Главная
страница 1страница 2 ... страница 12страница 13
От автора.
Каким будет курс отечественной истории в школе? Это далеко не риторический вопрос. Переход на концентрическую систему, переход к единому государственному экзамену, широкое внедрение в практику итоговой аттестации тестов вызывает множество вопросов у учителей истории. Тревоги педагогов оправданы. Чётких различий между концентрами не выработано. Некоторые учебники основной и старшей школы мало чем различаются. Новая система итоговой аттестации может создать такие условия, при которых учитель будет «натаскивать» учеников к экзаменам. Школьнику необходимо будет не демонстрировать уровень знаний, умений, а «угадывать ответы». Всё это конечно вызывает тревогу и у учителей и у родителей. Задача реформы школьного исторического образования состоит не только в поиске новых путей изучения исторического прошлого, но и в значительной мере сохранения всего лучшего, что было выработано предыдущими поколениями учителей, методистов, учёных.

Школьный курс отечественной истории должен сохранить свою воспитывающую составляющую. Специфика воспитательного процесса через урок истории связана с тем , что история изучает человека и его действия в прошлом. Следовательно знакомство с историческими фактами, явлениями можно рассматривать как воспитательный процесс.

Нельзя отрицать, что тщательно подобранные учебные материалы в программах, учебниках, методических пособиях советского времени способствовали воспитанию «классового подхода» к оценкам исторического прошлого. И это давало конкретные результаты: школа сумела сформировать негативное отношение у большинства населения к Православной Церкви, деятельность российских монархов оценивалась как угнетателей собственного народа, российские предприниматели однозначно оценивались как «эксплуататоры трудового народа», а терроризм как революционное выступление, а сама Россия не что иное как «тюрьма народов».

В настоящее время учителя, авторы программ и учебников не ощущают на себе идеологического диктата. Для творчески работающего учителя возможности для раскрытия своего таланта безусловно огромны. Но в этих условиях возникает возможность для проявления крайностей: это или идеализация прошлого, или желание видеть в истории своей страны только негатив. Задача школьного урока истории показать прошлое страны в которой мы живём таким каким оно было т. е. Успехи и неудачи, взлёты и падения, веру в своё отечество и предательство … , т.е всё то что составляет жизнь в её противоречии. Умение видеть в истории своей страны зло и при этом любить своё отечество – показатель культуры человека. Другими словами научить жить в своём государстве, отвечать за него

На самом деле мы ещё только начинаем осмыслять свою историю. Поэтому проблема обновления содержания учебного материала школьного курса истории не должна затереться в реформаторском вихре, когда всё внимание учителей будет отвлечено проблемой как подготовится к тестированию. Обновление учебного материала связано с обновлением содержания основных понятий в курсе истории. Эта работа ещё только начинается. Понятийный аппарат многих учебников или никак не разработан или недостаточно.

В предлагаемом учителю пособии представлены точки зрения учёных историков, которые должны помочь учителю понять значение государства для общества. Поэтому здесь представлены фрагменты из произведений учёных, которые рассказывают о налогах, чиновниках, властных структурах, органах правопорядка, князьях и царях .. Всё это обустраивалось, развивалось, совершенствовалось более тысячи лет. Всё это соответствовало своему времени. От нас же требуется быть не прокурорами истории, а понять особенность и неповторимость каждой эпохи, порадоваться за успехи наших предков, понять их поступки, сочувственно отнестись к их страданиям. При этом помнить, что мерки дня сегодняшнего для прошлых эпох нет всегда подходят.



Политические и социальные проблемы курса истории основной школы.
Государство, государственная власть в курсе истории основной школы. Историческое образование в советской школе выработало чёткую систему понятийного аппарата о государстве, власти, общественном устройстве. Однако эта система понятий отвечала марксистско-ленинскому учению о развитии общества и не отвечает задачам современным. Изменение государственного строя в России, потребовали не только корректировки понятий, но и поисков новых путей формирования представлений о роли государства, власти, политической жизни общества. К сожалению, в программах для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев отсутствует преемственность в их изучении. Авторы учебников, используя термины государство, власть, политика часто не учитывают возрастные возможности школьника при их использовании в тексте учебной книги или уходят от раскрытия их значения.

