарской области
Школьные библиотеки Республики Казахстан, также как и Российской Федерации, составляют самую многочисленную библиотечную сеть страны. И краеведение сегодня входит в число приоритетных содержательных направлений их работы. Библиотечное краеведение в нашей стране имеет достойную историю, сложившиеся традиции и широкую практику. Высокая востребованность библиотечного краеведения в новом веке определяется общественными процессами. Современный этап развития казахстанского общества характеризуется глубоким интересом к истории, духовной жизни этноса, наблюдается рост национального самосознания народов Казахстана. Идет осмысление понятия «национальное самосознание». Терминологический словарь «Библиотечное краеведение» (СПб,1998) даёт нам следующее определение: «Национальное самосознание – осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, осознание положения своей нации в системе общественных отношений, понимание национальных интересов. Взаимоотношение своей нации с другими социально-этническими общностями, проявляющееся в идеях, чувствах, стремлениях» [1].

Формирование национального самосознания происходит в процессе социализации личности, на которую влияют семья, школа, культурный уровень окружения, другими словами, среда и условия жизни, государственная политика, идеология. Школьная библиотека как информационное учреждение, центр культуры и идеологии вносит свой значительный вклад в формирование национального самосознания, в сохранение преемственности духовных традиций местного сообщества.

Школьные библиотекари Павлодарской области бережно собирают в своих фондах все доступные информационные материалы о родном крае, создают тематические досье «История Павлодара», «Наши знатные земляки», «Павлодар литературный» и др. Для учителей и школьников работающих над краеведческими исследовательскими проектами систематически осуществляется библиографическое информирование о новой литературе. Всё чаще для этого используются ресурсы интернет, несмотря на то что далеко не во всех библиотеках есть прямой выход в глобальное информационное пространство.

Развивая познавательный интерес к родному краю, библиотечные специалисты павлодарских школ используют всё многообразие форм библиотечной работы от выставок и обзоров, устных журналов литературных вечеров до обсуждения новых книг, литературных и исторических экскурсий, читательских конференций. Большой эмоциональный подъём, устойчивый краеведческий интерес вызывают викторины, игры-путешествия по родному краю с использованием мультимедийных ресурсов [2]. В течение многих лет успешно работает литературная гостиная по творчеству писателей Павлодарского Прииртышья в средней школе №13 г Павлодара, опыт работы находит отражение на страницах республиканских журналов [3]. Особый импульс краеведческой деятельности школьных библиотек придают памятные даты. В 2008 году Павлодарская область отмечала своё 70-летие, и краеведческая тема стала главной доминантой для всех без исключения школьных библиотек. В юбилейные библиотечные программы библиотечные специалисты школ вложили весь свой богатый опыт, вдохновение и любовь к родной земле [4, 5].

Библиотечное краеведение в павлодарских школах превращено в живое, интересное дело. Однако, для эффективной организации этого дела школьные библиотеки нуждаются в систематической методической поддержке. В настоящее время система методического обеспечения школьных библиотек включает Республиканскую научно-педагогическую библиотеку (РНПБ), библиотеки институтов повышения квалификации педагогических кадров (ИПК ПК) и методические объединения школьных библиотек городов и районов. Основным направлением деятельности республиканского центра является внедрение инноваций, связанных с улучшением обслуживания пользователей, обеспечением свободного доступа к информации, соблюдением разумного баланса между необходимостью перемен и сохранением библиотечных традиций [6]. Специалисты РНПБ в 2003 году издали для школьных библиотек методические рекомендации, определяющие современные требования к системе библиотечного краеведения в школе [7].

Значительную помощь в вопросах краеведения школьным библиотекам оказывают библиотеки министерства культуры — областная универсальная научная библиотека им. С.Торайгырова (ОУНБ), городские, районные, сельские библиотеки. Коллеги приглашают школьных библиотекарей на свои семинары, обмениваются методическими разработками, совместно организуют краеведческие мероприятия для школьников.

