Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=29419815-33-72&n=21

Schweizerische Eidgenossenschaft

Confédération suisse

Confederazione Svizzera

Confederaziun svizra





РАЗРАБОТКА ИНИЦИАТИВЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАЗОВОЙ МИГРАЦИОННОЙ АМНИСТИИ

Москва

март 2013 года

В апреле 2012 г. - марте 2013 г. Фондом «Миграция XXIвек» при поддержке Посольства Швейцарии и Международной организации по труду (Бюро МОТ в Москве) осуществлялся проект, посвященный разработке в Российской Федерации инициативы по проведению разовой акции - миграционной амнистии, предусматривающей урегулирование правового статуса некоторых категорий трудовых мигрантов.

В рамках проекта была проведена серия круглых столов, на которых ведущие российские и международные эксперты обсуждали возможность и необходимость проведения такой акции, дискутировали по различным,связанным с ней вопросам.

Сборник подготовлен по результатам этих дискуссий, экспертами Фонда «Миграция XXI век», Власовой Н.И., Кравцовым В.В., Матвеевой И.Г., под общейредакцией Президента ФондаПоставнина В.А.

Оглавление


1.

28.04.2012 г.

Круглый стол «Миграционная амнистия в России, актуальность и перспективы»





2.

29.11 2012 г.

Круглый стол «Миграционная амнистия в России: проблемы гражданства»





3.


21.12. 2012 г.

Круглый стол «Миграционная амнистия в России: проблемы трудовой миграции»







Круглый стол

«Миграционная амнистия в России: актуальность и перспективы»

28.04.2012 г.

(г. Москва, Центр по связям с общественным объединениями при Комитете общественных связей г. Москвы)

h:\обмен\амнистия\фото\семинар по амнистии 008.jpg

В ходе круглого стола были рассмотрены особенности опыта проведения миграционной амнистии в странах Западной Европы, определен перечень ключевых вопросов, требующих решения в ходе миграционной амнистии в России и выработаны предложения по совершенствованию политики и нормативной правовой базы в данной области.


ПРОГРАММА







10:30

Приветственное слово и представление участников:

г-жаНаталия Власова, вице-президент Фонда «Миграция XXI век»;

г-жа ДоротеяКольде-Коровине, координатор проектов политического отдела посольства Швейцарии в России

О проекте «Миграционная амнистия в России»




11:00

г-жа Наталья Хофманн, Бюро МОТ в России
Презентация «Идеальные мигранты, амнистия-легализация. Опыт Греции».


11:30

Вопросы и ответы по презентации


11:45

Дискуссия участников круглого стола по определению перечня ключевых вопросов, требующих решения в ходе миграционной амнистии в России:

Категории мигрантов, в отношении которых целесообразно проведение процедур по урегулированию их правового статуса;

Какие структуры (органы) должны принимать участие в ходе миграционной амнистии;

Каким требованиям (критериям) должен соответствовать мигрант, претендующий на участие в миграционной амнистии;

Какие документы необходимо предъявлять мигранту для участия в миграционной амнистии;

Какие документы подтверждающие наличие урегулированного правого статуса должны выдаваться мигрантам;

Какие предложения необходимо разработать по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере трудовой миграции, в т.ч. по принятию соответствующего законодательного акта и других нормативных правовых актов, предусматривающих механизм проведения легализации;

Какую роль будут играть работодатели и профсоюзы в миграционной амнистии;

Предоставление гарантий мигрантам и работодателям, участвующим в миграционной амнистии.


13:00

Обобщение озвученных предложений и обсуждение рекомендаций, которые могут быть использованы в дальнейшем при разработке проекта по миграционной амнистии


13:20

Заключительное слово

г-жа ДоротеяКольде-Коровине




СПИСОК УЧАСТНИКОВ КРУГЛОГО СТОЛА 28.04.2012 г.




ФИО

Место работы



Атаниязова Юлдуз Аминовна

Центр защиты прав трудовых мигрантов из Республики Узбекистан в РФ, координатор проекта



Болдырев Сергей Иванович

Директор программ НП Международный альянс "Трудовая миграция"



Власова Наталия Ивановна

Вице-президент Фонда «Миграция XXI век»



Воробьева Ольга Дмитриевна

Директору научно-исследовательского центра социально-экономических проблем народонаселения при МПСУ



Воронина Наталья Александровна

Институт государства и права РАН, старший научный сотрудник



Выхованец Ольга Дмитриевна

Заместитель начальника отдела Департамента межнациональных отношений Минрегиона России



Графова Лидия Ивановна

Главный редактор журнала «Миграция XXI век»



ДжураеваГавхарКандилловна

Фонд Таджикистан, руководитель



Ивахнюк Ирина Валентиновна

МГУ им. М.В.Ломоносова

Зам. заведующего Кафедрой народонаселения Экономического факультета





Карасев Валентин Иванович

Руководитель Департамента по вопросам защиты социально-экономических интересов трудящихся Всеобщей конфедерации профсоюзов



Кольде-КоровинеДоротея

Координатор проектов политического отдела посольства Швейцарии в России



Комаровский Виктор Викторович

Заведующий Отделом социально-трудовых исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН



Кравцов Василий Васильевич

Менеджер по связям Фонда «Миграция XXI век»



