Главная
страница 1страница 2страница 3
http://www.avpu.ru/history/04.htm
Архангельский педагогический колледж

Из истории подготовки российских учителей



    Развитие государственной системы подготовки педагогических кадров в России являлось сложным процессом, который обусловливался ходом социально-экономических перемен, переживавшихся обществом на том или ином этапе своего существования.
    Исследователи выделяют пять периодов становления системы российского специального педагогического образования .
    С некоторой долей условности первый период можно назвать церковно-просветительским. Он продолжался со времен расцвета Киевской Руси до эпохи бурных преобразований Петра I.
    Время с конца XVII века по 1804 можно определить как период петровских реформ. Благодаря им в течение примерно 100 – 110 лет складывалась государственная система народного образования, создавались предпосылки для рождения средних специальных педагогических заведений.
    Принятие в 1804 году Устава учебных заведений положило начало третьему периоду – становлению регулярной сети учебных заведений, призванных осуществлять подготовку учителей.
    С октября 1917 года начался советский этап создания и совершенствования системы обучения учительских кадров.
    И, наконец, с 1985 года среднее специальное образование вступило в пятый период своего развития, когда был сделан крупный шаг к высшей школе. За истекшее время в России появились новые типы учебных заведений: педагогические колледжи и учебно-педагогические комплексы.
    На наш взгляд, правомерен вывод А.Л. Смятских, исследователя проблемы развития среднего специального педагогического образования в России, о том, что такая “этапизация соотносится с общим мировым процессом”, в частности с опытом становления этой формы образования в Соединенных Штатах Америки .
    Проследим за тем, как готовились в России и конкретно в Архангельской губернии учительские кадры.
 

* * *


    Долгое время Русь не имела каких-либо специальных педагогических заведений. В XIV-XV вв. их не было даже в таких крупных центрах, как Новгород, который остался в стороне от разбойного татарского нашествия.
    Образовательные запросы населения удовлетворяли в основном вольные “мастера грамоты”, то есть люди, умевшие читать и писать.
    Особую роль в становлении образования на Руси сыграла церковь, так как именно среди священнослужителей было больше всего грамотных людей.
    Лишь во второй половине XVII века, когда в юго-западном соседстве Руси возник центр “православной учености” – Киево-могилянская академия – и выходцы из нее появились в Москве, началось движение за создание различных училищ.
    1687 год ознаменовался открытием в Москве Славяно-греко-латинской академии. Это первое высшее общеобразовательное учебное заведение, как и другие, в основном епархиального характера, сыграло определенную роль в подготовке кадров для нужд государства и церкви, преподавателей учебных заведений .
    К сожалению, не сохранилось сведений, позволяющих судить об уровне образованности русских людей в XV-XVII веках. Известный исследователь этой проблемы А.И. Соболевский, изучив челобитные ряда монастырей и подписи под ними монахов, сделал общий вывод о значительной распространенности грамотности в Русском государстве . По его данным, в Московской Руси, кроме священнослужителей, грамотой частично владели также торговые люди, крупные и мелкие землевладельцы и даже небольшая часть зажиточного крестьянства. В своем исследовании он, в частности, подчеркнул, что «не только под Москвой, но даже в таких глухих местностях, как поселения далекого Севера, не было недостатка в училищах».
    Грамотный человек в ту пору считался образованным, хотя образование, в сущности, было элементарным и почти одинаковым для всех сословий. Отмечая этот факт, Соболевский писал: “И княжеский сын, и поповский, и крестьянский учились в одни и те же годы, одному и тому же, по одним и тем же книгам, часто у одних и тех же учителей, и достигали в школьном образовании приблизительно одного и того же – умения читать и писать” .
    Церковно-просветительский период подготовил некоторые предпосылки для вступления в следующий этап школьного образования в России.
    Своего рода “культурный перелом” в истории развития русской педагогической школы наступил во второй половине XVII века, то есть в период коренных преобразований, охвативших несколько десятилетий.
    Расширение международных связей, рождение и быстрый рост государевых служб при Петре I потребовали большого количества грамотных людей, знавших иностранные языки, международное право, умевших читать чертежи, делать расчеты при строительстве заводов и кораблей.
    Петр I в самом начале своего правления думал о создании в России такой школы, из которой бы “во всякие потребы люди происходили, в церковную службу и гражданскую, воинствовать, знать строение и докторское врачевское искусство” .
    Для основания школ подобного рода требовалось длительное время и терпение. Сначала царь направлял молодых людей для обучения различным специальностям в зарубежные страны и приглашал в Россию иностранных учителей. Затем Петр I начал создавать собственную государственную систему народного просвещения.
    Как отметила профессор Т.С. Буторина, в период правления Петра Великого появилось 54 указа о развитии школьного дела в России . Ничего подобного не знала до той поры история нашего Отечества.
    Первой попыткой петровского правительства создать в России сеть начальных учебных заведений для населения явилось открытие цифирных школ. Эти заведения предназначались для “всякого чину людей опричь однодворцев”, то есть для людей всех сословий, кроме крестьян.
    Крестьянских детей запрещалось принимать в цифирные школы, поскольку, как говорилось в одном из указов 1722 года, крестьянский труд не требует какого-либо образования.
    По данным за 1727 год, в этих заведениях насчитывалось всего около двух тысяч человек. До половины их составляли дети лиц духовного звания .
    К концу правления Петра I в России, кроме трех академий, были 26 училищ для детей священнослужителей, 51 народная и 59 гарнизонных школ .
    К светским школам следует добавить церковные учебные заведения, которые имели несравненно большее число учащихся. Система церковного образования включала 3 ступени: низшую – архиерейские школы, среднюю – семинарии и высшую – академии.
    К концу первой четверти XVIII века в России действовали 46 епархиальных школ, в которых обучалось около 6 тысяч человек. Все это свидетельствует о том, что при Петре I начал претворяться в жизнь принцип государственности российской школы.
 