Современное общество безусловно многополярное: люди принадлежат к различным политическим партиям, являются членами различных религиозных организаций, поддерживают или выражают несогласие деятельности политических лидеров страны и т.п. Задача школы научить человека жить в сложном, противоречивом, многоплановом мире. Умение сосуществовать с людьми иных убеждений, искать возможность сотрудничать с ними в достижении блага своего Отечества -–составляет политическую культуру гражданина. Формирование политической культуры начинается уже в школьном возрасте. Для этого школьнику необходимо дать представление о важнейших понятиях: государство, власть, политика

Марксизм, рассматривал государство как «силу с помощью которой эксплуататоры удерживают в повиновении эксплуатируемых». Некоторые политологи сегодняшнего дня трактуют государство как чуть ли не враждебную силу по отношению к личности. Само понятие гражданское общество у них трактуется как общество, в котором гражданин свободен от обязанностей по отношению к государству. А настоящая демократия может быть в условиях полной свободы личности от государства. Такой подход скорее способствует укоренению анархистских взглядов на общественное устройство.

Курс отечественной истории основной школы должен дать первоначальные представления о государстве. В 6 классе учащиеся знакомятся с объединением племён славян в особый союз – государство. Это объединение продиктовано необходимостью организации народной жизни, защиты от внешней опасности. Участники этого союза устанавливают для себя необходимые правила, т.е. единый для всех закон. Этот закон возлагает обязанности на людей и предоставляет им необходимые права. Для управления жизнью государства в нём появляется верховная власть, выделяются специальные люди – чиновники, которые содействуют организационному устройству общества. Возникают вооружённые силы, подчинённые этой власти. Всё это позволяет сделать вывод о том, что государство представляет собой особую силу, действие которой распространяется только на определённую территорию. Государство «сохраняется и обновляется в непрерывной смене поколений». (Б. Чичерин.).

Курс школьной истории наглядно подтверждает, что без государства люди не смогли бы организовать хозяйственную жизнь, заниматься торговлей, строить города, приводить в порядок отношения между собой, развивать культуру, сохранять свои святыни, свою веру и т.д.

А это в свою очередь подводит к выводу о необходимости защиты государства. Это является обязанностью всех его граждан. И это защита не только с оружием в руках, но и участие в политической жизни, т.е. быть в курсе политических событий, участвовать в политических мероприятиях – выборах, референдумах, в общественных акциях противодействующих произволу и беззаконию.


Одним из наиболее часто употребляемых исторических терминов является политика. На страницах школьных учебников и программ по истории используются термины: внешняя политика, внутренняя политика, политический деятель, политическая раздробленность, политическое устройство и т.п. Пользуясь термином, авторы учебников, однако, избегают его толкование, или объяснение не соответствует возрастным возможностям учащихся.

В средствах массовой информации, очень часто, этот термин приобретает значение негативное: человек «свободный от политики», «политика - это грязной дело», телевизионная передача «без политики». Вольно или невольно в сознании людей утверждается значения этого термина как ярлыка, т. е. всё политическое это что-то недостойное. Вряд ли такой подход можно считать справедливым. Это способствует постепенному отлучению человека от участия в политической жизни.

Словарь С.И. Ожегова объясняет термин политика как: 1 - деятельность органов государственной власти и государственного управления и 2 - как вопросы и события общественной и государственной жизни. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М.: «Русский язык» 1978 г. стр. 508.) Л.А. Тихомиров считает, что «Политика, как наука, в обычном определении изучает условия и способы осуществления целей государства. Политика как искусство, состоит в приспособлении к этим условиям и пользовании этими способами для осуществления целей государства на практике.» (Л.А. Тихомиров Монархическая государственность. «Облиздат». Алир. 1998 г. стр. 394.).

От учителя требуется на доступном уровне дать представление о понятии «политика» В 6 и 7 классах школьники должны получить представление о том, что политика это всё, что связано с деятельностью органов государственной власти и государственного управления, а также то, что связано с жизнью государства и общества. Значит политический деятель, политик – это лицо занимающееся вопросами государственной жизни, политическая книга освещает вопросы государственной жизни или деятельности государственной власти, Новгородское вече – участие жителей в политической жизни своей земли.

Политическая жизнь всегда связана с деятельностью Верховной власти. «Если нет государства, не может быть и Верховной власти. С другой стороны, невозможно создать государство без той или иной верховной власти, и невозможно обществу достигнуть сколько-нибудь высокой степени развития, не найдя для себя рамок государственности. Между обществом, государством и Верховной властью существует тесная связь, и в то же время они имеют отдельное бытие. Абсолютистские идеи, упраздняющие общество, столь же ошибочны, столь же противны естественным социальным законам, как идеи анархические или «партикуляристские», упраздняющие государство. Практически и те и другие одинаково вредны, составляя причину смешения действия общественности и государственности» (Л.А. Тихомиров Монархическая государственность. «Облиздат». Алир. 1998 г. стр. 397.)

