Главная
страница 1
Правовая информация на официальных сайтах органов государственной власти: практические вопросы
Доклад на VI Международной конференции «Право и Интернет»
Комарова Татьяна Юрьевна,

заместитель директора по внешним связям компании «Гарант»


С развитием информационных технологий для бизнеса, граждан открылись новые возможности – возможность предоставлять и получать огромное количество информации. Данный процесс повлек за собой значительные изменения в сфере предоставления информации, так как он позволил снизить издержки, повысить эффективность. Изменения затронули не только частный сектор. Многие страны адаптировали публичный сектор в соответствии с происходящими изменениями. Стали создаваться официальные сайты ведомств, где граждане могли бы найти необходимую для них информацию.
В последнее время все большее внимание общества обращено к проблемам, связанным с доступом к информации. Об этом говорят многие. На сегодняшний день государственные проекты и программы по созданию объединенных информационных ресурсов в той или иной мере существуют и реализуются практически везде. Органы государственной власти должны использовать современные информационные технологии для непосредственного предоставления информации гражданам, коммерческим организациям и другим государственным структурам. Правительственная информация и государственные информационные ресурсы являются значимыми ресурсами. Общество заинтересовано в лучшем и эффективном использовании этой информации. Информация должна быть доступна каждому и в любом месте.
Во всем многообразии информационного пространства правовая информация является ключевым звеном, обеспечивающим нормальное функционирование государственного механизма. Знание и соблюдение совокупности норм, регулирующих различные аспекты правоотношений, становятся необходимыми условиями динамичного развития общества. Правотворческая активность государственных структур и ведомств, непосредственно затрагивающая интересы всех слоев общества, приняла в последнее десятилетие поистине гигантский размах.
В связи с этим, очевидно, весьма актуальной становится необходимость и возможность доступа к максимально полному информационному массиву документов различной ведомственной принадлежности во всех их взаимосвязях, отражающему эволюцию нормотворческого процесса и его актуальное состояние. Кроме того, существенным является минимизация времени доступа к необходимому документу, возможность получения дополнительной информации о нем.
Исходными данными при обсуждении вопросов доступа к правительственной информации являются российские и международные нормативные акты. Помимо Конституции РФ (ст. 24, 29 и 42 — право каждого на поиск и получение информации) необходимо упомянуть и рекомендацию № R(81)19 Комитета министров государств-членов Совета Европы «О доступе к информации, находящейся в распоряжении государственных ведомств».
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует разработанная законодательная база, регулирующая обеспечение права граждан и организаций на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и функциях этих органов по обеспечению доступа к официальной информации и детализирующая соответствующие конституционные права. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Федеральный закон «Об информации…») содержит лишь отдельные соответствующие нормы (ст.12-13) и требует существенной доработки.
Проекты федеральных законов «О праве на информацию» и «О праве на информацию в Российской Федерации» отклонены Госдумой в 2000 г. и 2002 г. соответственно. Проект федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», уже несколько лет разрабатываемый Минэкономразвития, после прохождения согласования в аппарате Правительства РФ и ГГПУ Президента РФ возвращен на доработку. В качестве временной меры принято постановление Правительства N 98 от 12.02.2003 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства и федеральных органов исполнительной власти», определяющее перечень сведений, которые федеральные органы исполнительной власти обязаны сделать доступными для граждан и организаций, главным образом, посредством размещения соответствующей информации в интернете.

Одним из способов регулярного информационного обслуживания граждан является размещение всех открытых информационных ресурсов органов власти на общедоступных интернет-сайтах. В соответствии с указанным Постановлением федеральным органам исполнительной власти предписывается:



  • обеспечить доступ граждан и организаций к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, за исключением сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа, путем создания информационных ресурсов в соответствии с Перечнем;

  • своевременно и регулярно размещать указанные информационные ресурсы в информационных системах общего пользования, в том числе в сети интернет;

  • систематически информировать граждан и организации о деятельности федеральных органов исполнительной власти иными способами, предусмотренными законодательством РФ.

Это Постановление сыграло свою положительную роль, продемонстрировав, что в Россию постепенно приходит понимание важности реализации «электронного правительства», повышения прозрачности деятельности государственных органов и необходимости предоставления гражданам и организациям государственных информационных услуг. В начале декабря 2003 г. Председатель Правительства РФ поручил всем федеральным органам исполнительной власти (далее - ФОИВ) в срок до 1 февраля 2004 года привести свои интернет-сайты в соответствие с указаным Постановлением.


