Главная
страница 1
Отдел образования администрации

Галичского муниципального района Костромской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детства и Юношества г. Галича Костромской области»

« Крепость столетий »
( образовательная программа дополнительного образования детей)

Куликова Елена Викторовна
педагог дополнительного образования


г. Галич

2008

« Утверждаю » директор ДДиЮ

«____»_______2008 г. _____________ ( Г.Г. Разгуляева)

Рекомендовано к реализации протокол № ___от «___»________2008 г.

« ____»_____________2008 г. заседания педагогического совета ДДиЮ

Образовательная программа

« Крепость столетий »
( рассчитана на учащихся 5-9 классов

МОУ Лопаревская СОШ )


Срок реализации – 2 года

Пояснительная записка

Занятия в объединении « Юный краевед»предусматривают внеурочную работу с учащимися 5 – 9 классов по изучению истории Костромской области, Галичского района и окрестностей посёлка Лопарево.

Программа носит чётко выраженный краеведческий характер. Её актуальность заключается в следующем:

1. Чётко выражена патриотическая направленность, т.к. любовь к Отечеству начинается с любви к малой Родине

2. Знание истории своего края воспитывает у подростка чувство собственного достоинства, помогает в дальнейшем стать более коммуникабельным

3. Воспитывает уважение к старшему поколению


Программа имеет большое значение на всех уровнях получения и изучения информации.

На региональном уровне: информация о событиях, традициях, фактах истории области большинству подростков мало известна, т.к.они очень мало читают книг и изданий СМИ. Узнав эту интересную информацию на занятиях объединения, ребята должны почувствовать, что наш край – не провинция, а достойная познания и уважения земля. Они должны почувствовать значимость Костромской области для России, а значит, почувствовать гордость за то, что они – костромичи. Они также должны уметь владеть этой информацией, передавать её своим сверстникам и другим людям.

На муниципальном уровне и уровне посёлка значение программы велико потому, что окрестности посёлка заселены были очень давно, письменные упоминания встречаются, начиная с начала 17 века, деревень было очень много ( В начале 20 века – 56, а ранее ещё больше) . Недалеко от посёлка есть несколько церквей, одна из которых – Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Туркове, принадлежала Троице Сергиевой лавре. Каждая деревня, каждая местность имела свои престольные праздники, обычаи, традиции. Людей, помнящих это, становится всё меньше и меньше. Поэтому собрать воспоминания для того, чтобы передать их следующим поколениям – одна из задач программы.
Цели программы « Крепость столетий»

1.Воспитание чувства патриотизма и любви к малой родине.

2. Мотивация интереса к краеведческим знаниям на современном этапе развития общества.

3.Экологическое воспитание школьников.

4.Развитие познавательной активности и творческих способностей подростков.

5.Развитие коммуникативных способностей детей .

Задачи программы «Крепость столетий»:
Образовательные:

познакомить с информацией по истории родного края;

научить обрабатывать полученную информацию

готовить простейшие мини-доклады, мини-рефераты , другие творческие работы;

собирать экспонаты для школьного краеведческого уголка

оформлять различные выставки.



Воспитательные :

развивать коммуникабельность ребят.

вырабатывать навыки аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца;

показывать преимущества коллективного труда

прививать уважение к иному мнению;

Развивающие:

расширять кругозор учащихся;

Развивать умение проводить простейшие исследования и обрабатывать их.
Планируемые результаты.

1. Хорошие знания по истории своего края.

2. Оформление экспозиций школьного краеведческого уголка.

3. Проведение мероприятий краеведческой направленности.

4.Участие в муниципальных и областных конкурсах
Характеристика ребят, занимающихся в объединении «Юный краевед»
В 2008-2009 учебном году будет работать одна возрастная группа. Это учащиеся 5-9 классов.

Эта группа будет заниматься общекраеведческими вопросами (обычаи, престольные праздники, фольклор окрестных деревень).

У ребят большое желание заниматься в кружке, они активны, общительны. Многие имеют навыки работы на компьютере, у многих компьютеры есть дома. В конце прошлого года у ребят появилось желание сотрудничать с администрацией Лопаревского сельского поселения – делать краеведческую страничку в «Вестнике администрации Лопаревского сельского поселения» (периодичность 1 раз в месяц).

Среди ребят есть участники виртуальных олимпиад, поэтому результаты работы они смогут использовать для ответов на вопросы олимпиад.


Режим работы (4 часов в неделю)
Понедельник-2 часа 16.00-17.20

Суббота-2 часа 11.00-12.20

Суббота является днём работы с населением, днём поездок и экскурсий.

