Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация

Введение

Анализ действующего законодательства на предмет определения допустимых механизмов защиты учащихся от содержимого сети Интернет, несовместимого с задачами образования и воспитания



Законодательные и иные нормативные акты, используемые при проведении анализа.

Положения Конституции Российской Федерации по вопросам ограничения права на информацию

Регулирование вопросов доступа к информации в действующем законодательстве Российской Федерации.

Общедоступная информация

Информация, содержание и (или) распространение которой противоречит законодательству Российской Федерации

Информация с ограниченным доступом

Возможность введения дополнительных ограничений доступа к информации для учащихся

Анализ мирового опыта в области ограничения доступа учащихся к сети Интернет



Подходы к осуществлению ограничения доступа к отдельным категориям ресурсов сети Интернет:

Мировая практика определения политики ограничения доступа учащихся образовательных учреждений к контенту, нарушающему действующее законодательство и несовместимому с целями образования и воспитания учащихся

Программно-техническое решение для организации доступа к ресурсам в сети Интернет



Примерные формы документов

(систематизировать по расположению)

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

 

аннотация

1. Порядок действий субъектов Российской Федерации после 1.01.2007 при обеспечении доступа к информации в сети Интернет

В настоящий момент система организации доступа к информации в сети Интернет работает в тестовом режиме на федеральном уровне.

При этом ограничивается доступ только к запрещенной законодательством информации.

В соответствии с соглашениями с субъектами внедрение комплекса мер по организации работы в сети Интернет относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

В связи с этим необходимо принятие организационных мер, обеспечивающих внедрение систем регламентации доступа на уровне субъектов Российской Федерации.

Субъекты определяют дополнительные категории информации при регламентации доступа на основании региональной компоненты базисного учебного плана.

Необходимо обеспечить регламентацию доступа для каждого общеобразовательного учреждения.

В субъекты Российской Федерации будут направлены комплекты методических рекомендаций и проектов документов.

Руководитель субъекта Российской Федерации в рамках своей компетенции на основании предложенных рекомендуемых проектов должен обеспечить принятие необходимых документов для организации доступа.

Задача ответственных должностных лиц в каждом субъекте Российской Федерации - довести принятые примерные регламенты и иные документы до каждого образовательного учреждения в целях обеспечения безопасного и эффективного доступа.

2. Программно-техническое решение, используемое при организации доступа к ресурсам в сети Интернет

Каждое образовательное учреждение, подключенное к сети Интернет, получает дистрибутив программного обеспечения, которое устанавливается непосредственно на каждый компьютер, имеющий доступ к сети.

Дистрибутив программного обеспечения содержит уникальный идентификационный номер и другую информацию, обеспечивающую подключение к единой системе организации доступа.

Лицо, ответственное за внедрение системы управления доступом в субъекте Российской Федерации, после утверждения регламента доступа на уровне субъекта регистрируется на специализированном сайте.

Образовательное учреждение:

1) регистрируется на специализированном сайте;

2) бесплатно загружает через сеть Интернет дистрибутив программного обеспечения;

3) осуществляет установку дистрибутива на каждый компьютер, имеющий доступ к сети Интернет.

На специализированном сайте также расположены соответствующие руководства пользователя и другие справочно-методические материалы.

Предоставляемое программное обеспечение позволит осуществлять управление доступом к сети Интернет в соответствии с утвержденными на уровне субъекта Российской Федерации регламентами.

При этом данный порядок действует как для образовательных учреждений, подключенных в рамках проекта, так и для образовательных учреждений, подключенных вне рамок реализации проекта.

3. Система технической и организационной поддержки организации уровней доступа к сети Интернет

Централизованная техническая и организационная поддержка осуществляется через:

1) специализированный сайт;

2) горячую линию, создаваемую Рособразованием.

На федеральном уровне на конкурсной основе определяется организация, ответственная за техническое администрирование работы системы доступа к сети Интернет в соответствии с регламентами, принятыми субъектами Российской Федерации.

На уровне субъекта Российской Федерации координация работы осуществляется лицом, ответственным за обеспечение работы системы в субъекте Российской Федерации.

Для ответственных лиц субъектов Российской Федерации будут организованы семинары и иные методические мероприятия.

Первый семинар будет проведен в первом квартале 2007 года.

На уровне образовательного учреждения ответственный за поддержку организации доступа назначается приказом руководителя образовательного учреждения.