Это поручение основано на данных доклада Минэкономоразвития России, согласно которому на указанную дату полностью Постановление выполняли только шесть ФОИВ - МНС, Минобразования, Минбороны, Минприроды, ФКЦБ и Госатомнадзор. У 14 ФИОВ объем размещаемой информации увеличился в полтора-два раза, у 15 - структура и перечень размещаемой информации не изменились. Председатель Правительства РФ поручил Минэкономразвития совместно с другими ФОИВ к 1 июня 2004 года доложить Правительству о принятых мерах по формированию информационных ресурсов и обеспечению доступа граждан к сведениям о деятельности ФОИВ. К сожалению, в связи с активно проводимым с марта 2004г. реформированием системы и структуры федеральных органов исполнительной власти этому вопросу на данном этапе не уделялось достаточного внимания. Однако, в настоящее время доработка законопроекта возобновлена и есть надежда, что в ближайшее время Правительство внесет законопроект в Государственную Думу.
27 сентября 2004 Распоряжением Правительства РФ №1244-р была одобрена Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года. Согласно Концепции, в результате реализации государственной политики в сфере использования информационных технологий в государственном управлении ожидается формирование эффективной системы предоставления государственных услуг на основе использования информационных технологий. Зафиксировано, что для этого государственная политика в этой сфере должна быть направлена на решение таких основных задач, как:

  • распространение практики предоставления гражданам и организациям доступа к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти, соответствующим государственным информационным ресурсам, в том числе через сеть интернет;

  • организация интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций с использованием современных информационных технологий.

Зафиксировано, что уже сейчас федеральные органы создают и используют интернет-сайты для размещения информации о своей деятельности, а также для предоставления услуг и обеспечения интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций. Одним из приоритетов в сфере государственного управления обозначено создание и развитие систем, обеспечивающих размещение в сети интернет информации о деятельности федеральных органов государственной власти, доступ граждан и организаций к открытым ведомственным информационным ресурсам, интерактивное информационное обслуживание граждан и организаций.


Концепцией также предусмотрено, что для обеспечения информационной открытости органов государственной власти необходимо создавать механизмы общественного контроля путем создания информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности федеральных органов государственной власти, с предоставлением доступа к ним граждан и организаций, в том числе через сеть интернет. Предполагается, что для этого будут разработаны стандарты системы взаимодействия с гражданами и организациями, обеспечивающие предоставление им федеральными органами государственной власти через сеть интернет или другие каналы связи справочной информации и государственных услуг.
В связи с проходившим недавно реформированием структуры исполнительных органов власти, не у всех ведомств есть пока свои официальные сайты. Из 16 Министерств сайты имеют только 14, из 34 федеральных служб – 14, из 31 федерального агентства – 14. Практически на всех официальных сайтах представлены правовые блоки, где содержатся документы, регламентирующие деятельность госоргана. В результате анализа представления правовых блоков на сайтах всех федеральных госорганов, можно констатировать, что правовые блоки документов представлены в следующем виде:

  • в виде списка документов

  • в виде базы данных графических образов документов

  • в виде полнотекстовой базы данных с гипертекстом и набором поисковых инструментов

  • в виде комбинации баз данных нескольких разработчиков

  • базы данных с представлением документов в новостном режиме.

Правовые блоки, представленные в виде списка документов, чаще всего содержат тексты документов, изданных самим органом, и документов, регулирующих правовые основы деятельности органа.


