Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5

42141 – ממשל ופוליטיקה – רוסית – חוברת מטלות לשנת 2010


Открытый университет Израиля

Академическая программа по иудаике и израилеведению

на русском языке


Контрольные работы

и справочные материалы по курсу

«Власть и политика в Государстве Израиль»

2010 год


Брошюра подготовлена д-ром Алеком Д. Эпштейном
Содержание


Обращение преподавателя курса к студентам

стр. 3

Содержание курса

стр. 6

Власть и политика в Государстве Израиль в 1996–2009 гг.

стр. 8

Инструкции к выполнению контрольных работ

стр. 47

Контрольная работа №1

стр. 48

Контрольная работа №2

стр. 49

Контрольная работа №3

стр. 50

Контрольная работа №4

стр. 51

Контрольная работа №5

стр. 52

Контрольная работа №6

стр. 53

Алфавитный указатель примечаний по курсу

стр. 54






Обращение преподавателя курса
д-ра Алека Д. Эпштейна

к студентам Открытого университета Израиля

Дорогие друзья! Не так давно Вы записались на академический курс «Власть и политика в Государстве Израиль». От имени коллектива сотрудников Открытого университета я искренне рад приветствовать Вас. Основные вопросы, которые задавались нам в прошлом, и стали основой для написания этого письма. Буду благодарен Вам, если Вы найдете время прочитать его до конца – это сэкономит и Вам, и мне немало сил и убережет нас от лишних проблем.



  • В чем состоят основные особенности данного курса?

Особенностью данного курса является то, что глубокое и содержательное рассмотрение социально-политических реалий современного израильского общества сочетается с анализом проблем, характерных для демократического общества как такового. Мне кажется, что проблема функционирования демократии и обеспечения конституционных прав и свобод граждан в полиэтническом и многоконфессиональном обществе в условиях перманентного внешнего конфликта существует не только в Израиле, но и во многих государствах.
Существует проблема, скрывать которую бесполезно и которой нам необходимо найти решение – курс был подготовлен и издан двенадцать лет назад. За это время в израильской общественно-политической жизни произошли многочисленные изменения: сменилось четыре премьер-министра (Б. Нетаниягу, Э. Барак, А. Шарон и Э. Ольмерт и опять Б. Нетаниягу), три президента (Э. Вейцман, М. Кацав и Ш. Перес), два главы Верховного суда (А. Барак и Д. Бейниш) и пять руководителей Генерального штаба армии (А. Липкин-Шахак, Ш. Мофаз, М. Яалон, Д. Халуц и Г. Ашкенази); на политической арене взошли и погасли секуляристская партия среднего класса «Шинуй», ставшая третьей на выборах 2003 года (15 мандатов), Партия Центра, получившая 6 мандатов на выборах 1999 года и партия выходцев из СССР/СНГ «Исраэль Ба-Алия» во главе с Н. Щаранским; переговорный процесс с палестинцами дошел до своей предельной точки – и кончился крахом (в Кемп-Дэвиде в июля 2000 и в Табе в начале 2001 года), после чего началась вторая интифада; израильские силы и поселения были выведены из сектора Газа и Северной Самарии (в августе 2005 года), после чего в Палестинской администрации прошли выборы во второй состав Законодательного совета (в январе 2006 года) – и эти выборы выиграло исламистское радикальное движение ХАМАС, захватившее в июне 2007 года всю полноту власти в Газе, вследствие чего с 27 декабря 2008 по 18 января 2009 Израиль провел масштабную вооруженную операцию против ХАМАСа в Газе; израильские силы были выведены из Ливана (в мае 2000), а в июле – августе 2006 года Израиль пережил так называемую Вторую Ливанскую войну и так далее. Все эти – и многие другие – события оказали огромное влияние на израильскую общественную жизнь, на электоральные предпочтения избирателей (часть 9), на программы всех партий (часть 7), на модели самосознания арабских граждан страны (часть 11)… Верховный суд всё усиливался, а Кнессет становился всё слабее и слабее (части 4–5), пока в последний год не начался некоторый «ренессанс парламентаризма»; деятельность СМИ, описанная в части 10, стала значительно более открытой и рыночно-ориентированной; проблемы, касающиеся места религии в общественной жизни страны и взаимоотношений светских и религиозных кругов (часть 6), обострялись и несколько ослабевали (этапными вехами были длительные суды над бывшими министрами от партии ШАС Арье Дери и Шломо Бенизри и столь же длительные обсуждения в Верховном суде вопроса о том, будет ли открыта для движения транспорта по субботам иерусалимская улица Бар-Илан и вопрос о признании неортодоксальных гиюров); стабильность израильской демократии и ее основные характеристики, проанализированные в части 2, стали видеться многим в совершенно ином свете, чем прежде.