Кузищин Олег Васильевич

помощник Председателя комиссии МосГорДумы по законодательству



Малютина Наталья Сергеевна

Фонд Таджикистан, эксперт



Матвеева Инна Георгиевна

Координатор проектов

Фонда «Миграция XXI век»





Остарков Николай Александрович

Исполнительный Вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»



Острикова Анастасия Борисовна

Фонд Таджикистан, эксперт



Оськин Валерий Валентинович

Председатель Правления национальной конфедерации Развитие человеческого капитала



Панина Елена Николаевна

Минэкономразвития России, главный специалист отдела развития рынка труда Департамента экономики социального развития и приоритетных программ



Сергеев Борис Андреевич

Помощник депутата Госдумы, зам. Председателя Комитета по делам СНГ



Смольякова Татьяна Петровна

Корреспондент Российской газеты



Топилин Анатолий Васильевич

Заведующий сектором Института макроэкономических исследований



Хофманн Наталья Ивановна

Московское бюро Международной Организация Труда,

Координатор программ по миграции



Г-жа Наталья Хофманн, Бюро МОТ в России


Презентация «Идеальные мигранты, амнистия-легализация. Опыт Греции».






















Участники круглого стола с огромным интересом выслушали выступление г-жи Хофманн и приняли активное участие в обсуждении опыта проведения легализаций в других государствах, ключевых вопросов, требующих решения в ходе миграционной амнистии в России, а также путей, методов и возможности её проведения.

В ходе дискуссии эксперты пришли к единому мнению, что в тех условиях, которые сложились к настоящему моменту в Российской Федерации, принимая во внимание наличие, с одной стороны, все еще значительного количества граждан бывшего Советского Союза, десятилетия после его распада находящихся в России, и, с другой стороны,многомиллионную армию трудовых мигрантов, прибывших к нам на заработки из бывших союзных республик, миграционная амнистия в нашей стране должна идти по двум отдельным направлениям:

- амнистия для людей, стремящихся стать гражданами России и имеющих для этого все предпосылки (длительное пребывание в стране, наличие прочных родственных связей и многое другое)

- амнистия для трудовых мигрантов.
Дальнейшая работы по проекту строилась по этим двум направлениям.

Круглый стол

«Миграционная амнистия в России: проблемы гражданства»

29.11 2012 г.

(г. Москва, 1-й Троицкий переулок, д.12 корп.5, 2 этаж, зал №201)



h:\обмен\круглый стол 27.02.2013\фото\круглый стол в кги 022.jpg
В ходе круглого стола были рассмотрены последние изменения в законодательство о гражданстве Российской Федерации, их узкие места, выработаны предложения по их устранению и распространению норм на дополнительные категории иностранных граждан.
ПРОГРАММА







10:00
10:30

Регистрация участников
Приветственное слово и представление участников:

г-н Вячеслав Поставнин, Президент Фонда «Миграция XXI век»;

г-жа ДоротеяКольде-Коровине, координатор проектов политического отдела посольства Швейцарии в России


11:00

г-н Василий Кравцов, менеджер Фонда «Миграция XXI век»;

Презентация и доклад «О последних изменениях в законодательстве о гражданстве РФ».




11:20

Вопросы и ответы по презентации


11:45

12:15



Выступления экспертов по совершенствованию законодательной практики и статистике предоставления российского гражданства.
Дискуссия участников круглого стола по определению перечня ключевых вопросов, требующих решения в ходе «амнистии по гражданству» в России:

Необходимость доработки отдельных норм, предусмотренных изменениями в законодательстве о гражданстве РФ по «амнистии по гражданству»;

Расширение категорий мигрантов, в отношении которых целесообразно распространить нормы «амнистии по гражданству» по урегулированию их правового статуса;

Какие структуры (органы), кроме государственных, должны привлекаться к участию в ходе реализации «амнистии по гражданству»;

Информационно-консультационная и правовая поддержка лиц, подпадающих под нормы «амнистии по гражданству».


13:00

Обобщение озвученных предложений и разработка рекомендаций по внесению дополнений в законодательства по «амнистии по гражданству»;


13:20

Заключительное слово

г-н Вячеслав Поставнин

г-жа ДоротеяКольде-Коровине




СПИСОК УЧАСТНИКОВ КРУГЛОГО СТОЛА 29.11.2012 г.




ФИО

Место работы

  1. 1

Атаниязова Юлдуз Аминовна

Центр защиты прав трудовых мигрантов из Республики Узбекистан в РФ, координатор проекта



Власова Наталия Ивановна

Вице-президент Фонда «Миграция XXI век»



Воробьева Ольга Дмитриевна

Директору научно-исследовательского центра социально-экономических проблем народонаселения при МПСУ



Воронина Наталья Александровна

Институт государства и права РАН, старший научный сотрудник



Выхованец Ольга Дмитриевна

Заместитель начальника отдела

Департамента межнациональных отношений Минрегиона России





ГаннушкинаСветлана Алексеевна

Председатель комитета Гражданское содействие, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека



