Главная
страница 1
В.А.Серова

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АВИАТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕВЕРНЫХ РАЙОНОВ

Некоторые особенности развития северных районов зарубежных стран, к которым относят Аляску, северную часть Канады и Гренландию, сходны с се­верной зоной России по природно-климатическим условиям, дефицитности трудо­вых ресурсов, рассредоточенности населенных пунктов и их удаленности от эко­номически развитых районов, а также слабому развитию транспортной сети. Поэтому опыт транспортного обслуживания на севере США и Канады представ­ляет определенный интерес.

В освоении Севера, для которого характерны значительные расстояния транспортировки грузов и пассажиров в условиях слабого развития сети назем­ных видов коммуникаций круглогодичного действия, воздушный транспорт иг­рает исключительно важную роль. Широкие масштабы освоения природных ресур­сов Севера определяют не только количественное развитие сети авиалиний, но и расширение сфер применения воздушного транспорта.

В Канаде предприятия, обеспечивающие строительство индустриальными конструкциями, расположены в районах южного и среднего поясов страны на расстоянии 80О-35ОО км от строительных площадок. Для доставки на объекты строительных конструкций, оборудования и материалов широко применяется тран­спортная авиация, с помощью которой осуществляется сооружение промыш­ленных предприятий и жилых поселков в труднодоступных и отдаленных районах.

Одним из первых опытов использования "Воздушных мостов" для обслужи­вания строительства на канадском Севере является создание в конце бО-х го­дов крупного промышленного комплекса Шеффервил, имеющего железорудный комбинат с железной дорогой, соединяющей его с портом Севен-Айлендс в за­ливе Св.Лаврентия. Вдоль трассы дороги было построено 14 взлетно-посадоч­ных полос, и легкомоторные самолеты регулярно осуществляли перевозки лю­дей, строительных материалов, оборудования и продовольствия: за 27 месяцев было перевезено 139 тыс. пассажиров и 85 тыс.т груза и выполнено строи­тельство железной дороги протяженностью 580 км /1/.

Подобным образом была построена и железная дорога длиной 310 км, соединяющая железорудные месторождения у озера Дженин с Порт-Картье в зали­ве Св. Лаврентия: вдоль линии также сооружались временные аэродромы.

В расчете на территорию на Аляске аэродромов в 5-6 раз больше, чем в остальных районах США (52 на 100 тыс.км ). На канадском Севере, только в пределах Юкона и Северо-Западных территорий, насчитывается 1О6 аэродро­мов и посадочных площадок. На большинстве аэродромов есть грунтовые взлет­но-посадочные полосы, на Аляске только ЗО-35 аэродромов имеют полосы с твердым покрытием, на Канадском Севере - 13-15. Из всех аэродромов Аляски почти ЗОО имеют ВПП (взлетно-посадочные полосы) длиной менее 9ОО м и лишь несколько аэропортов (Фэрбенкс, Анкоридж, Туле и др.) оборудованы цементно-бетонными ВПП длиной до 3 тыс. м /2/.

Большинство нефтяных компаний строит ВПП своими силами, затрачи­вая на зимние временные площадки до 400 тыс.долларов и на гравийные, действующие круглый год, до 7ОО тыс.долларов. Взлетно-посадочные полосы, как правило, имеют протяженность, достаточную для принятия самолетов типа "Гер­кулес" /2/.

Высокая насыщенность северных территорий посадочными площадками и


аэродромами исключает надобность в ближайшее время в их расширении, особен­-
но на Аляске, лишь появление новых очагов освоения вызовет создание допол-­
нительных авиалиний. Конфигурации аэропортовых сетей практически остались
неизменными с 60-х годов, произошли качественные изменения в их структу-­
ре, связанные прежде всего с увеличением пропускных способностей отдель-­
ных аэропортов и их специализацией на пассажирских или грузовых перевоз­
ках.

