Главная
страница 1

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

"УТВЕРЖДАЮ"

Проректор ____________ В.С.Бухмин


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Музейное источниковедение


___________________________________________________

Цикл ___________________ОПД.В.2____________________________

ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; ОПД - общепрофессиональные дисциплины; ДС - дисциплины специализации; ФТД - факультативы.


Специальность: _____________021000__________музеология__________

(Номер специальности) (Название специальности)

Принята на заседании кафедры историографии и источниковедения

название кафедры

(протокол № 1 от " 1 " сентября 2009 г.)

Заведующий кафедрой


____________________ (А.А.Сальникова)

Утверждена Учебно-методической комиссией исторического факультета КГУ

название факультета

(протокол №___ от "__"__________200__ г.)

Председатель комиссии
____________________ (Г.П. Мягков)
Рабочая программа дисциплины “Музейное источниковедение"

Предназначена для студентов __3_ курса,

по специальности: ___021000____________________музеология

(Номер специальности) (Название специальности)


АВТОР: Сальникова а.А., Галиуллина Д.М., Амалиева Г.Г.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ: Дисциплина предназначена для ознакомления студентов с теорией и историей изучения исторических источников, выработки навыков их критического анализа.

1. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины Музейное источниковедение

наименование дисциплины

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:


  • понимать значимость исторического источника в профессиональной работе историка-исследователя;




  • обладать теоретическими знаниями о сущности исторического источника, особенностями их классификации, задачах и способах источниковедческого анализа;




  • ориентироваться в многообразии исторических источников по российской истории




  • приобрести навыки источниковедческой критики



2. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах).

Форма обучения __очная___

очная, заочная, вечерняя



Количество семестров ___1____

Форма контроля: 1 семестр ____________


зачет, экзамен

2 семестр _____ зачет__
зачет, экзамен



п/п

Виды учебных занятий

Количество часов


1 семестр

2 семестр

1.

Всего часов по дисциплине




78

2.

Самостоятельная работа





34

3.

Аудиторных занятий





44




в том числе лекций




34




семинарских (или лабораторно-практических)




-


3. Содержание дисциплины.

3.1. ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ



Индекс

Наименование дисциплины и ее основные разделы

Всего часов

ОПД.В.2

МУЗЕЙНОЕ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ


34

Примечание: Если дисциплина, устанавливается вузом самостоятельно, то в данной таблице ставится прочерк.

3.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ




п/п

Название темы и ее содержание


Количество часов

лекции

семинарские
(лаб.-практ.) занятия

1

Тема. Предмет и задачи курса. Музейный предмет как объект, связанный реальным временем и местом создания и функционирования. Музейный предмет как остаток своей эпохи. Применение методов источниковедения в музеологии. Отечественные и зарубежные ученые о музейном предмете как об историческом источнике.

2




2

Тема. Основные этапы развития отечественного источниковедения. Начальный период. Русская летописная традиция и формирование начальных навыков работ историческими источниками. Проявление интереса к историческим источникам, осознание их значимости.

Развитие источниковедения в XIX – начале XX вв. Становление источниковедения как особой дисциплины.

Отечественное источниковедение в годы советской власти. Основные период и их особенности. Основные публикации источников.

Особенности современного источниковедения. Основные направления. Виды источниковедческих исследований. Новейшие публикации документов.



4




3

Тема Основные принципы и методы критического анализа исторических источников. Понятие источниковедческой критики. Источниковедческий анализ как система исследовательских процедур. Задачи источниковедческого анализа. Эвристический этап исследования. Формирование источниковой базы исследования. Внутренняя и внешняя критика источника. Основные методы источниковедческого анализа.

4




4.

Тема. Экспертиза ценности музейного источника. На стадии учета и хранения установление происхождения источника, т.е. время и место его возникновения. Проблема авторства и подлинности.

При учете и описании музейных предметов решается задача установления теста источника. Его прочтение. Перевод. Расшифровка. Краткое описание в учетной документации.



2




5.

Тема. Интерпретация музейного источника. Интерпретация музейных источников в ходе научно-фондовой работы. Интерпретация источников в процессе музейного проектирования. Решение определенных методических задач.

2




6.

Тема. Традиционное и нетрадиционное источниковедение. Источниковедческие проблемы второй половины XX века. Деление источниковедения на традиционное и нетрадиционное. Превращение исторического источника в межнаучную вспомогательную дисциплину. Расширение источниковой базы гуманитарных исследований. Понятие о методике исторических исследований. Задачи источниковедения на данном этапе.

4




7.