Историческая жизнь полна примеров неудачной деятельности Верховной власти. Современный период истории демонстрирует примеры вопиющих просчётов, драматических ошибок в деятельности верховной власти. Вместе с тем, государственная власть, связанная с деятельностью конкретных людей, политических организаций может использоваться в интересах отдельных личностей, политических партий, враждебных для него сил. На этом фоне может складываться представление, что власть сама по себе является носителем отрицательных начал, а значит это ненужный элемент. И в этом случае постепенно в сознании неискушённого человека может формироваться анархистская идея: хорошо там, где нет Власти.

Задача урока истории – показать необходимость Власти. Деятельность Великих князей, Государей всея Руси, Царей, Императоров – как носителей верховной власти Руси, России показывает, что Верховная власть является инструментом упорядочения общественной жизни людей, средством для устранения и предупреждения социальных противоречий. А наличие отрицательных примеров в истории только подтверждает необходимость укрепления власти, потребность общества в достойных политиках на любом уровне.

Наличие отрицательных свойств в деятельности конкретных властей, их просчёты безусловно должны формировать неприятие этого но, как следствие, не призывы к уничтожению власти, а её исправлению, улучшению и дельнейшему укреплению. Чем больше проблем государственной жизни, тем активнее должно быть участие общества, отдельных его членов в политической жизни.

Стало быть, урок истории не может быть вне политики. Составители программ, авторы школьных учебников, учителя не могут быть в стороне от того, каким будет новое поколение людей: со взглядами государственников или анархистов?
Школьный курс истории нельзя превратить только в описание прошлого, он должен быть средством формирования политической культуры. Для этого необходимо, чтобы учащиеся получили первоначальные представления о жизни государства и общества, они должны понять, что благосостояние государства - основа благосостояния народа. В нищем, слабом государстве личность не может чувствовать себя защищённой, а народ чувствовать себя свободным, не может должным образом развиваться культура, возможности людей ограничиваются. Совершенствование общественного сознания, понимание обществом необходимости совершенствования государства, его властных структур способствует утверждению законности и таких качеств личности как законопослушание.

Подводя итоги можно сказать, что изучение истории в школе не должно породить искажённое понимание роли государства, противопоставление государства и общества. «Ценность общественной работы заключается в богатстве и разнообразии творчества. Ценность государственной деятельности – в поддержании обязательной однородности рамок (признанных необходимыми). Низвергая государство и пытаясь собою заменить его, общество приходит к анархии и бурному разложению. Пытаясь заменить собой общество, государство приходит к деспотизму, удушению всех живых сил, а потому и к собственной смерти в параличе или истощении.» .А. Тихомиров Монархическая государственность. «Облиздат». Алир. 1998 г. стр. 399.


Проблемы предпринимательства, частной собственности в курсе истории России.

Современные школьные программы и учебники по истории России значительно расширили изучение предпринимательсткой деятельности. Возрождение предпринимательской деятельности в конце прошлого века делает эту проблему актуальной в наше время. Предприниматели становятся весомой частью общества, многие из наших учеников в последствии станут ими. С 1918 года и до перестройки предпринимательство в нашей стране превращено в противозаконную, преступную деятельность. Профессиональные организаторы российской экономики, за которыми стоял тысячелетний опыт, были истреблены или оказались в эмиграции. Отношение к этой социальной группе чувствуется даже в словаре Ожегова изданного в советское время. «Предприниматель – 1.Капиталист, владеющий предприятием. 2. Предприимчивый человек, делец. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Стр. 533). Предприниматель и делец стояли на одном уровне. Частная инициатива, личная деловая активность вымывались из сознания людей.

Частная собственность, предпринимательство составляют реальность мира сего. И к этой реальности надо готовить уже со школьных лет.

Примеры отечественной истории позволяют показать огромное значение предпринимательской деятельности для России. Только опираясь на предпринимательство и частную инициативу, русское государство сумело освоить безбрежные просторы нашей страны. Политическое освоение гигантских территорий, осуществляемое Российским государством, шло параллельно с их хозяйственным освоением. Предпринимательство - одна из форм служения Отечеству.

Урок истории должен помочь понять школьнику какое место и значение для России имела и должна иметь деятельность этих людей. В русском языке предпринимать - значит что-либо затевать, решиться начать новое дело, предприятие, приступить к совершению чего либо значительного.