Всего за год 128 часов.

Вид группы ребят, занимающихся в объединении: смешанный (девочки и мальчики).

Состав группы: постоянный.

Группа создана на свободной основе.
Учебно-тематический план

на 2008-2009 учебный год.



Название

Формы занятий

Кол-во часов

Часы

теоритич.


практич.


Всего часов

1.

Введение

Беседа экскурсия работа в кр. угол

2

1

1

2

2.

Костромская область

Беседа, работа с краеведческой литературой, географической картой

24

12

12

24

3.

Галичский край

Беседа, экскурсии, работа с краеведческой литературой, поездки, походы по родному краю, трудовые десанты

40

12

28

40

4.

Лопарево

Беседы, экскурсии, экологические десанты, встречи со старожилами, работа с картой

40

12

28

40

5.

Работа в краеведческом уголке

Сбор экспонатов, оформление экспозиции, беседы, творческие работы

22

8

14

22


Содержание программы

(1 год обучения)


1. Введение-4 часа (1т+1 пр.)

Исторический обзор местности, основные географические особенности. Экскурсия в Павликовский карьер. Правила работ в краеведческом уголке


2. Костромская область: 24 часа (12т+12пр.)

Историческое прошлое Костромского края. Заселение Костромской земли: стоянки первобытных людей, финно-угорские племена, славяне, татары, уральские казаки и др. Основные занятия населения: ремёсла, народные промыслы. Первые города. Удельные княжества. Костромская область-родина дома Романовых.



Форма занятий: беседа, работа с литературой, картой, викторины
3. Галичский край-40 часов (12т+28пр.)

Древность заселения Галичской земли. Галичи-мерячи, Унорож-древний торговый центр. Первые Галичские князья: Юрий Долгорукий, Александр Невский, Дмитрий Донской в истории края. Юрий Дмитриевич Нижегородский и Галичский, Дмитрий Шемяка, Дмитрий Красный, Василий Косой. Галич и Москва- борьба за власть.

Роль Галича в борьбе с татарами. Народные промыслы озеро его происхождение и влияние на жизнь Галичан. Галичские святые, храмы и монастыри. Народные обычаи, костюмы, пословицы и поговорки.

Форма занятий: беседы, экскурсии, поездки в музей, работа с литературой, картой, викторины
4. Лопарево-40 часов (12т+28пр.)

Происхождение названий, перечень, деревень, урочищ. Памятники архитектуры, помещичьи усадьбы, храмы. Роль в просвещении населения и связь с Троице - Сергиевой Лаврой. Усадьба Ратуново - уникальный объект, памятник архитектуры 19 века. Ремёсла Лопаревской округи, народные умельцы, обычаи, легенды округи.

Строительство дороги «Вологда-Вятка». Лесопильные производства превращение станции в центр посёлка. Реорганизация колхозов. Совхоз «Восход»-старейшее сельхозпредприятие округи. История школы, леспромхоза, больница.

Война в жизни и истории посёлка. Труженики тыла и участники войны.



Форма работы: беседы, экскурсии, встречи со старожилами, работа с литературой и топографической картой, викторины

5. Работа в краеведческом уголке – 22 часа (8т+14пр.)

Оформление документации на экспонаты, сбор материалов и экспонатов для уголка, оформление экспозиций, экскурсии для младших школьников


Содержание программы

(2 год обучения)


1.Костромская область:

Костромское наместничество. Памятники архитектуры. Знаменитые люди области . Костромские корни А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Морская слава земли костромской. Костромичи – путешественники. Имена костромичей на карте России и мира


2. Галичский край:

Галич в 15-19 вв. Развитие торговли. Памятники архитектуры. Екатерининский тракт в галичских землях. Помещичьи усадьбы и православные храмы. Железная дорога и её роль в усилении значения Галича. Народные ремёсла, обычаи, праздники


3. Лопарево:

70-е годы - расцвет посёлка. Знаменитые люди посёлка. Политика слияния неперспективных деревень и исчезновение большинства населённых пунктов. История радиовещания, телевидения, телефонной связи, сети Интерне, компьютеризации.

Уточнение календаря памятных дат посёлка.
Методическое обеспечение программы

Методы и формы работы и занятий:
а) теоретические занятия с использованием литературы по краеведению, словарей, топографических карт и атласа Костромской области.

б) практические занятия (сбор воспоминаний у старожилов посёлка, оформление альбомов, выставок, экспозиций в уголке).

