Главная
страница 1
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5

города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области»

Исследовательская работа

на тему:

Выполнила:

ученика 2 «Б» класса

Кулиева Алсу

Руководитель:

Подлесная Т.С.

Кувандык, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...…............…….....3

ГЛАВА I.ВОЗНИКНОВЕНИЙ ФАМИЛИЙ ..………………………...........................................................4

1.1. Историческая справка…………………………………….…………...……………………....................4

1.2. Процессы образований фамилий…………………………………………...…………..….....................4

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАМИЛИЙ…………………………...…………........................................5

2.1. Загадки фамилий одноклассников…………………………...…………………………................5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….........................................................7

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...........................................7

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………...............…..8



ВВЕДЕНИЕ

У нашего Василия

Есть имя и фамилия.

Сегодня первоклассников

Записывали в класс,

Не растерялся Васенька

И заявил тот час:

- Есть у меня фамилия!

Я Вася Чистяков…

Да, имя и фамилия –

Не пара пустяков!
В современном обществе каждый человек при рождении получает фамилию и имя. У каждого человека фамилия своя и это очень важно, ведь если у людей она была бы одинаковая, то была бы неразбериха.

Отношение к своей фамилии и фамилиям других людей разное. Оно часто зависит от собственного восприятия и понимания, от отношения к человеку – носителю фамилии, от общего мнения.

Ежедневно, смотря телевизор, читая книги, общаясь друг с другом, мы сталкиваемся с множеством фамилий. Дежуря в классе, раздавая тетради, я читаю и произношу фамилии моих одноклассников, а что они обозначают, откуда они появились?? А как произошла моя собственная? А фамилия друга? Заинтересовавшись данными вопросами, я решила узнать знают ли мои одноклассники историю происхождения своей фамилии.

Исследование является актуальным, так как история многих фамилий забыта. Некоторые фамилии образованы от слов, которые не встречаются в современной речи, по этой причине многие ученики не знают происхождения собственной фамилии. Данное исследование поможет узнать источники происхождения фамилий и их историю. В этом заключается его практическая значимость.

В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Загадки наших фамилий».

Проблема исследования: каково происхождение фамилий учащихся класса, в том числе и моей фамилии, и как они классифицируются по способу образования

Цель исследования: изучить происхождение фамилий учащихся класса, в том числе и моей фамилии, и классифицировать их по способу образования.

Объект исследования: процесс поиска происхождения фамилий и их классификация.

Предмет исследования: фамилии учащихся класса.

Гипотеза исследования: классификация фамилий по способу их образования будет верной, если узнать, откуда они произошли.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами решены следующие задачи:

1. Рассмотреть исторические основы возникновения и формирования фамилий.

2. Провести опрос одноклассников по проблеме исследования.

3.Выяснить с помощью справочной литературы происхождение фамилий, дать им толкование.

4. Классифицировать исследуемые фамилии  по определённым   значениям.

5.Рассказать о версиях происхождения фамилий одноклассникам с помощью соответствующей литературы.

В ходе работы использовала следующие методы исследования:



  • теоретические (анализ фактов из литературных и Интернет-источников, обобщение материала);

  • проведение исследования;

  • математические (обработка материала).

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФАМИЛИЙ

1.1. Историческая справка

В давние времена слово «фамилия» не имело того значения, которое придаем ему мы теперь. Говоря «фамилия» (от лат. familia – «домочадцы»), мы имеем в виду особое имя; оно дается не какому-нибудь одному человеку, а всему его роду. В этом роду оно переходит от родителей к детям.

В древности таких родовых имен не было, так как люди жили малочисленными поселениями, и все знали друг друга. Достаточно было запомнить имя, и уже немыслимо спутать человека с кем-нибудь другим. Позже, когда людей становилось больше, каждому человеку к имени стали давать кличку, прозвище. Например: Иван-Кривой, Марья-Подберёзная (живет у старой берёзы), Василий-Пахомович (сын Пахома).
Шли века, людей стало много. Появились большие города. Люди стали больше двигаться по стране и обходиться одними именами или прозвищами сделалось трудно. Появилась необходимость в фамилии – родовом имени.

