Главная
страница 1

Информационно-методический центр

Кукморского муниципального района

Республики Татарстан



Программа кружковой работы

по географическому краеведению

« Марийский край Кнавел»

2007 год.


Печатается по рекомендации методического Совета информационно-методического центра Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Автор: С.Н. Ямбулатова, учитель географии,

I квалификационной категории МОУ СОШ

с. Починок Кучук Кукморского

муниципального района РТ.
Рецензенты: Р.М. Мансуров, заслуженный учитель РФ, кандидат

педагогических наук, начальник отдела образования

исполнительного комитета Кукморского

муниципального района РТ.


Р.И. Мансурова, учитель географии МОУ СОШ № 2

пгт. Кукмор высшей квалификационной категории.


А.И. Хасанов, методист ИМЦ Кукморского

муниципального района РТ.


Программа курса по выбору «Марийский край Кнавел» предназначена для учащихся 8, 9 классов и может быть использована при изучении национально- регионального компонента географии во внеурочное время. Она предусматривает изучение материала о родном крае, позволит усилить интерес к своей малой родине.
Программа рассчитана на два года обучения и состоит из двух разделов:

1 «Природа Кнавел» 1-го года занятий;

2. «Население и культура марийского народа», 2-ого года занятий;

Пояснительная записка.

Предлагаемая программа имеет краеведческое направление, представленное физико-географическим аспектом, изучение проблемы своего края требует знаний о географическом положении территории, условиях формирования рельефа, климата, почв, гидрографической сети, произрастания определённых растений и разнообразии животного мира с типичными характерными признаками к окружающей природе, культурно- историческим прошлым, населением, хозяйственной средой края.

Кнавел относится к числу староосвоенных, и это обстоятельство определяет многие особенности культуры её населения. Это край марийской культуры и место формирования марийской диаспоры в Кукморском районе Республики Татарстан.

Структура материальной культуры марийцев довольно сложная. К её объектам относят, прежде всего, духовную культуру: науку, религию, искусство, трудовые навыки населения, нормы поведения, а также культуру жизнеобеспечения: постройки, жилища, одежду, предметы быта, транспорт, пищу.

Учитывая, что география изучает свои объекты во времени и пространстве, то основанием оценки может быть сравнение этапов развития (было-стало), изменение состояния природной среды, ускорение или замедление темпов экономического развития, сохранение традиций прошлого или их утрата. Природные и хозяйственные системы постоянно развиваются, поэтому один из оценочных критериев - выявление тенденций развития.

Усвоение, осмысление и оценка основного содержания курса связаны с усвоением, осмыслением и оценкой содержания географических знаний и умений и решением проблем на региональном и повседневном уровне.

В школьном курсе физической географии вопросам краеведения уделяется незначительное место, а интерес к ним у учащихся имеется, кроме того, велика его значимость в формировании патриотов своего края, умеющих ценить природу и беречь её.

Поэтапное обучение по спирали разделов программы «Марийский край Кнавел» позволяет сформировать у учащихся целостное представление о природе и культуре своего края. Программа позволяет применить комплексный подход к выработке практических умений учащихся через разнообразную деятельность (коммуникативную, учебную, трудовую) входил в мир краеведческой культуры, которая предполагает не только усвоение понятийного аппарата и соответствующего содержания курса умений, но и требует от учащегося соответствующего поведения по сохранению творческого подхода к позитивному использованию и преобразованию своего края.

Методы обучения разнообразны: практические исследования, решение проблем, создание проектов, сбор информации у местных старожилов, творческие отчёты и др. Разнообразие методов связано с необходимостью обсуждения нового объёма информации, а также с повышением через них активности учащихся.

Программа предусматривает творчество и широкий простор для инициативы в рамках изучения большинства разделов курсов, особенно 2 и 3 года обучения. Важным элементом в программе является большое количество практических и творческих заданий, применение компьютерных программ и презентаций.

Гуманизация и гуманитаризация курса программы «Марийский край Кнавел» являются его особенностями. В программе закладываются основы понимания учащимися взаимосвязи природы и общества, бережного отношение к природе и культуре своего края.

Данный курс способствует осознанному выбору профиля обучения в старшей школе



Целью программы выступает формирование у учащихся основы краеведческой культуры, гуманного и ответственного отношения к природе и культуре своего края.