Предприниматели это труженики. Близкое знакомство с их культурой психологией, образом жизни заметно отличает их от предпринимателей запада. Они, так же как и крестьяне хранили свои самобытные черты, являлись носителями национального сознания, культуры. Предпринимательство развивалось как явление экономическое и как нравственное, в котором выражается служение своему Отечеству. Школьный курс истории уже с древнейших времён даёт примеры неутомимой деятельности деловых людей России. Организация производства, финансовая деятельность, партнёрские отношения – это и многое другое является творческой составляющей делового мира.

«Предприниматель на Руси – натура творческая. Человек всегда остаётся существом деятельным вообще, целостным, микрокосмосом, хотя он и выбирает себе специальную деятельность. Сделать человека винтом огромной машины – значит лишить его человеческого достоинства.

В современном же толковании предприниматель – это гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, связанную с вложением средств для извлечения прибыли (предпринимательского дохода) в результате использования собственного (или заёмного) капитала и наёмного труда, на основе сочетания личной выгоды с собственным жизненным самоутверждением и общественной пользой. Предприниматель- человек с непостоянным доходом, он лидер идеи, а не иерархии. Предприниматели отличаются от других людей тем, что способны взять на себя полную ответственность за конечный исход дела.»Ю.А. Помпеев. История и философия предпринимательства. Спб: 2002 стр.18.

Нелёгким для сознания современного человека является возвращение предпринимателей, частной инициативы в экономическую жизнь страны. Идеологические установки советского периода ещё сохраняют свою силу. Марксистская идеология рассматривала этот слой людей как эксплуататоров. Возрождение этого слоя в наши дни, к сожалению, сопровождается большим количеством отрицательных примеров. Многие предприниматели нашего времени далеки от того, чтобы иметь уважение в обществе. Далеко не честным путём вошли они в деловой мир современной России. Но как бы то ни было частная собственность, предпринимательство составляют естественную реальность мира. И к этой реальности надо готовить уже со школьных лет. Новые поколения людей должны входить в деловой мир, осознавая значение этой деятельности для блага страны, станет ли сегодняшний школьник относится к предпринимательству как к творчеству для блага общества - школьный урок истории играет не последнюю роль.

Предпринимательство всегда связано с частной собственностью. Она наряду с личной, государственной, общественной собственностью является неприкосновенной. Неприкосновенность собственности вытекает из восьмой заповеди Данной Богом Моисею. Поэтому собственность священна и неприкосновенна. (Исход XX. 13.). Толкова Библия так комментирует эту проблему. «Собственность добывается посредством труда, труда тяжелого (Быт. III, 19), который в силу этого ценится и уважается самим трудящимся. Но всякий ценящий свой труд должен ценить и труд ближнего …, а потому и не наносить ущерба его собственности.» (Толковая Библия или комментарий на все книги св. писания Ветхого и Нового Завета. Т. 1. Институт перевода Библии. Стокгольм. 1987. Стр. 338.

С марксистской точки зрения частная собственность всегда являлась источником общественного зла. Советский период истории нашей страны сформировал целые поколения людей негативно оценивающих частную собственность. Школьный курс истории должен раскрыть перед учащимися как частная собственность способствовала развитию страны, укреплению её могущества, становилась – основой личного и общественного благополучия.
Социальные проблемы в школьном курсе истории. Какими бы не были заманчивыми идеи построения бесклассового коммунистического общества, но они оказались утопией. Изучение социальной истории должно строиться на идее о невозможности установления социального равенства в обществе. Школьный курс истории должен показать, что сословное деление общества это специфическая организация для исполнения общественных обязанностей, совокупная деятельность всех слоёв общества на благо Отечества, его безопасности.

Это не означает, что современный подход к изучению истории избегает видеть существования в обществе противоречий, социальных конфликтов. Городские восстания, крестьянские бунты требуют большого внимания на уроке истории. Однако они должны предстать перед школьником как идеал, «движущая сила истории», а как тяжёлая социальная болезнь. Упрощенчество по принципу «эксплуататор – эксплуатируемый» не позволяет увидеть всю сложность проблемы.

