Главная
страница 1страница 2страница 3
Концепция развития детских школ искусств в Российской Федерации
17.12.2012


  1. Детские школы искусств на современном этапе развития.

Российская система образования в области искусств имеет богатое историческое прошлое и своими корнями уходит в XIX век. Отечественное образование в области искусств обеспечивало полноценную подготовку создателей художественных произведений, их исполнителей, компетентных слушателей и зрителей, педагогов, ответственных за воспитание всех обозначенных выше субъектов творческой деятельности, что играло ключевую роль в реализации социально-культурного потенциала всех видов искусств. В советское время сформировалась трехуровневая модель подготовки творческих кадров (детская школа искусств (далее ДШИ) - среднее профессиональное - высшее профессиональное учебное заведение соответствующего профиля), признанная всем мировым профессиональным сообществом и ставшая основой исполнительского и изобразительного искусства.



Абзацы 2-3 раздела 1 изложить в следующей редакции:

Политические, общественные, культурные трансформации, произошедшие в России в последние два десятилетия оказали свое негативное влияние на всю систему развития отрасли в целом, но не смогли сломать прочную, обьединяющую всю страну (государство) едиными духовно-культурными ценностными категориями систему (ДШИ - СПО - ВУЗ) художественного образования.

С принятием в 1992 году Закона Российской Федерации «Об образовании»[1], в котором ДШИ были определены как учреждения дополнительного образования детей без учета специфики их деятельности, стали проявляться тенденции к разрушению исторических традиций в подготовке творческих кадров, поскольку перед ДШИ были поставлены задачи, аналогичные задачам, стоящим перед клубами, кружками, творческими секциями.

Абзацы 4-9 раздела 1 исключить:

В результате:

- не стало четкой ориентировки на решение задач ранней профессиональной ориентации обучающихся;



- ежегодно уменьшается количество детей, обучающихся в ДШИ по программам академической направленности, например, по отделению фортепиано: 2008 г. - 332710 чел., в 2009 г. - 323700 чел., 2010 г. - 319744 чел., 2011 г. - 312965 чел. (не соответствует общей картине)

- во многих субъектах страны ДШИ стали финансироваться по остаточному принципу, что привело к ухудшению материально-технического состояния этих образовательных учреждений;

- разрушилась система единых принципов управления и финансирования деятельности ДШИ, учредитель самостоятельно определяет условия и объемы финансирования учреждений;

- у преподавателей ДШИ стала утрачиваться нацеленность на подготовку выпускника как будущего абитуриента музыкального, хореографического или художественного колледжа/техникума, владеющего необходимыми навыками и умениями для продолжения образования;

- снизился социальный статус педагогических работников по отношению к учителям общеобразовательных школ.
Абзацы 4-22 раздела 1 изложить в следующей редакции:

На современном этапе отечественная система образования в области искусств испытывает целый ряд проблем, вызванных:



  • отсутствием централизованного управления системой образования в области искусств из-за разграничения полномочий между органами федеральной, региональной власти и местного самоуправления;

  • отсутствием общественного понимания значимости образования в области искусств в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения;

  • увеличением социальной напряженности в педагогических коллективах ДШИ по причине крайне низкого социального статуса педагогических работников (средняя заработная плата по стране ниже средней заработной платы в производственно-экономических отраслях в 2-3 раза, отсутствует единая норма часов в неделю за ставку заработной платы);

  • старением педагогических кадров, уменьшающимся притоком молодых специалистов, особенно в ДШИ сельской местности (в среднем по стране в детских школах искусств около 10 тысяч вакансий педагогических ставок, а средний возраст педагогических работников составляет 55 лет);

  • наличием кадрового дефицита педагогических работников по специальностям среднего профессионального образования в области музыкального искусства (струнных, духовых, ударных инструментов и преподавателей историко-теоретических дисциплин);

  • отсутствием заинтересованности средств массовой информации в пропаганде детского художественного творчества, лучших педагогических методик и технологий по обучению и приобщению детей к искусству;

  • тиражированием средствами массовой информации музыкальной продукции низкого качества;

