Главная
страница 1
Муниципальное образовательное учреждение

Смоленская основная общеобразовательная школа

Переславского муниципального района

Ярославской области

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

школьного краеведческого музея

«Усадьба Смоленское»

на 2013-2017 годы

«Школьный музей как образовательный и социокультурный центр села Смоленское»

Авторский коллектив: директор школы Питерцев В.В.,

замдиректора Спасская И.Н.,

учителя: Опалева Г.В., Опалев В.А.

2012 год
Паспорт программы.

1. Наименование програмы: программа развития школьного краеведческого музея

«Усадьба Смоленское» на 2013-2017 годы «Школьный музей как образовательный и социокультурный центр села Смоленское».



2. Авторы программы:

Питерцев Владимир Васильевич – директор МОУ Смоленской ООШ, Спасская Ирина Николаевна - замдиректора МОУ Смоленской ООШ, Опалева Галина Витальевна – учитель МОУ Смоленской ООШ, Опалев Владимир Александрович – учитель МОУ Смоленской ООШ.



3.Организация заявитель: МОУ Смоленская ООШ Переславского муниципального района Ярославской области.

4. Название проводящей организации: МОУ Смоленская ООШ Переславского муниципального района Ярославской области.

5. Руководители программы:

Питерцев Владимир Васильевич – директор МОУ Смоленской ООШ Переславского муниципального района Ярославской области.

Зиновьичева Елена Владимировна - директор Департамента образования администрации Переславского муниципального района Ярославской области;

7. Сроки реализации программы: 2013 -2017 годы

8. Место проведения:

Ярославская область, Переславский район, с.Смоленское



9.Источники и сумма финансирования: областной бюджет.

Общая стоимость проекта: 100000 рублей..

11.Общее количество участников программы: 100 человек

12. Адресаты программы: обучающиеся, молодёжь, жители с. Смоленское и Переславского муниципального округа.

Адрес: 152003, Ярославская область, Переславский район, с.Смоленское, ул. Парковая,

д.1


Телефон: 8 (48535)-45-1-39

Факс: 8(48535) 42-4-35. Email: smolenskshkola@yandex.ru
I. Анализ ситуации

Муниципальное образовательное учреждение Смоленская основная общеобразовательная школа находится в уникальном здании дворца архитектурно-паркового комплекса усадьбы Свиньиных Козловских постройки 1779 года. В 1976 году решением Ярослисполкома №339 от 19.05.76 г. усадьба была признана Памятником архитектуры местного значения В настоящее время здесь 8 классов-комплектов, в которых обучается 49 учеников из с. Смоленское и близлежащих деревень и работают 10 педагогов.

Итогом кропотливой работы краеведческого кружка по сбору материала о владельцах и истории усадьбы, об истории села Смоленское и окрестных сел и деревень стало создание школьного краеведческого музея, который открылся в мае 2000 года и был сертифицирован в 2008 г (сертификат №12080 от 07.04.2008). Инициатором создания школьного краеведческого музея и его руководителем является бывший директор школы, а сейчас учитель математики Опалева Галина Витальевна. В создании музея принимали активное участие педагоги школы Спасская Ирина Николаевна и Опалев Владимир Александрович.

Музей располагается на первом этаже западного флигеля усадебного дворца. В главном здании дворца находится МОУ Смоленская ООШ, в восточном флигеле домовая церковь. Музей имеет отдельный вход, две комнаты общей площадью 72 кв.м.


С 2000 года туристско-краеведческая деятельность в школе, а затем и деятельность музея основывается на образовательно-воспитательной программе «Родной край» (автор А.Е.Сейненский), целью которой является всестороннее развитие личности ребенка средствами туризма и краеведения. С 2000 г. туристско-краеведческая деятельность в школе и деятельность музея осуществляются в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения обучающихся «Отечество».

В основе коллекции музея – подлинные экспонаты русского быта и ремесел, собранные школьниками во время туристско-краеведческих походов, экспедиций и экскурсий. Возраст многих экспонатов датируется серединой и концом XIX века. Пополнение музейного фонда продолжается и сегодня в процессе туристско-краеведческой деятельности: походы (экспедиции, экскурсии) по близлежащим сёлам и деревням.

В настоящий момент музейные экспозиции представлены следующими темами:

1. «Быт и ремёсла крестьян XIX-XX веков» (коллекция предметов быта, одежды, предметов интерьера, орудий труда крестьян села Смоленского, близлежащих сел и деревень, собранных во время туристско-краеведческих походов и экспедиций).