введение

Для решения задачи исключения доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания обучающихся, на основе внедрения соответствующих программно-технических средств необходима координация и консолидация усилий заинтересованных органов уровня субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также непосредственно общеобразовательных учреждений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Ограничения права на свободное получение информации могут быть установлены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

С учетом изложенного, основной формой практического внедрения мероприятий по исключению доступа учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания обучающихся, является принятие образовательными учреждениями Правил использования сети Интернет, имеющих статус локальных правовых актов и являющихся основой для внедрения соответствующих программно-технических средств.

Задачами субъектов Российской Федерации в рамках рассматриваемого подхода является:

- координация, информационное и методическое обеспечение деятельности по внедрению в общеобразовательных учреждениях мероприятий по исключения доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания обучающихся,

- разработка на базе существующих проектов типовых Правил использования сети Интернет в общеобразовательных учреждениях, учитывающих особенности общеобразовательных учреждений соответствующего субъекта Российской Федерации,

- разработка на базе Классификатора информации, несовместимой с задачами образования и воспитания учащихся, Классификаторов, рекомендуемых для применения общеобразовательными учреждениями в рамках субъекта Российской Федерации с учетом особенностей региона.

Для выполнения указанных задач органы власти субъектов Российской Федерации могут создавать специальные экспертно-консультативные органы (советы), возлагать данные функции на уже функционирующие консультативные органы либо осуществлять решение данных задач самостоятельно.

Задачи муниципальных образований в сфере внедрения мероприятий по исключению доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания обучающихся, во многом схожи с задачами субъектов Российской Федерации с учетом территориальной компетенции муниципальных образований.

Муниципальные образования:

- осуществляют координацию, информационное и методическое обеспечение деятельности по внедрению в общеобразовательных учреждениях мероприятий по исключению доступа учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания обучающихся,

- осуществляют при необходимости доработку Правил использования сети Интернет в общеобразовательных учреждениях, направляемых субъектами Российской Федерации, и готовят рекомендации по их применению общеобразовательными учреждениями,

- осуществляют при необходимости разработку на базе Классификатора информации, несовместимой с задачами образования и воспитания учащихся, рекомендованного субъектом Российской Федерации, Классификаторов с учетом особенностей общеобразовательных учреждений соответствующих муниципальных образований.

Анализдействующего законодательства на предмет определения допустимых механизмов защиты учащихся от содержимого сети Интернет, несовместимого с задачами образования и воспитания



Законодательные и иные нормативные акты, используемые при проведении анализа.

Допустимые механизмы ограничения доступа учащихся образовательных учреждений к отдельным категориям ресурсов сети Интернет предопределяются действующим законодательством Российской Федерации и положениями международных договоров, стороной которых является Российская Федерация.

Важнейшую задачу составляет анализ положений Конституции Российской Федерации, в частности, с учетом определения предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предметов ведения субъектов Российской Федерации, а также полномочий муниципальных образований, действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе:

- законодательства об информации;

- законодательства о средствах массовой информации;

- иных законодательных и нормативных правовых актов.

Анализ положений международных правовых актов, к которым Российская Федерация присоединилась или собирается присоединиться, включает, в частности, рассмотрение положений:

- Конвенции о киберпреступности (Распоряжение Президента Российской Федерации о подготовке к присоединению от 15.11.2005 года № 557-рп);

- Международной конвенции ООН о правах ребенка;

- Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;

- Декларацию о свободе коммуникации в Интернете, принятую Советом Европы в 2003 году.

Положения Конституции Российской Федерации по вопросам ограничения права на информацию

В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В то же время Конституция Российской Федерации допускает в ряде случаев установление ограничений права на свободное получение информации в соответствии с федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, Конституция Российской Федерации устанавливает ряд обязательных требований в отношении допустимых ограничений прав и свобод человека и гражданина, в том числе связанных с правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию:

1) права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом;

2) права и свободы человека могут быть ограничены лишь в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

3) ограничение прав и свобод человека допустимо только в той мере, в какой это необходимо в указанных выше целях.

Все эти требования установлены Конституцией для того, чтобы гарантировать отсутствие неоправданных ограничений и возможности злоупотреблений.

В отношении некоторых случаев использования информации непосредственно в самой Конституции Российской Федерации содержатся ограничения, согласно которым сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (пункт 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации). Таким образом, в отношении информации о самих гражданах не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. Персональные данные не могут быть использованы для причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации их прав и свобод. Конституционное положение о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица является одной из гарантий закрепленного в статье 23 Конституции Российской Федерации права на неприкосновенность частной жизни. Особое значение запрет собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица приобретает в связи с созданием информационных систем на основе использования средств вычислительной техники и связи, позволяющих накапливать и определенным образом обрабатывать значительные массивы информации.