  • значительным сокращением количества детских школ искусств за последние два десятилетия;

  • усиливающейся тенденцией по превращению ДШИ в досуговые учреждения (общее увеличение количества обучающихся в ДШИ не связано с их обучением по образовательным программам в области искусства академической направленности);

  • отсутствием в ДШИ необходимой материально-технической и информационно-методической базы (изношенность музыкальных инструментов составляет более 70%, практически не выделяются средства на капитальный и текущий ремонт учебных зданий, на приобретение музыкальных инструментов, учебных пособий, технических средств обучения, оборудования для обеспечения мер охраны и безопасности, пополнение библиотечных фондов; помещения для школьных библиотек имеются только у 60% образовательных учреждений);

  • отсутствием централизованного обеспечения ДШИ учебниками, учебно-методическими пособиями, хрестоматиями;

  • отсутствием конкурсной ситуации при приеме абитуриентов на специальности в области музыкального искусства среднего и высшего профессионального образования (в первую очередь – теорию музыки, оркестровые струнные инструменты, оркестровые духовые и ударные инструменты, музыковедение, композицию, хоровое дирижирование);

  • ослабленными творческими и методическими связями между ДШИ, средними и высшими учебными заведениями, в том числе по причине ведомственной разобщенности;

  • отсутствием механизма координации между потребностями рынка труда и подготовкой профессиональных кадров, отсутствие мер по поддержке молодых специалистов;

  • наличием подготовки профессиональных кадров в непрофильных образовательных учреждениях;

  • отсутствием в музыкальных вузах реализации образовательных программ в области подготовки профессиональных кадров для общеобразовательных школ и недостаточно высоким качеством подготовки учителей музыки в педагогических вузах;

  • отсутствием развития различных форм детского музыкального творчества в общеобразовательных учреждениях (хоров, оркестров, ансамблей).


Абзац 23 раздела 1 дополнить и изложить в следующей редакции:
В настоящее время в Российской Федерации функционируют 5328 ДШИ, охватывающих своей деятельностью 12,1% всего детского населения страны. Согласно статистике число ДШИ, в том числе музыкальных, художественных, хореографических и др., заметно сократилось: в 1990 году их число составляло 6591, в 2001 году - 5837, в 2008 - 5456. Однако общее количество обучающихся не уменьшилось, а выросло, что свидетельствует о высоком уровне социальной востребованности деятельности ДШИ. Утрата за последние годы значительного количества ДШИ (1263) произошла путем закрытия ДШИ в малых городах, сельских поселениях регионов, сокративших расходы на образование, что отрицательно сказалось на общекультурной ситуации в стране в целом и нанесло урон всей вертикали отраслевого образования. может отрицательно сказаться на всей вертикали отраслевого образования и общекультурной ситуации в стране в целом.
Абзацы 24-25 раздела 1 дополнить и изложить в следующей редакции:
В современной ситуации роль системы ДШИ необходимо переоценить. В малых городах и сельской местности деятельность школ искусств является практически единственным культурообразующим фактором. В больших городах школы искусств могут стать должны оставаться не только центрами предпрофессиональной подготовки по традиционным специальностям в сфере искусства, но и центрами художественно-эстетического воспитания инкубаторами творческих профессий нового подрастающих поколений, в немалой степени способствовать сохранению и развитию традиционной народной культуры, распространению культурной толерантности, выступать мостом между культурными традициями народов, как населяющих Россию, так и приезжающих мигрантов, формировать мультикультурное мировоззрение у детей и подростков через всестороннее изучение и творческое постижение искусств разных стран и народов. Таким образом, система ДШИ всей своей деятельностью должна быть нацелена на подготовку людей воспитание молодых граждан России с активным творческим потенциалом, готовых к созданию интеллектуальной творческой среды, способной изменить лицо страны и обеспечить ее высокую конкурентоспособность.

Изменения[2], внесенные в Закон РФ «Об образовании» в 2011 г., позволяют говорить о возможности преобразования деятельности ДШИ. Так, указанные изменения предусматривают реализацию в ДШИ дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств (далее предпрофессиональные программы), которые, в свою очередь, реализуются на основе федеральных государственных требований (далее ФГТ)[3].


