Главная
страница 1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«российский государственный педагогический университет има. и. герцена»

М2.В.ДВ.2 Традиционные и современные технологии

декоративно-прикладного искусства


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА

по направлению

05010006.68 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
магистерская программа «Декоративно-прикладное искусство»

Квалификация (степень) выпускника магистр



Утверждено на заседании кафедры

Декоративно-прикладного искусства

Протокол № 7 от 15.03.2011 г.

Зав. кафедрой

____________Некрасова-Каратеева О.Л.





Утверждено на заседании Совета

факультета изобразительного

искусства

Протокол № 8 от 14.04.2011 г.

Председатель Совета

__________________ В.А.Кузмичев



Санкт-Петербург

2011 г.ДИСЦИПЛИНА: М2.В.ДВ.2 Традиционные и современные технологии декоративно-прикладного искусства

дисциплины в структуре ООП: профессиональный цикл, вариативная часть, дисциплины по выбору

Трудоемкость и аттестация по дисциплине:

Дисциплина

семестр

Трудоемкость

Аудиторная нагрузка, часы:

Форма итоговой аттестации / семестр

Всего кредитов /

из них на экзамен

Всего часов на теоретическое обучение

из них:

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия




Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа




Традиционные и современные технологии декоративно-прикладного искусства 3 сем.

108

28




80







28

3 сем.-зачет


Цель и ожидаемые результаты изучения модуля / дисциплины: студент должен обладать следующими компетенциями ПК- 1, 9,19

способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);


Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:

Знали:



  • особенности, историю и основные направления развития разных видов декоративного творчества

  • основные средства художественной выразительности в области декоративного искусства

Умели

  • планировать и завершать работу в разных областях декоративного творчества

  • строить алгоритм работы в традиционных и современных техниках декоративного творчества

Владели:


  • способностью к самостоятельной творческой работе, развитым образно-конструктивным композиционным мышление с акцентом на особенностях творческого процесса в области декоративно-прикладного творчества




  • технологиями преподавания разных видов декоративно-прикладного творчества в общеобразовательной школе, средних специальных учебных заведениях, учреждениях дополнительного художественного образования и художественно-педагогических вузах;



  • практическими навыками профессионального мастерства в разных областях традиционного и современного декоративного творчества.


Содержание дисциплины с указанием тем и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:

п/п

Название темы с кратким содержанием

Виды занятий, часы

Самостоятельная работа, часы

Всего часов

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия































Тема 1. Традиционная роспись фарфора. История европейского и русского фарфора. Петербургская фарфоровая мануфактура Состав красителей. Способы надглазурной росписи.







2

4







Тема 2. Растительные мотивы в традиционной росписи фарфора. Мейсенский букет. Русская традиция. Роспись на скипидаре. Роспись в несколько обжигов. Лесировочная роспись.







2

6







Тема 3. Образ человека в традиционной росписи фарфора.







4

4







Тема 4. Образ человека в авангардном фарфоре 20-х годов.







2

6







Тема 5. Композиция тарелки «Образ человека». Мазковая роспись..







4

8







Тема 6. Современные художники фарфора. Техники росписи, мотивы, композиции.







2

6







Тема 7. Композиция на заданную тему в круге. Современные приемы росписи.







4

8







Тема 8. Смешанные техники в росписи фарфора. Графика и роспись. Сплошное крытье.







2

6







Тема 9. Сложная композиция в смешанной технике.







4

6







Тема 10 Ансамбль предметов. Фарфор с росписью. Сложные приемы росписи.







4

6







Содержание вариативной самостоятельной работы










20




Итого:







28

80

108


Интерактивные формы занятий:

темы

Формы




Работа в группе

1, 2.3

Презентация на экране.

6.10

Дискуссия


Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

Определяется практическим характером дисциплины.



Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:

п/п

Темы дисциплины

Содержание самостоятельной работы студентов

Количество часов




Тема 1.

Сбор материала и создание зарисовок с аннотациями по теме. Подготовка красочной палитры. Подготовка красок к работе. Пробная роспись. Изучение способов кистевого письма по фарфору.

2




Тема 2.

Письмо растительных мотивов. Изготовление пробника. Подготовка к обжигу. Письмо слоями. Лесировочная роспись.

4




Тема 3.

Сбор материала по теме «Образ человека». Эскизирование. Создание авторской композиции. Монохром. Цветной вариант. Подбор палитры. Роспись тарелки.

4




Тема 4.

Сбор материала по теме «Образ человека в фарфоре 20х годов». Эскизирование. Создание авторской композиции. Монохром. Цветной вариант.

4




Тема 5.

Подбор палитры. Роспись тарелки.

4




Тема 6. .

