Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4


АВТОРЫ:

доцент кафедры психиатрии и наркологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Э.П. Станько;

заведующая кафедрой психиатрии и наркологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор Е.Г. Королева;

доцент кафедры психиатрии и наркологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Э.Е. Шустер
Рецензенты:

заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент М.А. Ассанович;

заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент О. А. Скугаревский
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Методической комиссией медико-психологического факультета учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол №4 от 28.05.2009 г.);


Центральным научно-методическим советом учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол №5 от 22.06.2009г.)

ОГЛАВЛЕНИЕ



Пояснительная записка--------------------------------------------------

4

Примерный план подготовки ----------------------------------------

8

Содержание программы --------------------------------------------------

1. Общие разделы по специальности -----------------------------------------

2. Разделы по смежным специальностям ------------------------------------

3. Частные разделы по специальности ---------------------------------------

Рекомендации по организации проведения интернатуры ---------------

Квалификационные нормативы по наркологии ---------------------------



9

9

10



11

14

17



Научно-практическая работа ----------------------------------------

20

Отчетная документация по интернатуре -------------------

Индивидуальный план врача-интерна ---------------------------------------

Дневник работы врача-интерна -----------------------------------------------

Отчет врача-интерна -------------------------------------------------------------

Подведение итогов интернатуры ----------------------------------------------


21

21

22



23

23


Информационная часть --------------------------------------------------

Литература -------------------------------------------------------------------------

Вопросы к квалификационному экзамену ----------------------------------

Вопросы к собеседованиям по разделам программы ---------------------

Квалификационные требования к врачу-наркологу ----------------------


24

24

27



32

34



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа интернатуры по наркологии разработана в соответствии с Инструкцией о порядке организации и прохождения интернатуры, утвержденной Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 1 и Планом прохождения интернатуры по специальности наркология, утвержденным Министром здравоохранения Республики Беларусь от 13 мая 2009 г.

Интернатура осуществляется в организациях здравоохранения Республики Беларусь, определенных приказом Министерства здравоохранения в качестве баз интернатуры.

Прохождение интернатуры, как правило, осуществляется с 1 августа текущего года до 30 июня следующего года.

Интернатура по наркологии утверждена Министерством здравоохранения Республики Беларусь для выпускников медико-психологического факультета медицинских университетов.

Руководство интернатурой и ее организацию осуществляют: Министерство здравоохранения, медицинские университеты, управления здравоохранения облисполкомов, руководители учреждений, структурных подразделений, в которых работают врачи-интерны.

Наркология является одной из базовых медицинских дисциплин и подготовка врача-нарколога в современных условиях приобретает высокую актуальность. Это обусловлено не только широкой распространенностью психических и поведенческих расстройств, вследствие употребления психоактивных веществ, но и рядом неблагоприятных медико-социальных последствий.

Наркология – область медицинской науки, изучающая условия возникновения и механизмы формирования зависимости от психоактивных веществ (ПАВ), их токсические эффекты с целью разработки адекватных методов диагностики, лечения и профилактики обусловленных ими заболеваний. Роль интернатуры в подготовке врача-специалиста по наркологии заключается в создании условий для получения дополнительных знаний и умений по данной специальности.



Интернатура по наркологии является обязательной формой подготовки выпускников медицинских университетов, после которой присваивается квалификация врача-нарколога.

Цель интернатуры состоит в подготовке квалифицированных врачей-наркологов с современными глубокими медицинскими знаниями в области психического здоровья, химической и нехимической видов зависимости, владеющих современным уровнем диагностики и терапевтически-реабилитационными подходами, способных к самостоятельной работе по специальности с учетом потребностей системы практического здравоохранения.
Задачи интернатуры:

  • овладение правильной оценкой симптомов и синдромов психических и поведенческих расстройств, вследствие употребления психоактивных веществ;

  • овладение правовыми аспектами подхода к пациентам с наркологическими заболеваниями;

  • владение этико-деонтологическими вопросами при контакте с зависимыми пациентами и их родственниками;

  • освоение новых методов обследования и современных терапевтических подходов при психических и поведенческих расстройствах вследствие употребления психоактивных веществ;

  • знание алгоритма оказания наркологической (психиатрической) помощи от первого появления у нарколога до амбулаторного наблюдения, включая неотложные состояния.

Настоящая программа составлена с учетом международных стандартов в терминологическом словаре, диагностике и лечении.

