Главная
страница 1страница 2
Санкт-Петербург
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 585
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

на заседании методического Заместитель директора по Директор ГБОУ СОШ №585

объединения УВР

Протокол № ________________

от “____” августа 2012 г. от “____” августа 2012 г. от “____” августа 2012г.

Руководитель МО:___________


Рабочая учебная программа

по музыке

для 6 класса

1 час в неделю (всего 35 часов)

Составитель:

учитель музыки

ГБОУ СОШ № 585

г.Санкт-Петербурга

Яблонская Любовь Вацлавовна

2012-2013 уч.год

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, Примерной программы основного общего образования по музыке (Сборник нормативных документов "Примерные программы основного общего образования. Часть 2", М. Просвещение, 2009), Программы "Музыка. 5-7 классы ", авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева (М., Просвещение, 2011). Данная программа имеет гриф "Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации".

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта "Музыка. 6 класс" ( авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева), состоящего из:



  • Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы

  • Творческая тетрадь к учебнику "Музыка. 6 класс".

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику "Музыка. 6 класс". Пособие для учителя.

  • Фонохрестоматия к учебнику "Музыка. 6 класс"

  • Методика работы с учебниками "Музыка". 5-6 классы. Пособие для учителя.

Согласно рабочей программе на изучение музыки в 6 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).

Цель программы - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

  • Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • Воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • Развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • Освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

  • Овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникативных технологий).

Цели общего музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач:



  • личностное развитие ребенка:

  • реализация творческого потенциала;

  • готовность открыто выражать свое отношение к искусству;

  • формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований;

  • становление самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

  • познавательное и социальное развитие ребенка:

  • приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры;

  • формирование целостной художественной картины мира;

  • воспитание патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе;

  • активизация творческого, символического, логического мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

  • Коммуникативное развитие ребенка:

  • Формирование

  • умения слушать;

  • умения вести диалог;

  • умения встать на позицию другого человека;

  • умения участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;

  • умения продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Основными видами учебной деятельности школьников для реализации поставленных задач являются:



  • Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

  • Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведении. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

  • Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

  • Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально- пластических композиций. Танцевальные импровизации.

  • Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.


Содержание рабочей программы раскрывается следующими содержательными линиями: "Музыка как вид искусства", "Музыкальный образ и музыкальная драматургия", "Музыка в современном мире: традиции и инновации" и представлено темами: "Мир образов вокальной и инструментальной музыки", "Мир образов камерной и симфонической музыки".

  1. "Мир образов вокальной и инструментальной музыки" - 17 часов

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Романс. Интонация. Музыкальная и поэтическая речь. Мелодия и аккомпанемент. Вариации. Рондо. Куплетная форма. Особенности формы (вступление, кода, реприза, рефрен). Приемы развития. Повтор. Контраст. Выразительность. Изобразительность. Диалог. Песня, ария, хор в оперном спектакле. Речитатив. Народные напевы. Фразировка. Ритм. Оркестровка. Жанры народных песен. Мастерство исполнителя. Бельканто. Развитие образа. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства: народные инструменты, напевы, наигрыши. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, a capella, хоровое многоголосие). Духовный концерт, полифония. Музыка в народном духе. Особенности развития (вариативность). Контраст образов. Варьирование. Живописность музыки. Контраст - сопоставление. Хор - солист. Единство поэтического текста и музыки. Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Развитие темы. Стиль. Двухчастный цикл. Контрапункт. Хор. Оркестр. Орган. Кантата (сценическая кантата). Контраст образов. Тембры инструментов. Голоса хора. Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Авторская песня. Гимн. Сатирическая песня. Городской фольклор. Бард. Спиричуэл и блюз. Импровизация. Ритм. Тембр. Джазовая обработка.