Современный урок истории требует раскрытия, как бы это резко не звучало, прогрессивной роли крепостного права на известных этапах истории страны. Крепостное право остановило расползание населения России по бесчисленным окраинам, способствовало организации системы защиты страны от бесконечной внешней опасности. Развивая тему крепостничества, уместно говорить о закрепощении дворянства, духовенства. И, следовательно, отмена крепостничества связана не только с освобождение крестьян, но и дворянства, городского сословия, духовенства

История сословий в России неразрывно связана с опытом самоуправления: городское вече древней Руси, Земские Соборы, земства – всё это составляет опыт участия общества в решении государственных дел. Россия имела свой опыт самоуправления, отличный от западного. Однако он имел большое значение в жизни русских городов, сельской общины, замирая в отдельные исторические периоды и вновь возраждаясь.


История религии на уроке в светской школе.

Изучение в школьном курсе истории любого народа невозможно без изучения его религии. Краткое знакомство с религиозной жизнью народов в большей или меньшей мере сделано в курсе Всеобщей истории. Религия является нравственным началом любого общества, сдерживающим фактором нравственной жизни человека. Принятие христианства на Руси стало средством приобщения восточнославянских племён к мировой культуре. В Православной религии отразилась национальная жизнь русского народа, оно стало мощным средством воздействие на общество.

В школе изучаются необходимые фрагменты истории Русской Православной Церкви. Это не изучение основ вероучения. Последнее предполагает формирование религиозного мировоззрения, приобщение к мистической жизни Церкви, участие в её таинствах.

Изучение отдельных эпизодов истории Русской Православной Церкви в светской школе носят информационный характер, помогают понять историю России в целом, увидеть роль Церкви в историческом процессе. Святость, духовное подвижничество – эти понятия долгие годы были недоступны школьнику. Однако, чтобы понять историю своего Отечества, надо понять духовный мир своих предков: их веру, идеалы, мораль, культуру. В противном случае изучение исторического прошлого России станет бесплодным, бесполезным занятием.

История Православия в России тесно связана с историей ислама. На протяжении всей истории России эти две религии постоянно взаимодействовали. Так называемый «научный атеизм», некорректно представляя историю ислама и христианства в России, фактически искажал роль как христианства так и мусульманства в её истории. Акцент на военные конфликты при между православными и мусульманами в нашем прошлом и настоящем приводил и приводит к невниманию или игнорированию процесса взаимодействия культур, совместной жизни людей разных вероисповеданий.
Термин «православие господствующая религия» стал фактически ярлыком, призванным свидетельствовать о приниженном положении всех остальных религий в России. Однако следует подчеркнуть, что «господствующая религия» испытывала на себе мощное давление государства. Примеров, свидетельствующих о вмешательстве государства в жизнь Православия и Ислама и негативных последствий для их последователей в истории достаточно. С времён Петра I Церковь лишилась патриаршества, под давление государства проводилось насильственное крещение народов Поволжья. А во времена Анны Иоановны были закрыты сотни мечетей. Во времена Екатерины Великой православие потеряло свою экономическую самостоятельность, закрывались монастыри, храмы, однако, в то же время Ислам получил некоторое послабление.

Школьный курс истории несомненно требует более широкого включения сюжетов из истории ислама в программы и учебники. Это, безусловно, будет содействовать преодолению таких общественных пороков как национализм и шовинизм, приводящих к утрате понимания своих недостатков и чужих достоинств. Всегда следует помнить, что Россия являлась и является родиной-матерью и для русских и для многих народов. И в этом залог межнационального единства и межконфессионального согласия Россиян. А этом видится одна из важнейших воспитательных задач курса истории России в школе.

Межнациональное единство предполагает уважение личности всякого человека. Уже говорилось о невозможность установления социального равенства в обществе. Однако, по христианскому учению все люди являются носителями образа Божия. Это является основанием для утверждения духовного равенства всех людей. Различие в вероисповеданиях не является тому препятствием. И христианство, и ислам, и многие другие религии мира признают Единого Творца.

Нравственный потенциал урока истории.

Урок истории в некотором смысле есть нить, связывающая прошлое и настоящее. Бережное отношение к обычаям и традициям - условие неразрывной связи времён и поколений. Это выражается в почитание национальных святынь, могил предков, сохранении и защите памятников истории и культуры. Составители школьных программ учебников, не имеют нравственного права освобождать школьный курс истории от решения этих проблем.

Оценивая прошлое, мы оцениваем достижения людей в разные исторические периоды. Однако, изучающий историю, должен стремится понять эпоху, а не быть прокурором оценивающим человеческие поступки сегодняшними мерками Человек в физическом и духовном существовании часть своей эпохи. Каждая эпоха неповторима. И вместе с тем в эти непохожие друг на друга времена существуют, сохраняются, передаются из поколение в поколение вечные ценности человечества. Благородная задача курса истории – знакомить с ними учащихся. Среди них труд - источник и условие материального благополучия, общеобязательная норма. Нравственные нормы – милосердие, мужество, благотворительность, терпение в перенесении жизненных невзгод и др.

