Главная
страница 1страница 2страница 3
Тема 10. Латинская Америка (4 часа).

Общая характеристика региона. Территория, подразделение на субрегионы. Особенности ЭГП. Государственный строй стран Латинской Америки. Унитарные и федеративные государства. Колониальные владения.

Природные ресурсы региона. Богатство полезными ископаемыми, их приуроченность к Тихоокеанскому рудному поясу, к Южно-Американской платформе и её краевым прогибам. Богатство водными и лесными ресурсами. Агроклиматические условия.

Население. Тип воспроизводства населения. Этнический состав; три компонента его формирования. Разнообразие этнического состава; дуализм культур. Главные черты размещения населения. Высокий уровень урбанизации. Понятия о латиноамериканском типе города и «ложной урбанизации». Крупнейшие городские агломерации региона.

Общая характеристика хозяйства. «Левый поворот» в начале XXI в. и переход к ускоренным темпам экономического роста. Горнодобывающая промышленность стран Латинской Америки. Обрабатывающая промышленность стран Латинской Америки. Их главные центры. Плантационный и потребительский сектора в сельском хозяйстве Латинской Америки. Главные отрасли земледелия и животноводства и их размещение. Особенность транспортной системы региона, «линии проникновения».

Территориальная структура хозяйства Латинской Америки. «Большая тройка» стран (Мексика, Бразилия, Аргентина). Экономическое значение столиц и крупных городских агломераций. Региональная политика.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Федеративная Республика Бразилия. Бразилия - самая большая страна Латинской Америки, одна из ключевых развивающихся стран. Ускорение темпов экономического роста с началом XXI в., вхождение в группу стран БРИКС.

Размеры и профиль горнодобывающей промышленности; основные центры. Размеры и профиль обрабатывающей промышленности; основные центры. Позиции Бразилии в мировом сельском хозяйстве, главные сельскохозяйственные районы.

Особенности территориальной структуры хозяйства; сосредоточение населения и производства в приатлантических районах. Стратегия освоения внутренних районов (Амазонии). Перенос столицы из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа. Промышленные новостройки в Амазонии. Особое значение крупнейших городских агломераций: Рио-де-Жанейро и «экономической столицы» страны – Сан-Паулу. Главные транспортные новостройки.


  • Практические работы

1. Нарисовать ментальную карту стран Латинской Америки с нанесением на нее границ субрегионов.

2. По «визитной карточке» на форзаце учебника определить формы правления и административно-территориального устройства стран Латинской Америки. Составить соответствующую классификационную таблицу в тетради.

3. Доля индейцев во всем населении отдельных стран составляет (в %): в Боливии – 63, в Гватемале – 54, в Перу – 47. В Эквадоре – 40, в Мексике – 15, в Чили – 9, в Панаме – 6, в Венесуэле, Колумбии, Никарагуа, Сальвадоре, Гондурасе, Аргентине – 2-4. Используя эти данные, постройте на контурной карте региона картодиаграмму.

4. Используя текст учебника, экономическую карту Латинской Америки в географическом атласе, нанесите на контурную карту региона главные страны, специализирующиеся на добыче и экспорте нефти, железной руды, медной руды, бокситов, оловянных руд, серы, серебра. Укажите причины такой специализации.

5. Используя текст учебника, физическую и экономическую карты Латинской Америки в географическом атласе, нанесите на контурную карту региона главные районы, специализирующиеся на производстве кофе, какао-бобов, сахарного тростника, бананов, пшеницы, кукурузы, мяса. Укажите причины такой специализации.

6. Используя текст и рисунки учебника, а также карты атласа, установите черты сходства и различия между Мексикой, Бразилией и Аргентиной. Выполните это задание в форме следующей таблицы в тетради:



Черты сходства

Черты различия




Мексика

Бразилия

Аргентина


Тема 11. Россия в современном мире (3 часа).

Место России в мировой политике. Россия как один из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Участие России в международных организациях. Россия и глобальный миропорядок.