Научная библиотека Павлодарского государственного педагогического института (ПГПИ) официально не включена в систему методического обеспечения школьных библиотек, но понимание важности этого социального института для национального образования, чувство профессиональной солидарности стало источником создания общественного центра методической поддержки школьных библиотек в педагогическом вузе.. Научная библиотека ПГПИ с августа 2005 года вступила на путь активного взаимодействия со школьными библиотеками региона. Объективными предпосылками для консолидации деятельности библиотек школ и педагогического вуза на региональном уровне являются единство территории, общие задачи информационного обеспечения учебного процесса, преемственность целевой аудитории пользователей.

Главной целью общественного методического центра является оказание конкретной оперативной методической помощи всем школьным библиотекам в их полифункциональной деятельности. И вопросы краеведческой работы школьных библиотек постоянно находятся в центре внимания общественного методического центра. За четыре года коллектив библиотекарей педагогического вуза подготовил 5 методических пособий на бумажных и электронных носителях, провел 45 методических мероприятия, на которых присутствовало 1150 библиотекарей, создал систему дистанционного консультирования. На библиотечных страницах сайта ПГПИ выставлены методические разработки и библиографические списки литературы в помощь школьным библиотекарям.

Научная библиотека ПГПИ обладает значительными информационными ресурсами по краеведению. Богатый книжный фонд, большая подписка, современная электронная библиотека, библиографические базы данных по истории образования и науки в Павлодарской области — всё это доступно школьным учителям и библиотекарям в их профессиональной деятельности. По запросам школ составляются библиографические списки, организуются выездные выставки.

Примером активной методической деятельности НБ являются Методические недели школьных библиотек , которые проводятся с 2006 года ежегодно на весенних или летних каникулах. Цель методической недели – оказать конкретную практическую помощь сотрудникам школьных библиотек в актуализации профессиональных знаний. Тематика занятий определяется на основе консультаций с методистами отделов образования и прямых пожеланий школьных библиотекарей. На семинарах НБ ПГПИ школьные библиотекари изучали технологию подготовки электронной выставки (мастер-класс, 2007), новые информационные технологии в библиотечной деятельности (мастер-класс, 2008), интернет ресурсы в помощь школьной библиотеке (семинар-практикум, 2009); рассматривали вопросы развития детского чтения (семинар-интервью, 2007), обсуждали проектную деятельность школьной библиотеки (семинар-тренинг, 2008), информационно-библиографическое обслуживание учителей (день специалиста, 2009). Но какая бы тема не обсуждалась на семинарах и практикумах, в них всегда присутствует краеведческий компонент. С большим интересом всегда принимается информация об электронных ресурсах, обзоры сайтов, консультации по краеведческому информационному поиску в Интернете.

С большим подъёмом на методической неделе 2008 года прошёл семинар-дискуссия «Библиотечное краеведение в школе: традиции и инновации». Для участников семинара были подготовлены доклады по общетеоретическим основам библиотечного краеведения, консультации по методике краеведческой работы, обзоры ресурсов Интернет краеведческого содержания и профессиональной прессы, новинок краеведческих изданий и др. Большую активность участники семинара проявили в обсуждении опыта своей работы, групповом моделировании по теме «партнёры школьной библиотеки в краеведческой деятельности». Открытый, свободный разговор о своих проблемах позволил каждому сделать для себя маленькое открытие, увидеть новые пути совершенствования краеведческой деятельности. Позднее это реализовалось в библиотечных программах, посвящённых 70-летию области.

Программа методических недель обязательно включает экскурсии в павлодарские музеи, встречи с замечательными, творческими людьми родного края. Надолго запомнились школьным библиотекарям премьеры книг С.Горбунова «Остановка в пути» (2006 г.) и Э.Соколкина «Улицы города Павлодара» (2008 г.), встречи с павлодарскими поэтами В.Семерьяновым (2006 г.), О.Григорьевой (2007 г.). В 2009 году методическая неделя имела развёрнутую культурную программу, основу которой составили творческие встречи с учёными ПГПИ, презентации их новых книг. Страницы литературной истории родного города раскрыли авторы-составители новой хрестоматии «Павлодар Литературный», секреты творчества известного казахского писателя и журналистаМубарака Жаманбалинова, многими узами связанного с Павлодарским Прииртышьем раскрыла профессор ПГПИ А.Б. Бахраденова, живой диалог о проблемах развития национальной литературы состоялся во время встречи с профессором Ф.Сутжан. Такие встречи для многих библиотечных специалистов открывают новые аспекты профессиональной краеведческой деятельности, становятся импульсом к творческому поиску.