В России такие родовые имена существуют уже несколько веков, но долгое время оставались привилегией только меньшинства. Фамилии были только у богатых и у знатных людей.

Почти все фамилии не избраны самими носителями их, а даны со стороны. Одни возникали стихийно, другие записаны канцелярским или иным начальством. Конечно, никто не может отвечать за фамилию, полученную его прапрадедом. Да и нет какого-либо соответствия между человеком и его именем: Дураков может быть очень умным, а Мудрецов – глупцом. И сами имена Дурак, Мудрец, от которых пошли эти фамилии, не характеризовали их носителей. Имена, кажущиеся сегодня оскорбительными, в прошлом не были такими. В старинных документах обычны записи: «свидетель Дурак показал» или «по приказу покойного мужа и господина моего Негодяя дарю в монастырь деревню». Первоначально так называли, чтобы обмануть злых духов, охотящихся за детьми: хорошего заберет, а негодяя (т.е. непригодного) оставит родителям.

Со временем фамилии перестали быть роскошью. Сейчас по нашему действующему закону, фамилия обязательна для каждого человека.



1. 2.Процессы образования фамилий

Откуда же люди брали фамилии? Все ученые, занимающиеся этой проблемой, сходятся в едином мнении и выделяют несколько способов образования родового имени.

Очень часто они вырастали из старых отчеств. Жил Семён, был он сын Петра, так его и стали звать Семён Петров. Но отец Семёна был известнее, чем он, и когда у Семёна родились дети, их тоже стали звать Петровы. Вот простой пример, когда отчество стало фамилией. Таким же образом произошли фамилии Ивановы, Семёновы, Степановы, Сергеевы и т.д. Бывало фамилией, становилось имя матери: Марьин, Настасьин и т.д.

В абсолютном большинстве русские фамилии произошли от отчеств. Однако напрасно представлять отчества в современной форме на - ич, - ович, - инич. До середины XVIII века именоваться с - ич разрешалось только самым высшим чинам. Ещё в середине XIX века основная масса населения обходилась отчеством на - ов, - ин.

Фамилии распространялись по территории страны постепенно; они возникали в определенных социальных слоях и обслуживали их интересы.

Большинство башкирских и татарских фамилий, имеющих тюркские корни, также произошли именно от отчества: Аминов, Хасанов, Халитов и т.д.

Нередки случаи, когда фамилия произошла от ремесла, которым занимался старший в роду – хороший столяр или прославленный охотник, лучший гончар или удачливый рыбак. Отсюда и фамилии: Столяровы, Охотниковы, Гончаровы и Рыбаковы. Распространенностью этих профессий на Руси и объясняется распространенность Кузнецовых, Мельниковых, Плотниковых.

Превращались в фамилии и прозвища. Так у всех Гагариных был некогда предок, по прозвищу Гагара; у Уткиных – Утка. У тюркских народов тоже немало найдется фамилий, произошедших от прозвища. Аккучуков (белый щенок), Аюханов (медвежий хан) и т.д. Чаще всего русские люди получали прозвища, так или иначе отражающие их особенности и свойства: Молчан, Толстик, Гуляй. Сейчас трудно сказать, чем прозвище отличалось от мирского имени, которое давалось ребенку наряду с крестным, церковным. Кроме того, мирским именем могло послужить и имя, данное в честь уважаемого человека. Поэтому нередко встречались такие имена, как Дед, Дьяк и даже Попадья.

Есть фамилии, по месту жительства людей. Горьковские – из Горькова, Шуйские – из Шуи, Рязанские – из Рязани.

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАМИЛИЙ

2.1. Загадки фамилий одноклассников

Исследовательская работа проводилась нами в несколько этапов. (Приложение 1)

В ходе работы нами был проведён экспериментальный опрос учащихся 2 «Б» класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области» (Приложение 3). Им было предложено ответить на вопрос: «Знаете ли вы, что означает ваша фамилия?»