2. «Самоцветы» (выставка частной коллекции В.А. Опалева цветных камней и окаменелостей).

3. «Усадьба Свиньиных-Козловских и ее владельцы» (фото, репродукции картин, картины, документы, топографические планы, архитектурные схемы дворца усадебного комплекса Свиньиных-Козловских, изразцы начала и середины XVIII в.).

4. «Успенская сельскохозяйственная школа» (газетные публикации, документы, фотографии об истории Успенской сельскохозяйственной школы, размещавшейся в усадьбе в конце XIX второй половине XX веков).

5. «Совхоз «Успенская ферма» (альбомы с ВДНХ с фотографиями племенных коров, племенные книги, портреты передовиков сельскохозяйственного производства, фотографии и другое).

5. «Лагерь репрессированных «Зона» (технологические предметы, найденные с места нахождения лагеря: колючая проволока, кирка, огнеупорный кирпич с клеймом, остатки плавильной продукции и др., коллекция минералов и горных пород из местечка «Зона» близ села Смоленское, публикации, воспоминания очевидцев, фотографии, документы из архивов, по поиску списков заключенных и потерь).

6. «Честь мундира» (военная форма 1943-1990 г.г., коллекция нашивок, знаков отличия, пагон, миниатюрные деревянные скульптуры солдатиков Русской и Советской Армии народного мастера Опалева В.А., копии медальонов скульптора Ф.Толстого, посвященные войне 1812 г., являющиеся лучшими работами декоративно-прикладного искусства XIX в., альбом наших односельчан в военной форме).

7. «Книга Памяти» (собранные учащимися и учителями школы материалы о своих родственниках, близких и знакомых, своих односельчанах – участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, «Галерея Памяти» с фотографиями односельчан-участников Великой Отечественной войны, подлинные экспонаты Великой Отечественной войны, копия Знамени Ярославской стрелковой дивизии народного ополчения, юбилейные подарки, переданные ветеранами).

В разделах музейных экспозиций также представлены исследовательские работы обучающихся школы - участников туристско-краеведческого движения «Отечество», портреты и фотографии жителей села, картины профессиональных художников и художников-любителей из села Смоленское, рисунки детей, макеты деревянных церквей мастера Ткачева И.А.

На базе музея работает краеведческое объединение «Активисты школьного краеведческого музея» обучающихся МОУ Смоленской ООШ

В книге учета поступлений (инвентарная книга) на 01.01.2013 г. зарегистрировано 830 экспонатов. В музее работают два педагога Опалева Галина Витальевна- руководитель краеведческого кружка школы (по тарификации 3 часа), Спасская Ирина Николаевна и Опалев Владимир Александрович (по своей инициативе).



Деятельность школьного краеведческого музея осуществляется по следующим направлениям:

  • работа с фондом

  • просветительская (образовательная) деятельность

  • информационно-аналитическая деятельность

  • разностороннее изучение родного края и России

  • общественно-полезная деятельность

  • социальное партнерство с учреждениями с целью получения краеведческих материалов и методической помощи

  • сопровождение обучающихся на индивидуальных образовательных маршрутах.

Достижения обучающиеся школы в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения обучающихся «Отечество» (муниципальный уровень):

Дата выступления

Тема исследовательской работы

Результат выступления

2012 г.

«Бег ради жизни»

Победитель

2011 г.

«Русская печь»

участие

2010 г.

«Русская дворянская усадьба. Прошлое и настоящее»

победитель

2009 г.

«Мир старой усадьбы. Русский печной изразец»

победитель

2007 г.

«Все живы в памяти моей»

«Древняя символика в художественном убранстве крестьянской избы»

«Как рубашка в поле выросла»


победитель

победитель

призер


2006 г.

«Церкви и приходы Переславского округа»

победитель

2005 г.

«Никто не забыт, ничто не забыто»

«Ондатра»



лауреат

лауреат


2004 г.

«История села Нестерово»

победитель

2003 г.

«Моя семья в годы Великой Отечественной войны»

«Отечеству служения пример»



призер

победитель




2002 г.

«Венок усадьбе Смоленское»

победитель

2001 г.

«Совхоз «Успенская ферма»

призер

2000 г.