Периодичность обновления правовой информации очень сильно различается. В единичных случаях информация обновляется ежедневно, в отдельных случаях – не актуализируется. Среднестатистическая периодичность составляет две-четыре недели.
Правовые блоки документов, разрабатываются и поддерживаются органами государственной власти самостоятельно или с привлечением компаний, специализирующихся на распространении правовой информации.
Объем представляемой информации составляет от десятка до десятков тысяч документов. Таким образом, говорить о полноте представления информации можно говорить в ограниченном количестве случаев. Что касается периода, за который представлены документы, то на отдельных сайтах можно найти информацию только последних лет, а на некоторых и за период 90х гг.
Если сравнивать с зарубежным опытом, то Россия по вопросам предоставления информации уступает многим странам (см. Приложение). В таких странах как Норвегия, США, Великобритания, Канада, Австралия на сайтах ведомств можно найти всю необходимую информацию, в том числе правовую. В последнее время в ряде государств (США, Великобритания, Канада, Болгария и др.) были приняты законы, направленные на создание онлайновых правительственных порталов. Развитием концепции «электронного правительства» занимается и Россия. Комплексным документом в этой области является Федеральная целевая программа «Электронная Россия». Стоит отметить, что зарубежные программы направлены на удовлетворение потребностей граждан через совершенствование работы государственных (правительственных) структур. Российская же программа направлена на совершенствование работы государственных структур через использование информационно-коммуникационных технологий. То, что в зарубежных программах является средством, в российской программе – ожидаемый результат.
В упомянутых выше законах ряда зарубежных стран устанавливается обязанность государственных учреждений регулярно опубликовывать определенные категории информации. К такой информации относятся и принятые акты. Законы, которые приняты в последнее десятилетие, требуют, чтобы информация была доступна в интернете. Право граждан на информацию определяет содержание сайтов органов государственной власти. Согласно закону Болгарии «О правительстве» Кабинет Министров обязывает опубликовывать все нормативные, индивидуальные и общие управленческие акты в интернете. В ст.8 закона Польши 2001г. «О доступе к общественной информации» указано, что для реализации общего доступа к общественно значимой информации в сети интернет размещается официальная публикация «Общественного Информационного Бюллетеня». В США соответствующие нормы об обязательном размещении материалов государственных ведомств в сети интернет были закреплены в специальном законе Electronic Freedom of Information Act (1996), который внес изменения в закон США «О свободе информации» 1966г. Раздел 552 закона устанавливает: «Каждое ведомство обязано сделать доступными с помощью телекоммуникаций до 31 декабря 1999 года копии всех документов, которые были изданы для всеобщего пользования и могут стать предметом запроса».
Наряду с доступом к различного рода материалам, подобный порядок доступа предусмотрен и для проектов нормативных актов, позволяя гражданам участвовать в их обсуждении до окончательно утверждения. Так, еще с 1995 года в США был изменен порядок предоставления рабочих документов законодателям – члены Палаты представителей стали получать их только после их предоставления прессе и общественности. В течение трех недель с момента принятия решения все документы (аналитические, статистические, тексты поправок и т.д.) стали автоматически публиковаться на одном из интернет-сайтов Конгресса – «Thomas» . В качестве примера можно указать поддерживаемый правительством США сайт «Regulations.gov», на котором каждый гражданин может не только ознакомиться с проектом ведомственного нормативного акта, но и опубликовать свои комментарии, а также ознакомиться с комментариями других граждан.
Подобная практика стала распространенной и в других странах, в том числе, в постсоветских государствах (например, в Казахстане, Молдавии, Украине).

При разработке и развитии национального законодательства в области обеспечения доступа к правовой информации Россия, являясь членом Совета Европы, может воспользоваться рядом Рекомендаций Комитета Министров Совета Европы государствам-членам. Положения, изложенные в Рекомендациях, нуждаются в конкретизации и адаптации к реалиям России с учетом ее особенностей, связанных с ее статусом, местоположением, кадровым и интеллектуальным потенциалом, сложившейся системой государственной власти, состоянием экономики, а также с учетом наработок в данной области и, в частности, опыта распространения правовой информации с помощью компьютерных технологий независимыми организациями. Так, заслуживает внимание положение Рекомендаций, принятых 28 февраля 2001 г. «О предоставлении гражданам судебных и иных правовых услуг посредством новых технологий» [Rec(2001)3], согласно которому органы государственной власти должны предоставлять тексты нормативных актов в электронной форме частным предпринимателям для того, чтобы они могли предоставлять дополнительные сопутствующие услуги.