Всё это требует от меня, как преподавателя, и от каждого из Вас, студентов, особенно вдумчиво подходить к изложенной в книгах курса информации, пользуясь и другими источниками, в особенности материалами, размещенными на сайте ОУИ на русском языке. Наш сайт располагается по адресу: http://www-r.openu.ac.il (сайт курса «Власть и политика в Государстве Израиль» располагается по адресу: http://www-r.openu.ac.il/kurs/pol-about.html). Сайт курса постоянно обновляется, и я надеюсь, что помещенные на нем дополнительные материалы помогут Вам в изучении курса.
Обратите внимание: СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАСТОЯЩЕГО КУРСА была подготовлена статья «Власть и политика в государстве Израиль в 1996–2009 гг.», которая призвана быть дополнением к книгам курса. Эта статья включена в настоящую брошюру (стр. 10–48); пожалуйста, внимательно прочитайте ее!



  • Должен ли я выполнить все шесть контрольных работ?



До написания экзамена следует выполнить

четыре любые контрольные работы из шести, включенных в брошюру – со средней оценкой не ниже 60, а также получить экзаменационную оценку не ниже 60. Засчитаны будут три лучшие контрольные работы, за каждую из них Вы получите по 10% от итоговой оценки за курс


  • Должен ли я отвечать на все вопросы в каждой из контрольных работ?

Нет. Предлагаемая брошюра контрольных работ с достаточно большой гибкостью представляет каждому из Вас возможности для интересного интеллектуального поиска и самовыражения: из шести контрольных обязательными являются только четыре, а в каждой контрольной предлагается четыре вопроса, из коих только три (на Ваш выбор) являются обязательными. Каждый студент может отвечать на те вопросы, которые кажутся лично ему наиболее интересными.

  • Каков должен быть объем ответов на вопросы контрольной?

Рекомендуемый объем ответа на каждый из вопросов контрольной работы и экзамена – 3–4 страницы; на каждое понятие – полстраницы. Ваш ответ должен быть по возможности точным, кратким и полностью соответствовать поставленному вопросу. Нет смысла дословно переписывать отрывки из книг. Важно, чтобы мысль была выражена ясно, а также прослеживалась четкая связь между утверждениями и доказательствами.

  • Как цитировать используемые мною источники?

При написании контрольных работ (но не на экзамене!) Вы можете пользоваться как книгами курса, так и любыми другими материалами; необходимо, однако, недвусмысленно идентифицировать источник приводимых Вами цитат и сведений. В случае цитирования какой-либо из книг курса укажите в скобках после цитаты «курс, книга №..., стр. ...»; в случае использования других книг, брошюр или журналов, указывайте, пожалуйста полные данные об источнике (например: Краткая Еврейская Энциклопедия, т. 3, стр. 265–267; или: Говард Сакер, «История Израиля» [Библиотека «Алия», вып. 194, 1995], т. 3, стр. 46). Идентификация источников позволит быстрее и точнее проверить Ваш экзамен.



  • Как я должен подавать работы?

Отсылать работы нужно координатору ОУИ Мине Груман на ее электронный адрес minagr@openu.ac.il, с копией мне на адрес alekdep@gmail.com




  • Могу ли я взять свои контрольные на экзамен?

Да, можете. При этом обратите внимание: на экзамене Вы не сможете пользоваться книгами курса или любыми другими статьями или ксерокопиями работ других студентов.

  • Когда состоится заключительный экзамен?

Экзамены по курсам ОУИ в 2010 году пройдут дважды. Каждый студент имеет право сдавать экзамен два раза (примерно 95% наших русскоязычных студентов хорошо сдают экзамен уже с первого раза), засчитана всегда будет наиболее поздняя оценка. Я искренне рекомендую Вам сдавать экзамен непосредственно после окончания изучения курса.

