Главная
страница 1страница 2страница 3


ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЪЕДИНЕННЫХ

НАЦИЙ



EP








Distr.

GENERAL
UNEP/GC.21/3/Add.1

15 December 2001
RUSSIAN

Original: ENGLISH




Совет управляющих

Программы Организации

Объединенных Наций по


окружающей среде















Двадцать первая сессия

Найроби, 5–9 февраля 2001 года

Пункт 4 b) и 5 предварительной повестки дня*




ГЛОБАЛЬНЫЙ ФОРУМ ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ НА УРОВНЕ МИНИСТРОВ

ВОПРОСЫ ПОЛИТИКИ: ВОЗНИКАЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПОЛИТИКИ

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ГЛОБАЛЬНОГО ФОРУМА ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЕ НА УРОВНЕ МИНИСТРОВ/ШЕСТОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ
СЕССИИ СОВЕТА УПРАВЛЯЮЩИХ

ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ,


ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОТОВНОСТИ, ОЦЕНКЕ, РЕАГИРОВАНИЮ И
СМЯГЧЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ В СВЯЗИ С ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМИ
ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ СИТУАЦИЯМИ

Доклад Директора-исполнителя

Резюме

Совет управляющих определил чрезвычайные экологические ситуации в качестве одной из экологических угроз, борьбой с которой необходимо заниматься Программе Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), и просил Директора-исполнителя представить проект стратегии, который приводится в приложении к настоящему документу. Совместная группа по окружающей среде, созданная ЮНЕП и Канцелярией Координатора Организации Объединенных Наций по гуманитарным вопросам (ККГВ), работала в качестве координационного центра и содействовала улучшению сотрудничества в данной области. Были осуществлены мероприятия в Китае, Гвинее, Кении, Косово, Мозамбике, Румынии, Южной Азии, Турции и Венесуэле. ЮНЕП осуществляет мониторинг, оценку и распространение информации об экологических условиях, изменениях и тенденциях, тогда как программа АПЕЛЛ (Осведомленность на местном уровне о чрезвычайных экологических ситуациях и готовность к ним) является одним из основных инструментов предотвращения бедствий. В предлагаемом плане действий рассматриваются вопросы природоохранного права, программа АПЕЛЛ, экологически чистое производство, Глобальная информационная база данных о ресурсах (ГРИД) и Целевая группа по Балканам, созданная совместно ЮНЕП и Центром Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ЦООННП) (Хабитат). Услуги будут консолидироваться, и будет иметь место усиление в вопросах предотвращения и обеспечения готовности, природоохранного права, программы АПЕЛЛ, оценки и раннего предупреждения, реагирования и смягчения последствий.



Предлагаемые действия Совета управляющих

Совет управляющих может пожелать принять решение в соответствии со следующей формулировкой:



Совет управляющих,

рассмотрев доклад Директора-исполнителя о дальнейшем совершенствовании мер по предотвращению, обеспечению готовности, оценке, реагированию и смягчению последствий в связи с чрезвычайными экологическими ситуациями (UNEP/GC.21/3/Аdd.1),

1. отмечает прогресс, достигнутый Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде в выполнении решения 20/8 Совета управляющих от 5 февраля 1999 года;

2. приветствует стратегические рамки предотвращения, обеспечения готовности, оценки, реагирования и смягчения последствий в связи с чрезвычайными ситуациями;

3. выражает свою поддержку Директору-исполнителю в их осуществлении;

4. приветствует далее усилия Директора-исполнителя по укреплению потенциала секретариата по реагированию на чрезвычайные экологические ситуации;

5. выражает свою поддержку этим усилиям;

6. выражает удовлетворение в связи с конструктивным сотрудничеством между Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде, Канцелярией Координатора Организации Объединенных Наций по гуманитарным вопросам и другими учреждениями и органами Организации Объединенных Наций в укреплении возможностей Организации Объединенных Наций по оказанию содействия странам, в частности развивающимся странам, затрагиваемым чрезвычайными экологическими ситуациями, путем обеспечения более скоординированного подхода к оценке и раннему предупреждению, обеспечению готовности, реагированию и смягчению последствий в связи с чрезвычайными экологическими ситуациями и в конечном счете к предотвращению и уменьшению числа таких чрезвычайных ситуаций и их экологического воздействия;