В последнее десятилетие внимание к патриотическому воспитанию в школьной практике заметно ослабло. Однако вне патриотического воспитания курс истории России теряет свой нравственный смысл.

В Библии подвиги патриотизма стоят в одном ряду с духовными подвигами веры. Примеры высокого патриотизма являют миру величайшие представители ветхозаветного мира - Моисей, Иисус Навин, Самуил, Давид, Исайя, Даниил и другие. Их пример раскрывает патриотизм не только как привязанность к своему народу, но в первую очередь чувство высоко нравственное.

Эта любовь не должна зависеть от материального благополучия своей Родины, она бескорыстна и не требует ничего взамен.

Любовь к отечеству связана с любовью к родному краю, где человек родился, где его вскормили, где он приобрёл первые познания жизни, первые впечатления.

Любовь к отечеству связана с любовью к народу; к его языку, произведениям искусства, литературы, духовного творчества, Любить Отечество - значит любить прошлое своего народа, т.е. его историю, предания; любить его настоящее - его нравы обычаи, особенности его быта; любить его будущее - его идеалы, стремления.

Любовь к Отечеству предполагает заботу об улучшении его политического устройства, совершенствования его органов власти, стремление к установление согласия и мира в общественной жизни, совершенствование его законов, и их исполнение.

Любить Отечество значит любить благо Отечества, благо своего народа, благо своего государства. Дорожить этим благом, охранять его, служить ему, любить свои обязанности направленные на сохранение и возвышения блага отечества.

Патриотизм выдвигает на первый план исполнение обязанностей перед Отечеством. «Что я сделал для России, чтобы получать от неё блага». Общество только тогда сможет достичь высокой ступени развития, когда его граждане проникнуться идеей служения родной стране, а не только заботой о личном благополучии. Это совершенно не предполагает принижение личности и её прав.

Опутанная реформами, обнищавшая современная школа всё-таки пытается сохранить опыт предыдущих поколений учителей, методистов. Школьный курс истории в это сложное перестроечное время должен сохранить своё главное предназначение, о котором говорил сибирский учёный Г.А. Антипов в конце 80-х годов «Воспитание не только передача знаний. Воспитание - в первую очередь усвоение ценностей. И первое, на что должно ориентироваться преподавание истории в школе, это формирование ценностного отношения к прошлому. Наиболее важно, чтобы прошлое в мировосприятии учащегося стало ценностью. А в целом преподавание истории в школе должно служить каналом передачи ценностей, оправдавших себя, доказавших свою силу в историческом процессе народа.”

Г.А.Антипов. “Историческое прошлое и пути его познания” Новосибирск. Наука. 1987 г., стр. 218.
Основные проблемы. Мировоззренческие идеи курса отечественной истории основной школы

Нравственные основы общественной жизни в историческом процессе. Нравственное значение семьи в обществе, государстве. Семья - основа общества.

Принятие христианства на Руси как средство приобщения к мировой культуре. Православие - историческая судьба России. Совместное существование православия и ислама в Русском государстве. Религия как сдерживающий фактор нравственной жизни человека.

Патриотизм - высокое благородное чувство. Шовинизм, национализм - общественные пороки, приводящие к утрате понимания своих недостатков и чужих достоинств. Совместная жизнь русского и других народов России в едином государстве. Россия - родина мать для многих народов, народностей, племён.

Труд источник и условие материального благополучия, общеобязательная норма.

Уважение личности всякого человека. Духовное равенство людей. Бережное отношение к обычаям и традициям - условие неразрывной связи времён и поколений в истории общества. Почитание национальных святынь. Почитание могил предков. Сохранение и защита памятников истории и культуры - обязанность гражданина.

Несостоятельность насилия, как средства решения политических проблем.

Милосердие, мужество. благотворительность, терпение бедствий и скорбей и др. – благородные качества человека. Противоестественность в человеческих отношениях лжи, жестокости, корыстолюбия, предательства, жестокости и др.

Государство, государственная власть - условие существования и развития народа. Государство - особое организованное общество людей. Организующая и защитная функции государства. Верховная власть как средство упорядочения общественной жизни людей. Великий князь, Государь всея Руси, Царь, Император - носители верховной власти Руси, России. Идея Божественного происхождения власти в древней и средневековой Руси.

