Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7

Управление по делам молодежи Новосибирской области

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

Министерство культуры Новосибирской области

Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области

«Дом молодежи»

Государственное бюджетное учреждение культуры Новосибирской области

«Новосибирская областная юношеская библиотека»


Информационно-методическое пособие

для проведения открытых уроков памяти

и мероприятий, в рамках проведения

областного историко-просветительского проекта
«СТАЛИНГРАД — 70 ЛЕТ СЛАВЫ»,
посвященного празднованию 70-й годовщины

разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск

в Сталинградской битве

Новосибирск

2013


ББК 74.200.58+63.3(2)622

И 74

Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области

«Дом молодежи»
Составители:

Бородин С. В., Тощаков Р. Е., Никульников А. Н., Ковалева О. В.

Информационно-методическое пособие для проведения открытых уроков памяти и

И 74 мероприятий в рамках проведения областного историко-просветительского проекта



«СТАЛИНГРАД — 70 ЛЕТ СЛАВЫ», посвященного празднованию 70-й годовщины разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве [Текст] /

государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Дом молодежи» ; сост.: С. В. Бородин, Р. Е. Тощаков, А. Н. Никульников, О. В. Ковалева. — Новосибирск, 2013. — 72 с.


Основной целью данного пособия является информационно-методическое сопровождение организаторов патриотического воспитания Новосибирской области в рамках выполнения Федерального закона от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России».

Данное информационно-методическое пособие содержит методические рекомендации и организационно-практический опыт по организации и проведению в образовательных учреждениях, учреждениях культуры, патриотических клубах открытых уроков памяти и мероприятий. Также в пособии представлено положение о проведении областного историко-просветительского проекта «СТАЛИНГРАД — 70 ЛЕТ СЛАВЫ», в рамках которого организованы: областная заочная викторина «Великая битва великой войны» и конкурс «Авторские методические разработки и педагогические проекты, посвященные 70-летию Сталинградской битвы».

Издание адресовано организаторам патриотического воспитания, педагогам и учителям образовательных учреждений и учреждений культуры, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам-организаторам, руководителям патриотических организаций и объединений, ведущих работу по патриотическому воспитанию молодёжи, а также всем, кто увлечен историей Сталинградского сражения.

ББК 74.200.58+63.3(2)622



ГБУ НСО «Дом молодежи», отдел гражданско-патриотического воспитания

Адрес: 630091 г. Новосибирск, ул. Советская, 52/2.

Тел./факс (383) 243-58-00. E-mail: ogpv@ngs.ru.
© ГБУ НСО «Дом молодежи», 2013

© Бородин С. В., Тощаков Р. Е., Никульников А. Н.,

Ковалева О. В., составл., 2013
СОДЕРЖАНИЕ

Методические рекомендации по организации и проведению уроков мужества

и мероприятий, посвященных 70-летию Сталинградской битвы ……………………............ 4
Сталинградская битва. 70 лет со дня победного завершения ……..................................... 8
«Горят гвоздики на снегу». Урок мужества, посвященный 70-й годовщине

разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом …………………………................ 9


Тематический вечер «Подвиг Сталинграда» ………………………………………................. 13
Сценарий внеклассного мероприятия «По дорогам Сталинграда» …………………......... 17
«Поклон земле, суровой и прекрасной». Литературно-музыкальный вечер

для учащихся 7–9-х классов …………………………………………………………….............. 21


Классный час «Мужество. Героям Сталинградской битвы посвящается» …………......... 27
Литературно-музыкальная композиция «Сталинградская битва» ………………............... 36
Сценарий тематического вечера «Сталинградская битва» ……………….......................... 45
Классный час — урок мужества «Сталинградская битва»

для учащихся 8–10-х классов …………………..................................................................... 48


Линейка памяти «Сталинградская битва» ……………………………................................... 54
Сценарий торжественной линейки «День разгрома советскими войсками

немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 1943 года» ………………………..... 56


Классный час «Сталинградская битва в военных фотографиях» …………………............ 62
Положение о проведении областного историко-просветительского проекта

«СТАЛИНГРАД — 70 ЛЕТ СЛАВЫ», посвященного празднованию

70-й годовщины разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск

в Сталинградской битве ……………………………................................................................ 66