Абзацы 26-29 раздела 1 изложить в следующей редакции:
На сегодняшний день существующая правовая база позволяет ДШИ:


  • осуществлять основную функцию ДШИ - реализовывать дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств в целях выявления одаренности детей в раннем детском возрасте, приобретения ими знаний, профессиональных навыков для подготовки к получению профессионального образования в области искусств, а также в целях воспитания гармонично развитой личности с высоким потенциалом саморазвития и реализации в разных областях деятельности;

  • дополнительно к основной функции реализовывать дополнительные общеразвивающие образовательные программы, направленные на общее художественно-эстетическое развитие и выявление творческого потенциала личности;

  • самостоятельно разрабатывать программу своей деятельности (для предпрофессиональных программ – на базе ФГТ).


Абзацы 30-32 раздела 1 изложить в следующей редакции:
Предпрофессиональные программы призваны обеспечивать:


  • преемственность предпрофессиональных программ и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусств;

  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в условиях многообразия образовательных систем, а также типов и видов образовательных учреждений.


Абзацы 33-37 раздела 1 изложить в следующей редакции:
В перспективе предполагается реализация дополнительных общеразвивающих образовательных программ в ДШИ (далее общеразвивающих), в том числе в рамках межведомственного (сетевого) партнерства с общеобразовательными школами по инициативе общеобразовательных школ, с использованием финансовых ресурсов общеобразовательных школ и с привлечением преподавательского состава ДШИ.

Общеразвивающие программы должны обеспечивать:




  • повышение общего культурного образовательного уровня подрастающего поколения;

  • выявление одаренных детей;

  • привлечение наибольшего количества детей к творческой деятельности, формированию заинтересованной аудитории слушателей.


Абзац 38 раздела 1 заменить абзацем 38 раздела 1 следующего содержания:
Общеразвивающие программы должны постепенно заменить существующие Дополнительные общеразвивающие программы, так же, как предпрофессиональные образовательные программы должны быть обеспечены регламентирующими их реализацию документами (Типовые требования к реализации дополнительных общеразвивающих программ с указанием сроков обучения, условий реализации). Однако в настоящий период времени нормативно не закреплены условия (сроки, порядок, обязательства ДШИ) перехода на предпрофессиональное и общеразвивающее образование, а также отсутствуют правовые основы реализации общеразвивающих программ (по типу ФГТ, либо рекомендаций по примерным учебным планам).


2. Цели и задачи системы ДШИ на современном этапе.
Новое время требует переосмысления существующих образовательных практик: мир стремительно меняется – меняется общество, меняется среда обитания, появляется понимание того, что подростку, входящему во взрослую жизнь, становятся необходимы принципиально новые компетенции. Необходимо определить, какой вклад может внести в формирование мировоззрения молодого поколения художественное образование, какие универсальные творческие навыки/компетенции помогут ему при решении встающих перед ним задач.

Абзац 2 раздела 2 изложить в следующей редакции:

Цель системы ДШИ – с помощью различных всех возможных форм творческого образования и художественного воспитания сформировать высокий общекультурный уровень подрастающего поколения позитивные изменения уровня культурного образования населения страны, сделать доступным освоение детьми не только традиционного, но и современного творческого инструментария в целях дальнейшего саморазвития личности, а также обеспечить условия для активного воздействия выпускниками системы на социокультурную общественную жизнь с помощью обретенных творческих навыков.