7. одобряет сотрудничество, о котором говорилось в пункте 6 выше;

8. просит Директора-исполнителя продолжать консолидацию мероприятий Программы, связанных с бедствиями, для обеспечения более комплексного и скоординированного подхода к реагированию на чрезвычайные экологические ситуации, в том числе стихийные и техногенные бедствия, вызывающие значительные экологические последствия;

9. просит также Директора-исполнителя продолжать укреплять сотрудничество между Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде и Канцелярией Координатора Организации Объединенных Наций по гуманитарным вопросам через Совместную группу по окружающей среде;

10. предлагает правительствам и соответствующим учреждениям и органам Организации Объединенных Наций, другим международным организациям и неправительственным организациям продолжать сотрудничество с Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде в ее усилиях по оказанию помощи странам, в частности развивающимся странам, в реагировании на чрезвычайные экологические ситуации, их предотвращении и сокращении их числа;

11. призывает правительства развивать и укреплять национальные правовые и организационные механизмы борьбы с чрезвычайными экологическими ситуациями, с тем чтобы дать им возможность реагировать на чрезвычайные экологические ситуации в рамках комплексного и скоординированного подхода;

12. настоятельно призывает правительства и международные организации, имеющие для этого возможности, вносить взносы в Целевой фонд для чрезвычайных экологических ситуаций;

13. просит далее Директора-исполнителя представить ему на его двадцать второй сессии доклад о ходе осуществления мероприятий Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде в области чрезвычайных экологических ситуаций.

I. Введение

1. Человечество все чаще и чаще страдает от чрезвычайных экологических ситуаций. Стихийные и антропогенные бедствия, такие как потопы, засухи, циклоны, землетрясения, оползни и лесные пожары, происходят во всем мире все чаще и становятся все более суровыми по своим последствиям. Несмотря на предпринятые усилия, не удалось предотвратить антропогенные аварии, такие как выбросы химических веществ и нефтяные разливы; наряду с этим во многих частях земного шара причинами чрезвычайных экологических ситуаций становятся также вооруженные конфликты. Бедствия нанесли огромный ущерб экономике и стали причиной гибели большого числа людей, но в обозримом будущем чрезвычайные экологические ситуации будут по прежнему иметь место. Деградация экосистем, быстрые темпы роста промышленности и расширение применения химических веществ порождают надежды на своевременное и эффективное реагирование на чрезвычайные ситуации. Кроме того, наблюдается также рост числа и сложности чрезвычайных ситуаций с участием природных и антропогенных элементов. В то же время темпы промышленного развития во многих развивающихся странах опережают возможности правительств по развитию инфраструктуры для борьбы с бедствиями, что порождает значительную уязвимость и бóльшую зависимость от международной помощи.

2. На своей пятой специальной сессии Совет управляющих в своем решении SS.V/2 определил экологическую информацию, оценку и исследования, включая потенциал реагирования на экологические бедствия, а также усиление функций раннего предупреждения и оценки, в качестве одной из приоритетных областей деятельности ЮНЕП. Впоследствии Совет в решении 20/8 просил Директора-исполнителя обеспечить концентрацию и усиление координации вклада экологических экспертных знаний ЮНЕП для общесистемных мер реагирования Организации Объединенных Наций на стихийные бедствия, являющиеся следствием природных явлений или природных явлений на фоне воздействия антропогенной деятельности, в целях оказания скоординированной Организацией Объединенных Наций помощи странам, особенно развивающимся странам, затронутым такими стихийными бедствиями.

3. На своей шестой специальной сессии в Мальмёнской декларации министров Совет управляющих определил увеличение числа экологических бедствий одной из угроз, которую необходимо устранять, выразил поддержку деятельности ЮНЕП по реагированию на чрезвычайные экологические ситуации и просил Директора-исполнителя представить Совету на его двадцать первой сессии стратегию реагирования на чрезвычайные экологические ситуации. Проект рамок стратегии по мерам по предотвращению, обеспечению готовности, оценке, реагированию и смягчению последствий в связи с чрезвычайными экологическими ситуациями приводится в приложении к данному документу.

