Главная
страница 1
Приемы массажа и упражнения в лечении детей с энцефалопатией

(из книги Красиковой).

Некоторые приемы массажа и упражнения, способствующие общему расслаблению мышц тела ребенка.

Для правильного психомоторного развития очень важно соответствие тонуса мышц ребенка его возрасту. Задержка физиологического гипертонуса мышц-сгибателей создает серьезное препятствие для своевременного формирования свободных движений. Необходимо с первых месяцев жизни ребенка следить за положением его тела в кроватке. Хорошим расслабляющим эффектом обладает прием поглаживания. Его широко используют в детском массаже, скольжение руки взрослого должно быть мягким и медленным. Потряхивание используется для снижения повышенного тонуса мышц конечностей ребенка при выполнении пассивных движений. Разминание тоже может способствовать расслаблению, если выполнять его нежно и мягко.

Полезен точечный массаж, используется тормозной метод.

Весьма эффективны для общего расслабления мышц некоторые позы и упражнения лечебной гимнастики.



  1. Поза «эмбриона». И.п.: ребенок лежит на спине. Руки малыша скрещивают на груди, сгибают ноги, колени приводят к животу, сгибают голову, позу фиксируют руками взрослого. В этой позе можно покачивать ребенка к себе - от себя и с одного бока на другой 5-10 раз. Движения делать плавно, ритмично.

  2. С помощью укладывания ребенка на мяч и покачивания его в этом положении также Можно устранить или значительно снизить выраженное повышение мышечного тонуса. Упражнения проводят следующим образом: ребенка укладывают животом и грудью на мяч и, придерживая его, медленно раскачивают вперед-назад, при этом можно делать точечный массаж мышц спины. Через некоторое время, когда наступает снижение тонуса мышц-сгибателей, ребенка поворачивают и укладывают спиной на мяч. Вновь производят несколько качательных движений вправо-влево и по диагонали. После достигнутого
    расслабления мышц можно приступить к необходимым упражнениям лечебной физкультуры. Медленное размеренное покачивание ребенка на мяче (лежа на животе) можно сочетать при повышенном тонусе мышц-сгибателей рук с осторожным (без насилия) выведением их вперед.

  3. Прекрасным расслабляющим эффектом обладает плавание. Держа ребенка вертикально на весу, слегка покачивайте его туловище из стороны в сторону. Это упражнение хорошо делать в воде.

Приемы и упражнения, способствующие расслаблению приводящих мышц бедра, задней группы мышц голени, развитию опорной функции стоп.

При повышенном напряжении приводящих мышц бедер ребенок с трудом разводит бедра в стороны, при поддержке за подмышки перекрещивает ноги. Прежде чем выполнять упражнение лечебной гимнастики, необходимо расслабить эти мышцы одним из приемов точечного массажа. Для его осуществления надо коснуться подушечкой указательного пальца в месте, соответствующем проекции тазобедренного сустава сбоку, почувствовать при надавливании как бы углубление, а затем мягко, медленно оказывать одновременно вращающее и давящее воздействие на точку- (зону). Вначале с постепенным нарастанием увеличения давления, вибрацией, остановкой и последующим ослаблением воздействия (без отрыва от зоны) вызывают ослабление мышечного напряжения в приводящих мышцах. Этому же способствуют легкие покачивания (влево-вправо) таза ребенка, лежащего на опоре. После достижения расслабления мышц надо слегка согнутые ноги ребенка разводить в стороны мягкими, вибрационными движениями, без насилия. Целесообразно, чтобы угол, на который разводят ноги, был несколько меньше максимально возможного. Затем между ног кладут свернутую в несколько раз пеленку и фиксируют ее другой пеленкой или штанишками. После достигнутого расслабления можно делать пассивные упражнения: сгибание и разгибание ног с широким разведением бедер, «ладушки» стопами и сгибание разведенных ног ребенка, лежащего на животе. Очень полезно рефлекторное ползание. Важно следить, чтобы во время проведения всех вышеперечисленных упражнений ноги ребенка были максимально разведены.