Знать и понимать:

  • Смысл понятий: богатство музыкальных образов; особенности драматургического развития музыкальных образов в вокальной и инструментальной музыке; развитие жанров светской музыки – романс; отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы; исполнение музыки как искусство интерпретации; выдающиеся российские и зарубежные исполнители; народное музыкальное творчество; основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни); народные истоки русской профессиональной музыки; романтизм в западноевропейской музыке; образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси; духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в.; духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы; особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко; взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки; бардовская песня; джаз.

  • Музыкальные термины: лирические, эпические, драматические образы; жанры вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата); музыкальные формы (вариации, рондо, куплетная); особенности музыкальной формы (вступление, кода, реприза, рефрен); приемы развития музыки (повтор, контраст); жанры народных песен (обрядовые); жанры инструментальной музыки (сольная, ансамблевая, оркестровая); народное искусство Древней Руси (народные инструменты, напевы, наигрыши); русская духовная и светская музыка (знаменный распев, партесное пение, хоровое многоголосие, a capella, духовный концерт); духовная и светская музыка Западной Европы (хорал, токката, фуга, кантата, реквием); фактура музыки (гомофония, полифония); авторская песня (гимн, сатирическая песня, городской фольклор, бард); джаз (спиричуэл, блюз, импровизация, ритм, тембр, джазовая обработка).

  • Богатство музыкальных образов; особенности их драматургического развития в вокальной и инструментальной музыке;

  • Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка, С.В. Рахманинов;

  • Исполнение музыки как искусство интерпретации; выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин;

  • Народные истоки русской профессиональной музыки; народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни);

  • Романтизм в западноевропейской музыке;

  • Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси;

  • Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в.;

  • Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы; (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки;

  • Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека);

  • Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: бардовская песня, джаз.


Уметь:

  • Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

  • Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты);

  • Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

  • Наблюдать ха развитием музыкальных образов;

  • Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

  • Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;

  • Разыгрывать народные песни;

  • Участвовать в коллективных играх-драматизациях;

  • Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций;

  • Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей;

  • Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы;

  • Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы и др.;

  • Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения;

  • Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения;

  • Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов;

  • Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • Принимать участие в создании танцевальных композиций в джазовом стиле;

  • Выполнять инструментовку мелодий (фраз) на основе простейших приемов аранжировки музыки на элементарных и электронных инструментах;

  • Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере);

  • Приводить примеры преобразующего влияния музыки;

  • Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т.п.);

  • Исполнять музыку, передавая ее художественных смысл;

  • Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность;

  • Подбирать простейший аккомпанемент в соответствии с жанровой основой произведения;

  • Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов;

  • Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ;

  • Находить информацию о наиболее значимых явлениях музыкальной жизни в стране и за ее пределами;

  • Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе и т.п.;

  • Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально-театральных спектаклей и др.;

  • Выполнять задания из творческой тетради;

  • Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов).

  1. "Мир образов камерной и симфонической музыки" - 18 часов

Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение времени и пространства в музыкальном искусстве, нравственных исканий человека. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.

Прелюдия. Вальс. Мазурка. Полонез. Этюд. Музыкальный язык. Баллада. Квартет. Ноктюрн. Сюита.

Форма. Сходство и различия как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность). Рефрен, эпизоды. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Синтезатор. Колорит. Гармония. Лад. Тембр. Динамика.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Пастораль. Военный марш. Лирические, драматические образы.

Обработка. Интерпретация. Трактовка.

Программная увертюра. Сонатная форма (ее разделы). Контраст, конфликт. Дуэт. Лирические образы.

Выдающиеся артисты балета. Образ-портрет. Массовые сцены. Контраст тем. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Вокально-инструментальный ансамбль, хор, солисты. Вокальная музыка. Инструментальная музыка.