Важнейшим направлением деятельности НБ ПГПИ является методическое сопровождение инновационных проектов школьных библиотекарей. Многие школьные библиотеки выступают инициаторами собирания разнообразной информации по истории и культуре своего поселения, знаменитых земляках и семейных династиях, бережно хранят хронику основных событий школы и своей местности. По инициативе библиотечных специалистов и при их непосредственном участии создаются школьные музеи, организовываются кружки любителей истории родного края, школьники ведут поисковую работу. Благодаря современным технологиям делать это сегодня намного проще, можно делать бумажные, цифровые и видеокопии. Научная библиотека ПГПИ предоставляет школьным библиотекам доступ к своим ресурсам, консультирует в вопросах разработки проектов.

Большую помощь в работе специалистам оказывает электронный сборник «Методический помощник школьного библиотекаря», все четыре выпуска которого содержат материалы краеведческого характера, методические разработки со всех уголков области. Школьных библиотекарей Павлодарской области в методической работе библиотеки педагогического вуза привлекает богатый информационный ресурс, современные технологии обслуживания, возможность оперативного получения квалифицированной методической помощи, профессионализм и открытость сотрудников. Опыт сотрудничества научной библиотеки ПГПИ со школами доказывает, что библиотека педагогического вуза способна быть координатором библиотечного взаимодействия по различным вопросам деятельности, модератором проектов учебных библиотек, центром методической помощи и профессионального развития сотрудников школьных библиотек региона.


Литература

Библиотечное краеведение: терминол. словарь. / СПб. Гос.Академия культуры. – СПб., 1998. - 85 с.

Овсянникова, Л.П. Активные формы краеведческой работы в школьной библиотеке // Мектептегі кітапхана=Библиотека в школе.- 2007.- №5.- С. 17-18. [CОШ №43 г. Павлодар].

Бехтольд, В. Импульс откровения : литературная гостиная (по творчеству поэта-земляка В. Семерьянова) / В. А. Бехтольд. // Внеклассная работа в школе.- 2007- №2.- С.15-24. [CОШ №13].

Мосягина, Н. Мой красочный, волшебный край (к 70-летию Павлодарской области) / Н. Мосягина. // Внеклассная работа в школе.- 2008-№4.- С. 22-26. [CОШ №14 г. Павлодар].

Падалко, М. Моё родное Приртышье! (к 70-летию Павлодарской области) / М.Падалко. // Внеклассная работа в школе.- 2008.- №1.- С. 20-23.

Насырова, А. А. Реформа образования и миссия учебных библиотек Казахстана / А.А. Насырова. // Кiтапханатану, библиография, кiтаптану = Библиотековедение, библиография, книговедение : сб. науч. ст. Вып. 3. / Нац. б-ка Респ. Казахстан; редкол.: Р.А. Бердигалиева, В.А. Галлеев, С. А. Тасыбаева. – Алматы, 2002. – С. 119–127.

Махметова, А.Н. Краеведческая работа в школьной библиотеке : консультация / А.Н. Махметова; РНПБ. – Алматы, 2003.- 6 с.


Лапшина Ирина Юрьевна,

методист по учебным фондам МОУ ГИМЦ

город Тюмень

Содержание и формы работы по организации

краеведческой деятельности школьных библиотек.

(результаты диагностического исследования)
1.Информация о ресурсах библиотек общеобразовательных учреждений

В городе Тюмени создана сеть общеобразовательных учреждений, выполняющая важнейшие функции становления и развития личности, стабилизации и прогрессивного преобразования социума: функционируют 93 школы, из них 88 дневных, в числе которых – 1 начальная, 1- основная, 77 средних общеобразовательных школ (74 – муниципальных и 3 – государственных), 7 специальных коррекционных общеобразовательных учреждений, 5 вечерних школ и 2 негосударственных. В числе 77 средних школ 9 гимназий и 3 лицея.

