Главная
страница 1
Муниципальный конкурс «Симфония урока»

Внутренние воды России.

Реки.

Предмет: география

Черных Наталья Витальевна,

высшая квалификационная категория,

МОУ: Шерловогорская СОШ № 47

2011 – 2012 учебный год



Пояснительная записка

Урок проводится в 8 классе в разделе 1 «Особенности природы и природные ресурсы России», по теме 3 «Внутренние воды и водные ресурсы». Данный урок является вторым в теме, на первом уроке происходит восстановление знаний учащихся из курса 6 класса (тема «Гидросфера» подраздел «Воды суши») по вопросам:



  1. Значение воды.

  2. Что такое внутренние воды?

  3. Что такое река, озеро, ледник, болото?

  4. Части реки (устье, исток, русло, приток, главное русло, речная долина, пойма, речная система, водораздел).

  5. Работа с картами – нахождение рек и озер России, нанесение их на контурную карту.

  6. Творческие задания учащихся по теме «Реки».

Тема представляемого урока «Внутренние воды России. Реки».

Класс работает по учебнику «География России. Природа», автор И.И.Баринова, издательство «Дрофа», Москва, 2009 года



Тема урока: «Внутренние воды России. Реки».

Оборудование:



  • Презентация к уроку;

  • Раздаточный материал: лист самооценки, итоговый тест, цветные листы для синквейна;

  • Компьютер, проектор, экран, аудиоколонки;

  • Физическая карта России.

Технологическая карта изучения темы

Тема

Внутренние воды России. Реки.

Тип урока

Урок новых знаний

Цель урока

Дать учащимся понятия основных характеристик реки, показать взаимосвязь рек от рельефа и климата.

Задачи урока

  1. Образовательные: углубление знаний учащихся о реках; формирование новых понятий – характеристики реки, их значение в хозяйственной деятельности человека.

  2. Развивающие: развитие познавательного интереса к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании полученных результатов.

  3. Воспитательные: экологическое воспитание, межличностные отношения (в парах), уважать мнение товарищей.

Основные термины и понятия темы

Падание реки, уклон реки, годовой сток, паводок, половодье, межень, наводнение

Основные виды деятельности ученика (на уровне УУД)

Определять падение, уклон, особенности питания и режима крупных рек России. Выявлять зависимость между режимом, характером течения крупнейших рек, рельефом и климатом по картам. Готовить презентации о крупных реках России.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Математика (решение задач)

ОБЖ (наводнения)

Информатика (презентация учителя и домашнее задание – самостоятельно приготовить презентация по любой реке России)


Фронтальная, в парах, индивидуальная

1 этап. Организационный этап

Цель:

Подготовить учащихся к предстоящей работе на уроке

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Я рада приветствовать вас на уроке, посмотрели на меня, на своих соседей, улыбнулись друг другу и настроились на новые познания в географии.

- Отгадайте загадку и узнайте тему нашего урока:

Течет, течет – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит?

Слайд 1

- Цель урока – слайд 2.



Основные понятия и термины темы – слайд 2

Ученики настраиваются на работу.

Дают ответы.


Слайд 1

Совместно с учителем формируют цель урока – слайд 2



2 этап. Актуализация знаний

Цель:

Проверка уже имеющихся знаний учащихся о реках, речных бассейнах

- Вам предлагается выбрать правильные утверждения из предложенного списка, время работы 3 – 4 минуты. Слайд 3

- Теперь поменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте друг друга. Поставьте своему товарищу оценку.

Слайд 4.


Учащиеся в тетради выбирают правильные утверждения со слайда 3.

Взаимопроверка и оценивание. Слайд 4



3 этап. Постановка учебной задачи

Цель:

Создание условий для формирование задачей урока.

- Сегодня мы будем рассматривать внутренние воды России, а именно:

Между гор, между дол бежит белый конь. Что это?

- Задачи нашего урока?

Ответы учащихся – Река

- Сегодня предстоит узнать новые особенности рек.


4 этап. Изучение новой темы

Цель: создание условий для решения основных задач урока

- Сначала мы выясним основные характеристики рек: уклон, падение, годовой сток. Время работы 2 минуты.

Слайд 5


- Давайте проверим ваши формулировки и запишем краткие формулы.

Слайд 6 – 8.

- С использованием понятий «уклон» и «падение» решаются задачи, чем мы сейчас и будем заниматься.

Основные формулы для решения задач у вас есть.

Работа по вариантам – слайд 9.

Время работы 3 – 4 минуты.

- Предлагаю вам оценить себя – самопроверка.

Слайд 10.

- Давайте подведем итог данного этапа. Для чего необходим расчёт падения и уклона рек?
- Реки – важные компоненты природы в каждой стране, но чтобы их использовать необходимо так же знать и из питание и режим. Вот это мы рассмотрим далее.


Работа с учебником – расписать значение понятий.

Слайд 5


Проверка формулировок, запись формул
Слайд 6 – 8

Решают задачи с использованием основных формул. Слайд 9


Самопроверка. Слайд 10.

Ребята высказывают предположения – значение для хозяйственной деятельности человека (судоходство, строительство ГЭС и т.д.)


Физкульт.пауза. Отдохнём. Слайд 11

- Пользуясь учебником (стр. 81), заполните схему. Слайд 12.