Положение о викторине «Великая битва великой войны»,

проходящей в рамках областного историко-просветительского проекта

«СТАЛИНГРАД — 70 ЛЕТ СЛАВЫ» …………………………………………………………...... 68
Положение о проведении областного конкурса

«Авторские разработки, посвященные 70-летию Сталинградской битвы» ………………. 70


Итоговая анкета района — участника областного историко-просветительского

проекта «СТАЛИНГРАД — 70 ЛЕТ СЛАВЫ» ………………………………………………...... 71


Критерии оценки для составления рейтинга активности муниципальных районов

и городских округов Новосибирской области в проекте …………………………………...... 72


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ МУЖЕСТВА

И МЕРОПРИЯТИЙ,

ПОСВЯЩЕННЫХ 70-ЛЕТИЮ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ
Из опыта работы педагогов МОУ «Гимназия № 5» г. Волгограда

Празднование 70-летия разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве — огромнейшее событие в жизни не только России, но и всего прогрессивного человечества, будет широко отмечаться различными мероприятиями: торжественными собраниями, митингами, возложением венков и гирлянд памяти к Вечному огню, концертами, в том числе театрализованными мероприятиями, посвященными литературным произведениям военной тематики.

Методические рекомендации касаются одной из форм воспитательной работы —
УРОКА МУЖЕСТВА.

Уроки мужества представляют собой внеклассные мероприятия, интегрирующее в своей идее когнитивную, эмоционально-чувственную, ценностно-смысловую, морально-волевую, деятельностно-рефлексивную стороны личностного опыта. Именно в этой интеграции заключается особенность использования в воспитательной работе данной формы.

Комплексность воздействия на психический мир личности достигается сбалансированным воздействием информации, иллюстративного материла, артефактов, непосредственного контакта с участниками событий, просмотром художественных и документальных фильмов, исполнением песен. При комплексном использовании исторического иллюстративного материала разница и расхождение между историческим фактом (историческим событием) и его интерпретацией исчезает, а вопрос об особенностях памяти о прошлом может не артикулироваться. Урок может иметь дискуссионную часть, в ходе которой, например, обсуждается героический поступок, историческое событие.

Победа под Сталинградом имела грандиозные последствия для Красной Армии, советских солдат и офицеров, для всей страны. В ходе Сталинградской битвы идеи чести, свободы, патриотизма, любви к Родине слились в единое целое с противоречивым русским национальным характером, идеологией коллективизма и стали новым, реальным мироощущением десятков и сотен тысяч защитников Сталинграда, всей России. Этому мироощущению соответствовал феномен Победителя, сформировавшийся в кровопролитных боях и пробудивший непобедимый дух воина-освободителя.

Поэтому целью уроков мужества в образовательных учреждениях и учреждениях культуры Новосибирской области должно стать формирование новых поколений победителей, доверяющих своей стране, ее ценностям, истории, культуре и традициям, вовлеченных в проблемы общественного развития, способных к жизнедеятельности в изменяющемся мире, преодолению вызовов истории и современности, готовых к самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации на благо Отечества, обеспечивающих их социальную успешность, ответственных перед семьей, обществом и государством, занимающих активную гражданскую позицию.

Задачи, решаемые при подготовке и проведении уроков мужества:

– расширение и углубление представлений обучающихся о всемирно-историческом значении и величии роли Сталинградской битвы в сохранении и развитии мировой цивилизации;

– актуализация путей и средств сохранения и освоения наследия защитников Сталинграда как высшей общественной ценности и как социально-исторической памяти;

– формирование у детей и молодежи культуры «прочтения» наследия Сталинградской битвы, потребности обращаться к урокам прошлого;

– содействие межпоколенческой консолидации общества в деле духовного, политического и экономического возрождения России;

– использование опыта старших поколений, героев Сталинграда, Великой Отечественной войны, тружеников тыла — людей разных возрастов, национальностей и вероисповеданий для формирования человека культуры, гражданина, патриота;

– воспроизводство в настоящем и будущем идей, идеалов, образов, значений, ценностей, смыслов, традиций, стереотипов, культурно-нравственных ориентиров, проявившихся в Сталинградской битвы, в современной общественной жизни;

– военно-патриотическое воспитание на основе подвига советского народа в Сталинградской битве, примеров выполнения священного долга по защите Родины, образов героизма и самоотверженности;

– раскрытие форм и граней единства прошлого, настоящего и будущего России, обеспечение преемственности духовных, культурных и боевых традиций нашего народа и его Вооруженных Сил;

– формирование социальной ответственности у молодежи за прошлое, настоящее и будущее России.

