Главная
страница 1
Содержание
докум.

Подпись

Дата

Лист

Выполнил

Проверил


Лит.

Листов

1.Крейнис З.Л., Коршикова Н.П. Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути. – М. Транспорт, 1996. – 320 с. 28

2.Марков А.А., Шпагин Д.А. Ультразвуковая дефектоскопия рельсов. Учебное пособие. СПб.: Образование-Культура, 1999, 222 с. 28

3.Машины и механизмы путевого хозяйства. / Под ред. С.А. Соломонова. – М. Транспорт, 1984. – 435 с. 28

4.Сырейщиков Ю.П. Новые путевые машины. Подвижной состав. -М. Транспорт. 1984. – 317 с. 28





5. Сравните конструкции машин Р-2000 и ВПРС-500, назовите методы рихтовки пути



Подпись

Дата

Лист
Машина Р-2000 (производительностью до 2000 шпал/ч) предназначена для выправки пути в плане (рихтовки) и уплотнения балласта у торцов шпал при строительстве, всех видах ремонта и текущем содержании железнодорожного пути с рельсами Р65 включительно, с деревянными и железобетонными шпалами на всех видах балласта.

Она состоит из собственно машины и прицепной платформы. Машина имеет рабочие органы, энергетическую установку, системы и механизмы, обеспечивающие выполнение технологических операций и движение в рабочем и транспортном режимах. Прицепная платформа служит для увеличения измерительной базы рихтовочной контрольно-измерительной системы и может использоваться для перевозки в ней инструмента и оборудования, применяемых для производства работ. Машина постоянно соединена с платформой II. Их расцепляют только при погрузке на подвижной состав для транспортировки и при ремонте.

Машина состоит из следующих основных частей:

- экипажной части, которая служит основанием для размещения рабочих органов и систем, обеспечивающих их работу и состоящей из силовой установки, силовой передачи (трансмиссии), ходовой части и кабины;



Схема рихтовочной машины Р-2000

рабочих органов для выполнения технологических операций и включающих рихтовочное устройство и уплотнители балласта у торцов шпал;

- контрольно-измерительной системы для измерении отклонений в положении пути и подачи команд на рихтовочный блок, выполняющего рихтовку пути, и коитроля положения пути после рихтовки. Она состоит из комплекса тележек контрольно-измерительной системы, системы управления рихтовкой, контрольной системы и лазерного устройства;

- гидравлической системы для приведения в действие рабочих органов и обеспечения вспомогательных операций рабочего цикла;

- пневмосистемы для выполнения вспомогательных операций при работе машины и перевода тележек коитрольио-измерителыюй системы в рабочее и транспортное положения;




Подпись

Дата

Лист

- электрооборудования для управления рабочими процессами освещения, сигнализации и связи.

Машина / представляет собой самоходную железнодорожную единицу. Ее основу составляет экипажная часть. Рама машины 5 опирается на две двухосные тележки //, одна из которых приводная. Все оси машины и платформы оборудованы тормозами. В задней части рамы расположена кабина 2Г в которой оборудованы рабочие места машиниста и оператора, управляющих машиной при ее движении в траиспортном режиме и при рихтовке пути.

На раме около кабины установлены уплотнители балласта у торцов шпал 3 н рихтовочное устройство 4. В средней части машины размещены реверс-раздаточная 6 и раздаточная 9 коробки, связанные с дизелем и колесными парами карданными валами 7 и 10, компрессоры пиевмосистемы, генератор и др. Силовая установка и приводные органы закрыты капотом 8 и съемными боковыми щитами.

Между задней А и передней Д тележками машины натянут рихтовочный трос измерительной системы, а между тележками А и В — трос контрольной хорды (на рисунке не показаны).

При движении в транспортном режиме машиной управляет машинист, находящийся в кабине на рабочем месте, где сосредоточены органы управления двигателем, силовой передачей, тормозами и приборы, контролирующие их работу.


Подпись

Дата

Лист

На рабочем месте оператора размещены органы управления передвижением машины в рабочем режиме, рабочими органами, контрольно-измерительной системой и приборы, контролирующие их работу.

Рихтовка пути производится по одному из методов: сглаживанием, фиксированным точкам, по лазерному лучу или оптическим визированием. Рихтовка пути методом фиксированных точек и оптическим визированием проводится циклически. Управление процессом полуавтоматическое. Рихтовка пути методом сглаживания и по лазерному лучу может производиться как циклически, так и непрерывно. В последнем случае управление рихтовкой автоматическое.

Рихтовка методом сглаживания, по фиксированным точкам и по лазерному лучу производится так же, как и машиной ВПР-2000.