В основном развитие воздушного транспорта идет в направлении усо­-


вершенствования аэродромов и аэронавигационной службы. Аэропорты Анкоридж
и Фэрбенкс, имеющие международное значение, оборудуются новейшими средствами автоматического привода, обеспечивающими более 10О каналов од­новременной посадки и взлета самолетов. Фэрбенкс используется в качестве базового аэропорта при организации "воздушного моста" в районы строитель­ства и базой снабжения новых районов нефтегазопромыслов, там же создан упаковочный центр, где грузы комплектуются в поддоны и контейнеры для пос­ледующей отправки авиатранспортом на Север.

"Воздушный мост" из Фэрбенкса в Северную Аляску схож со многими авиатрассами в северных районах Западной Сибири по протяженности, природно-климатическим условиям и характеристикам применяемых типов транспортных самолетов ("Геркулес" во многом аналогичен АН-12), однако превосходит по величине осваиваемого грузопотока. Сравнение в этих условиях показателей эффективности авиаперевозок (объем перевозок, налет часов, количество рей­сов самолета в сутки) позволяет сделать вывод о значительных потенциальных возможностях улучшения организации авиаперевозок в северных районах России и увеличения объема грузоперевозок при определенных размерах самолетного парка (табл. 1, 2) /2/.

Таблица 1

Прогноз авиаперевозок зарубежного Севера



Годы


Пассажиры, посадки, тыс.

Перевозки грузов, тыс. т.

Грузооборот Анко-риджа, тыс.км

198О

1985


199О (прогноз)

1995


(прогноз)

24ОО

3400


510О
765О

563

1035


2050
36 9О

297

518


960
1570

Таблица 2

Прогноз авиаперевозок в зоне Севера РСФСР*

Показатели


Годы

Зона Севера


В том числе север Западной Сибири

Отправки пассажиров,

198О

16494

53ОО

Тыс.чел.

1985

19О37

67ОЗ




199О

23197

8461




1995

30185

9415

Отправки грузов,

198О

1 149

38О

тыс. т

1985

13 2О

407




199О

1218

448




1995

1320

481


*Таблица составлена по материалам ВНИИ ПАНХ гражданской авиации г.Краснодара

Основная масса грузов доставляется в труднодоступные районы освоения


самолетами L-100 "Геркулес", CL—44 "Канадер", оснащенными газотурбин­-
ными двигателями, имеющими значительную грузоподъемность и размеры каби-­
ны. "Геркулес" может взлетать и садиться на грунтовые, снеговые и ледовые
полосы. На северных линиях также эксплуатируется один из крупнейших само-­
летов "Boeing—747", который в грузовом варианте может загру-­
жаться контейнерами (табл.3).

В последнее время на Аляске возросло значение вертолетов, которые под­нимают от 136 до 4О8 кг груза. Номенклатура грузов очень разнообразна. Для нефтяных разработок перевозят строительные машины и механизмы, пакеты труб, буровые комплексы, продукты питания и др. Организованы регулярные рейсы большой протяженности, которые связали север Аляски и районы нефте-


Таблица 3

Летно-технические характеристики некоторых типов самолетов



Характеристика

L-1OO "Геркулес "

С-44 "Канадер"

Б-747

АН-12

Максимальная ком­мерческая нагруз-

ка, т
Практическая даль­ность полета с максимальной ком­мерческой нагруз­кой, км



370О



27
50ОО



73
8000



20
3700



добычи в Северном море с Калифорнией, юго-западом США и с Центральной Европой. При этом осуществляются прямые перевозки оборудования для нефте­газодобывающей промышленности из развитых индустриальных районов, в об­ратном направлении транспортируют рыбопродукты. Таким образом, решается одна из важных проблем использования транс­портной авиации в северных регионах - организована обратная загрузка рейсов, что позволяет значительно повысить эффективность авиаперевозок.