Подготовительная часть включает в себя определение цели, условий проведения урока мужества, задач проведения, исходящих из условий проведения. Результатом такой методологической проработки выступает формулировка темы урока мужества. В качестве примеров такой формулировки могут быть: «Подвигу Сталинграда жить в веках», «Мы чтим и помним вас, герои Сталинграда!», «Вехи великой битвы на Волге», «Меч Великой Победы ковал Сталинград!», «На Сталинградском направлении», «Ты в нашей памяти и сердце, Сталинград!», «Поклонимся великим тем годам...», «200 огненных дней и ночей» и т. д.

В ходе подготовки необходимо выявить ресурсы, актуализирующие эмоциональный мир участников урока мужества. Для этого предлагаются следующие интернет-ресурсы:

www.vip-volga.narod.ru — Народная энциклопедия Волгоградской области,

www.stalingrad-battle.ru — Музей-заповедник «Сталинградская битва»,

www.volfoto.ru — фотографии Волгограда,

www.stalingrad.ws — Сталинградская битва,

www.visitvolgograd.ru/article/museums/0004/0004.htm — блог-путеводитель по историческим местам Волгограда,

battle.volgadmin.ru — страница о Сталинградской битве сайта правительства Волгоградской области,

images.yandex.ru — фотографии Сталинградской битвы,

stalin-battle.narod.ru — сайт о Сталинградской битве,

militera.lib.ru/h/samsonov1/ill.html — книга Самсонова А. М. «Сталинградская битва»,

dokofilm.ru/news/stalingradskaja_bitva_2002/2011-04-12-260 — документальный фильм «Сталинградская битва» (2002),

kinofilms.tv/film/stalingradskaya-bitva/29257/ — документальный фильм «Сталинградская битва» (1949),

www.moova.ru/news/stalingradskaja_bitva_2_serii/2010-11-24-6999 — художественный фильм «Сталинградская битва», 2 серии (2010),

dic.academic.ru/dic.nsf/bse/135501/ — статья в словаре «Сталинградская битва»,

www.russlav.ru/aktualno/stalingradskaya-bitva.html — о Сталинградской битве,

www.rkka.ru/maps1942.htm — карты Сталинградской битвы,

www.opoccuu.com/191111.htm — Русский портал,

mamaew-kurgan.ru/dir/1 — «Мамаев курган»,

moikompas.ru/compas/stalingrad — о Сталинградской битве,

www.stalingrad.h15.ru/articles/main/Index.htm — о Сталинградской битве,

www.warheroes.ru/Stalingrad.asp — сайт городов-героев,

www.ria.ru/spravka/20120717/700924750.html — хроника Сталинградской битвы,

www.otvoyna.ru/statya74.htm — документы Сталинградской битвы,

bung.do.am/publ/fridrikh_pauljus/1-1-0-13 — статьи о военачальниках Сталинградской битвы и др.

При проведении урока мужества находят применение практически все художественные средства, которые используются в культурно-досуговой деятельности. Художественные средства делают ход урока мужества выразительным, эмоционально насыщенным, интересным и увлекательным, создают возможность для глубокого эмоционального переживания собственных поступков в похожих ситуациях.

Художественное слово. Один из самых доступных для восприятия видов художественного исполнительства — чтение стихов и прозы. В ходе урока мужества возможно использование разнообразных форм речевого исполнительства: монологи в стихах и прозе, парная и хоровая декламация, декламация в лицах.

Драматические фрагменты. Театрализация может использоваться в узловых моментах хода урока мужества.

Музыка. Многочисленные способы использования музыкальных произведений в ходе урока мужества могут быть сведены к следующим основным вариантам: музыка как средство создания и углубления у участников урока мужества необходимого эмоционального состояния либо музыка как средство привязки действия к определенному месту и времени. Музыка может иметь и вспомогательное значение, служить своеобразным фоном для рассказа или игрового эпизода.