При рихтовке оптическим визированием, так же как и по лазерному лучу, обеспечивается наиболее высокая точность выправки. Этот метод применяется на прямых участках пути большой протяженности. В этом случае базой для рихтовки пути служит визирная линия, проведенная наблюдателем от оптического прибора ПРПМ, установленного впереди машины, до визирного щитка, находящегося на передней тележке. Специальная отметка на визирном щитке должна совпадать с перекрестием оптического прибора. За этим следит наблюдатель через специальное устройство. В случае необходимости внесения поправок это достигается изменением положения передней точки измерительной системы при помощи радиопередатчика.

Контроль рихтовки пути осуществляется контрольным устройством, записывающим положение пути в плане на ленту самописца, установленного в кабине. Натурное положение пути может быть записано дои после выправки.

Уложитель балласта и рихтовочное устройств выполнены, как на машине ВПРС-500. Остальные составные части машины аналогичны соответствующим частям машин ВПР-1200 и ВПРС-500 или несколько упрощены в связи с тем, что машина Р-2000 предназначена для выполнения меньшего числа технологических операций.




Подпись

Дата

Лист

Ниже приведены технические характеристики выправочно-подбивочно-рихтовочпых машин:
Показатели ВШМ 2000 BПPC-500

Производительность.

шпал/ч 2000 500

стрелочный перевод, ч — 1

Точность выправки пути, мм

по уровню ±2 ±2

» рихтовке . ±2 ±2

Точность срабатывания контрольно-измерительной

системы, мм ±0,5 ±0,5

Мощность двигателя при 2100 об/мин, кВт 225,5 176,5

Число подбоек в подбивочном блоке, шт. . 16 8

Число одновременно подбиваемых шпал, шт. 2 1

Максимальное заглубление подбоек от головки рель-
са, мм
475 475

Частота колебания подбоек, Гц 35 35

Максимальное усилие, кН

при подъемке пути 250 250

при рихтовке ... 140 140

Высота подъема пути при рельсах Р65, мм . 100 100

Величина сдвижки при рельсах Р65, мм .. 100 100

Рабочее давление в системе привода, МПа-

уплотнителя балласта 8,0 8.0

эксцентрикового вала 17,0 17,0

рабочих органов 14,0 14,0

Приведение машины из транспортного положении в

рабочее, мин 10 10

Приведение машины из рабочего положения в транс-
портное, мин
7 10

Скорость движения в транспортном режиме, км/ч 80 80

Масса машины с прицепной платформой, т 51,4 51,2

Обслуживающий персонал, чел 3 3

Подпись

Дата

Лист

20. Сравните конструкции дрезин АГМ и АГМС


На рисунке приведена конструкция дрезины АГМ.

В последнее время автодрезина АГМУ подверглась модернизации. Двигатель 3, помимо привода колесных пар 5 (через реверс 2, карданные валы н осевые редукторы 4), посредством клиноременной передачи приводит в действие генератор / переменного тока, питающий током электродвигатели крановых механизмов: подъема груза Р, изменения вылета стрелы 7 и поворота 6. Как видно по кинематической схеме, механизм подъема груза представляет собой электролебедку, состоящую из электродвигателя, муфты с тормозом, двухступенчатого цилиндрического редуктора и барабана 10, на который наматывается грузовой канат //. Грузоподъемность крана с 1 т увеличена до 1,8 т. Механизм изменения вылета стрелы состоит из электродвигателя, муфты с ко-лодочным тормозом, червячного редуктора, открытой цепной передачи и барабана 8, огибаемого канатом 12. Оба конца последнего закреплены на раме грузовой тележки 13.

Механизм поворота состоит из электродвигателя, муфты с колодочным тормозом, червячного редуктора и открытой конической передачи. Зубчатое колесо выполнено неподвижным, а шестерня имеет возможность, обкатываясь по нему, поворачивать стрелу крана.


Подпись

Дата

Лист

Описанный выше кран может работать с электромагнитной шайбой, по-стоянный ток к которой поступает от выпрямителя из трех полупроводниковых диодов.



29. Опишите сущность ультразвукового метода дефектоскопии, назовите его разновидности, ответ поясните схемами

Акустические методы контроля основаны на свойствах упругих механических колебаний, которые могут быть возбуждены в различных физических средах: твёрдых, жидких и газообразных Упругие колебания представляют собой колебания частиц среды относительно своего положения равновесия, которые могут передаваться от одних частиц к другим т.е. такие колебания сопровождаются распространением энергии. Распространение энергии при упругих колебаниях происходит в виде волн за счёт упругих межмолекулярных связей.

