Главная
страница 1



ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»




Согласовано


Утверждаю

______________________

Руководитель ООП

по направлению 130400

декан ГФ проф. О.И. Казанин


_______________________

И.о. зав. кафедрой ОПИ,

доц. В.Б. Кусков

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ОБОГАЩЕНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ»

Направление подготовки: 130400 Горное дело

Специализация: №6 Обогащение полезных ископаемых

Квалификация (степень) выпускника: специалист, специальное звание "горный инженер"

Форма обучения: очная

Составитель: доцент кафедры ОПИ Львов В.В.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2012
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель учебного курса «История обогащения полезных ископаемых» является формирование у студента достаточного полного и правильного представления об истории появления и развития обогащения полезных ископаемых. Появление и развитие основных рудоподготовительных и обогатительных аппаратов. Познакомить с основными процессами, происходящими при обогащении. Изменение конструкций обогатительных аппаратов с течением времени.

Задачи курса: Студенты в процессе изучения дисциплины должны усвоить основные конструкции и принцип действия основных аппаратов, используемых для обогащения. Познакомиться со схемами обогащения различных видов минерального сырья. Познакомить с областью применения основных видов минерального сырья, как в настоящее время, так и в исторической перспективе.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Программа дисциплины «История обогащения полезных ископаемых» «составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста согласно ФГОС и относится к дисциплинам специализации (С2.В.1). Данная дисциплина базируется на знаниях, получаемых при освоении таких дисциплин профессионального цикла Основы переработки минерального сырья» и таких дисциплин профиля. как «Математика», «Химия», «Информатика» и знаниях, полученных в период обучения в школе.

В дальнейшем знания, полученные в ходе изучения дисциплины, могут быть использованы при изучении курсов: «Обогащение полезных ископаемых», «Дробление, измельчение и подготовка сырья к обогащению», «Гравитационные методы обогащения», «Флотационные методы обогащения», «Магнитные и электрические методы обогащения», «Вспомогательные процессы», «Опробование, контроль и автоматизация обогатительных процессов» и др.

Для изучения дисциплины студенту необходимо: уметь рассчитывать основные технологические показатели, знать основную терминологию обогащения и переработки полезных ископаемых, иметь основные представления о химических веществах, минералах и их происхождении.

Обучение данному предмету строится на междисциплинарной интегративной основе. Изучение и успешная аттестация по данной дисциплине являются, наряду с другими дисциплинами данного учебного цикла, необходимыми для эффективного освоения последующих профессиональных дисциплин.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК).

Общекультурные компетенции (ОК):

способность к обобщению и анализу информации, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-1);

уметь логически последовательно, аргументировано и ясно излагать мысли, правильно строить устную и письменную речь (ОК-3).

стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, наличием высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

Общепрофессиональные компетенции (ПК):

демонстрировать пользование компьютером как средством управления и обработки информационных массивов (ПК-4).



В области производственно-технологической деятельности (ПТД):

владением основными принципами технологий эксплуатационной переработки твердых полезных ископаемых (ПК-9);

готовностью демонстрировать навыки разработки планов мероприятий по снижению техногенной нагрузки производства на окружающую среду при эксплуатационной переработке твердых полезных ископаемых (ПК-11).
В области научно-исследовательской деятельности (НИД):

способностью изучать научно-техническую информацию в области эксплуатационной переработки твердых полезных ископаемых;



В области проектной деятельности (ПД):

готовностью работать с программными продуктами общего и специального назначения для моделирования технологий эксплуатационной переработки твердых полезных ископаемых (ПК-28).

способностью анализировать горно-геологическую информацию о свойствах и характеристиках минерального сырья и вмещающих пород (ПСК-6-1);

готовностью применять современные информационные технологии, автоматизированные системы проектирования обогатительных производств (ПСК-6-5);


4. В результате изучения дисциплины студент должен:
В результате освоение дисциплины «Основы переработки минерального сырья» студент должен:

иметь представление об истории развития и современном состоянии обогащения полезных ископаемых и путях его развития на ближайшую перспективу; об основных научно-технических проблемах при их обогащении; о значении минерального сырья; сырьевой минеральной базе нашей страны;

знать основные физические свойства руд и основных минералов, их структурно-механические особенности, основные методы обогащения минерального сырья: гравитационные, флотационные, магнитные, и другие методы, методы рудоподготовки, аппараты, применяемые для обогащения минерального сырья и особенности их эксплуатации; основные технологические показатели обогащения.