На практике для создания правовых блоков на своих официальных сайтах органы государственной власти наряду с самостоятельными разработками нередко привлекают коммерческие структуры, которые имеют необходимый опыт в создании таких разделов. Компания «Гарант» одна из них. Кроме компании «Гарант», созданием правовых блоков на сайтах различных ведомств занимаются и другие компании («КонсультантПлюс», «Кодекс»).
В рамках Программы сотрудничества с федеральными и региональными органами государственной власти России компания «Гарант» осуществляет распространение правовой информации, размещая на интернет-сайтах органов государственной власти правовые блоки с использованием технологии ГАРАНТ.
Целью создания на интернет-сайтах органов власти правовых блоков с использованием технологии ГАРАНТ является обеспечение граждан быстрым и высокоэффективным доступом к правовой информации, тем самым, содействуя формированию единого открытого информационного пространства России в области правовой и экономической информации.
Представление правовой информации на интернет-сайтах органов власти на основе технологии ГАРАНТ на сегодняшний день является современным эффективным средством применения компьютерных технологий. Эффективные навигационные механизмы, применяемые в технологии ГАРАНТ, позволяют практически мгновенно находить интересующий нормативный акт.
На основе технологии новой интернет-версии ГАРАНТ в инициативном порядке компанией «Гарант» разработан и предложен федеральным органам исполнительной власти специализированный модельный правовой блок официального сайта федерального органа исполнительный власти, учитывающий требования к представлению правовой информации в интернете, установленные Правительством Российской Федерации. Например, на сайте Министерства сельского хозяйства компания «Гарант» создала правовой блок графических образов нормативных правовых актов, состоящий из двух разделов правовой информации.
1.Правовые основы деятельности Минсельхоза – в данном разделе находятся Федеральные законы, указы Президента, акты Правительства и иные нормативные правовые акты, регулирующие сферу деятельности Минсельхоза и определяющие задачи, функции, права, обязанности и ответственность Министерства.
2.Документы Минсельхоза – в данном разделе находятся акты (приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения и др.) Минсельхоза, в том числе о внесении изменений и дополнений, о признании утратившими силу актов Минсельхоза.
Важной особенностью данного размещения является сопровождение графических копий каждого документа информацией о статусе документа, что позволяет избежать неточного, неправильного применения документа в связи с его изменениями, отменой, не вступлением в силу и т.п.
В этом формате ведется работа по созданию аналогичных правовых блоков на сайтах органов государственной власти. Наиболее показательными реализованными проектами могут служить раздел «Гарант Конституции» сайта Президента Российской Федерации, правовые разделы официальных сайтов Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации,бывшего Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, УМНС по г.Москве.
Компания «Гарант» разработала и на протяжении последних лет поддерживает в актуальном состоянии правовой блок на действующем сайте Правительства РФ, который стал одним из наиболее посещаемых разделов сайта. Правовой блок на официальном сайте Правительства РФ – это более 20000 нормативно-правовых актов Правительства РФ, формы документов, утвержденные вышеуказанными актами, проекты законов, внесенные Правительством РФ, международные договоры, заключенные Правительством РФ. Данные документы представлены во всех редакциях со всеми изменениями, содержат гипертекстовые ссылки. Система обеспечивает быстрый поиск документов, запрашиваемых пользователем, с помощью различных видов поиска: по реквизитам, по ситуации, с использованием правового классификатора. Каждый документ сопровождается справочной информацией о статусе документа, что предотвращает использование неактуальной правовой информации.
В 2003 году официальный сайт Правительства РФ стал лауреатом Национальной интернет-премии в номинации «Органы власти и самоуправления». Аппарат Правительства РФ отметил, что получению премии в немалой степени способствовало высокое качество информации, предоставляемой компанией «Гарант». В благодарственном письме в компанию «Гарант» руководством Аппарата Правительства РФ подчеркнуто, что «создание условий для свободного доступа граждан к актам Правительства Российской Федерации - это важный шаг на пути к информационной открытости».
Компания «Гарант» имеет успешный опыт участия в работе в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия». В частности, в конце 2003 года компания «Гарант» разработала правовой блок для нового Правительственного Портала. На новом Правительственном Портале правовой блок – это новая разработка компании «Гарант», выполненная на основе самых современных информационных решений в технологии ГАРАНТ. Новая разработка отвечает всем самым современным стандартам работы с правовой информацией и призван способствовать расширению интерактивного информационного обеспечения граждан и юридических лиц Российской Федерации в сети Интернет. Официальное открытие Правительственного Портала было запланировано на начало 2004 года, но в связи с административной реформой и необходимостью отразить на Правительственном Портале изменения в структуре органов государственной власти перенесен на более поздний срок.
С учетом достигнутых результатов в настоящее время компания «Гарант» ведет работу по созданию целого ряда современных правовых блоков на официальных сайтах органов государственной власти в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия».
Одним из интересных интернет-проектов, реализованных компанией «Гарант», является интернет-проект «Конституция». В преддверии десятилетнего юбилея Конституции в компании состоялась презентация сайта www.constitution.garant.ru. Данный проект разрабатывался несколько лет совместно с ведущими специалистами в области конституционного права и государственного строительства из ОГВ и научных организаций. Этот сайт - единственный на сегодняшний день ресурс Рунета о конституционном устройстве и конституционном процессе в России. На сайте представлен большой объем материала, который интересен широкому кругу пользователей. На страницах сайта представлен текст действующей Конституции РФ, имеются ее оптическая копия и перевод на английский язык. Здесь же собран ряд документов, которые раскрывают историю создания и принятия Конституции РФ 1993 г. и разъясняют ее отдельные положения. Это федеральные конституционные законы; обширная подборка федеральных законов и постановлений Конституционного Суда РФ, содержащих толкование норм Конституции; конституции и уставы всех субъектов Российской Федерации; основные конституционные проекты начала 1990-х годов; рассмотренные Государственной Думой предложения о поправках к Конституции с сопровождающими их материалами; комментарии различных авторских коллективов к действующей Конституции и многие другие материалы по теме.