Графова Лидия Ивановна

Председатель Форума переселенческих организаций



Грицюк Марина Сергеевна

Главный редактор журнала «Миграция XXI век», корреспондент Российской газеты



Джабаров Владимир Михайлович

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам



Докучаева Александра Викторовна

Заведующая отделом диаспоры и миграции института стран СНГ



Зайончковская Жанна Антоновна

Содиректор Центра миграционных исследований,кандидат географических наук



Карасев Валентин Иванович

Руководитель Департамента Всеобщей Конфедерации Профсоюзов СНГ



Кольде-Коровине Доротея

Координатор проектов политического отдела посольства Швейцарии в России



Кравцов Василий Васильевич

Менеджер по связям Фонда «Миграция XXI век»



Матвеева Инна Георгиевна

Координатор проектов Фонда «Миграция XXI век»



Мухаммад Амин Маджумдер

Президент Федерации мигрантов России



Поставнин Вячеслав Александрович

Президент Фонда «Миграция XXI век»



Сергеев Борис Андреевич

Помощник депутата Госдумы, зам. Председателя Комитета по делам СНГ



Смольякова Татьяна Петровна

Корреспондент «Российской газеты»



СурхаковАбдумажит

Раджабович



«Профсоюз трудящихся-мигрантов»,

сотрудник





Федотова Людмила Ивановна


Исполнительный директор Некоммерческого партнерства Международный альянс «Трудовая миграция»



Хофманн Наталья Ивановна

Московское бюро Международной Организации Труда,Координатор программ по миграции



Г-н Василий Кравцов

Доклад и презентация «О последних изменениях в законодательстве о гражданстве РФ».
По данным ФМС России, в настоящее время на территории страны находятся около 30 тысяч человек, которые прибыли из государств бывшего СССР по советским паспортам и свидетельствам о рождении. Но в силу разных причин не приобрели российское гражданство и даже не оформили временное или постоянное проживание в качестве иностранных граждан или лиц без гражданства. Около 30 процентов из них имеют паспорта гражданина СССР образца 1974 года, у более сорока процентов вообще нет документов, удостоверяющих личность. Около тридцати процентов прибыли в Россию детьми и имеют только свидетельства о рождении, что не позволяет ни поступить в вуз, ни устроиться на работу.

Трудно поверить в эту статистику, но это факт. Двадцатый год мы живем без Советского Союза, но для этих людей, не сомневающихся, что Россия - их родина, вопрос о российском гражданстве остается нерешенным.

После распада СССР все государства бывшего Союза приняли свое законодательство о гражданстве. В России закон, который автоматически признавал лиц, проживающих на территории страны, российскими гражданами, был принят в 1991 году и действовал в течение десяти лет. Он также предоставлял гражданам бывшего СССР максимально льготные условия приобретения российского гражданства. Более трех миллионов человек этой возможностью воспользовались. И принятый в 2002 году Федеральный закон "О гражданстве РФ", несмотря на жесткие ограничения, содержал норму, позволяющую бывшим советским гражданам, проживавшим тут, обратиться с заявлением о приеме в российское гражданство в упрощенном порядке. Срок действия этой нормы неоднократно продлевался и истек 1 июля 2009 года. Однако далеко не все за 17 лет сумели определиться со своим правовым статусом.

Другая категория граждан столкнулась с проблемой так называемых "неправильных" паспортов. Это начало особенно проявляться с 2007 года после того, как ФМС стала тотально проверять паспорта и их владельцев на предмет получения гражданство. Миграционная служба, на мой взгляд, сделала очень негуманный жест. Паспорт изымался, когда обнаруживалось, что гражданин, получивший его, не прошел соответствующие регистрационные процедуры и не установлена правовая связь с гражданством. Человек оставался без документа, удостоверяющего личность. И это лишало его возможности устроиться на работу, получить пособие.

Возникает вопрос, почему стала возможной ситуация, когда человека, который живет на территории РФ, имеет российский паспорт, учился здесь, неоднократно голосовал на выборах и даже, служил в армии, вдруг в административном порядке лишают российского гражданства?

Абсурдность существовавшей ситуации вынужден был признать глава ФМС Константин Ромодановский, хотя именно его ведомство все эти годы чинило десяткам тысяч соотечественников всевозможные препятствия. По его мнению, эта проблема вызвана чисто бюрократическими процедурами. До 1997 года в стране не было бланка российского паспорта. Нужно было что-то придумывать. Придумали вкладыш в советский паспорт, придумали штамп в нем проставлять о российском гражданстве, придумали справки к паспорту. Но что такое справка? Это не документ строгой отчетности. Их и штамповали, а иногда подделывали. Кстати, в советское время немало воинских частей дислоцировалось за пределами России. И согласно принятому в 1993 году постановлению Верховного Совета все военные, которые служили в этих частях, находившихся под юрисдикцией России, признавались российскими гражданами. Члены их семей должны были оформлять гражданство через посольство. Но командиры выдавали вкладыши и самим военным, и их женам и детям. Естественно, в реестр члены семей не попадали. Таким же образом многие люди получали справки и гражданские паспорта и в дипломатических учреждениях, а в дальнейшем они также не были внесены в реестры.

Когда в 1997 году все-таки получили бланки новых российских паспортов, была поставлена задача быстро поменять документы. Новые выдавали в спешке, в том числе и на основании этих справок, вкладышей. Но винить человека, который не внесен в реестр, мы не можем. Он был искренно уверен, когда ему выписывали официальный бланк, что документ не поддельный. Сбой дала вся система. Всего территориальными органами ФМС России было выявлено более 70 тысяч паспортов гражданина Российской Федерации, выданных с нарушением установленного порядка и каждый год к ним добавляется еще около десяти тысяч.