Содержание курса
Предлагаемый Вашему вниманию курс «Власть и политика в государстве Израиль» ставит перед собой задачу ознакомить студентов с различными аспектами организации государственной власти в Израиле.

В рамках курса рассматривается процесс становления и развития израильской политической системы в первые пятьдесят лет существования государства. Данный курс носит не столько исторический, сколько политологический характер. При изложении его материалов основное внимание обращается на анализ существующих государственных структур, своеобразие общественно-политического строя и расстановку политических сил в израильском обществе. Обсуждение основных политических проблем Государства Израиль производится в контексте мировой политологической мысли. Например, дискуссия о необходимости конституции в Государстве Израиль включает понимание сущности и роли конституции в демократическом государстве вообще.

Часть 1 – От ишува к государству
Эта часть основывается на книге Д. Горовица и М. Лисака «От ишува к государству». В ней описывается возникновение политической системы еврейского государства в период ишува. Центральные органы политической системы ишува, распределение ролей между ними, идеологический характер и совместная деятельность рассматриваются с позиций влияния на создание и развитие Государства Израиль.
Часть 2 – Истоки израильской демократии и этапы ее развития
В этой части доказывается существование корреляции между идеей либеральной демократии вообще и спецификой ее действия в Израиле. Исследуются основные этапы развития израильской демократии. Анализ производится в процессе обсуждения исторических и идейных корней израильской демократии и тех политических культур, из которых израильская демократия почерпнула свои принципы и порядок действий.
Часть 3 – Проблема конституции в Израиле
Описание данной проблемы базируется на источниках, общих для всех демократических конституций. Широко представлена полемика по вопросу введения конституции в Израиле на всех этапах развития государства.
Части 4 и 5 – Верховная власть Кнессета или приоритет правительства?
В этих частях речь идет о классической модели разделения властей в современном парламентарном государстве, о специфике соотношения законодательной и исполнительной власти. Подробно определяются функции Кнессета и правительства.
Часть 6 – Религия, государство и политика
Рассматриваются функции и полномочия религиозных учреждений и подробно анализируется соглашение о статус-кво между религией и государством в Израиле.
Части 7 и 8 – Политические партии в Израиле
В задачи этой части входит описание политической системы и различных израильских политических партий как на организационном, так и на идеологическом уровнях.
Часть 9 – Выборы и поведение избирателей
Основное внимание в этой части уделяется вопросу важности выборов для любого демократического государства. Избирательный процесс в разных странах мира имеет существенные различия, поэтому приводится подробная классификация избирательных систем. Описывается избирательная система, принятая в Государстве Израиль, анализируются ее преимущества и недостатки.
Часть 10 – Средства массовой информации и политика
Модель взаимоотношений между средствами массовой информации и политическими институтами в Израиле представлена на формальном и неформальном уровнях. Кроме того, анализируется влияние средств массовой коммуникации на политический истеблишмент.
Часть 11 – Арабское меньшинство
Данная часть анализирует положение арабского меньшинства в Израиле: их экономический и социальный статус, а также проблемы их национального (этнического) самосознания.
Часть 12 – Экономика и политика
В этой части в общих чертах рассматриваются взаимосвязи между экономикой и политикой в Израиле с момента создания государства. Акцентируются связи между нуждами обороны и решениями государства в области экономики. Рассматриваются такие явления, как предвыборная экономика и влияние идеологии на жилищное строительство в Израиле.

Власть и политика в Государстве Израиль

в 1996–2009 годах

Книги курса «Власть и политика в Государстве Израиль» были написаны в середине 1990-х годов и опубликованы в 1997–1998 гг. С тех пор прошло уже более десяти лет, о которых в книгах курса не сказано ни слова. Приведенные ниже информационные материалы призваны заполнить этот пробел. Мы просим студентов внимательно ознакомиться с ними.