4. Реагируя на ситуацию и выполняя ряд решений Совета управляющих, ЮНЕП усилила свой вклад в общесистемные скоординированные усилия Организации Объединенных Наций по предотвращению, обеспечению готовности, оценке, реагированию и смягчению последствий в связи с чрезвычайными ситуациями. Она разработала стратегию в отношении чрезвычайных экологических ситуаций и укрепила свой потенциал в данной области.

II. Сотрудничество и связи

5. В соответствии с решением 20/8 Совета управляющих получило развитие конструктивное сотрудничество между ЮНЕП и ККГВ. Это укрепило возможности Организации Объединенных Наций по оказанию содействия странам, особенно развивающимся странам, затрагиваемым чрезвычайными экологическими бедствиями, в смягчении и уменьшении масштабов экологических последствий таких явлений. За последние семь лет Совместная группа по окружающей среде ЮНЕП/ККГВ служила координационным центром сотрудничества и успешно совершенствовала его в областях, касающихся координации и мобилизации помощи странам, сталкивающимся с чрезвычайными экологическими ситуациями. Статус Совместной группы в рамках Отделения ККГВ по реагированию на бедствия и ее связи со штаб-квартирой ЮНЕП в Найроби позволили ей воспользоваться как целым спектром экологических экспертных знаний в рамках ЮНЕП, так и мощным потенциалом и структурами ККГВ по борьбе с чрезвычайными ситуациями и реагированию на бедствия. Такое сотрудничество привело к эффективной и своевременной координации и мобилизации срочной помощи по реагированию на чрезвычайные экологические ситуации во всем мире. Цель Совместной группы заключается в мобилизации международной помощи для стран, сталкивающихся с различными чрезвычайными экологическими ситуациями, с целью смягчения их последствий и уменьшения экологического воздействия. Структура Совместной группы является прагматичной, целенаправленной и эффективной для устранения выявленных пробелов в международном реагировании на чрезвычайные экологические ситуации. Совместная группа служит также в качестве центра информации и уведомления о бедствиях, рекомендуя меры предосторожности и действуя посредником между странами-донорами. Она дает беспристрастные и независимые оценки чрезвычайных ситуаций. В результате страны получили возможность для мобилизации международной помощи в любое время. Эта программа осуществляется путем постоянного мониторинга, быстрого уведомления международного сообщества, оказания посреднических услуг для получения двусторонней помощи, оперативной мобилизации многосторонней помощи и своевременных оценок чрезвычайных ситуаций.

6. Со временем механизм партнерства ЮНЕП и ККГВ продолжал развиваться в ряде важнейших областей. Механизм Группы Организации Объединенных Наций по оценке и координации в случае стихийных бедствий был задействован для реагирования на экологические чрезвычайные ситуации помимо выполнения им обычной роли в стихийных бедствиях. Одно из самых последних достижений в рамках существующей договоренности заключалось в официальном оформлении участия и профессиональной подготовки персонала ЮНЕП для более широкого и более комплексного участия в работе этого механизма. Это важное и очень успешное сотрудничество ЮНЕП и ККГВ по-прежнему является показательным примером позитивного сотрудничества и взаимодействия между учреждениями Организации Объединенных Наций.

7. После Международного десятилетия по уменьшению опасности стихийных бедствий (МГУСБ) были учреждены Международная стратегия по уменьшению опасности стихийных бедствий (МСУСБ) и Межучрежденческая рабочая группа по уменьшению опасности стихийных бедствий (МРГ), а также секретариат МСУСБ. ЮНЕП является в настоящее время членом МРГ, и она приняла участие в работе трех рабочих групп МРГ: по Эль-Ниньо и Ла-Нинья, раннему предупреждению и оценке масштабов риска, а также по вопросам уязвимости и последствий в связи с бедствиями.

