Главная
страница 1
Обобщающий урок по теме: «Тип Моллюски»

Цель урока: Сформировать знания об основных классах типа Моллюски, о происхождении современных моллюсков и их роли в природе и жизни людей; обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся; развить работу с опорными схемами; воспитать прогрессивные взгляды на роль естественной науки в сохранении природы и бережного отношения ко всему живому на Земле.

Оборудование: таблица «Тип Моллюски», опорные схемы, ребусы, криптограмма, рисунки, музыка, копировальная бумага, жетоны, магнитная доска, факел, клубок ниток, два зеркала, удочка с магнитом.


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы, цели и плана урока.

1. Скажите, из каких классов состоит тип моллюсков?

2. Назовите представителей класса брюхоногих моллюсков, где они обитают?

3. Назовите представителей класса двустворчатых моллюсков, где они обитают?

4. Назовите представителей класса головоногих моллюсков, где они обитают?

Тип Моллюски
Класс Класс Класс

Брюхоногие Двустворчатые Головоногие
Когда-то на острове Крит стоял огромный мрачный дворец, построенный знаменитым греческим архитектором Дедалом. В его подземелье был устроен лабиринт. Тот кто попадал в него без конца кружил по его многочисленным коридорам и никогда не мог выбраться на белый свет. Он приходил к центру лабиринта, где обитал Минотавр - чудовище с головой быка, пожирающее людей. Это было в 300 годы до нашей эры. Критский царь, победив Афин в войне, наложил на них страшную дань. Каждые 9 лет они должны были выбирать 7 прекрасных девушек и 7 сильных юношей и привозить их на съедение чудовищу. Но молодой афинский царь Тесей вместе с другими афинцами отправился победить чудовище. Его мужество и смелость пленили дочь критского царя

Ариадну и она дала ему клубок нитей. Когда Тесея и его спутников привели к подземелью, он незаметно привязал конец клубка к ветке дерева и пошел по лабиринту, разматывая клубок. С помощью факела он освещал себе путь. Нам предстоит вместе с Тесеем проникнуть в лабиринт и успешно преодолеть все препятствия в борьбе с чудовищем. А факел будет нам освещать наш путь.

Итак, первое препятствие.


  1. Воспроизведение.

Первое препятствие

Задание: выпишите номера правильных суждений.

1 . Тело всех моллюсков мягкое.

2. Все моллюски имеют двухстороннюю симметрию.

3. За исключением двустворчатых моллюсков, у всех моллюсков имеется голова.

4. Все моллюски имеют раковину или ее остатки, скрытые в коже.

5. Кровеносная система моллюсков замкнутая.



6. Моллюски имеют хорошо развитые органы осязания, чувства и равновесия.

7. Все тело моллюсков снаружи покрыто кожной складкой - мантией.

8. Все моллюски растительноядные животные.

9 Морские гребешки и мидии используются в пищу человеком.

10. Некоторые виды моллюсков бывают промежуточными хозяевами паразитических червей.


Ответ:



Второе препятствие: «Разбитая амфора»

Передвигаясь дальше по лабиринту мы попали в зал, где много статуй, амфор и ваз. Две вазы оказались разбитыми.



Задание: Необходимо собрать сосуд и расшифровать ребус, который находиться на сосуде. Объясните, как вы понимаете эти выражения.


Ответ: 1. Каракатицы - хищники моря.

2. Двустворчатые - фильтр водоемов.



Третье препятствие: «Вода в лабиринте».

Следующее препятствие называется «Вода в лабиринте». При освещение факелами вода стала изменять свой цвет, вода стала красной. Что бы это могло бы быть? Оказывается в воде были кальмары, это они стали подниматься на поверхность воды после освещения факелов.



Задание: Каждому члену команды необходимо с помощью удочки поймать одного кальмара и ответить на вопрос, который находиться внутри животного.

1 .Древние индийцы полагали, что этот «самый драгоценный продукт моря» образуется в раковине оттого, что в нее попадают капли росы. О том же писал и древнеримский ученый Плиний. Что это за продукт? (жемчуг)

2. Этого моллюска ели еще наши доисторические предки. Свидетельства тому пустые раковины этих моллюсков, которые ученые находят на местах стоянок первобытных людей. Как он называется? (устрица)

3. Зоологи этих беспозвоночных образно называют «приматы моря». Кто это такие? (головоногие).

