Главная
страница 1

Методические указания





Ф СО ПГУ 7.18.1/05


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова


Кафедра агротехнологии

методические указания

к лабораторным работам

по дисциплине «Дендрология»

для студентов специальности 050807 «Лесохозяйственное дело»




Методические указания





Ф СО ПГУ 7.18.1/05


УТВЕРЖДАЮ

Декан АТФ

__________ Т.К. Бексеитов

«___»_____________2009 г.
Составитель: к.б.н., профессор Каденова А.Б,
Кафедра агротехнологии
Методические указания к лабораторным работам

по дисциплине «Дендрология»

для студентов специальности 050807 «Лесохозяйственное дело»
Рекомендованы на заседании кафедры «25 » августа 2009 г. Протокол № 1.

Зав. кафедрой ___________________________У.Х. Альмишев



Одобрены: учебно-методическим советом агротехнологического факультета

«26» августа 2009 г. Протокол № 1


Председатель УМС_____________М.Е. Жагипарова


Лабораторная работа № 1
Тема: Морфологическое строение жизненных форм древесных растений г. Павлодара
Цель работы. Познакомиться с видовым составом и структурой жизненных форм древесных растений г. Павлодара.
Средства обучения: живые ветки древесных растений, гербарные образцы деревьев и кустарников, таблицы, фотогрифии и др.
Задание


  1. Изучить видовой состав деревьев и кустарников, произрастающих в г. Павлодаре.

  2. Изучить морфологическое строение вегетативных и репродуктивных органов, рассмотренных древесных растений

  3. Зарисовать ветки с листьями, с соцветиями и цветками.

Последовательность выполнения работы
Для изучения видового состава деревьев и кустарников необходимо рассмотреть гербарий, фотографии, ветки древесных растений, найти сходства и различия между разными видами растений. Затем изучить побеги, их цвет, форму и величину чечевичек, форму, величину и цвет почек, форму и величину листьев, их изрезанность, края листовых пластинок, длину черешков, или их отсутствие, найти почечные кольца на побегах. При изучении репродук- тивных органов следует обратить внимание на соцветия, их величину, цвет, дли ну и ширину, выделить в соцветии цветки и изучить их строение. Изученные ветки с листьями, с соцветиями и цветками зарисовать.
Вопросы для самоконтроля
1.Как называются деревья и кустарники, которые произрастают в г. Павлодаре?
2. Что характерно для жизненных форм деревьев и кустарников нашего региона?
3.Какова структура вегетативных и генеративных органов каждого вида древесных растений?

Лабораторная работа № 2 и 3
Тема: Экологические группы растений Баянаульского леса
Цель работы. Познакомиться с экологическими группами растении Баянаульского государственного национального природного парка (БГНПП).
Средства обучения: гербарные образцы деревьев и кустарников

.

Задание


1.Изучить видовой состав деревьев и кустарников, произрастающих в Баянаульском государственном национальном природном парке.
2. Распределить гербарий растений по экологическим группам: ксерофитам, мезофитам, гигрофитам.
3. Дать характеристику каждой группе растений в устной форме.

Последовательность выполнения работы
Для изучения видового состава деревьев и кустарников БГНПП необ- ходимо познакомиться со списком растений, вспомнить теоретический материал из курса Лесной ботаники о экологических группах растений, рассмотреть гербарные образцы растений. Затем распределить гербарий деревьев и кустарников по группам: ксерофиты, мезофиты, гигрофиты и охарактеризовать их.
Вопросы для самоконтроля


  1. Какие древесные растения произрастают В БГНПП?




  1. Что называется экологической группой растений?




  1. Какие экологические группы растений наиболее широко представлены в БГНПП?




  1. Что характерно для ксерофитов, мезофитов, гигрофитов?


Лабораторная работа № 4
Тема: Ареалы видов растений Павлодарской области
Цель работы. Познакомиться с растениями Павлодарской области, образующими узкий, широкий, эндемический и реликтовый ареалы.
Средства обучения: гербарные образцы деревьев ,кустарников и травянистых растений

лесов Павлодарской области.

.

Задание.
1.Дать определение узким, широким, эндемическим и реликтовым ареалам.


  1. Выбрать из гербарного материала растения с узким, широким, эндемическим и реликтовым ареалами и изучить их морфологические особенности.

3. Составить краткое описание изученных растений.


Последовательность выполнения работы
Познакомиться с гербарными образцами древесных растений. Отобрать
растения с узким, широким, эндемическим и реликтовым ареалами. Составить
краткую характеристику наиболее распространенных по каждому ареалу
растений.
Вопросы для самоконтроля
1.Что такое ареал?
2.Как складываются узкий, широкий, эндемический и реликтовый ареалы?
3.Какие ареалы наиболее распространены в Павлодарской области?

Лабораторная работа № 5
Тема: Строение интродуцированных хвойных древесных растений, используемых в озеленении г. Павлодара
Цель работы. Познакомиться с видовым составом и структурой интродуцированных хвойных древесных растений, используемых в озеленении г. Павлодара.
Средства обучения: гербарные образцы интродуцированных хвойных древесных растений, используемых в озеленении г. Павлодара (ель сибирская,

ель Энгельмана – голубая ель, лиственница сибирская, , ель Шренка и др.).


Задание.
1.Изучить на гербарном материале видовой состав интродуцированных хвойных древесных растений, используемых в озеленении г. Павлодара.
2.Изучить морфологическую структуру интродуцированных хвойных древесных растений: стебли , почки, листья.
2.На свежеизготовленных срезах, а также на постоянных препаратах изу-

чить анатомическое строение древесных растений.