уметь рассчитывать технологические показатели; обрабатывать результаты экспериментов; проводить измерения параметров технологического процесса и оборудования; выбирать и рассчитывать необходимое количество оборудования для реализации технологической схемы обогащения; рассчитывать основные параметры обогатительного оборудования;

владеть горной и обогатительной терминологией, навыками использования базы данных для накопления и переработки производственной и научно-технической информации в области обогащения и переработки минерального сырья.
5. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 академических часов.




Вид учебной работы

Всего часов

2семестр




Аудиторные занятия (всего)

51

51




В том числе:










Лекции

17

17




Практические занятия (ПЗ)

17

17




Семинары (С)








Лабораторные работы (ЛР)

17

17




Самостоятельная работа (всего)

57

57




В том числе:








Курсовой проект (работа)








Расчетно-графические работы








Контрольная работа








Реферат

25

25




Другие виды самостоятельной работы

32

32
















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

диф. зачет,

диф. зачет




Общая трудоемкость час
зач. ед.

108
3


108
3





6. Содержание дисциплины

6.1. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Основные понятия об обогащение полезных ископаемых. Появление полезных ископаемых и их роль в сфере материального производства. Назначение обогащения полезных ископаемых. Появления обогащения полезных ископаемых. Подготовительные, основные и вспомогательные процессы обогащения. Основные технологические показатели обогащения.

Раздел 2. Появление и развитие рудоподготовки.

Появление и развития процесса дробления. Назначение процесса. Стадии дробления, схемы дробления. Изменение конструкций дробилок в ходе истории.

Появление и развития процесса грохочения. Назначение операции грохочения. Появление грохотов. Виды грохотов. Современные конструкции грохотов.

Появление измельчения. Назначение измельчения. Виды мельниц.

Классификация. Назначение классификации. Основные виды классифицирующих устройств.

Раздел 3. Появление и развитее основных процессов обогащения.

Особая роль гравитационного обогащения в истории обогащения полезных ископаемых. Определение процесса.

Обогащение отсадкой. Определение процесса. Появление отсадки. Виды отсадочных машин.

Обогащение в тяжелых средах. Появление процесса. Виды тяжелосредных сепараторов.

Концентрация на столах, появление столов и их роль в гравитационном обогащении.

Появление и развития процессов обогащения на шлюзах и в желобах.

Другие процессы гравитационного обогащения.

Флотационные методы обогащения. Возникновение и суть метода флотации. Истории первых патентов по флотации. Изобретение первых флотационных машин. Создание флотореагентов. Создание селективной флотации. Виды флотационных машин.

Появление магнитных методов обогащения. Физические основы процесса. Основные типы сепараторов и их развитие.

Электрические методы обогащения. Определение процесса, появление и развитие, виды сепараторов.

Специальные методы обогащения. Рудосортировка. Рудоразборка. Появление процесса. Определение процессов, виды радиометрических сепараторов. Разделение по форме, упругости, твердости.

Комбинированные методы обогащения.



Раздел 4. Основные понятия о вспомогательных процессах. Назначение процессов. Обезвоживание и сушка. Назначение процессов и аппараты для их осуществления.

Раздел 5. Развитие ОФ, механизация и автоматизация. Развитие обогатительных фабрик. Основные задачи, решаемые на обогатительных фабриках. Развитие комбинированного обогащения и комплексного использования сырья. Развитие теории сепарационных процессов и создание экономичных технологий. Развитие механизация и автоматизация обогатительных процессов.
6.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

1

Обогащение полезных ископаемых

+













2

Дробление, измельчение и подготовка сырья к обогащению




+










3

Гравитационные методы обогащения







+







4

Магнитные и электрические методы обогащения







+







5

Флотационные методы обогащения







+







6

Вспомогательные процессы










+




7

Опробование, контроль и автоматизация обогатительных процессов













+


6.3. Разделы дисциплин и виды занятий


п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Практ. зан.

Лаб. зан.

Семинары

СРС

Всего час.

1

Основные понятия об обогащение полезных ископаемых.

2

4







3




2

Появление и развитие рудоподготовки.

4

6

8




18




3

Появление и развитее основных процессов обогащения

7

7

9




20




4

Основные понятия о вспомогательных процессах.

2










10




5

Развитие ОФ, механизация и автоматизация

2










6




ИТОГО:

17

17

17




57





7. Практические занятия (семинары)




раздела дисциплины

Наименования практических занятий

Трудоемкость

(час.)