- Проверяем.

- Слайд 13 – формулировка понятия «Режим реки».
- А теперь давайте подробнее познакомимся с видами режима рек. Вам необходимо внести в тетрадь краткую характеристику режима рек. Слайды 14 – 19.

- В учебнике на стр.81 – 83 даны карты. Что мы можем отследить по ним?



Заполняют схему, пользуясь учебником. Слайд 12.

Проверка схемы.

Запись понятия «Режим реки» - слайд 13.
Слайды 14 – 19. Выписывают в тетрадь основные характеристики режима рек.

Работа с картами в учебнике – стр. 81 – 83. Учащиеся высказывают предположение:

- Предсказывать режим реки

- Знать питание рек разных регионов России.

- Предполагать время стихийных природных явлений, связанных с водой.


5 этап. Обобщение и закрепление

Цель: закрепить полученные на уроке знаний учащихся

- Сегодня на уроке мы рассмотрели зависимость питания и режима рек от рельефа и климата. Выяснили основные характеристики рек и познакомились с явлениями, которые возникают на реках. Чтобы закрепить ваши знания, я предлагаю заполнить лист итогового теста (приложение 1)

Заполняют лист итогового теста.



6 этап. Рефлексия

- Мы уже пользовались такой формой как Синквейн (приложение 2). Составьте синквейн по теме урока «Реки России». Время выполнения 2 -3 минуты.

- Ребята, вы хорошо поработали на уроке, я надеюсь, что узнали много нового и интересного.

Запишите домашнее задание. Слайд 20

Спасибо за урок!



Составляют синквейн на цветных листах и вывешивают их на доску.

Записывают домашнее задание – слайд 20.


Библиография:

Учебник «География России. Природа» для 8 класса, И.И.Баринова, «Дрофа», М. 2009 г.

Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. География 6 – классы. «Просвещение», М. 2010 г.

«Сборник заданий и упражнений по географии» Л.Н.Полякова, 8 класс, «Экзамен», М. 2009 г.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Раздел «География»

Сайт «Прошколу.ру»

Приложение 1

Итоговый тест



  1. Большая часть крупных рек России течёт в сторону:

А) севера б) востока в) запада г) юга

2. Питание большинства рек России:

А) снеговое б) дождевое в) грунтовое г) смешанное

3. Причиной половодья является:

А) выпадение ливневых дождей б) весеннее таяние снега

В) обильные снегопады г) летнее таяние ледников в горах.

4. Падение реки – это:

А) отношение величины истока к устью б) превышение истока над устьем

В) отношение величины падения реки к её длине.

5. Уклон реки – это:

А) отношение величины истока к устью б) превышение истока над устьем

В) отношение величины падения реки к её длине.

6. Наводнение – это:

А) низкий уровень воды в реке б) кратковременный подъем воде в реке

В) затопление обширных участков территории.

7. Межень – это:

А) низкий уровень воды в реке б) кратковременный подъем воде в реке

В) затопление обширных участков территории.

8. Паводок – это:

А) низкий уровень воды в реке б) кратковременный подъем воде в реке

В) затопление обширных участков территории.

Приложение 2



Правило написания синквейна

  1. Первая строка – имя существительное – основная тема

  2. Вторая строка – два имени прилагательных, характеризующих первое понятие

  3. Третья строка – три глагола, характеризующих действие первого понятия

  4. Четвертая строка – краткое предложение – ваше отношение к первому понятию

  5. Пятая строка – имя существительное – синоним первого понятия.


Смотрите также:
Конкурс «Симфония урока»
86.62kb.
1 стр.
Урока: Цель: Задачи: Оборудование: Тема урока: звучит музыка ( симфония №40) "В чем сила музыки?" «Моцарт в моей душе!»
94.82kb.
1 стр.
К онспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий Конспект урока по географии Тема урока: «В гостях у Японии». Тип урока: урок новых знаний. Вид урока: комбинированный
34.05kb.
1 стр.
№ урока в четверти, № в году, дата Тема урока Основное содержание урока Материал урока Домашнее задание
217.83kb.
1 стр.
№ урока № урока по теме Тип урока Тема урока Практические работы оборудование Основные понятия подготовка к егэ домашнее задание
223.64kb.
1 стр.
Урока Тема урока Государство на берегах Нила Тип урока Комбинированный Дата урока
186.33kb.
1 стр.
№ n\n №урока Тема урока Тип урока Форма проведения Оборудование урока Дата Практические работы 10
440.64kb.
2 стр.
№ урока Раздел № урока в разделе Тема урока Цели урока Оборудование Практические и контрольные работы
258kb.
1 стр.
Урока Содержание методических элементов урока Тема урока в городе богини Афины План урока Что мы знаем об Афинах
153.95kb.
1 стр.
1. План-конспект урока по информатике Тема урока: «Поисковые информационные системы» Тип урока: «Комбинированный урок»
228.37kb.
1 стр.
Конспект урока тема урока: Координатная плоскость Класс: 6 Цели урока: Цели урока. Образовательные
102.99kb.
1 стр.
Конспект урока по информатике учителя Оганьян Э. А. Тема урока : Основные операторы языка Бейсик Тип урока: урок обобщение План урока
53.45kb.
1 стр.