Главная
страница 1
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2009/2010 гг. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС



1

. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

1.1.Процесс познания включает такие формы мыслительной деятельности, как предвидение, фантазия, воображение, мечта, интуиция

1.2. Зарождение частной собственности тесно связано с расширением торговли, укреплением системы налогообложения.

1.3.Либерализм — совокупность идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни.

1.4.Движущим стимулом торговли, без которого она и шагу ступить не может, выступает принцип: в одном месте купил дешевле — в другом продал подороже.

1.5. Арест от 1 до 4 месяцев как мера наказания может применяться лишь к тем, кому уже исполнилось 18.

1.6. В Азии и Африке образуются исламистские (фундаменталистские и более или менее секуляризованные) партии и движения.

1.7. Хотя ростки капитализма впервые пробились в торговых городах Италии, настоящим центром его рождения стала Англия.


1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.























2

. Ниже перечислены статусы. Все они принадлежат к одному и тому же виду статусов. Но к какому именно — главному, социальному, достигаемому или смешанному?


Безработный.

30-летний инвалид.

Эмигрировавший дворянин.

Вышедший из рядов компартии.

Академик.

Чемпион мира



3

. Определите как изменился реальный ВВП в 1995 г. по сравнению с реальным ВВП 1994 г.?


Номинальный ВВП в 1994 г. (базисном) составил 400 млрд долларов, а в 1995 г. - 440 млрд долларов. Индекс-дефлятор ВВП в 1995 г. был равен 125%.

4

.Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Наиболее научной и наименее идеологизированной принято считать теорию общества как _______. Ее разработал выдающийся американский социолог XX века Талкотт _______. Для понимания любого человеческого _______, считал он, нужно выделить его _______ – то, что позволяет обществу сохранять свой вид и определить основные _______, т.е. те виды деятельности, без которых общество не может воспроизводить себя. Теория _______ называется структурно-функциональной теорией. Функцию _______обеспечивает в обществе подсистема экономики, функцию целеполагания – подсистема _______, функцию координации – подсистема _______, функцию интеграции – подсистема социализации. Люди обладают сознанием, которое позволяет нам познавать мир и оценивать его. _______ и оценка составляют сущность культуры как системы, которая выступает управляющим уровнем по отношению к обществу как социальной системе. На этом уровне создается общественное_______ в различных формах. (Л.В. Поляков)
1.адаптация 2.Бурдье 3.общество 4.система 5.познание 6.структура 7.экономика 8. Парсонс 9.свойства 10 политика 11.закон 12.сознание 13.схема 14.функция 15.право 16.коллектив
5.

Прочитайте задачу и определите как можно защитить интерес ребенка?


В семье Деревянко родители не работали, злоупотребляли спиртными напитками, забывая кормить девятилетнего сына. Для получения денег на выпивку они заставляли ребенка собирать и сдавать бутылки, а если вырученных денег не хватало, били его.

6. Отметьте(обведите) правильные варианты ответов:
6.1. В случае расторжения трудового договора по собственной инициативе работник обязан предупредить администрацию

а) за 1 месяц;

б) за 2 недели;

в) за 1 неделю;

г) за 3 недели.
6.2.Какая из четырех групп документов может быть названа ценной бумагой?

а) акции, облигации, векселя;

б) дивиденды, облигации, накладные;

в) сертификаты, депозиты, акции;

г) деньги, акции, векселя.
6.3. Какой из приведенных терминов означает принятие в гражданство?

а) адаптация

б) натурализация

в) филиация

г) экстрадиция.
6.4. Что такое патернализм как тип общественных отношений в труде?

а) свободные отношения между начальником и работником

б) «отеческая забота» хозяина (государства)о нуждах работника

в) жестко регламентированная система отношений по вертикали власти

г) отношения семейного типа

6.5 Что означает понятие «абсентеизм»?

а) дискриминация по расовому признаку

б) нежелание участвовать в выборах

6.6.Основоположником теории классов и социального конфликта является:

а) Ж.Ж. Руссо

б) К. Маркс

в) Ш.Л. Монтескье

г) И. Кант

д) О. Конт

е) Дж. Локк.

6.7.Основным фактором, влияющим на величину ренты, уплачиваемую несельскохозяйственными землепользователями за участок земли, является:

а) местоположение участка

б) плодородие почвы

в) продуктивность земли

г) цена на продукцию животноводства
7
8
. Работа со схемами


Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение.

1. Государственный долг. 2. Финансовые 3. Эмиссия. 4. Секвестр 5. Дефицит бюджета 6. Расходы 7. Бюджет. 8.Доходы. 9.Регулирование экономики 10 Средства регулирования. 11. Административные 12.Источники доходов. 13. Правовые.


Ответ:


8

. Прочитайте текст. Определите позицию автора и выскажите своё мнение, аргументированно его доказав.


Иными словами, я утверждаю, что существует функциональная связь между колебанием кривой питания общества и варьированием ею идеологии. С изменением первой «независимой переменной» меняется и «идеология общества», и меняется в том же направлении. В «эпохи Голода» это изменение сказывается в усиленной и успешной прививке членам общества такой идеологии, которая при данных условиях благоприятствует насыщению голодного общественного желудка, и в падении успеха идеологий, препятствующих - мешающих - этому насыщению. Обратное происходит в эпохи перехода общества от голодного к сытому состоянию.