8. В своей резолюции 53/242 Генеральная Ассамблея призвала ЮНЕП и ЦООННП (Хабитат) активизировать сотрудничество и улучшить координацию своей деятельности. За последние два года обе организации сотрудничали во многих мероприятиях, касающихся предотвращения, обеспечения готовности, смягчения последствий и мер реагирования в связи с чрезвычайными ситуациями.

9. Важным партнером в отношении экологических последствий потоков беженцев было Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ), и две этих организации сотрудничали с неправительственными организациями и донорами.

10. ЮНЕП продолжала развивать важные связи и сотрудничество со многими другими партнерами в рамках системы Организации Объединенных Наций и за ее пределами. Рядом международных организаций были подготовлены и согласованы договоренности о партнерстве в обмене информацией и о взаимной помощи. Разработка и осуществление процедур взаимосвязи с другими сотрудничающими органами поможет консолидировать ответственность учреждений, имеющих общие интересы в вопросах предотвращения, обеспечения готовности, оценки, реагирования и смягчения последствий в связи с чрезвычайными экологическими ситуациями.

III. ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ПРЕДПРИНЯТЫЕ ПОСЛЕ
ДВАДЦАТОЙ СЕССИИ СОВЕТА УПРАВЛЯЮЩИХ

11. Действия в связи с чрезвычайными экологическими ситуациями предпринимались в соответствии с решениями Совета управляющих или просьбами правительств в случаях чрезвычайных экологических ситуаций или экологических аспектов сложных чрезвычайных ситуаций и в тесном сотрудничестве и координации с ККГВ, ЦООННП (Хабитат) и другими учреждениями Организации Объединенных Наций и международными организациями.

12. В рамках процесса реформирования и активизации работы ЮНЕП было уделено повышенное внимание вопросам предотвращения, обеспечения готовности, оценки, реагирования и смягчения последствий в связи со стихийными бедствиями в штаб-квартире ЮНЕП. Потенциал ЮНЕП в отношении чрезвычайных экологических ситуаций был укреплен дополнительным персоналом категории специалистов и финансовыми ресурсами, что позволило повысить его возможности по реагированию на бедствия. Однако нехватка финансовых ресурсов по-прежнему является одним из основных сдерживающих факторов при реагировании на вызовы в данной области. Несмотря на неоднократные призывы Совета управляющих, пока не поступало взносов в Целевой фонд для чрезвычайных экологических ситуаций.

13. Следующие основные мероприятия были реализованы ЮНЕП самостоятельно или совместно с партнерами по оказанию содействия странам, пострадавшим от чрезвычайных экологических ситуаций. Для оценки последствий конфликта на Балканах для окружающей среды и населенных пунктов в мае 1999 года была создана Совместная целевая группа ЮНЕП/ЦООННП (Хабитат) по Балканам. В сентябре 1999 года был опубликован ее доклад "Последствия конфликта в Косово для окружающей среды и населенных пунктов". В докладе рекомендовалось немедленно принять меры по исправлению положения в "горячих точках", вызывающих экологическую обеспокоенность, в четырех городах Югославии. Начав свою работу в феврале и закончив в апреле 2000 года, Целевая группа подготовила технико-экономическое обоснование по конкретным мероприятиям и техническим потребностям в четырех "горячих точках". ЮНЕП подготовила документ по проекту очистки "горячих точек", и проект в настоящее время осуществляется. С сентября 2000 года по январь 2001 года ЮНЕП провела также постконфликтную экологическую оценку в Албании и бывшей югославской Республике Македонии и организовала проведение оценки на месте в Косово, с 5 по 19 ноября 2000 года, в отношении обедненного урана, который применялся в ходе конфликта.

14. В январе 1999 года ЮНЕП провела изучение серьезных наводнений, имевших место в Китае в 1998 году, оценив их последствия для окружающей среды и другие сопутствующие факторы. Было проведено три технических рабочих совещания и два заседания рабочей группы экспертов и были опубликованы протоколы этих заседаний, где был обобщен опыт Китая и полученные им уроки в отношении смягчения и устранения последствий наводнений. В сотрудничестве с ЦООННП (Хабитат) ЮНЕП оказывает содействие Китаю в подготовке оценки уязвимости в отношении наводнений в бассейне реки Янцзы.