Знать и понимать:

  • Смысл понятий: своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки, камерная инструментальная музыка (прелюдия, этюд, ноктюрн, баллада), особенности западноевропейской музыки эпохи романтизма, особенности западноевропейской музыки эпохи барокко (зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством; жанр инструментального концерта), зарождение и развитие жанра инструментального концерта, разновидности и структура концерта, стилевое многообразие музыки ХХ века, выразительные возможности электромузыкального инструмента (синтезатор), развитие традиций русской классической музыкальной школы на примере творчества Г.В.Свиридова, особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты, контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний, интерпретация и обработка классической музыки, классицизм в западноевропейской музыке, жанр программной увертюры, строение сонатной формы, контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил, воплощение литературного сюжета в программной музыке, обобщенные образы добра и зла, любви и вражды, взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д., взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства (мюзикл, рок-опера, творчество отечественных композиторов-песенников).

  • Музыкальные термины: камерная инструментальная музыка (прелюдия, вальс, мазурка, полонез, этюд, баллада, квартет, ноктюрн), инструментальный концерт (форма, рефрен, эпизоды, солирующие инструменты), выразительность и изобразительность, тембры, синтезатор, колорит, гармония, симфоническая музыка (музыкальные иллюстрации, симфония, сюита, программная увертюра), балет, мюзикл, опера, рок-опера, образы киномузыки, вокальная музыка, сонатная форма (разделы), музыкальные образы (лирические, драматические).

  • Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки;

  • Романтизм в западноевропейской музыке;

  • Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная;

  • Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами;

  • Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством;

  • Стилевое многообразие музыки ХХ столетия;

  • Классицизм в западноевропейской музыке;

  • Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке;

  • Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства.

  • Уметь:

  • Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров;

  • Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;

  • Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки;

  • Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;

  • Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы;

  • Анализировать и обобщать многообразие мвязей музыки, литературы и изобразительного искусства;

  • Инсценировать фрагменты популярных мюзиклов и рок-опер;

  • Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

  • Определять по характерным признакам принадлежность к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозная, современная;

  • Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов;

  • Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность;

  • Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах;

  • Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение;

  • Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

  • Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования);

  • Применять информационно-коммуникативные технологии для музыкального самообразования;

  • Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений;

  • Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов).


Межпредметные связи изучения предмета.

Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических), изобразительного искусства и архитектуры, театрального искусства, хореографии, а также сравнительно молодых видов искусств - кино, мультипликации и фотографии. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Формы организации учебного процесса:

- индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия, конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа, путешествие.



Виды контроля:

- вводный, текущий, итоговый

- индивидуальный, письменный, устный.

Формы (приемы) контроля:

- анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, устный и письменный опрос, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.


Календарно – тематическое планирование составлено на основе рабочей программы «Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы». Авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, М., Просвещение, 2011 с.24- 33.

Календарно – тематическое планирование рассчитано на 35 часов в год, с распределением – 1 час в неделю.



Учебно-тематический план


п/п

Наименование тем

Всего часов

1

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

17

2

Мир образов камерной и симфонической музыки

18

Итого




35

следующая страница >>
Смотрите также:
Яблонская Любовь Вацлавовна 2012-2013 уч год пояснительная записка рабочая программа
333.76kb.
2 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна 2012-2013 уч год пояснительная записка рабочая программа
357.35kb.
2 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна 2012-2013 уч год пояснительная записка рабочая программа
346.59kb.
2 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
469.62kb.
3 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
513.18kb.
3 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
518.03kb.
4 стр.
Романовой Марины Юрьевны 2012-2013 учебный год пояснительная записка Статус документа рабочая программа
400.04kb.
4 стр.
Романова Марина Юрьевна 2012-2013 учебный год пояснительная записка Статус документа рабочая программа
443.22kb.
4 стр.
Прокопенко Тамары Кирилловны, учителя математики 8 «А», 8 «Б» 8 «В», классы 2012-2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа
156.71kb.
1 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе
732.52kb.
4 стр.
Микова Людмила Николаевна 2012 2013 учебный год Русский язык 2 класс пояснительная записка рабочая программа курса
1293.51kb.
8 стр.
Смирновой Елены Леонидовны учителя информатики высшая категории г. Буй 2012 2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа
200.52kb.
1 стр.