Библиотечная система общего образования г. Тюмени насчитывает 91 библиотеку, которые являются структурными подразделениями общеобразовательных учреждений.

1.1.Оснащенность библиотек

В течении нескольких лет наблюдается тенденция роста по обеспеченности учебниками и учебными пособиями средней ступени образования (с 34% до 51%); стабильная обеспеченность основной ступени образования (37%).

В городе Тюмени 99% школьных библиотек оснащены компьютерами, из них 40% имеют их по 2 и более. Нет компьютеров в Православной гимназии. Всего компьютерный парк школьных библиотек города Тюмени насчитывает 159 машин.



37 библиотек подключены к локально-вычислительной сети своих школ, 47 библиотек имеют выход в Интернет.

Кроме того 76% библиотек в своем арсенале имеют другие технические средства: сканеры, ксероксы, мультимедийные установки, телевизоры, музыкальные центры, видеомагнитофоны, DVD.

78 школьных библиотек по федеральной целевой программе получили автоматизированную библиотечно-информационную систему «МАRК-SQL» (версию для школьных библиотек).

В сентябре 2008 года началась установка программы «1с.Школьная библиотека» демонстрационный вариант.

1.2.Кадровая обеспеченность

Поставка и внедрение новой компьютерной техники в школьные библиотеки, организация читальных залов, медиазалов, медиабиблиотек, требуя расширения основных функций и задач, увеличивая нагрузку на одного работника, предполагает и увеличение штатов. Но остаются библиотеки, где по штату - 0,5 ставки библиотекаря. В 2009-2010 учебном году в школьных библиотеках работает 88 человек. Средний возраст школьных библиотекарей составляет 48 лет, число работников до 30 лет - 3%. 44% школьных библиотекарей имеет высшее профессиональное или высшее педагогическое образование, 31% - среднее специальное или среднее педагогическое, а 19% имеют среднее или среднетехническое образование.

Полученные данные указывают на проблемное поле, связанное со старением кадров и ограниченным количеством специалистов с высшим библиотечным образованием, что не позволяет по всем канонам стабильно развивать сферу деятельности.

2.Основные проблемы краеведческой деятельности библиотек

Определяющими факторами функционирования и развития краеведческой деятельности библиотек (КДБ) являются социально-политическая среда, а также нормативно- правовая база. В настоящее время юридические основы управления КДБ составляет комплекс нормативно-правовых документов трех уровней: федеральное законодательство, региональное законодательство, внутрибиблиотечная документация.

Краеведческая деятельность – одно из направлений работы для многих школьных библиотек города Тюмени.

Наблюдается взаимосвязь в работе библиотек и общественных объединений, музеев, архивов, туристических станций. Создаются именные школы. Например, МОУ СОШ № 25 имени Юрия Гуляева, МОУ СОШ № 32 имени Героя Советского Союза Битюкова Прокопия Семеновича, МОУ СОШ № 39 с краеведческим уклоном.

В библиотеках хранятся значительные музейные ценности. Появляются библиотеки-музеи (МОУ СОШ № 51).

Возрождается традиция написания родословных. Читатели библиотек составляют генеалогию своего рода, изучают деятельность предков, участвуют в конкурсах «Моя родословная», «Родословные чтения».

Активизируется духовно-нравственное воспитание детей. Учащиеся включаются в поисковую деятельность, становятся участниками экспедиций. Вновь появляются воскресные школы, воспитывающие учащихся на основе национально-религиозных ценностей.

В 3,5% школ города по предмету краеведения разработаны авторские программы. В школьный компонент включены курсы по литературному, географическому краеведению, народным танцам, основам народной татарской культуры, Тюменский край в древности, география Тюменской области , учебные заведения города, экскурсоведение.( 1, с.22)

Новым явлением стал выпуск местных энциклопедий: Большой Тюменской энциклопедии в 3-х томах, Ханты- Мансийской энциклопедии.

Меняются технологии краеведческой работы. Создается БД систематическая картотека стаей в электронных каталогах школьных библиотек.