Сбор материала по современному фарфору

4




Тема 7.

Создание авторской композиции в современных техниках росписи фарфора

6




Тема 8.

Создание композиции для тарелки в смешанной технике росписи фарфора. Графика и роспись. Сплошное крытье.

4




Тема 9.

Сбор материала для сложной композиции в смешанной технике. Эскизы. Картон. Перевод в материал. Роспись.

4




Тема 10

Проект ансамбля предметов с росписью надглазурными красками. Использование сложных приемов росписи.

4













Итого:

60 часов


Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:


п/п

Темы дисциплины

Содержание самостоятельной работы студентов

Количество часов

1.

1,3,4,6,9

Сбор визуального материала. Атрибуция фарфоровых предметов.

5





3,7,8,9,10

выполнение краткосрочных композиционных заданий самостоятельно.

5





1,3,4,6,9

подготовку устных сообщений по темам курса с показом собранного самостоятельно материала – компьютерная презентация

5





3,4,8,9.10

выполнение эскизов к упражнениям и основным композиционным заданиям;

5


Итого:

20 часов


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:



  1. Веселова Юлия Валериевна Живопись и цветоведение. Рисунок [Электронный ресурс] электронный учебно-методический комплекс / Ю. В. Веселова ;Новосиб. гос. техн. ун-т Новосибирск , [2012]. ID 000163417

  2. http://elibrary.nstu.ru/source?bib_id=vtls000163417




  1. Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней. "Юрайт": ISBN 978-5-9916-1697-3: 2012 г.: 5-е изд., перераб. и доп. 435 с. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=3655




  1. Каптерева, Татьяна Павловна. Римская мозаика. Африка / Каптерева, Татьяна Павловна; Т. П. Каптерева . - М.: Белый город, 2008. - 46, [2] с.: цв. ил. - (Эпохи. Стили. Направления). - Указ. произедений.: с. 48. - На обл. авт. не указан. - ISBN 978-5-7793-1403-9.

б) дополнительная литература:

  1. В.Б. Ермолова. Русский фарфор XVIII-начала XX века. М. – 1989

  2. Тубли М.П. Эльвира Еропкина: Фарфор, керамика. — СПб: Алаборг, 2009.

  3. Некрасова-Каратеева О.Л. Этот удивительный мир предметов: образовательная программа «Путь в изобразительное искусство»: учеб. пособие. М-во образования и науки РФ, М-во культуры РФ, РГПУ им. А.И.Герцена, ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ. – CD-ROM. – СПб,: ГРМ, 2010.

  4. Некрасова-Каратеева О.Л. Учимся лепить (книжка-помощница). 2-е изд., испр. – СПб: Нестор-История, 2012

  5. Векслер А.К. Коллаж: учебно-методическое пособие, М-во культуры РФ, ФГБУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ, М-во образования и науки РФ, РГПУ им. А.И. Герцена. – CD-ROM. – СПб.: «ООО Студия «НП- Принт», 2012. серия:Т ехники в изобразительном и декоративном искусстве.

  6. В. Н. Молотова Декоративно-прикладное искусство. Форум, Серия: Профессиональное образование

  7. К. Даглдиян. Декоративная композиция. Феникс Серия: Высшее образование 2008 г.

  8. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства Изд. В. Шевчук; 2011 г.

  9. Л. В. Косогорова, Л. В. Неретина Основы декоративно-прикладного искусства Академия Серия: Высшее профессиональное образование. Бакалавриат; 2012 г.

  10. Русский народный орнамент. Выпуск 1. Шитье, ткани, кружева. Редактор: И. Суслова. Golden Books; 2008 г.

  11. Русские художественные промыслы. Редакторы: М. Шинкарук, Людмила Киселева, Ольга Блинова. Мир энциклопедий Аванта +, Астрель; 2010 г.

  12. Автор: З. С. Федорова, Р. Р. Мусина История художественной керамики. МГХПУ им. С.Г.Строганова 2010 г.

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

http://ceramics-pottery.ru/article/ история фарфора

http://www.pottery.ru/index.php3?mode=1&id=3425 история керамики

http://www.ipm.ru/about/museum официальный сайт ИФЗ

http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/12/2003/hm12_3_3.html официальный сайт Государственного Эрмитажа. Коллекция ИФЗ.

