Главная
страница 1





Реставрация
и некоторые принципы содержания храма


на примере организации реставрационных работ

Доклад на Собрании духовенства Павлово-Посадского церковного округа Московской епархии 5 февраля 2009 года.
Церковная реставрация храма (храмового комплекса) является процессом воссоздания авторского замысла в современности. Для нас с вами это означает что, приступая к реставрации храма или храмового комплекса, мы должны максимально точно представлять себе всю историю архитектурного развития реставрируемого храма. Такое представление может сложиться на основании серьезного историко-архивного исследования, проведенного компетентным лицом или организацией.

В качестве примера необходимости такого исследования можно привести проект реставрации Богородицерождественского храма Можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря. В прошедшем году в Консультативно-экспертный совет при епархиальном отделе по реставрации и строительству Московской епархии был представлен масштабный проект реставрации этого храма, предусматривающий воссоздание древнего храма (1408-1420), но большего по площади, и соединение его гульбищем с храмом Рождества Богородицы (1547). Проект был выполнен на очень хорошем уровне. Но после продолжительного обсуждения совет принял решение рекомендовать правящему архиерею отклонить этот проект, так как он не учитывал тот первоначальный авторский замысел, который был воплощен при строительстве этого уникального памятника ХVI века и был выявлен при проведении научной реставрации в 60-ые годы ХХ века.



Существует отличие церковной реставрации от исторической. Признавая безусловную ценность научной реставрации, тем не менее, необходимо отметить существующий внутренний конфликт церковного подхода и музейной системы охраны памятников. Самым ярким примером такого рода непростых взаимоотношений является так называемое «совместное использование» уникальных храмов Московского Кремля. Перед каждым богослужением, совершаемым в этих храмах, происходит освящение алтаря, так как в обычные дни алтари используются музейными работниками как служебные кабинеты. При служении литургии Преждеосвященных Даров, Святые Дары освящаются в Елоховском соборе и доставляются в эти храмы перед совершением литургии. После же совершения богослужений, едва патриарх покидает храм, по всему храму мгновенно возникают музейные таблички и ограждения, а в алтари входят музейщицы со своими вещами.

Принципами церковной реставрации является преемственность, каноничность и традиционность архитектурного облика и функциональности храма. Благочинность и удобство совершения богослужений для нас имеют большее значение, чем для музейных работников. Однако не прибегать к их профессиональным знаниям будет слишком самонадеянным. Вопиющим примером такой самонадеянности служит грубый, утилитарный подход настоятеля к реставрации церкви Входа Господня в Иерусалим, расположенной под всемирно известной звонницей Ростовского Кремля. По распоряжению настоятеля, вопреки нормам государственного законодательства и церковной традиции, в церкви, являющейся памятником культуры Федерального значения XVII века, были пробиты пять, никогда не существовавших, дверных проемов, растесан дверной проем входа в церковь, пробиты ниши под окнами для радиаторов отопления, стесаны, в нижней части, утолщения стен. После проведения этих работ церковь навсегда утратила свой изначальный интерьер. Более того, утрачена несущая способность здания. Над церковью находится знаменитая звонница, вес только колоколов, которой более 60 тонн. За самоуправство, приведшее к причинению ущерба, памятнику истории и культуры всероссийского значения возбуждено уголовное дело по статье 243, часть 2 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Восстановление и благоукрашение храма мы должны рассматривать как форму христианской проповеди, способ воспитания прихожан в Духе Заповедей Божиих, возможность привития любви к храму, воспитание православного вкуса и такта. И напротив, обезображенный безвкусной реставрацией или росписью храм может стать и часто становится препятствием в обретении Богооткровенной, а не народной веры для еще чувствующих фальшь людей.

Проведение реставрации храма (храмового комплекса)

имеет следующие этапы:

    1. Историко-архивное исследование с рекомендациями по режиму строительства, выполненное лицом, имеющим соответствующую лицензию;

    2. Эскизный проект реставрации в объеме установленном правящим архиереем;

    3. Благословение правящего архиерея на реставрацию;

    4. Разработка рабочего проекта и согласование его с Министерством культуры МО;

    5. Проведение реставрационных работ в строгом соответствии с проектом и под авторским и настоятельским надзором;

    6. Акт приемки реставрационных работ;

    7. Рапорт правящему архиерею о завершении реставрации.