«Лагерь репрессированных около села Нестерово»

призер

Работа музея за пять лет (2008-2012 гг.) в основном имеет положительную динамику по следующим критериям:



1.Количество экспонатов




2008

2009

2010

2011

2012

Количество экспонатов

510

510

605

750

830

Из них подлинных

436

436

520

640

700



2. Экскурсионно–массовая работа

Музей посещают учащиеся и жители с. Смоленское, школ г. Переславля и Переславского района, гости из всех уголков нашей страны и из-за рубежа. Информацию о музее люди находят в Интернете и из СМИ.






2008

2009

2010

2011

2012

Количество посетителей в год

350

345

456

467

521

Количество экскурсий

50

49

77

70

73

Количество лекций

6

3

6

5

6


3. Образовательная деятельность

На базе музея или с использованием материалов музея проводятся уроки. С введением ФГОС НОО музей стал хорошей методической базой для проведения занятий внеурочной деятельности учащихся начальной школы.



Учебный год

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011 -2012

Количество уроков, проведенных в музее

7

10

10

10

40

Количество мастер-классов

1

4

5

10

12

Педагогам школы Опалевой Г.В. и Опалеву В.А в 2006 г. была вручена Национальная Премия «Культурное наследие» за заслуги в деятельности по возрождению, сохранению, изучению, использованию и популяризации исторических усадебных комплексов России в номинации «Хранитель» по теме «Возрождение исторической усадьбы России».

По материалам музея в начальной школе был разработан и реализован проект «Как рубашка в поле выросла», занявший I место в областном конкурсе проектов «Intel-обучение для будущего» (авторы Спасская И.Н., Лебедева Е.К., учителя начальных классов школы).

Музей имеет свою печатную продукцию. По результатам поисковых исследований были изданы:


  • «Новые страницы прошлого. Жизнь и творчество П.П. Свиньина», Сборник очерков, 2000 г.

  • Открытки с видами усадьбы Смоленское 2004 г.

  • «Усадьба Смоленское. Прошлое и настоящее», Сборник очерков. 2003г.

  • «Усадьба Смоленское. Прошлое и настоящее». Сборник очерков (издание дополненное), 2010г.

  • Буклет: «Усадьбе Смоленское-225 лет», 2004 г.

  • Буклет: «Усадьбе Смоленское -230 лет», 2009 г.

  • Альбом-брошюра «Путешествие по дворянским усадьбам Переславского района Ярославской области и Юрьев-Польского района Владимирской области»

  • Альбом-брошюра «Прошлое и настоящее храмов в окрестностях села Смоленское» 2012 г

  • Альбом-брошюра «Усадьба Свиньиных-Козловских», 2012 г.

  • Альбом-брошюра «Солдатики. Отечественная война 1812 г. 200 лет».

Музей имеет много газетных публикаций о результатах своей поисковой работы.

Информация о деятельности Школьного краеведческого музея находится на школьном сайте http://76pz-smolen.edusite.ru/ и в социальных сетях.

Краеведческие исследования, и просветительская работа, начатая в 2000 г, дали свои результаты, идет возрождение старинной усадьбы:


  • восстановлен мост на остров длиной 63 м жителями села (2000г)

  • восстановлена усадебная домовая церковь (1995-2010г.г.)

  • на базе Смоленской школы, и музея в рамках проекта "Соединяя нить времен" работала"Летняя школа лесников и садоводов", посвященная 125-летию усадьбы Успенской с/х школы (2000г., 2004 г.).

  • проведена практическая работа по ландшафтной планировке парка (2000,2002, 2003г., 2007г.) Молодежным центром (г. Переславль-Залесский) и отрядами волонтеров (РСМ), студентов г. Ярославля.

  • на средства Переславского МР, Департамента культуры Ярославской области и Департамента образования Ярославской области проведен капитальный (частичный) ремонт фасада (2009 г.) и крыши (2006 г.).

На территории усадьбы Смоленское стали проводиться районные и областные праздники. Для гостей проводятся экскурсии в музее и по усадьбе. «Живое дерево ремесел» 2003 г. (областной), «225 лет усадьбе Смоленское» (2004 г.) и «230 лет усадьбе Смоленское» (2009 г.), «День Переславского муниципального района» (20010г.).

Музей является одним из средств организации воспитательной работы в школе. В 2010 г. школа стала лауреатом областного конкурса «Школа года» в номинации духовно-нравственное и патриотическое воспитание.

