Главная
страница 1
1.Орг. момент.

Снова пришел долгожданный миг-

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы.
- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России.

Разгадайте ребус (появляется слайд с зашифрованным словом «пустыни»)

- Тема нашего урока-экспедиции «Зона пустынь».
2.Проверка знаний.

- А в каких природных зонах России мы с вами побывали? (Дети перечисляют.)


(На экране появляются фотографии с изображением природных зон-

«Арктика», «Тундра», «Тайга», «Леса» не по порядку)

- Эти фотографии были сделаны в природных зонах России. Помогите

правильно их назвать и обоснуйте свои ответы. (Ответы детей.)

- Все ли изученные природные зоны здесь представлены? (Не все. Нет зоны степей.)



(Появляется слайд с изображением степной зоны.

- Покажите на карте эти природные зоны, двигаясь с севера на юг.

- На прошлом уроке наша экспедиция работала в зоне степей. Расскажите об особенностях природы этой зоны.

- Какие растения и животные встречаются в степи?

- Почему степи почти везде распаханы?

- Почему необходимо сберечь сохранившиеся участки степей? Как это сделать?


3.Работа над новой темой.

- Покинув бескрайние степные просторы, наша экспедиция оказалась на самом юге России, точнее на юго-западе (на географическую карту прикрепить значок)


(Слайд «Пустыня»)

Солнечный, жаркий

Желтый поток

Льется в пустыне

На желтый песок,

В воздухе желтом

И плотном, как мед,

Желтая птица неслышно плывет.

- Пустыня-это желтое и голубое.

Желтое - пески под ногами, вокруг, сколько видит глаз, и еще дальше за горизонтом.

Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески.

Пески, небо, земля, опаленная солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары,- вот такая пустыня.

- Обратимся к карте. Что расскажет о пустыне наша верная помощница?

( На доске вопросы:

1.Где расположена изучаемая зона?

2.Каким цветом обозначена на карте?

3.В каком тепловом поясе расположена зона?

4.Как выглядит земная поверхность зоны?)

(Ответ: Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику,(обращение к тетради, с.13), поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.)

- Можно еще добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы – барханы - постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые и даже каменистые.

- Лето в пустыне продолжается пять месяцев, оно безоблачное и жаркое. Поверхность земли нагревается днем до плюс 70, а в тени выше 40. Воздух очень сухой. Ночи в пустыне прохладные, т.к. песок и глина быстро остывают.

- Чего хочется человеку, когда ему очень жарко? (Пить и купаться)

- К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя. А вот зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12, и длится зима 2-3 месяца.
4.Работа в группах.

- Пора включиться в работу научным группам нашей экспедиции: ботаникам, зоологам и экологам. Ботаники готовятся рассказать нам о растительном мире пустынь, зоологи – о животном мире, а экологи постараются раскрыть экологические проблемы этой зоны.


Материалы для ботаников: гербарий, рисунки с изображением растений, атлас «Мир и человек», учебник (с.104-105).

Карточка - «помогайка»:

1.Общая особенность растений.

2.Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).

3.Значение в природе.


Материалы для зоологов: рисунки различных животных, населяющих пустыни, материал учебника на с.108-109, атлас «Мир и человек», энциклопедия «Жизнь животных».

Карточка – «помогайка»:

1.Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.

2.Значение в природе.
Материалы для экологов: рисунки, на которых изображены некоторые из экологических проблем зоны пустынь, материал учебника на с.110-111, атлас «Мир и человек».

Карточка – «помогайка»:

1.Экологические проблемы пустыни и пути их решения.

2.Охрана редких растений и животных, заповедники.
Рассказ ботаников:
(На экране слайды растений)

Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды.

Самое распространенное растение пустыни – верблюжья колючка

(рисунок и гербарий). У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Еще одна особенность этого растения: верблюжья колючка все лето, даже в сильный зной, ярко-зеленая.

Джузгун – это небольшой кустарник. Его листья – зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк.
Учитель: Спасибо, уважаемые ботаники! Обращаю внимание на то, что в пустыне встречаются и деревья, например саксаул.



Ученик: Саксаул – дерево пустыни. Ствол у него крепкий, как кость, и тяжелый, как камень. Сучья крученые-перекрученые. А вместо листьев-длинные, тонкие, как вязальные спицы, зеленые веточки, которые свешиваются вниз. Деревья низкие, не более 4-5 метров высотой, стоят далеко друг от друга.

Учитель: Все эти растения необходимы пустыне, т.к. они своими корнями закрепляют, останавливают пески.

В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью и животным миром называют оазисами (слайд).
Рассказ зоологов:
(Слайд «Животные пустыни»)

Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных.

В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерка – круглоголовка, лисичка – корсак и ушастый еж, тушканчики, песчанки, сайгаки. Я расскажу о песчанках (слайд). Эти животные похожи на мышей, но они крупнее и хвост их покрыт пушистой шерстью. Они питаются семенами саксаула и других пустынных растений. Живут в норках. Главный их враг – лисичка-корсак.