Тема. Классификация исторических источников. Понятие о классификации исторических источников. Различные классификационные системы. Общая классификация источников по типам и видам. Специальные исторические дисциплины, изучающие различные группы источников. Источники по новейшей истории России. Характерные особенности каждого типа источников. Виды и разновидности письменных источников.

4




8.

Тема. Музейная эвристика. Вспомогательные исторические дисциплины, решающие эвристические задачи. Разработка научно-справочного аппарата для выявления источников в библиографии, архивоведении и археографии. Создание информационно-поискового аппарата и информационных центров. Научно-справочный аппарат музея. Функции и состав. Основные учетные документы музейного дела.

4




9.

Тема. Установление текста источника. Установление первоначального текста источника и дополнение к нему. Понятие текст источника. Расшифровка информации в источнике любого типа. Вербальные и невербальные тексты.

Общая характеристика и особенности. Значение и ценность.



2




10.

Тема. Установление происхождения источника. Атрибуция музейного предмета. Определение автора, времени, места создания, обстоятельств и мотивов, исторических условий возникновения источника. Проблемы авторства. Обработка данных анонимных источников. Изучение криптограмм. Проблемы подлинности источников.

2




11.

Тема Источниковедческий анализ. Определение источниковедческого анализа. Герменевтика. Различные способы отражения действительности в источниках. Информационные возможности изобразительных, вещественных. Знаковых источников.

2




12.

Тема. Источниковедческий синтез. Источниковедческий синтез как заключительная стадия исследования. Значение источника для изучения исторических фактов. Исторический источник: текст и контекст. Методы и приемы обработки данных исторических источников.

2







Итого часов:

34




Примечание: Программа содержит подробную характеристику содержания темы. Название, количество тем в программе, количество часов на каждую тему определяется согласно Государственному образовательному стандарту по специальности.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Абрамова Н.Г., Круглова Т.А. Вспомогательные исторические дисциплины. Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2008.

Бернгейм Э. Введение в историческую науку / Э.Бернгейм. – СПб.: Вестник знания, 1908.

Бернгейм Э. Философия истории, ее история и задачи / Э.Бернгейм. – М.: Н.Н.Клочков, 1910.

Бестужев-Рюмин К.Н. The methods of historical study // Журнал Министерства народного просвещения. – 1887. – Февраль. – С. 1-29.

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка / М.Блок. – М.: Наука, 1986.

Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории. Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2007.

Источниковедение: Проблемные лекции: Учебн-метод. Модуль / ред.-сост. О.М.Медушевская. М.: Изд-во Ипполитова, 2005.

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. Учеб.пособие. М., 2000.

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. Учебное пособие / И.Н.Данилевский, В.В.Кабанов, О.М.Медушевская, М.Ф.Румянцева. М.: РГГУ, 2007.

Каравашкин А.В. Регион Докса. Источниковедение культуры / А.В.каравашкин, А.Л., Юрганов. М.: [Б.и.], 2005.

Кареев Н.И. Теория исторического знания / Н.И Кареев. – СПб.: Тип. Стасюлевича,1915.

Карсавин Л.П. Введение в историю: Теория истории / Л.П.Карсавин. – СПб.: Наука и школа,1920.

Ключевский В.О. Источниковедение: Источники русской истории: Соч. в 9 т. / В.О.Ключевский. – М.: Мысль, 1989. – Т. 7.

Коллингвуд Р.Дж. Идея истории: Автобиография / Р.Дж.Коллингвуд. – М.: Наука, 1980.

Ланглуа Ш.-В. Введение в изучение истории / Ш.-В.Ланглуа, Ш. Сеньобос. – М.: [Б.и], 1898.

Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории / А.С.Лаппо-Данилевский. – СПб.: Изд-во студ. изд. комит. при историко-филологическом факультете СПб. ун-та, 1910 – 1913. – Вып. 1-2.

Медушевская О.М. Источниковедение: Теория, история и метод. М., 1996.

Основы музееведения : [учеб. пособие] / М-во культуры и массовых коммуникаций, Федерал. агентство по культуре и кинематографии, Рос. ин-т культурологии и др. ; отв. ред. Э.А.Шулепова. М. : Едиториал УРСС, 2005.

Сальникова А.А. Современное зарубежное источниковедение: теория и метод. Учеб.пособие. Казань, 1999.

Умбрашко К.Б. Источниковедение отечественной истории: Учеб.-метод. пособие . Новосибирск: Изд-во Новосиб. ГУ, 2006.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Борщевский В.Я. Источниковедение истории СССР, 1917 – 1985: Учебное пособие / В.Я.Борщевский. – Киев: Вища школа, 1985.