Абзацы 3-16 раздела 2 - задачи, которые должна решать система ДШИ - изложить в следующей редакции:
Основные задачи ДШИ:

  • воспитание у детей любви к искусству;

  • обеспечение творческого и личностного развития детей, в том числе развитие природных способностей детей, приобретение детьми комплекса навыков, необходимых как для дальнейшего профессионального обучения искусству, так и для общего эстетического образования;

  • обеспечение качества и преемственности в реализации предпрофессиональных программ, являющихся основными условиями функционирования системы образования в области искусств;

  • воспитание творчески-мобильной личности, умеющей находить соответствующее своим профессиональным качествам место в быстро меняющемся мире;

  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с произведениями искусства;

  • формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать художественные ценности;

  • организация творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

  • организация культурно-просветительской деятельности, в том числе, совместно с другими образовательными учреждениями (учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования), учреждениями культуры (филармониями, театрами, музеями и др.);

  • влияние на формирование социального заказа через развитие потребности в качественном художественном образовании;

  • использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития искусства и образования.

  • раскрытие творческого потенциала детей и подростков;

  • повышение привлекательности/статуса творческих профессий;

  • создание современной образовательной среды для повышения разностороннего творческого развития и самореализации личности, культурного уровня населения страны.


Абзац 17-25 раздела 2 - направления деятельности системы ДШИ - изложить в следующей редакции:
Основные направления деятельности ДШИ должны явиться:


  • выявление одаренных детей для обучения по предпрофессиональным программам, развитие у обучающихся комплекса творческих способностей, знаний и умений, соответствующих профессиональным требованиям в случае поступления выпускников ДШИ в средние профессиональные или высшие профессиональные учебные заведения соответствующего профиля;

  • реализация предпрофессиональных образовательных программ разного уровня сложности в соответствии с требованиями ФГТ;

  • взаимодействие со средними профессиональными и высшими профессиональными образовательными учреждениями соответствующего профиля с целью совместного выявления и дальнейшего профессионального становления одаренных детей, обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, получения консультаций по вопросам реализации образовательных программ, использования передовых образовательных технологий, осуществления повышения квалификации педагогических работников на регулярной основе;

  • реализация дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности, разрабатываемых ДШИ самостоятельно, с учетом социального заказа на основе типовых требований к срокам и условиям реализации программ данного вида, с целью привлечения наибольшего количества детей к творческой деятельности;

  • взаимодействие с общеобразовательными школами (на условиях договоров о сотрудничестве или безвозмездного использования имущества) с целью отбора одаренных детей в области искусства для обучения по предпрофессиональным программам, совместной реализации дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности, организации на базе общеобразовательных школ детских творческих коллективов (хоровых, музыкально-инструментальных, театральных и др.) путем привлечения к образовательной деятельности в общеобразовательных школах кадрового потенциала ДШИ, совместного использования материально-технических ресурсов, проведения творческих, культурно-просветительских мероприятий, а также выездных занятий;

  • осуществление методического обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования детей (творческих студиях, домах культуры и др.).

  • расширение географии деятельности системы — организация культурно-просветительской деятельности, интеграция форм и методов творческого воспитания в иные сферы общественной жизни (например, развитие творческих занятий в коррекционных центрах, больницах и т. п.);

  • популяризация художественно-эстетического образования среди населения.

  • повышение профессионального уровня преподавателей, обобщение и распространение педагогического опыта; повышение качества образовательного процесса.



Абзац 26 раздела 2 изъять из текста:
Отдавая должное историческим традициям профессионального творческого образования, следует признать несоответствие существующих форм обучения современному состоянию общества. (эта мысль не соответствует действительности)
Абзацы 27-37 раздела 2 изменить, дополнить, изложить в следующей редакции:
Концепция ставит перед собой задачу показать, что творческий потенциал общества может стать одним из эффективных локомотивов общественного развития.

Для достижения указанной цели необходимо принятие следующих мер:



  • в проект ФЗ «О культуре в Российской Федерации» необходимо внести нормы по предоставлению гражданам права на получение художественного образования в его различных формах, определения понятий «художественное образование», «эстетическое воспитание», «система образования в сфере культуры и искусства», а также закрепить за федеральными и региональными органами власти, муниципальными образованиями обязанности по сохранению и развитию художественного образования, образования в области искусства;

  • по социальному статусу педагогические работники ДШИ должны быть приравнены к учителям общеобразовательных школ в части объема педагогической нагрузки, уровня заработной платы, льгот при устройстве на работу в ДШИ сельской местности;

