Главная
страница 1
Министерство образование и науки Российской Федерации

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»

Глобальный мир в XXI веке

Программа элективного курса по обществознанию.


Глобальный мир в XXI веке

Программа элективного курса по обществознанию.

10 класс
Пояснительная записка

Программа элективного курса «Глобальный мир в 21 веке» составлена на основе программы А.Н. Иоффе «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке», издательство «Просвещение», 2008 год и включает в себя: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, учебно-тематический план. Программа рассчитана на 70 часов: 2 часа в неделю.



Учебно-методический комплект включает учебник: Обществознание. Глобальный мир в 21 веке, 11 класс, Л.В. Поляков, – М.: Просвещение, 2008 год. Л.В. Поляков, Обществознание: глобальный мир в 21 веке: 11 класс: книга для учителя, М.: Просвещение, 2007 год.

Актуальность предлагаемого курса в связи с происходящими в обществе коренными изменениями чрезвычайно велика. Ряд факторов показывает необходимость введения такого курса в современной российской школе:

Во-первых, информационное общество вносит значительные изменения в социальную структуру и существующие механизмы принятия решений на всех уровнях. Появляются новые общественные группы – нетократия, меритократия, смещаются акценты властных отношений, изменяется картина геополитических отношений между странами. Глобализация экономики включает принципиально новые механизмы принятия решений и установления контроля. Знания происходящих процессов, обсуждение их тенденций и прогнозирование возможных результатов становятся важной составляющей нового поколения российских граждан. Поэтому без серьезного анализа структуры информационного общества и происходящих в нем процессов невозможно представить свое место в этом обществе и быть активным гражданином.

Во-вторых, все большее значение в современном глобальном мире приобретает роль консолидации граждан одной страны. Необходимо в рамках этого курса совместить понятия « россиянин», « гражданин РФ» с чувством малой родины.

В-третьих, человеческий потенциал в новых условиях общественного развития становится важнейшим фактором стабильности и успешности, поэтому необходимо усилить воспитательную направленность преподавания обществознания, бороться с проявлениями экстремизма, расизма, нетерпимости, моральной деградации, алкоголизма и наркомании.

Цель курса: создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие целевые установки: социализация, то есть подготовка к жизни в информационном обществе в 21 веке; воспитание патриотизма и гражданственности, самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата.

Интегрируя знания большинства школьных дисциплин, курс решает задачу теоретической и практической подготовки школьников в области управления процессами развития общества с учетом экологических и экономических факторов.

Курс позволяет учащимся систематизировать и углубить знания и навыки по обществознанию, экономике, экологии, географии, истории, необходимые как в повседневной жизни, так и для поступления в вуз и успешной профессиональной карьеры в области предпринимательства, менеджмента, государственного и муниципального управления, охраны окружающей среды, здравоохранения, социальной и научно-исследовательской работы.

В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Основной результат изучения курса – осознанная личностно и социально значимая деятельность учащихся, направленная на повышение качества жизни, на достижение положительных изменений состояния окружающей среды.

Интегративный характер курса, развитие идей базовых дисциплин позволяют дать обобщающий, системный взгляд на изучаемые в школе предметы, углубить и систематизировать представления учащихся о путях развития цивилизации в целом.



Учащиеся смогут:

  • освоить разные социальные роли, в том числе и с учетом реалий современного информационного общества;

  • занимать активную гражданскую позицию;

  • участвовать в реализации социальных проектов;

  • использовать различные источники информации при обсуждении проблем общественной жизни;

  • овладеть правилами общественной полемики, цивилизованного диалога в обществе;

  • противостоять манипулированию и рационально обосновывать свою точку зрения;

понимать роль и место России в современном мире, геополитические перспективы развития страны.



Тема

урока

Часы

Тип урока.

Форма

проведения

Элементы

содержания

Умения и виды

деятельности

Контрольно-оценочная

деятельность

Дата

Средства

обучения

1

Введение: «Глобальный мир в XXI веке»


1

Изучение

нового


Знакомство с курсом. Анализ процесса глобализации. Принципы работы в малых группах. Методы совместного принятия решений

Знать: понятия темы.

Уметь: сравнивать, обобщать, делать выводы, дискутировать



Работать с текстом учебника: выделять главное, составить словарь темы




таблицы

презентация



Тема 1. Общество. Общественное сознание, 5 ч

2-3

Общество.
Основные функции и подсистемы общества

2

Изучение

нового


Прогнозирование. Общество. Общественное сознание. Основные функции и подсистемы общества. Три основных типа обществ

Знать: понятия темы.