Что можно отметить по этому поводу. Это, прежде всего, роль ФМС в создании такого положения. Ведь, рассказывая сейчас о том, что «паспорта у людей просто отбирали», не уточняется, что делали это бывшие сотрудники ПВУ, которые в настоящее время в полном составе работают в ФМС. Люди, лишенные гражданства писали жалобы во всевозможные инстанции, и в 2009 году на их защиту встала даже Генпрокуратура, запретив структурам ФМС произвольно лишать российского гражданства лиц, у которых на руках уже были паспорта. «В ходе проверок установлено, – говорилось тогда на сайте Генпрокуратуры, – что, вопреки требованиям законодательства, в отдельных территориальных подразделениях ФМС России при замене паспорта от граждан требуют документы, подтверждающие наличие у них гражданства России. Истребование документов, не предусмотренных законом, способствует возникновению коррупционных проявлений и злоупотреблений служебным положением в территориальных органах ФМС, а также создает социальную напряженность в обществе при массовом нарушении прав граждан, что является недопустимым».

И лишь с 2011 года ФМС прекратило изъятие паспортов до тех пор, пока не будет установлен правовой статус человека. А процедура в таких случаях далеко не однозначная. Если человек до 1 июля 2002 года был зарегистрирован постоянно по месту жительства на территории России, в течение нескольких дней после предоставления соответствующего перечня документов выдавался ему вид на жительство. А через три-четыре месяца мог быть претендовать и на «повторное» получение гражданства. Кстати, в 2010 году из примерно девяти тысяч человек, которым российские паспорта ранее были выданы с нарушением установленного порядка, только пять с половиной тысяч смогли установить свой правовой статус. Кто-то из них получил гражданство, кто-то вид на жительство, кто-то разрешение на временное проживание. Остальные остались ни с чем.

Для решения этой проблемы Комитетом Госдумы по конституционному законодательству и госстроительствуво главе с Плигиным Владимиром Николаевичем были подготовлены поправки в Закон "О гражданстве Российской Федерации", которые позволяют признать законопослушных владельцев необоснованно выданных паспортов - гражданами России. При этом и ФМС и МВД и ФСБ и Правительство считали этот законопроект наиболее действенным вариантом для решения этой проблемы. Однако принятие поправок сильно затянулось. После внесения в Госдуму в конце ноября 2010 года законопроект два года проходил стадии согласования и доработки. И наконец, в ноябре этого года был подписан президентом РФ. Закон направлен на урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, въехавшим до 1 ноября 2002 года и длительное время проживающих на территории Российской Федерации. К числу таких лиц, в частности, относятся:



- граждане бывшего СССР, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, и их совершеннолетние и несовершеннолетние дети, если указанные лица не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;

- граждане бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года, у которых впоследствии полномочным органом не было определено наличие гражданства Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

Федеральным законом также уточняется порядок восстановления в гражданстве. В частности, предусматривается, что лица, оформившие выход из гражданства Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в общем или упрощённом порядке в зависимости от того, к каким категориям лиц (имеющим право на приобретение гражданства Российской Федерации в общем или упрощённом порядке) они относятся.

Срок действия нововведений ограничен пятилетним периодом.

По мнению одного из заместителя руководителя ФМС «Некоторые положения законопроекта требовали доработки. Были опасения, что если мы амнистируем тех, кто получил российские паспорта с нарушением установленного порядка - а в проекте закона, по сути, речь идет именно об этом, - то под амнистию попадут преступники».

При этом, почему то не упоминается, что если злоупотребления были, если кто-то нарушил порядок, то задача государства - установить этих нарушителей. Но почему должны страдать многие тысячи людей, которые к этим нарушениям точно не имеют никакого отношения?

Возникает вопрос: «а кто-нибудь понес уголовное наказание за незаконную выдачу паспортов? До 2009 года и статьи, предполагающей уголовную ответственность за незаконное оформление гражданства, выдачу заграничного или российского паспорта, в Уголовном кодексе не было. По информации ФМС несколько сотрудников за это были привлечены к ответственности. А где же остальные, остается загадкой.

При внимательном изучении нового Закона выявляется ряд узких мест:

1. Основания отклонения заявления о приеме и восстановлении гражданства:

- в течение 5-ти лет до подачи заявления подвергался административному выдворению с территории РФ;

- имеет неснятую и непогашенную судимость.

2. Требование отсутствия действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

Ко всему прочему, необходимо отметить абсолютно непонятны мотивы президентского указа «О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» (№ 1391 от 19.10.11 г.), который лишил наших соотечественников из Беларуси, Казахстана и Киргизии права на получение российского гражданства в упрощенном порядке. В настоящее время он обязывает переселенцев, переезжающих в Россию на постоянное место жительства, предъявлять вид на жительство для рассмотрения вопроса о получении ими гражданства на основании международных договоров об упрощенном приобретении гражданства. На тот момент действовало два таких международных соглашения: четырехстороннее (между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией) и двустороннее (между Россией и Киргизией – денонсировано 09.11.2012 г.) которые открывали перед нашими соотечественниками, проживающими в Белоруссии, Казахстане и Киргизии, возможность получить российское гражданство в упрощенном регистрационном порядке (3 месяца) при переезде на постоянное жительство в Россию.