В зависимости от частоты механических колебаний различают звук (механические колебания с диапазоном частот от 16 Гц до 20 кГц, воспринимающиеся человеческим ухом), ультразвук (механические колебания с частотой свыше 20 кГц) и инфразвук (механические колебания с частотой ниже 16 Гц). При контроле акустическими методами неразрушающего контроля используется, как правило, ультразвук. Упругие волны, распространяемые в среде источником ультразвука, в зависимости от своих свойств подразделяются на продольные, поперечные и поверхностные, причём поперечные и поверхностные волны могут распространяться только в твёрдых телах. Поверхностные волны могут распространяться в твёрдых телах только в поверхностном слое, глубина которого не превышает длину волны (λ).


Подпись

Дата

Лист

Длина волны равна пути, пробегаемому волной за время полного цикла колебаний. Это время называется периодом колебаний (Т). Число периодов колебаний в секунду называется частотой колебаний (f). Частота колебаний с периодом колебаний связаны простой зависимостью:

f=l/T (1)

Длина волны выражается зависимостью

λ = с*Т, (2)

где с - скорость распространения волны в данной среде.

Учитывая формулы (1) и (2) длину волны можно выразить через частоту:

λ = с/ f (3)

Эти соотношения справедливы для всех типов волн.

Величина энергии, проходящая в единицу времени через площадь 1м2, расположенную перпендикулярно к направлению движения волны, называется интенсивностью волны I Вт/м2 (силой звука). Но поскольку на практике интенсивности звуковых волн изменяются в больших пределах, то для удобства их сравнения применяются относительные логарифмические единицы - децибелы (дБ). Уровень силы звука в децибелах будет:

N=10Ig(I/I0) (4)

где Iо - некоторое пороговое значение интенсивности звуковой волны

Важными характеристиками для ультразвукового контроля являются значения амплитуд колебаний (А) и звукового давления (Р):



Р=рсωА, (5)

где р - плотность среды;




Подпись

Дата

Лист

с - скорость распространения волны;

ω=2Пf- круговая частота колебаний.

Волновое сопротивление среды Z(Z = р с) имеет большое значение при переходе ультразвуковой волны через границу раздела сред.

При прохождении ультразвуковой (УЗ) волны через границу раздела двух сред одна часть энергии волны проходит через границу, а другая отражается от неё. В этом случае интенсивность отражённой волны (1отр) будет пропорциональна интенсивности падающей волны (1пад) и коэффициенту отражения R:

1отр =R 1пад (6)

Коэффициент отражения в свою очередь равен разности волновых сопротивлений граничащих сред:

R = Z1-Z2 - (7)

При R=0 будет наблюдаться полное прохождение ультразвука через границу раздела сред. Чем больше различие волновых сопротивлений сред, тем большая часть энергии отразится от границы раздела сред. На этом физическом явлении основаны все контактные методы ультразвуковой дефектоскопии. Т.к.. при наличии дефекта (несплошности) всегда имеется граница раздела между материалами несплошности и изделия с R= 0 (сталь - шлак, сталь - воздух и т.п.), то в результате на ней будет происходить отражение УЗ волны и частичное прохождение её через границу раздела. Поэтому дефекты могут быть обнаружены путём регистрации отражённых или прошедших УЗ волн. Основными контактными методами являются теневой, зеркально-теневой и эхо-импульсный методы.

Важное значение в ультразвуковой дефектоскопии имеет угол падения волны на границу двух сред, т.к. он влияет на образование продольных, поперечных и поверхностных волн. Например, если ввести продольную ультразвуковую волну в металл через призму из оргстекла с углом менее 7°, то в металл введётся только продольная волна, от 28 до 55° - только поперечная, более 55° - только поверхностная волна. В связи с вышесказанным необходимо обратить внимание на то, что при прозвучивании оси колёсной пары вагона с торца продольной волной, последняя падает на цилиндрическую поверхность оси в её средней части под углом, близким к 90°, и трансформируясь в поперечную, отражается от неё под углом в 33°. Эти явления необходимо учитывать для получения достоверных результатов контроля.


Подпись

Дата

Лист

Пьезоэффект. Пьезоэлектрические преобразователи.

Ультразвуковая дефектоскопия как средство обнаружения дефектов в изделиях базируется на свойствах ультразвука - проникновении в различные среды и отражении

ультразвуковых волн от границы раздела сред.

