Главная
страница 1страница 2
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования


«Государственный университет –

Высшая школа экономики»



Факультет бизнес-информатики

Программа дисциплины


Культурология
для направления 080500.62 «Бизнес-информатика»

подготовки бакалавра

Автор — Ганжа А.Г. (Ann.Ganzha@gmail.com)

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании


___________________________________ кафедры наук о культуре

отделения культурологии

Председатель — факультета философии

___________________________________ Зав. кафедрой — Куренной В.А.

« _____ » _________________ 201___ г.

___________________________________

« 31 » августа 2010 г.

Утверждена УС

факультета бизнес-информатики


Ученый секретарь —
___________________________________

« ____ » __________________ 201___ г.



Москва

Пояснительная записка
Цель и задачи курса — ввести студентов в круг проблем, связанных с происхождением и функционированием культуры как особого общественного феномена; снабдить их базовыми знаниями в предметной области дисциплины «культурология»; научить их пользоваться понятийным аппаратом общей теории культуры, истории, философии, социологии и психологии культуры; дать представление о принципах и подходах к классификации культурных феноменов, научить ориентироваться в основных видах, родах, жанрах и стилях искусства и других культурных феноменов; раскрыть содержание основных «эпох» в истории культуры; познакомить студентов с иллюстративными образцами художественной культуры человечества, значимыми в плане теоретического постижения культуры, использования общезначимых классификационных схем и аналитических инструментов культурологии; сформировать навыки жанровой и хронологической атрибуции культурных феноменов, достаточные для ориентирования в культурно-исторических ареалах, с которыми соотносит себя современный специалист в области информационных технологий.

Место дисциплины в системе профессиональной подготовки выпускника по специальности «Бизнес-информатика» определяется актуальностью и необходимостью постижения культурной среды в качестве объекта информационных технологий. «Управление культурой» и «культурная политика» рассматриваются не столько как сформировавшиеся в дидактическом плане дисциплинарные комплексы, сколько как множество зачастую несопоставимых актуальных практик и резонансных дискуссионных полей, пока еще «локализованных» в конкретных институтах, проектах, интеллектуальных сообществах. Этим обстоятельством определяется выбор цели — не столько снабдить готовым знанием, сколько ввести в проблемную среду выработки нового знания о том, что значит «управлять культурой». Задачи курса соразмерны тематическому наполнению, объем которого не ограничивается жесткой рамкой и включает набор тем, рефлексивным образом связанных в проблемном дискурсе культурологии. Таким образом, курс направлен не столько на освоение студентом готовых управленческих схем и административно-хозяйственных технологий, сколько на включение его в общегуманитарный контекст знания об устройстве культурной среды и месте, занимаемом в ней различными культурными феноменами, определяемый тематикой актуальных дискуссий.

Организационно-методические указания. Основные формы занятий — лекции и семинары. Задача лекций состоит в обзорном ознакомлении с морфологией и историей культурных феноменов. В ходе семинарских занятиях акцент делается на анализе избранных, репрезентативных культурных феноменов сквозь призму различных философско-культурологических установок, а также на изучении базовых текстов, радикально повлиявших на теорию культуры.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате освоения дисциплины выпускники должны иметь представление о всех видах и формах культурных феноменов, ориентироваться в их типологии и стилевых направлениях, проявлять энциклопедическую эрудицию и теоретико-методологическую компетентность в отношении реалий и персоналий мировой культуры.

