Главная
страница 1
Работы учащихся

Региональный этап VII конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я — исследователь»

Исследовательская работа на тему:
«Почему дети учатся по-разному?»
Направление: гуманитарное

III возрастная группа


Работа


ученицы 3 А класса

МОУ «СОШ №12»

г. Чебоксары

Смирновой Ангелины


Научный руководитель:

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №12»

Александрова Н.В.,

педагог-психолог

МОУ «СОШ №12»

Ларина Л.Д.

Чебоксары

2011

Введение

В конце третьей четверти второго класса у нас состоялось совместное собрание учащихся и родителей, на котором наша учительница подвела итоги четверти. Был составлен рейтинг успешности учащихся. Разница в среднем балле успеваемости между самыми успешными (5,0 б) и слабоуспевающими учениками (3,0) составила 2 балла. Вот как выглядит успеваемость нашего класса за 2 четверть 2010-2011гг.



Успеваемость в 3 а классе
1группа – отличники, 2 группа - ударники, 3 группа – троечники

Как видим, троечники составляют больше половины класса. Хотелось бы, чтобы больше было отличников и ударников.



Проблема исследования:

У нас возник проблемный вопрос «Почему дети учатся в одном классе, у одних и тех же учителей, а результаты учёбы разные?»



Актуальность нашего исследования в заинтересованности учеников, учителей и родителей в повышении качества знаний учащихся нашего класса. Мы думаем, что проведённая нами работа поможет повысить успеваемость в классе и будет полезна не только ученикам, но и родителям.

Цель исследования: выяснить, какие факторы влияют на успешность учёбы.

Задачи исследования:

  1. Научиться обрабатывать информацию и представлять в различных видах (текст, графики, диаграммы)

  2. Научиться анализировать данные, обобщать информацию.

  3. Разработать Проверить выдвинутые родителями и учениками гипотезы.

  4. советы ученикам и родителям по повышению успеваемости.

Объект исследования: 3 А класс СОШ №12.

Мы разделили учеников нашего класса на три экспериментальные группы: отличники (в дальнейшем группа №1), ударники (в дальнейшем группа №2), троечники (в дальнейшем группа №3).



Методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос учителей, учащихся и родителей, изучение литературы.

Гипотезы:

По мнению родителей и учеников на успеваемость учащихся нашего класса влияют следующие факторы:



  1. Уровень образования родителей.

  2. Желание учиться (Уровень учебной мотивации).

  3. Умение учиться (Уровень развития общеучебных умений).

  4. Дисциплина на уроке.

  5. Занятость в кружках и секциях.

  6. Уровень развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).

  7. Уровень развития волевой сферы.

С помощью учителя, родителей и школьного психолога мы начали анализировать все эти факторы.
1 фактор. Уровень образования родителей.

На основе общих сведений об учащихся, родителях, а также анкетирования мы выяснили, что в нашем классе всего 7 мам и 5 пап имеют высшее образование. Причем их дети принадлежат ко всем трем экспериментальным группам.



Вывод 1. Высшее образование родителей не является обязательным условием успешного обучения детей.

2 фактор. Уровень учебной мотивации

Детям была предложена анкета Н. Г. Лускановой «Уровень школьной мотивации»

(Приложение 1).

Учащиеся с высоким уровнем учебной мотивации учатся с удовольствием, осознавая необходимость получаемых в школе знаний и умений для дальнейшей жизни.

Учащиеся со средним уровнем учебной мотивации положительно относятся к школе, стараются выполнять все требования учителей, потому, что «так надо».

Учащиеся с низким уровнем учебной мотивации учатся, «чтобы хвалили или не ругали родители и учителя».



Уровень учебной мотивации

Вывод 2. Хуже успевают те ребята нашего класса, которые имеют внешний мотив, то есть учатся не для себя, а для того, «чтобы хвалили или не ругали родители и учителя».

3 фактор . Уровень развития общеучебных умений

Мы провели самооценку общеучебных умений по Таблицам требований в дневниках по ОС «Школа 2100» (Приложение 2) , сравнили её с оценкой учителей.




Оказалось, что в 3 группе очень низкие показатели по этому признаку. Учащиеся плохо умеют решать учебные проблемы, действовать по составленному плану, правильно оценивать свою работу.

Вывод 3.

Уровень развития общеучебных умений влияет на успешность в учёбе.

4 фактор . Дисциплина на уроке

Мы проводили наблюдение за учениками 3 класса в течение 2 четверти и ставили оценки в Дневник порядка. Оказалось, что дисциплину нарушают только учащиеся 3 группы.