Место России в мировом природно-ресурсном потенциале. Россия в мировой территории, в мировых ресурсах полезных ископаемых. Природные условия России для жизни людей. Экологическая обстановка в России.

Место России в населении мира. Ухудшение демографической обстановки в постсоветский период времени, нарушенная поло-возрастная структура населения, низкая средняя плотность населения, медленные темпы урбанизации.

Экономика России на мировом фоне. Два этапа в её развитии в постсоветский период времени. Россия в первой десятке крупнейших экономик мира. «Узкие места» в развитии экономики России: низкая конкурентоспособность, ярко выраженный топливно-сырьевой уклон, отставание в развитии высокотехнологичных производств, наличие сильных территориальных диспропорций.

Место России в промышленности мира. Лидирующее положение России в отраслях топливно-энергетического комплекса. Прочные позиции России в мировой горнодобывающей промышленности и в отраслях обрабатывающей промышленности «нижнего этажа». Отставание России в отраслях обрабатывающей промышленности «верхнего этажа» - машиностроении и химии органического синтеза.

Место России в мировом сельском хозяйстве – в растениеводстве и животноводстве.

Место России в мировом транспорте. Более сильные позиции России в железнодорожном и трубопроводном транспорте, более слабые – в автомобильном, морском и воздушном транспорте. Основные направления международной транспортной инфраструктуры для транспортировки нефти и природного газа.

Россия в международных экономических отношениях – мировой торговле и мировых финансовых связях.

Место России в мире по качеству жизни. Индекс развития человеческого потенциала и его составляющие. Высокое положение России в мире в сфере образования. Менее выгодное положение России в мире в сфере материального благосостояния. Невысокие показатели России в мире в сфере здоровья и долголетия.

Перспективы развития России до 2020 г. «Стратегия 2020» и её задачи в сфере экономической модернизации и перехода на инновационный путь развития. Ускорение темпов экономического роста, технико-технологическое перевооружение всего хозяйства, перестройка отраслевой и территориальной структуры хозяйства – как главные пути к повышению качества жизни. Необходимость новой индустриализации.


  • Практические работы

1. Используя таблицу 1 учебника и таблицы 3, 4, 5 и 6 в «Приложениях», рассчитать долю России в мировых разведанных запасах нефти, природного газа, угля и железной руды. По таблице 9 в «Приложениях» охарактеризовать место России среди стран мира по размерам эмиссии диоксида углерода в атмосферу.

2. Используя материалы учебника, построить в тетради круговую диаграмму «Десять стран-лидеров мирового хозяйства».

3. Используя текст и «Приложения» учебника, составить в тетради таблицу «Место отдельных отраслей России в мировом промышленном производстве».

4. Сделав необходимые расчёты, построить в тетради круговую диаграмму: «Доля отдельных отраслей промышленности России в мировом промышленном производстве».

5. Пользуясь поисковыми системами Интернета, найти информацию о: 1) размерах вложения иностранного капитала в экономку России; 2) оффшорных зонах, наиболее тесно связанных с российской экономикой.

6. Используя поисковые системы Интернета, ознакомиться с проектом «Стратегия 2020».



  • Проектные задания

1.Используя учебник и дополнительные источники информации, составить проект подключения к газотранспортной системе России гигантского газоконденсатного Штокмановского месторождения в Баренцевом море, освоения которого намечается во втором десятилетии XXI в.
Часть III. Тема 12. Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний) (5 часов).

Процесс глобализации и возникновение глобальных проблем человечества. Понятие о глобальных проблемах и их классификации.

Приоритетные глобальные проблемы.


  1. Проблема разоружения и сохранение мира. Причины и время её возникновения, этапы решения. Современная геополитическая обстановка в мире, перспективы её улучшения. Взаимоотношения России со странами НАТО.

  2. Проблемы международного терроризма. История терроризма и его виды. Возникновение международного терроризма и его распространение. Террористические организации. Меры борьбы с международным терроризмом.