Воронкова С.В. Проблемы источниковедения истории России периода капитализма: итоги и задачи изучения. – М., 1985.

Воронкова С.В. Проблемы источниковедения истории России периода капитализма: Итоги и задачи изучения / С.В.Воронкова. – М.: МГУ, 1985.

Вспомогательные исторические дисциплины: Сб. ст. – СПб.: Наука, 1968 – 1994. – Вып. 1-25.

Голиков А.Г. Источниковедение отечественной истории / А.Г.Голиков, Т.А. Круглова. – М.: РОССПЭН, 2000.

Данилевский И.Н. Вопросы теории и методики исторического исследования: Учеб. пособие / И.Н.Данилевский, А.П.Пронштейн. – М.: Высшая школа, 1986.

Дубов И.В. Новые источники по истории Древней Руси / И.В.Дубов. – Л.: ЛГУ, 1990.

Дубов И.В. Новые источники по истории Древней Руси. Учеб.пособие. Л., 1990.

Источниковедение и краеведение в культуре России: Сб. ст. – М.: [Б.и], 2000.

Источниковедение истории советского общества: Сб. ст. – М.: Наука, 1964 – 1982. – Вып. 1-4.

Источниковедение истории СССР (под ред.И.Д.Ковальченко). М., 1981.

Источниковедение истории СССР Х1Х – начала ХХ вв. (под ред.И.А.Федосова). М., 1970.

Источниковедение истории СССР: Учебник / под ред. И.Д.Ковальченко. – М.: Высшая школа, 1981.

Источниковедение новейшей истории России: Теория. Методология. Практика: Учебник / А.К.Соколов, Ю.П.Бокарев, Л.В.Борисова и др.; под общ. ред. А.К.Соколова. – М.: Высшая школа, 2004.

Источниковедение: Теоретические и методические проблемы: Сб. ст. / отв. ред. С.О.Шмидт. – М.: Наука, 1969.

Кабанов В.В. Источниковедение истории советского общества: Курс лекций / В.В.Кабанов. – М., 1997.

Каравашкин А.В. Регион Докса. Источниковедение культуры / А.В. Каравашкин, А.Л. Юрганов. – М.: [Б.и], 2005.

Кардаш А.И. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины: Учебн.-метод. пособие / А.И. Кардаш. – М.: Изд-во РУДН, 2000.

Ключевский В.О. Источниковедение: Источники русской истории: Соч. в 9 т. / В.О.Ключевский. – М.: Мысль, 1989. – Т. 7.

Козлов В.П. Обманутая, но торжествующая Клио: Подлоги письменных источников по российской истории в XIX веке. – М.: РОССПЭН, 2001.

Козлов В.П. Тайны фальсификации: анализ подделок исторических источников 18 – 19 вв. Пособие для студентов вузов. М., 1994.

Козлов В.П. Тайны фальсификации: Анализ подделок исторических источников XVIII – XIX вв.: Учебное пособие / В.П. Козлов. – М.: Аспект – пресс, 1994.

Коллингвуд Р.Дж. Идея истории: Автобиография / Р.Дж.Коллингвуд. – М.: Наука, 1980.

Корников А.А. Теоретическое введение в источниковедение / А.А.Корников. – Иваново: [Б.и], 2000.

Кузьмин А.Г. Источниковедение истории России (с древнейших времен до монгольского завоевания): Учебное пособие / А.Г. Кузьмин. – М.: Прометей, 2002.

Ланглуа Ш.-В. Введение в изучение истории / Ш.-В.Ланглуа, Ш. Сеньобос. – М.: [Б.и], 1898.

Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории / А.С.Лаппо-Данилевский. – СПб.: Изд-во студ. изд. комит. при историко-филологическом факультете СПб. ун-та, 1910 – 1913. – Вып. 1-2.

Литвак Б.Г. Очерки источниковедения массовой документации XIX – начала ХХ вв. / Б.Г. Литвак. – М.: Наука, 1979.

Марухин В.Ф. Источниковедение отечественной истории: Учеб. пособие / В.Ф. Марухин. – Орехово-Зуево: [Б.и], 2002.

Массовые источники по социально-экономической истории России периода капитализма. – М.: Наука, 1979.

Медушевская О.М. Источниковедение: Теория, история и метод. М., 1996.

Медушевская О.М. Источниковедение: Теория. История. Метод / О.М.Медушевская; отв. ред. М.Ф.Румянцева. – М.: РГГУ,1996.