в) индивидуальная работа

г) экскурсии и походы, поездки в Галич

д) работа на компьютере

е) участие (по возможности) в районных и областных мероприятиях

ж) занимательные игры, викторины


Основные формы работы по разделам программы
Раздел Костромская область-беседы и работы с краеведческой литературой

Раздел «Галичский край»- беседы, экскурсии, поездки в г. Галич, другие населённые пункты.

Походы по родному краю. Работа с литературой, топографической картой


Раздел «Лопарево»- беседы, встречи со старожилами, сбор экспонатов для краеведческого уголка, работа с краеведческими публикациями, экскурсии

Материально-техническое обеспечение программы:

  1. Экспонаты краеведческого уголка.

  2. Краеведческая литература.

  3. Топографическая карта



Примечания: все поездки осуществляется за счёт родителей учащихся, творческие работы пишутся ребятами, также используя родительские деньги (на бумагу, краску и т.д.)
Список используемой литературы


  1. Сборник «Галичский край» Галич, 1995

  2. Галич, (копия издания И.Д.Сытина)

  3. Галич (автор Л.И.Белов, В.И.Касторсий), Кострома, книжное издательство 1959

  4. Белов Л.И. «Галич», Ярославль, В-Волжское книжное издательство 1983

  5. Тиц А.А. «На земле древнего Галича» М, Издательство Искусство 1971

  6. Костромская область, Кострома, 1995

  7. Григоров А.А. « Из истории Костромского дворянства», К-ма, 1995

  8. Кучин Н, Костромской край Города и всей Костроме

  9. Памятники архитектуры Костромской области

  10. журнал «Губернский дом»

  11. газета «Северная правда», «Галичские известия»

Список учащихся, занимающихся в кружке «Юный краевед» (на базе МОУ Лопаревская СОШ)





Фамилия, имя

Школа

Класс

Возраст

Год обучения

1.

Дегтярёв Даниил




5

11

Первый

2.

Ермолина Катя




5

11

Первый

3.

Крюкова Рита




5

10

Первый

4.

Лебедева Вероника




5

11

Первый

5.

Процюк Кристина




5

10

Первый

6.

Ренжина Настя




5

11

Первый

7.

Степанов Сергей




9

14

Третий

8.

Смирнова Ольга




5

11

Первый

9.

Смирнова Настя Н.




8

14

Третий

10.

Олефир Ольга




8

14

Третий

11.

Шайдулина Ирина




9

15

Третий

12.

Шестерикова Марина




5

10

Первый

13.

Смирнова Люба




6

12

Второй

14.

Степанова Марина




7

13

Второй

Итого: 14 человек

1 года обучения-8 человек

2 года обучения-2 человека

3 года обучения-4 человека


до 10 лет – нет

10-14 лет – 12 человек

15-18 лет -1 человек

старше 18 лет – нет

девочек – 12 человек

мальчиков – 2 человека


Расписание работы кружка

Понедельник: 2 часа 16.00-17.20



Суббота :2 часа 11.00-12.20
Суббота – день работы с населением, день поездок, экскурсий.


Смотрите также:
«Крепость столетий» ( образовательная программа дополнительного образования детей) Куликова Елена Викторовна педагог дополнительного образования
125.69kb.
1 стр.
Программа межведомственного фестиваля педагогов дополнительного образования детей системы образования, культуры, спорта « и сердце, отданное детям, и творчество, и вдохновенный труд»
56.09kb.
1 стр.
Образовательная программА дополнительного образования детей «Основы рукопашного боя» по направлению: спортивно- техническое
297.76kb.
1 стр.
Дополнительного образования детей центр развития творчества детей и юношества ленинского района
45.15kb.
1 стр.
Технология сотрудничества – путь к успеху Максимова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования, руководитель театра моды «Трафальгар»
76.03kb.
1 стр.
Занятость детей в системе дополнительного образования
36.08kb.
1 стр.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Краевед-исследователь» направление «Исследовательское краеведение»
175.83kb.
1 стр.
Копылова Елена Олеговна Педагог дополнительного образования Лаврентия 2012-2013 учебный год
367.02kb.
1 стр.
Программа по легкой атлетике Программа дополнительного образования детей от 7 до 18 лет
616.55kb.
3 стр.
Ведомственная целевая программа
133.96kb.
1 стр.
Методическое пособие организация дополнительного образования детей в клубе по месту жительства
135.76kb.
1 стр.
Мишуковская Евгения Витальевна педагог дополнительного образования
67.1kb.
1 стр.