Тематический план учебной дисциплины

2010/2011 учебный год




п/п


Наименование разделов и тем

Всего

часов


Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1

Введение

в изучение культур



16

2

1

13

2

Понятие культуры

16

2

1

13

3

Исторические типы культур: Античность

16

4

4

8

4

Исторические типы культур: Средневековье

16

4

4

8

5

Исторические типы культур: Ренессанс и Реформация

16

4

4

8

6

Исторические типы культур: Новое время

16

4

4

8

7

Городская культура в эпоху зрелого и позднего капитализма

16

4

4

8

8

Медиакультура: акустические медиа

16

4

4

8

9

Медиакультура: оптические медиа

16

4

4

8

10

История повседневности

16

4

4

8

11

Культурная политика

19

2

1

16

12

Культура в перспективе новой экономики

19

2

1

16

Итого:

198

40

36

122


Базовый учебник
В настоящее время в библиотеке ГУ-ВШЭ отсутствует учебник по культурологии, который мог бы использоваться в качестве базового по нормативу обеспеченности. По этой причине вместо базового учебника используется ридер. Ридер представляет собой конечный массив текстов, доступных в цифровых форматах — преимущественно PDF и DJVU. Одним из критериев отбора текста для включения его в ридер является сохранение оригинальной пагинации первоисточника и — желательно — исходного графического слоя. Ссылки на ридер даются в формате указания на страницы первоисточника, что дает возможность студентам работать с литературой не только за компьютером, но и — при желании — в библиотеке.
Состав ридера


  1. Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. СПб.: Симпозиум, 2004. 480 с.

  2. Богданов К.А. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб.: Искусство—СПБ, 2001. 438 с.

  3. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Том 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: Прогресс, 1986. 622 с.

  4. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Том 2. Игры обмена. М.: Прогресс, 1988. 632 с.

  5. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Том 3. Время мира. М.: Прогресс, 1992. 679 с.

  6. Бэрд Ч. Реформация XVI века в ее отношении к новому мышлению и знанию. СПб.: Издание О.Н.Поповой, 1897. 362 с.

  7. Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. 2-е изд., испр. и доп. М.: РОССПЭН, 2006. 656 с.

  8. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Прогресс, 1986. 394 с.

  9. Герасимов С.В., Тульчинский Г.Л, Лохина Т.Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: Учебное пособие. СПб.: Лань, ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2009. 384 с.

  10. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1984. 350 с.

  11. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989. 368 с.

  12. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. М.: РГГУ, 1998. 429 с.

  13. Киттлер Ф. Оптические медиа. М.: Логос, 2009. 272 с.

  14. Логос. № 3 (34). 2002. Тематический выпуск «Прагматика города».

  15. Логос. № 3 (66). 2008. Тематический выпуск «Город».

  16. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. 623 с.

  17. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб.: Искусство—СПБ, 1994. 414 с.

  18. Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Том I. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. 479 с.

  19. Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Том II. Статьи по истории русской литературы XVIII – первой половины XIX века. Таллинн: Александра, 1992. 480 с.

  20. Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Том III. Статьи по истории русской литературы. Теория и семиотика других искусств. Механизмы культуры. Мелкие заметки. Таллинн: Александра, 1993. 494 с.

  21. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. 544 с.

  22. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. К.: Ника-Центр, 2003. 432 с.

  23. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. 464 с.

  24. Массовая культура: современные западные исследования. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. 339 с.

  25. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. 406 с.

  26. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. СПб.: Азбука-классика, 2006. 542 с.

  27. Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным агиографии. СПб.: Алетейя, 1997. 295 с.

  28. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. СПб.: Лань, ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2009. 528 с.

  29. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М.: РОССПЭН, 2004. 960 с.

  30. Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. М.: РОССПЭН, 2004. 1064 с.

  31. Успенский Б.А. Избранные труды. Том 2. Язык и культура. М.: Гнозис, 1994. 688 с.

  32. Успенский Б.А. Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 608 с.

  33. Хомбергер Э. Нью-Йорк: история города. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. 416 с.

  34. Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995. 416 с.


Формы контроля


  1. Домашнее задание — 2 шт. (внеаудиторная работа, 10 – 15 тыс. знаков);

  2. Эссе — 1 шт. (внеаудиторная работа, 20 – 25 тыс. знаков);

  3. Экзамен в конце 4-го модуля (в форме устного собеседования).



Итоговая оценка по дисциплине складывается из следующих элементов:


  1. Работа на лекциях (конспекты) — 10 %.