Однако краеведческая деятельность школьных библиотек города требует теоретического осмысления и системного подхода.

Не решены важные проблемы краеведческой деятельности библиотек. До сих пор отсутствует единое для всех «Положение о краеведческой работе школьной библиотеки», «Положение о краеведческом фонде школьной библиотеки», «Положение о краеведческом справочно-библиографическом аппарате школьной библиотеки», ощущается недостаток в электронных изданиях о крае. Не решена проблема структурирования фонда краеведческой литературы, создания системы краеведческих библиографических пособий школьной библиотеки.

Таким образом, необходимость ведения краеведческой работы библиотек на современном этапе, повышенный общественный интерес к краеведению, сделали необходимым создание нормативно-правовой базы краеведческой деятельности школьных библиотек, так как последние работают в области краеведения, кто как может, и при подходе к нерешенным вопросам им не на что опереться.

3.Результаты диагностического исследования краеведческой деятельности школьных библиотек

Один из путей активизации библиотечного краеведения в школьных библиотеках формирование информационной базы на основе диагностико - мониторингового исследования. Использовалась комплексная методика диагностико - мониторингового исследования, предложенная Неверовой Т.А.(4, с.36-48)

Цель исследования - упорядочение краеведческой деятельности библиотек общеобразовательных учреждений города Тюмени, отражение рациональных и эффективных форм и методов этой деятельности, уже сложившихся в библиотеках, и новых возможностей ее развития, связанных с изменившимися общими условиями и задачами работы библиотек.

Основные задачи исследования:

- организация наблюдения с целью получения достоверной, объективной информации о протекании процессов КДБ;

- оценка и системный анализ получаемой информации, выявление тенденций и динамики относительно КДБ;

- создание информационной базы управления, обеспечение органов управления своевременной, достоверной, унифицированной информацией о состоянии КДБ на местах;

- прогнозирование тенденций КДБ;

- подготовка рекомендаций по совершенствованию КДБ.

Одним из направлений совершенствования КДБ является внедрение системы ее мониторинга. Данный мониторинг носил локальный характер.

Настоящее диагностическое исследование позволило получить информацию о состоянии краеведческой деятельности библиотек общеобразовательных учреждений города Тюмени. В качестве объекта диагностического мониторинга рассматривалась КДБ школьных библиотек (как однотипных объектов). Диагностике было подвергнуто 82 библиотеки, из которых: 66 общеобразовательных школ, 9 лицеев, гимназий,1 школа-интернат, 5 вечерних (сменных) школ, НОУ Православная гимназия. Реализация диагностико - мониторингового исследования позволила получить непротиворечивое описание состояния краеведческой деятельности на основе комплексного подхода с учетом региональных особенностей.

Этапы исследования.

Основой первого этапа диагностического мониторинга является подготовка рабочих документов (анкет, бланков, паспортов).

Основой второго этапа является заполнение участниками исследования рабочих документов. Затем, сопоставляя объекты по заданному набору показателей, выявляют специфику данного объекта, перечень свойств должного состояния КДБ, закономерности формирования и функционирования механизмов управления ею на внутрибиблиотечном уровне.

Для сбора данных использовался следующий комплекс документов.

Документ №1 «Информационная карта» - включает в себя сведения, идентифицирующие библиотеку: полное наименование, доступность (категория пользователей), статистические характеристики по состоянию на 1 сентября текущего года; ФИО, должность респондента.

Документ № 2 карточка «Кадровый учет», включает в себя сведения о школьных библиотекарях: ФИО, должность, дату рождения, образование, стаж работы, владение компьютером, иностранными языками, награды, повышение квалификации, тему самообразования, итоги аттестации.

Документ № 3 «Карта состояния краеведческой деятельности библиотеки» - позволяет путем подчеркивания нужного варианта раскрыть содержание и уровень краеведческой деятельности в данной библиотеке. Вопросы составлены с учетом последующего управленческого анализа (Неверова Т.А., с.41-42).

Документ №4 «Статистические отчеты библиотек», в которых учитываются абсолютные и относительные показатели работы библиотеки общеобразовательного учреждения за прошедший учебный год.

