Главная
страница 1


НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
АВТФ
ПСиБД

“УТВЕРЖДАЮ”


Декан [название факультета]


[Ф.И.О.]

“___ ”______________200 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины


Информационно-библиографическая поддержка
инженерной деятельности

для студентов, обучающихся по специальности


230105 Программное обеспечение вычислительной техники и
автоматизированных систем

ООП [шифр и название основной образовательной программы с указанием уровня подготовки: бакалавриат, инженерная или магистерская подготовка]

Факультет [название факультета, где обучаются студенты]

Курс 1, семестр 2

Лекции: 16 часов

Практические (лабораторные) работы: 8 часов практических, 6 час дист семинар

Курсовой проект (курсовая работа, РГЗ): 2 семестр, 1 контрольная работа,

Самостоятельная работа [часов по учебному плану]

Зачет (2 семестр)

Всего 30


Новосибирск

2005


Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 654600 – Информатика и вычислительная техника, квалификация инженер.

Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 686, Регистрационный номер 224 тех/дс

Шифр дисциплины в ГОС - указывается, к какому компоненту относится данная дисциплина (федеральный, национально-региональный, вузовский)], [шифр дисциплины по учебному плану

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры [название кафедры, номер протокола заседания кафедры и дата его проведения]

Программу разработал

доцент НГТУ, каф ПСиБД Паршукова Г.Б., канд. пед. наук



Заведующий кафедрой


[должность, ученая степень, звание, подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой]

Ответственный за основную

образовательную программу
[должность, ученая степень, звание, подпись, Ф.И.О. ответственного за ООП]


Внешние требования



Квалификационные требования ГОС по направлению 654600.

Подготовка выпускника должна обеспечивать квалификационные умения для решения профессиональных задачи осуществления сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по заданной теме своей профессиональной области с применением современных информационных технологий.



Особенности (принципы) построения дисциплины


Особенности (принципы) построения дисциплины описываются в табл. 1.
Таблица 1

Особенности (принципы) построения дисциплины




Особенность (принцип)

Содержание

Основание для введения дисциплины в учебный план направления или специальности




Адресат курса

Студенты, обучающиеся по специальности 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем







Цели учебной дисциплины


Таблица 2. Цели учебной дисциплины

иметь представление:



основные понятия курса – библиография, информационная потребность, информационный запрос, научно-техническая информация (НТИ), документальный поток, научно-технический документ первичный, документ вторичный, информационно-библиографическое издание, государственная система НТИ, центр НТИ, информационно-поисковая система (ИПС), справочно-поисковый аппарат (СПА) и др.;



о государственной системе научно-технической информации (ГСНТИ) - структуре, центрах, возможностях;



о мировой информационно-библиографической среде: традиционной и глобальной, представленной в компьютерных сетях;



иметь представление о возможностях автоматизированных информационно - библиотечных систем (АИБС).

знать



библиотечно-библиографические ресурсы страны, города Новосибирска;



структуру и особенности профильного информационно-документального потока, специфике его отраслевых и видовых сегментов, основных закономерностях его развития;



основные информационные центры страны и их издания;



основные информационно-библиотечные классификации и рубрикаторы;



алгоритмы поиска различного вида информации;



Правила оформления учебных и научных рукописей, библиографического списка использованной литературы, цитат и ссылок на различные виды документов (в т.ч. и электронные) в научно-учебных рукописях

уметь



работать с традиционными библиотечными поисковыми системами: каталогами и картотеками;



работать с автоматизированными информационно-библиотечными системами : электронными каталогами и картотеками, библиотечными и информационно-библиографическими базами данных;



выделить релевантный (отвечающий его потребности) сегмент информационно-документального потока по ретроспекции, типу и виду документа, ретроспекции, языку и т.д.;



формулировать информационный запрос в форме ключевых слов и предметных рубрик;



оформить научную рукопись в соответствии с общепринятыми правилам;

анализировать и реферировать научный текста с помощью методик формального реферирования научного текста;





Содержание и структура учебной дисциплины


Описание лекционных занятий размещается в табл. 3.