Руководитель базы интернатуры обеспечивает в пределах своей компетенции:

  • организацию проведения интернатуры;

  • выполнение программы интернатуры в полном объеме;

  • издание приказа о зачислении выпускников высших медицинских учебных заведений на должность врача-интерна (с указанием срока прохождения интернатуры) и о назначении руководителей врача-интерна;

  • предоставление врачу-интерну жилья на период прохождения интернатуры;

  • утверждение индивидуальных планов интернатуры, контроль их выполнения;

  • условия, необходимые для выполнения индивидуального плана интернатуры;

  • направление врача-интерна в иные организации здравоохранения и учреждения образования в соответствии с индивидуальными планами интернатуры;

  • контроль соблюдения врачами-интернами правил внутреннего распорядка, установленных в организациях здравоохранения;

  • выдачу врачу-интерну на период прохождения интернатуры спецодежды и средств индивидуальной защиты;

  • условия для получения необходимых данных для подготовки отчета об интернатуре;

  • предоставление врачу-интерну возможности пользоваться нормативными правовыми и иными актами Республики Беларусь, имеющимися в организации здравоохранения;

  • ежегодное подведение итогов интернатуры и внесение предложений в высшие медицинские учебные заведения по дальнейшему совершенствованию организации интернатуры.

Руководитель врача-интерна:

  • отвечает за профессиональную подготовку врача-интерна;

  • разрабатывает совместно с врачом-интерном индивидуальный план подготовки и представляет его на утверждение руководителю базы интернатуры;

  • оказывает врачу-интерну повседневную помощь в приобретении профессиональных знаний и навыков;

  • организует и контролирует работу врача-интерна в соответствии с индивидуальным планом подготовки;

  • обучает врача-интерна безопасным методам и приемам работы, проводит с ним инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;

  • составляет характеристику врача-интерна (характеристика должна отражать степень готовности врача-интерна, уровень профессиональных знаний, умений и навыков, активность в выполнении заданий, деловых и коммуникативных качеств).

Ответственный за интернатуру от кафедры университета обязан:

  • контролировать проведение интернатуры;

  • оказывать методическую и консультативную помощь врачам-интернам, руководителям баз интернатуры и руководителям врачей-интернов;

  • проводить текущую аттестацию врачей-интернов (с выездом на базы интернатуры) не менее двух раз в год в сроки, устанавливаемые высшим медицинским учебным заведением;

  • представлять отчет об итогах интернатуры на заседании кафедры (совета факультета).

Права и обязанности интернов:

  • врач-интерн несёт ответственность за результаты выполненной работы в соответствии с действующим законодательством;

  • врач-интерн допускается к медицинской деятельности под контролем руководителя, отвечающего за его профессиональную подготовку;

  • практическая деятельность врача-интерна во время прохождения интернатуры устанавливается в пределах 50% от нормы, определённой для врачей-наркологов, работающих в организациях здравоохранения Республики Беларусь. Увеличение практической нагрузки врачу-интерну свыше норм, установленных планом, не допускается;

  • врачам-интернам запрещается работа на врачебных должностях на условиях совместительства и сверх установленной продолжительности рабочего времени;

  • врач-интерн пользуется всеми правами и льготами, установленными для работников организации здравоохранения, являющейся базой интернатуры;

  • врач-интерн может быть направлен руководителем базы интернатуры в другие организации здравоохранения и медицинские учреждения образования с целью выполнения в полном объёме индивидуального плана интернатуры;

  • при наличии обоснованных уважительных причин врач-интерн вправе обратиться для изменения базы интернатуры в высшее медицинское учебное заведение с заявлением.

Врач-интерн обязан:

  • прибыть на базу интернатуры в срок, не позднее указанной в направлении в интернатуру даты;

  • предоставить в кадровую службу базы интернатуры следующие документы: направление в интернатуру, диплом об образовании с приложением к нему, паспорт гражданина Республики Беларусь или иной документ, удостоверяющий личность, 2 фотографии 3х4 см, военный билет (при его наличии), трудовую книжку (при ее наличии);

  • в полном объеме выполнять задания, предусмотренные планом, программой интернатуры и индивидуальным планом врача-интерна, а также обязанности, определенные должностной инструкцией;

  • работать над повышением своего профессионального уровня;

  • выполнять требования правил внутреннего распорядка, установленных в организации здравоохранения;

  • изучать и строго соблюдать инструкции по вопросам охраны труда и производственной санитарии;

  • вести дневник врача-интерна;

  • составить отчет по установленной форме;

  • соблюдать принципы медицинской этики и деонтологии.