Руководитель краеведческого кружка школы (2000-2012 годы) Спасская Ирина Николаевна защитила методическую разработку «Использование краеведческого материала в образовательном компоненте «Окружающий мир» начальной школы».

Итоги деятельности музея за 2000-2012 гг. позволяют сделать вывод о том, что для его дальнейшего развития необходимы новые идеи, позволяющие идти музею в ногу со временем, быть по- прежнему, привлекательным и доступным, для учащихся школы, их родителей и жителей села, но и для всех интересующихся историей. Возникла необходимость более широкого использования накопленных краеведческих материалов в процессе обучения и воспитания обучающихся школы, формирования духовно-нравственных ориентиров, патриотизма у молодежи села. В связи с этим была разработана Программа развития музея на 2013-2015 гг. на тему «Школьный музей как образовательный и социокультурный центр села Смоленское».

II. Постановка проблемы

Функционирование школьного краеведческого музея «Усадьба Смоленское» давно перешагнуло за рамки школы. В музее проводятся не только экскурсии, учебные занятия и внеклассные мероприятия для учащихся школы, экскурсии для учащихся других школ района, экскурсии для взрослого населения, но и другие массовые мероприятия, в которых участвуют жители села, района, ветераны, образовательные и культурные учреждения, предприятия.



Возникает возможность перехода деятельности школьного музея в новое состояние – стать образовательным и социокультурным центром села, что придало бы импульс дальнейшего развития музея, позволило бы совершенствовать формы и методы работы, расширить поле деятельности, вовлечь в музейную деятельность большее количество жителей села, привлечь молодежь села к участию в культурной и духовной жизни села.

Целью программы является поддержание единого образовательного и воспитательного пространства, оказывающего позитивное воздействие на процесс формирования духовно-нравственной патриотической позиции подрастающего поколения, включение его в разнообразные социальные отношения, предоставление более широких возможностей использования школьного музея населением.

Задачи программы:

-активизация просветительской деятельности всех социально-культурных учреждений села и семьи, осуществление совместных проектов;

- создание условий для приобщения к историко-культурному наследию своего села, к традиционным духовно-нравственным ценностям не только учащихся школы, но и работающей молодежи села;

- эффективное использование материальной базы школьного музея и его потенциала с целью формирования духовного мира подрастающего поколения;

- воспитание у молодых людей патриотизма на героических примерах борьбы и труда из истории своей малой Родины;

- повышение уровня поисковой и научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в научно-практических конференциях и конкурсах по краеведению;

- разработка новых краеведческих маршрутов, экскурсий;

- улучшение эстетического вида экспозиций музея;

-оснащение музея современными техническими средствами.

Решение выдвинутых задач основываются на следующих принципах:


- принцип дополнительности, который позволяет компенсировать недостающие знания, умения, навыки через совместную теоретическую и практическую деятельность обучающихся, их родителей и педагогов в школьном краеведческом музее, содержащую дополнительные знания, расширяющие содержание общеобразовательных предметов через организацию системы дополнительного образования и систему внеурочной деятельности на базе музея;

-принцип единства сознания и деятельности через формирование непосредственного интереса к изучению истории края;

-принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов организации урочной, внеурочной и внешкольной деятельности в пространстве музея. Реализация данного принципа предполагает использование разнообразных форм организации воспитания, обучения, и духовно-нравственного развития, а также различных способов взаимодействия обучающихся в таких видах деятельности как: индивидуальная работа, работа в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах, в разновозрастном коллективе с привлечением молодежи села;

-принцип взаимодействия с различными общественными структурами, выражающийся в партнерстве с музейным сообществом, общественными организациями.


III. Целевые группы проекта

Народная мудрость гласит: «Кто хочет что-либо делать, ищет партнера и способы деятельности; кто не хочет делать – ищет препятствия».

Реализация проекта предполагает использование принципа открытости, т.е понимание проекта как открытой системы, взаимодействующей с окружающей средой. Социальное партнерство объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования. Сегодня мы пытаемся создать вокруг себя единое образовательное пространство.