Таблица 3



Блок, модуль, раздел, тема

Часы

Ссылки

на цели*




Тема 1. Современные документальные научно-технические коммуникации.

1.1.  Информация как основа научной коммуникации

1.2.  Научная информация


2

1, 2, 3, 4

Тема 2. Государственная система научно-технической информации - ГСНТИ.

2.1. Структура государственной системы научно-технической информации России

2.2. Федеральные информационные центры


4

2, 3, 5, 6, 7

Тема 3. Документальный поток как показатель развития отрасли науки (техники).

3.1.  Мировой документальный поток

3.2.  Структура документального потока


6

6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14

Тема 4. Применение наукометрических и библиометрических методов при решении информационно-поисковой задачи.

4.1. Наукометрия и библиометрия

4.2. Статистический метод

4.3. Подсчет публикаций

4.4. Цитат-индекс

4.5. Импакт-фактор



4

2, 3, 6, 13, 14.

Тема 5. Стратегия информационного поиска.

5.1. Программа поиска

5.2. Этапы поиска

5.3. Методы поиска

5.4. Общий алгоритм поиска


2

2, 3, 7, 8, 10, 14,

Тема 6. Поиск в каталогах библиотек.

6.1 Типы библиотечных каталогов

6.2. Алфавитный каталог

6.3. Систематический каталог

6.4. Автоматизированные информационно-библиотечные системы


2

4, 11, 12,

Тема 7. Информационные ресурсы научных библиотек.

7.1. Библиотеки России в сети

7.2. Библиотеки мира

7.3. Библиотеки университетов



4

2, 3, 4, 5, 7, 8, 11, 12, 14

Тема 8. Обработка результатов информационно-библиографического поиска.

8.1. Оформление первичных документов

8.2. Библиографические ссылки (цитаты)

8.3. Оформление списка

8.4. Библиографическое описание литературы


6

1, 10, 15

Итого

30



Описание практических занятий и лабораторных работ размещается в табл. 4 с указанием семестра, в котором организуется обучение по дисциплине.

Таблица 4

Блок, модуль, раздел, тема

Учебная деятельность*

Ссылки

на цели*


Тема 2. Государственная система научно-технической информации - ГСНТИ

Сформировать список информационных изданий, необходимых для постоянного самоинформирования студенту по специальности "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем"

12

Тема 5. Стратегия информационного поиска.

Выявить список ретроспективных библиографических пособий и БД по теме "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем"

11

Тема 7. Информационные ресурсы научных библиотек

Исследовать возможности научных библиотек Новосибирска

4, 5

Тема 8. Обработка результатов информационно-библиографического поиска.


Оформить учебную рукопись (структура, цитаты, ссылки, список литературы…)

15



Учебная деятельность


В целях успешного прохождения курса прохождения студенты должны:

  • изучить предлагаемые учебно-методические пособия и теоретический курс

  • самостоятельно изучить литературу, предложенную преподавателем;

  • выполнить практические задания по каждой теме

  • участвовать в дистанционном семинаре

  • выполнить контрольную работу



Правила аттестации студентов по учебной дисциплине


Если при определении итоговой оценки по курсу используется модульно-рейтинговая система, то рекомендуется информацию о ней представить в виде табл. 5.

Таблица 5



Учебная  деятельность

Срок сдачи, защиты

Минимальный балл

Максимальный балл

Комментарий

Участие в дистанционном семинаре

 

25

30

 

Выполнение лабораторно-практических заданий

1 – февраль

2 – март


3 – апрель

4 – май


5

5

5



5

7

7

7



7

 

Контрольная работа №1

 май

15

20

 

Зачет
(по выбору: контрольные вопросы или тест)

 

15

22

 

Итого

 

75

100

Для зачета достаточно 75 баллов


Список литературы



Использованные источники:

  1. . ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. – М., 2004. -48 с.

  2. ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

  3. . ГОСТ 7.85-2003. Международный стандартный номер технического отчета

  4. ГОСТ 7.12-93. Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании произведений печати.