1. От прихода Б. Нетанияху к власти

до начала «интифады эль-Акса» (1996–2000 гг.).
В ходе первых в истории страны прямых выборов премьер-министра, состоявшихся в мае 1996 г., новым премьер-министром Израиля был избран лидер блока Ликуд Биньямин Нетанияху.
Многие в Израиле ожидали, что победа Б. Нетанияху приведет к ревизии Норвежских соглашений и фактическому отказу Израиля от дальнейших переговоров с лидерами ООП. На первых порах новый премьер-министр действительно воздерживался от контактов с Я. Арафатом, но в октябре 1996 г. ситуация изменилась. Палестинцы отреагировали на открытие второго выхода из Хасмонейского туннеля, подземного археологического комплекса в Старом городе Иерусалима, организованным выступлением своих боевых отрядов против израильской армии. Левые партии обвинили премьер-министра в том, что санкционированные им действия (открытие туннеля) и, главное, его уклонение от встречи с палестинским лидером привели к бессмысленному кровопролитию (тогда погибли четырнадцать солдат Армии Обороны Израиля и шестьдесят девять палестинских арабов). Когда армия подавила вооруженные выступления палестинцев, Б. Нетанияху отправился в Газу и встретился там с Я. Арафатом. Следующим шагом Б. Нетанияху стало подписание 17 января 1997 г. Хевронского протокола, на основе которого большая часть города Хеврона, за исключением пещеры Махпела, где находятся могилы библейских патриархов, и ряда кварталов, в которых имеются еврейские поселенческие комплексы, была отдана под контроль Палестинской администрации. Таким образом лидер правого блока, выступавший в период своей оппозиционной активности как принципиальный противник Норвежских соглашений, продемонстрировал, что он не находит возможности денонсировать эти соглашения.
Как и многие противники соглашений Осло, Б. Нетанияху считал, что сама схема промежуточного урегулирования, в рамках которой Израиль уступает палестинцам территории и политические полномочия, не зная, приведет ли все это к реальному завершению конфликта, представляет собой опаснейшую ловушку для еврейского государства. По этой причине он предложил отказаться от второго и третьего этапа передислокации израильских войск на Западном берегу Иордана (в Иудее и Самарии), немедленно приступив к переговорам о постоянном урегулировании. Палестинские лидеры, знавшие, какие преимущества заключены для них в поэтапной реализации Норвежских соглашений, категорически отвергли это предложение Б. Нетанияху.
Перспектива дальнейших переговоров с Я. Арафатом не прельщала Б. Нетанияху. Следуя примеру И. Рабина, он решил, что сначала следует попытаться договориться с президентом Сирии Х. Асадом. Возможная логика такого решения состояла в следующем: если бы соглашение с Сирией было подписано, палестинцы остались бы в одиночестве, и Израиль мог бы рассчитывать на то, что это ослабит их позиции в ходе последующих переговоров. Так или иначе, Б. Нетанияху обратился к Х. Асаду через посредника, американского миллиардера Рона Лаудера, который в 1997–1998 годах несколько раз побывал в Дамаске по его поручению. Сирии были предложены от имени Б. Нетанияху щедрые израильские уступки на Голанских высотах. Премьер-министр понимал, что возглавляемая им правоцентристская коалиция не одобрит соглашение, предусматривавшее уход Израиля почти со всего Голанского плато (спор велся почти исключительно о контроле над узкой прибрежной полосой к востоку от Киннерета). По этой причине Б. Нетанияху вступил в тайные переговоры с новым лидером оппозиции Эхудом Бараком, председателем Партии труда. Целью переговоров было создание правительства национального единства, в котором Э. Барак должен был занять один из ведущих постов, однако Б. Нетанияху оставался бы главой правительства. Базой взаимопонимания между участниками тайных встреч, проводившихся в штаб-квартире Моссада, явилось совпадение позиций по сирийскому вопросу.