Клиентура, пользующаяся услугами воздушного транспорта при перевозках различных видов грузов, уделяет особое внимание таким качественным харак­теристикам, как скорость доставки, надежность и регулярность сообщения, сохранность грузов. Многие промышленные фирмы рассматривают авиатранспорт как важнейший элемент эффективной системы сбыта своей продукции, а авиа­компании, в свою очередь, прилагают немалые усилия, чтобы поддержать свой престиж: постоянно изыскивают возможности для ускорения обработки грузов в аэропортах и сокращения задержек, так как большие задержки чреваты немалы­ми потерями не только для авиакомпаний, но и для клиентов - из-за несвоев­ременного ввода в действие перевозимого оборудования или поступления то­вара на рынок сбыта. Значительное внимание уделяется вопросам сокращения времени наземной обработки грузов, которое достигает 92% общего времени доставки грузов до потребителей.

Широкое распространение за рубежом получили разнообразные наземные погрузочно-разгрузочные средства, используемые в комплексе с бортовым та­келажным оборудованием. Для осуществления погрузочно-разгрузочных работ фирма "Канадер" разработала механизированную систему, применение которой дает возможность увеличить полет с 7.2 до 12.7 часов в день, уменьшить прямые эксплуатационные расходы на 17%, /3/.

Перспективным является применение транспортабельных погрузочных ме­ханизмов, которые предназначены для обслуживания транспортных самоле­тов в аэропортах, не располагающих наземным такелажным оборудованием, что особо важно при полетах в удаленные северные районы. Так, авиакомпания "Люфтганза" использует подъемник, собираемый и разбираемый гремя рабочими за 2 часа. При собственном весе 54ОО кг грузоподъемность механизма составля­ет около 14 т. Он может перевозиться на большинстве типов современных транспортных самолетов /3/.

В зарубежной практике получают распространение автоматизированные гру­зовые вокзалы, включающие погрузочно-разгрузочную и перевалочную системы для контейнеров и поддонов, многоярусные складские стеллажи и др. Как пра­вило, комплексы управляются с помощью ЭВМ.

Развитие методов контейнеризации грузов позволяют дополнительно повы­сить эффективность использования самолетного парка за счет сокращения погрузочно-разгрузочных операций и лучше использовать грузоподъемность самоле­та. Как показывают 'исследования советских и зарубежных специалистов, в за­висимости от уровня механизации контейнерных терминалов производительность труда при перевозочных операциях с грузами в крупнотоннажных контейнерах в 10-15 раз, а в отдельных случаях и в 2О-25 раз выше, чем при бескон­тейнерной технологии. Производительность специализированных средств для пе­ревозки контейнеров на различных видах транспорта в 1.5-3 раза выше, чем средств традиционного вида, контейнеризация минимум в 2-3 раза повышает пропускную способность грузовых терминалов. При этом существенно снижа­ется себестоимость перевозки, сокращаются сроки доставки грузов "от две­ри до двери". Ведущие авиакомпании капиталистических стран в настоящее время перевозят в контейнерах свыше 5О% всех грузов, а в перспективе на­мечают довести долю контейнеризации до 80%.

На воздушном транспорте нашей страны доля контейнерных перевозок по­ка не достигла столь значительной величины, что объясняется недостаточным уровнем технической оснащенности авиапредприятий различными средствами механизации и автоматизации перевозочных процессов. В перспективе в наших аэропортах будет внедряться разнообразная техника: аэродромные тягачи-кон­тейнеровозы, контейнерные тележки, подъемно-комплектовочные столы, погруз­чики и т.д., что позволит существенно повысить народнохозяйственную эффек­тивность авиаперевозок.