Нуждается ли Закон "О гражданстве РФ" еще в какой-то актуальной правке, продиктованной правоприменительной практикой? Думаю да. Остался без решения вопрос признания гражданства у тех, кто проживает за рубежом, получал паспорт в дипломатическом представительстве, а через некоторое время при обмене, его не нашли в базе данных и паспорта лишили.

Возникают проблемы и у участников программы переселения, которые не могут подать документы на гражданство до тех пор, пока не приобретут регистрацию по месту проживания, что не всегда просто сделать человеку, не имеющему своего жилья. И получается, что приехал соотечественник по программе, получил по приезду в течение недели РВП, а документы на гражданство подать не может, пока не получит «прописку» (проект закона внесен в Госдуму Правительством 13.11.12г.).

Было бы целесообразным убрать из закона норму о разрешении на временное проживания для лиц, имеющих цель получить гражданство. Это лишняя ступень и очень обременительная - людям приходится дважды собирать одни и те же справки, сдавать анализы. Некоторые говорят, это испытательный срок для пожелавших стать россиянами, но испытательным сроком можно считать вид на жительство - таким он был в советское время, выдавался на год. И продлевался, если никаких нарушений не случалось.

Не решены проблемы тех кто в свое время выехал из Афганистана, а также детей, чьи родители, прибыв из стран дальнего зарубежья и продолжительное время живя в России, не сумели урегулировать свой статус

И наконец, остается не урегулированной судьба миллионов наших соотечественников за рубежом. В настоящее время законодательство о гражданстве практически не предоставляет им льгот (за исключением имеющих родителей-граждан России и окончивших учебные заведения в РФ) на получение российского гражданства.




Обращение сообщества экспертов

к членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
По результатам обсуждения на круглом столе 29 ноября 2012 года

по теме «Миграционная амнистия в России, проблемы гражданства».


Круглый стол считает крайне актуальной инициативу членов Совета Федерации И.М.-С. Умаханова, В.М. Джабарова и В.А. Фетисова о внесении поправок в федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации».

Мы, участники круглого стола, обсудив предлагаемые поправки,полагаемнеобходимым обратить внимание на следующее: к сожалению, этот долгожданный проект оставляет «за бортом»сотни тысяч соотечественников, давно переселившихся в Россию и не сумевших из-за сложности законодательства и произвола Федеральной миграционной службы получить российское гражданство.

Предложенные поправки распространяются только на соотечественников, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации. Под его действие не подпадут те, кто уже прибыл или прибудет в Россию на постоянное место жительства. А это десятки и сотни тысяч соотечественников, которые приехали сюда после 1 ноября 2002 года и останутся лицами с неурегулированным правовым статусом.

В этой связи предлагаем дополнить законопроект нормой о предоставлении упрощенного порядка приобретения российского гражданства соотечественниками, прибывшими на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, независимо от даты их переезда и срока их пребывания в России, то есть,об «амнистии соотечественникам», которую они давно ждут от своего Отечества!

Просим при доработке указанного законопроекта учесть наше предложение и внести соответствующие дополнения. Это, в том числе, будет достойным ответом на призыв Президента России В.В. Путина о предоставлении гражданства России в упрощенном порядке гражданам бывшего СССР. Его слова с надеждой и энтузиазмом были восприняты миллионами соотечественников, невольно ставших иностранцами в 1991 году!

Круглый стол

«Миграционная амнистия в России: проблемы трудовой миграции»

21.12. 2012 г.

(г. Москва, ул. Большая Молчановка, 36-1, комната 109)




h:\обмен\амнистия\фото\семинар 21.12.12\видеоконференция\p1010627.jpg
В ходе круглого стола был рассмотрен подготовленный Фондом «Миграция XXI век» проект концепции урегулирования правового статуса некоторых категорий трудовых мигрантов, обсуждена готовность российского общества и властных структур к проведению легализации трудовых мигрантов из государств СНГ, возможные последствия, выгоды и риски от проведения этой процедуры.
К дискуссии были подключены в формате видеоконференции представители экспертного сообщества из Беларуси, Киргизии, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана.
ПРОГРАММА

10:00

10:30


Регистрация участников

Приветственное слово:

г-жа Наталия Власова, вице-президент Фонда «Миграция XXI век»;

г-н Степан Титов, руководитель проекта МИРПАЛ, Всемирный банк



10:50

Г-жа Наталия Власова, вице-президент Фонда «Миграция XXI век»

Доклад и презентация: «О предложениях по урегулированию правового статуса трудовых мигрантов, занятых в неформальном секторе экономики»



11:10

Вопросы и ответы по презентации

11:30

Дискуссия участников круглого стола по актуальности легализации трудовых мигрантов из государств СНГ с неурегулированным правовым статусом в России и определению перечня ключевых вопросов, требующих решения в ходе ее проведения:

  • Категории трудовых мигрантов, в отношении которых целесообразно проведение процедур по урегулированию их правового статуса;