Уметь: сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять главное



Составить схему: функции и подсистемы общества




таблицы

презентация



4-6

Общественное сознание и его формы.
Факторы, влияющие на общественное сознание

3

Изучение

нового


Индивидуальное сознание. Формы общественного сознания: искусство, религия, мораль, наука, право, идеология. Ответственность за будущее. Образ желаемого будущего

Знать: понятия темы.

Уметь: сравнивать, обобщать, делать выводы



Сообщения на темы: современные символы как отражение общественного сознания. Факторы, влияющие на общественное сознание




таблицы

презентация



Тема 2. Образы человечества в культурных традициях и современных социально- политических теориях, 7 ч

7-8

Российская государственность.
Российская цивилизация

2

Изучение

нового


Образы человечества в культурных традициях и современных социально- политических теориях. Управление системами. Самоорганизация. Саморазвитие

Знать: понятия темы.

Уметь: сравнивать, обобщать, делать выводы



Тезисы: становление российской государственности




таблицы

презентация



9-10

Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству.

Идея единого человечества в исламской цивилизации.



2

Изучение

нового


Индийский путь к объединенному человечеству. Практика ненасилия. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность. Теология освобождения. Идея единого человечества в исламской цивилизации

Знать понятия темы.

Уметь: дискутировать, прогнозировать, отстаивать свою точку зрения



Составить словарь темы, подобрать материалы СМИ в качестве аргументации своей позиции


таблицы

презентация



11-13

Западные теории мироустройства.
Теория мировой системы.

3

Изучение

нового


Теория мировой системы Валлерстайн. Фрэнсис Фукуяма

Знать понятия темы.

Уметь: анализировать содержание учебника, материалов СМИ



Составить таблицу: основные характеристики исторических систем




таблицы

презентация



Тема 3. Что нас разделяет, 5 ч

14-15

Культура: понятие многообразие, формы.
Социализация как фактор сохранения культуры.

2

Изучение

нового


Социализация как фактор сохранения культуры. Из чего состоит культура? Государство и нация

Знать: понятия темы.

Уметь: анализировать схемы, сравнивать, делать выводы и обобщения



Стр. 63, работа с текстами - чтение со стопами




таблицы

презентация



16-18

Религия и язык как явления культуры.
Религия и современный мир.

3

Изучение

нового


Религии в культурах мира. Религия и современный мир. Многообразие культур - многообразие языков. Культурные войны. Миграция населения и ее последствия

Знать понятия темы.

Уметь: анализировать содержание учебника, материалов СМИ



Составить таблицу: теория взаимодействия культур - особенное, общее




таблицы

презентации



Тема 4. Мир после крупнейшей геополитической катастрофы 20 века, 5 ч

19-20

Мировое сообщество после холодной войны.
Причины угрозы новой войны.

2

Изучение

нового


Кто кому и почему угрожает в современном мире? Что нам дала Победа? Борьба за черное золото. СССР и нефть

Знать: терминологию урока.

Уметь: работать в группе



Дискуссия




таблицы

презентация



21-23

Демократия и рынок в глобальной перспективе.
Ценности демократии.

3

Изучение

нового


Новые центры силы. Испытание демократии. Провалы рынка

Знать: понятия урока.

Уметь: отстаивать свою точку зрения, обобщать, делать выводы



Создать сравнительную таблицу: различия и общее в ценностях демократии




таблицы

презентация



Тема 5. Учитесь мыслить глобально, 8 ч

24-25

Феномен мирового лидерства.



2

Изучение

нового


Претензии на роль вершителя судеб мира.

Демократия как экспортный товар. Самопровозглашенный арбитр. Зоны особого внимания



Знать: понятия темы.

Уметь: рассуждать, приводя аргументы, сравнивать, обобщать



Дискуссия




таблицы

презентации



26-27

Россия в глобальной конкуренции.
Демократия как экспортный товар. Самопровозглашенный арбитр.

2

Изучение

нового


Укрепление государственности и приоритет внутреннего развития страны. Суверенная демократия. Акцент на энергетику

Знать терминологию урока.

Уметь: работать с текстом, сравнивать, обобщать, делать выводы



Приводить примеры научных дискуссий по СМИ. Составлять аналитические таблицы




таблицы

презентации



28-29

Евросоюз и его миссия.
Энергетическая безопасность.

2

Изучение

нового


Европа старая и новая. Энергетическая безопасность. Энергетические гири

Знать: понятия темы.

