Главная
страница 1
Разработка урока Макерова М.А. учитель истории

Тема урока: ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ ( 5 класс)
Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели и задачи урока: повторить и закрепить в памяти учащихся основные факты, имена, понятия изученного материала; развивать умение анализировать и обобщать данные; развивать навыки самостоятельной работы, умение работать с картой; способствовать развитию у школьников интереса к знаниям.

Эпиграф к уроку «Благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ; невежда же – самое дикое создание из всех, существующих на Земле».


Платон.
Ход урока.
1.Организационный момент. (Задача для учащихся: повторить историю Древней Греции.).

« Ребята, мы с вами изучили историю Древней Греции. Узнали очень многое об этой замечательной стране. Древнюю Грецию называют колыбелью цивилизации, неисчерпаемым источником красоты, родиной демократии, чудом. Многие достижения греков оказали огромное влияние на последующее развитие человечества. О Древней Греции можно говорить часами.


И сегодня вы проверите уровень своих знаний, которые вы получили на уроках по теме «Древняя Греция». Сделаем это в виде агона (соревнования) двух команд:
«Афиняне» архонт Саша и «Спартанцы» архонт Алеша
Архонт следит за активностью игроков, руководит обсуждением вопроса, делает выбор, кому отвечать от имени команды.

Деятельность команд будет оценивать ареопаг в составе 3 учащихся:.

Ареопаг приветствует на греческом языке команды: Хайрете,пайдес! Калой кай агатой! (Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!)
Ареопаг: Объявляем правила игры!
1. Правильный полный ответ оценивается – 1 балл
Ответ с неточностями – 0,5 балла
Дополнение команд -0,5 балла
2. За подсказку или недисциплинированность с команды снимается 1 балл.
3. За 1 место участникам агона ставится отметка «5», за 2 место - отметка «4». Первый тур.
Географический.
1. Покажите на карте и скажите, где расположена Древняя Греция (на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, самый крупный из которых остров Крит)
2. Назовите и покажите на карте три части Греции. (Северная, Средняя, Южная)
3. Покажите на карте и скажите, где был расположен греческий полис Афины. (В Средней Греции на полуострове Аттика)
4. Покажите на карте и скажите, где был расположен греческий полис Спарта. ((В Южной Греции на полуострове Лаконика)
5. Покажите на карте Средиземное море и скажите, как называли его древние греки (Наше)
6. Покажите на карте Чёрное море и скажите, как называли его древние греки (Негостеприимное)
7. Покажите на карте самую высокую гору в Греции и скажите кто по верованиям греков там жил? (гора Олимп, там жили боги)
8. Покажите на карте и скажите, где были расположены греческие колонии. (По берегам Средиземного и Чёрного морей)

ИТОГИ 1 ТУРА

Второй тур.
Исторические события
1. Когда прошли первые Олимпийские игры (776 г. до н.э.)
2. Когда проведены были реформы Солона? (594 г. до н.э.)
3. Когда произошла Марафонская битва? (490 г.до н.э.)
4. Когда произошло Саламинское сражение? (480 г. до н.э.)

ИТОГИ 2 ТУРА

Третий тур.
Религия древних греков.
1. Самый главный бог Греции, бог грома и молнии? (Зевс)
2. Бог – царь подземного царства мёртвых? (Аид)
3. Бог моря? (Посейдон)
4. Старшая из богинь, жена Зевса (Гера)
5. Богиня красоты и любви? (Афродита)
6. Бог, вестник богов и торговли? (Гермес)
7. Бог покровитель виноградарей и виноделов? (Дионис)
8. Бог покровитель кузнечного дела? ( Гефест)
9. Богиня войны (Афина)
10. Бог времени (Крон)
11. Бог мрачного, тяжелого сна (Гипнос)
12. Богини судьбы (Мойры)
13. Напиток богов, дающий бессмертие и вечную юность (нектар)