В то же время включены в Конституцию Российской Федерации специальные положения о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (пункт 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации).



Регулирование вопросов доступа к информации в действующем законодательстве Российской Федерации.

Важнейшим правовым актом, регламентирующим вопросы, связанные с обеспечением доступа к информации, является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", который определяет понятие "общедоступной информации", предоставляет гарантии права на доступ и устанавливает принципы ограничения доступа к информации, а также регламентирует вопросы распространения и предоставления информации, вопросы, связанные с государственными информационными системами.

В сферу регулирования Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" входят отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

В то же время согласно пункту 2 статьи 1 указанного Федерального закона его положения не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определяет ряд важных используемых в нем понятий, в том числе понятие "информация", которое включает любые "сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления". В указанном Федеральном законе содержатся также определения ряда других важных понятий:

- информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

- информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

- информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

- обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

- доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;

- конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

- предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

- распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

- электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

- документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

- оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации определены в статье 3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", к их числу отнесены:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

На основании анализа положений Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" можно выделить следующие три основные категории информации:

1) общедоступная информация, в том числе информация, доступ к которой не может подвергаться ограничениям;

2) информация, содержание и (или) распространение которой противоречит законодательству Российской Федерации;

3) информация с ограниченным доступом.

Две последние категории могут быть объединены общим понятием информации, запрещенной законодательством Российской Федерации к распространению.

Общедоступная информация

Понятие "общедоступной информации" определяется в статье 7 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". К данной категории относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Предусматривается, что общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

Право на доступ к информации регламентируется статьей 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", согласно пункту 1 которой граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами. При этом в соответствии с пунктом 4 указанной статьи не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (пункт 5 статьи 7 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд (пункт 6 статьи 7 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Пункт 8 статьи 7 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" специально предусматривает, что бесплатно должна предоставляться информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

Основополагающим законодательным актом в области правового регулирования отношений, связанных с использованием средств массовой информации, является Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-I "О средствах массовой информации" (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г., 27 июля, 16 октября 2006 г.).

Провозглашенная Конституцией Российской Федерации свобода мысли и слова гарантируется свободой массовой информации и запретом цензуры. В Законе "О средствах массовой информации" установлено, что поиск, получение, производство и распространение массовой информации, также как учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежит ограничениям. Исключение из этого правила может быть предусмотрено только федеральным законом. Воспрепятствование в какой-либо форме законной деятельности средств массовой информации со стороны граждан, должностных лиц, государственных органов, общественных организаций посредством установления цензуры, вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции, незаконного прекращения либо приостановления деятельности средств массовой информации Закон определяет как нарушение свободы массовой информации, которое может повлечь ответственность, в том числе уголовную.

В ряде случаев законодательство и международные договоры специально предусматривает виды информации, доступ к которой не может подвергаться ограничениям.

Так, согласно статье 30 Конвенции ООН о правах ребенка в тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

Согласно Закону Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне" (с изменениями от 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) не могут быть отнесены к государственной тайне следующие сведения:

- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

- о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

- о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

- о состоянии здоровья высших должностных лиц России;

- о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Рассматриваемые положения в полном объеме распространяются также на случаи распространения информации с использованием цифровых сетей, в том числе сети Интернет, причем вне зависимости от наличия регистрации соответствующих сетевых ресурсов в качестве СМИ или отсутствия такой регистрации.

Так, статьей 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусматривается, что распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. При этом информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица, а при использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации. Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.

Использование информационно-телекоммуникационных сетей регламентируется положениями статьи 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", согласно пункту 1 которой на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных Федеральным законом (пункт 2 статьи 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Особенности подключения государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям могут быть установлены нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации (пункт 6 статьи 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Некоторые положения, относящиеся к принципам использования информации в электронном виде, содержит также Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп. от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.), статья 4 которого закрепляет принципы ведения государственных реестров, содержащих сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Такие государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 6 указанного Федерального закона. Так, сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей.

Ряд положений по вопросам реализации прав граждан на информацию закреплен действующими Указами Президента Российской Федерации.