Уметь: Анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы



Создать таблицу по модели на стр. 121




презентация

30-31

Китай на пути к глобальной державе.
Пути модернизации - китайский и российский

2

Изучение

нового


От регионального лидера к глобальному игроку. Континентальный и островной Китай; модернизации и их цена. Ресурсная ловушка

Знать: основные понятия урока.

Уметь задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги



Создать таблицу: пути модернизации - китайский и российский




таблицы

Тема 6. Глобальная экономика, 7ч

32-33

Становление единого мирового хозяйства.
Модель глобальной экономики.


2

Изучение

нового


Экономические эксперименты в 20 веке. Существуют ли пределы экономического роста? Всемирный экономический штаб

Знать понятия темы.

Уметь рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы



Создать и проанализировать модель глобальной экономики




таблицы

34-35

Россия в глобальной экономике.
Необходимость постиндустриальной модернизации

2

Изучение

нового


Стратегическое распутье. Скрытые ресурсы. Интеллектуальная экономика. Необходимость постиндустриальной модернизации

Знать: понятия урока.

Уметь: отстаивать свою точку зрения, обобщать, делать выводы



Составить таблицу: признаки Российской экономики общие со странами Запада и Юга




таблицы

презентация



Тема 7. Глобальная безопасность: кто кому и почему угрожает в современном мире, 7 ч

39-40

Сила оружия в современном мире.
Гонка вооружений. Кому нужны войны

2

Изучение

нового


Гонка вооружений. Кому нужны войны

Уметь: дискутировать, выдвигать аргументы в пользу своей позиции

Дебаты







41-42

Экономика и экология: поиски равновесия.
Глобальные проблемы современности и пути их решения.

2

Изучение

нового


Промышленность как угроза окружающей среде. Плата за экологические ошибки. Болезни нового века. Ждет ли нас глобальная экологическая катастрофа? Экология и бизнес

Знать: понятия урока.

Уметь: отстаивать свою точку зрения, обобщать, делать выводы



Создать схему: экологические проблемы современности




таблицы

презентация



43-45

21 век и новые угрозы для человечества.
Угроза глобального экономического коллапса.
Ресурсы. Терроризм.



3

Изучение

нового


Зависимость от техники. Угроза глобального экономического коллапса. Ресурсы. Терроризм

Знать: понятия урока.

Уметь: отстаивать свою точку зрения, обобщать, делать выводы



Создать таблицу: террористические организации, опасные для человечества




презентация

Тема 8. Власть в информационном обществе, 7 ч

46-47

Информационное общество: политическое и социальное своеобразие.
Информация и демократия. Информация и власть.


2

Изучение

нового


Знание- сила. Успешность. Когнитариат. Информация и демократия. Информация и власть

Знать: понятия урока.

Уметь: отстаивать свою точку зрения, обобщать, делать выводы



Создать схемы: роль среднего класса в мире. Бизнесмены, когнитариат: особенное и общее




таблицы

48-49

СМИ между властью и гражданским обществом.
Свобода СМИ и международный терроризм


2

Изучение

нового


Правители- невидимки. Четвертая власть. Свобода СМИ и международный терроризм

Знать: понятия урока.

Уметь: отстаивать свою точку зрения, обобщать, делать выводы



Составить схему: роль СМИ в обществе







50-52

Нетократия.
Четвертая власть.

3

Изучение

нового


Всемирная паутина информации. Общество - сеть. Будущее за нетократами?

Знать: основные понятия урока.

Уметь задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги



Составить схему: основные характеристики - Интернет и бизнес; Интернет и политика; Интернет и отдых; Интернет и обучение







Тема 9. Россия и русский мир, 9 ч

53-54

Россия и русский мир.
Особенности русской политической культуры.

2

Изучение

нового


Особенности русской политической культуры. Корни демократической культуры в нашей стране. Собирание русских земель и изменение русской политической культуры. Революции в России и политическая культура.

Знать: понятия урока.

Уметь: отстаивать свою точку зрения, обобщать, делать выводы



Установить соответствие: индоктринация – демократическая или недемократическая культура? Утопизм. Конкурентность. Радикализм




презентация

55-56

Политическая система современной России.
Россия - президентско-парламентская республика.

2

Изучение

нового


Россия - президентско-парламентская республика. Полномочия Президента. Устройство парламента, исполнительной власти. Судебная власть

Знать: понятия урока.

Уметь: отстаивать свою точку зрения, обобщать, делать выводы, работать с первоисточниками



Составить схему: политическая система







57-58

Развитие гражданского общества в современной России.
Государство и гражданское общество.


2

Изучение

нового.


Дебаты

Государство и гражданское общество. Политическая система в режиме олигархии. Суверенная демократия

Знать: основные понятия урока.