Документ №5 «Обеспеченность учебниками на текущий учебный год»

Состояние КДБ изучалось на основе экспертного опроса компетентных лиц- заведующих школьных библиотек.

3.1. Документы, регламентирующие краеведческую деятельность школьных библиотек

По поводу наличия или отсутствия документов, регламентирующих краеведческую деятельность конкретной библиотеки («Положение о КДБ», «Положение о краеведческом фонде», «Положение о КСБА», «ТТП, библиографическая модель фонда»), были получены следующие показатели: в библиотеках отсутствуют подобные документы, в 22 %-планируется создание «Положения о КДБ», в 17 % библиотек планируется написание «Положения о КФ», в 19 %-«Положение о КСБА», и только в 5 % библиотек будут создаваться ТТП комплектования либо библиографическая модель краеведческого фонда. (Приложение 1)

3.2.Планирование и отчетность работы

Осуществление перспективного планирования краеведческой деятельности осуществляется только в 11 % библиотек. Годовое планирование краеведческой деятельности осуществляется в 46 % библиотек и ежемесячно планируют свою работу по краеведению -40%. (Приложение 2)

Небольшое количество библиотек (8%)отражает работу по краеведению в годовых информационных отчетах, выделяя раздел «Краеведческая работа библиотеки». В текстовых отчетах содержатся в основном сведения о проведении массовых мероприятий; но по ним нельзя судить обо всем комплексе краеведческой деятельности, проводить анализ, сравнивать результаты работы библиотек города.

3.3.Краеведческий фонд

Своеобразие краеведческого фонда школьной библиотеки состоит в том, что она создается на базе школы. Поэтому она комплектует краеведческий фонд всеми видами документов в помощь учебному процессу, оказывая содействие ученикам и учителям в подготовке и проведении учебных занятий, организации школьных музеев и кружков. Она подбирает краеведческие документы, содержащие сведения об истории школы, ее достижениях и перспективах развития, об участии, школы в решении общественно- политических, экономических и культурных задач района, города, области, страны.

Исходя из возможностей библиотеки, приоритета решаемых ею задач и потребностей пользователей, каждая школьная библиотека может самостоятельно выбирать один или несколько признаков структурирования, выстраивать их иерархию или создавать новую.

Доля краеведческого фонда в школьных библиотеках города занимает 3 %, в том числе фонд книг2 %, фонд учебников-3 %, фонд АВД-19 %, фонд периодики-2 %.(Приложение 3)

На практике вопрос об организации фондов решается по-разному. Исследование позволило выявить разные способы организации краеведческого фонда. Так в 39 % библиотек фонд выделен в книгохранилище, в 34 % в общем фонде, 16 % -в по отделам. В некоторых библиотеках используется практика организации «краеведческих уголков», «краеведческих полок» на абонементе, в читальном зале (7 %) Не выделяют фонд 7 % библиотек. (Приложение 4)

Исследование позволило выявить зависимость способа организации краеведческого фонда от организации КДБ. Так, в библиотеках, где ведется учет выдачи, пользователей, справок, краеведческий фонд выделен и в книгохранилище, и в общем фонде.

3.4.Краеведческая библиографическая работа библиотек

Основные направления краеведческой библиографической работы:



  • создание краеведческого справочно-библиографического аппарата (КСБА),

  • формирование системы краеведческих библиографических пособий (КБП),

  • библиографическое обслуживание по краеведению в библиотеке.

Условное выделение краеведческих материалов в фонде и каталоге с помощью информационно-вспомогательного географического определителя используется лишь в 30% библиотек. Правильно отметили географический определитель (2Рос-4Тюм)-31% библиотечных специалистов.

19 (23%) школ не имеют и не планируют организацию КСБА. (из них: 5 (26%)заведующая не имеет специального образования;2 (11%)работает на 0.5 ставки; 3 (16%) –вечерние (сменные) школы; 2 (11%)не имеют опыта работы; 5(26%)-пенсионерки; 2(11%)-загружены преподаванием предметов БУП, классным руководством.

Особого внимания заслуживает проблема создания системы краеведческих баз данных в электронном каталоге.