Компания «Гарант» выиграла международный тендер и разработала русскоязычный сайт Европейского суда по правам человека www.echr.ru. На данном сайте представлены Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, протоколы к Европейской Конвенции, Решения ЕСПЧ, информация об исполнении решений ЕСПЧ и отсылки к другим судебным решениям, прецеденты российской судебной практики, в которых упоминается Европейская Конвенция и комментарии специалистов к Европейской Конвенции.
Интересной формой отражения изменений законодательства в интернете являются различные интернет-мероприятия (конференции, интервью), проводимые компанией «Гарант». В ходе мероприятий руководители государственных органов дают комментарии по наиболее актуальным вопросам законодательства, отвечают на вопросы граждан. Мы накопили достаточно большой опыт подобных мероприятий и считаем, что установление прямой связи, диалога между обществом и руководителями государственных органов способствует формированию правовой культуры общества. Стенограммы этих мероприятий можно увидеть на сайте компании www.garant.ru.
Компания «Гарант» представляет правовую информацию и на собственном сайте www.garant.ru, который является одним из наиболее популярных правовых интернет-ресурсов. Так, например, на сайте в свободном бесплатном доступе размещены в виде полнотекстовой базы данных Конституция РФ, все действующие Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, все нормативные акты, зарегистрированные Министерством юстиции РФ, а также иные документы. Общее количество документов - около 70 тысяч.
В режиме ежедневного обновления на сайте www.garant.ru представлены «горячие» документы, изданные федеральными и региональными органами государственной власти, а также мониторинг федерального и регионального законодательства.
Предложения в резолютивную часть Конференции.
Подводя итоги всего вышесказанного в докладе компании «Гарант», можно выделить те проблемы, которые в той или иной степени пока существуют в сфере обеспечения доступа к официальной информации органов государственной власти:
1. Недостаточная информационная открытость ОГВ.
2. Недостаточно разработанное законодательное регулирование вопросов предоставления официальной информации ОГВ на официальных сайтах.
3. Недостаточное финансирование. Этот тезис неочевиден, он зависит о того, в каких формах необходимо представлять информацию на сайтах ОГВ. В зависимости от этого госорганам необходимо либо развивать собственные информационные службы, занимающиеся развитием сайта (в том числе созданием правового блока), либо привлекать компании, специализирующиеся на создании правовых блоков.
4. Информация, представленная на официальных сайтах , не всегда представляется в полном объеме, оперативно и с указанием статуса документов, что может приводить к некоторому дезинформированию пользователей.
5. Недостаточно четко проработаны перечни информации, обязательной к публичному размещению и термины, используемые в законопроекте о доступе к официальной информации, что сделает его неработающим в случае его принятия.
В то же время нельзя не отметить, что определенные успехи в рассматриваемом вопросе в Российской Федерации уже достигнуты:
1. Самое главное: есть понимание – и уже не только у узкого круга специалистов, а у широких слоев и в госорганах, и у общественности, - что обеспечение публичного представления правовой официальной информации является актуальной задачей, без решения которой невозможно говорить ни о правовом государстве в России, ни об ее полноценной интеграции в мировое сообщество.
2. На многих сайтах уже реализованы правовые разделы и официальными документами ОГВ, тем самым решены некоторые вопросы по обеспечению доступа к информации (в том числе в рамках ФЦП «Электронная Россия»).
3. Сделаны попытки законодательного регулирования вопроса представления официальной информации на сайтах ОГВ (Постановление Правительства РФ № 98 от 12.02.2003, разрабатывается проект закона о доступе к официальной информации).
4. Началось внедрение электронного документооборота в органах государственной власти, что должно способствовать реализации более оперативного размещения документов на официальных сайтах.
5. Началось создание государством интерактивных сервисов – оказание информационных услуг населению с использованием интернет-каналов.
6. Руководители госорганов стали рассматривать интернет как один из важных каналов информирования общественности об официальной позиции органа, в том числе по вопросам разработки и применения законодательства.
7. Развивается сотрудничество органов государственной власти с независимыми распространителями правовой информации и производителями правовых баз данных, что позволило уже сейчас охватить правовыми блоками большой процент официальных сайтов федеральных ОГВ.
Предложения по развитию данного направления:
1. Госорганам необходимо представлять информацию на официальных интернет-сайтах оперативно и в полном объеме.
2. Необходимо продолжить и активизировать доработку законодательства о доступе к информации.
3. Необходимо продолжить и развить сотрудничество госорганов с разрабочиками специализированных правовых баз данных по размещению в интернете их официальных документов.
4. Для реализации Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года предпринять в госорганах необходимые меры, в том числе разъяснительного характера и организационные меры, по воплощению в жизнь зафиксированного Концепцией положения о том, что создание и развитие систем, обеспечивающих размещение в интернете информации о деятельности федеральных органов государственной власти, доступ граждан и организаций к открытым ведомственным информационным ресурсам, интерактивное информационное обслуживание граждан и организаций является одним из приоритетов в сфере государственного управления.
5. Для обмена положительным опытом в части создания правовых блоков на официальных сайтах госорганов, а также в целях выработки оптимальных информационных решений по представлению в интернете правовой информации, сбора и учета мнения широких слоев общественности по вопросам доступа к официальной информации целесообразно сформировать Общественный совет из представителей уполномоченных в данной сфере федеральных ОГВ с привлечением специализированных разработчиков правовых баз данных, общественных и научных организаций.
Приложение1. Количественные показатели открытости правительств стран мира