  2. Работа на семинарах (доклады, обсуждения, выступления) — 50 %.

  3. Домашнее задание — 5 % каждое.

  4. Эссе — 10 %.

  5. Экзамен — 20 %.

Содержание программы
Тема 1. Введение в изучение культур

  1. Основные подходы к определению и изучению феномена культуры.

  2. Философия культуры сквозь призму ее основных категорий.

  3. Природа и культура.

  4. Общество и культура.

  5. Культура и техника.

  6. Культура и деятельность.

  7. Структурный анализ культуры.

  8. Функции и составные компоненты культуры.


Основная литература (ридер)


  1. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М.: РОССПЭН, 2004. 960 с. С. 11–420.

  2. Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. М.: РОССПЭН, 2004. 1064 с. С. 51–442.


Дополнительная литература


  1. Бурдье П. Социальное пространство: Поля и практики. СПб., 2005.

  2. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1998.

  3. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

  4. Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004.

  5. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

  6. Зиммель Г. Философия культуры. В 2 т. Т. 1—2. М., 1996.

  7. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

  8. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1998.

  9. Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999.

  10. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

  11. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998.

  12. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

  13. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

  14. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

  15. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

  16. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. Т. 1—2. М., 1983.

  17. Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. Т. 1—2. М., 1993—1998.

  18. Элиас Н. О процессе цивилизации. Т. 1—2. М.—СПб., 2001.


Тема 2. Понятие культуры

  1. Культура как ненаследственная память коллектива, выражающаяся в определенной системе запретов и предписаний — определение Ю.М. Лотмана и Б.А. Успенского.

  2. Семиотический механизм культуры.

  3. Связь понятий «культура» и «информация».

  4. Культура как знаковая система и как текст.

  5. Культура, природа и не-культура.

  6. Многоязычие как структурное свойство культуры.

  7. Две формы культурного освоения мира: перевод и изменение.

  8. Культура как автокоммуникация.

  9. Типология культур.


Основная литература (ридер)


  1. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Том III. Статьи по истории русской литературы. Теория и семиотика других искусств. Механизмы культуры. Мелкие заметки. Таллинн: Александра, 1993. С. 326–344.


Дополнительная литература


  1. Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Том I. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. 479 с.

  2. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. 544 с.

  3. Успенский Б.А. Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 608 с.

  4. Успенский Б.А. Избранные труды. Том 2. Язык и культура. М.: Гнозис, 1994. 688 с.

  5. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. 406 с.


Тема 3. Исторические типы культур: Античность

  1. Исторические и морфологические рамки античности.

  2. Минойская и микенская цивилизации.

  3. Афинская демократия.

  4. Эллинизм.

  5. Ключевые концепты античной культуры — единое, ум, благо, космос, число, фюсис, сома, душа, эманация, потенция, энергия, энтелехия, миф, эйдос, логос, софия, эрос, калокагатия, гармония, мимесис, катарсис, теория, праксис, технэ, полис, пайдейя, забота о себе, фронесис, риторика, трагедия, судьба.

  6. Греция и Рим.

  7. Формирование общеевропейской культурной парадигмы.


Основная литература (ридер)


  1. Кнабе Г.С., Протопопова И.А. Культура античности // История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. М.: РГГУ, 1998. С. 89–209.


Дополнительная литература


  1. Античная Греция. Тт. 1–2. М., 1983.

  2. Античная культура и современная наука. М., 1985.

  3. Античная музыкальная эстетика. М., 1960.

  4. Античность в культуре и искусстве последующих веков. М., 1984.

  5. Античность как тип культуры. М., 1988.

  6. Античный мир и варвары. М., 2006.

  7. Античный полис. Л., 1979.

  8. Античный роман. М., 1969.

  9. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995.

  10. Быт и история в античности. М., 1988.

  11. Культура Древнего Рима. Тт. 1–2. М., 1985.

