Главная
страница 1


Информационный материал к вопросу № 3
О мерах по социальной адаптации и сопровождению выпускников интернатных учреждений. О деятельности службы

постинтернатной адаптации.
В республике ведется целенаправленная работа по реализации государственной политики в интересах детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преодолению негативных явлений социального сиротства, созданию и законодательному закреплению целостной системы защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

В республике проживают 4663 ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, из них 4014 детей находятся на воспитании в семьях усыновителей, опекунов, попечителей, что составляет 86 процентов.

В настоящее время на территории Чувашской Республики функционируют 18 интернатных учреждениях, из них 3 – находятся в ведении Минзравсоцразвития Чувашии, 15 - в ведении Минобразования Чувашии, в т.ч. 5 – для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 8 – школ-интернатов коррекционного типа, 1 специализированная школа закрытого типа (Убеевская), 1 школа-интернат санаторного типа (Шумерлинская). По состоянию на начало 2011-2012 учебного года в них воспитываются более 600 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодное увеличение выделяемых государством финансовых средств на содержание воспитанников детских домов и школ-интернатов позволяет создавать все необходимые условия для жизни и обучения детей. В настоящее время один воспитанник обходится государству в 20 тысяч рублей ежемесячно.

Из интернатных учреждений Чувашской Республики ежегодно выпускаются около 100 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2011 году из 176 выпускников интернатных учреждений 98 имеют статус ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, что составляет 55,7 процента от общего числа выпускников (в 2010 году – 201 выпускник, в том числе 109 детей-сирот). Для дальнейшего продолжения учебы 52 сироты поступили в профессиональные училища (53 %), 30 человек – в техникумы и колледжи (30,6 %) и 5 человек – в вузы (5%). Список профессий и специальностей, выбранных выпускниками, широк и разнообразен. Особой популярностью пользуются профессии: мастер отделочных работ (12 чел.), сварщик (6 чел), портной (6 чел.), штукатур-маляр (5 чел.), строитель (5 чел.), повар-кондитер (5 чел.), автомеханик (4 чел.) и др.

7 сирот продолжают учебу в 10-м классе средних общеобразовательных школ Чувашии (7 %), в связи с достижением соответствующего возраста трое сирот призваны на службу в ряды Российской армии.

Все сироты - выпускники интернатных учреждений пользуются системой мер государственной поддержки (полное государственное обеспечение, повышенная стипендия, обеспечение местом в общежитии, учебной литературой, денежное пособие при выпуске).

Для подготовки выпускников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни, оказания профессиональной помощи в юридических, бытовых, экономических, психологических вопросах с 2009 года на базе Чебоксарского детского дома в режиме экспериментальной площадки действует Служба постинтернатной адаптации (далее - Служба), созданная на основании Соглашения между Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики и Благотворительным фондом «Хевель».

В Службе организованы все условия для временного краткосрочного проживания 14 выпускников интернатных учреждений, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте до 23 лет, не имеющих постоянного места жительства: 2-3 местные комнаты, уютная гостиная, кухня, столовая, бытовая комната для сушки и глажения белья, ванные комнаты для мальчиков и девочек.

Сроки проживания устанавливаются исходя из объема необходимой комплексной индивидуальной реабилитационной работы, на период от 3-х до 1 года.

Для оказания комплексной (педагогической, психологической, социальной, реабилитационной) помощи выпускникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, разработана и поэтапно реализуется технология постинтернатной социальной адаптации выпускников.

С выпускниками работают специалисты (педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель) по реализации индивидуальной программы развития личности, которая ориентирована на решение их трудной жизненной ситуации и обучение по 5 образовательным модулям: «Я и мое окружение», «Мое жилье», «Профессиональное самоопределение и труд», «Этика взаимоотношений в семье», «Мое здоровье».

Специалисты Службы оказывают содействие выпускникам в профессиональном самоопределении, в выборе учебного заведения и будущей специальности, в решении жилищных вопросов, в поиске работы и трудоустройстве, в вопросах семейной жизни, в разрешении конфликтов, в социальной адаптации, в получении мед. помощи сиротам-инвалидам. Организуют правовую поддержку, защищают их права и интересы, проводит работу по предупреждению правонарушений, повышению общеобразовательной культуры и интеллектуального уровня выпускников.

Психолого-педагогическая поддержка выпускникам осуществляется в форме психологической диагностики и коррекции, циклов тренинговых занятий по профессиональному самоопределению, в форме индивидуального пед. кураторства, посещении релаксационной комнаты, организации развивающего досуга (посещение театров, выставок, экскурсии по городу), сопровождения по инстанциям и т.д.

Специалистами Службы разработана нормативно-правовая база, в т.ч. положение о Службе постинтернатной адаптации, правила внутреннего распорядка выпускников, положение о комиссии по постинтернатному сопровождению выпускников РГОУ «Чебоксарский детский дом» Минобразования Чувашии, положение о педагогическом консилиуме и др.

Подготовлены методические пособия: «Технология постинтернатного сопровождения выпускников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», «Карта индивидуальной траектории личностного развития выпускника», ориентационные курсы по пяти модулям: «Я и мое окружение», «Мое жилье», «Профессиональное самоопределение и труд», «Этика взаимоотношений в семье», «Мое здоровье» и др.

За период реализации программы с 2009 г в Службу обратились за помощью 137 выпускников интернатных учреждений и детских домов Чувашии, в т.ч. 117 студентов и учащихся. В 2011 году в Службу обратилось за помощью 34 выпускника интернатных учреждений и детских домов Чувашии, из них 29 студентов и учащихся.