Так, в частности, в Указе Президента Российской Федерации от 5 декабря 1993 г. № 2093 "О мерах по защите свободы массовой информации в Российской Федерации" и в Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. № 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию" (с изм. и доп. от 17 января 1997 г., 1 сентября 2000 г.) отмечается, что право на информацию является одним из фундаментальных прав человека, государство должно стремиться к расширению реальных возможностей граждан и их объединений активно участвовать в управлении государственными и общественными делами, содействовать развитию местного самоуправления; создавать условия для обеспечения свободы получения гражданами информации о деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

В пункте 3 данного Указа предусматривается, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц должна осуществляться на принципах информационной открытости, выражающихся:

- в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

- в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

- в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;

- в создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

Президентом Российской Федерации утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895), которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и призвана служить основой для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Определяется, что интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Значительный объем нормативного материала по вопросам обеспечения права на доступ к информации разработан на региональном уровне.

В качестве примера может быть приведен, в частности, Закон г. Москвы от 31 марта 2004 г. № 20 "О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы", утвержденный постановлением Московской городской Думы от 31 марта 2004 г. № 74.

Согласно определению цели и сферы действия Закона г. Москвы "О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы" (статья 1) он направлен на обеспечение свободного доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти города. К числу такой информации отнесены:

- сведения о структуре и функциях органов власти, принимаемых ими решениях и другой деятельности, осуществляемой органами власти при реализации их полномочий;

- сведения о руководителях органов власти;

- тексты правовых актов, принимаемых органами власти, включая законы города Москвы, постановления Московской городской Думы, указы и распоряжения Мэра Москвы, постановления и распоряжения Правительства Москвы.

Такая информация должна являться открытой и доступной для ознакомления (статья 3), доступ к ней может быть ограничен только в случаях, установленных законом.

Статья 2 рассматриваемого Закона содержит определение понятия официального сайта органа власти города Москвы, под которым понимается совокупность информационных ресурсов, размещаемых в соответствии с законом или решением соответствующего органа власти в Интернете по определенному адресу, опубликованному для всеобщего сведения. Кроме того, в статье 3 данного Закона специально предусматривается, что доступ к информации о деятельности органов власти обеспечивается, в частности, путем размещения органами власти информации о своей деятельности в Интернете, согласно статье 5 Закона органы власти города Москвы "размещают информацию о своей деятельности на своих официальных сайтах".

Вопросы размещения информации о деятельности органов власти города Москвы в Интернете специально урегулированы в статье 6 Закона г. Москвы "О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы", согласно пункту 1 которой в целях информирования граждан о своей деятельности Московская городская Дума и Правительство Москвы создают и поддерживают официальные сайты в Интернете и размещают на них информацию в соответствии с требованиями Закона, а также обеспечивают регулярное обновление информации на официальных сайтах.

При этом согласно пункту 2 указанной статьи к информации, обязательной для размещения на официальных сайтах Московской городской Думы и Правительства Москвы, относятся:

- тексты законов и иных нормативных правовых актов города Москвы (включая сведения о внесении в них изменений и дополнений, а также о признании их утратившими силу либо недействующими);

- сведения об органе власти, включая информацию о его структуре и функциях, почтовом и электронном адресах, а также о номере телефона, по которому предоставляется справочная информация о данном органе власти;

- сведения о депутатах Московской городской Думы и руководителях органов исполнительной власти города Москвы (фамилии, имена и отчества, краткие биографические данные, время и место приема ими граждан);

- тексты официальных заявлений и выступлений руководителей органов власти, публикуемых в средствах массовой информации;

- сведения об основных мероприятиях, организуемых органами власти;

- сведения о законопроектной деятельности органов власти, включая тексты проектов законов города Москвы, внесенных в установленном порядке в Московскую городскую Думу, планы законопроектной деятельности;

- сведения об основных показателях, характеризующих ситуацию и динамику развития отрасли (сферы управления), входящей в компетенцию органа власти, а также прогнозы развития данной отрасли (сферы управления), подготовленные органом власти;

- сведения об открытых конкурсах (тендерах, аукционах, торгах), проводимых органами власти;

- квалификационные требования к кандидатам на замещение должностей государственной службы города Москвы и порядок поступления на нее;

- формы документов, установленных для представления гражданами и организациями в органы власти и подведомственные им организации, а также инструкции по их заполнению;

- перечень информационных ресурсов органов власти.

Распоряжением Правительства Москвы 27 октября 2004 г. № 2138-РП утвержден также специальный Перечень информации об основных мероприятиях, проводимых в городе, подлежащей обязательному размещению и еженедельному обновлению на официальных сайтах префектур административных округов и управ районов г. Москвы.