  5. ГОСТ 7.82-2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления

  6. ГОСТ 7.70-2003. Описание баз данных и машиночитаемых информационных массивов. Состав и обозначение характеристик

  7. Иениш Е.В. Библиографический поиск в научной работе: Справочник-путеводитель/ Гос. публ. б-ка им. М.Е. Салтыкова-Щедрина; Науч. ред. Крипиева И.Н.-М.,1982.-247с.

  8. Основы научных исследований: Учеб. для техн. вузов / Кругов А.Н., Глушко И.М., Попов В.В. идр.-М.:Высш.школа,1989.-400с.



Контролирующие материалы для аттестации студентов по дисциплине

Итоговая контрольная работа


1. Создать список источников по теме "Перспективы развития вычислительной техники" (50 источников).

2. Отсортировать список по алфавиту, описания источников привести согласно  ГОСТ 7.1-2003 БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ. Общие требования и правила составления.

3. Создать таблицу в которой структурировать документопоток по типам и видам. Например: (Хронологические периоды (годы) и виды/типы документов, студент может обозначить самостоятельно, в зависимости от характера выявленного библиографического материала).

Тип документов

 


Хронологические периоды (годы)

Всего

… 1950

1951-1970

1971-1990

1991-2000

2001 - 2005

Учебники для вузов

 

 

 

 

 

 

Монографии

 

 

 

 

 

 

Статьи из научной периодики

 

 

 

 

 

 

Отчеты и НИР и ОКР

 

 

 

 

 

 

Нормативно-технические документы (стандарты)

 

 

 

 

 

 

Патенты. авторские свидетельства

 

 

 

 

 

 

Электронные издания

 

 

 

 

 

 

Другое

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

4. Заполнить таблицу, создать диаграмму, характеризующую профильный документопоток

5. Диаграммы, созданные в электронной таблице импортировать в текст контрольной работы.

6. Проанализировать структуру документопотока выявив характерные тенденции и проанализировав их (2-3 страницы текста). Объяснить структуру потока по ретроспективе, видам и типам публикаций... и т.п.

7. Оформить контрольную работу по правила отчета о НИР

8. Выслать контрольную работу преподавателю.



Контрольные вопросы к зачету:





  1. Какова структура документального потока?

  2. Назовите основные отечественные центры НТИ в области технических наук.

  3. Чем отличаются библиографические и информационные издания от научных?

  4. Сформулируйте алгоритм поиска НТИ.

  5. Назовите источники поиск экономической и сервисной информации.

  6. Какая АИБС применяется в научной библиотеке НГТУ?

  7. Назовите основной источник поиска ГОСТов.

  8. Назовите важнейшие научные библиотеки Новосибирского научного центра.

  9. Перечислите пошаговые действия при поиске литературы по алфавитному и по систематическому каталогам.

  10. Как описывается монография одного автора?

  11. Какие наукометрические и библиометрические методы может использовать научный сотрудник для определения значимости научного журнала?

  12. Какие виды ссылок Вы знаете ?

  13. Назовите виды группировки материала в библиографическом списке научной рукописи.

  14. С помощью каких инструментов создается поисковый образ запроса?

  15. Назовите основные возможности автоматизированных систем.

  16. Перечислите нормативно - технические документы, регламентирующие оформление научных рукописей.





Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины земельное право
216.79kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Исполнительное производство»
473.69kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Договорное право»
201.58kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право на недвижимость
383.1kb.
2 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное частное право» «International Private Law»
761.58kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины деловой этикет business Etiquette
276.36kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право собственности и способы его защиты»
604.59kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины сравнительное правоведение Comparative Jurisprudence Язык обучения: русский
288.6kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «История развития прокуратуры в России. Прокуратура зарубежных государств»
222.87kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» наименование учебной дисциплины
285.62kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Международно-правовая охрана интеллектуальной собственности» «International Legal Protection of Intellectual Property»
435.19kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов»
670.48kb.
3 стр.