  12. Культура и искусство античного мира. М., 1980.

  13. Словарь античности. М., 1989.

  14. Эллинизм: Восток и Запад. М., 1992.

  15. Эллинизм: экономика, политика, культура. М., 1990.



Тема 4. Исторические типы культур: Средневековье

  1. Исторические и морфологические рамки средневековья.

  2. Ключевые оппозиции средневековой культуры — священное и мирское, небесное и земное, вера и разум, закон и благодать, время и вечность, церковное и светское, труд и богатство, грех и святость.

  3. Идея мира как книги, открытой для чтения и истолкования.

  4. Идея единства человеческого рода.

  5. Идея истории как духовного прогресса человечества.

  6. Христианский гуманизм.

  7. Монашеский образ жизни.

  8. Сетевая организация европейского пространства с отсутствием жесткого деления на центр и периферию, столицу и провинцию.

  9. Институт «Божьего перемирия».

  10. Хлеб, вино и пиво.

  11. Этика верности и рождение индивидуализма.

  12. Народная и городская культура.

  13. Бюрократия и правовое определение королевской власти.

  14. Университет и независимые интеллектуалы.

  15. Культура средневековья — культура прогрессирующей дифференциации.


Основная литература (ридер)


  1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1984. С. 16–166.

  2. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989. С. 18–74.

  3. Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным агиографии. СПб.: Алетейя, 1997. С. 64–215.

  4. Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995. С. 227–403.


Дополнительная литература


  1. Апокрифы древних христиан. М., 1989.

  2. Раннее христианство. В двух томах. М., 2001.

  3. Античность и Византия. М., 1975.

  4. Византия между Западом и Востоком. СПб., 2001.

  5. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 1 – 3. М., 1999 – 2000.

  6. Городская культура: Средневековье и начало Нового времени. Л., 1986.

  7. Ле Гофф Ж. Рождение Европы. СПб., 2007.

Тема 5. Исторические типы культур: Ренессанс и Реформация

  1. Смысл и происхождение слов «Ренессанс» и «Реформация».

  2. Историографическое значение термина «гуманизм».

  3. Антропоцентризм и ренессансная идея humanitas.

  4. Риторическая основа studia humanitatis.

  5. Самоутверждение личности и новая концепция человеческого достоинства.

  6. Дискуссии по проблемам морали и неоэпикурейство.

  7. Неоплатонизм, аристотелевская традиция и возрождение скептицизма.

  8. Герметическая традиция.

  9. Теология Реформации: Лютер, Цвингли, Кальвин.

  10. Контрреформация и католическая реформа.

  11. Политический реализм, абсолютизация Государства и обоснование естественного права.

  12. Традиция и новаторство в искусстве и литературе Ренессанса.


Основная литература (ридер)


  1. Бэрд Ч. Реформация XVI века в ее отношении к новому мышлению и знанию. СПб.: Издание О.Н.Поповой, 1897. С. 73–178, 323–355.

  2. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Прогресс, 1986. С. 34–58.

  3. Андреев М.Л. Культура Возрождения // История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. М.: РГГУ, 1998. С. 319–411.

  4. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. С. 49–141.

  5. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. СПб.: Азбука-классика, 2006. С. 49–189.


Дополнительная литература


  1. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.

  2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995.

  3. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996.

  4. Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. М., 2004.

  5. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996.

  6. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII–XVI вв. Т. 1–2. М., 1977.

  7. Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., 1981.

  8. От Средних веков к Возрождению. СПб., 2003.

  9. Природа в культуре Возрождения. М., 1992.

  10. Ренессанс. Образ и место Возрождения в истории культуры. М., 1987.


Тема 6. Исторические типы культур: Новое время

  1. Формирование нового типа знания, требующего союза науки и техники.

  2. Научная революция и «галактика Гутенберга».

  3. Академии и научные общества.

  4. Механистическое мировоззрение.

  5. Эмпиризм и его вырождение в «скептический разум» и «иррациональную веру».