  3. Экологическая проблема. Причины её возникновения и масштабы воздействия на географическую оболочку. Главные центры дестабилизации окружающей среды. Кризисные экологические районы. Угроза глобального потепления климата Земли. Меры по охране биосферы, роль ООН. Пути решения глобальной экологической проблемы.

  4. Демографическая проблема. Постепенное угасание демографического взрыва, как благоприятная предпосылка решения этой проблемы. Прогнозы роста численности населения Земли: соотношение экономически развитых и развивающихся стран. Перспективы развития процесса урбанизации. Пути решения демографической проблемы.

  5. Энергетическая проблема. Причины её возникновения. Пути решения энергетической проблемы в экономически развитых странах, отставание развивающихся стран. Использование достижений современного этапа НТР для решения энергетической проблемы.

  6. Продовольственная проблема. Количественные и качественные показатели питания в экономически развитых и развивающихся странах. «Пояс голода» в развивающихся странах. Два пути решения глобальной продовольственной проблемы: экстенсивный и интенсивный; особое значение второго из них. Прогнозы смягчения глобальной продовольственной проблемы.

  7. Преодоление отсталости развивающихся стран как глобальная проблема. Масштабы распространения бедности и нищеты в этих странах; международные индикаторы их определения. Особенно бедственное положение наименее развитых стран. Пути решения этой проблемы с участием мирового сообщества. Главный путь – социально-экономические преобразования во всех сферах жизни развивающихся стран.

Другие глобальные проблемы. Проблема охраны здоровья людей и меры по её решению. Проблема освоения Мирового океана и меры по ее решению. Проблема освоения космического пространства и меры по ее решению.

Взаимосвязь глобальных проблем.

Глобальные прогнозы развития человечества на ближайшую и отдаленную перспективу. Пессимистические прогнозы многих западных ученых, призывающие к сокращению населения и производства. Более оптимистические прогнозы российских ученых и некоторых западных ученых, которые видят главный путь решения глобальных проблем в социальном прогрессе человечества в сочетании его с научно-техническим прогрессом.

Понятие о стратегии устойчивого развития природы и общества. Три главных компонента устойчивого развития: 1) экономически устойчивое развитие, 2) экологически устойчивое развитие, 3) устойчивое социальное развитие. Устойчивое развитие и география.



  • Практические работы

1. Используя содержание темы 1 и 12 учебника, а также дополнительные источники информации подготовить сообщение (письменный реферат) на тему: «На пути к безъядерному и безопасному миру».

2. Используя содержание темы 2 и других тем учебника, составить в тетради схему: «Факторы и формы воздействия общества на окружающую среду».

3. Используя содержание темы 3 и других тем учебника, таблицы 11, 16, 17, 34 и 35 в «Приложениях», а также дополнительные источники информации нарисовать «демографический портрет» планеты в наши дни и в середине XXI в.

4. Используя содержание темы 12, составить в тетради схему: «Взаимосвязь проблем преодоления отсталости развивающихся стран с другими глобальными проблемами человечества».

5. Используя содержание тем 2, 3 и 12 учебника, составить в тетради схему понятия «Мировое хозяйство».

6. Составить конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества» по следующей форме:



Сущность проблемы

Причина возникновения

Пути решения











Учебно-тематический план.


Наименование раздела, темы

Количество часов

Практические работы

Проектные работы

Введение.


1







Часть I. Общая характеристика мира.

Тема 1. Современная политическая карта мира.

Тема 2. Природа и человек в современном мире.

Тема 3. География населения мира.

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства.



30

4
5
6

7
8


30

3
7
7

7
6


2

2


Часть II. Региональная характеристика мира.

Тема 6. Зарубежная Европа.

Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия.

Тема 8. Африка.

Тема 9. Северная Америка.

Тема 10. Латинская Америка.

Тема 11. Россия в современном мире.


32
6

9

4



6

4

3



37
6

7

5



7

6

6



8
2

2

2



1
1

Часть III. Тема 12. Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний).