  • Минкультуры России поручить разработку нормативно-правового регулирования деятельности ДШИ, разработку и утверждение предпрофессиональных программ, а также дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности для их реализации в ДШИ и общеобразовательных школах;

  • ДШИ должны находиться только в ведении органов управления культуры с целью обеспечения взаимодействия с учреждениями и организациями культуры, творческими образовательными учреждениями при планировании образовательной деятельности и разработке образовательных программ и технологий, использования кадрового потенциала отрасли;

  • проведение процедуры аттестации педагогических работников ДШИ должно осуществляться с участием органов власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере культуры;

  • необходимо осуществлять подготовку профессиональных педагогических кадров в области музыкального, изобразительного, театрального, хореографического искусства в высших учебных заведениях, реализующих профессиональные программы в области культуры и искусства;

  • Минкультуры России и Минобрнауки России необходимо разработать рекомендации государственным органам власти субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям по принятию комплекса мер, направленных на взаимодействие общеобразовательных учреждений с ДШИ, учреждениями дополнительного образования детей досуговой направленности, учреждениями и организациями культуры в части реализации дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности;

  • с учетом намеченных целей и поставленных задач финансирование ДШИ должно осуществляться в объеме, позволяющем реализовывать предпрофессиональные программы в соответствии с ФГТ. Признавая отсутствие возможности у учредителей ДШИ выделять необходимый объем финансирования для полноценного их функционирования, данную проблему целесообразно решать путем предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации соответствующих субсидий.

  • и предполагает создание современной инфраструктуры, гибко настраивающейся на локальную специфику, действующей параллельно с существующей и постепенно вытесняющей неэффективные образовательные механизмы системы. Предлагаемая программа действий есть, по сути, содержательная реформа начального (первого уровня в системе трехуровневого) образования в сфере искусств, понимаемого не в герметичном, как прежде, виде (искусство для искусства), а в гораздо более широком, предполагающем глубокое проникновение всех видов и родов творческих практик во все слои общественной жизни, качественное изменение общественной жизни с помощью культурного инструментария. (подобное «реформирование» в действительности приведет к разрушению системы ДШИ).

3. Существующие проблемы развития и пути их решения:

В существующей деятельности ДШИ можно выделить несколько направлений, которые требуют корректировки и модернизации.



3.1. Нормативно-правовое направление:

Проблемы:

- отсутствует централизованное управление системой образования в области искусств из-за некорректного разграничения полномочий между органами федеральной, региональной власти и органов местного самоуправления. В итоге, ДШИ в подавляющем большинстве субъектов РФ отнесены к компетенции муниципалитетов, что создает ряд проблем в обеспечении деятельности ДШИ. В частности, отсутствие финансовых средств, достаточных для создания материально-технических, учебно-методических условий для реализации образовательных программ; специалистов, компетентных в вопросах управления деятельностью ДШИ; организаций, осуществляющих методическое обеспечение образовательной деятельности;



следующая страница >>
Смотрите также:
Детские школы искусств на современном этапе развития
485.47kb.
3 стр.
Связи и отношения архитектонических искусств в современном мире предметного творчества
213.85kb.
1 стр.
Анализ состояния розничной торговли на современном этапе в городе Калуге
250.68kb.
1 стр.
Конкурс работников образования
156.08kb.
1 стр.
Калачев г. А.(г. Барнаул, бгпу) cостояние и перспективы развития валеологии на современном этапе
61.15kb.
1 стр.
Межгосударственные миграционные процессы на современном этапе развития общества
304.98kb.
1 стр.
Исторический опыт развития налогообложения в России и его значение на современном этапе
274.14kb.
1 стр.
"Новое качество жизни основной вектор развития государства на современном этапе"
292.7kb.
1 стр.
О соотношении понятий «процедура» и «процесс» на современном этапе развития юридической науки
119.75kb.
1 стр.
Программа «Управление образованием»
70.87kb.
1 стр.
Саратов 26 декабря 2012
23.42kb.
1 стр.
Перечень тем курсовых (контрольных) работ
44.83kb.
1 стр.