Видеосюжеты в ходе урока мужества. Использование видео открывает перед организаторами уроков мужества поистине безграничные возможности. Кроме высокой эмоциональной выразительности и убедительности фильмов, немаловажную роль играет простота применения кино- и видеоматериалов, легкость введения киноотрывков в смысловой ряд урока мужества любой темы. Лучший и наиболее впечатляющий способ такого показа — демонстрация специально смонтированных очень коротких эпизодов из киноматериалов разных лет. Сравнительно несложно одновременно вмонтировать на экран цифры, показывающие, к какому году относятся изображаемые на экране события.

Сценарий урока мужества — это педагогическая программа образовательно-воспитательной духовно-ценностной интеграции участников. Существует несколько факторов, которые влияют на успешность урока мужества и которые необходимо учитывать при его планировании.

Во-первых, нужно четко определить, на какую возрастную группу оно будет рассчитано. Затем, исходя из психологических и физических особенностей предполагаемого возраста, пишется сценарий.

Во-вторых, учет специфики аудитории.

В-третьих, сценарий мероприятия должен обладать следующими характеристиками: информативностью (позитивная информация), эмоциональной насыщенностью, ценностной и смысловой наполненностью, проживаемостью и переживаемостью событий, возможностью рефлексии.

В-четвертых, ход урока мужества должен быть обоюдным, все его участники — участники происходящего. При этом события должны держать зрителя в постоянном напряжении, вызывать интерес.
Алгоритм сценария урока мужества

1. Оформление зала.

2. Демонстрация фрагмента кино-, видеофильма.

3. Выступление чтецов, фонограмма.

4. Открытие урока мужества, представление гостей, ветеранов.

5. Информация о событиях, которым посвящен урок мужества, демонстрация слайдов, видеофрагментов.

6. Выступление ветеранов, гостей. Ответы на вопросы обучающихся.

7. Художественное чтение, исполнение песен и других номеров художественной самодеятельности.

8. Выступления обучающихся с проектами по теме урока мужества.

9. Награждение ветеранов, гостей памятными подарками.

10. Демонстрация фрагмента кино-, видеофильма.

11. Закрытие урока мужества.


Организационные основы проведения урока мужества

1. Непосредственно перед уроком мужества необходимо проверить уровень подготовленности всех участников и ответственных за свои части сценария, внести последние коррективы.

2. Назначить ответственных: за встречу гостей, за организацию гардероба (при необходимо) и размещение участников. Пусть гости с первых шагов почувствуют, что их ждали.

3. Необходимо четко соблюдать регламент проведения урока мужества.

4. Четкая, слаженная работа всех участников организации мероприятия позволит провести его на высоком уровне.

5. Необходимо по ходу действия следить за реакцией аудитории и по возможности вносить коррективы в сценарий.

6. Проводить гостей так же важно, как и встретить.

После проведения урока мужества необходимо проанализировать его ход и итоги.


В процессе анализа необходимо дать оценку эффективности работы всех организаторов, оценить само событие: успешное, среднее и провальное.

Отследив все этапы подготовки и проведения мероприятия, выявить все сильные и слабые места, выработать рекомендации для использования положительного опыта в дальнейшем.


Рекомендуемая литература

Гроссман В. Жизнь и судьба. — М.: Книжная палата, 1990.

Ерёменко А. И. Сталинград. — М.: Воен. изд. МО СССР, 1961.

Исаев А. Сталинград. За Волгой для нас земли нет. — М.: Яуза, 2008.

Корти Э. Немногие возвратившиеся. Записки офицера итальянского экспедиционного корпуса 1942–1943 гг. — М.: Центрполиграф, 2002.

Крылов Н. И. Сталинградский рубеж. — М.: Воениздат, 1979.

Некрасов В. В окопах Сталинграда. — М.: Русская книга, 1995.

Сталинград: к 60-летию сражения на Волге. — СПб. – М.: Воениздат, 2002.

Сталинградская битва. Хроника, факты, люди: в 2 кн. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

Сталинградская эпопея. — М.: Звонница, 2000.