1

2

Расчет схем дробления

Расчет схем измельчения

Выбор дробилок


8

2

3

Расчет гравитационных схем обогащения

Расчет флотационных схем обогащения



Расчет схем магнитного обогащения

9




ИТОГО:




17


8. Лабораторный практикум




раздела дисциплины

Наименования лабораторных работ

Трудоемкость

(час.)

1

1

Определение и расчет технологических показателей обогащения.

3

2

2

Определение гранулометрического состава материалов. Определение эффективности грохочения

7

3

3

Определение эффективности гидравлической классификации

7




Итого:




17


9. Темы рефератов (самостоятельная работа):
1. ГРОХОЧЕНИЕ

  1. Классификация грохотов

  2. Плоские-качающиеся грохоты.

  3. Полувибрационные грохоты.

  4. Грохоты типа ГИЛ.

  5. Грохоты типа ГИС.

  6. Грохоты типа ГИТ.

  7. Самобалансные грохоты.

  8. Самоцентрирующиеся грохоты.

  9. Неподвижные колосниковые грохоты.

  10. Грохоты вибрационные.

  11. Мульти-наклонные грохоты типа «Банан».

  12. Вероятностные грохоты.

  13. Барабанные грохоты.

  14. Валковые грохоты.

  15. Идеальные грохоты.

  16. Грохоты фирмы Derric.

  17. Рабочие поверхности грохочения.

  18. Грохоты для пульп.

  19. Дуговые сита.

  20. Smart-технологии при изготовлении грохотов.

  21. Факторы, оказывающие влияние на эффективность грохочения.

  22. Живое сечение рабочей поверхности грохота и его влияние на процесс

разделения частиц.

  1. Способы оценки крупности частиц различного размера.

  2. Устройства автоматического контроля грансостава сухих и пульповых

продуктов.

  1. Кинетика процесса грохочения.


2. КЛАССИФИКАЦИЯ

  1. Гидравлические классификаторы.

  2. Спиральный классификатор.

  3. Реечный классификатор.

  4. Чашевый классификатор.

  5. Гидросепараторы.

  6. Центробежные воздушные классификаторы.

  7. Гидроциклоны двухпродуктовые.

  8. Гидроциклоны трёхпродуктовые.

  9. Батарейные циклоны.

  10. Сепарационные характеристики гидроциклонов.


3. ДРОБЛЕНИЕ

1. Классификация дробильных машин.

2. Щековые дробилки с простым качанием щеки.

3. Щековые дробилки со сложным качанием щеки.

4. Виброщёковые дробилки.

5. Гирационные дробилки.

6. Конусные дробилки КСД.

7. Конусные дробилки КМД.

8. Конусные инерционные дробилки.

9. Конусные дробилки МП-1000.

10. Конусные дробилки Жирадиск.

11. Конусные дробилки Waterflash.

12. Валковые дробилки.

13. Дробилки ИВВД.

14. Молотковые дробилки.

15. Роторные дробилки с горизонтальным валом.

16. Центробежно-роторные дробилки с вертикальным валом.

17. Дробилки типа Бармак.

18. Дробилки Титан-Д.

19. Дезинтеграторы.

20. Дробилки фирмы Metso Minerals.

21. Методика оценки дробимости руд по Бонду.

22. Методика оценки крепости руд по шкале проф. Протодьяконова.

23. Законы дробления.

24. Компановка оборудования в корпусах КСМД.

25. Классификация схем дробления.



4. ИЗМЕЛЬЧЕНИЕ

  1. Классификация мельниц.

  2. Мельницы МСЦ.

  3. Мельницы МШЦ.

  4. Мельницы МШР.

  5. Мельницы самоизмельчения типа «Каскад».

  6. Рудно-галечные мельницы.

  7. Мельницы самоизмельчения типа «Аэрофол».

  8. Мельницы с перекатываемой средой.

  9. Мельницы с перемешиваемой средой.

  10. Мельницы вертикальные.

  11. Мельницы башенные.

  12. Мельницы струйные.

  13. ISA-mill.

  14. Разновидности перемешивателей в мельницах-мешалках.


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Основная

1. Авдохин В.М. Основы обогащения полезных ископаемых. Т. 1 Обогатительные процессы: Учебник для вузов. 2- изд., стер.: М.: Издательство Московского государственного горного университета, издательство «Горная книга», 2008. – 417 с.
Дополнительная

2. Лукина К.И., Шилаев В.П., Якушкин В.П. и др. Процессы и основное оборудование для обогащения полезных ископаемых. Электронное мультимедийное учебное пособие. М.: Изд-во МГОУ, 2009.