Взаимодействие в рамках реализации проекта предполагается на нескольких уровнях:

1. На местном уровне - ДК «Берёзка», сельская библиотека, Дом Культуры с. Смоленское

2. На муниципальном уровне – МОУ ДОД Берендеевский ЦДТ, ФГУ Национальный парк «Плещеево озеро», Комитет по физической культуре, спорту и делам молодежи администрации Переславского МР, МУ ПМР «Социальное агентство молодёжи «Стимул», Департамент культуры администрации Переславского МР, станция юношеского и детского туризма г. Переславля, межшкольный методический центр г. Переславля, редакция газеты «Переславские вести», Историко-архитектурный музей г. Переславля-Залесского.

3. На региональном и межрегиональном уровне - ГОУ ЯО ЦДЮТурЭк, ГОАУ ДОД ЯО «Центр детей и юношества». Музей усадьба князей Голицыных с. Сима Юрьев-Польского района, ФГУ Национальный парк Мещера г. Гусь-Хрустальный.
IV. Основные направления, содержание, формы и методы деятельности музея.

Работа с фондом музея включает сбор, систематизацию, хранение и демонстрацию экспонатов основного и вспомогательного фондов по разделам музейной экспозиции. Основные формы и методы деятельности: поисковые выезды и выходы на местность (походы, экспедиции, экскурсии), совместная деятельность педагогов со школьниками и их родителями, жителями микрорайона по сбору музейных предметов и полевого краеведческого материала; работа с краеведческими, литературными информационными и научными источниками, с архивным материалом; опрос и анкетирование местных жителей, родственников, дарителей, специалистов для определения и описания музейных предметов, их регистрации в инвентарной книге музея.

Просветительская (образовательная) деятельность музея включает разработку и проведение разнообразных образовательных форм деятельности со школьниками (тематические уроки, классные часы, экскурсии, туристско-краеведческие походы, экспедиции и выезды на местность; индивидуальный образовательный маршрут школьника, представленный краеведческой исследовательской, проектной или творческой работой; краеведческие конференции, конкурсы и др.).

Информационно-аналитическая деятельность музея включает оформление стендов, витрин, выставок различной тематики; выпуск краеведческих газет, создание видеофильмов и компьютерных носителей краеведческой тематики, сайта музея; составление полных отчетов о походах и экспедициях.

Комплексное изучение родного края и России реализуется через работу объединения «Активисты школьного краеведческого музея»; участие во Всероссийском туристско-краеведческом движении обучающихся «Отечество».

Общественно-полезная деятельность музея включает реставрацию музейных экспонатов, создание поделок, макетов и других наглядных материалов; создание и монтаж разделов музейной экспозиции; выполнение общественно-полезной работы на местности (во время походов, экспедиций).

Связь с учреждениями (образования, культуры, науки, общественными организациями и др.), в том числе – на основе договоров о совместной деятельности и сотрудничестве с целью получения краеведческой информации и материалов, консультаций.

Реализация индивидуального образовательного маршрута обучающихся выполнение краеведческой исследовательской работы.
V. Развитие музейной экспозиции

1. Сохранение имеющихся коллекций и разделов экспозиции музея, пополнение их новыми предметами и экспонатами.

2. Формирование новых разделов музейной экспозиции по темам «История школы», «Летопись спортивной жизни школы» «Лагерь репрессированных в местечке «Зона», «Клуб путешественников». Разработка экскурсионных маршрутов на местности: походы, лыжные маршруты «Местечко «Зона», организация туристско-краеведческих лагерей.

3. Пополнение фондов музея в процессе совместной туристско-краеведческой, творческой и трудовой деятельности школьников, педагогов и родителей обучающихся, молодежи.


VI. Условия реализации Программы.

1. Педагогические условия. Формирование кадрового потенциала развития музея необходимо осуществлять добровольное сотрудничество и межличностное взаимодействие на основе общего интереса; создание традиций музейной деятельности;

2. Программное обеспечение осуществляется через разработку и апробацию содержания программ внеурочной деятельности, программ дополнительного образования детей по музейной деятельности; создание «копилки идей» с разработками уроков, внеурочных мероприятий, инсценизаций, праздников и др. с использования фондов музея в образовательно-воспитательном процессе школы, в культурной жизни села; информационно-аналитическое обеспечение – аналитическая, рекламная и издательская деятельность.