Задачи курса:

Дидактические:

- Создание целостного географического образа своего края, познание его своеобразия и неповторимости:

1) научить определять особенности географического положения рельефа и полезных ископаемых своего края;

2) научить выяснять влияние географического положения на характерные черты климата, внутренних вод, растительного и животного мира;

3) научить выявлять взаимодействие «природа-природа», «человек-природа».
- Углубленное изучение путей развития материальной и духовной культуры народов мари, как в прошлом, так и в настоящее время.
- Выявление происхождений основных географических названий

Развивающие:

- Развитие патриотических качеств личности, формирование любви к родному краю, своей малой Родине.


Воспитательные:

- Формирование бережного отношения к памятникам культуры своего края, культовым памятникам.


Ожидаемый результат после обучения учащихся по программе «Марийский край Кнавел»

Общие требования к образованности учащихся

Выпускник курсов отвечает следующим требованиям:

- имеет четкую ценностную ориентацию на мировоззрение природы края и культуры своего народа;

- умеет прогнозировать последствия антропогенных воздействий на природу и культуру, планировать мероприятия по принципу природопользования и возрождения культуры своего народа;

- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и общества, владеет ими на уровне, необходимом для решения геоэкологических и социальных задач.

- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно оформить результаты;

- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации.
Учащиеся должны знать:

1. Особенности географического положения и природы Кнавел.

2. Особенности природы (геологическое строение, рельеф, климат, воды, почвы).

3. Наиболее популярные представители растительного и животного мира.

4. Особенности расселения населения и характерные черты его хозяйственной деятельности.

5. Культуру народов мари, как в прошлом, так и в настоящее время.



Учащиеся должны уметь:

1. Определять географическое положение своего края.

2. Пользоваться приборами для изучения климата и гидрографии своей местности.

3. Работать с физической картой и тематическими картами Кнавел, Кукморского района и Республики Татарстан .

4. Оценивать позитивное и негативное влияние человека на окружающую природу и культуру

5. Выполнять алгоритмические предписания по характеристике объектов и способов деятельности.

6. Правильно определять по внешнему виду наиболее типичных представителей растительного и животного мира своего края.

7. Работать со статистическими, справочными материалами и оперировать извлеченными из них фактами.



Формы подведения итогов реализации программы «Марийский край Кнавел»:

  1. тестирование учащихся по материалам программы курса;

  2. подготовка учащимися научно-исследовательских работ и выступление с ними на районной научно – исследовательской конференции школьников «Мое Я в Большой науке»;

  3. защита учащимися творческих и научно –исследовательских работ на межрегиональном и республиканском конференциях по номинации «Физическая география», «Экономическая география», «Краеведение», «Культура народов».



Учебно-тематический план I года занятий


№№

п/п


Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Природа Кнавел

35

15

20

1.

Введение

1

1

-

2.

Геология

4

2

2

3.

Рельеф

4

2

2

4.

Климат

7

3

4

5.

Почвы

3

1

2

6.

Воды

4

2

2

7.

Растения

3

1

2

8.

Животный мир.

3

2

1

9.

Взаимосвязи компонентов природы

5

2

3

10.

Заключительное занятие

1

1

-



Содержание курса.
I. Природа Кнавел. (35 часов)

1.Введение. Географическое положение Кнавел. Оврагопораженность – одна из главных проблем природы Кнавел. Методика исследования проблемы.

Практическая работа. Определение крайних точек, географических координат территории.

2.Геология: стратиграфия и литология. Допермские отложения кристаллического фундамента. Пермские отложения, их классификация и месторасположение. Четвертичные отложения на территории по долинам водотоков, на склонах речных долин и балок, выложенных водоразделах.

Тектоника.



Практическая работа. Распознавание горных пород и минералов

3.Рельеф. Общий обзор рельефа территории. Разнообразие рельефа: речные долины, овражно-балочная сеть, водораздельное плато.

Практическая работа. Навыки работы с географическими картами:

Построение профиля водораздела между реками Кна и Синерь, описание ближайших обнажений.



4.Климат. Факторы, определяющие особенности климата территории. Циркуляция воздушных масс и связанные с ним типы погод. Агроклиматические ресурсы территории Кнавел.

Практическая работа. Расчет средних температур суток, месяца, года. Составление графика хода среднесуточной и среднемесячной температур. Построение графика атмосферного давления. Построение и анализ диаграмм количества осадков. Построение розы ветров.

5.Почвы. Почвообразующие процессы. Карта почв территории Кнавел. Морфологическое строение светло-серых лесных слабосмытых почв. Антропогенный фактор почвообразования.

Практическая работа. Размещение типов почв на территории Кнавел, описание почвенного разреза по плану, составление коллекции почв.