По окончании интернатуры врачи-интерны сдают квалификационный экзамен по наркологии.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ




Наименование раздела (подраздела)


Продолжительность подготовки

(недель)


1

2

1. Общие разделы по специальности

6

1.1. Организация наркологической помощи. Общие вопросы наркологии

3

1.2. Методы обследования больных с зависимостью. Терапия и профилактика психических расстройств, обусловленных употреблением психоактивных веществ

3

2. Разделы по смежным специальностям

8

2.1. Психиатрия

3

2.2. Неврология

2

2.3. Психотерапия и медицинская психология

2

2.4. Клиническая фармакология

1

3. Частные разделы по специальности

34

3.1. Общая психопатология, основные симптомы и синдромы

3

3.2. Психические расстройства вследствие употребления психоактивных веществ

31

3.2.1. Психические расстройства вследствие употребления алкоголя

5

3.2.2. Психические расстройства вследствие употребления опиоидов

5

3.2.3. Психические расстройства вследствие употребления каннабиноидов

5

3.2.4. Психические расстройства вследствие употребления седативных или снотворных веществ

3

3.2.5. Психические расстройства вследствие употребления табака

2

3.2.6. Психические расстройства вследствие употребления кокаина, других психостимуляторов, включая кофеин

3

3.2.7. Психические расстройства вследствие употребления галлюциногенов

3



1

2

3.2.8. Психические расстройства вследствие употребления летучих растворителей

3

3.2.9. Психические расстройства вследствие сочетанного употребления психоактивных веществ

2

Всего недель

48


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Общие разделы по специальности

1.1. Организация наркологической помощи. Общие вопросы наркологии

Принципы организации наркологической помощи населению. Структура и функции наркологического диспансера и стационара. Порядок наркологического освидетельствования, основные показания для стационирования, неотложная госпитализация, показания для выписки, правила осмотра наркологами больных в общесоматических отделениях. Особенности транспортировки больного в остром психотическом расстройстве, современные методы купирования и удержания больных. Неотложная помощь, телефон доверия. Основные положения «Закона о психиатрической помощи и гарантий граждан при ее оказании».

Внебольничная помощь, учреждения реабилитации: реабилитационный центр зависимостей, лечебно-трудовой профилакторий, структура и задачи. Реабилитация больных с зависимостью: этапы, принципы, характеристика. Формы амбулаторного лечения больных с психическими расстройствами вследствие употребления психоактивных веществ, поддерживающая терапия, особенности ее организации; профилактический и динамический учет, характеристика.

Мультидисциплинарная бригада, характеристика. Роль участкового врача в системе наркологической помощи и профилактике рецидива. Основная документация, регламентирующая деятельность врача-нарколога.

Медико-юридические и организационные основы наркологической службы. Профессиональная этика специалистов в области терапии зависимостей.

Основная терминология, используемая в наркологии. Современная систематика наркологических заболеваний. Этиология и патогенез зависимостей. Биопсихосоциальная модель современной наркологии. Стадии формирования зависимости. Психоактивные вещества, определение понятия, классификация по степени аддиктивности, способу производства, доступности и юридическим последствиям потребления.

Определение понятия «наркология». Сфера задач наркологии. Связь наркологии с другими научными дисциплинами. Важнейшие этапы в развитии мировой и отечественной наркологии. Развитие наркологии в Беларуси. Виднейшие ученые, внесшие вклад в развитие наркологии.

Научные и практические проблемы наркологии. Основные разделы дисциплины. Основные научные направления в наркологии, характеристика. Современные методы диагностики в наркологии.

Распространенность психических расстройств и расстройств поведения вследствие употребления психоактивных веществ. Наркотизм, аддиктивное поведение. Виды зависимостей. Созависимость: признаки, дисфункциональная семья, ближайшие родственники больных зависимостью. Формы наркологической помощи.

Экспертиза опьянения, интоксикации при судебно-медицинском исследовании, трудовая, военно-психиатрическая, судебно-психиатрическая.