ИТОГИ 3 ТУРА

Четвёртый тур.
Знаешь ли ты термины.(Дай определение понятиям)
1. Народное собрание (высший орган власти в Афинах)
2. Аристократы (богатые и знатные люди в Афинах)
3. Архонты (девять правителей Афин)
4. Ареопаг (совет старейшин в Афинах)
5. Реформа (преобразование)
6. Илоты (рабы Спарты)
7. Демос (простой народ)
8. Граждане (свободные жители Афин)
9. Полис (город-государство)
10. Агора (главная площадь Афин)
11. Демократия (народная власть)
12. Политика (искусство управления государством)
13. Пошлина (плата иностранцами деньгами или товаром за право торговли в Афинах)
14. Педагог (раб, сопровождающий ребёнка в школу)
15. Стиль (железная или костяная палочка, которой писали в школах Афин)
16. Клио (муза истории, которую особенно чтили афиняне)
17. Комедия (весёлое представление)
18. Трагедия (грустное представление)

ИТОГИ 4 ТУРА

В этом списке много слов, пришедших к нам из греческого языка. А ещё такие слова как керамика, театр, лицей, оратор, колония, музей, ипподром… многие наши имена: Зоя – жизнь, Зинаида – рождённая Зевсом, Екатерина - чистая, непорочная, Александр - победитель и другие заимствованы у греков. Также мы употребляем из греческих мифов крылатые выражения, считая их своими, русскими. Давайте сейчас их вспомним и выясним, что они означают.

Пятый тур


«Крылатые выражения».
Древнегреческая история, мифы, поэмы Гомера обогатили языки многих народов прекрасными образными выражениями.
Объясните, что означает это крылатое выражение.
1. «Яблоко раздора» (причина спора или ссоры)
2. «Ахиллесова пята» (слабое, уязвимое место)
3. «Троянский конь» (дар, который приносит несчастье).
4. «Кануть в лету» (исчезнуть навсегда).

Яблоко раздора- богини Гера, Афродита и Афина поссорились из-за яблока, которое принесла богиня ссор и раздора Ирида на праздник. На яблоке было написано «прекраснейшей». Каждая из богинь считала, что яблоко предназначено именно ей…


Ахиллесова пята – Ахиллес убил в ходе троянской войны Гектора и его младший брат Парис, отомстил ему. Он направил стрелу в пятку Ахиллеса и убил его…
Троянский конь – греки не могли захватить Трою в течение 10 лет, и тогда они пошли на хитрость. Они оставили возле Трои деревянного коня, куда забралась часть греческих воинов, а остальные отплыли. Троянцы втащили этого коня в Трою. Отпраздновали победу. А ночью на них напали греки и захватили Трою…
Кануть в лету – В царстве мёртвых течёт мрачная река Лета, через которую провозит души умерших старый Харон. Там правит Аид. Там вечный мрак, из этого царства мёртвых нет возврата назад никогда и никому…

ИТОГИ 5 ТУРА

Шестой тур.
Мифы, легенды, законы, литературные произведения…
Древнегреческая история нашла своё отражение в мифах, легендах, литературных произведениях. Кто мог бы сказать о себе такие слова? По какому поводу они могли быть сказаны? О чём в них идёт речь?
1. «Приятно, что и говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло!» (Тесей. По поводу гибели своего отца…)
2. «Увы, память моя ослабела. Теперь, по прошествии стольких лет, я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нём и не нашё бы выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! Сколько ложных ходов и тупиков!» (Дедал. О лабиринте…)
3. «Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце моё разрывается от того, что я не могу жить одновременно с ними обоими!» (Персефона. О Деметре и Аиде. Смена времён года…)
4. «Хорош бы я был, если бы выслушал твои жалобы. Надо выдрать тебя за то, что тебя поймали. Это позор не только тебе, но и мне. Сколько раз тебе повторять: воруй, но не попадайся!» (В Спарте так отец воспитывал сына)
5. «Если ты не видел наш город, то ты – мул, а если видел и не восхищался, то ты осёл» (Афиняне…)
6. Греки пили вино, разбавляя водой. Пьянство осуждали. Для кого из действующих лиц Гомера вино имело роковое и необратимое последствие? (Циклопа. Женихов Пенелопы. Троянцев).
7. Когда кто-то спросил, почему греки так мало пьют вина, спартанский царь ответил: «Чтобы не другие за нас думали, а мы за них».
8. Из законов Солона «Сын не обязан содержать старого отца, если отец не позаботился в своё время о том, чтобы сын научился какому-либо ремеслу». Справедлив ли на ваш взгляд такой закон?
9. «Когда я похитил у Зевса для смертных божественный огонь, научил их ремёслам, дал им знания, счастливее стала жизнь на Земле. И пусть я сейчас страдаю от страшных мучений, но я не жалею о том, что сделал».» (Прометей. Зевс приказал приковать его к скале…)
10.«Почитать надо женщину, которая не умеет ткать, стирать и особенно готовить» В каком полисе Древней Греции было это правило? (в Спарте)