Результаты опроса можно представить в виде диаграммы. (Диаграмма 1. Приложение 3)

Таким образом, мы выяснили, что среди учащихся класса только пять определили значение своей фамилии и большинство (четырнадцать) вообще не знают о происхождении своей фамилии.

В своей работе мы попыталась проанализировать фамилии учеников класса, установить соотношение фамилий по их образованию.

Для того чтобы определить способы образования фамилий учащихся класса, выявить лидирующие группы, мы обратились за помощью к словарям русских фамилий, интернет-источникам, и проанализировали по ним их фамилии.

Все фамилии нами были условно разделены на 5 групп (в зависимости от способа образования):



1. Фамилии, образованные от имен: 

а) на основе русского имени (5 учеников)

Фамилия Авдеева происходит от церковного имени предка-основателя — Авдей. Авдей — это древнееврейское имя, которое переводится как "служитель Бога", «слуга Бога»; в греческом языке это имя имело похожие значения: «благозвучный, говорящий»; «слуга Господень».

Фамилия Емельянов происходит от церковного мужского имени Емельян, которое с переводе с греческого означает “льстивый”.



Фамилии Логачева образовано от церковного имени Логгин. Фамилия Логачев образована от имени Логач – уменьшительной формы мужского крестильного имени Лонгин или Логгин. Это имя восходит к римскому слову longus, что означает «длинный».

Фамилия Савченко образована от имени собственного и относится к распространенному типу украинских фамилий. Основой фамилии Савченко послужило церковное имя Савва. Так, имя Савва в переводе значит “дед, старец». Суффикс – ЕНКО свидетельствует о восточно-украинских корнях фамилии. Слова с суффиксами – ов /-ев, -ин, -енко, изначально указывали на имя главы семейства.

Фамилия Титов произошла от русского имени Тит, которое в свою очередь пришло к нам в результате перевода с римского «Titus», смысл которого означает «честь, почет».

б) на основе нерусского имени (4 ученика)

Фамилия Давлетбакова образована от тюркского имени Давлетбак, которое, вероятно, является диалектным вариантом имени Давлетбек. Имя Давлетбек образовано от татарского имени Давлет, что означает «богатство, достоинство», и тюркского слова «бек», то есть «господин, хозяин». Соответственно, все вместе можно перевести как «богатый господин».

Фамилия Кулиева восходит к мусульманскому мужскому имени Кули. В переводе на русский язык оно означает «раб Аллаха», «товарищ, спутник, хлебопашец, воин, работник, помощник, представитель Аллаха».

Фамилия Мухутдинова образована от имени Мухутдин. Оно является одним из диалектных вариантов имени Мухамметдин, которое состоит из двух компонентов: Мухаммед в переводе с арабского значит «прославляемый», а Дин - «вера». Таким образом, имя Мухутдин можно перевести как «прославляющий веру».

Фамилия Султангалина от имени Салтан тюркского имени, имеющее значения – «султан» (государь), распространенное и в Древней Руси.



2. Фамилии, образованные от прозвища (нецерковного имени) (2 ученика)

Фамилия Антыгин образована от прозвища Антыгин. Использовали фамилию Antyghina. Первое упоминание фамилии Антыгин было в Канаде.в 19 веке.

Фамилия Крылов образовалась от прозвища Крыло. С древнейших времен крылья символизировали стремление ввысь, одухотворенность, внутреннюю чистоту, Крылом могли называть праведного, целомудренного, кроткого, духовно чистого человека.

3. Фамилии, образованные на основе рода деятельности, профессии человека (2 ученика)

Фамилия Будникова происходит от прозвища Будник. Будником в старину называли того, кто работает на буде, т.е. поташном заводе, на котором из золы вываривали щелочную соль, использовавшуюся для получения стекла, приготовления мыла, в красильном и других производствах.

Фамилия Городилов образована от прозвища Городило, которое ведет свое начало от глагола «городить», т.е. «строить». Можно предположить, что основатель рода Городиловых возводил ограды, заборы. Глагол «городить» имеет также значение «говорить чепуху». Не исключено, что Городилом прозвали болтуна, пустослова.