  6. Либертинизм.

  7. Янсенизм.

  8. Протестантская этика и дух капитализма.

  9. Диалектика Просвещения.

  10. Колониализм и многообразие культур.


Основная литература (ридер)


  1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Том 2. Игры обмена. М.: Прогресс, 1988. С. 9–125, 460–608.

  2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Том 3. Время мира. М.: Прогресс, 1992. С. 396–551.

  3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. 2-е изд., испр. и доп. М.: РОССПЭН, 2006. С. 19–128.

  4. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. К.: Ника-Центр, 2003. С. 17–406.


Дополнительная литература


  1. Генезис капитализма и промышленности. М., 1963.

  2. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего Средневековья и начала Нового времени. М., 1990.

  3. Западная Европа. XVI век: цивилизация, культура, искусство. М., 2009.

  4. Маккенни Р. XVI век. Европа. Экспансия и конфликт. М., 2004.

  5. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

  6. Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М., 2003.

  7. Данн О. Нации и национализм в Германии. 1770 – 1990. СПб., 2003.

  8. Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М., 1995.

  9. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб., 2002.

  10. Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970.


Тема 7. Городская культура в эпоху зрелого и позднего капитализма

  1. Буржуазная революция в образе жизни горожанина.

  2. Генеральный план и социальная сегрегация.

  3. Деградация публичной сферы и новые типы «общественных мест» — городской парк, луна-парк, зоопарк, пассаж, универсальный магазин, улица / тротуар, метро, музей, клуб, дом культуры, городское кладбище.

  4. Массовые зрелища и «мероприятия» как инструменты ликвидации локальных сообществ: городской праздник, ярмарка, театр, цирк, кинематограф.

  5. Индустриализация общепита.

  6. Монополизация свободного времени серийными потребительскими практиками.

  7. Культура потребления и религиозная жизнь горожанина.

  8. Автомобиль: тревожное сочетание десоциализации и дегуманизации.

  9. Школа: адаптация к жизни в воображаемом обществе.

  10. Медицина: спасительная ниша статистики.

  11. Городские элиты: фортуна под маской «мобильности».

  12. Городская интеллигенция: тщательно смазываемый инструмент самоописания общества.

  13. Город и ненависть.


Основная литература (ридер)


  1. Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. СПб.: Симпозиум, 2004. С. 47–234.

  2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Том 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: Прогресс, 1986. С. 509–592.

  3. Хомбергер Э. Нью-Йорк: история города. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. С. 27–407.


Дополнительная литература


  1. Логос. № 3 (34). 2002. Тематический выпуск «Прагматика города».

  2. Логос. № 3 (66). 2008. Тематический выпуск «Город».

  3. Сеннет Р. Падение публичного человека. М.: Логос, 2002.

  4. Джекобс Д. Закат Америки. Впереди Средневековье. М.: Европа, 2006.

  5. Лэш К. Восстание элит и предательство демократии. М.: Логос, Прогресс, 2002.

  6. Бодрийяр Ж. Город и ненависть // Логос. № 9. 1997. С. 107–116.

  7. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996.

Тема 8. Медиакультура:

акустические медиа

  1. Интериоризация технологии фонетического алфавита.

  2. Письменность, развитие индивидуального «я» и шизофрения.

  3. Рукописная культура, готическая архитектура и искусство памяти.

  4. Разговорный характер рукописной культуры.

  5. Храм как акустический медиум.

  6. Утрата позднесредневековой музыкой пространственно-тактильного характера.

  7. Нотная запись и абстрактно-механистический характер новоевропейской музыкальной композиции.

  8. Романтизм как попытка вернуть музыке ее сонорное измерение.

  9. Музыка как метафора иррационального и стихийного.

  10. Технические средства записи и воспроизведения звука: идеал — совершенная иллюзия живого исполнения.

  11. Радио и телефон: разрушение сложившейся в Новое время визуально-пространственной перспективы человеческой коммуникации.