  • Каким требованиям (критериям) должен соответствовать трудовой мигрант, занятый в неформальном секторе экономики и претендующий на участие в процедуре легализации;

  • Какие документы, подтверждающие наличие урегулированного правого статуса, должны выдаваться трудовым мигрантам, принявших участие в этом процессе;

  • Какой нормативной правовой акт необходимо принять для проведения процедуры урегулирования правового статуса трудовых мигрантов, занятых в неформальном секторе экономики;

  • Какие изменения и дополнения необходимо внести в нормативную правовую базу в сфере привлечения и использования иностранных работников для проведения урегулирования правового статуса трудовых мигрантов, занятых в неформальном секторе экономики и недопущения после этого пополнения ими вновь когорты нелегальных работников;

  • Какие структуры (органы) как государственные, так и общественные должны принимать участие в процедуре урегулирования правового статуса иностранных работников, занятых в теневом секторе экономики;

  • Какую роль будут играть работодатели и профсоюзы в миграционной амнистии;

  • Информационно-консультационная и правовая поддержка лиц, участвующих в легализации.




13:30

Обобщение озвученных предложений и рекомендаций с целью дальнейшей доработки проекта программы проведения в России легализации трудовых мигрантов из государств СНГ с неурегулированным правовым статусом.


14:00

Заключительное слово

г-н Степан Титов




СПИСОК УЧАСТНИКОВ КРУГЛОГО СТОЛА 21.12.2012 Г.





ФИО

Место работы



Атаниязова Юлдуз Аминовна

Центр защиты прав трудовых мигрантов из Республики Узбекистан в РФ, координатор проекта



Власова

Наталия Ивановна



Вице-президент Фонда «Миграция XXI век»



Воробьева Ольга Дмитриевна

Директору научно-исследовательского центра социально-экономических проблем народонаселения при МПСУ



Выхованец Ольга Дмитриевна

Заместитель начальника отдела

Департамента межнациональных отношений, Министерство регионального развития





Комаровский Виктор Викторович

Заведующий Отделом социально-трудовых исследований Института мировой экономики и международных отношений



Малютина Наталья Сергеевна

Исполнительный директор Центра «Миграция и закон»



Мишина Елена

Корреспондент «Российской газеты»



Матвеева Инна Георгиевна

Координатор проектов Фонда «Миграция XXI век»



Полетаев Дмитрий Вячеславович

Директор Центра миграционных исследований



Прохорова Анна

Сотрудник Всемирного Банка, Московское отделение



Савенко Дмитрий

Сотрудник бюро МОМ в Москве



Сергеев Борис Андреевич

Помощник депутата Госдумы, зам. Председателя Комитета по делам СНГ



Титов Степан Анатольевич

Руководитель проекта МИРПАЛ, Всемирный банк, Московское отделение



Чупик Валентина Валентиновна

Руководитель миграционных программ международной некоммерческой организации TONG JAHONI

Представители экспертного сообщества из Беларуси, Киргизии, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана (формат видеоконференции)
Г-жа Наталия Власова, вице-президент Фонда «Миграция XXI век»

Доклад и презентация: «О предложениях по урегулированию правового статуса трудовых мигрантов, занятых в неформальном секторе экономики»
Концепция урегулирования правового статуса некоторых категорий трудовых мигрантов
Обоснование необходимости проведения регуляризации незаконно занятых трудовых мигрантов
Внешняя трудовая миграция в Россию является самым массовым и динамичным миграционным потоком. Привлечение иностранных работников на законных основаниях в экономику нашей страны в последние 2 года, включая мигрантов, работающих по патентами составляет порядка 2 млн. человек.

Однако реальное предложение иностранной рабочей силы на российском рынке труда значительно больше. Наличие прозрачных границ между РФ и практически всеми государствами СНГ, стихийность миграционных потоков, огромные масштабы теневой экономики, "пробелы" в миграционном законодательстве, несовершенство институциональной системы и правоприменительной практики, масштабная коррупция в миграционной сфере создали благоприятные условия для нелегального пребывания и занятости в Российской Федерации трудящихся-мигрантов из стран "ближнего" зарубежья.

Особенностью вешней трудовой миграции в России, по сравнению с большинством других государств, является, прежде всего, высокая занятость мигрантов в теневом секторе экономики, что в значительной мере обусловлено несовершенством механизма квотирования привлечения иностранных работников, который из регулятора рынка труда все больше превращается в его дестабилизатор.

Несмотря на принимаемые с 2007 года меры по выводу из-под механизма квотирования отдельных категорий привлекаемых иностранных работников (квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности) на основании Перечня  профессий (специальностей, должностей), определяемого уполномоченными структурами, высококвалифицированных специалистов, а также тех, кто трудится на основании патента у физических лиц), вусловияхпостоянного сокращения с 2009 года размера квот, устанавливаемых без учета реальной потребности работодателей в привлечении иностранных работников, продолжается рост численности трудовых мигрантов, занятых в теневом секторе экономики.

По оценке экспертов, число мигрантов, занятых нелегально, колеблется в пределах от 4 до 8 млн. человек, что составляет от 18% до 45% от всех занятых в неформальном секторе экономики России (по данным Росстата в настоящее время в теневом секторе экономики трудится около 22 млн. человек или 30% всех занятых1 в экономике), и от 4% до 14% от занятых в экономике в целом.