10. Правила подготовки и примерная тематика рефератов:

В середине курса целесообразно написание студентами реферата. Структура и правила оформления реферата:

1. Размер реферата (не включая титульный лист и список использованной литературы) – 10–15 листов: Times New Roman, 12 или эквивалент, интервал 1.5, стандартные поля (верхнее и нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см).

2. Рефераты, написанные от руки, не принимаются.

3. Все приводимые цитаты должны быть заключены в кавычки. Текст должен содержать ссылки на цитируемые источники.

4. На титульном листе реферата должны быть указаны:



  • Название предмета, по которому сдается реферат;

  • Тема реферата;

  • Фамилия, инициалы и номер группы студента – автора реферата.

5. Реферат должен включать в себя следующие выделенные в тексте разделы:

Введение.

Данный раздел должен содержать следующее:


  • очень краткий пересказ статьи, освещающий суть рассматриваемого взаимодействия/объекта исследования/явления;

  • постановка проблемы в рамках выбранной темы;

  • обоснование выбора для анализа данной темы и проблемы.

Основная часть.

Данный раздел посвящен непосредственно раскрытию темы, он должен занимать не менее 2/3 объема работы и освещать следующие вопросы:



  • анализ рассматриваемого в статье взаимодействия/института/явления с использованием изучаемого в курсе понятийного аппарата и инструментария;

  • анализ и личную оценку студента (аргументированную на основе материала курса) адекватности приведенных в статье выводов и/или предлагаемые студентом (исходя из проведенного анализа) выводы и направления решения проблемы.

Попытки применения в анализе аппарата математического анализа и социологических методов исследования для построения простых качественных моделей описываемых явлений/взаимодействий не являются обязательными, но приветствуются.

Заключение.

Данный раздел посвящен обобщению полученных в ходе анализа выводов. Он должен подводить итог написанному в основной части и содержать выводы о том, что аппарат маркетингового анализа предприятия может привнести в анализ исследуемых явлений.

Список литературы.

Данный раздел должен содержать использованные при написании реферата источники (в том числе и Интернет–источники), включая источник, из которого была взята анализируемая статья.

Примерные темы рефератов:

1. Типы дробилок

2. Виды щековых дробилок

3. Виды конусных дробилок

3. Конусная дробилка крупного дробления

4. Конусная дробилка среднего дробления

5. Конусная дробилка мелкого дробления

6. Типы грохотов

7. Неподвижные грохота

8. Подвижные грохота

9. Виды мельниц

10. Мельницы самоизмельчения

11. Классификация в водной и воздушной среде

12. Отсадка. Классификация отсадочных машин

13. Обогащение в тяжелых средах

14. Виды тяжелых сред

15. Тяжелосредные сепараторы

16. Тяжелосредные гидроциклоны

17. Обогащение на концентрационных столах. Виды столов

18. Обогащение в шлюзах. Виды шлюзов

19. Обогащение в желобах. Виды желобов.

20. Обогащение на винтовых сепараторах.

21. Центробежная концентрация. Виды концентраторов.

22. Промывка. Виды промывочных машин.

23. Флотация.

24. Флотационные реагенты

25. Флотационные машины

26. Магнитная сепарация. Виды магнитных сепараторов

27. Электрическая сепарация. Виды электрических сепараторов

28. Специальные методы обогащения

29. Комбинированные методы обогащения

30. Обезвоживание материалов

31. Фильтрация. Виды фильтров.

32. Обогащение железных руд

33. Обогащение угля

34. Обогащение медных руд

35. Обогащение золотосодержащих руд

36. Обогащение алмазосодержащих руд


11. Материально–техническое обеспечение дисциплины:

компьютеры с доступом в Интернет

доступ к поисковым системам

используются специализированные аудитории с наглядными стендами, таблицами и диаграммами, мультимедийные материалы.



12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Воспитание у студентов общеинженерной культуры включает ясное понимание необходимости процессов переработки минерального сырья, и исключительной роли минерального сырья без которого нормальное существование современной цивилизации невозможно. А также понимание того, что без переработки минерального сырья его использование в сфере материального производства также невозможно.

В конце семестра контроль осуществляется в форме зачета (1 семестр) и защиты реферата. Контроль в течение семестра включает проверку и защиту студентами лабораторных занятий.

Курс предполагает как аудиторную, так и самостоятельную работу студентов.