Дисциплина на уроке
Вывод 4. Дисциплина на уроке существенно влияет на успеваемость учащихся.

5 фактор. Занятость в кружках и секциях.

Наши родители высказали предположение, что дети плохо учатся, так как много времени тратят на занятия в кружках и секциях.

Однако такая закономерность не подтвердилась. Все дети нашего класса посещают кружки (за исключением одного ученика, который не занимается по состоянию здоровья), а результаты учёбы у всех разные.
Посещение кружков
Вывод 5. Посещение кружков и секций не влияет на снижение успеваемости.
6 фактор. Уровень развития познавательных процессов: память, внимание, мышление (Приложение 3)


  • Диагностика особенностей памяти проверялась по к Н. Рогова «Настольная книга школьного психолога»

  • Внимание мы проверяли по методике Мюнстенберга.

  • В качестве диагностики особенностей мышления мы взяли тест «Исследование словесно-логического мышления детей 7-10 лет» (Э.Ф. Замбацявичене)

Исходный вариант данной методики – тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.

Выявив средний уровень развития всех познавательных процессов в целом, и сравнив результаты трех групп испытуемых, мы получили следующие диаграммы:



Уровень развития памяти
Как видим, уровень развития памяти самый высокий в 1 группе, во 2 и 3 группе он почти не отличается.

Уровень развития внимания
А вот уровень развития внимания ниже даже во 2 группе, а особенно в 3 группе. Здесь нет детей с низким уровнем развития памяти, но достаточно много детей невнимательных. Именно это и является помехой в учёбе.

Уровень развития мышления.
Мыслительные операции очень хорошо развиты в первой группе. У учеников 3 группы преобладают средние показатели, у некоторых появляются низкие.

Вывод 6. Уровень развития познавательных процессов (особенно внимания и мышления) влияет на успеваемость.

7 фактор . Уровень развития волевой сферы. (Приложение 5)

Диагностика проводилась по анкете «Уровня развития волевых качеств» (Кн. Орлов Ю.М. «Психология самопознания и самовоспитания характера» - М., 2006)



Уровень развития воли

Выявлено, что дети, которые плохо учатся, объясняют это тем, что «не могут себя заставить». Это говорит о слабом развитии силы воли.



Вывод 7. Уровень развития волевых качеств влияет на успеваемость.

Заключение.

Таким образом, в ходе исследования мы проверили гипотезы учеников и родителей нашего класса о причинах различий в успеваемости учеников.

На наш взгляд,


  • совершенно неверным является мнение о том, что учёбе мешает посещение кружков.

  • образование родителей также не имеет решающего значения.

Все остальные гипотезы частично подтвердились.

  • Решающим фактором, влияющим на успешность учёбы, является уровень развития учебных мотивов: для чего учиться хорошо? Знания нужны, чтобы уметь решать любые жизненные задачи!

  • Для того, чтобы получить знания, нужно развивать в себе внимание и память. Это основа хорошей учёбы.

  • Нередко быть внимательным на уроке мешает плохая дисциплина

  • Не могут заставить вести себя хорошо и быть внимательными ученики, у которых слабо развита воля.

Таким образом, чтобы повысить успеваемость нужно:



  • развивать память, внимание, мышление

  • развивать любознательность

  • воспитывать волю и характер

В продолжение нашей работы мы начали собирать Портфолио советов и рекомендаций по развитию познавательных процессов и волевой сферы.

(Приложение 6)



Надеемся, что наше исследование поможет повысить успеваемость в классе: количество троечников сократится, а количество отличников и ударников возрастёт.



Смотрите также:
Почему дети учатся по-разному?
69.08kb.
1 стр.
Лица одесской национальности
122.06kb.
1 стр.
21 января и 21 февраля
21.73kb.
1 стр.
Пояснительная записка Направленность программы
282.6kb.
1 стр.
Тургенев и с. «отцы и дети» как философский роман
96.35kb.
1 стр.
Зачем дети ходят в Интернет? Рейтинг 5 популярных детских запросов в поисковиках
39.04kb.
1 стр.
Дети водят хоровод. Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории мдоу «црр – д/с №153»
153.81kb.
1 стр.
Формирование личности безопасного типа поведения на уроках обж на основе использования технологии решения конкретных ситуаций
254.96kb.
1 стр.
Люди перестают мыслить, когда перестают читать
86.62kb.
1 стр.
Гбоу цо №1486 свао москвы Знакомство младших школьников с культурой народов России при подготовке пластилинового мультфильма
63.04kb.
1 стр.
Способы защиты от сглаза и порчи
435.17kb.
3 стр.
Детская клептомания
64.86kb.
1 стр.