Роль настоятеля в реставрации храма.

Реставрация сложный процесс, требующий высокого профессионализма и большого количества времени. Настоятелю храма в процессе реставрации уместно ответственно взять на себя функции организатора всех работ, но не прораба-исполнителя. Ответственность настоятеля подразумевает необходимость знания истории церковной архитектуры и иконописи, принципов конструктивных решений храмовых зданий, основ экономики и финансов, наличия художественного вкуса и такта. К сожалению, в настоящее время отдельные священники высказывают, на наш взгляд, довольно сомнительное мнение, что при проведении реставрации или росписи храма каждый настоятель в состоянии отреставрировать или расписать храм на свой вкус, тем самым, отрицая христианскую эстетику как учение о прекрасном, преображенном естестве. Можно напомнить, что подобный вздор еще в XIX веке высказывал в своей статье «Разрушение эстетики» двадцатилетний нигилист Д.И.Писарев (1840-1868), непререкаемый авторитет для Ульянова-Ленина. В частности Писарев утверждал: прекрасное для каждого человека есть то, что соответствует его личному вкусу. Следовательно, эстетика как наука, не может существовать: она должна быть заменена физиологией и гигиеной.



Реставрация храма, основная расходная статья содержания храма.

Стоимость профессиональных и качественных реставрационных работ принципиально превосходит обычные возможности прихода. Очевидна необходимость концентрации всех материальных возможностей, которыми располагает настоятель (с его авторитетом) и приход в целом.



Можно выделить два основных принципа организации финансирования реставрационных работ:

  1. Бюджетное финансирование реставрационных работ памятников культуры имеет свои плюсы и минусы. В данном случае силами прихода выполняются только определенные бюрократические действия (сбор и правильное оформление документов, а так же дальнейшее продвижение своей заявки). Проект, смета и собственно реставрационные работы финансируются бюджетом в соответствии с принципами функционирования и взаимодействия соответствующих государственных органов и строительных организаций. Но необходимо помнить, - «Кто платит тот и заказывает музыку». Отношение к храму и богослужениям во время реставрации могут быть, мягко говоря, не церковными. Сами способы проведения бюджетной реставрации могут существенно помешать проведению богослужений или даже сделать их проведение невозможным на довольно продолжительное время.

  2. Проведение реставрации за счет средств прихода; задача, которая в данном случае стоит перед настоятелем существенно превосходит его возможности. В исторической ретроспективе здание храма всегда являлось самым дорогим зданием города и тем более деревни. И подход к его реставрации, в этом смысле, должен быть традиционным. Как мы уже говорили, для успешного решения этой задачи уместно создать реставрационный фонд прихода.

Составляющие реставрационного фонда прихода:

А. Собственные средства прихода - очень важная составляющая всего фонда. Как бы ни была мала сумма собственных накопленных средств прихода по сравнению с масштабом задачи, сам факт наличия таких средств дает моральную возможность обращаться за помощью. Очень важно, глубоко и всесторонне понимать, что, обращаясь за помощью, мы просим помочь нам восстановить храм, а не сделать это за нас.

Б. Привлеченные средства. Поиск средств для реставрации храма должен стать, в определенном смысле, проповедью высоких нравственных христианских принципов. Решая тактическую задачу восстановления храма, всегда имеем стратегическую цель приобретения для Бога «храмов Духа Святого» (1Кор.3:16). В идеале, благотворители могут стать прихожанами наших храмов. Эти средства формируются из:

  • Целевых финансовых пожертвований юридических и физических лиц.

  • Нефинансовой благотворительной помощи (строительные материалы, строительная и специальная техника и приспособления, транспорт и т.д.).

  • Благотворительной помощи проектных и строительных организаций в проведении всего комплекса работ или какой-либо их части.