  12. Секрет воздействия телевидения — в его акустической составляющей.

  13. Социопоэтический характер немого и камерно-амбиентный характер звукового фильма.

  14. Реабилитация внемузыкальной акустики: «популярная музыка».


Основная литература (ридер)


  1. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. К.: Ника-Центр, 2003. С. 17–406.

  2. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. С. 5–86, 87–91, 92–100, 302–312, 313–322, 339–351, 352–388.


Дополнительная литература


  1. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Т. 1—2. Долгопрудный, 1994.

  2. Грубер Р.И. История музыкальной культуры. Т. 1, ч. 1 – 2. М., 1941. Т. 2, ч. 1 – 2. М., 1953 – 59.

  3. Михайлов А.В. Музыка в истории культуры. М., 1998.

  4. Розеншильд К. История зарубежной музыки до середины XVIII века. М., 1963.

  5. Традиции в истории музыкальной культуры. Античность. Средние века. Новое время. Л., 1989.

  6. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII века – первой половины XVIII века: принципы, приемы. М., 1983.

  7. Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков. Самосознание эпохи и музыкальная практика. М., 1996.

Тема 9. Медиакультура:

оптические медиа

  1. Камера-обскура и изобретение линейной перспективы.

  2. Книгопечатание, товарная форма и конвейерное производство.

  3. Визуальная переориентация позднего средневековья и протестантизм.

  4. Католическая контрпропаганда: смикроскоп Атаназиуса Кирхера и волшебный фонарь.

  5. Раешный ящик, иезуитская церковь и новая сценическая техника.

  6. Просвещенческая литература как оптический медиум.

  7. Автор и публика.

  8. Раскол между поэзией и музыкой.

  9. Чувство времени человека печатной культуры: кинематографичность, последовательность и изобразительность.

  10. Главное свойство романтического текста: экранизируемость.

  11. Чтение про себя и технология образов.

  12. Панорама и диорама.

  13. Фотография.

  14. Преодоление театра: Бэббидж и Вагнер.

  15. Кинематограф.

  16. Телевидение.

  17. Стекловолокно.

  18. Компьютер: конец эпохи представления.


Основная литература (ридер)


  1. Киттлер Ф. Оптические медиа. М.: Логос, 2009. С. 45–265.


Дополнительная литература


  1. Аристарко Г. История теорий кино. М., 1966.

  2. Арнхейм Р. Кино как искусство. М., 1960.

  3. Базен А. Что такое кино? М., 1972.

следующая страница >>
Смотрите также:
Программа дисциплины Высокопроизводительные вычисления для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра
233.52kb.
1 стр.
Программа дисциплины Электронная коммерция и бизнес для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»
131.28kb.
1 стр.
Программа дисциплины Культурология для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра
191.06kb.
1 стр.
Программа дисциплины Моделирование процессов и систем  для направления 080500. 62 «Бизнес информатика» подготовки бакалавра
91.46kb.
1 стр.
Программа дисциплины Культурология для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра
432.85kb.
2 стр.
Программа дисциплины Управление данными для направления 080500. 62 Бизнес-информатика подготовки бакалавров
1404.1kb.
14 стр.
Программа дисциплины Введение в программирование для направления 080500. 62 Бизнес-информатика подготовки бакалавра
211.28kb.
1 стр.
Программа дисциплины Анализ данных подготовки магистра для направления 080500. 68 Бизнес-информатика
137.15kb.
1 стр.
Программа дисциплины Технологии экстремального программирования для направления/ специальности 080700. 62 Бизнес-информатика подготовки бакалавра
175.83kb.
1 стр.
Программа дисциплины Дискретная математика для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика»
372.5kb.
5 стр.
Программа дисциплины Дискретная математика для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика»
334.01kb.
1 стр.
Программа дисциплины Технология экстремального программирования для направления 080700. 62 Бизнес-информатика подготовки бакалавра
78.43kb.
1 стр.