В определённых условиях ультразвуковые колебания могут излучать некоторые природные и искусственные вещества, обладающие пьезоэлектрическими свойствами. К ним относятся кристаллические вещества: кварц, турмалин, сегнетова соль, сульфат лития; керамические вещества: титанат бария (ТБК-3), цирконат титанат свинца (ЦТС-19, ЦТСНВ-1, ЦТС-23). Сущность пьезоэффекта состоит в том, что сжатие пластины из пьезоматериала приводит к появлению на её поверхностях электрических зарядов. Это явление называется прямым пьезоэффектом. Если же пластину поместить в переменное электрическое поле, то её толщина будет колебаться с частотой изменения поля. Такой пьезоэффект называется обратным. Эти явления позволяют преобразовывать электрические сигналы в ультразвуковые колебания и обратно. Наибольший эффект пьезопреобразования достигается при равенстве собственной частоты пьезопластины и частоты приложенного электрического поля (резонансе), который достигается при соотношении:

d= λ n/2, (8)

где λ п - длина волны в пьезопластине

Пьезоэлектрический преобразователь (ПЭП) предназначен для ввода ультразвуковых колебаний в контролируемую деталь, а также для приёма отражённых от границы раздела УЗ волн и преобразования их в электрические сигналы для последующей обработки электронными блоками дефектоскопа.


Подпись

Дата

Лист

Пьезоэлектрический преобразователь состоит из корпуса, в который установлена пьезоэлектрическая пластина, наклеенная на протектор из оргстекла (для наклонных преобразователей на призму из оргстекла), питающих проводов, электроразъёма и демпфера.

а) б) в)


а-прямой; б- наклонный; в- раздельно-совмещённый

Конструкция пьезоэлектрических преобразователей.


Пьезопластина покрыта с двух сторон токопроводящими слоями металла (например, серебра), которые являются электродами. Т.к. при колебании пластины колебания Распространяются в обе стороны, то пространство с обратной стороны пластины заполняется демпфирующим материалом, который гасит эти колебания и, следовательно, исключает возможность фиксирования их дефектоскопом.

ПЭП работает следующим образом. Пьезопластина колеблется с частотой подведённого к её электродам напряжения. Если подачу напряжения прекратить, то пластина ещё некоторое время будет совершать свободные колебания и отдавать энергию этих колебаний в контактирующую с ней среду, но их амплитуда будет быстро затухать. Таким образом, формируется короткий ультразвуковой зондирующий импульс. Пьезопластина возбуждает в призме исключительно продольную волну ПЭП бывают различных видов: В зависимости угла ввода УЗ волн

- прямые, когда УЗ колебания вводят в контролируемую деталь под углом 0° к вертикали(позволяют вводить только продольные волны);

- наклонные - вводят УЗ колебания под углом, заданным конструкцией ПЭП.




Подпись

Дата

Лист

В зависимости от конструктивного исполнения ПЭП могут быть:

- раздельными, когда они выполняют функцию приёмника или излучателя УЗ колебаний;

- совмещёнными, когда выполняют функцию приёмника и излучателя УЗ колебаний;

- раздельно-совмещенными, когда два раздельных преобразователя смонтированы в общем корпусе и разделены акустическим экраном.

Кроме того, существуют специализированные преобразователи, изготовленные для контроля конкретного типа деталей. Например, ПЭП для контроля осей колёсных пар с торца оси (РУ-1Ш) или с зарезьбовой канавки (РУ-1). Корпус этого преобразователя повторяет собой форму оси в месте его установки. Внутри этого ПЭП смонтированы два совмещённых ПЭП (один прямой и один наклонный), а также схема их коммутации.

Оператор-дефектоскопист должен хорошо знать параметры и свойства преобразователей, применяющихся для контроля. Эти знания помогают правильно оценить значения сигналов, возникающих на электронно-лучевой трубке дефектоскопа. От этого зависит достоверность ультразвукового контроля. Характеристики ПЭП нормируются по ГОСТ 23702-79»

Ультразвуковые дефектоскопы подразделяются на универсальные (они предназначены для контроля изделий и деталей широкой номенклатуры в самых различных отраслях науки и техники) и специализированные (предназначенные для контроля небольшой номенклатуры деталей). Универсальные дефектоскопы отличаются возможностью регулирования большого количества параметров. Они могут работать с широкой номенклатурой различных по параметрам ПЭП. Самым распространённым универсальным дефектоскопом в нашей стране на сегодняшний день, является отечественный прибор УД2-12. Специализированные дефектоскопы имеют возможность настройки ограниченного числа параметров и могут работать лишь с одним или двумя типами преобразователей.


Подпись

Дата

Лист

Конструктивно ультразвуковые дефектоскопы состоят из электронного блока и комплекта пьезоэлектрических преобразователей. Электронный блок служит для генерации электрических зондирующих импульсов, их усиления, регистрации и обработки, принятых преобразователем отражённых ультразвуковых колебаний. Функциональная схема дефектоскопа представлена на рисунке.