Сталинградская эпопея: сборник. — М.: Наука, 1968.

Сталинградская эпопея. Материалы НКВД СССР и военной цензуры из Центрального архива ФСБ. — М., 2000.

Судоплатов П. А. Разведка и Кремль: Записки нежелательного свидетеля. — М., 1996.

Танковый марш / под ред. М. Ф. Жаркого; МВАА. 3-е изд., перераб. и доп. — СПб., 2012.

Холль Э. Когда Волга текла кровью. — М.: Прогресс, 1965.

Чуйков В. И. Сражение века. — М.: Советская Россия, 1975.
Электронные полнотекстовые материалы

1. www.vounb.volgograd.ru/zemlya_volgogradskaya.html — электронный каталог Волгоградской областной универсальной научной библиотеки.

2. culture.volganet.ru/folder_6 — корпоративная библиотечная сеть Волгоградской области.
СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА

70 лет со дня победного завершения
Фабрика Ю. А.,

старший научный сотрудник Музея истории Сибирского военного округа

Победа в битве на Волге, одержанная советским народом и его Вооружёнными Силами, — одна из наиболее славных страниц героической летописи Великой Отечественной войны.

Сталинградская битва — это совокупность оборонительной (17 июля — 18 ноября 1942 года) и наступательной (19 ноября 1942 года —2 февраля 1943 года) операций, проведенных советскими войсками с целью обороны Сталинграда и разгрома крупной стратегической группировки немецко-фашистских войск, действовавшей на Сталинградском направлении. Битва продолжалась в течение шести с половиной месяцев — 200 дней и ночей.

В сражениях Сталинградской битвы с обеих сторон участвовало свыше 3 миллионов человек, более 60 200 орудий и минометов, 8 850 танков и 7 300 самолетов.

Фашистский блок потерял в ней около 1 миллиона солдат и офицеров — 1/6 своих сил, действовавших на советско-германском фронте, а нацистская Германия лишилась огромного количества военной техники — танков, самолетов, орудий, автомашин. Дорогой ценой досталась эта победа и Красной Армии: она потеряла более 1 миллиона 100 тысяч человек.

Победа Красной Армии в Сталинградской битве имела огромное военно-политическое и международное значение. Она внесла решающий вклад в достижение коренного перелома не только в Великой Отечественной, но и во всей Второй мировой войне. Выдающееся значение Сталинградской битвы и триумф в ней советского военного искусства получили широкое признание во всем мире.

На подступах к городу, в уличных боях, в небе Сталинграда, при уничтожении окруженной группировки противника советские воины проявили солдатскую доблесть, бесстрашие и отвагу.

За мужество и героизм, проявленные в Сталинградской битве, 44 соединениям и частям были присвоены почетные наименования, 55 — награждены орденами. 183 части, соединения и объединения стали гвардейскими. 112 человек удостоены звания Героя Советского Союза, свыше 700 тысяч участников битвы награждены медалью «За оборону Сталинграда». 8 мая 1965 года городу Волгограду (до 1961 года — Сталинград) было присвоено звание «Город-герой».

В Сталинградской битве на разных этапах сражались 12 сибирских дивизий и 2 бригады. По итогам боев 8 сибирских стрелковых соединений были преобразованы в гвардейские. Бесчисленны подвиги сибиряков — защитников Сталинграда. В ожесточенных боях отличились 42-я стрелковая бригада Героя Советского Союза М. С. Батракова (сформирована в Новосибирске, впоследствии стала 96-й гвардейской Иловайской ордена Ленина Краснознамённой ордена Суворова стрелковой дивизией), 112-я стрелковая дивизия (сформирована в городе Татарске Новосибирской области в 1941–1942 годах, впоследствии — Рыльско-Коростенская Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова стрелковая дивизия). 67-я гвардейская Витебская Краснознамённая стрелковая дивизия (сформирована в городе Татарске в 1936 году) за период с 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года с боями прошла более 160 километров, уничтожила до 20 000 гитлеровских солдат и офицеров, освободила десятки населенных пунктов.

В числе участников Сталинградской битвы — Героев Советского Союза — политрук
И. П. Герасимов (Новосибирск) и капитан Ф. В. Тюленев (Новосибирск).