Неоформление трудовых отношений в теневом секторе экономики создает почву для эксплуатации труда иностранных работников, выплаты им низкой заработной платы по сравнению с местным населением, занятым на тех же работах, или вообще ее невыплаты, несоблюдения условий их труда. Значительный потенциал иностранной рабочей силы, привлекаемой на российский рынок труда, используется недостаточно эффективно.

К настоящему времени определились сектора экономики, в которых труд иностранных работников, как на законном основании, так и нелегально нашел наиболее широкое применение. Это строительство, торговля и общественное питание, сфера ЖКХ, сельское хозяйство, строительство дорог, транспорт, особенно в крупных городах, а также разные виды занятости у физических лиц.

С начала массового притока трудовых мигрантов (с 2000 г. до 2009 г.) мигранты занимали рабочие места, которые в основном не пользовались спросом у российских граждан из-за низкого уровня оплаты и тяжелых условий труда, а также рабочие места, которые не могли быть заполнены в связи с дефицитом кадров по определенным профессиям, специальностям.

Однако в последние 2-3 года мигранты стали составлять реальную конкуренцию россиянам, что проявляется как в демпинговании их заработной платы, так и вытеснении их из отдельных профессиональных групп.

Применение дешевой и бесправной рабочей силы также приводит к консервации низкого уровня производительности труда, тормозит модернизацию экономики, что ухудшает перспективы занятости российских граждан в отдельных отраслях экономики и в отдельных регионах. Нелегальная миграция способствует распространению теневой занятости, коррупции, вовлечению мигрантов в криминальные структуры. Сеть полуофициальных, теневых и открыто криминальных организаций предоставляет мигрантам широкий спектр услуг. Криминальные дельцы получают громадные прибыли от посредничества при нелегальном трудоустройстве мигрантов.

Кроме того, приток в значительных масштабах людей иной ментальности, иного вероисповедания, неподготовленных к работе в России, не знакомых с традициями и обычаями народов России вызывает у многих наших сограждан негативное отношение, что проявляется в росте антимигрантских настроений и нередко приводит к межнациональным конфликтам.

Особое недовольство россиян, как показывают различные социологические опросы, вызывает значительное число трудовых мигрантов, занятых в неформальном секторе экономики.

Столь значительная численность людей, которые пребывают и трудятся на территории России, находясь практически вне правового пространства, представляет реальную угрозу социально-экономической стабильности и безопасности как самих мигрантов, так и принимающего государства. Находясь вне закона, трудящиеся-мигранты с неурегулированным правовым статусом поставлены в условия, несовместимые с нормами демократии и достойной жизни.

Негативным следствием масштабной нелегальной занятости мигрантов является недополучение налоговых поступлений бюджетом. Прежде всего, это потери от невыплаты подоходного налога с заработной платы трудовых мигрантов, а также страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Проведенные Фондом «МиграцияXXI век» усредненные расчеты показали, что если бы 8 млн. иностранных работников с неурегулированным правовым статусом трудились бы на законном основании, то государственный бюджет России ежегодно получал бы более 385 млрд. рублей (при условии ежемесячного дохода мигранта в 15 тыс. рублей), что практически соответствует российскому бюджету на здравоохранение за 2012 год!!!

Эксперты оценивают ситуацию с положением мигрантов в России как наиболее массовый случай нарушения прав человека в постсоветский период. Распространение незаконной эксплуатации трудящихся - мигрантов, вплоть до принудительного и рабского труда, приобретает в данной сфере угрожающие размеры. Развивается толерантное отношение общества и власти к различным (в том числе крайне жестким) формам эксплуатации человека. Государство оказывается не в состоянии выполнять свои международные обязательства по защите основных прав и свобод человека.

Таким образом, в настоящее время в России создалась ситуация, когда на территории страны находятся и работают нелегально несколько миллионов трудящихся-мигрантов, статус которых не урегулирован. Многие из них уже прожили в России по нескольку лет, имеют постоянную или временную работу в неформальном секторе экономики и вносят существенный вклад в развитие экономики страны. В подобных ситуациях многие принимающие страны (США, Италия, Испания, Франция и др.) проводят легализацию мигрантов (так называемое урегулирование их правового статуса) как альтернативный способ противодействия нелегальной миграции. В России же в этих целях до сих пор использовались лишь силовые методы (административные запреты, штрафы, ужесточение порядка пребывания и получения разрешения на работы в отдельных видах экономической деятельности, связанных с непосредственным общением с населением), которые не оказывают существенного влияния на уменьшение численности трудовых мигрантов, занятых в неформальном секторе. С помощью только силовых мер невозможно эффективно распорядиться тем демографическим и экономическим потенциалом, который представляют собой мигранты. В этих условиях одной из мер оздоровления социально-экономической и политической ситуации в странеможет стать урегулирование правового статуса трудовых мигрантов, занятых в неформальном секторе экономики, которое должно распространяться не только на самих трудящихся-мигрантов с неурегулированным правовым статусом, но и на работодателей, использующих их труд.