При повышенном напряжении задней группы мышц голеней, когда ребенок в вертикальном положении, поддерживаемый за подмышки, опирается на пальцы ног, тонус передней группы мышц голеней и стоп снижен (мышцы растянуты, ослаблены). Поэтому массаж ног проводят следующим образом:

  1. И.п.: ребенок лежит на спине, ноги в коленях согнуты, слегка разведены. Вначале проводят точечный массаж стоп в месте перехода стопы в голень с одновременным потряхиванием стоп и сгибанием их вперед. Затем с целью укрепления растянутых мышц проводят массаж мышц передней поверхности голени и стоп (поглаживание, растирание, разминание).

  2. И. п.: ребенок лежит на животе. Вначале проводят массаж голеней с целью расслабления задней группы мышц (легкое поглаживание, потряхивание, вибрация, валяние и др.). Затем сгибают ноги в коленях, голени вертикально к опоре, и, положив кисти рук на стопы ребенка, мягко, пластично с вибрационными движениями надавливают на подошвы, сгибая стопы к передней поверхности голени, таким образом, очень осторожно растягивая пяточные сухожилия.

Помимо этого, для развития опорной функции стоп рекомендуются следующие упражнения:

Рефлекторные упражнения для стоп: указательным и средним пальцами захватите ступни ребенка, а большим — нажмите на подошву у основания пальцев. Это вызовет сгибание стопы. Затем проведите с нажимом по внутреннему краю стопы ребёнка к пятке и по наружному краю к мизинцу. Происходит разгибание стопы.

Массаж тыльной поверхности стоп заключается в поглаживании большими пальцами в направлении от основания пальцев к голени, огибая лодыжки круговым движением спереди назад.

Очень важны упражнения, основанные на врожденных рефлексах:



Рефлекс опоры и выпрямления. Поддерживайте ребенка за подмышки лицом к себе, стопы малыша опираются о стол. При соприкосновении ступней полусогнутых ног малыша с поверхностью стола происходит их разгибание.

Рефлекторная «ходьба». Поддерживайте ребенка за подмышки, слегка наклоняя его вперед. При соприкосновении стоп с твердой поверхностью стола малыш совершает автоматические «шаги».

Также полезно рефлекторное ползание: положите ребенка на живот, ноги должны быть согнуты, колени разведены в стороны. Обхватив тыльную поверхность стоп, прикоснитесь большими пальцами одновременно к его подошвам. В ответ на это ребенок энергично отталкивается, разгибая ноги, и продвигается вперед.

Возможен и другой вариант ползания — в полувертикальном положении: слегка приподнимите грудь ребенка на своей ладони, затем другой рукой прикоснитесь к подошвам полусогнутых ног малыша. Это вызовет отталкивание ног ребенка и их выпрямление.

Рефлекторное ползание в положении на спине. Создайте опору для полусогнутых ног ребенка, и он будет отталкиваться, выпрямляя ноги. Можно положить в кроватку большой надувной мяч, чтобы ребенок «пинал» его ногами.

«Скользящие шаги» рекомендуется детям после 4 месяцев. Обхватив голени спереди и прижав стопы к столу, попеременно сгибайте и разгибайте ноги, скользя стопами по поверхности.

Полезны упражнения в ванне с теплой водой. Их делают непосредственно во время купания ребенка. Ребенка поддерживают в вертикальном положении, фиксируя его грудь обеими руками сзади и спереди. Поставьте малыша на дно ванны и, перенося вес с одной его ноги на другую, стимулируйте переступание. Целесообразно на дно ванны, на время проведения этого упражнения, положить резиновый рифленый коврик. Во время плавания стимулируйте ребенка отталкиваться от бортика. Для более старших детей рекомендуются следующие упражнения: наклоны за игрушкой с поддержкой. Приседания с поддержкой выполняют с детьми, самостоятельно стоящими, держась за опору. Сгибание туловища ребенка. Можно превратить это упражнение в игру, говоря малышу «стань маленьким», затем «стань большим».



Некоторые приемы массажа и упражнения, способствующие укреплению мышц.

Ежедневные занятия гимнастикой с ребенком позволяют укрепить мышцы его тела. Особенно это важно для детей, имеющих сниженный тонус мышц (гипотонию). Для укрепления мыши, задней поверхности тела (задней группы мышц шеи, спины, ягодиц) используют все приемы массажа, которые выполняются более энергично. Применяют точечный массаж — стимулирующий метод. Упражнения подбираются в соответствии с возрастом и возможностями ребенка.