Источники

Новосибирцы — Герои Отечества: [биогр. справ.] / авт.-сост. С. Н. Станков, С. Б. Виноградов. — Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 2010. — 767 с.: ил., портр. — Из содерж.: Герасимов Иннокентий Петрович. — С. 115; Тюленев Фёдор Васильевич. — С. 340–341.

Накоржевый А. И. Боевая слава сибиряков. Кн. 2: Сибиряки в Сталинградской битве. — Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 2008. — 213, [2] с.: ил., портр., табл. — Лит. и док.: С. 213–[214].

Сталинградская битва // Дни воинской славы России: в работах историков, док., мемуарах, произведениях худож. лит.: хрестоматия. — М., 2006. — С. 549–559.

Пермин А. Р. Боевой путь 112-й Сибирской Краснознамённой // Роль сибирских воинских формирований в ходе и исходе основных сражений Великой Отечественной войны 1941–1945 годов: [материалы одноим. воен.-патриот. конф., Новосибирск, 24–25 нояб. 1999 г.]. — Новосибирск, 2000. — С. 51–54. См. с. 52.

Молочаев И. П. Боевой путь сибирских дивизий в Великой Отечественной войне 1941–1945. — Новосибирск: ЛИБРА, 1995. — 284, [3] с.: схемы. — Место изд. на обл.: Красноярск. — Из содерж.: 67-я гвардейская Витебская Краснознамённая стрелковая дивизия. — С. 66–75. См. с. 71–72; 96-я гвардейская Иловайская ордена Ленина Краснознамённая ордена Суворова стрелковая дивизия. — С. 95–103. См. с. 96–97; 112-я Рыльско-Коростенская Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова стрелковая дивизия. — С. 133–138. См. с. 133.

Под Сталинградом // В пламени и славе: очерки истории Краснознам. Сиб. воен. окр. — 2-е изд., доп. и испр. — Новосибирск, 1988. — С. 121–144, ил. на вкл. л. между С. 128–129.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов.: в 2 т. — М.: Воениздат, 1987–1988. — Т. 1. — 1987. — 909, [1] с.: портр. — Из содерж.: Герасимов Иннокентий Петрович. — С. 319. Т. 2. — 1988. — 862, [1] с.: портр. — Из содерж.: Тюленев Фёдор Васильевич. — С. 615.

Сталинградская битва 1942–43 // Великая Отечественная война, 1941–1945: энциклопедия. — М., 1985. — С. 682–685.
Список литературы

1. Петрушин Н. Сибиряки на Сталинградских рубежах: [в основном о новосибирцах] // Сов. Сибирь. 2003. 1 февр. С. 2: ил.

2. Сасса Г. Решили стоять насмерть: 2 февраля — день разгрома совет. войсками нем.-фашист. войск в Сталингр. битве (1943 год) // Сов. Сибирь. 2002. 2 февр. С. 3: ил. О битве и участии в ней сибиряков, в т. ч. в составе 67-й и 112-й стрелковых дивизий и 42-й отдельной стрелковой бригады.


«ГОРЯТ ГВОЗДИКИ НА СНЕГУ»

Урок мужества, посвященный 70-й годовщине

разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом
Из опыта работы педагогов МОУ «Гимназия № 5» г. Волгограда

Цели урока:

– погрузить обучающихся в атмосферу великого подвига Сталинграда во время Великой Отечественной войны и в период восстановления города;

– способствовать воспитанию у обучающихся чувства национальной гордости за великий подвиг волжской твердыни средствами документального и художественного факта.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный центр.

Эпиграф мероприятия:

Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд! В. Гроссман


Ход урока
Звучит песня «Волгоград. Ой родной Волгоград».

На экране — заставка с названием мероприятия и эпиграфом.
Вступительное слово учителя:

– общая информация о памятном событии;

– представление гостей мероприятия (если есть таковые);

– представление участников (инициативной группы).