6.Воды. Общая характеристика вод. Озера и искусственные водоемы: их происхождение, особенности режима и состава вод. Характер залегания подземных вод и свойства подземных вод в зависимости от рельефа, горных пород.

Практическая работа Гидрологическое и гидрохимическое исследование вод реки Кна.

7.Растения. Растительность территории и их ресурсы. Степень изменения их человеком; пути рационального использования и охраны.

Практическая работа. Определение по литературным источникам и наблюдениям в природе растительных ресурсов территории Кнавел, степени изменения их человеком. Составление альбома растений Кнавел.

8. Животный мир. Разнообразие видового состава. Изменение животного мира в результате хозяйственной деятельности.

Практическая работа. Изучение видового состава животного мира территории и составление альбома.

9. Взаимосвязи компонентов природы. Определение природного комплекса. Природные и антропогенные компоненты природного комплекса. Влияние рельефа, климата, микроположения, почв. Взаимное влияние компонентов природного комплекса друг на друга. Влияние хозяйственной деятельности человека на компоненты природы.

Практическая работа. Составление плана местности природных компонентов Кнавел с помощью глазомерной съемки. Описание природных компонентов по плану.

10. Заключительное занятие. Подведение итогов работы курса за год в целом и каждого учащегося в отдельности. Проведение срезов знаний в игровой форме.

Литература для учителя

Войтович Е.Д., Гатиятуллин И.С. Тектоника Татарстана, Казань Изд. КГУ,1998


Геология Татарской АССР и сопредельных территорий в пределах 109 листа /Под редакцией Чердынцева В.А., Тихвинской Е.И./, Москва, ГОНТИ, 1939
Географическая характеристика административных районов ТАССР. / Под редакцией Батыева С.Г., Ступишина А.В. /, Казань, Изд. КГУ, 1972
Овражная эрозия востока Русской равнины. / Под редакцией Дедкова А.П./,Казань, Изд. КГУ, 1990
Почвы Татарии ./ Под редакцией профессора Винокурова М.А./,

Казань, Изд. КГУ, 1962


Сементовский В.И., Батыр В.В., СтупишинА.В. Рельеф Татарстана. Казань, Таткнигоиздат, 1951
Система земледелия и землеустройства колхоза «Дружба» Кукморского района Татарской АССР, Казань, Татарский филиал института Волгогипрозем, 1986
Ступишин А.В., Дуглов В.Н., Лаптева И.Н. Географический анализ овражно –балочных систем в пределах Татарской АССР, Казань, Изд. КГУ, 1990

Литература для учащихся

Бутаков Г.П. География Татарстана, Казань, Изд. КГУ, 1990


Мухаметов Р.М. География Кукморского района, Казань, Изд. КГУ, 1995
Тайсин А.С. География Татарской АССР, Казань, Таткнигоиздат, 1990
Физико-географическая характеристика Кнавел. / Исследовательская работа, представленная учащимися на районную I итоговую научно – практическую конференцию школьников «Моё Я в Большой науке» (лауреат), 2005 год; республиканский конкурс «Моя малая Родина» (Диплом II степени), 2002 год
Геологическая карта Республики Татарстан М 1: 200000, 1996
Карта Республики Татарстан М 1: 200000, 1996
Карта густоты овражной сети востока Русской равнины. 1: 1000000, Казань, Кафедра физической географии и геоэкологии, КГУ,1996

Учебно-тематический план II года занятий


II

Население Кнавел

35

16

18

1

Историческая география

18

11

7

1.1

Заселение территории

4

2

2

1.2

Языковый и религиозный состав.

3

1

2

1.3

Аспекты марийской деревни, жилища, предметов быта.

3

1

2

1.4

Костюм марийцев Кнавел

3

3

-

1.5

Духовная культура

2

2




1.6

Топонимика

3

2

1

2

Демографическая ситуация

17

6

11

2.1

Численность населения по деревням (полововозрастная диаграмма)

6

2

4

2.2

Динамика населения

2

1

1

2.3

Миграции населения.

2

1

1

2.4

Социальный уровень развития населения

2

1

1

2.5

Доля занятых в различных сферах деятельности

2

1

1

2.6

Демографический анализ за 1991-2006 г. г., прогноз численности населения Кнавел к концу 2010 года.

3

-

3



Содержание курса.
II. Население Кнавел. (35 часов)

1.Историческая география.

1.1 Заселение территории. Откуда пришли марийцы Кнавел? Как формировались народы, и осваивалась территория. Языковый и религиозный состав территории.

Практическая работа. Работа с архивными материалами, со статистическими материалами и обобщение данных в виде диаграмм.