3. Вовлечение школьников и их родителей в деятельность музея через участие в деятельности Совета музея; максимальное вовлечение детей и их родителей в проведение краеведческих исследований в содружестве с педагогами; презентация исследовательских работ обучающимся школы, общественности, в том числе родителям на общешкольных родительских собраниях; участие во всероссийских конференциях в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения обучающихся «Отечество»; вовлечение в подготовку и проведение в музее различных образовательных форм деятельности (уроки, экскурсии, занятия, конкурсы, походы, экспедиции, классные часы, краеведческие исследования и др.) родителей, выпускников школы, ветеранов; работа по направлениям деятельности музея.

4. Управленческий компонент предусматривает нормативно-управленческое обеспечение (разработка совместно с администрацией школы соответствующих приказов и распоряжений, касающихся деятельности музея, определяющих и уточняющих права, функциональные обязанности педагогов, работающих в музее педагогов; заключение договоров с учреждениями дополнительного образования детей, осуществляющих туристско-краеведческую деятельность, с учреждениями науки, культуры, спорта, туризма, вузами, общественными организациями и т.п.; разработка и утверждение инструкций по технике безопасности во время проведения занятий по туризму и краеведению, массовых туристско-краеведческих мероприятий, походов, экспедиций, внешкольных экскурсий); финансовое и материально-техническое обеспечение (стимулирование труда педагогов, внесших вклад в результативность деятельности музея; определение источников финансирования деятельности школьного краеведческого музея, туристско-краеведческих походов, экспедиций, экскурсий и других музейных мероприятий и призового фонда учащихся; оснащение компьютерной, множительной, видео и аудиотехникой, проектором, Интернетом, обновление музейной мебели и туристского снаряжения).
VII. Механизм реализации программы

В реализации программы участвует школьный краеведческий музей «Усадьба Свиньиных-Козловских», педагоги школы, активисты школьного музея из числа учащихся, родители учащихся, представители учреждений и общественности села, выпускники школы разных лет.


VIII. Основные этапы реализации программы

Реализация программы пройдёт в три этапа. Срок реализации – 5 лет.




Этапы реализации


Содержание работы

1. Организационный этап (январь 2013 г.-январь 2014 г.)


  1. Презентация программы с участием учащихся, педагогов, родителей, общественности, социальных партнеров, средств массовой информации.

  2. Создание инициативной группы.

  3. Проведение педсоветов для педагогов школы с целью подготовки кадровых ресурсов для реализации программы. Темы педсоветов: «Новые формы организации внеурочной и внеклассной деятельности с использованием материалов музея», «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся».

  4. Обучение учащихся школы основам музейной, проектной и исследовательской деятельности через специально организованную систему внеурочной деятельности и дополнительного образования.

  5. Создание отрядов волонтеров из числа учащихся школы, молодежи и жителей села. Обсуждение задач и способов работы.

  6. Заключение договоров о совместной деятельности с социальными партнерами.

  7. Разработка проектов исследований, экскурсионных маршрутов, музейных экспозиций, мероприятий музея. Создание по каждому направлению творческих групп.

  8. Изучение опыта работы государственных музеев-усадеб в Ярославской, Владимирской и Московской областях.

  9. Оборудование помещение музея. Приобретение технических средств, оборудования для экспозиций, выставок.

  10. Выпуск рекламной продукции, ее распространение.

Создание на сайте школы страницы «Школьный краеведческий музей «Усадьба Свиньиных-Козловских».

3. Практический этап (2014 -2017 гг.)


Реализация программных мероприятий

4. Обобщающий этап (декабрь 2017 г.)


1.Проведение конференции с представителями субъектов сельской среды и активистами-общественниками «Осуществление на практике программы развития школьного музея как образовательного и социокультурного центра села Смоленское».


IX. Комплексный план

по реализации программы деятельности школьного музея «Усадьба Cмоленское»



«Школьный музей как образовательный и социокультурный центр села»


Мероприятия

Сроки

Ответственные

1. Проведение совместных заседаний Совета музея и представителей учреждений села, совета ветеранов по реализации Программы, составлению, корректировке планов.

В течение 2014-2017 г.г.