Звучит мелодия песни «Рио-Рита». На экране — кадры хроники довоенного Сталинграда.
1-й у ч е н и к. Сталинград!.. До войны — обычный город с улицами и площадями, старыми и новыми кварталами. С перезвоном трамваев, гудками теплоходов на Волге, суетой на улицах, рабочими буднями и семейными выходными.
2-й у ч е н и к. В то время он не был крепостью. В те памятные дни город готовился к выпускным вечерам. День 22 июня 1941 года выдался в Сталинграде жарким. В полдень сталинградцы узнали страшную весть: «Война!»...
Звучат вступительные аккорды песни «Священная война». На экране —

надпись «Родина-мать зовет!» и фотография скульптуры «Родина-мать» на Мамаевом кургане.
Чтецы, выходя по очереди, берут в руки цветок гвоздики.
1-й ч т е ц

Уходили мальчики — на плечах шинели,

Уходили мальчики — храбро песни пели.

Отступали мальчики — пыльными степями,

Умирали мальчики, где — не знали сами.
3-й у ч е н и к. Сталинград!.. Наверное, не так много на земле мест, к которым было бы так надолго приковано внимание людей разных стран мира, как было оно приковано к Сталинграду в далеком 1942 году.
2-й ч т е ц

Гроздья дней висят на ветви года

Аккуратно так — по месяцам.

И у каждого своя погода:

Тут морозно, жарковато там…

Вот он, август, плодозрелый, сочный,

Утомленный от избытка сил.

Освеженный временем проточным,

Многое в себе он позабыл.
3-й ч т е ц

И прекрасно! Помнить всё не надо.

Лишь бы не забыто было им

Двадцать третье — пепел Сталинграда

И шестое — Хиросимы дым.
1-й у ч е н и к. Самым трудным для сталинградцев был день 23 августа 1942 года. В три часа над городом появились сотни вражеских бомбардировщиков. Немцы сбрасывали бомбы. Кромешный ад. Отовсюду доносились стоны, крики раненых. Смерть разила людей всюду.
На экране — кадры сражающегося Сталинграда.
2-й у ч е н и к. Беспримерное мужество сталинградцев потрясало даже бывалых гитлеровских вояк: «Описать, что здесь происходит, невозможно. В Сталинграде сражаются все, у кого есть голова и руки, — мужчины и женщины». Фашисты гибли сотнями.
На экране — «Дом Павлова».
3-й у ч е н и к. Не только в стране, но и за рубежом известен «Дом Павлова». В конце сентября 1942 года командир отделения сержант Павлов, выполняя приказ командира, первым проник вместе с тремя бойцами в дом, уже занятый гитлеровцами. Гвардейцы выбили врага и превратили здание в опорный пункт. Ночью 2 октября со стороны мельницы пришло подкрепление. Вскоре туда подошли миномётчики. Всего в доме находилось 25 бойцов.
1-й у ч е н и к. 58 суток — срок больший, чем Германия затратила на захват целых европейских государств. Выстояв в кромешном аду, защитники дома 24 ноября вместе со своей дивизией перешли в стремительное наступление.
Фоном звучит мелодия песни «Горячий снег». На экране — Мамаев курган.
2-й у ч е н и к. Мамаев курган… В дни Сталинградской битвы он был отмечен на картах генеральных штабов всех стран мира. Здесь с 13 сентября 1942 года по 30 января 1943 года — 140 дней и ночей — не унималась дрожь земли от разрывов снарядов, мин и авиационных бомб. Здесь насмерть стояли советские воины, сражаясь за ключевую позицию обороны города.
1-й ч т е ц

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь!»

Родина!..


На экране — фотографии героев, о которых рассказываю ребята.
3-й у ч е н и к. В дни битвы гремела слава о снайпере сибиряке Зайцеве. Более 300 гитлеровцев уничтожил он в уличных боях.
1-й у ч е н и к. Связисты Титаев и Путилов, оба смертельно раненные, во время исправления поврежденной телефонной связи, теряя сознание, восстановили связь, зажав концы обратного провода зубами.
2-й у ч е н и к. Артиллерист Болтенко, оставшись у орудия один, смело вступил в единоборство с 15 вражескими танками и одержал победу.
3-й у ч е н и к. Морской пехотинец Михаил Паникаха загорелся от разбитой бутылки с зажигательной смесью, с которой он бросился на танк. Не останавливаясь, уже живым факелом он вскочил на танк и собой поджег фашистскую машину.
2-й ч т е ц

Подсчитайте, живые,

Сколько сроку назад

Был на фронте впервые

Назван вдруг Сталинград.