(Другие ученики рассказывают о тушканчике, ушастом еже)
Учитель: Живет в пустыне и смелая ящерица «красные уши». Она, если ее упорно преследовать, кидается даже на человека, хоть и не может причинить ему никакого вреда. За красные уши у ящерицы принимают своеобразные наросты на ее голове, которые она распускает во время опасности.
-Отгадайте загадку:

Сколько важности в походке!

По пустыне-сковородке,

По колючкам босиком

Кто идет с горбом-мешком?

(Ответ:верблюд)(Слайд)



Ученик: Самое крупное и удивительное животное пустыни – верблюд.

Верблюда называют «кораблем пустыни». Они могут перевозить грузы через огромные пространства. К суровой жизни в пустыне верблюд приспособлен очень хорошо. На его ногах имеются широкие мозолистые подошвы, ими он может наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Ест колючие растения без всякого вреда для себя. Его губы, небо, язык покрыты толстой кожей. В его горбах находится запас жира. Может обходиться без питья в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер воды.

5.Физкультминутка.

-Наверное, зной и жара утомили вас. Предлагаю немного передохнуть!



(Дети выполняют упражнения под музыку.)


6.Работа в группах.

- Продолжим нашу работу. Заслушаем экологов.

(Слайд «Пустыня»)

Рассказ экологов:
Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю – это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли.

Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков – животные полностью съедают и вытаптывают растения на пастбищах. Приходится проводить большую работу, чтобы снова вырастить на голых песках растения. А ведь эта работа не понадобилась бы, если бы люди правильно пасли скот.

Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались и сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми. В них эти животные погибают тысячами.

Учитель: Под угрозой исчезновения оказались и вот эти животные пустынь (слайд или картинки с редкими животными пустынь). Это удивительный подземный житель – гигантский слепыш. Длина его тела 30-35 см. И хищный зверек перевязка.
На экране появляется схема:
Экологические проблемы пустынь
неумеренное неумеренный браконьерство

орошение выпас скота
- Для сохранения природы в 1990 году в республике Калмыкия был создан заповедник «Черные земли» (показать на карте). В этом заповеднике встречаются все виды животных пустынь.

Учитель: Спасибо, уважаемые экологи. Вы нам раскрыли экологические проблемы пустыни. И как всегда, виновник создавшихся проблем – человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки.
7. Закрепление изученного материала.

- Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина – солнце и ветер?



(Ответ: Солнце – хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустынь, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.)
- А сейчас приведите в порядок все полученные знания и постарайтесь заполнить эту таблицу: (слайд с таблицей)


Природные

условия


Способы приспособления


Растения


Животные



8. Итог урока.

- Вот и закончила работу наша экспедиция в пустыне. Мы у себя дома, а пустыня все также далеко, где-то за горизонтом.

- Что вам хочется на прощание пожелать пустыне, ее обитателям? (Дети выражают свое отношение к миру пустынь, ее обитателям.)

Выставление оценок.


9. Домашнее задание.

1) с.110-111, ответить на вопросы;

2) Подготовить сообщение о работе нашей экспедиции в пустыне;

3) Детям, которые бывали на Черном море, подготовить сообщение;

уметь находить и показывать на карте Черное море.

Урок-экспедиция « Зона пустынь» (с применением мультимедиа)



Цели урока:

сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь; познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей; развивать умение работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой; развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.



Оборудование:

географическая карта «Природные зоны России», географический атлас « Мир и человек», учебник-хрестоматия «Наш мир знакомый и загадочный», картинки и рисунки с изображением изучаемых объектов, гербарий, слайды.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей»

с. Ельники Ельниковский район


УМК «Перспективная начальная школа»



(С применением мультимедиа)





Учитель: Курмаева С.И.

ноябрь 2009 г.


Смотрите также:
1. Орг момент. Снова пришел долгожданный миг Нам пора в дорогу. Он зовет нас, в загадочный мир, Таинственный мир природы. Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России
85.98kb.
1 стр.
Контактные данные
23.54kb.
1 стр.
Как упорядочить свой внутренний мир. Г. Макдональд
1896.9kb.
16 стр.
Г. Макдональд Как упорядочить свой внутренний мир о книге
1883.35kb.
9 стр.
Задать санкальпу, мотивация перед медитацией. Понять свое состояние. Свести весь мир к уму
146.39kb.
1 стр.
Конспект урока музыки по теме: "Острый ритм джаза звуки"
63.05kb.
1 стр.
Этап проектной или исследовательской деятельности
300.15kb.
3 стр.
Игорь евсин царь михаил федорович
133.9kb.
1 стр.
Попутного ветра
127.57kb.
1 стр.
Астрология это наука!
412.98kb.
3 стр.
Программа «Экология и дети»
84.21kb.
1 стр.
Приложение «Сообщество лес»
89.51kb.
1 стр.