Уметь задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги



Дебаты




таблицы

59-61

Россия – ближний круг и русский мир.
Интеграционные процессы в СНГ.

3

Изучение

нового.


Дискуссия

ОТ СССР к СНГ. Русский фактор в пост советских государствах. Мигранты из ближнего зарубежья в России. Интеграционные процессы в СНГ

Знать: основные понятия урока.

Уметь задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги



Дискуссия







Заключительная тема. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи, 4 ч

62

Россия в глобальном мире: угрозы и вызовы для России в 21 веке

1

Изучение

нового.


Дебаты

Угрозы и вызовы в 21 веке. Какие факторы влияют на будущее в России. Демографический вызов. Экологический вызов

Знать: основные понятия урока.

Уметь задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги



Дебаты







63

Экономические, социальные, военные риски для России

1

Изучение

нового


Экономический вызов. Социальный вызов. Военный и террористический вызовы

Знать: основные понятия урока.

Уметь задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги



Составить

тезисы








64

Решение национальных задач на основе эффективной демократии

1

Изучение

нового.


Дискуссия

Общенациональные приоритеты России. Бедность. Ответственность национальной элиты. Эффективная государственность

Знать: основные понятия урока.

Уметь задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги



Дискуссия







65-67

Геополитическая и цивилизационная миссия России в 21 веке.
Сохранение суверенитета и национальной независимости.
Суверенитет и геополитика справедливости.

3

Урок-

дискуссия



Сохранение суверенитета и национальной независимости. Суверенитет и геополитика справедливости

Уметь дискутировать, приводить аргументы и доказательства в защиту высказанных идей

Дискуссия




таблицы

Итоговое повторение, 2 ч

68

Итоговое повторение

1

Уроки-обобщения

Общественное многообразие современного мира. Рост знаний в постиндустриальном обществе. Ответственность национальной элиты

Уметь формулировать проблемы на основе понимания сложности современного глобального мира и противоречивости происходящих в нем процессов

Дискуссия







69-70

Резерв, 2 ч

Учебно-тематический план



Раздел, тема

Количество

часов

Уроки контроля

1

Введение

1 ч







Тема 1. Общество. Общественное сознание

5 ч




2-3

Общество. Общественное сознание

2




4-6

Общественное сознание и его формы

3

Тест на стр.24-25




Тема 2. Образы человечества в культурных традициях и современных социально- политических теориях

7 ч




7-8

Российская государственность и российская цивилизация

2




9-10

Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству

2




11-13

Западные теории мироустройства

3

Тест, стр. 56-57




Тема 3. Что нас разделяет

5 ч




14-15

Культура: понятие, многообразие, формы

2




16-18

Религия и язык как явления культуры

3

Тест, стр.76-78




Тема 4. Мир после крупнейшей геополитической катастрофы 20 века

5 ч




19-20

Мировое сообщество после холодной войны

2




21-23

Демократия и рынок в глобальной перспективе

3

Тест, стр.98-99




Тема 5. Учитесь мыслить глобально

8 ч




24-25

Феномен мирового лидерства.

2




26-27

Россия в глобальной конкуренции

2

Практикум

28-29

Евросоюз и его миссия

2

Практикум

30-31

Китай на пути к глобальной державе

2

Тест, стр.131-133




Тема 6. Глобальная экономика

7 ч




32-33

Становление единого мирового пространства.

2

Практикум

34-36

Россия в глобальной экономике.

3

Практикум

37-38

Реализация устойчивого развития.

2

Тест, стр.154-156




Тема 7. Глобальная безопасность: кто кому и почему угрожает в современном мире

7 ч




39-40

Сила оружия в современном мире

2




41-42

Экономика и экология: поиски равновесия

2

Практикум

43-45

21 век и новые угрозы для человечества

3

Тест, стр.181-183




Тема 8. Власть в информационном обществе.

7 ч




46-47

Информационное общество: политическое и социальное своеобразие

2

Практикум

48-49

СМИ между властью и гражданским обществом

2

Практикум

50-52

Нетократия

3

Тест, стр.210.




Тема 9. Россия и русский мир

9 ч




53-54

Россия и русский мир

2




55-56

Политическая система современной России

2




57-58

Развитие гражданского общества в современной России

2




59-61

Россия – ближний круг и русский мир

3

Тест, стр.254




Заключительная тема. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи

4 ч




62

Россия в глобальном мире: вызовы и задачи

1




63

Экономические, военные, социальные риски для России

1




64

Решение национальных задач на основе эффективной демократии

1




65

Геополитическая и цивилизационная миссия России в 21 веке

1




66-67

Итоговое повторение

2 ч




68-70

Резерв

3 ч




Итого:

Практикумов: 7

Контрольных: 9

ЛИТЕРАТУРА
Для учителя

  1. Августин Блаженный. Исповедь / Августин Блаженный. – М., 1992.