15. ЮНЕП и ЦООННП (Хабитат) разработали совместный проект под названием "Смягчение последствий, регулирование и контроль в связи с наводнениями в Южной Азии", цель которого - содействовать техническому и сотрудничеству по вопросам смягчения и устранения последствий наводнений в странах Южной Азии. Два совещания по техническим вопросам состоялись в 2000 году при участии экспертов и государственных должностных лиц из Бангладеш, Китая, Индии, Непала и Вьетнама. Доклады по странам были подготовлены пятью странами-участницами, и был проведен широкий обмен опытом по смягчению и устранению последствий наводнений. Были определены области и условия для дальнейшего сотрудничества.

16. В декабре 1999 года совместная миссия по оценке масштабов ЮНЕП/ЦООННП (Хабитат) была направлена в Турцию для оценки последствий землетрясений для окружающей среды и населенных пунктов. Миссия предложила рекомендации по уменьшению ущерба и обеспечению готовности к будущим землетрясениям.

17. С 26 февраля по 5 марта 2000 года по просьбе правительств Венгрии, Румынии и Югославии ЮНЕП и ККГВ направили миссию по оценке в эти три страны. Миссия провела оценку экологического воздействия разлива жидкости и отходов производства с содержанием цианида и тяжелых металлов с золотого рудника в Бая-Маре, Румыния. Она высказала рекомендации о мероприятиях по принятию мер по реагированию и совершенствованию предотвращения и обеспечения готовности к авариям и о возможной международной помощи. ЮНЕП организовала проведение двух рабочих совещаний в мае и октябре 2000 года по вопросам предотвращения и обеспечения готовности в случае бедствий в горнодобывающей промышленности.

18. После наводнений и оползней, которые имели место в Венесуэле в период с ноября 1999 года по февраль 2000 года, ЮНЕП провела предварительную экологическую оценку ущерба, вызванного наводнениями. Совместная техническая миссия ЮНЕП/ЦООННП (Хабитат) посетила Венесуэлу в июне 2000 года для определения сфер оказания помощи в отношении смягчения и устранения последствий наводнений. Организация последующих мероприятий будет проходить в сотрудничестве с правительствами.

19. Совместная миссия ЮНЕП/ЦООННП (Хабитат) была направлена в Мозамбик для проведения оценки воздействия наводнений, имевших место с января по март 2000 года, на окружающую среду и населенные пункты. Она предложила рекомендации о мерах по смягчению последствий будущих наводнений и обеспечению готовности к ним. Миссия разработала шесть предложений по проектам. Три из них были включены в Совместный призыв Организации Объединенных Наций к оказанию помощи в стихийных бедствиях и первоначальной реабилитации для Мозамбика, а три других предложения были представлены конференции доноров в мае 2000 года в Риме.

20. 15 марта 2000 года ЮНЕП опубликовала доклад "Экологические последствия потоков беженцев в Гвинее", который был подготовлен в сотрудничестве с ЦООННП (Хабитат) и УВКБ по просьбе правительства Гвинеи. Доклад основывался на предварительном исследовании, после чего была осуществлена совместная миссия с выездом в данный регион, а 10 марта 2000 года он был направлен Генеральному секретарю. В докладе приводится первоначальный анализ экологического воздействия большого притока беженцев в южную Гвинею из-за недавних конфликтов в Либерии и Сьерра-Леоне.

21. При поддержке ряда правительственных учреждений и неправительственных организаций с сентября по ноябрь 2000 года ЮНЕП в сотрудничестве с правительством Кении провела предметное изучение засухи в Кении. Группа подготовила предварительную оценку воздействия засухи на окружающую среду и представила рекомендации для последующих действий. ЮНЕП оказала поддержку Кении в проведении базового обследования состояния окружающей среды, в том числе характера землепользования, лесов и растительного покрова, уязвимых районов и темпов обезлесения.