Представляется наиболее целесообразным провести урегулирование правового статуса трудовых мигрантов, занятых в неформальном секторе экономики, сосредоточившись первоначально на мигрантах из государств СНГ с безвизовым порядком въезда, что обусловлено следующими причинами:

  • по данным экспертных оценок, в потоке трудящихся-мигрантов с неурегулированным правовым статусом более 3/4 составляют выходцы из республик бывшего СССР, с подавляющим большинством из которых (за исключением Грузии и Туркмении), установлен безвизовый порядок въезда;

  • эта категория мигрантов, въехав на территорию России, как правило, на легальных основаниях, в дальнейшем утрачивает законный статус пребывания в России, не пройдя в установленные сроки постановку на миграционный учет по месту пребывания и/или не получив разрешения на работу, подтверждающего легальность осуществления ими трудовой деятельности на территории России, в виду громоздкости этой процедуры и коррумпированности властных структур. Таким образом, многиеиз них часто становятся "нелегалами поневоле";

  • многие из них проживают в России в течение длительного времени и хотели бы остаться на постоянное место жительство. Так, опросы трудящихся-мигрантов из стран СНГ, пребывающих в России, показали, что до 20% опрошенных желают остаться здесь на постоянное жительство и получить российское гражданство;

  • развитием интеграционных процессов в этом регионе, культурно-историческими факторами и политическими причинами.

Что касается трудящихся-мигрантов с неурегулированным правовым статусом из государств дальнего зарубежья, а также Грузии и Туркмении, то их въезд, пребывание и занятость регулируются визовым режимом, в связи с чем, их незаконное положение на территории России является, как правило, следствием серьезных нарушений законодательства. Урегулирование правового статуса для этого контингента должно включать специфические механизмы и разрабатываться отдельно. Возможно, такая акция для мигрантов из стран, не входящих в СНГ, может быть проведена в России в дальнейшем с учетом результатов легализации мигрантов из государств СНГ с безвизовым порядком въезда.
Суть проведения урегулирования правового статуса трудовых мигрантов, занятых в теневом секторе экономики
Урегулирование правового статуса трудовых мигрантов, занятых в неформальном секторе экономики (или иными словами их легализация, или регуляризация) – это разовая акция, ограниченная во времени, и предусматривающая урегулирование правового статуса некоторых категорий трудящихся-мигрантов, которые к моменту начала ее проведения нелегально работали, а зачастую и пребывали на территории РФ, без применения санкций к таким мигрантам и привлекающим их работодателям за нарушение миграционного законодательства. Участвующие в легализации трудовые мигранты получают право пребывания на территории России и осуществления трудовой деятельности на законных основаниях.
Цели проведения урегулирования правового статуса трудовых мигрантов, занятых в теневом секторе экономики
Основными целями проведения такой акции являются:

  • сокращение численности пребывающих и работающих в стране иностранных работников с неурегулированным правовым статусом;

  • уменьшение негативного влияния нелегальной трудовой миграции на рынок труда, теневую занятость, другие сферы экономической и социальной жизни страны, в том числе на криминогенную ситуацию и межнациональные отношения;

  • обеспечение соблюдения прав мигрантов, находящихся на территории России на законном основании, прежде всего, в обеспечении права на равную с гражданами России оплату за равный труд;

  • создание условий для пополнения численности постоянного населения РФ за счет предоставления отдельным категориям трудовых мигрантов возможности получения статуса гражданина РФ, вида на жительство и временно проживающего;

  • более эффективное использование потенциала трудовой миграции для экономического и демографического развития страны; в частности увеличение доходной части федерального и региональных бюджетов за счет легализации доходов трудовых мигрантов, урегулировавших свой правовой статус;

  • повышение социально-экономической стабильности и безопасности России;

  • осуществление мер по предотвращению роста численности трудящихся-мигрантов с неурегулированным правовым статусом после проведения их легализации на основе принятия соответствующих нормативных правовых документов.


Срок проведения регуляризации:

Ориентировочно 21 месяц




следующая страница >>
Смотрите также:
Сборник подготовлен по результатам этих дискуссий, экспертами Фонда «Миграция XXI век»
734.75kb.
5 стр.
37-я Международная выставка «Образование и карьера – XXI век»
21.48kb.
1 стр.
Рецензия на книгу «Тульская губерния. XXI век», изданную 000 риа «Свамия» Отпечатано в ОАО ипо «Лев Толстой»
15.85kb.
1 стр.
Перечень экскурсий, экскурсионно-художественных программ, музейных занятий и лекций мгомз I. Коломенское Экскурсии «Государев двор в Коломенском»
125.04kb.
1 стр.
Национальный антикоррупционный комитет
260.04kb.
1 стр.
Москва обзор рынка торговой недвижимости москва
192.2kb.
1 стр.
Международная трудовая миграция в теории 5 Международная миграция в программе юнеско 5
746.67kb.
6 стр.
Обзор рынка офисной недвижимости москва 2 квартал 2012 года
173.28kb.
1 стр.
Сборник{адресован }организаторамлетнего отдыха детей. Ответственные за {выпуск Сысоев В. А., {Куликов П. И., {Варникова Ю. В
337.58kb.
1 стр.
Книга в век компьютера сборник исследовательских работ по итогам I республиканской ассамблеи
994.62kb.
3 стр.
Сборник подготовлен специалистами
24554.1kb.
151 стр.
Восток запад, век XIX век XXI
82.36kb.
1 стр.