1.2 Языковый и религиозный состав. Языковые семьи и группы, народы Кнавел. Разнообразие религий и толерантность народов Кнавел.

1.3Аспекты марийской деревни, жилища, предметов быта.

Практическая работа. Работа в школьном музее: по литературным источникам изучить аспекты марийской деревни, интерьер жилища, предметов быта в старину.
1.4 Костюм марийцев Кнавел. Разновидность, особенности покроя.
1.5 Духовная культура. Духовность и вера марийцев Кнавел. Традиции и обычаи, религиозные обряды. Священные рощи.

1.6 Топонимика. Происхождение названий географических объектов территории Кнавел.

Практическая работа. Экскурсии к старожилам с целью сбора информации о топонимике Кнавел.
2.Демографическая ситуация.
2.1 Общая численность населения. Численность населения по деревням. Полововозрастная диаграмма.

Практическая работа. Перепись населения и составление полововозрастной диаграммы.
2.2 Динамика населения Кнавел. Население Кнавел в Х IХ в. и в период с 1987 по 2006 годы.
Практическая работа. Построение графика динамики населения Кнавел за 1987-2005 годы.
2.3 Миграции населения. Внешние и внутренние миграции на территории.
Практическая работа. Составление сальдо миграций. Нанесение на карту стрелками потоки наибольших миграций.

2.4 Социальный уровень развития населения. Средние доходы по отраслям хозяйства, степень автомобилизации, телефонизации и компьютеризации.

Практическая работа. Сбор данных о социальном уровне населения и обобщение данных в виде диаграмм.
2.5 Доля занятых в различных сферах деятельности.
Практическая работа. По обобщенным данным составить диаграмму занятого населения в различных сферах деятельности.

2.6 Практическая работа. Демографический анализ за 1987-2006 гг, прогноз численности населения Кнавел к 2010 году.

Литература для учителя
Белицер В.Н. Крестьянская одежда населения Европейской России (XIX – нач.XX в.); Народы Среднего Поволжья и Приуралья. – М.: Издательство «Советская Россия», 1971
Геродорт Фридрих Миллер. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков; Санкт – Петербург,1791
Калашникова Н.М.Одежда народов СССР. – М.: «Планета»,1990
Поездка к древней Черемисской святыне, известной со времен Олеария, Москва, 1905
Чагин Г.Н.Народы и культуры Урала в XIX – XX в.в. – Екатеринбург: «Сократ»,2002
Литература для учащихся
Быль о Чумбылате – Йошкар Ола, редакция газеты «Марий Эл», 2002
По речке Синерь /исторические ссылки по возникновению деревень/
Меджитова Э. Марийское народное искусство – Йошкар Ола: Марийское книжное издательство, 1985. – 269 с.: ил.
Молотова Т.Л. Марийский народный костюм. – Йошкар Ола: Марийское книжное издательство, 1992. – 112 с.: ил.
Соловьева Г.И. Костюмы для художественной самодеятельности.

– Йошкар Ола: Марийское книжное издательство, 1990. – 72 с.:



«История поселения Кнавел». / Исследовательская работа, представленная учащимся на районную научно – практическую конференцию школьников «Моё Я в Большой науке» (лауреат), 2004 год /.
«Марийский национальный костюм как художественное наследие марийского народа». / Исследовательская работа, представленная учащимися на межрегиональную научно – практическую конференцию школьников «Моё Я в Большой науке» (II место), 2007 год /.




Смотрите также:
Программа кружковой работы по географическому краеведению «Марийский край Кнавел»
164.67kb.
1 стр.
Программа краеведческой направленности «Край марийский»
139.81kb.
1 стр.
Программа работы детской библиотеки по краеведению
150.41kb.
1 стр.
Классный час «Мой край марийский»
96.23kb.
1 стр.
Мероприятие, посвященное Марийской государственности. «Люблю тебя, мой край марийский»
55.02kb.
1 стр.
Организация внеурочной деятельности младших школьников по литературному краеведению в контексте требований фгос
95.72kb.
1 стр.
«Разнообразие форм книжной выставочной работы в пропаганде литературы по краеведению»
65.66kb.
1 стр.
Педагогов – 48. Образование: с высшим -27; с ср/спец -27
221.74kb.
1 стр.
Рабочая программа факультатива
145.8kb.
1 стр.
г. Похвистнево
916.49kb.
5 стр.
Методические рекомендации для написания научно-исследовательской работы по историческому краеведению
266.28kb.
1 стр.
От кружковой работы до творческих объединений
60.52kb.
1 стр.