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна: мы за Родину пали,

Но она спасена.


1-й у ч е н и к. Дорогой жизни для осажденного города стали переправы через Волгу. Через них шло всё снабжение 62-й армии, прижатой немцами. Гитлеровцы вели артиллерийский огонь по судам. Катера, баркасы, лодки, перевозившие солдат, подходили прямо к выжженному берегу, и люди шли на погрузку вброд.
2-й у ч е н и к. 19 ноября 1942 года предутреннюю тишину донских степей разорвали мощные залпы «Катюш» — началось наступление советских войск. Кольцо окружения замкнулось. В нем оказалось около 330 тысяч немецких солдат. Мощные удары советских войск подавили последние очаги сопротивление врага.
3-й у ч е н и к. 2 февраля 1943 года в 16 часов историческая Сталинградская битва закончилась. Немецкие захватчики нашли свою могилу на берегах великой русской реки. Подобной катастрофы Германия с 1939 года еще никогда не терпела.
Звучит песня «Последний бой». На экране — кадры военной кинохроники.
1-й у ч е н и к. Сталинградской битве в истории мира не было равных. В ней участвовало
2 миллиона человек, 26 тысяч орудий и минометов, более 2 тысяч танков.
Фоном звучит мелодия песни «Ты же выжил солдат».
2-й у ч е н и к

Пролетели года. Отгремели бои.

Отболели, отмаялись раны твои.

Но далекому мужеству верность храня,

Ты стоишь и молчишь у святого огня.
3-й у ч е н и к

Ты же выжил, солдат!

Хоть сто раз умирал,

Хоть друзей хоронил

И хоть насмерть стоял.

Почему же ты замер — на сердце ладонь.

И в глазах, как в ручьях, отразился огонь.
На экране — кадры Вечного огня. Звучит метроном. Минута молчания.
1-й ч т е ц

В свой срок — не поздно и не рано —

Придет зима, замрет земля.

И ты к Мамаеву кургану

Придешь второго февраля.
2-й ч т е ц

И там, у той заиндевелой,

У той священной высоты,

Ты на крыло метели белой

Положишь красные цветы.
1-й ч т е ц

Сто лет пройдёт. И сто метелиц.

А мы пред ними все в долгу.
1-й ч т е ц

Февраль — февраль. Солдатский месяц —

Горят гвоздики на снегу.
Звучит мелодия песни «Мой Сталинград».

Ученики вручают гвоздики гостям праздника. Ответное слово почетного гостя.
Примечание: Рассказ об известных героях Сталинградской битвы можно заменить или совмещать с краткими рассказами обучающихся о своих родных: участниках Сталинградской битвы, детях военного Сталинграда тружениках тыла и т. д.



следующая страница >>
Смотрите также:
Управление по делам молодежи Новосибирской области
1438.64kb.
7 стр.
Закон Новосибирской области от 15 мая 2006 г. N 12-оз "О нормативах финансирования образования в Новосибирской области "
77.01kb.
1 стр.
Законодательное Собрание Новосибирской области Организационное управление Отдел по взаимодействию с органами государственной власти и органами местного самоуправления
1770.54kb.
10 стр.
Конкурс «ансамблевое музицирование»
108.98kb.
1 стр.
Информация о работе Министерства по делам молодежи
163.74kb.
1 стр.
Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области
302.72kb.
1 стр.
Главное управление по делам семьи молодежи и спорта харьковской облгосадминистрации
115.92kb.
1 стр.
Закон Иркутской области «Об областной государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Иркутской области»
241.4kb.
1 стр.
Закон о прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития новосибирской области
171.84kb.
1 стр.
1. Настоящее отраслевое тарифное соглашение (далее Соглашение) регулирует условия оплаты труда работников учреждений образования Новосибирской области
1235.64kb.
9 стр.
Регламент Федерального агентства по делам молодежи по исполнению
267.95kb.
1 стр.
Рекомендации по порядку использования официальной эмблемы «Ярославская область – Год молодежи – 2009»
21.75kb.
1 стр.