Главная
страница 1
Министерство образования Сахалинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования Сахалинской области

«Профессиональное училище № 13»




Моногибридное скрещивание


 

Методические указания к самостоятельной работе обучающихся

Александровск-Сахалинский

2013

Моногибридное скрещивание: Метод указ. / Сост. И.Р. Меркулова /ГБОУ НПО «Профессиональное училище №13», - Александровск-Сахалинский, 2013

Методические указания предназначены для обучающихся всех профессий, изучающих курс биологии.

Рекомендовано методической комиссией преподавателей ГБОУ НПО «Профессиональное училище №13»

Председатель МК О.А. Мамедова


Общие понятия


Моногибридное скрещивание – это такое скрещивание, которое позволяет произвести гибридологический анализ наследования одного признака. При этом подразумевается моногенное наследование, то есть за признак А отвечают аллели гена А. В простейшем случае рассматриваются два аллеля: А и а. В более сложных случаях рассматривают несколько аллелей одного и того же гена, учитывая при этом, что один диплоидный организм может нести только два аллеля.

Цитогенетические основы наследования признаков при моногибридном скрещивании заключаются в том, что каждый признак закодирован в одной паре гомологичных хромосом. Тогда уменьшение числа аллелей в два раза при гаметогенезе связано с образование гаплоидных клеток в мейозе. Объединение гамет в зиготе связано с восстановлением диплоидного набора хромосом.

В простейших случаях для проведения гибридологического анализа наследования одного признака требуется: скрещивание гомозигот (родителей), получение гетерозигот (гибридов первого поколения), скрещивание полученных гетерозигот между собой, получение гибридов второго поколения и вычисление расщепления во втором поколении. В более сложных случаях гибридов первого поколения скрещивают с одной из родительских форм. И, наконец, рассматриваются варианты с летальными или полулетальными гомозиготами, в которых невозможно скрещивание гомозигот между собой.

Моногибридное скрещивание позволяет выявить закономерности наследования признаков при полном доминировании, неполном доминировании и кодоминировании. Полное доминирование наблюдается в том случае, если доминантный аллель (например, А) полностью подавляет действие рецессивного аллеля (например, а), и в фенотипе гетерозигот (например, Аа) проявляется только доминантный аллель. Неполное (промежуточное) доминирование наблюдается в том случае, если гетерозиготы обладают промежуточным фенотипом по сравнению с гомозиготами. Кодоминирование (совместное доминирование) выявляется при изучении наследования многих биохимических признаков.



Задания для самостоятельного выполнения:

1. Изучите примеры наследования признаков при моногибридном скрещивании.

2. Решите задачи:

№.1 Гомозиготное черносемянное растение скрестили с белосемянным растением. Определите потомство, полученное от скрещивания такого гибрида с белосемянным растением родительской формы (черный цвет доминирует над белым).

№2. Мохнатая гомозиготная крольчиха скрещена с гладкошерстным кроликом. Определите генотип и фенотип потомства, если мохнатая шерсть доминирует над гладкой.

№3. Растение фасоли гомозиготная по чёрной окраске скрещено с белосемянными. Определите потомство второго поколения, если чёрный цвет доминирует над белым.  

№4. При скрещивании серой мухи с черной все потомство имело серую окраску. Определите генотип и фенотип второго поколения.

№5. Мохнатость доминирует над гладкошерстностью. Мохнатая крольчиха скрещена с таким же кроликом. Определите генотип и фенотип потомства, если родительские формы были гетерозиготные.



Литература:

  1. Захарова В.Б. Общая биология.-М.: Дрофа, 2002

  2. Муртазин Г.М.. Задачи и упражнения по общей биологии

  3. Полянский Ю.И., Браун А.Д Общая биология 10-11 класс.- М.: Просвещение, 2001

  4. http://afonin-59-bio.narod.ru/2_heredity/2_heredity_lab/02.pdf

  5. http://www.biorepet-ufa.ru/reshenie-geneticheskix-zadach/monogibridnoe-skreshhivanie.html


Смотрите также:
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский 2013
73kb.
1 стр.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский 2013
65.69kb.
1 стр.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский 2013
35.05kb.
1 стр.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский 2013
77.75kb.
1 стр.
Методические указания по самостоятельной работе студента Киров 2013
106.02kb.
1 стр.
Методические указания к самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 удк ббк ф
281.02kb.
1 стр.
Методические указания по самостоятельной работе Красноярск
243.63kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся по специальностям «Сварщик», «Мастер по то и ремонту мтп»
777.31kb.
6 стр.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. План ы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями
1109.07kb.
7 стр.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями
1244.5kb.
8 стр.
Методические указания по самостоятельной работе
202.01kb.
1 стр.
Методические указания к самостоятельной работе Красноярск сфу 2012 удк ббк г
252.9kb.
1 стр.