4. Фамилии, образованные на основе названий животных (2 ученика)

Эти фамилии образованы чаще всего от некрестильных имен или прозвищ и были популярны в старину. Труднее сказать, почему именно такое имя давали человеку, то ли за характер, поведение, то ли по семейной традиции.

Фамилия Красноперова образована от прозвища «Краснопер». Прозвище могло иметь разные значения; в частности, красноперка – название рыбы семейства карповых

Фамилия Филинов образована от прозвища Филин из названия большой ушастой совы. Соответственно, прозвище Филин мог получить человек, который не спит по ночам.



5. Фамилии, образованные на основе особенностей характера человека, поведения или внешности (1 ученик)

Фамилия Хомякова происходит от прозвища Хомяк. Хомяком нередко называли соню, лежебоку, а также ленивого и запасливого человека.



Фамилии, не вошедшие в данные группы

У 3 учащихся класса фамилии имеют несколько происхождений.

Фамилия Бурматов образована от прозвища Бурмат. Скорее всего, оно происходит от украинского слова «бурматий» - «дымчатый». Видимо, оно указывало на цвет волос предка. Согласно иной версии, в основе прозвища лежит слово «бурма» - «самый низкий сорт табака». Так же фамилия происходит от слова «бурметь» - «грубая бумажная ткань». Таким образом, фамилия Бурматов может указывать как на внешние особенности, так и на род занятий предка. Бурмат, со временем получил фамилию Бурматов.

Фамилия Кочетков образована от прозвища «Кочеток». Вообще «кочет» – это петух во многих диалектах, но нужно отметить, что кочетком также называлась уключина казачьей лодки на Волге (деревянный шток с прорезью, куда вставляется веревка от весла). Таким образом, фамилия Кочетков может происходить от названия животных, так и на название строений, орудий труда предка. Бурмат, со временем получил фамилию Бурматов.

Фамилия Темник имеет несколько значений. 1. В старину так назывался большой военачальник, глава тьмы - десятитысячного войска (отсюда же 'тьма народу'). 2. В говорах темник - печальный, задумчивый; найденыш, подкидыш. А может быть и слепой.

Кроме того, темным на Руси называли все плохое, страшное и неизведанное. Поэтому прозвище Темник могло также выполнять «охранительную» функцию и использоваться в качестве оберега. Не исключено, что основой для прозвища послужило слово «темник» - «военачальник в монголо-татарском войске, командовавший «туменом». В таком случае прозвище Темник содержало указание на род занятий предка, со временем получил фамилию Темник.

Таким образом, соотношение этих групп показывает, что среди фамилий учащихся класса, больше всего фамилий, образованных от имен и отчеств (заимствованных или исконно русских) - 9 учащихся. В остальных группах имеется по 2 фамилии. Самой малочисленной группой является группа фамилий, образованных от особенностей характера человека, поведения или внешности (1 учащийся).

Результаты нашей работы можно представить в виде диаграммы. (Диаграмма 2. Приложение 4)

После проведенной работы мы представили результаты исследования одноклассникам.

Был проведён повторный опрос среди учащихся класса. Им задавался вопрос: «Совпали ли знания о вашей фамилии с информацией, представленной после исследования?»

Результаты опроса мы представили в виде диаграммы. (Диаграмма 3. Приложение 5).

Таким образом, мы выяснили, что среди учащихся класса только два верно определили значение своей фамилии, три учащихся представили ошибочное значение, и подавляющее большинство (четырнадцать) впервые узнали происхождение своей фамилии.

Проведенная работа по исследованию способов образования фамилий показала, что большинство из них произошли от имен. А так как мы живем в Оренбургской области (а она является приграничной), на территории, которой проживают люди разных национальностей, то среди фамилий учащихся класса выделяется группа фамилий, образованных от заимствованных имен и от прозвищ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение фамилии ценно для науки. Оно позволяет полнее представить исторические события последних столетий, равно как и историю науки, литературы, искусства. Фамилии — своего рода живая история. Ошибочно думать, будто это относится только к фамилиям выдающихся людей — история трудовых семей ничуть не менее интересна.