Медушевская О.М. Современное зарубежное источниковедение: Учебное пособие / О.М. Медушевская. – М.: Высшая школа, 1983.

Медушевская О.М. Теоретические проблемы источниковедения: Учебное пособие / О.М. Медушевская. – М.: [Б.и], 1977.

Мир историка. ХХ век. – М.: [Б.и], 2002.

О подлинности и достоверности исторического источника. Казань, 1991.

О подлинности и достоверности исторического источника: Сб. ст. / науч. ред. А.Л. Литвин. – Казань: Изд-во Казан ун-та, 1991.

Пронштейн А.П. Источниковедение в России. Эпоха феодализма. Ростов/н/Д., 1989.

Пронштейн А.П. Источниковедение в России: Эпоха феодализма / А.П. Пронштейн. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1989.

Пронштейн А.П. Методика исторического исследования / А.П. Пронштейн. – Ростов н/Д: Изд-во Рост ун-та, 1971.

Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. – Ростов/н/Д., 1976.

Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. М., 1975.

Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории / Л.Н. Пушкарев. – М.: Наука, 1975.

Румянцева М.Ф. Теория истории: Учебное пособие / М.Ф.Румянцева. – М.: Аспект-Пресс, 2002.

Рыбаков Б.А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. / Б.А. Рыбаков. – М.: Изд-во АН СССР, 1983.

Сборник документов для практических занятий по источниковедению истории СССР. Учеб.пособ. Вып. 1-1У. М., 1980-1987.

Сборник документов для практических занятий по источниковедению истории СССР. – М.: Высшая школа, 1980 – 1987. – Вып. 1-4.

Стрельский В.И. Источниковедение истории СССР. Период империализма. Конец ХУШ века. – М., 1962.

Стрельский В.И. Источниковедение истории СССР. Период империализма: Конец XIX – 1917 г. – М.: Соц. экгиз., 1962.

Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца ХУШ века М., 1962.

Фарсобин В.В. Источниковедение и его метод: Опыт анализа понятий и терминологии / В.В. Фарсобин. – М.: Наука, 1983.

Фарыбин В.В. Источниковедение и его метод: опыт анализа понятий и терминологии. М., 1983.



Черноморский М.Н. Источниковедение истории СССР (сов. Период). М., 1976.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


  1. Предмет курса. Его содержание, структура, задачи.

  2. Понятие «исторический источник» и «музейный источник».

  3. Исторический источник и его роль в процессе познания.

  4. Общая классификация исторических источников. Характеристика основных видов источников.

  5. Музейный предмет как объект источниковедческого исследования.

  6. Понятие вербальные и невербальные источники.

  7. Развитие музейного источниковедения.

  8. Картографические материалы.

  9. Вещественные источники.

  10. Изобразительные источники.

  11. Поведенческие источники.

  12. Материалы нумизматики.

  13. Фономатериалы.

  14. Данные языка.

  15. Музейная эвристика.

  16. Этапы развития дореволюционного источниковедения.

  17. Развитие источниковедения в годы советской власти.

  18. Проблемы источниковедения на современном этапе.

  19. методы и приемы источниковедческой критики.

  20. Установление текста невербальных источников.

  21. Прочтение, установление первоначального текста письменных источников.

  22. Установление происхождения невербальных источников.

  23. Установление происхождения вербальных источников.

  24. Традиционное и нетрадиционное источниковедение.

  25. Задачи источниковедческого анализа.

  26. Задачи источниковедческого синтеза.

  27. Экспертиза ценности музейного источника.

  28. Интерпретация музейного источника.

  29. Атрибуция музейного источника.

  30. Виды информационно-поисковых систем в современном источниковедении.


Смотрите также:
Программа дисциплины музейное источниковедение
146.85kb.
1 стр.
Программа дисциплины дпп. В. 03 Источниковедение всеобщеи истории цели и задачи дисциплины в учебном процессе
121.35kb.
1 стр.
Программа дисциплины источниковедение цикл опд
146.02kb.
1 стр.
Программа дисциплины источниковедение цикл опд
306.87kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Источниковедение и информационные ресурсы истории»
207.66kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Теоретическое источниковедение»
381.41kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «источниковедение монголии»
248.47kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Источниковедение
105.99kb.
1 стр.
Общие теоретико-методологические вопросы музееведения
118.3kb.
1 стр.
Программа лекционного курса для студентов исторического отделения 2 курс, четвертый семестр
131.69kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Источниковедение отечественной истории XI -xx вв.»
298.15kb.
1 стр.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музейное дело» для 1 класса
106.28kb.
1 стр.