  1. Частое выкладывание на живот и рассматривание игрушки в положении на животе. Если ребенок не удерживает голову, то под грудь подкладывают валик.

  2. Повороты на бок, с рефлекторным разгибанием позвоночника.

  3. Рефлекторное ползание.

  4. Повороты со спины на живот.

  5. Поза «пловца».

  6. «Парение» без опоры ног.

  7. Разгибание спины во время плавания на животе.

  8. Выкладывание на мяч в положении на животе с опорой стопами.

  9. Поднимание свешенных со стола ног с применением стимулирующих приемов точечного массажа.

  10. Наклоны из положения стоя.

  11. Упражнение «Возьми игрушку со стула».

  12. Напряженное прогибание позвоночника.

  13. «Тачка» - ходьба на руках.

Кроме того, ползание, ходьба на четвереньках - это прекрасная тренировка всего тела ребенка, в том числе и мышц спины, шеи и ног.

Для укрепления мышц передней поверхности тела (передней поверхности шеи, брюшного пресса) кроме приемов массажа живота, рекомендованных в возрастных комплексах, широко применяют стимулирующее пощипывание вокруг пупка и точечный массаж. Тренировку мышц живота и передней поверхности шеи начинают с выкладывания на живот. В положении на спине полезны любые движения ногами.

С 1,5-2 месяцев применяют специальные упражнения:

  1. Отклонения ребенка вперед-назад, постепенно переводите ребенка из полувертикального положения в горизонтальное. Это упражнение удобно делать, держа малыша у себя на коленях. Следите, чтобы голова не запрокидывалась.

  2. Сгибание туловища ребенка, поддерживая голову

  3. Выкладывание на спину на мяч.

  4. «Парение» на спине.

  5. Повороты со спины на живот.

  6. Присаживание.

  7. Наклоны.

  8. «Возьми игрушку со стула».

  9. Поднимание выпрямленных ног («достань ногами до палочки»), вначале с помощью, затем самостоятельно.

  10. Повороты в стороны.

Некоторые упражнения для развития равновесия и координаторах функций

  1. И.п.: ребенок на руках взрослого, в вертикальном или горизонтальном положении. Покружиться с ребенком на руках вправо и влево.

  2. И.п.: ребенок на руках взрослого, лицом к нему, поддерживается за спину. Ногами ребенок обхватывает взрослого («лягушка»). Покачивать ребенка от себя - к себе (вниз - вверх головой).

  3. И.п.: ребенок стоит на четвереньках. Взрослый слегка подталкивает ребенка вперед, назад, в стороны. Упражнение проводится в виде игры с побуждением ребенка удержаться на четвереньках.

  4. И.п.: ребенок лежит на доске-качалке (на животе). Упражнение осуществляется покачиванием ребенка на доске качалке вправо-влево, вверх-вниз, 10-12 раз.

  5. Ребенок сидит на качелях, поддерживаемый взрослым. Раскачивать качели 2—6 раз.

  6. На детских каруселях (с поддержкой взрослого). Покружиться 2—6 раз.

  7. Покачивание на плече, на спине и на животе с разной скоростью и изменением направления.

  8. Покачивание в гамаке.

  9. Активно-пассивные пружинящие движения ребенка, находящегося в прыгунках с поворотом вправо-влево и отталкиванием ног от пола.

Некоторые упражнения и приемы массажа при асимметрии мышечного тонуса туловища и конечностей. При асимметрии мышечного тонуса специальные приемы массажа, лечебной гимнастики, лечение положением проводятся на фоне общеукрепляющих дыхательных упражнений, а также упражнений и приемов массажа, стимулирующих поэтапное (возрастное) развитие психомоторики, эмоциональной сферы. С помощью расслабляющих приемов массажа (поглаживание, легкое растирание, вибрация, валяние), а также точечного массажа (расслабляющий метод) проводят расслабление сгибателей пораженной стороны (мышц шеи, большой грудной мышцы, трапециевидной, широчайшей мышцы спины, подвздошно-поясничной, ягодичных, приводящих мышц бедер, икроножной мышцы). Затем делают укрепляющий массаж антагонистов мышц спины (классические приемы и точечный массаж мышц спины — укрепляющий метод).