Летом 1998 г. сведения о попытках создания правительства национального единства просочились в прессу, и это привело к прекращению переговоров Б. Нетанияху с Э. Бараком. Примерно тогда же премьер-министру стало ясно, что переговорный процесс с Сирией не сулит скорых и приемлемых для него результатов. Находя «политический вакуум», то есть отсутствие сдвигов на обоих маршрутах урегулирования, проблематичным для своей репутации в глазах руководства США, Б. Нетанияху решил тогда возобновить целенаправленный диалог с Палестинской администрацией. Под давлением американской администрации он подписал 23 октября 1998 г. новое соглашение с Я. Арафатом в Уай-плантэйшн. Этот документ (соглашение «Уай») определил шестикратное увеличение зоны А – с 3 до 18,1% территории Западного берега (Иудеи и Самарии). В целом же территория, находящаяся под палестинским контролем (зоны А и В), увеличивалась на 13%. Это означало, что с реализацией соглашения «Уай» она составит около 42% от общей площади Иудеи и Самарии, причем многие из расположенных там еврейских поселений окажутся почти изолированными.
Правительство Б. Нетанияху немедленно приступило к реализации соглашений, подписанных в Уай-плантэйшн, но оно лишилось теперь поддержки правого крыла коалиции, и Кнесет проголосовал за самороспуск и проведение досрочных выборов. В этой новой ситуации дальнейшая передача территорий под контроль Палестинской администрации была приостановлена премьер-министром – со ссылкой на необходимость дождаться выборов и на несоблюдение палестинцами «принципа взаимности», то есть на невыполнение ими взятых на себя обязательств. Б. Нетанияху рассчитывал, что правый лагерь снова, как в 1996 г., мобилизует все свои силы, чтобы помочь ему одержать победу. По мере приближения выборов поддержка главы правительства правыми партиями действительно возросла, но она так и не достигла уровня, отмеченного три года назад, когда голосование за Б. Нетанияху воспринималось как вотум недоверия политике Осло.
На протяжении трех лет правления Б. Нетанияху (избранного главой правительства на выборах 29 мая 1996 г. и ушедшего в отставку после выборов 17 мая 1999 г.) в израильском обществе неуклонно росло недовольство премьером и его кабинетом. Правительство Ликуда не раз балансировало на грани падения, а едва ли не еженедельные голосования по вотумам недоверия кабинету стали рутинной частью работы Кнессета. В последние месяцы пребывания Б. Нетанияху у власти в СМИ Израиля постоянно обсуждался вопрос о досрочных выборах. И все же решение о проведении в мае 1999 г. внеочередных выборов стало, по выражению одного израильского журналиста, «долгожданной неожиданностью».
Б. Нетанияху, объявляя о роспуске Кнессета и досрочных выборах, явно переоценил свои позиции, считая, что его достижения во внутренней политике – значительное сокращение бюджетного дефицита, падение инфляции с 12% до 4%, эффективная борьба с террором, а также жесткий стиль в переговорном процессе – принесут ему новую победу. Невыполненные предвыборные обещания, неприемлемый даже для соратников стиль руководства и бесконечные скандалы в правительстве привели к поражению Б. Нетанияху на выборах. За Э. Барака – его соперника от коалиционной партии «Единый Израиль» (новое партийное объединение, возникшее накануне выборов в результате объединения Партии труда с существующими скорее на бумаге, чем в реальности политическими движениями «Гешер» и «Меймад») – проголосовали 1 миллион 791 тысяча избирателей (56,08%), за Б. Нетанияху – почти на четыреста тысяч человек меньше (1 миллион 402 тысячи человек, или 43,92%). В результате выборов Ликуд получил только 14,1% голосов и 19 парламентских мест, на 13 мест меньше, чем в 1996 году. За блок «Единый Израиль» отдали голоса 20,2% избирателей, что позволило ему получить 26 депутатских мест, потеряв при этом 8 мест (по сравнению с мандатами, полученными Партией труда на предыдущих выборах).
Всего в выборах приняли участие 31 партия и движение, 15 из них преодолели полуторапроцентный электоральный барьер. Распределение мест было следующим: сефардская традиционалистская партия ШАС – 17 депутатских мандатов, левый блок МЕРЕЦ (объединивший партии Рац и МАПАМ) – 10, «русская» партия «Исраэль ба-алия» [«Израиль на подъеме», ИБА], Партия центра и Шинуй [«Перемена»] – по 6 мест каждая, ашкеназская ультраортодоксальная партия Дегель ха-Тора [«Знамя Торы»] и национально-религиозная партия (МАФДАЛ) – по 5 мест, «русская» правая партия Авигдора Либермана «Наш дом – Израиль» – 4 места, блок трех правых партий «Национальное единство» – 4 места, созданная лидерами Федерации профсоюзов (Хистадрута) партия «Ам эхад» [«Один народ»] – 2 места. Представляющая преимущественно арабских избирателей Коммунистическая партия (ХАДАШ) получила 3 места, Единый арабский список под руководством Абд эль-Вахб Дарауше – 5, блок БАЛАД, созданный известным арабским интеллектуалом Азми Башарой и одним из приближенных Ясира Арафата, Ахмедом Тиби – 2 мандата.