3.5.Учет


Исследование показало, что объем краеведческого фонда учитывается в 51% библиотек. В 49% библиотек не учитывается объем фонда, 11% заведующих библиотек не ответили на вопрос об учете фонда и показателе его объема, что можно расценивать как отсутствие подобных сведений.

Выдача краеведческой литературы учитывается в целом в 60% библиотек.

Справки краеведческого характера особо учитываются в 51% библиотек.

Применительно к функции учета КДБ, получены сведения о том, что в 35% библиотек ведется учет краеведческого фонда в КСУ. Многие ответы содержат замечания о том, что фонд подсчитан приблизительно -« на глазок»: в связи с проведением данного опроса.

Отсутствие в половине библиотек систематической регистрации количественных текущих показателей основных видов краеведческой библиотечной работы (пополнение фонда, книговыдача, число пользователей, справочно-библиографическое обслуживание, библиографическое информирование) отрицательно сказывается на всей постановке краеведческой деятельности, так как, не владея информацией о текущем ее состоянии, трудно осуществлять планирование, организацию, прогнозирование, анализ, контроль. Фактически реализация всех функций управления зависит от постановки учета КДБ.

4.Заключение

Изучение краеведческой деятельности библиотек на основе комплексного диагностического мониторинга, проведенного в городе Тюмени, показало, что состояние управления КДБ в настоящее время находится в стадии низкой реализации основных управленческих функций.

Одним из направлений совершенствования КДБ может стать внедрение системы ее мониторинга.

На основе полученной информации и с учетом специфики краеведческой деятельности школьных библиотек необходимо:

-разработать концепцию организации КДБ библиотек общеобразовательных учреждений города Тюмени;

-организовать творческую группу разработчиков по подготовке пакета регламентирующих документов ( положений, инструкций, отчетов);

-организовать семинар по проблемам КДБ.

5.Литература

1. Анализ городского мониторинга «Качество школьного образования-2004»-Тюмень, МОУ ДПО ГИМЦ, 2005.-70 с.

2.Библиотеки образовательных учреждений Уральского федерального округа: Информационно-аналитический сборник/Л.А. Абрашкина, Т.Д.Жукова, В.И. Жильцова, И.А. Крашенинникова. - Екатеринбург, 2008.-82с.

3.Криворотенко С.Н. Краеведческий фонд библиотек: Учебное пособие.- М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2005.-94с.

4.Неверова Т.А. Краеведческая деятельность библиотек: Учебно-методическое пособие. - М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2005.-136с.

5.Сомова Т.Н. Краеведческая деятельность детской библиотеки: Учебно-практическое пособие/Орловский гос. институт искусств и культуры. -М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2006.-88


следующая страница >>
Смотрите также:
Пленарное заседание Панько Вера Ивановна, муниципальное учреждение культуры «Централизованная система муниципальных библиотек г. Омска» г. Омск
2207.04kb.
11 стр.
Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная система городских библиотек»
513.93kb.
4 стр.
Муниципальное учреждение культуры «Централизованная Библиотечная Система г. Подольска»
31.29kb.
1 стр.
Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная система городских библиотек» Центральная городская библиотека
205.07kb.
1 стр.
Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная система городских библиотек» Центральная городская библиотека
278.98kb.
1 стр.
Полное наименование учреждения Почтовый адрес, телефоны
45.18kb.
1 стр.
Муниципальное учреждение культуры Централизованная библиотечная система г. Рыбинска Исследовательские работы библиотек Централизованной библиотечной системы г. Рыбинска «Золотаревские чтения – 2009»
1393.25kb.
8 стр.
Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная система городских библиотек» Центральная городская библиотека
295.31kb.
1 стр.
Отчет муниципального автономного учреждения культуры «централизованная библиотечная система» г. Пскова за 2012 год
1467.01kb.
8 стр.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Вяземская централизованная библиотечная система муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области
522.65kb.
4 стр.
Муниципальное учреждение культуры «централизованная библиотечная система города верхнего уфалея»
1474.91kb.
6 стр.
Муниципальное учреждение «централизованная библиотечная система городского округа сызрань»
560.51kb.
3 стр.