Ряд положений, связанных с использованием информационных ресурсов, содержит также Закон г. Москвы от 24 октября 2001 г. № 52 "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы" (с изм. и доп. от 28 декабря 2005 г.).

Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 "О развитии образования в городе Москве" (с изм. и доп. от 10 октября 2001 г., 29 октября 2003 г., 22 декабря 2004 г., 15 июня 2005 г.) содержит специальную статью 16 "Предоставление информации в области образования", которая в целях поддержки развития системы образования органами государственной власти города Москвы предусматривает, что городской и окружные органы управления образованием предоставляют обучающимся, воспитанникам и их родителям (законным представителям) информацию, в том числе о негосударственных образовательных организациях города Москвы, позволяющую осуществлять обоснованный выбор образовательного учреждения или организации, а также способствуют предоставлению работникам образовательных учреждений и организаций информации, необходимой для эффективного осуществления и совершенствования их профессиональной деятельности.

Распоряжением Правительства Москвы от 5 декабря 2005 г. № 2449-РП "Об обеспечении деятельности центров общественного доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям, созданных в 2004 году" утверждено Типовое положение о центре общественного доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям, создаваемом на базе учреждений профессионального образования г. Москвы (Приложение 2).

В Московской области действует Закон Московской области от 11 февраля 2001 г. № 21/2001-ОЗ "О создании органами государственной власти Московской области информационных ресурсов и систем и их использовании", принятый решением Московской областной Думы от 24 января 2001 г. № 9/121 (с изм. и доп. от 7 июля 2005 г.), а также Закон Московской области от 12 марта 1998 г. № 9/98-ОЗ "Об информации и информатизации в Московской области", принятый решением Московской областной Думы от 25 февраля 1998 г. № 4/8) и Губернатора Московской области от 30 июня 1999 г. № 224-ПГ "О Реестре государственных и муниципальных информационных ресурсов и систем Московской области".

Важные положения содержит Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 года и действующая в редакции с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г. Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ.

Статьей 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантируется свобода выражения своего мнения, включающая свободу "получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ". В то же время, как подчеркивается в пункте 2 той же статьи, "осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия."

Необходимость исключения неправомерных или расширения нецелесообразных ограничений права на информацию подчеркивается в Декларации о свободе коммуникации в Интернете, принятой Советом Европы в 2003 году, в число основных принципов которой входят, в частности, указания на то, что государствам-членам Совета Европы:

- не следует подвергать сетевой контент ограничениям, выходящим за рамки ограничений, уже существующих для других сред передачи информации;

- следует поощрять саморегулирование или совместное регулирование распространения информации в Интернете;

- запрещается превентивно фильтровать или блокировать доступ общественности к информации вне зависимости от границ, что не исключает возможности использования "семейных фильтров". Удаление или блокирования доступа к данным возможно, если установлено, что данные противозаконны.


следующая страница >>
Смотрите также:
Решение для организации доступа к ресурсам в сети Интернет Примерные формы документов
1202.22kb.
5 стр.
Инструкция по настройке подключения к sftp серверу. Для обеспечения конфиденциальности передаваемых по сети общего пользования документов, при доступе через глобальную сеть Интернет в Банке устанавливается
55.38kb.
1 стр.
Техническое задание «Предоставление услуги доступа в сеть Интернет в офисах ОАО «нк
16.76kb.
1 стр.
Инструкция по подключению сети hse. Work на смартфоне с операционной системой Android
25.75kb.
1 стр.
Решение для подключения пользователей к сети Интернет, обеспечивающее полноценный учет трафика, разграничение доступа и предоставляющее встроенные средства сетевой защиты
165.21kb.
1 стр.
Министерство образования и науки
44.85kb.
1 стр.
Порядок организации доступа к сети передачи данных, Интернет
33.71kb.
1 стр.
Нормы пользования услугами сети передачи данных и доступа в сеть интернет общие положения
47.33kb.
1 стр.
Uddi (Universal Description, Discovery and Integration) описывает модель данных, предназначенную для каталогизирования и доступа к услугам, предоставляемым веб-сервисами
20.18kb.
1 стр.
Высокоскоростной беспроводной 3G/Wi-Fi маршрутизатор
989.64kb.
11 стр.
Памятка по настройке доступа к сети Интернет по технологии Wi-Fi для персональных или портативных компьютеров
33.1kb.
1 стр.
Положение об использовании сети Интернет в образовательном учреждении
55.16kb.
1 стр.