5

6




Всего:

68

73

10


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения экономической и социальной географии мира ученик должен:
знать/понимать:

- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, направления миграций; проблемы современной урбанизации;

- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль в международном географическом разделении труда.


уметь:

- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


НОМЕНКЛАТУРНЫЕ ЕДИНИЦЫ КУРСА.


  • названия и столицы крупнейших по площади и населению стран мира;

  • географические регионы мира;

  • монархии и республики по регионам мира;

  • федеративные и унитарные государства по регионам мира;

  • основные международные организации (ООН, ЮНЕСКО);

  • страны, входящие в важнейшие международные объединения («Большая восьмерка», ЕС, НАТО, АСЕАН, ОПЕК, ФАО, МАГАТЭ);

  • страны с населением более 100 млн. человек;

  • основные регионы повышенной плотности населения на Земле;

  • ареалы распространения крупнейших народов, мировых религий, культурно-исторические центры;

  • крупнейшие агломерации и мегалополисы;

  • регионы и страны с наиболее крупными запасами нефти и газа, угля и других видов топливных и минеральных ресурсов; основные направления их перевозок;

  • регионы и страны с наиболее значительными земельными, лесными, водными, гидроэнергетическими ресурсами, ресурсами нетрадиционной энергетики;

  • размещение сырьевой базы отдельных отраслей и первые десятки стран основных производителей продукции (по отраслям), главные страны – экспортеры и импортеры данной продукции;

  • десятка ведущих стран по душевому производству электроэнергии;

  • основные страны и районы добычи сырья для черной металлургии; основные направления перевозок сырья и готовой продукции;

  • основные страны-производители черных и цветных металлов;

  • основные машиностроительные регионы мира, страны, являющиеся главными производителями и экспортерами в автомобилестроении, станкостроении, судостроении, электротехнической промышленности, крупнейшие мировые центры машиностроения;

  • страны, имеющие значительную сырьевую базу для развития химической и деревообрабатывающей промышленности мира, основные страны – производители минеральных удобрений, полимеров, лесной продукции;

  • главные регионы и страны легкой промышленности, основные производители и экспортеры сырья для текстильной промышленности;

  • ведущие страны – производители основных зерновых, масличных, сахароносов, тонизирующих, клубнеплодных, технических непродовольственных культур; а также страны экспортеры и импортеры основной сельскохозяйственной продукции;

  • главные страны мирового рыболовства;

  • основные порты мира, важнейшие морские каналы и проливы, основные внутренние водные пути мира, главные воздушные державы мира;

  • ведущие страны мира по протяженности и плотности автомобильных и железных дорог;

  • крупнейшие старопромышленные районы, индустриальные страны, районы нового освоения, свободные экономические зоны;

  • основные мировые центры и районы: промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные.

<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Программа по предмету география Класс 10
453.27kb.
3 стр.
Рабочая программа по предмету география Для 8 класса индивидуальное обучение
371.55kb.
1 стр.
Рабочая программа по учебному курсу «География материков и океанов» 7 класс
612.57kb.
4 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании Программы по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений «География. Материки и океаны. 7 класс»
212.35kb.
1 стр.
Программа по географии. 9 класс. Пояснительная записка. Рабочая программа курса «География России. Население. Хозяйство»
89.61kb.
1 стр.
Приказ № от 2012 г рабочая программа география 11 класс
695.77kb.
5 стр.
Программа по географии 8 класс Пояснительная записка. Рабочая программа курса «География России»
88.53kb.
1 стр.
Приказ № от 2012 г рабочая программа география 10 класс
692.82kb.
3 стр.
Рабочая программа по курсу «География России. Население и хозяйство»
1080.23kb.
5 стр.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов
177.56kb.
1 стр.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» 1 класс
512.84kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности: 1-31 02 01 География Направление 1-31 02 01- 02 География
291.92kb.
1 стр.