Укрепляющий массаж спины проводят более детально и глубоко на здоровой стороне.

После массажа при асимметрии мышечного тонуса туловища и конечностей, при которой таз ребенка имеет тоже асимметричное (косое) положение, делают и специальные упражнения. Они обязательно перемежаются и сочетаются с расслабляющими приемами массажа. Так, вибрация мышц туловища и ноги (со стороны повышенного тонуса) сопровождается растягиванием этих мышц в поло­жении ребенка на спине, ногами к массажисту; в этом же положении также в сочетании с вибрацией мышц туловища, покачиванием таза с боку на бок проводят массаж, расслабляющий приводящие мышцы бедер. После этого приводят ногу, несколько согнутую в колене, к другой, выпрямленной ноге, накрывают ее согнутой ногой и одновременно потягивают так, чтобы несколько выпрямилось косое положение таза.

Рекомендуется упражнение, которое заключается в мягком пластичном растягивании спастически сокращенных мышц, проводимом одновременно с их вибрацией. Взрослый укладывает ребенка на спину, здоровым боком к себе, ближе к краю стола, обеими руками обхватывает ребенка со стороны спастически сокращенных мышц и, прижимая его к себе здоровым боком, проводит вибрацию и растягивание туловища и ноги, как бы опоясывая себя ребенком. При этом ладони, пальцами друг к другу, лежат плашмя на боковой поверхности туловища ребенка. Производя одновременно вибрацию и растягивание, ладони движутся, одна к подмышечной впадине ребенка, другая к его ноге и по ноге вниз к стопе. Голова ребенка, оказывающаяся между предплечьем и плечом взрослого, мягко отклоняется в противоположную сторону, таз занимает положение небольшой гиперкоррекции.

Приемы и упражнения, способствующие расслаблению мышц-сгибателей руки, развитию хватательной и опорной функций рук.

Прежде всего, надо добиться хорошего расслабления мышц всего тела, для чего сделайте несколько покачиваний в позе «эмбриона» и на мяче. При покачивании на мяче вперед старайтесь, чтобы ребенок выставлял перед собой руки, раскрывая кисти.

Для расслабления мышц-сгибателей рук применяют большее количество поглаживаний рук и груди, эффективен точечный массаж.

Используется легкое потряхивание кисти для расслабления мышц предплечья. Захватите предплечье в его средней части и сделайте 3—5 потряхивающих движений кистью ребенка.

Хорошо расслабляются мышцы руки при валянии плеча между двумя кистями рук взрослого. Ведет к расслаблению мышц валяние (прием Фелпса) рук ребенка, лежащих на опоре (в и.п. на спине), в сочетании с точечным массажем под дельтовидной мышцей.

Эти приемы массажа сочетаются и чередуются с пассивными упражнениями. Упражнения расположены по степени сложности для детей первого года жизни:



  1. Вибрация, встряхивание с отведением рук.

  2. Скрещивание рук на груди.

  3. «Бокс»— поочередное сгибание и разгибание рук.

  4. Поочередное поднимание рук верх.

  5. Одновременное поднимание рук вверх.

  6. Круговые движения руками.

  7. Поочередное отведение рук в стороны.

  8. Одновременное отведение рук в стороны.

  9. Сложное движение: согнуть руки в локтях, затем поднять прямые руки вверх, опять согнуть и опустить вниз (ладони обращены к телу).

  10. Вращение предплечья. Рука согнута в локте, среднее положение предплечья — ладони обращены друг к другу, повернуть кнаружи (супинировать) — ладони обращены к лицу ребенка, вернуться в среднее положение и повернуть кнутри (пронация предплечья) — ладони обращены ко взрослому.