Законность, законопослушание - необходимое условие для совершенствования общества. Необходимость исполнения обязанностей перед обществом, государством.

Неизбежность возникновения противоречий между людьми, между общественными группами. Государственная власть - как средство для устранения и предупреждения социальных противоречий. Защита Отечества - священная обязанность его народа. Беззаветное, т.е. не требующее ничего взамен служение Отечеству. Самопожертвование - высшая форма служения Родине, своему народу.

Экономика, предпринимательство. Благосостояние государства - условие для благосостояния его народа. Неприкосновенность личной, частной, общественной, государственной собственности. Необходимость защиты собственности от всяких посягательств на неё. Собственность основа личного и общественного благополучия.

Социальная структура общества. Сословное деление в обществе как организация исполнения общественных обязанностей. Совокупная деятельность всех слоёв общества на благо Отечества, процветания государства.

Невозможность установления социального равенства в обществе. Противоречия, социальные конфликты в обществе. Угнетение, эксплуатация - социальное зло.

Исторический опыт самоуправления на Руси, России. ( Городское вече древней Руси, Земские Соборы, самоуправление на местах). Русская деревенская община и её место в жизни общества.


Примерная программа курса


История России с древнейших времён до конца XVI в.

6 класс

Основные компоненты курса.


Вводное обобщение. 1 час.

Что изучает наука история. Науки помощницы. История России - история нашей Родины. Для чего необходимо изучать историю своего Отечества.


Тема 1.Древнейшие жители нашей Родины. 5 час.

Жизнь людей в период каменного, бронзового и железного веков. Образование языковых семей.

Древние города-государства Северного Причерноморья. Античные колонии Северного Причерноморья. Скифы.

Кочевые племена на территории России. “Великое переселение” народов, Волжская Булгария. Хазарский каганат.

Восточные славяне в VI-VIII веках. Расселение восточных славян. Родоплеменные отношения Родовая община. Хозяйственная деятельность. Быт. Переход от родового строя к государству. Язычество восточных славян. Славянская деревня её устройство: жилище. хозяйственные постройки, угодья.
Тема 2. Древняя Русь IХ-ХII в. 9 час.

Первые русские Князья. Древнерусский город. Князь и дружина. Возникновение государства у восточных славян. Варяги на Руси. Путь “из варяг в греки”.

Правление Олега. Походы князя Олега на Киев и Царьград. Князь Игорь. Полюдье. Княгиня Ольга. Князь Святослав - великий полководец древней Руси.

Войны Святославичей. Время Владимира Святославича. Крещение Руси. Древнерусское государство при князе Владимире. Благотворительность. Отношения с иноземными государствами. Организация обороны.

Усобицы сыновей Владимира. Ярослав Мудрый - киевский князь. Первый русский митрополит на Руси. “Русская Правда” – единое письменное законодательство на Руси.

Владимир Мономах и его деятельность в интересах Руси.

Возникновение древнерусской народности. Население Древней Руси. Быт жителей. Русский город - центр администрации, культуры, торговли. Городское вече.

Православная Церковь Киевской Руси. Устройство Православной Церкви на Руси. Древнерусское монашество. Антоний и Феодосий Печёрские.

Культура Киевской Руси. Язык и письменность. Древняя литература Руси. Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство.
Урок – повторения.

Тема 3. Русские земли в ХII- начале ХIII в. 5 час.

Обособление русских княжеств. Новые княжеские династии. Положительные и отрицательные последствия раздробленности.

Южная Русь. Киевское княжество. Древняя Русь и половецкая степь. «Слово о полку Игореве»

Юго-Западная Русь. Население и его хозяйственная деятельность. Галицко-волынская земля. Роман Мстиславич. Даниил Галицкий. Культура Галицко-Волынской Руси

Новгород Великий. Население и его хозяйственная деятельность. Государственное устройство. Самоуправление новгородской земли. Культура Новгородской Руси.

Владимиро-Суздальская Русь Население и его хозяйственная деятельность. Основание Владимиро-Суздальского княжества. Начало Москвы. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое гнездо. Культура Владимиро-Суздальской Руси.
Тема IV. Русь между Востоком и Западом. 5 час.

Завоевания Чингис-Хана в Сибири, Средней Азии и Закавказье. Битва на р. Калке. Батыево нашествие на Русь. Героическая борьба русского народа с иноплеменниками. Русь под игом завоевателей.