4.Черепаха высовывает из панциря голову, четыре ноги и хвост, а это животное только голову и одну ногу. Как оно называется? (улитка)

5.Раковины этих вымерших моллюсков напоминают свернувшихся в спираль змей. Научное имя им было дано в честь древнеегипетского бога Амона, изображавшегося с головой барана. Как они называются? (аммониты).

5. Бурую жидкость этого моллюска, выбрасываемую в момент опасности из чернильного мешка, до сих пор используют для выработки известной краски - сепии. А как называется сам моллюск? (каракатица).

Четвертое препятствие: «Надпись на стене»

Мы попали в зал, на стене которой зашифрована надпись. Прошло много времени, многие буквы уже истерлись.



Задание: С помощью зеркала попробуйте ее прочитать.

Ответ: Малакология - наука, изучающая моллюсков.
Пятое препятствие «Конкурс капитанов».
И вот Тесей вместе со своими спутниками подошел к центру подземелья. За дверью обитал Минотавр. Что их ожидало за последней дверью не знал никто. В зал Тесей пошел один, его спутники остались за дверью. Вот сейчас мы и узнаем, что произошло с Тесеем. Конкурс капитанов.



Ответ: Тесей победил Минотавра.

Да, Тесей победил Минотавра, чудовище с головой быка. Но так ли было на самом деле? А может под маской быка скрывается другое чудовище? (капитан, который выиграл конкурс капитанов снимает «маску»)

Вот истинное лицо чудовища. Перед вами животное, которое может существовать только

в мифах. Вам необходимо сказать из частей тела каких моллюсков состоит чудовище.(право первому ответить - капитану, который выиграл пятый конкурс).


Ответ: голова - осьминога, шея - кальмара, спина - гребешка, нога - прудовика.

4. Обобщение

5.Подведение итогов.

6.Домашнее задание: повторить п.20-23

Использованная литература:

1.В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология. Животные.Москва: Вентана-Граф, 2002г.

2.С.В.Суматохин, В.С.Кучменко. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. Москва: Вентана-Граф, 2002г.

3.А.Теремов, В.Рохлев. Занимательная зоология. Москва: АСТ-Пресс, 2000г.

4.Б.М.Медников. Биология: формы и уровни жизни. Москва: Просвещение, 2000г.

5.Электронное издание. Биология.1-С



6.Электронное издание. Кирилл и Мефодий. Энциклопедия.



Смотрите также:
Урок по теме: «Тип Моллюски»
51.41kb.
1 стр.
Урок №9: Тип Инфузории или Ресничные. В теме №3 третий урок: Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные
96.91kb.
1 стр.
Конспект урока по теме "Тип моллюски" Цели урока: Образовательные
120.67kb.
1 стр.
Урок по теме "Древний Египет" в 5 классе.
88.73kb.
1 стр.
Урок английского языка в 4 классе (2-й год обучения, 1 урок в неделю) Учитель : Доронина Т. А. Тема урока: «Цвета» (первый урок по теме) Тип урока : творческий проект «Изготовление Рождественской открытки»
48.04kb.
1 стр.
Тип Моллюски
311.67kb.
1 стр.
Г. Тамбов План конспект занятия. Раздел 3 «Обитатели водной среды». Тема «Моллюски». Цель : познакомить воспитанников с типом моллюски, их образом жизни. Задачи
236.85kb.
1 стр.
План урока По теме: Блюда из рубленого мяса. Мастер производственного обучения Коршунова Валентина Игоревна Тип урока
148.07kb.
1 стр.
Урок по теме: «Одежда» Тип урока: введение новой лексики по теме:
30.38kb.
1 стр.
Урок повторение и контроль изученной лексики по теме
57.65kb.
1 стр.
Урок №8 Тема урока: «Когда музыка не нуждается в словах» Тип урока : урок закрепления и обобщения знаний
77.59kb.
1 стр.
Урок -повторение. 5 класс. Тема урока: Повторение и обобщение знаний по теме: "Имя прилагательное" Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
28.51kb.
1 стр.