Особое внимание уделяется работе с предплечьем, кистью и пальцами рук. Для отведения и разгибания большого пальца руки делают точечный массаж у его основания. Иногда разгибание большого пальца достигается лишь после точечного массажа у основания всех остальных пальцев и их разгибания. Одновременно с описанными приемами проводят массаж и упражнения, укрепляющие ослабленные, растянутые мышцы-разгибатели руки (поглаживание, растирание, разминание, точечный массаж — тонизирующий метод), упражнения, например, «ладушки)); похлопывание по различным поверхностям; поглаживание по лицу взрослого; пассивные движения: сопоставление пальцев; сгибание и разгибание пальцев (в кулак — раскрыть).

Для развития хватательной функции рук рекомендуется в первые 3 месяца проводить несколько раз в день тренировку хватательного рефлекса. А если он отсутствует, то в ладонь ребенка вкладывают кольцо или удобную для захвата игрушку, вокруг которой сжимают пальцы ребенка. Очень важно при этом следить, чтобы большой палец обхватывал кольцо (игрушку) с одной стороны, а другие пальцы с противоположной. После нескольких повторений появляется хватательный рефлекс. Его тренируют в течение 2-3 месяцев. К 4 месяцам жизни подвешивают игрушку на расстоянии, удобном для захвата ее рукой, или с этой же целью подносят к ребенку яркую звучащую игрушку, побуждая взять ее.

Для развития опорной функции руки применяют следующие упражнения:

  1. «Сфинкс» — опора на предплечья (предплечья параллельны друг другу, плечевой пояс приподнят).

  2. Упражнение «Тачка-1». Удерживая ребенка под грудь и за ноги снизу, приближают к опоре, ставят кисти на опору и протягивают ребенка к себе, кисти раскрываются (пальцы разведены).

  3. Упражнение: «Тачка-2». Ходьба на руках, с переносом центра тяжести тела.

  4. И. п.: ребенка держат на весу, левой рукой поддерживая его под живот, правой рукой — за ноги (сверху «вилкой»). Взрослый слегка подбрасывает ребенка левой рукой над столом (стулом), на котором лежит большая мягкая игрушка или большой мяч. Вызывается рефлекс опоры на игрушку - происходят протягивание вперед рук и раскрытие кистей и пальцев.

  5. И. п.: ребенок лежит на животе, опираясь на кисти выпрямленных рук. Взрослый осторожно отводит его плечи назад и надавливает вниз на область плеч, добиваясь стабильного упора выпрямленных рук.

  6. И. п.: ребенок стоит на четвереньках. Взрослый поднимает голову ребенка вверх. Происходит изменение положения рук — разгибание кисти и пальцев.

  7. Ходьба на четвереньках.

Во втором полугодии жизни ребенка следует развивать манипуляционную функцию руки, побуждая его не только брать в руки игрушку, но и производить с ней различные действия: рассматривать ее, перекладывать из руки в руку, бросать, складывать кубики, разбирать пирамидку.




Смотрите также:
Приемы массажа и упражнения в лечении детей с энцефалопатией
126.86kb.
1 стр.
Обучение плаванию, упражнения, техника плавания
69.17kb.
1 стр.
Тулинов андрей иванович мониторинг синегнойной и кандидозной инфекции в диагностике и лечении детей с гнойно-септическими заболеваниями и осложнениями
408.9kb.
3 стр.
Диафрагмальные грыжи у детей
581.63kb.
3 стр.
Об адекватности грамматических упражнений
45.47kb.
1 стр.
И главное – запустить оздоровительные процессы в собственном организме, обрести душевное равновесие
14.7kb.
1 стр.
Основные упражнения для развития гибкости и мышц у детей дошкольного возраста
53.94kb.
1 стр.
Упражнения для регуляции мышечного тонуса у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
194.43kb.
1 стр.
Особенности речевого развития детей с дцп
159.99kb.
1 стр.
Клинико-рентгенологическое обоснование применения несъемной ортодонтической техники при лечении детей с аномалиями окклюзии в период сменного прикуса 14. 00. 21. Стоматология
368.29kb.
1 стр.
Особенности детей и приемы коррекционной работы с детьми, испытывающими различные психологические трудности при сдаче егэ
95.93kb.
1 стр.
И. Л. Крыжановская, Н. К. Сухотина, Т. А. Куприянова, В. В. Коновалова, В. А. Красов
94.24kb.
1 стр.