Предвыборная кампания и результаты выборов показали, что еврейский электорат в израильском обществе (большинство арабских граждан Израиля голосуют за свои партии) по-прежнему четко разделен на три основных лагеря. Первый традиционно называется «левым» и состоит из Партии труда и партий, стоящих левее нее; второй – «национальный лагерь», опирающийся на Ликуд; третий – «религиозный». «Левый», победивший лагерь, в который помимо Партии труда в настоящее время входят партии МЕРЕЦ и «Ам эхад», получил 38 депутатских мандатов. «Национальный» лагерь – кроме Ликуда, к нему относят партию «Наш дом – Израиль» и блок правых партий «Национальное единство» – 27 мандатов. «Религиозный» лагерь, включающий партии ШАС, Дегель ха-Тора и МАФДАЛ, в совокупности также получил 27 мандатов, впервые сравнявшись по силе с «национальным» лагерем. Особенно большой победы добилась партия ШАС, получившая 17 мест. Пользуясь своим огромным влиянием на традиционалистски настроенных сефардских избирателей, руководство ШАС постоянно увеличивает свое представительство в Кнессете: в 1988 году ШАС получила 4 мандата, в 1992 году – 7, в 1996 году – 10, в 1999 году – 17 мандатов. Три арабские партии – Единый арабский список (А. Дарауше), ХАДАШ (М. Бараке) и БАЛАД (А. Башара) – вместе получили 10 мандатов.
Между основными – «левым» и «правым» – лагерями в партийной системе Израиля начал оформляться политический центр, состоящий из новой Партии центра (ее лидером стал Ицхак Мордехай, бывший министром обороны в правительстве Б. Нетанияху, покинувший в 1999 году блок Ликуд) и воссозданной партии «Шинуй» (которую незадолго до выборов возглавил известный тележурналист Томи Лапид). К нему примыкает руководимая Натаном Щаранским партия «Исраэль ба-алия». Соблюдая известный политический нейтралитет, лидеры этих партий на всем протяжении предвыборной кампании отказывались призвать своих сторонников голосовать за кого-либо из двух кандидатов на пост премьер-министра. Несмотря на это, эти партии в совокупности получили на выборах 1999 г. 18 мандатов.
За последние десятилетия в Израиле сложилось устойчивое политическое равновесие между «левыми» и «правыми» силами, между двумя крупнейшими партиями – Партией труда и Ликудом. Поскольку установление партийно-политического равновесия совпало с развитием процесса политического урегулирования между Израилем и арабскими странами, этот вопрос занимал и занимает главное место в политической борьбе между крупнейшими израильскими партиями. Всплески терроризма, удачи и отступления в переговорах с арабами определяли победу или поражение позиций той или иной партии, того или иного премьер-министра. В 1992 г. победила линия Ш. Переса – И. Рабина на мирное урегулирование арабо-израильского конфликта с позиции «территории в обмен на мир». Усиление палестинского терроризма вызвало резкий рост обеспокоенности израильтян проблемами обеспечения личной безопасности, что привело к поражению (хоть и с минимальным разрывом) Ш. Переса и победе «жесткой» линии, которую, заслуженно или нет, олицетворял лидер Ликуда Б. Нетанияху.
Ситуацию равновесия не смогли поколебать ни внушительная победа ультраортодоксов, ни некоторое усиление блока МЕРЕЦ на левом фланге, ни появление нового блока «Национальное единство» на праворадикальном фланге «национального» лагеря, ни появление нового политического центра. Подсчет общего распределения депутатских мандатов среди различных политических лагерей позволяет считать, что и выборы в Кнессет пятнадцатого созыва (состоявшиеся в 1999 г.) закончились итогом, близким к «политической ничьей». Именно эта ситуация объясняет тот факт, что и Э. Бараку, и победившему его А. Шарону удалось заручиться широкой коалиционной поддержкой. Руководимые ими правительства в первые дни своей работы опирались на поддержку более семидесяти пяти депутатов Кнессета. Целый ряд партий (ШАС, «Исраэль ба-алия» и другие) в 1999 г. вошли в правительство Э. Барака, а в 2001 году – в правительство А. Шарона.