безымянный

1-блок питания; 2-приемник; 3-генератор; 4-синхронизатор; 5 - автоматический сигнализатор дефектов; 6 - электронно-лучевая трубка; 7 - генератор развертки; 8 - глубиномер; 9 - контролируемый образец; П1,П2 преобразователи; S1 - переключатель включения схем (раздельной, совмещенной)

Функциональная схема универсального дефектоскопа
Дефектоскоп работает следующим образом.

1 - Блок питания 1 подаёт питающее напряжение на все остальные узлы прибора. Синхронизатор 4 обеспечивает согласование всех узлов во время работы прибора, включая генератор зондирующих импульсов, автоматический сигнализатор дефектов, блок развёртки. Генератор 3 вырабатывает мощные электрические импульсы и посылает их на ПЭП для преобразования в упругие механические колебания.

Приёмник 2 фильтрует и усиливает до нужного уровня принятые от ПЭП сигналы;

Индикатор 6 (электронно-лучевая трубка (ЭЛТ) или жидкокристаллический индикатор (ЖКИ)), предназначен для индикации зондирующих и принятых сигналов.

Генератор развёртки 7 предназначен для создания и настройки развёртки вне обходимом для контроля виде. Помимо самой развёртки, он генерирует «строб» Строб - это специальная метка, показывающая зону развёртки в которой прибор измеряет амплитуду полученных сигналов и сравнивает её с пороговым значением.


Подпись

Дата

Лист

Визуально строб отображается в виде возвышения линии развёртки над основным её положением.

Глубиномер 8, предназначен для определения координат отражателя по принятому сигналу.

Автоматический сигнализатор дефектов (АСД) 5-световой и (или) звуковой индикатор, который срабатывает при превышении принятого сигнала порогового значения.

При нормальной работе прибора, если УЗ волна была введена в деталь 1, отразилась от донной поверхности 3 и вернулась обратно на ПЭП 4, то на экране ЭЛТ или ЖКИ будет отображаться зондирующий импульс ЗИ, строб и сигнал ДС. Если в ожидаемой зоне будет находиться дефект, то в стробе появится сигнал от дефекта ДФ. Такое изображение осциллограммы называется развёрткой типа А . Существуют также развёртки типов В и С. Развёртка типа В отображает сечение контролируемого изделия, типа С - расположение дефектов в плане, которая находит применение при автоматизированном контроле толстолистовых материалов.



безымянный1

Схема прозвучивания детали (а) и типичная осциллограмма (б)

В вагонном хозяйстве для контроля колёсных пар и сварных швов используются универсальный дефектоскоп УД2-12 и специализированный УДС2-32, а также дефектоскопы УД2-70 и УД1-102. Приборы УДС2-32 , УД2-70 и УД1-102 имеют независимые режимы настройки.


Подпись

Дата

Лист

Для контроля поверхности катания и её приповерхностной зоны применяется ультразвуковой дефектоскоп УДС1-22. Этот прибор не имеет ЭЛТ и является сигнализатором дефекта.

При ультразвуковом контроле используются различные методы, основанные на свойствах упругих колебаний, возбуждаемых в контролируемом изделии.



Теневой метод.

Основан на том, что при попадании ультразвуковой волны на границу раздела основного материала и материала дефекта одна её часть отразится, а другая пройдёт сквозь дефект, при этом регистрируется амплитуда сигнала прошедшей волны. Для реализации данного метода используют два ПЭП (излучатель и приёмник), находящиеся на одной оси, но с противоположных сторон детали. На бездефектном участке, на экране дефектоскопа будет виден сигнал, прошедший через контролируемую деталь. При возникновении дефекта на пути прохождения волны амплитуда сигнала сильно упадёт или сигнал исчезнет вообще.



безымянный

Принцип теневого метода


Зеркально-теневой метод

ПЭП (наклонный) установлен на той же плоскости, что и передающий, а излучатель вводит УЗ волну под тем же углом, на который рассчитан приёмник. Таким образом, волна, пройдя через деталь, отразится от донной поверхности и вторично пройдя сквозь деталь попадёт на приёмный Это модификация теневого метода, при котором приёмный ПЭП.




Подпись

Дата

Лист

Зеркально-теневой метод


Эхо импульсный метод.