Таким образом, я утверждаю, как бы это ни казалось парадоксальным, существование функциональной связи между количеством и качеством калорий, поглощаемых обществом, и сменой успеха или неуспеха ряда идеологий, циркулирующих в нём. (П. Сорокин «Голод и идеология»)



9. Соотнесите понятия и определения


ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1. Гражданская ответственность

а)Государственное принуждение к исполнению требований права, правоотношение, каждая из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной, государством и обществом.

2. Административная ответственность

б) Совокупность предусмотренных законом мер воздействия, которые влекут для виновного невыгодные последствия имущественного характера — возмещение убытков, уплату неустойки, возмещение вреда.

3. Юридическая ответственность

в) Форма юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенное ими административное правонарушение.

4.Материальная ответственность

г) По трудовому праву обязанность работника возместить ущерб, причиненный предприятию (учреждению, организации), в пределах и порядке, установленных законодательством.

Ответ: 1 -



2 -

3 -


4 -

1
21
0. КРОССВОРД









7




1

























3







16



















15




2
















5
















8

























4







6










9



























































































17





















































































18












































































20




14
















19

































































































21










10
















25





































22






















12



















24













13



















23







11
































































































































По вертикали:

1. Система отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов. Эти контакты между продавцами и покупателями предполагают какие-то соглашения между ними, в соответствии с которыми происходит обмен по установленной цене.

2. Система власти, основанная на единоличном правлении. Обычно сочетается с личной диктатурой, но может иметь и умеренно демократический облик. Характеризуется сильной личной властью, ограничением или значительным ослаблением оппозиции, иерархическим типом управления, требованием беспрекословного подчинения и др.

3. Философское воззрение, согласно которому человек является центром мира и целью всех совершающихся в нем событий.

4. Процесс взаимодействия между индивидами или социальными группами с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данном обществе знаковых систем.

5. Узаконение какого-либо нового политического режима.

6. Обесценение денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности, ведущее к росту цен.

7. Понятие, характеризующее различные формы активности человека, а также природные и социальные явления с точки зрения их целесообразности, эффективности, гармоничности, предсказуемости, экономии затраченных средств и др.

8. Крайняя форма расизма по отношению к отдельным народам и этническим группам, лишение их политических, гражданских и социально-экономических прав, вплоть до территориальной изоляции.

9. Способность своими действиями реализовывать субъективные права и налагать на себя обязанности.

10. Одна из сторон, форм познания, которая заключается в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо одного свойства или отношения.

11. Одна из форм умозаключения, обозначающая движение познания от общего к частному, от общих суждений к частным выводам.

12. Человек, считающий весь мир своим отечеством; отвергающий свою принадлежность к какому бы то ни было этносу или другой локально-узкой идентификационной группе.

13. Совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

14. Административно-правовой метод, который проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования.
По горизонтали:

15. Юридически оформленный свободный добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности.

16. Количественная мера нетарифного ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

17. Совокупность умственно-духовных установок индивида или социальной группы, обусловливающая его (ее) миро- и самовосприятие, мысли и чувства, ценности и поведение.

18. Торговая политика государства, заключающаяся в защите национального производства от иностранной конкуренции путем взимания высоких пошлин с ввозимых товаров.

19. Изменение денежных выплат в соответствии с темпами инфляции.

20. Деятельность людей по производству экономических благ.

21. Правило, точное предписание.

22. Количество товаров или услуг, которое потребитель готов приобрести по конкретной цене из ряда возможных цен за определённый период времени.

23. Универсальная форма фиксации, закрепления и сохранения элементов социокультурного опыта, а также универсальный механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую историко-генетическую преемственность в социокультурных процессах.

24. Исключительное право производства, торговли и т.д., принадлежащее какому-либо лицу, определенной группе или государству.

25. Имущество, намеренно спрятанное, собственник которого не может быть установлен.







Смотрите также:
Региональный этап. 11 Класс установите верность или ложность утверждений («ДА» или «нет») и занесите ответы таблицу
166.07kb.
1 стр.
Школьный этап Всероссийской олимпиады по обществознанию 2012-2013 учебный год
82.93kb.
1 стр.
Тесты (31 балл) Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «нет») и занесите ответы таблицу
210.33kb.
1 стр.
Олимпиада по английскому языку 10 класс вариант 1 reading установите соответствие рубрик a-g
46.8kb.
1 стр.
A – н и текстами 1 – Занесите свои ответы в таблицу. Используйте каждую букву только один раз
208.74kb.
1 стр.
Чтение Задание 1 B2 Установите соответствие рубрик а-н
36.25kb.
1 стр.
Чтение Задание 1 B2 Установите соответствие рубрик а-н
46.15kb.
1 стр.
Тренировочные задания в формате егэ по английскому языку 9-11 классы Чтение Установите соответствие между заголовками А—Н
445.56kb.
5 стр.
Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады по экономике 9-11 класс I
282.79kb.
1 стр.
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку для 8 класса. Время на выполнение заданий-60 мин. Каждый правильный ответ оценивается в 1балл. Максимальное количество баллов – 36
100.17kb.
1 стр.
Сочинение-рассуждение ученицы 8-го класса Львовой Марии Москва, 2011
37.07kb.
1 стр.
Установите соответствие утверждений 1-7 содержанию текста. Отметьте каждое утверждение
72.29kb.
1 стр.