1.2. Методы обследования больных с зависимостью. Терапия и профилактика психических расстройств, обусловленных употреблением психоактивных веществ

Субъективный и объективный анамнез. Клинический метод: изучение психопатологической симптоматики на момент обследования и в течение болезни. Катамнестическое обследование по материалам медицинской документации. Параклинические методы: психологический (скрининг-диагностика с помощью CAGE, TWEAK и T-AGE, MAST, BMAST, SMAST, SAAST, AUDIT, POSIT), клинико-лабораторный, нейрофизиологические (ЭЭГ, Эхо-ЭГ, Рео-ЭГ), допплерография, методы нейровизуализации (КТ, КРТ, ЯМР, ПЭТ). Компьютерная психодиагностика при проведении скрининг обследования.

Методы общебиологического и социотерапевтического воздействия. Терапия острой интоксикации вследствие употребления психоактивных веществ. Медикаментозная терапия зависимости. Психотерапия зависимости, цели, реализуемые в ходе психотерапии зависимости. Терапия психотических расстройств вследствие употребления психоактивных веществ. Профилактика наркологических заболеваний. Понятие первичной, вторичной и третичной психопрофилактики. Мотивы обращения за помощью и ожидания пациентов. Движения за трезвость и воздержание. Самопомощь: группы анонимных алкоголиков, Ал-Анон, Алатин, Алатон, ВДА, Клубы абстинента.

Фармакологические средства, используемые в лечении зависимости. Психотропные препараты: современная систематика, механизм действия, спектр психотропной активности, период полувыведения. Купирующая, стабилизирующая, поддерживающая и курсовая терапия. Антипсихотики и антидепрессанты нового поколения, представители, характеристика. Программы выздоровления. Оказание помощи больным с нехимической зависимостью (патологическая склонность к азартным играм, зависимость от компьютера и сети интернет, покупок, эротомания…).



2. Разделы по смежным специальностям

2.1. Психиатрия

Вопросы психической нормы и патологии. Распространенность психических расстройств, факторы влияющие на возникновение психических расстройств. Этиология и патогенез психических расстройств. Классификация психических расстройств. Общая психопатология: симптомы и синдромы психических расстройств. Основные методы диагностики, применяемые в психиатрии. Частная психиатрия: эпидемиология, этиология, клинические проявления, диагностические критерии основных психических расстройств. Коморбидность в психиатрии и наркологии, основные клинические проявления, особенности лечения. Вопросы пограничной психиатрии и психосоматики.



2.2. Неврология

Основные методы исследования в неврологии. Патология мозга при травматических поражениях, опухолях. Эпилепсия: судорожные припадки и их эквиваленты. Цефалгии и их разновидности. Злоупотребление психоактивными веществами больными с травматической болезнью головного мозга, эпилепсией.



2.3. Психотерапия и медицинская психология

Основные методы, применяемые в психотерапии больных с зависимостью. Психологическое, патопсихологическое, нейропсихологическое исследование. Вопросы медицинской этики и деонтологии. Вопросы психодиагностики больных с зависимостью: основные методы психологического обследования. Прикладное значение частной медицинской психологии и психотерапии в наркологии.



2.4. Клиническая фармакология

Специфика применения лекарственных средств в наркологии и психиатрии. Стратегия поиска новых методов лечения. Индивидуальные подходы к лечению с учетом особенностей течения заболевания и личности больного. Вопросы фармакокинетики, фармакодинамики, взаимодействия психоактивных веществ и лекарственных средств.



3. Частные разделы по специальности

3.1. Общая психопатология, основные симптомы и синдромы

Расстройства ощущений и восприятия. Психосенсорные расстройства. Расстройства внимания и сознания. Расстройства памяти. Расстройства эмоциональной сферы. Расстройства эффекторно-волевой сферы и влечений. Расстройства мышления и интеллекта.



3.2. Психические расстройства вследствие употребления психоактивных веществ

3.2.1. Психические расстройства вследствие употребления алкоголя

Медицинские и социальные аспекты алкогольной зависимости. Эпидемиология, этиология и патогенез алкогольной зависимости. Ремиссии и рецидивы при алкогольной зависимости. Половозрастные аспекты алкогольной зависимости. Острая интоксикация: фармакокинетика алкоголя, клиника, экспертиза.

Хроническая алкогольная интоксикация: симптомы и синдромы зависимости, основные клинические закономерности. Клиническая динамика алкогольной зависимости. Употребление с вредными последствиями: соматоневрологические и психические осложнения алкогольной зависимости, сексуальные нарушения. Состояние отмены, характеристика, варианты. Психотические расстройства, варианты, характеристика. Острые и хронические алкогольные энцефалопатии, резидуальные психотические расстройства. Профилактика и терапия алкогольной зависимости.