г) электронно-библиотечные системы (ЭБС):



п/п

Дисциплина

Ссылка на информационный ресурс

Наименование разработки в электронной форме

Доступность






http://ibooks.ru/


Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

http://www.iprbookshop.ru/

Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

http://www.biblioclub.ru

Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

http://e.lanbook.com

Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Лань»

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

http://www.artlib.ru/

Библиотека изобразительных искусств [Электронный ресурс]

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет







http://www.bibliotekar.ru/muzeu.htm

Библиотека художника

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет


Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  1. Лекционные занятия:

    1. комплект электронных презентаций/слайдов,

    2. аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук),



  2. Лабораторные занятия:

    1. презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук),

    2. пакеты ПО общего назначения (текстовые редакторы, табличные редакторы),

    3. керамическая мастерская, оборудованная столами, направленным освещением, турнетками, печами для обжига фарфора.



  1. Прочее

    1. рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером с доступом в Интернет,

Краткое содержание итоговой аттестации по дисциплине

Итоговая аттестация:

Осуществляется в форме зачета во 2 семестре, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по дисциплине.

Аттестация магистранта в форме зачета в каждом семестре должна продемонстрировать достаточно высокий уровень композиционного мышления магистрантов. Каждый раздел курса завершается организацией выставки учебных работ студентов, просмотром и обсуждением кафедрой и аттестацией в форме зачёта. В процессе коллективного обсуждения достоинств и недостатков каждой работы студенты имеют возможность получить мотивированную преподавателем оценку результатов своей деятельности.

В итоговой аттестации будут учитываться также индивидуальные успехи каждого студента по итогам презентаций и участия в творческих выставках и проектах.


Оценка компетенций, сформированных по дисциплине:

Компетенция

Контрольно-измерительные материалы оценки сформированности компетенции

ПК-1,

Все разделы сам.работы

ПК-9,

Все разделы сам. работы

ПК-19

Аттестация по всем заданиям сам. работы


Разработчики:

Кафедра декративно-прикладного искусства




Доцент, кандидат искусствоведения










Ю.В.Гусарова 

(место работы)




(должность, уч. степень, звание)




(подпись)




(ФИО)

 РГПУ им. А.И.Герцена ФИИ, каф. ДПИ




Зав. кафедрой ДПИ, профессор, доктор искусствоведения










Некрасова-Каратеева О.Л.

(место работы)




(должность, уч. степень, звание)




(подпись)




(ФИО)


Приложение

Обеспеченность учебно-методической документацией

по дисциплине «М2.В.ДВ.2 Традиционные и современные технологии декоративно-прикладного искусства»

(за полный прошедший учебный год)




№п/п

Наименование

дисциплины



Наименование

учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций



Количество экземпля

ров


Обеспеченность студентов учебной литературой (экземпляров на одного студента)

1.

М2.В.ДВ.2 Традиционные и современные технологии декоративно-прикладного искусства


Каптерева Татьяна Павловна. Римская мозаика. Африка / Каптерева, Татьяна Павловна; Т. П. Каптерева . - М.: Белый город, 2008. - 46, [2] с.: цв. ил. - (Эпохи. Стили. Направления). - Указ. произедений.: с. 48. - На обл. авт. не указан. - ISBN 978-5-7793-1403-9.


чит.з -1. б-ка -1 — 2 экз

0.5

Веселова Юлия Валериевна Живопись и цветоведение. Рисунок [Электронный ресурс] электронный учебно-методический комплекс / Ю. В. Веселова ;Новосиб. гос. техн. ун-т Новосибирск , [2012]. ID 000163417 http://elibrary.nstu.ru/source?bib_id=vtls000163417





Электронно-библиотечная система (ЭБС)

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет



Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней. "Юрайт": ISBN 978-5-9916-1697-3: 2012 г.: 5-е изд., перераб. и доп. 435 с. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=3655





Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Лань

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет







Смотрите также:
Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению 05010006. 68 Педагогическое образование
222.61kb.
1 стр.
Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению 05010006. 68 Педагогическое образование
289.58kb.
1 стр.
Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению 05010006. 68 Педагогическое образование
162.71kb.
1 стр.
Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению 05010006. 68 Педагогическое образование
210.95kb.
1 стр.
Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению «05010006. 68 Педагогическое образование»
307.17kb.
1 стр.
Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению 05010006. 68 Педагогическое образование
312.77kb.
1 стр.
Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению 540100 естественнонаучное образование 540103 географическое образование
93.75kb.
1 стр.
Педагогическое образование Профиль: Художественное образование Выпускник по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
930.87kb.
6 стр.
В. Д. Шадриков " 10 " 03 2000 г
351.28kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний по психологии по направлению подготовки 050400. 68 Психолого-педагогическое образование
249.11kb.
1 стр.
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 032700 «Филология» Образовательные программы
50.21kb.
1 стр.
В. Д. Шадриков " 05 " апреля 2000 г. Номер государственной регистрации 327 тех/маг государственный образовательный стандарт
307.92kb.
1 стр.