Большое внимание зарубежные авиакомпании уделяют строительству и технической оснащенности складских помещений. При этом современный уровень складского хозяйства нашей страны существенно отстает от требований сегод­няшнего дня. Так, например, в большинстве аэропортов зоны Севера РСФСР капитальные склады отсутствуют, для хранения используются неприспособлен­ные помещения в деревянных зданиях. Для хранения грузов используется в ос­новном напольный метод с ручной обработкой грузов на погрузочно-разгрузочных работах. Средняя обеспеченность аэропортов сооружениями для хранения грузов колеблется по районам зоны Севера РСФСР и составляет в среднем 50% от нормативного уровня. В 13 пятилетке в аэропортах зоны Севера РСФСР пред­полагается освоить наиболее перспективное направление строительства - быстровозводимые складские здания из легких металлических конструкций в северном исполнении с применением вертикального стеллажирования в 3—4 яруса.

Эффективному использованию авиатехники способствует надежная органи­зация снабжения запасными частями и комплектующими изделиями. В США, как и в других промышленно развитых странах, неспособность фирмы-изготовителя обеспечить потребителей запчастями, приспособлениями и т.п. в любом
количестве воспринимается как ее несостоятельность. Кроме существующих
нормативных сроков поставки запасных частей, есть и срочные поставки, которые могут быть осуществлены через несколько часов после приема заказа. Кроме того, все крупные авиакомпании имеют на своих складах немалые резервы запасных частей. Так, резерв запасных частей авиакомпании "Юнайтед эрпайнз" составляет примерно 10% стоимости парка самолетов (50О млн долл.). В те­чение ближайших нескольких лет намечается уменьшить резерв до 8-9% за счет более широкого использования соглашений о поставке запчастей по сроч­ным запросам.

Одним из путей повышения эффективности гражданской авиации в настоя­щее время является использование конвертируемых самолетов, т.е. таких, кото­рые в процессе эксплуатации легко переоборудуются из пассажирского варианта в грузовой или пассажиро-грузовой. На зарубежных авиалиниях их эксплуата­ция началась в 1973 г. Привлечение этих самолетов обеспечивает зарубеж­ным компаниям более гибкое использование авиапарка, приспособление к изме­няющемуся спросу и, соответственно, большую эффективность.

Многолетний опыт авиаперевозок грузов и пассажиров как за рубежом, так и в нашей стране, свидетельствует о целесообразности широкого применения транспортной авиации для обслуживания удаленных северных районов.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Проблемы Севера, Транспорт. - Вып. 20. М.: Наука, 1979. - 137 с.

  2. Громов Н.Н., Бурханов ВЛ„ Чудновский А.Д. Транспортное обслужива­
    ние северных районов СССР, М.: Транспорт, 1982. — 14О с.

  3. Саболин В.А., Макаров Е.В. Авиатранспортная система мира. Новое в
    жизни, науке, технике. Сер. Транспорт, - М.: Знание. - 1989. - 64 с.


Смотрите также:
Зарубежный опыт авиатранспортного обслуживания северных районов
109.07kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежный опыт муниципального управления»
796.33kb.
5 стр.
Отечественный и зарубежный опыт работы по привлечению молодёжи к участию в выборах
258.06kb.
1 стр.
Проблемы и перспективы традиционных переписей населения: отечественный и зарубежный опыт
51.74kb.
1 стр.
1. 1 Зарубежный опыт внешнеторговой деятельности
1206.42kb.
7 стр.
Пленарное заседание
19.97kb.
1 стр.
Территориальные аспекты институциональной трансформации бюджетно-налоговой системы: зарубежный опыт, российские реалии
168.96kb.
1 стр.
М. федоровская
138.47kb.
1 стр.
Рекреационная характеристика территории
363.21kb.
1 стр.
Бюджетирование, ориентированное на результат: зарубежный опыт и возможность применения в россии
142.33kb.
1 стр.
Зарубежный опыт борьбы с преступлениями в сфере Интернета
152.11kb.
1 стр.
«современные тенденции развития мировой экономики и формы интеграции россии в систему мирохозяйственных связей»
38.23kb.
1 стр.