3.2.2. Психические расстройства, вследствие употребления опиоидов

Определение терминологии: «опиаты», «опиоиды». Представители опиоидов, классификация по степени аддиктивности, способу производства, доступности и юридическим последствиям потребления. Основные формы и способы употребления. Клинические особенности состояния острой интоксикации опиоидами, стадии интоксикации, клиника и экспертиза опьянения. Методы детоксификации. Клиника и экспертиза хронической интоксикации опиоидами: синдром зависимости, состояние отмены, психотические расстройства, амнестический синдром, резидуальные психотические расстройства. Медико-социальные последствия хронической интоксикации. Профилактика и терапия опиоидной зависимости.



3.2.3. Психические расстройства вследствие употребления каннабиноидов

Представители каннабиноидов, классификация по степени аддиктивности, способу производства, доступности и юридическим последствиям потребления. Основные формы и способы употребления. Особенности синдрома зависимости вследствие употребления каннабиноидов. Клинические особенности состояния острой интоксикации каннабиноидами, стадии интоксикации, клиника и экспертиза опьянения. Методы детоксификации. Клиника и экспертиза хронической интоксикации каннабиноидами: синдром зависимости, состояние отмены, психотические расстройства, амнестический синдром, резидуальные психотические расстройства. Медико-социальные последствия хронической интоксикации. Профилактика и терапия зависимости вследствие употребления каннабиноидов.



3.2.4. Психические расстройства вследствие употребления седативных или снотворных веществ

Представители, классификация по степени аддиктивности. Основные формы и способы употребления. Особенности синдрома зависимости вследствие употребления седативных или снотворных веществ. Клинические особенности состояния острой интоксикации, стадии интоксикации, клиника и экспертиза опьянения. Методы детоксификации. Клиника и экспертиза хронической интоксикации седативными или снотворными веществами: синдром зависимости, состояние отмены, психотические расстройства, амнестический синдром, резидуальные психотические расстройства. Медико-социальные последствия хронической интоксикации. Профилактика и терапия зависимости вследствие употребления седативных или снотворных веществ.



3.2.5. Психические расстройства вследствие употребления табака

Характеристика, механизм действия. Особенности синдрома зависимости. Клинические особенности состояния острой интоксикации. Клиника хронической интоксикации: синдром зависимости, состояние отмены, психотические расстройства, амнестический синдром, резидуальные психотические расстройства. Медико-социальные последствия хронической интоксикации. Профилактика и терапия зависимости вследствие употребления табака.



3.2.6. Психические расстройства вследствие употребления кокаина, других стимуляторов, включая кофеин

Основные формы и способы употребления. Особенности синдрома зависимости вследствие употребления кокаина. Клинические особенности состояния острой интоксикации, стадии интоксикации, клиника и экспертиза опьянения. Методы детоксификации. Клиника и экспертиза хронической интоксикации вследствие употребления кокаина: синдром зависимости, состояние отмены, психотические расстройства, амнестический синдром, резидуальные психотические расстройства. Медико-социальные последствия хронической интоксикации. Профилактика и терапия зависимости вследствие употребления кокаина.

Представители, классификация по степени аддиктивности. Основные формы и способы употребления. Особенности синдрома зависимости. Клинические особенности состояния острой интоксикации, стадии интоксикации, клиника и экспертиза опьянения. Методы детоксификации. Клиника и экспертиза хронической интоксикации: синдром зависимости, состояние отмены, психотические расстройства, амнестический синдром, резидуальные психотические расстройства. Медико-социальные последствия хронической интоксикации. Профилактика и терапия зависимости вследствие употребления других стимуляторов, включая кофеин.

3.2.7. Психические расстройства вследствие употребления галлюциногенов

Представители, характеристика. Основные формы и способы употребления. Особенности синдрома зависимости. Клинические особенности состояния острой интоксикации, стадии интоксикации, клиника и экспертиза опьянения. Методы детоксификации. Клиника и экспертиза хронической интоксикации: синдром зависимости, состояние отмены, психотические расстройства, амнестический синдром, резидуальные психотические расстройства. Медико-социальные последствия хронической интоксикации. Профилактика и терапия зависимости вследствие употребления галлюциногенов.