  2. Бердяев Н.А Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. – М., 1986.

  3. Дынник М.А Материалисты Древней Греции / М. А. Дынник. – М., 1955.

  4. Маленкова Л.И. Человековедение / Л. И. Маленкова. – М., 1993.

  5. Таранов П.С. 120 философов. Жизнь. Судьба. Учение. Анатомия мудрости / П.С. Таранов. – Симферополь, 1996.

  6. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М., 1990.

  7. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов / К.Г. Юнг. – М., 1997.

  8. Вольтер Ф. Философские сочинения / Ф. Вольтер. – М., 1996.

  9. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / под ред. С. Шехтера, Н. Воскресенской. – М., 1997.

  10. Гуревич П.С. Философский словарь / П.С. Гуревич. – М., 1997.

  11. Данте Алигьери. Божественная комедия / Алигьери Данте. – М., 1967.

  12. Древнеиндийская философия. Начальный период. – М., 1972.

  13. Древнекитайская философия. Антология. – М., 1994.

  14. Древнекитайская философия: собрание текстов. – М., 1972.

  15. Кант И. Собрание сочинений / И. Кант. – М., 1994.

  16. Лавров П.Л. Философия и социология / П.Л. Лавров. – М., 1965.

  17. Лупин А.Н. Человек и общество / А.Н. Лупин. – М., 1997.

  18. Психолого-педагогический словарь / авт.-сост. В.А. Мижериков. – Ростов н/Д, 1998.

  19. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998.

  20. Соловьев В.С. Сочинения / В.С. Соловьев. – М., 1989.

  21. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – М., 1980.


Для учащихся

  1. Бердяев Н.А. Философия свободного духа / Н.А. Бердяев. – М., 1994.

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. – М., 1996.

  3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М., 1986.

  4. Камю А. Посторонний. Чума. Падение: рассказы и эссе / А. Камю. – М., 1989.

  5. Козлов Н. Философские сказки / Н. Козлов. – М., 1994.

  6. Лукреций. О природе вещей / Лукреций. – М., 1958.

  7. Платонов К. Занимательная психология / К. Платонов. – М., 1997.

  8. Большая книга афоризмов / сост. К. Душенко. – М., 1999.

  9. Даль В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. – М., 2000.

  10. Джери Дэвид. Большой толковый социологический словарь. В 2 т. / Дэвид Джери, Джулия Джери. – М., 1999.

  11. Клименко А. Экзамен по обществознанию / А. Клименко, В. Румынина. – М., 1999.

  12. Кордоуэлл М. Психология А–Я: словарь-справочник / М. Кордоуэлл. – М., 2000.

  13. Любимцев В. В. Знаешь ли ты? / В. В. Любимцев. – М., 1995.

  14. Обо всем на свете / под ред. В. П. Бутромеева. – М., 1997.

  15. Сад вечности. Восточные афоризмы / сост. И. И. Трофимкин. – СПб., 2001.

  16. Энциклопедия мысли. В 2 т. – СПб., 1997.




Смотрите также:
Программа элективного курса по обществознанию. Глобальный мир в XXI веке Программа элективного курса по обществознанию
245.43kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Программа элективного курса «Энергия будущего»
302.6kb.
1 стр.
Пояснительная записка Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис»
749.63kb.
4 стр.
Программа элективного курса по литературе «Анализ художественного произведения»
181.08kb.
1 стр.
Программа элективного курса 11 класс 70 часов «Интерактивный курс подготовки к егэ по русскому языку»
2031.32kb.
11 стр.
Программа элективного курса «Карликовые государства Евразии»
74.8kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Программа элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права»
60.17kb.
1 стр.
Программа элективного предмета в 11 классе. «Русская литература конца ХХ начала ХХI века.»
206.5kb.
1 стр.
Рабочая программа по Обществознанию для 5-х классов создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию мо РФ 2004г на базовом уровне. Общее время для изучения курса 34 часа
146.64kb.
1 стр.
Программа элективного курса «час здоровья»
91.09kb.
1 стр.
Программа элективного курса «Безопасность работы в Интернет»
37.17kb.
1 стр.
Программа элективного курса «анализ художественного произведения»
181.13kb.
1 стр.