Директор школы Питерцев В.В., ведущий специалист Смоленского сельского совета Куприянова Н.Н., руководитель краеведческого кружка Опалева Г.В.,

Председатель Совета ветеранов Филиппов Е.С.,

Представитель молодежи села


2. Ведение поиска и сбора материалов
совместно с советом ветеранов

- история сельского храма

- о судьбах заключенных лагеря в местечке «Зона»

- о репрессированных жителях села Смоленское, близлежащих сел

- об участнике войны Пыряеве Михаиле Васильевиче, захороненном на Аллее Славы в г.Угличе

- о погибших и участниках Великой Отечественной войны, чья судьба связана с селом Смоленское, близлежащих сел (продолжение работы)

- о жизни и служении священника из села Алексино Н.И. Сокова

- история школы в селе

- о ветеранах совхоза «Успенская ферма»

- история «умерших» деревень (Крюково, Исаково, Спасское)


совместно с сельской библиотекой

- о знаменитых выходцах из села Смоленское, близлежащих сел


совместно с бывшими выпускниками школы

- о выпускниках разных лет

- о спортивных достижениях молодежи села
совместно с руководителем Смоленского Дома Культуры

- об истории хора в селе


совместно с семьями учащихся

- по истории своего рода

- история туристско-краеведческих лагерей

2013 г.


2013-2014 г.г.
2013-2014 г.г.
2014-январь-апрель 2015 г.г.
2014-январь-апрель 2015 г.г

2014 г.
2015-2016 г.г.

2017 г.

2017 г.



2017 г.

2014 г


2014 г.

2017 г.


Постоянно Постоянно

Директор школы Питерцев В.В.,

руководитель краеведческого кружка школы Опалева Г.В., председатель Совета ветеранов Филиппов Е.С., активисты из молодежи села и выпускников школы,

классные руководители, руководители учреждений культуры села Пеняк М.Б., Красотина Е.В.



3. Научно-методическая работа

- обучение активистов музея формам работы со взрослым населением.

- разработка новых экскурсионных тем:

• «Лагерь репрессированных «Зона»»;

• «Летопись спортивных достижений школы»;

• «История храма в селе».

• «Судьбы выпускников школы»;

• «История школы».

• «История совхоза «Успенская ферма»;

- подготовка методических материалов:

- обучение ведению экскурсий школьников и выпускников школы;

- пополнение сайта школьного музея материалами музея:



  • по истории села

  • по истории школы

  • об учителях школы

  • о знаменитых выходцах села.

- обеспечение доступа использования материалов школьного музея выпускниками школы при написании рефератов, курсовых работ

- отражение деятельности музея в СМИ.



Постоянно

2014 г.

2014 г.
2015г.



2016 г.

2016 г.


2017 г.
Постоянно
1 раз в месяц

Постоянно

2 раза в год


Руководитель краеведческого кружка школы Опалева Г.В.,

ответственная за ведение школьного сайта Спасская И.Н.



4. Проведение совместных дел

- организация работ по благоустройству парка «Остров», являющегося памятником победе русских войск в Отечественной войне 1812 г. (200 лет парку)

- праздник «135 лет усадьбе Свиньиных-Козловских»

- концерт к Дню Победы, Митинг, «Встреч встречи в музее» (75 лет Победе в Великой Отечественной войне) с использованием материалов музея

- Праздник, посвященный 15-летию музея «Усадьба Свиньиных-Козловских»

- «Вечер встречи выпускников – 115 лет школе»

- Встречи в музее ветеранов села ежегодно в день пожилых людей и накануне Дня Победы

- Встречи учащихся со знаменитыми людьми, уроженцами села

- Выставки работ народного мастера Опалева В.А., умельцев Саунова А.Т., Ткачева И.А..

- Общешкольный конкурс по изучению родословной «Семейный архив»

- Уроки Памяти (проводят классный руководитель совместно с руководителем музея и участником войны Корочкиным А.Н. и тружеников тыла)

- Уроки истории, литературы, ИЗО, технологии, окружающего мира.

-Занятия по внеурочной деятельности.

-Занятия краеведческого кружка.

- Посещение музея ветеранами из других населённых пунктов района.

- Посещение музея, экскурсия по усадьбе, селу, велоэкскурсия с посещением памятных мест учащимися школ района, г. Переславля-Залесского и других.

- Выездные выставки народного мастера Опалева В.А. в школы и библиотеки г.Переславля-Залесского.

2013-2014 г.г.

лето 2014 г.
май 2015 г.

июнь 2015 г.


ноябрь 2016 г.
Постоянно

на всех сельских праздниках


1 раз в год
К Дням воинской славы России, Дню Победы
В течение учебного года

По расписанию

По расписанию

Постоянно


По запросам

По договоренности




Директор школы Питерцев В.В., ведущий специалист Смоленского сельского совета Куприянова Н.Н., организатор воспитательной работы в школе Саунова О.Б., руководитель краеведческого кружка школы Опалева Г.В., руководители учреждений культуры села Пеняк М.Б., Красотина Е.В., педагоги школы,

молодежь села




X. Смета программы



Действия

Количество (шт)

Стоимость (руб)

1.