3.2.8. Психические расстройства вследствие употребления летучих растворителей

Представители, характеристика. Основные формы и способы употребления. Особенности синдрома зависимости. Клинические особенности состояния острой интоксикации, стадии интоксикации, клиника и экспертиза опьянения. Методы детоксификации. Клиника и экспертиза хронической интоксикации: синдром зависимости, состояние отмены, психотические расстройства, амнестический синдром, резидуальные психотические расстройства. Медико-социальные последствия хронической интоксикации.


Профилактика и терапия зависимости вследствие употребления летучих растворителей.

3.2.9. Психические расстройства вследствие сочетанного употребления психоактивных веществ

Представители, характеристика. Основные формы и способы употребления. Наиболее часто встречающиеся сочетания употребляемых психоактивных веществ. Клинические особенности состояния острой интоксикации, экспертиза опьянения. Оказание неотложной медицинской помощи. Клиника хронической интоксикации: синдром зависимости, состояние отмены, психотические расстройства, амнестический синдром, резидуальные психотические расстройства. Медико-социальные последствия хронической интоксикации. Профилактика и терапия зависимости при сочетанном употреблении психоактивных веществ.


Рекомендации по организации проведения интернатуры
Формы и объем работы нарколога-интерна

Практическая деятельность врачей-интернов во время прохождения интернатуры устанавливается в пределах 50% от нормы, определённой для врачей-наркологов. Врач-интерн оказывает диагностическую и лечебную помощь 10-12 больным в отделениях стационара, с оформлением необходимой документации, участием в клинических обходах и разборах больных.

Врач-интерн выполняет врачебные лечебно-диагностические манипуляции при личном участии руководителя интерна или заведующего отделением. Ежемесячно участвуют в приеме больных вместе с врачами приемного отделения.

Врач-интерн участвует в утренних врачебных конференциях, с активным в них участием, присутствует на заседаниях научного общества психиатров и наркологов. Знакомится с современной медицинской техникой, препаратами, методиками, посещает специализированные выставки и презентации различных препаратов. Готовит реферативные работы и сообщения по актуальным современным проблемам наркологии.

Врачи-интерны знакомятся с вопросами организации наркологической службы, привлекаются к составлению годовых отчетов отделений, учатся правильному оформлению медицинской документации, принимают участие в поликлинических приемах, в комиссиях ВКК, присутствуют при проведении МРЭК.

Освоение общих и частных вопросов наркологии и психиатрии является обязательным и проводится в отделениях профильного учреждения здравоохранения, также на кафедре психиатрии и наркологии.



Теоретическая подготовка

Теоретическая подготовка врача-интерна предусматривает обязательное участие в заседаниях научного общества наркологов и психиатров, больничных и отделенческих клинико-анатомических конференциях и лечебно-контрольных комиссиях, самостоятельную работу с научной литературой.

По наиболее актуальным темам программы врачи-интерны пишут рефераты, темы которых предоставляют им непосредственные руководители. По темам рефератов проводится собеседование с заведующим отделения, также преподавателем кафедры психиатрии и наркологии медицинского ВУЗа при аттестации. Научно-практическая работа планируется непосредственным руководителем интерна совместно с ответственным преподавателем кафедры. Эта работа интернов стимулирует их к изучению различных теоретических и практических вопросов наркологии и психиатрии.

По результатам собеседований руководителем интернатуры, при необходимости, вносятся соответствующие изменения в индивидуальные планы подготовки врачей-интернов. Основу теоретической подготовки составляет самостоятельная работа интерна.



Практическая подготовка Задачи подготовки врача в интернатуре решаются посредством практической работы в учреждении здравоохранения психиатрического профиля, на приеме в поликлинике вместе с участковым врачом, в отделении интенсивной терапии, на комиссиях МРЭК, также присутствие при проведении наркологических, судебно-психиатрических, военных и трудовых экспертиз в соответствии с разделами плана и программы, квалификационными требованиями. По основным прикладным задачам интернатуры предусматривается три уровня оценки:

- знает – имеет теоретическую основу для приобретения навыка практического применения;

- имеет навык – доступно решение основных прикладных задач с помощью врача-нарколога;

- умеет – владеет приемами, методами, позволяющими самостоятельно решать основные задачи оказания специализированной помощи зависимым больным в состоянии острой и хронической интоксикации.

В основе практической подготовки – выполнение квалификационных требований по объему практической работы.