ИТОГИ 6 ТУРА

Седьмой тур.
Найди ошибки в тексте.
1. «Благодаря хорошим почвам, жители Аттики выращивали много хлеба. А вот вина и оливкового масла в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран».
(Плохие почвы. Хлеба выращивали мало. Вина и оливкового масла получали много и даже вывозили в другие страны)
2. Салон распорядился отпустить на волю всех рабов. Отныне рабов в Афинах не стало.
(Салон распорядился отпустить на волю только греков по национальности. В Греции рабами могли быть теперь только иностранцы.)
3. Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались её крепостными стенами, большим театром, прекрасными статуями».
(Спарта некрасивый город. Не было крепостных стен, театра, статуй)
4. Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили все остальных греков».
(Спартанские юноши были безграмотны. Главное внимание в школе уделяли физическому воспитанию)

ИТОГИ 7 ТУРА

ОБЩИЙ ИТОГ

Команда «Спартанцы»-


Команда «Афиняне» -
Самый лучший результат у--------------------- и он(а) получат приз-сюрприз.
Заключительное слово учителя об итогах урока.
Выставление оценок.

Спасибо за урок.


Смотрите также:
Разработка урока Макерова М. А. учитель истории Тема урока: древняя греция ( 5 класс) Тип урока: повторительно-обобщающий
58.44kb.
1 стр.
План-конспект урока «Окружающий мир» 4 класс Тема урока: Древняя Греция Тип урока: урок усвоения новых знаний
101.26kb.
1 стр.
Урок истории -8 класс. Учитель истории: Рамазанова Зоя Юрьевна. Тема урока: «Отечественная война 1812 года». Повторительно-обобщающий урок. Форма урока : урок-соревнование
92.63kb.
1 стр.
Лазарева Юлия Сергеевна учитель истории и обществознания Брейн-ринг «Листая страницы истории». Тип урока: повторительно-обобщающий урок
83.09kb.
1 стр.
№ n\n №урока Тема урока Тип урока Форма проведения Оборудование урока Дата Практические работы 10
440.64kb.
2 стр.
Урок Православной культуры в 9 классе. Учитель Давыдова Т. И. Чернянка 2006г. Давыдова Татьяна Ивановна Тема урока: «Внутреннее устройство православного храма». 9 класс. Тип урока: комбинированный. Цели урока: Образовательная
50.78kb.
1 стр.
1. План-конспект урока по информатике Тема урока: «Поисковые информационные системы» Тип урока: «Комбинированный урок»
228.37kb.
1 стр.
Тема «Методическая разработка итогового урока по истории: СССР в 1953-1964 гг.» (Урок в 11-м классе). Проект урока Тема урока: Контрольно обобщающий урок по теме «ссср в 1953-1964 гг.»
144.54kb.
1 стр.
№ Урока Дата проведения Тема раздела, урока Тип обучения Педагогическая технология Тип урока Объект и форма контроля
205.42kb.
1 стр.
Урок по истории России 7 класс Тема урока: Провела учитель истории Семёновской основной школы Борисова Н. Я
200.84kb.
1 стр.
Разработка урока музыки 4 класс 2011 год Тема урока: «Роль музыки в баснях» Тип урока: Формирование новых знаний, изучение нового материала
115.76kb.
1 стр.
Место проведения урока: моу «сош №42» г. Улан-Удэ Класс: 7 «а» Предмет: русский язык план-конспект урока тема: Текст. Тип урока : развитие речи
58.33kb.
1 стр.