  • Помощи государственных, региональных и муниципальных властей в решении бюрократических вопросов и в привлечении возможных благотворителей. Нам представляется важной духовной задачей стоящей перед настоятелем в данном случае: разбудить совесть конкретных представителей различных властей, раскрыв им нравственную ответственность государственной власти в целом, за разрушение храмов и монастырей.

Расход средств на проведение реставрационных работ.

Договариваясь с исполнителями тех или иных работ нужно знать расценки на работы. Требование Договора об охране памятника культуры о выполнении восстановительных работ только лицензированной реставрационной организацией, нам представляется в настоящее время трудно выполнимым, тем не менее, следует брать на реставрационные работы рабочих после получения достоверной рекомендательной информации о них. Важное качество любого руководителя, в нашем случае настоятеля, как организатора и руководителя реставрационных работ, чувство баланса цена-качество. Необходим внимательный, заинтересованный, но не придирчивый по пустякам, надзор за производством работ. Нужно максимально, но разумно, воздерживаться от предоплат. Не заработанные деньги, особенно в церкви, развращают. Настоятель, предоставляя работу, должен знать в каких условиях будут жить работники, чем и как питаться, эти условия должны быть достойными. Необходимо добиваться, что бы поведение работников, выполняющих те или иные работы в церкви, соответствовало в свою очередь нормам, хотя бы естественного приличия. Настоятель должен провести разъяснительную беседу с работниками о принципах поведения в храме и на территории храма. Работники должны быть прилично и опрятно одеты. Курить в заранее отведенном для этого месте. За недостойное поведение в храме и на его территории необходимо строго спрашивать.

Оплата за выполненные работы должна проводиться строго в оговоренный срок и в заранее установленном размере.

Окончание реставрационных работ.

Еще только приступая к реставрации храма необходимо понимать, что через 3-5, максимум через 7 лет естественно возникнет необходимость в очередной реставрации, поэтому окончание реставрационных работ достаточно условно. Тем не менее, окончание этапа должно быть четко осознаваемо. Это позволит правильно подвести итоги и достойно подготовиться к следующему строительному сезону. Все выполненные работы должны быть внимательно приняты. Окончательные расчеты с исполнителями работ должны проводиться только после устранения всех замечаний и подписания соответствующего Акта. Неоконченные стадии реставрации должны быть профессионально законсервированы. Уместно дать отчет в расходовании средств на реставрацию жертвователям и благотворителям в любой доступной настоятелю форме.



Поданный рапорт правящему архиерею, об окончании реставрационных работ, будет свидетельствовать о церковном понимании настоятелем, процесса реставрации храма, как послушания.
Протоиерей Сергий Шумилов.


Смотрите также:
Доклад на Собрании духовенства Павлово-Посадского церковного округа Московской епархии 5 февраля 2009 года
76.33kb.
1 стр.
Доклад епископа Шуйского и Тейковского Никона на Епархиальном собрании духовенства и церковного причта 24 декабря 2012 года
669.6kb.
4 стр.
Житие священном
348.53kb.
1 стр.
Доклад от 27 февраля 2008 года о деятельности уполномоченного по правам человека в московской области в 2007 году
1873.17kb.
7 стр.
Доклад от 20 февраля 2007 года о деятельности уполномоченного по правам человека в московской области в 2006 году
1374.18kb.
6 стр.
Техническая часть конкурса по определению специализированной организации для оказания гарантированного перечня услуг по погребению умерших на территории сельского
52.62kb.
1 стр.
О звездинском с. И. — в пкк
35.38kb.
1 стр.
Отчё т руководителя фракции лдпр в Законодательном Собрании Ямало-Ненецкого автономного округа в 2011 году Лазарева Максима Николаевича
83.32kb.
1 стр.
Оао "Объединенная авиастроительная корпорация" ("Общество") сообщает информацию о проведении 16 февраля 2010 года
11.92kb.
1 стр.
Социально-экономического развития сергиево-посадского муниципального района московской области
7882.33kb.
31 стр.
Уведомление, направленное Директором исполнителем Двадцать пятая сессия Совета управляющих/Глобальный форум по окружающей среде на уровне министров
181.21kb.
1 стр.
Доклад о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа Нальчик за 2009 год и их планируемых значениях на 3-летний период
863.86kb.
5 стр.