(по состоянию на 2003 г.)




Наименование

показателей
Страна

Общее число национальных

Web-сайтов

Процент министерств, имеющих собственный Web-сайт

Австралия

78

90

Австрия

58

100

Аргентина

44

100

Бельгия

49

100

Бразилия

57

100

Великобритания

76

95

Германия

19

100

Голландия

44

100

Дания

29

85

Египет

40

41

Израиль

115

100

Индия

81

37

Ирландия

26

100

Исландия

13

83

Испания

30

93

Италия

64

100

Канада

171

88

Катар

15

100

Колумбия

44

94

Люксембург

66

73

Малайзия

67

75

Мальта

33

100

Новая Зеландия

37

86

Норвегия

54

100

Перу

28

88

Португалия

48

100

РФ

6

20

США

205

100

Тайвань

110

100

Турция

31

67

Финляндия

19

50

Франция

65

95

Чили

31

94

Швейцария

50

100

Швеция

24

1

Ю. Корея

22

74


1 http://www.processconsulting.ru/project/conclusion/zak_droj.pdf (Дрожжинов Владимир Иванович «Мониторинг услуг электронного правительства»)


Смотрите также:
Доклад на V международной конференции «Право и Интернет»
179.62kb.
1 стр.
Доклад на VII международной конференции «Право и Интернет»
47.03kb.
1 стр.
Доклад на VI международной конференции «Право и Интернет»
217.38kb.
1 стр.
Доклад на VII международной конференции «Право и Интернет»
94.4kb.
1 стр.
Доклад на VII международной конференции «Право и Интернет»
261.98kb.
1 стр.
Доклад на X международной конференции «Право и Интернет»
62.75kb.
1 стр.
Доклад на X международной конференции «Право и Интернет»
235.86kb.
1 стр.
Доклад на VII международной конференции «Право и Интернет»
87.94kb.
1 стр.
Доклад на VII международной конференции «Право и Интернет»
528.67kb.
3 стр.
Доклад на IV научно-практической конференции «Право и Интернет: теория и практика»
61.94kb.
1 стр.
Доклад на IV научно-практической конференции «Право и Интернет: теория и практика»
61.45kb.
1 стр.
Международной научно-практической интернет-конференции «инновации в образовании: пути и средства реализации» International Scientific- practical
6066.9kb.
30 стр.