Особенность этого метода заключается в том, что ультразвук вводится в деталь не постоянно, а импульсными пакетами. Теневой и зеркально-теневой методы могут быть также реализованы в импульсном варианте. Преимущество данного метода заключается в том, что в качестве излучателя и приёмника может быть использован один и тот же преобразователь. В обычном случае (за исключением теневого и зеркально-теневого методов) дефектоскоп фиксирует отраженный от дефекта ультразвуковой импульс. При контроле детали прямым лучом на экране дефектоскопа буден виден зондирующий импульс и донный сигнал (сигнал, отражённый от противоположной стороны детали). В случае выявления дефекта между этими двумя сигналами появится третий - сигнал от дефекта.



Контроль наклонным лучом

При контроле детали наклонным лучом на экране дефектоскопа будет виден только зондирующий сигнал, а в случае выявления дефекта и сигнал от дефекта. Донного сигнала в этом случае нет вообще, т.к. луч, упавший на противоположную поверхность отразится от неё под углом, равным углу падения, затем отразится от следующей грани детали и т д до полного затухания. Обратно на преобразователь такой сигнал в бездефектном изделии попасть не может, за исключением частных случаев.


Подпись

Дата

Лист

Этот метод включает в себя ещё несколько методов, но они не получили широкого распространения в ванном хозяйстве.
В вагонном хозяйстве в настоящее время ультразвуковыми методами в основном контролируются детали ходовых частей:

Оси и колёса колёсных пар. При УЗ контроле (УЗК) колёс контролируют поверхность катания, гребень, обод и приободную зону диска. Контроль колёсных пар проводится в соответствии с РД 07.09-97 «Руководство по комплексному ультразвуковому контролю колёсных пар вагонов». «Руководство» регламентирует УЗК колёсных пар в сборе и деталей колёсных пар, перечень, а также методики и средства контроля.

При обыкновенном освидетельствовании колёсных пар (КП) выполняют УЗК: шеек, предподступичных, подступичных и средней частей осей КП; ободьев (с целью выявления приповерхностных дефектов) и приободной зоны дисков колёс, имеющих толщину обода 40 мм и менее.

При полном освидетельствовании КП для пассажирских вагонов дополнительно выполняют УЗК ободьев колёс с целью выявления внутренних дефектов.

При формировании КП после напрессовки колёс выполняют УЗК осей на прозвучиваемость.

При восстановлении изношенных гребней колёс наплавкой выполняют УЗК гребня после наплавки и обточки.

При термическом плазменном упрочнении гребней колёс выполняют УЗК гребня до и после упрочнения.

Для УЗК КП применяются следующие технические средства:

- дефектоскоп УД2-12 или УДС2-32 (для последнего контроль проводиться по ТИ 07.16-98);

- дефектоскоп УДС1-22 (ПОИСК-24);




Подпись

Дата

Лист

- дефектоскоп УД2-70;

- дефектоскоп УД2-102;

- устройство сканирования УСК-ЗМ, УСК-4, УСК-М; регистратор результатов контроля УР-1, УР-2;

- комплекты пьезоэлектрических преобразователей;

- контрольные и стандартные образцы.

Допускается, по согласованию с МПС России, применение ультразвуковых дефектоскопов, устройств и ПЭП других типов, прошедших сертификацию или испытания в установленном порядке, функциональные возможности и параметры которых соответствуют перечисленным, при наличии соответствующих ТИ и (или) технологических карт на контроль.



35. Поясните, что обозначает марка экскаватора; опишите назначение; область применения, общее устройство одноковшового универсального экскаватора

Экскаватор (от лат. excavo - выдалбливать), землеройная машина, оборудованная навесным рабочим органом - ковшом, осуществляющим резание грунта одновременно с его наполнением. Благодаря высокой производительности при разработке грунтов различных категорий наибольшее распространение получили одноковшовые экскаваторы.

Экскаваторы разделяют на несколько групп по назначению и мощности. Если машина производит все операции в определенном порядке, повторяя их через некоторые промежутки времени, она относится к машинам прерывного (цикличного) действия, если производит все операции одновременно,— машиной непрерывного действия. К экскаваторам прерывного действия относятся одноковшовые, а к экскаваторам непрерывного действия — многоковшовые, скребковые и фрезерные.

Одноковшовым универсальным экскаватором называется машина цикличного действия, предназначенная для выемки и перемещения грунтов и иных материалов с помощью одного из видов рабочего оборудования с одним ковшом, и для выполнения погрузочных сваебойных и прочих работ другими видами сменного рабочего оборудования.




Подпись

Дата

Лист

На каждом экскаваторе должна быть прикреплена маркировочная табличка, содержащая следующие данные:

- наименование предприятия изготовителя и (или) его товарный знак;

- индекс экскаватора;

- номер по системе нумерации предприятия-изготовителя;

- обозначение нормативного документа, по которому изготовлен экскаватор.