Последовательность выполнения работы
Разобрать гербарий хвойных древесных растений и отобрать ин-

тродуцированные растения (ель сибирская, ель Энгельмана – голубая ель, лиственница сибирская, , ель Шренка и др.), используемые в озеленении г. Павлодара.Затем изучить их морфологическое строение. Для изучения анатомической структуры вегетативных органов необходимо произвести поперечные срезы молодых веток растений, а также можно использовать постоянные микропрепараты по-перечных срезов стеблей сосны, ели и др.


Вопросы для самоконтроля
1.Что такое интродукция растений?
2. Какие интродуцированные хвойные древесные растения используются в озеленении г. Павлодара?
3.Каковы особенности морфологической и анатомической структуры интродуцированных древесных растений?
Лабораторная работа № 6
Тема: Типы и структура древесной растительности Дендрологических областей и районов Казахстана
Цель работы. Познакомиться с типами и структурой древесной растительности дендрологических областей и районов Казахстана.
Средства обучения: гербарные образцы древесных растений.
Задание.

1.Познакомиться с гербарием растений.

2.Распределить гербарий древесных растений по дендрологическим областям и районам Казахстана.

3.Составить морфологическое описание некоторых доминирующих видов

деревьев.
Последовательность выполнения работы
Разобрать гербарий древесных растений и отобрать представителей

растений для каждой природной зоны. Затем распределить гербарные образцы по дендрологическим областям и районам Казахстана, сложив их в несколько стопок. Провести морфологический анализ растений каждой дендрологической области, входящей в состав Павлодарской области.(область березовых колков и ленточных сосновых боров, область дуба и вяза в поймах среди дерновинно-злаковых опустыненных степей, область сосны по мелкосопочнику, область ксерофитных кустарников и полукустарников по разнотравно-злаковым степям, область сибирских хвойных) отметить характерные признаки видов. Составить морфологическое описание 2 широко- распространенных представителей древесных растений.


Вопросы для самоконтроля
1. Какие дендрологические области и районы Казахстана выделил А.М.Муше- гян?

2. Какие особенности характеризуют каждую дендрологическую область и районы Казахстана?

3. Какими видами растений представлена каждая дендрологическая область и районы Казахстана?

3.Каковы особенности морфологической и анатомической структуры древесных растений каждой дендрологической области и района в пределах Павлодарской области?



Лабораторная работа № 7
Тема: Отдел Голосеменные растения (морфология, циклы развития голосеменных растений, их определение) - 6 часов.
Цель работы. Познакомиться с видовым составом, морфологическими особенностями и циклами развития сосны, ели, лиственницы, можжевельника и

другими растениями из отдела Голосеменные. Освоить методику определения голосеменных растений по листьям, побегам, шишкам и другим морфологическим признакам.


Средства обучения: гербарные образцы сосны, ели, пихты, лиственницы,

можжевельника, эфедры и др. голосеменных растений, комнатные растения(араукария),таблицы.

. Задание.
1. Познакомиться по гербарному материалу и комнатным растениям(араука -

рией) с основными представителями голосеменных растений.

2. Изучить морфологические особенности сосны, ели, лиственницы, можже -вельника, эфедры и др. растений.

3.Познакомиться с циклами развития голосеменных и составить циклы развития не менее 3-х видов растений.

4. Научиться определять голосеменные растения по листьям , шишкам, веткам.
Последовательность выполнения работы
Изучить видовой состав голосеменных растений по гербарным образцам

и комнатным растениям. Проанализировать морфологическую структуру изуча-емых растений по общепринятой методике. Составить циклы развития не ме –нее 3-х видов голосеменных (например, ели, лиственницы, можжевельника, эфекдры). Затем следует приступить к определению древесных голосеменных. Определение возможно только при хорошем знании морфологических особен- ностей растений.


Вопросы для самоконтроля
1. Какие голосеменные растения Вам известны и почему они так называются?

2. Как размножаются голосеменные растения?

3. Какие признаки сходства и отличия имеются у голосеменных растений?

4. В цикле развития голосеменных растений господствует гаметофит или спорофит?



5. По каким основным признакам определяются голосеменные растения?


Смотрите также:
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Дендрология» для студентов специальности 050807 «Лесохозяйственное дело»
81.03kb.
1 стр.
Методические указания к лабораторным работам №1-­5 для студентов специальности 210100
346.16kb.
1 стр.
Методические указания к лабораторным и домашним работам по дисциплине «Операционные системы» Специальности: 230401 Прикладная математика
584.93kb.
5 стр.
Методические указания к лабораторным работам для студентов iy-y курсов фэн всех форм обучения Новосибирск 2003 (076. 5)
133.46kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Валеология» для студентов специальности
1366.61kb.
7 стр.
Методические указания к лабораторным работам по биологической химии для студентов 2 курса медицинского факультета Петрозаводск 2002
878.9kb.
3 стр.
Методические указания к курсовому проектированию для студентов специальности "Экономика и управление на предприятии
358.78kb.
2 стр.
Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии
400.63kb.
4 стр.
Методические указания к лабораторным работам для студентов 1-го курса фпми составители: Доцент кафедры пвт к т. н. Маркова В. П
382.94kb.
3 стр.
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Организация государственного
329.55kb.
1 стр.
Методические указания к контрольным работам для студентов химико-биологического факультета заочная форма обучения Павлодар
320.69kb.
8 стр.
Методические указания и контрольные задания для студентов факультета информационных систем и технологий по учебной дисциплине интернет технологии
359.26kb.
1 стр.