Цифровая видеокамера

1

27000

2.

Стенд-витрина

5

20000

3.

Диктофон

3

4500

4.

Цветной принтер

1

12000

5.

Цифровой фотоаппарат

1

8500

6.

Канцтовары




2000

7.

Расширение музея (ремонт дополнительного зала)

1

26000




Итого




100000

XI. Ожидаемые результаты

Село Смоленское отдалено от города Переславля-Залесского на 37 километров, что создаёт трудности для нашего населения в посещении культурных объектов города. Музей станет духовным центром села. Прививая любовь к Отечеству, любовь к его истокам, музей поможет нашей молодёжи сформировать правильную гражданскую позицию. Через деятельность музея жителям села и молодёжи будут предоставлены социальные услуги: экскурсии, тематические вечера, лекции, встречи, направленные на повышение их культурного, духовного уровня и социальной активности. Социальными услугами музея смогут воспользоваться не только жители села, но и жители всего района.

Программа развития школьного музея предполагает новую форму организации совместной деятельности детей и взрослых в реализации социальных программ, что позволит повысить социальную активность жителей и подрастающего поколения. Социальные услуги смогут получить не только жители села, но и жители города Переславля-Залесского. Будет разработан механизм взаимодействия школы с социальными партнёрами.

Критерии результативности:

- на уровне музея: динамика увеличения фондов, количество образовательных мероприятий; количество работ, представленных на краеведческих конференциях, конкурсах; количество посетивших музей;

- на уровне обучающихся: количество школьников, вовлеченных в деятельность музея; количество школьников, вовлеченных в краеведческую исследовательскую деятельность; качество знаний, сформированность предметных, межпредметных и ключевых компетенций;

- на уровне педагогов: мотивация на участие в деятельности музея, обогащение опытом практической деятельности по музейной педагогике; участие в научно-исследовательской работе; степень удовлетворенности участием в музейной деятельности;

- на уровне родителей: приобретение психолого-педагогических знаний о своем ребенке, улучшение взаимоотношений с ним, мотивация на участие в разнообразных формах общего и дополнительного образования школы;

- на уровне школы: престиж школы в среде родителей, количество школьников и родителей, вовлеченных в деятельность музея; количество выпускников, поступивших в профильные вузы; профессиональные достижения педагогов; количество проведенных на базе музея окружных, городских и региональных мероприятий.

Реализуя программу развития музея, школа привлечёт внимание социума к проблемам духовных ценностей, поможет в сохранении исторических и культурных памятников родного края. Так же школа получит хорошую базу для осуществления воспитания в школе и в микрорайоне, а учащиеся и педагоги получат хороший навык краеведческой, поисковой и исследовательской деятельности. Школа расширит свои социальные связи.






Смотрите также:
Программа развития школьного краеведческого музея «Усадьба Смоленское» на 2013-2017 годы
256.69kb.
1 стр.
Отчет о работе историко-краеведческого музея мкоу «Адильянгиюртовская сош»
68.6kb.
1 стр.
Анализ работы школьного историко краеведческого музея моу «Баженовская сош» за 2009-2010 учебный год
49.16kb.
1 стр.
Анализ работы школьного краеведческого музея за 2011-2012 учебный год
48.41kb.
1 стр.
Реализация духовно-нравственного воспитания средствами музея
108.06kb.
1 стр.
Программа «Патриотическое воспитание учащихся сош на базе музея на 2012 2017 уч годы»
381.84kb.
1 стр.
Закон Краснодарского края от 9 июля 2013 г. N 2767-кз "О программе социально-экономического развития Краснодарского края на 2013 2017 годы"
1414.73kb.
6 стр.
Актуальность работы
171.97kb.
1 стр.
На 2012-2017 годы I. Введение
392.48kb.
1 стр.
Архив новостей музея 2011год 29 декабря
130.27kb.
1 стр.
Программа социально-экономического развития добринского муниципального района липецкой области
1539.77kb.
8 стр.
Программа развития екатеринбургского государственного театрального института (2013-2017 гг.) Екатеринбург
319.91kb.
1 стр.