На лекциях излагаются основные теоретические положения и концепции курса, дающие студентам информацию, соответствующую программе.

Оценка знаний студентов проводится ходе сдачи зачета и защиты реферата.

Организация изучения курса «Основы переработки минерального сырья» предполагает:

а) для преподавателя:

глубокое изучение методологических и практических аспектов тематики курса, поиск, переработка современных литературных источников;

систематизацию, структурирование материала; подготовку методов и способов контроля знаний;

постоянную корректировку структуры, содержания курса.

б) для студентов:

наличие аудиторных лекционных занятий, посещение лекций и лабораторных занятий обязательно;

активная работа на лабораторных занятиях с предварительной самостоятельной подготовкой на основе материала лекций, основной и дополнительной литературы.

Образовательные технологии: метод проблемного изложения материала, как лектором, так и студентом; самостоятельное чтение студентами учебной, учебно-методической и справочной литературы и последующие свободные дискуссии по освоенному ими материалу, использование иллюстративных видеоматериалов (видеофильмы, фотографии, компьютерные презентации), демонстрируемых на современном оборудовании, опросы в интерактивном режиме.

Конкретные формы и процедуры текущего, промежуточного и итогового контроля знаний доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

Для организации изучения дисциплины рекомендуются, разработанные кафедрой ОПИ фонды оценочных средств, которые могут включать домашние задания, контрольные работы, тесты и методы контроля (защита, зачет), позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.

Ежемесячно проводится оценка текущей успеваемости в форме аттестации студента и сведения передаются в деканат.



12. Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Список вопросов:



  1. Что называется обогащением полезных ископаемых?

  2. Каково значение обогащения полезных ископаемых для народного хозяйства?

  3. Перечислите основные методы обогащения и укажите, какие физико-химические свойства лежат в основе этих методов разделения.

  4. Для чего нужны рудоподготовительные операции,?

  5. Дайте определение понятий: концентрат, хвосты и промпродукт.

  6. Что называется выходом, содержанием, извлечением, степенью концентрации и эффективностью обогащения?

  7. Какие основные виды дробилок существуют?

  8. Как классифицируют мельницы по форме и характеру измельчающих тел, способу разгрузки пульпы?

  9. Укажите назначение операций грохочения.

  10. Приведите схему гидроциклона и укажите принцип его работы.

  11. Что называется процессом отсадки? Какова область его применения?

  12. Приведите классификацию гидравлических отсадочных машин.

  13. В чем сущность процесса пенной флотации?

  14. Какие минеральные поверхности называются гидрофильными, а какие гидрофобными?

  15. Назначение и классификация флотационных реагентов.

  16. Приведите классификацию флотационных машин.

  17. На каких физических свойствах обогащаемого материала основано магнитное обогащение?

  18. Назовите основные типы магнитных сепараторов и их основные отличительные признаки.

  19. В чем заключается сущность электрического обогащения?

  20. На чем основано радиометрическое обогащение?

  21. Какие процессы радиометрического обогащения Вы знаете?

  22. С какой целью выполняют обезвоживание?

  23. Назовите типы вакуум-фильтров?

  24. Перечислите виды сушилок?


Разработчик:
(Горный университет) доцент В.В. Львов

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)






Смотрите также:
Программа учебной дисциплины «история обогащения полезных ископаемых» Направление подготовки: 130400 Горное дело
246.69kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины «Обогащение полезных ископаемых» Направление подготовки: 130400 Горное дело
203.91kb.
1 стр.
Программа дисциплины Горные машины и оборудование шахтного и подземного строительства Направление подготовки 130400 «Горное дело»
216.07kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплинЫ «введение в специальность» Направление подготовки: 130400 Горное дело
106.55kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины «реконструкция горных предприятий» Направление подготовки: 130400 Горное дело
233.19kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины «реконструкция подземных сооружений» Направление подготовки: 130400 Горное дело
223.52kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины промышленные типы месторождений полезных ископаемых направление
353.45kb.
3 стр.
Бизнес-направление по решениям в области обогащения полезных ископаемых
29.81kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины «обогащение полезных ископаемых»
261.23kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины история государства и права зарубежных стран Направление подготовки 030900 Профиль подготовки
284.81kb.
1 стр.
Направление подготовки 130200 технология геологической разведки профиль подготовки геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых
1513.63kb.
9 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «история» Направление подготовки бакалавра 210100-электроника и наноэлектроника
341.5kb.
2 стр.