Главная
страница 1
c:\users\777\desktop\интегриров. урок\коблик е.н.кл. рук.jpg Коблик Елена Николаевна

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МБОУ СОШ №10

c:\documents and settings\майя валерьевна\рабочий стол\img_1417.jpg

Ушанёва Татьяна Владимировна

учитель изобразительного искусства и технологии

высшей категории

МБОУ СОШ №10

Интегрированный урок русского языка и изобразительного искусства «Описание декоративной игрушки»

Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.

Система уроков развития речи, как и система художественно-эстетического

воспитания школьника, — два взаимосвязанных компонента обучения, один из которых является в одно и то же время началом и продолжением другого.

Именно в условиях взаимосвязи языкового обучения и художественного творчества более успешно формируется не только определенный комплекс речевых умений у ребёнка, но и полноценная культурная личность.

Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:



  • способствуют целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

  • в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать, выводы;

  • не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;

  • интеграция является источником нахождения связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах;

  • интегрированные уроки позволяют систематизировать знания;

  • формируют в большей степени общеучебные умения и навыки, и рациональные навыки учебного труда. Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести в образовательный процесс не только учебную составляющую, но и исследовательскую деятельность.
    Методы интегрированного обучения:

 исследовательский метод (учащиеся самостоятельно сопоставляют факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения);

 активное использование знаний, полученных на уроках по другим предметам (привлечение понятий, образов, представлений из других дисциплин);

 рассмотрение комплексных проблем, которые по самой своей сути требуют привлечения знаний из разных предметов.

Проведение интегрированного урока двумя учителями требует их психологической совместимости, такта, умения слышать партнера, корректности оценок и строгого разграничения компетенций, требуется тщательная координация действий.


Нам хочется представить фрагмент одного из интегрированных уроков русского языка и изобразительного искусства в 6 классе на тему «Описание декоративной игрушки».


Образовательные цели урока: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала;
подготовить детей к описанию игрушки;

развивать устную и письменную речь учащихся;

создать целостное представление у учащихся о роли игрушки в жизни русского народа;

воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.


Развивающая направленность заключалась в том, чтобы способствовать развитию творческих способностей учащихся; стимулировать желание познания окружающего мира, человеческих ценностей.
Задача учителя русского языка — приоткрыть учащимся глубину идей и красоту образов русской матрёшки, чтобы они и в дальнейшем обращались к этому прекрасному источнику искусства, а также научились создавать образец художественного описания.
Задача учителя ИЗО – углубить знания о русской народной деревянной игрушке, обучать умению выделять характерные средства художественной выразительности в работе народных мастеров.
На уроке использовались методы и приемы:

 словесный (рассказ учителя, сообщения обучающихся, беседа);

 наглядный (иллюстрации, работа с картой, презентация, рисунки);

 исследовательский и проблемный (подготовка сообщений, материалов к уроку, характеристика, сравнение).

В ходе урока учащиеся узнали историю происхождения матрёшки, основные стили её росписи и изготовления, почему матрёшка является символом России, заочно совершили экскурсию по музею игрушек.

В начале урока учащимся было предложено отгадать загадки.

1. Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
2. В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.

- Какие слова вам помогли разгадать разгадку?

- Просим вас выразительно прочитать загадку, соблюдая при этом паузы, интонацию, логическое ударение.

Учитель русского языка: Что же такое матрёшка? Сейчас мы вам расскажем об этом. Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей.

Учитель ИЗО: Ребята, сегодня к нам на урок пришла сама красавица матрешка: она хочет рассказать вам об истории своего возникновения. Где родилась, кто расписывал красавицу.

Рассказ матрешки об истории ее возникновения.



Учитель русского языка: Знаменитая русская матрешка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот сравнительно небольшой исторический период матрешка стала одним из всеобъемлющих образов России, символом русского народного искусства. Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей.

Работа с текстами.

  1. Велика Россия наша,
    И талантлив наш народ.
    О Руси родной умельцах,
    На весь мир молва идет.
    Наша русская матрешка,
    Не стареет сотню лет.
    В красоте, в таланте русском,
    Весь находится секрет.


  2. Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой: соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Их сияние глаза он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного взмаха должны были вдребезги разбиваться мужские сердца. (К.Паустовский)

Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и посмотрим, каково лексическое значение этого слова.

1.Как вы думаете, ребята, какие типы речи используются в этих текстах?

2.Какие языковые средства характерны для них?

3.Чем отличаются тексты?

4.Как вы определите стиль этих текстов?

5.Какие языковые приметы стилей вы обнаружили?

6.В каком стиле вы будете писать свою работу?

Презентация игрушек учащимися.



Учитель ИЗО: Оказывается, в истинно народных промыслах можно выделить несколько основных стилей росписи и изготовления матрешек (презентация учителя).

Посмотрите, чем отличается роспись матрешки из разных регионов, что общего в их росписи.



Учитель русского языка: Ребята, а как вы думаете, каким образом делали эти игрушки?

Запишите гнездо однокоренных слов к слову «рукотворный» (творец, творить, творческий, творчество.)



Учитель ИЗО: Предлагаю вам отправиться в воображаемый музей игрушек. А помогут нам в этом наши экскурсоводы.

После экскурса в историю были подведены итоги урока и проведена релаксация.

Урок вызвал у учащихся положительный отклик, оставил большое впечатление.

Домашнее задание: по русскому языку: создать художественное описание русской матрёшки; по ИЗО: раскрасить русскую матрёшку в соответствии с понравившемся стилем росписи.



После интегрированных уроков отмечается высокий процент качества выполнения работ: 80% обучающихся получили «4» и «5».
Самое главное, для кого проведен урок, – для детей.
Следовательно, интегрированные уроки не только позволяют развивать аналитические способности, но и помогают выбрать правильную личностную позицию в сложной социальной ситуации.
 
 
ЧТО МОЖЕТ ДАТЬ ОДИН ЧЕЛОВЕК ДРУГОМУ, КРОМЕ КАПЛИ ТЕПЛА?
И ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ БОЛЬШЕ ЭТОГО?

Э. М. Ремарк  


Смотрите также:
Ушанёва Татьяна Владимировна учитель изобразительного искусства и технологии высшей категории мбоу сош №10 интегрированный урок
61.1kb.
1 стр.
-
62.45kb.
1 стр.
Муниципальный конкурс педагогов «Мой лучший урок» Тема родовой и исторической памяти в повести И. С. Шмелёва «Лето Господне»
111.24kb.
1 стр.
Урок по культуре народов Ямала «Звучащая книга поэта»
79.84kb.
1 стр.
Урок на тему Приспособленности организмов. Забота о потомстве.
131.39kb.
1 стр.
Дню космонавтики
67.1kb.
1 стр.
Информация о результатах открытой предметной олимпиады «Эрудит» по русскому языку, математике и окружающему миру для учащихся начальных классов 2
309.26kb.
3 стр.
«Выражение намерений через украшение»
78.86kb.
1 стр.
Генетические основы поведения человека
139.31kb.
1 стр.
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.
44.73kb.
1 стр.
Рабочая программа по учебному предмету «история» 10 11 классы
485.97kb.
4 стр.
Рабочая программа по учебному предмету «история» 10 11 классы
486.09kb.
4 стр.