При организации практической подготовки врача-интерна необходимо обеспечить приобретение навыков правильного проведения обследования больного с психическими расстройствами вследствие употребления психоактивных веществ, также страдающего нехимическими видами зависимости, развитие самостоятельного клинического мышления в диагностической работе. В основе врачебной подготовки лежит самостоятельная работа по приобретению навыков сбора объективного и субъективного анамнеза, назначения и оценки результатов необходимых дополнительных обследований и психодиагностических процедур, составление и реализация программ диагностики и лечения.

Профессиональная подготовка по частным разделам наркологии подразумевает работу интерна во всех подразделениях учреждения здравоохранения психиатрического профиля, поликлинического отделения и дневного стационара, стационарных отделениях, имеющихся на базах организаций здравоохранения.

Углубление знаний даст усвоение программ по смежным дисциплинам: психиатрии, неврологии, психотерапии, фармакологии.

Критерием допуска к самостоятельному выполнению лечебно-диагностических манипуляций у больных с психическими и поведенческими расстройствами вследствие употребления психоактивных веществ и страдающих нехимическими видами аддиктивного поведения являются:

- теоретическая подготовленность врача-интерна;

- работа с выполнением не менее 55-60% от квалификационного объема практической работы.

Программа подготовки врача-интерна содержит перечень профессиональных знаний и навыков, которыми должен овладеть интерн и предусматривает три уровня усвоения материала:

I уровень – профессиональная ориентировка и знакомство с теоретическими основами наркологии и психиатрии.

II уровень – освоение основных разделов специальности и деятельное изучение основ наркологии.

III уровень – самостоятельная работа по специальности наркология.

Результатом интернатуры должны быть 2-ой и 3-ий уровень освоения материала интернатуры.

Результаты теоретической и практической подготовки врача-интерна контролируются при проведении собеседований. Оценка теоретической подготовки осуществляется по итогам каждого собеседования и фиксируется руководителем в дневнике врача-интерна. По разделам неотложной наркологии, также по темам, предусматривающим самостоятельное выполнение лечебно-диагностических мероприятий, знания включают все элементы теоретической подготовки. По другим разделам (темам программы) объем знаний может включать элементы, достаточные для последующего углубления знаний, самостоятельного приобретения и совершенствования диагностики и лечения психических расстройств вследствие употребления психоактивных веществ.

По результатам собеседований руководителем врача-интерна при необходимости, вносятся соответствующие изменения в индивидуальные планы подготовки врачей-интернов.



Вопросы к собеседованиям по разделам программы приводятся в информационной части.


Квалификационные нормативы по наркологии
1. Диагностические методики и приемы:


Наименование

Уровень

Квалификационный

норматив

1

2

3

Интервьирование пациента:

3

90-110

техника опроса больного







Психопатологический и сомато-неврологический анализ состояния

2

20-30

Экспертиза стойкой и временной нетрудоспособности

2

25-35

Психодиагностическое обследование

2

50-60

Режимы наблюдения:







-лечебно-охранительный

3

60-70

-реабилитационный

3

60-70

Расшифровка и клиническая интерпретация результатов дополнительных исследований:







-общего анализа крови, мочи

3

90-100

-биохимического анализа крови

3

40-50

-ЭЭГ, ЭхоЭЭГ, РЭГ, допплерографии

2

15-20

Определение содержания психотропных препаратов в плазме крови

2

10

Экспериментально- психологического, патопсихологического нейропсихологического тестирования

2

5

КТ, МРТ, ПЭТ

2

3-5


2. Лечебно-диагностические манипуляции


Общие с соматической медициной клинические, биохимические и инструментальные исследования

2

30-35

Определение содержания наркотических веществ в моче


2

10-15

1

2

3

Биохимические тесты по изучению функций печени, поджелудочной железы, почек

3

20-30

Экспертиза опьянения, медицинское освидетельствование

2

5-10

Определение симптомов, свидетельствующих о повышенной внушаемости пациентов (Липмана, Рейхарда, Ашаффенбурга …)

2

5-10


3. Методики лечения


Лечение амнестического синдрома вследствие употребления ПАВ

2

20-25

Лечение резидуальных или отставленных психотических расстройств с поздним дебютом

2

10-15

Купирование психомоторного возбуждения

2

5-10

Купирование острой опиоидной интоксикации, осложненных форм острой интоксикации при употреблении ПАВ

2

10-15

Лечение синдрома отмены, химической зависимости и нехимических форм аддикции

2

25-30

Купирование психотических расстройств вследствие употребления ПАВ

2

10-15

Предупреждение суицидальных действий больных

2

3-5

Тактика ведения наркологических больных при сочетанной патологии

2

7-8


Определение уровня квалификационного норматива практической работы.