22. 14-15 сентября 2000 года в штаб-квартире ЮНЕП в Найроби состоялось совещание ("мозговая атака") по разработке мер по предотвращению и смягчению последствий экологического воздействия поселений и потоков беженцев в Африке. Совещание спонсировалось ЮНЕП, и на нем присутствовали представители Организации Объединенных Наций, доноров и неправительственных организаций. Они обменялись опытом работы относительно экологического воздействия поселений и потоков беженцев и обсудили вопросы координации и возможных действий.

23. Программа ЮНЕП "Осведомленность на местном уровне о чрезвычайных экологических ситуациях и готовность к ним" (АПЕЛЛ) способствовала повышению осведомленности общественности о необходимости быть готовыми к чрезвычайным ситуациям и предотвращении и уменьшении числа чрезвычайных экологических ситуаций и причиняемого ими ущерба. После двадцатой сессии Совета было организовано проведение следующих мероприятий: шесть семинаров по АПЕЛЛ в Индии, Иордании, Катаре, Соединенном Королевстве, Тунисе и Южной Африке; предоставление технической информации относительно разлива цианида в Бая-Маре, Румыния; два рабочих совещания в мае и одно рабочее совещание в октябре 2000 года по последствиям разлива цианида в Бая-Маре, Румыния; и публикация Руководства "ТрансАПЕЛЛ по планированию перевозки опасных грузов в местных общинах", а также издание двух публикаций по техническим вопросам: "АПЕЛЛ применительно к горнодобывающей промышленности" и "Готовность и смягчение последствий при стихийных бедствиях".

24. Совместная группа ЮНЕП/ККГВ оказала содействие многим странам в реагировании на целый ряд чрезвычайных экологических ситуаций. Она координировала и мобилизовывала международную помощь, а также оказывала посредническое содействие в связи со следующими чрезвычайными экологическими ситуациями: пролив авиационного топлива, Локичогио, Кения, март 1999 года; угроза прорыва крупной плотины, Таджикистан, июль 1999 года; землетрясение, приведшее к нефтяному разливу и пожару на нефтеперерабатывающем заводе, Турция, август 1999 года; загрязнение района крупного порта химическими веществами, Венесуэла, январь 2000 года; разлив тяжелых нефтяных фракций в Бая-Борса, Румыния и Венгрия, март 2000 года; и большая утечка серной кислоты с аккумуляторного завода в Митровице, Косово, сентябрь 2000 года. Совместная группа создала глобальную сеть официально уполномоченных национальных координационных центров в качестве источников информации и помощи. Таким образом ЮНЕП имеет возможность эффективно поддерживать связи с потенциальными получателями помощи и с донорами. Эта сеть была значительно расширена и охватывает в настоящее время более 100 стран во всех регионах мира.


следующая страница >>
Смотрите также:
Пункты 4 b и 6 предварительной повестки дня Вопросы политики: возникающие вопросы политики
508.43kb.
4 стр.
Вопросы политики: возникающие вопросы политики
390.41kb.
3 стр.
Пункты 4 b и 6 предварительной повестки дня Вопросы политики: Возникающие вопросы политики
447.36kb.
3 стр.
I. История австрало-американских отношений
180.2kb.
1 стр.
Бюллетень №237 (436) дневник заседания совета федерации председательствует Председатель Совета Федерации
5247.93kb.
35 стр.
Ответы на часто задаваемые вопросы, поступающие на телефон «Прямой линии» Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области (3452) 296-425
65.38kb.
1 стр.
Безопасность человека в контексте международной политики: вопросы теории и практики
3450.71kb.
16 стр.
И. Невельского Вопросы пограничной политики кнр второй половины XX века
191.46kb.
1 стр.
1. Муниципальное образование городского округа
62.22kb.
1 стр.
Акимов Ю. К. «Современные методы регистрации частиц» Количество часов
100.56kb.
1 стр.
2. Заместитель главы мо, курирующий вопросы реализации государственной национальной политики
40.36kb.
1 стр.
Стратегические вопросы горизонтальной политики: Изменения климата и транспорт −
94.22kb.
1 стр.