Одноковшовые экскаваторы состоят из следующих основных узлов: ходового устройства, поворотной платформы с силовым оборудованием и основными кинематическими звеньями и рабочего оборудования.

Гусеничное ходовое оборудование обеспечивает высокую проходимость и хорошую устойчивость при работе экскаватора.

cхемa одноковшового экскаватора

 

Cхемa одноковшового экскаватора


Поворотная платформа опирается через катки или специальное (шариковое или роликовое) опорно-поворотное устройство на раму ходового устройства. Платформа поворачивается в горизонтальной плоскости относительно ходовой части.

Угол поворота ходового оборудования в горизонтальной плоскости определяет возможность экскаватора быть полноповоротным или неполноповоротным. Поворотная часть полноповоротного экскаватора может вращаться вокруг своей оси на 360°.




Подпись

Дата

Лист

У этих машин на поворотной платформе смонтированы все силовые агрегаты, пульт управления, рабочие механизмы и крепится рабочее оборудование.

Рабочее оборудование включает комплекс узлов экскаватора с рабочим органом (ковш, крюк, грейфер и др.). Грунт разрабатывают ковшом, после чего перемещают к месту разгрузки в отвал или в транспортное средство. В зависимости от вида сменного оборудования применяют жесткую или гибкую подвеску рабочего органа. Характер работы определяет рабочее оборудование: прямую лопату, обратную лопату, драглайн, кран или грейфер.

Рабочий цикл экскаватора выполняется в следующей последовательности: копание грунта; перемещение заполненного грунтом ковша к месту разгрузки; разгрузка грунта из ковша в отвал или транспортирующее устройство; перемещение ковша (поворот платформы) к забою; опускание ковша для подготовки к следующей операции копания.

Прямая лопата — оборудование, предназначенное для разработки грунта выше уровня стоянки экскаватора. Прямая лопата с механическим приводом (рис. 2) состоит из следующих основных узлов: каната подъема стрелы, ковша, рукояти, стрелы, седлового подшипника. Рукоять к стрелке крепится седловым подшипником, с помощью которого рукоять поворачивается в вертикальной плоскости относительно стрелы и совершает возвратно-поступательное движение вдоль оси рукоятки. При копании грунта ковшу нужно пройти положения —IV. Ковш поднимается подъемным канатом, огибающим головные блоки. Напор рукоятки осуществляется напорным механизмом, которым выполняется также обратное движение (возврат) рукояти. На универсальных строительных экскаваторах применяют канатные и зубчато-реечные (напорные механизмы).




Подпись

Дата

Лист

схема работы прямой лопаты

Схема работы прямой лопаты

Ковш прямой лопаты состоит из корпуса, откидного днища с засовом и сменных зубьев. Зубья имеют сужающийся к концу хвостовик, входящий в гнездо козырька. От выпадания зубья удерживаются в гнездах шплинтами.

Прямые лопаты в последние годы оснащают ковшами с полукруглой передней стенкой и с козырьком в виде совка без зубьев. Ковш такой конструкции значительно легче и имеет минимальное сопротивление при копании грунта, что, естественно, повышает производительность экскаватора.

На экскаваторах с прямой лопатой применяют рукояти двух типов: однобалочные (внутреннего типа) и двухбалочные (внешнего типа). Однобалочная рукоять проходит внутри стрелы, а двухбалочная — снаружи. Рукоять может совершать возвратно-поступательное движение в направляющих седловины напорного вала, а также поворачиваться вместе с седловым подшипником в вертикальной плоскости относительно напорного вала. Конструкция рукояти определяет конструкцию напорного механизма.

Стрела прямой лопаты выполнена в виде сварной конструкции из листовой стали. Тип рукояти определяет конструкцию стрелы. Стрела бывает двухбалочной при однобалочной рукояти и однобалочной при двухбалочной рукояти.

В верхней части стрелы смонтированы на подшипниках блоки, через которые проходит канат подъема ковша и стрело-подъемный канат. Нижним концом (пятой) стрела пальцами крепится к поворотной платформе и может поворачиваться при изменении ее угла наклона. В средней части стрелы расположен напорный вал.




Подпись

Дата

Лист

Обратная лопата — это оборудование, предназначенное для разработки грунтов ниже уровня стоянки экскаватора при рытье котлованов, траншей, выемок.

Обратная лопата (рис. 3) состоит из ковша, стрелы, рукояти и двуногой стойки. Ковш закреплен жестко к рукояти, шарнирно присоединенной к верхнему концу стрелы. При подтягивании каната рукоять поворачивается против часовой стрелки, ковш врезается в грунт (положение /; положения // и /// соответствуют транспортному положению и выгрузке грунта из ковша).