Мне бы очень хотелось и в следующем учебном году работать над историей фамилий учеников школы, вовлечь в эту работу одноклассников, возможно, построить генеалогическое древо моей семьи, чтобы проследить, какие ещё фамилии были у нас в роду.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Бондалетов В. Д. Русская ономастика / В.Д. Бондалетов – М.: Просвещение, 1983. – 120с.

2. Ведина Т. Ф. Словарь фамилий / Т.Ф. Ведина. – М., ООО «Фирма Издательство АСТ», 1999. – 544 с.

3. Ганжина И. М. Словарь современных русских фамилий / И.М. Ганжина — М.: Астрель, АСТ, 2001. — 672 с.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах / В.И. Даль – 2000.

5. Никонов В. А. Словарь русских фамилий / Сост. Е. Л. Крушельницкий; предисл. Р. Ш. Джарылгасиновой. — М.: Школа-Пресс, 1993. — 224 с.

6.Унбегаун Б. О. Русские фамилии / Б.И. Унбегаун - М.: Прогресс, 1989. – 443с.

7. Федосюк Ю. А. Русские фамилии: Популярный этимологический словарь / Ю.А. Федосюк  — 5-е изд. — М.: Флинта, Наука, 2004. — 240 с.

8. http://arc.familyspace.ru/

9. http://www.ufolog.ru/names/

10.http://familii.online.ua/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1



Этапы исследования



Вид работы

Сроки

1.

Выбор темы

Май 2012 г.

2.

Изучение литературы по проблеме исследования

Сентябрь 2012 г.

3.

Опрос одноклассников

Октябрь 2012 г.

4.

Анализ фамилий на предмет их происхождения

Ноябрь 2012г.

5.

Классификация исследуемых фамилий  по определённым   значениям.

Декабрь 2012 г.

6.

Рассказ о версиях происхождения фамилий одноклассникам с помощью соответствующей литературы.

Январь 2013 г.

Приложение 2



Список исследуемых фамилий

  1. Авдеева Дарья

  2. Антыгин Андрей

  3. Будникова Анастасия

  4. Бурматов Данила

  5. Городилов Сергей

  6. Давлетбакова Нелли

  7. Емельянов Данил

  8. Кочетков Илья

  9. Краснопёрова Анастасия

  10. Крылов Олег

  11. Кулиева Алсу

  12. Логачёва Валерия

  13. Мухутдинова Диана

  14. Савченко Ульяна

  15. Султангалина Радмила

  16. Темник Екатерина

  17. Титов Максим

  18. Филинов Владимир

  19. Хомякова Анастасия

Приложение 3
Диаграмма 1: «Результаты опроса учащихся класса»

Рис. 1.


Приложение 4

Диаграмма 2: «Группы фамилий по способу образования»

Рис. 2.
Приложение 5


Диаграмма 3: «Результаты опроса после проведённого исследования»

Рис. 3.


                        


Смотрите также:
Работу выполнила
123.12kb.
1 стр.
Выполнила
144.14kb.
1 стр.
Исследовательская работа) Выполнила
159.87kb.
1 стр.
Выполнила Джендубаева С. А. Руководитель Свиридова Е. А
63.67kb.
1 стр.
Реферат выполнила Суслова А. И
103.05kb.
1 стр.
Проект мы вместе! Выполнила
351.78kb.
1 стр.
Викторина по балладе М. Ю. Лермонтова
7.5kb.
1 стр.
Выполнила : Шорина Ксения 406(412) группа
202.87kb.
1 стр.
Формирование интереса дошкольников к русскому народному фольклору
89.33kb.
1 стр.
Выполнила студентка 1-го курса
143.56kb.
1 стр.
Выполнила
392.49kb.
3 стр.
Реферат Выполнила студентка 251 гр. Авраменко А. А. Хабаровск 2000 г
115.94kb.
1 стр.