На данный период специалистами Службы оказана адресная помощь и сопровождение выпускников:



  • - в сборе документов – 79 чел.

  • - в прохождении медицинского осмотра – 26 чел.

  • - в оформлении инвалидности – 9 чел.

  • - в профессиональном самоопределении и выборе будущей специальности – 31 чел.

  • - в сборе документов для поступления в ВУЗ (ССУЗ) – 26 чел.

  • - в прохождении профессиональных курсов по компьютерной грамотности – 5 чел.

  • - в получении дополнительного образования – 4 чел.

  • - в получении временной регистрации – 11 чел.

  • - в постановке на учет в Центр занятости – 11 чел.

  • - в устройстве на работу в период летних каникул – 9 чел.

  • - в разрешении жилищных вопросов – 33 чел.

  • - в сборе документов для постановки на льготную очередь в получении или расширения социального жилья – 84 чел.

  • - в приватизации закрепленного жилья – 4 чел.

  • - в восстановлении документов – 17 чел.

  • - в восстановлении в ССУЗ – 12 чел.

  • - в поиске безвестноотсутствующих родственников – 11 чел.

Специалистами Службы для знакомства с жизнеустройством выпускников в учреждения НПО, СПО и вузы, были организованы более 20 выездных встреч (Чебоксарские экономико-технологический колледж, машиностроительный техникум, техникум строительства и городского хозяйства, электромеханический колледж, профессиональное училище № 4 г.Чебоксары и др.).

Анализ деятельности Службы постинтернатной адаптации свидетельствует о необходимости активизации такой работы, востребованности выпускниками интернатных учреждений услуг специалистов – психологов, социальных педагогов, юристов. В настоящее время ведется работа по созданию Службы постинтернатной адаптации на базе Порецкого детского дома им. И.Н.Ульянова.

В июле 2011 года Чувашская Республика приняла участие в конкурсном отборе региональных программ развития образования по направлению: «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей». Все три представленные проекта: «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов», «Социальная адаптация детей-сирот, в том числе в период их постинтернатной адаптации», «Развитие системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся» прошли отбор. На реализацию данных проектов в 2011 году из  федерального  бюджета на выделено 29594,0 тыс. рублей. На софинансирование мероприятий проектов из республиканского бюджета Чувашской Республики направлено 10397,9 тыс.рублей.

Проект «Социальная  адаптация детей-сирот, в том числе в период их постинтернатной адаптации»  получил поддержку из федерального бюджета на общую сумму в 17110,0 тыс. рублей. Реализация проекта рассчитана на 2011-2013 годы.

Федеральная стажировочная площадка создана на базе РГОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Минобразования Чувашии (директор – Евгения Юрьевна Осипова).

Цель проекта - внедрение и распространение в Чувашии организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в период их постинтернатной адаптации.

Основные задачи и направления деятельности:

- создание в республике инфраструктуры инновационных площадок с современным техническим оборудованием для организации предпрофессионального обучения и подготовки к поступлению выпускников интернатных учреждений в учреждения профессионального образования;

- оптимизация материально-технических, кадровых, информационных, финансовых ресурсов интернатных учреждений и профессиональных училищ и ссузов для работы с выпускниками интернатных учреждений по предпрофессиональной подготовке;

- подготовку региональных тьюторов для психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников и выпускников интернатных учреждений в период их профессионального становления и др.



Создана сеть базовых площадок, которая состоит из 4 детских домов (Канашский, Порецкий, Чебоксарский, Шумерлинский) и 3 специальных (коррекционных) школы-интерната (Алатырская, Ибресинская, Калининская). Предпрофессиональная подготовка выпускников будет проводиться в Центрах профессиональной подготовки на базе профессиональных училищ № 3 г.Алатырь, № 11 г. Мариинский Посад, №23 г. Чебоксары, №29 п. Вурнары,  Чебоксарского электромеханического колледжа.



Смотрите также:
Информационный материал к вопросу №3 о мерах по социальной адаптации и сопровождению выпускников интернатных учреждений. О деятельности службы постинтернатной адаптации
70.19kb.
1 стр.
Формирование социальной адаптации у детей младшего школьного возраста с различными по степени тяжести и глубине дефектами умственного развития в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
1329.03kb.
11 стр.
Государственное задание №148056 Государственного бюджетного учреждения «Областной Центр социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей»
197.57kb.
1 стр.
Анализ работы воспитателя детского сада «Улыбка» Хомяк Светланы Леонтьевны г. Мегион 2009год
130.62kb.
1 стр.
Стигматизация и дестигматизация при психических заболеваниях
130.78kb.
1 стр.
-
74.32kb.
1 стр.
Организация социальной, психолого-педагогической помощи выпускникам социально-педагогических и интернатных учреждений, испытывающим трудности в социализации
100.65kb.
1 стр.
«Интенсивный дистанционно-очный курс лингвокультурной адаптации «Постигаем Россию»: опыт разработки и проведения»
115.55kb.
1 стр.
Формирование творческой активности посредством участия в проектной деятельности «Студенческого театра мод»
58.57kb.
1 стр.
Долгова В. М., аспирант кафедры социальной педагогики огпу, учитель начальных классов мобу «Лицей №5» г. Оренбурга Гендерный подход в социальной адаптации младшего школьника в образовательной среде лицея
90.74kb.
1 стр.
Конкурса «Академия успеха»
82.1kb.
1 стр.
Информационный материал №10 (46) социальное развитие
572.35kb.
3 стр.