схема работы обратной лопаты

Схема работы обратной лопаты


49. Вычертите и объясните схему выбросного устройства снегоуборочной машины СМ-4; поясните в чем отличие машины СМ-4 от СМ-3

При уборке снега на путях используется щеточный ротор-питатель и подрезной нож погрузочного конвейера, а при очистке стрелочных переводов от снега и путей от мусора — только ротор-питатель. Если на путях снег сильно уплотнен или есть лед внутри колеи и на междупутье, применяются рыхлители или льдоскалывающее устройство. Междупутье очищают от снега на глубину до 50 мм ниже уровня головки рельса боковыми крыльями, а при неглубоком снеге или мусоре до уровня верхней постели шпал боковыми ротационными щетками (СМ-3 и СМ-4).




Подпись

Дата

Лист

У однороторных устройств (рис. а) вращающийся ротор большого диаметра установлен на передней торцовой стенке машины. Ось вращения ротора параллельна оси пути, т. е. плоскость самого ротора перпендикулярна пути. По образующим ротора закреплены радиальные лопасти. В верхней части кожуха имеется выбросное окно. При поступательном движении машины ротор врезается в снежиый массив, при этом вращающиеся лопасти срезают снег, который под действием центробежной силы выбрасывается через выбросное окно.

Процесс расчистки пути от снега у двухроторного устройства (рис. б) разделен, ротор-питатель отделяет снег от массива и подает его в выбросной ротор, который и отбрасывает снег. Ротор-питатель, расположенный горизонтально (его ось перпендикулярна оси пути), представляет собой барабан с лопастями на образующих. При вращении лопасти срезают снег и подают его под действием центробежной силы в выбросной ротор. Последний выполнен по типу однороторного устройства. Его лопасти служат только для отброса снега через выбросное окно.

Снегоочистительное устройство с тремя роторами (рис. в) одни над другим, что позволяет разрабатывать слой снега значительно большей высоты. Питатели вращаются навстречу один другому, направляя струю снега в пространство между ними. Для увеличения разрабатываемой в снегу траншеи снегоочистительные устройства всех типов имеют боковые крылья и подрезные ножи.



Подпись

Дата

Лист

Список использованных источников
1.Крейнис З.Л., Коршикова Н.П. Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути. – М. Транспорт, 1996. – 320 с.

2.Марков А.А., Шпагин Д.А. Ультразвуковая дефектоскопия рельсов. Учебное пособие. СПб.: Образование-Культура, 1999, 222 с.

3.Машины и механизмы путевого хозяйства. / Под ред. С.А. Соломонова. – М. Транспорт, 1984. – 435 с.

4.Сырейщиков Ю.П. Новые путевые машины. Подвижной состав. -М. Транспорт. 1984. – 317 с.




Смотрите также:
5. Сравните конструкции машин р-2000 и впрс-500, назовите методы рихтовки пути
286.03kb.
1 стр.
Инструкция по топографической съемке в масштабах 1: 5000, 1: 2000, 1: 1000 и 1: 500 (гкинп-02-033-82). Условные знаки для топографических планов масштабов 1: 5000, 1: 2000, 1: 1000, 1: 500
334.28kb.
1 стр.
Инструкция по топографической съемке в масштабах 1: 5000, 1: 2000, 1: 1000 и 1: 500 гкинп-02-033-82
2319.48kb.
14 стр.
Инструкция по топографической съемке в масштабах 1: 5000, 1: 2000, 1: 1000 и 1: 500 гкинп-02-033-82
2366.57kb.
14 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Основы палеогеографии»
319.22kb.
1 стр.
Программа кандидатского экзамена по специальности 05. 23. 01 «Строительные конструкции, здания и сооружения» по техническим наукам
72.04kb.
1 стр.
Руководство по топографическим съемкам в масштабах 1: 5000, 1: 2000, 1: 1000 и 1: 500 наземные съемки москва «Недра» 1977
2136.25kb.
13 стр.
Пояснительная записка к Почвенно-мелиоративной карте Узбекистана масштаба 1: 500 000
312.94kb.
1 стр.
Гост р (проект)
130.98kb.
1 стр.
И методы поиска информационных ресурсов с использованием семантических технологий
238.24kb.
1 стр.
1. Что такое генеральный план 'Ост' ('Восток')? Назовите виды оружия, созданные М. А. Калашниковым
30.33kb.
1 стр.
Механизмы и несущие конструкции радиоэлектронных средств
615.12kb.
3 стр.