Полностью и самостоятельно на 45-50% и более соответствует 3-му уровню подготовки (умение).

Полностью при ассистентациях, составляющих 75-80% - 2-му уровню

(имеет навык).

Выполнение методики на 35-50% от квалификационного норматива при отсутствии самостоятельной работы соответствует 1-му уровню (знание).

Выполнение квалификационных нормативов менее, чем на 35% и исключительно при ассистентациях оценке по разделу практическая подготовка не подлежит.


Перечень манипуляций:

  • подкожное, внутримышечное и внутривенное введение лекарственных средств;

  • искусственное дыхание, массаж сердца;

  • искусственное кормление через зонд;

  • фиксация возбужденного больного;

  • люмбальная пункция;

  • трахеотомия;

  • наркопсихотерапия;

  • электросудорожная терапия;

  • эмоционально-стрессовая терапия;

  • индивидуальная и групповая психотерапия;

  • методы шоковой терапии.


Научно-практическая работа
Основу научно-практической работы составляют собственные клинические наблюдения врача-интерна. Элементы научно-практической работы врача-интерна могут быть реализованы в форме подготовки научной публикации, реферата по актуальному для базового отделения вопросу, доклада на врачебной конференции, участия в подготовке квартального (годового) отчета о работе базы интернатуры.
Примерный перечень тематик научно-практической работы:

1. Алкогольные психозы.

2. Алкогольные энцефалопатии.

3. Алкогольные психотические расстройства.

4. Алкогольный бред ревности: этиопатогенез и возможности терапии.

5. Эпидемиология, этиология и патогенез алкогольной зависимости.

6. Психические расстройства при алкогольной зависимости.

7. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления опиоидов.

8. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления каннабиноидов.

9. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психостимуляторов.

10. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления галлюциногенов.

11. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления табака.

12. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления летучих растворителей.

13. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления транквилизаторов.

14. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления снотворных веществ.

15. Подростковые наркомании.

16. Суициды и парацуициды при употреблении психоактивных веществ.

17. Сексуальные девиации и употребление наркотиков.

18. Алкогольная зависимость у патологически азартных игроков.

19. Наркотики и гэмблинг.

20. Зависимость от компьютера и киберофобия.

21.Общественно-опасные действия больных, страдающих зависимостью.


Отчетная документация по интернатуре
УТВЕРЖДАЮ

Главный врач



____________________________

(название базы интернатуры)



____________________________

(инициалы, фамилия)

_____________________200___г.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ВРАЧА-ИНТЕРНА
___________________________________________________________________

(фамилия, собственное имя, отчество)

База интернатуры_____________________________________________________

____________________________________________



Наименование раздела (подраздела)

Срок

прохождения



Место прохождения

Отметка о выполнении

1.










2.










3.









Врач-интерн __________ ____________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

Руководитель

врача-интерна __________ ____________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

Ответственный за интернатуру

(от высшего медицинского

учреждения образования) _________ ___________________

(подпись) (инициалы, фамилия)


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


(название учреждения образования)


следующая страница >>
Смотрите также:
Рекомендована к утверждению
554.55kb.
4 стр.
Рекомендована к утверждению
548.18kb.
4 стр.
Рекомендована к утверждению в качестве типовой
265.3kb.
1 стр.
Рекомендована к утверждению в качестве типовой
112.7kb.
1 стр.
Рекомендована к утверждению в качестве типовой
225.64kb.
1 стр.
Рекомендована к утверждению в качестве типовой
225.59kb.
1 стр.
Рекомендована к утверждению в качестве типовой
767.11kb.
5 стр.
Рекомендована к утверждению в качестве типовой
74.05kb.
1 стр.
Рекомендована к утверждению в качестве типовой
325.78kb.
1 стр.
Рекомендована к утверждению в качестве типовой
352.54kb.
1 стр.
Рекомендована к утверждению в качестве учебной программы
154.81kb.
1 стр.
Р. У. Хабриев 5 августа 1999 г
55.31kb.
1 стр.