Появление сильного политического центра должно было, по замыслу И. Мордехая и его сподвижников (среди которых выделялись бывший начальник Генерального штаба А. Липкин-Шахак, бывший министр юстиции и финансов Д. Меридор и бывший министр полиции и мэр города Тель-Авив–Яффо Р. Мило) создать противовес постоянному шантажу со стороны религиозных партий, став той силой, которая заменит их в правительственной коалиции, кто бы ее ни сформировал. Партия центра вышла на выборы с программой создания правительства «национального согласия», не зависящего от ультраортодоксов. Она выступала как против влияния ультрарелигиозных кругов на коалиционную политику правительства Б. Нетанияху, так и против чрезмерного левого крена правительства И. Рабина – Ш. Переса. Подобных же целей придерживалась и партия «Шинуй». Тем самым центристы рассчитывали существенно изменить ситуацию на политической арене Израиля. Однако этого не произошло. Умеренная политическая программа «Шинуй» и ее основной предвыборный лозунг «Правительство без ультраортодоксов!» принесли партии 6 депутатских мандатов, но после решения руководства Партии труда о коалиционном сотрудничестве с партией ШАС «Шинуй» не вошла в правительство Э. Барака. Партия центра вошла в правительственную коалицию, но полученные ею 6 мандатов не позволяли рассматривать ее как возможную замену религиозным партиям, в сумме получившим 27 мандатов.
На близость к центру претендовала и руководимая Н. Щаранским партия «Исраэль ба-алия», однако из-за несогласия с позицией Э. Барака по вопросам возможных путей мирного урегулирования конфликта с палестинцами эта партия накануне саммита в Кэмп-Дэвиде вышла из правительственной коалиции. Поспешный политический союз, заключенный в канун выборов 1999 г. между «Исраэль ба-алия» и Партией труда, оказался недолговечным, и лидер ИБА Н. Щаранский на выборах 2001 года безоговорочно поддержал А. Шарона.
В основном партии центристской ориентации были созданы за счет покинувших свои фракции политиков из «левого» и «правого» лагерей, а также группы бывших военачальников, вышедших в отставку и активно включившихся в политическую жизнь. Появление этих партий не повлияло ни на баланс между «левым» и «правым» лагерями, ни на распределение сил между клерикальным и светским лагерями. Многие избиратели надеялись, что общая антиклерикальная программа этих партий, в основном движения «Шинуй» и Партии центра, усилит позиции светских партий и позволит избежать вхождения ультраортодоксов в правительство Э. Барака. Однако и эти ожидания не оправдались. Активный и сильный политический центр, который бы смог обеспечить коалиционную стабильность в израильской политике, так и не сформировался.
Возникновение новых партий «правой» ориентации также не изменило расстановки политических сил и не спасло «национальный» лагерь от поражения. Новая «русская» партия «Наш дом – Израиль» А. Либермана, близкая по своей политической программе к Ликуду, лишь отняла у него определенный процент «русских» голосов. Появившийся на крайне правом фланге новый блок «Национальное единство», объединивший под руководством покинувшего Ликуд Бени Бегина три правые партии Моледет [«Родина»], Херут [«Свобода»] и Ткума [«Возрождение»], получил лишь четыре места в парламенте и не мог изменить исход выборов в пользу «национального» лагеря.

следующая страница >>
Смотрите также:
Программа по иудаике и израилеведению на русском языке Контрольные работы и справочные материалы по курсу «Власть и политика в Государстве Израиль»
952.71kb.
5 стр.
Контрольные работы по курсу Общество, экономика и культура Израиля
310.24kb.
1 стр.
Материалы на английском материалы конференций
799.06kb.
5 стр.
Отчетность по курсу «Современная зарубежная проза»
188.89kb.
1 стр.
Контрольные работы по курсу Общество, экономика и культура Израиля
183.27kb.
1 стр.
Политика и власть
343.68kb.
1 стр.
Выпускной квалификационной работы на соискание степени магистра
16.54kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 06 «Активные процессы в современном русском языке»
338.19kb.
1 стр.
Описание спектаклей
182.77kb.
1 стр.
Историческая справка об изменениях
101.29kb.
1 стр.
Программа курса «Программирование на языке С++»
31.04kb.
1 стр.
Справочные материалы по вопросу привлечения высококвалифицированных специалистов
79.64kb.
1 стр.