Борьба русского народа против крестовых походов шведских и немецких феодалов. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский.

Русские земли под властью Золотой Орды. Ордынская власть на Руси. Русская Православная Церковь и Золотая Орда.

Русь и Орда во второй половине ХIII в. Даниил Галицкий.

Великое княжество Литовское и русские земли. Присоединение русских земель к Великому княжеству Литовскому.


Урок повторения.

Тема V. Объединение русских земель вокруг Москвы. 6 час.

Возрождение хозяйства Владимиро-Суздальской земли. Начало Московского и Тверского княжеств.

Борьба Московских и Тверских князей за ярлык на великое княжение. Победа Москвы. Иван Калита.

Москва при кн. Дмитрие Ивановиче. Политическая деятельность митрополита Алексия. Борьба с Ордой. Битва на р. Воже 1378 г. Куликовская битва 1380г. Нашествие Тохтамыша.

Московская Русь в конце XIY – первой половине XY века. Правление Василия I. Династическая война в Московской Руси. Распад золотой Орды.

Русская православная церковь во второй половине XIII – середине XV в. Москва – духовный центр Руси. Перемещение резиденции киевского митрополита во Владимир, затем в Москву. Митрополит Пётр. Русские монастыри – центры культуры и просвещения. Сергий Радонежский. Монашеская колонизация. Флорентийская уния и Русская Православная Церковь. Обретение Русской Церковью независимости. Митрополит Иона.

Русская культура во второй половине XIII – середине XV века. Литература. Архитектура. Иконопись.


Урок повторения.

Тема VI Создание Московского царства. 8 час.

Образование единого государства. Иван III. Присоединение Новгорода, Твери. Многонациональный состав Российского государства.

События на р. Угре 1480 г. Падение монголо-татарского ига. Завершение объединения русских земель. Василий III.

Соотношение понятий “российский” и “русский”; Российское государство и Русское государство. Судебник 1497 г. Государственное управление. Боярская Дума. Население Московского государства. Складывание сословий. Введение Юрьева дня.

Государственная символика. Москва - Третий Рим.

Правление Ивана Грозного. Венчание на царство. Избранная рада. Реформы 50-х годов XVI в. Земский собор. Приказы. Местное самоуправление. Судебник 1550 г. Финансы. Войско.

Внешняя политика Ивана IV. Присоединение к Российскому государству Казанского и Астраханского ханств. Присоединение Западной Сибири. Ливонская война.

Опричнина. Последние годы правления Ивана Грозного.

Изменение внутренней жизни страны при Фёдоре Иоановиче. Борис Годунов.

Русская Православная Церковь в конце XV- XVI веке. Иосифляне и нестяжатели. Еретические учения. Стоглавый собор. Установление патриаршества в 1589 г. Патриарх Иов.

Русская культура в конце XV-XVI веке. Письменность и книжность. Литература. Живопись и архитектура. Строительство Московского Кремля. Наука и техника.


Урок повторения

Итоговое повторение 1 час.


Примерное планирование учебного материала


По курсу «История России с древнейших времён до конца XVI в.»

6 класс.

Урок 1 вводный.

1.Что изучает наука история. 2.Науки помощницы (вспомогательные исторические дисциплины). 3.История России - история нашей Родины. Для чего необходимо изучать историю своего Отечества.


следующая страница >>
Смотрите также:
Каким будет курс отечественной истории в школе? Это далеко не риторический вопрос
1887.88kb.
13 стр.
Уличная поддержка видео
93.59kb.
1 стр.
Л. А. Цыганкова Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остаётся важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чув
27.31kb.
1 стр.
Тропы и фигуры
595.27kb.
5 стр.
Интернет-эрудицион «Героические страницы Отечественной истории» Вопрос
75.56kb.
1 стр.
Книга будет полезна студентам вузов специалистам по отечественной истории этнологам социологам
42.06kb.
1 стр.
Чжунюань цигун как оздоровительная система, развивающее образование и метод возрождения генофонда
69.92kb.
1 стр.
Вопрос Дифференцированное обучение в средней школе
182.13kb.
1 стр.
Память нации между двумя мифами о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов Сергей гончаров
68.3kb.
1 стр.
Вопросы и ответы по программным продуктам фолио вопрос
399.95kb.
2 стр.
Прекрасное далеко…
34.65kb.
1 стр.
Сельское хозяйство Краснодарского края и Адыгейской автономной области в годы Великой Отечественной войны
723.33kb.
4 стр.