* * *


    В петровскую эпоху впервые правительственными актами регламентировались некоторые стороны положения учителя. Указом от 30 апреля 1720 года, например, всем “губернаторам, вице-губернаторам и воеводам велено за учителями смотреть того накрепко, чтоб в том учении они учителя чинили прилежание, а ученикам в принимании и учении их продолженью и обид и налогов никаких никому по прихотям своим отнюдь не чинили...”
    При Петре I впервые была предпринята попытка использовать в качестве учителей цифирных школ воспитанников морской и артиллерийской школ. За время существования цифирных школ из Москвы и С.- Петербурга в губернские города было направлено 47 учителей. Согласно царскому Указу предписывалось брать из центра таких выпускников, “которые географию и геометрию выучили, и послать во всякую губернию по два человека, для науки молодых ребяток изо всяких чинов людей” .
    Для учителей, направленных из центра в губернские города, впервые определялись нормы содержания: по 3 алтына и 2 деньги на день из губернских доходов. А по окончании школы ученик был обязан платить в пользу учителя рубль.
 

* * *


    Следует отметить, что в ноябре 1779 года при гимназии Московского университета была учреждена первая в России педагогическая (учительская) семинария, или, как тогда ее называли, бакалаврский институт. Эта семинария была единственным в то время педагогическим учебным заведением в России, выпускникам которой присваивалась степень бакалавра – ученая степень педагогического профиля.
    Однако развитие школьного дела в России в послепетровский период тормозилось рядом причин, среди которых были: недостаток учебников, их высокая цена, а в особенности нехватка опытных учителей.
     По данным русских исследователей, вплоть до последней четверти XVIII века на Руси отсутствовала система подготовки учительских кадров. Кто только не подвизался на ниве народного просвещения: вчерашние ученики, отставные офицеры, представители духовенства, насчитывавшего наибольшее число грамотных людей! Многие учителя, работавшие в начале XVIII века в учебных заведениях столицы и в семьях состоятельных людей, были иностранцами. И это несмотря на то, что еще Петр Великий предписывал использовать в качестве учителей “мастеров из русских”.
 

* * *


    Крупные российские мыслители настойчиво поднимали вопрос о создании и совершенствовании государственной системы подготовки педагогов.
    Василий Никитич Татищев одним из первых в России заговорил о подготовке учителей по всем наукам из русских людей и наборе их из числа учеников Академической гимназии.
    Прогрессивные идеи В.Н. Татищева и других русских просветителей были подхвачены и развиты М.В. Ломоносовым.
    С именем великого помора связана разработка самостоятельной программы организации просвещения в России. Хорошо известен такой документ, вышедший из-под его пера, как “Проект Регламента академической гимназии, 1758 г.”.
    М.В. Ломоносов, выступая за необходимость повсеместного обучения детей, в записке, адресованной И.И. Шувалову, писал: “Главное дело в том состоит, что везде, где только есть церковь, должны попы и причетники учить грамоте за общую плату всего прихода” .
    Ратуя за расширение сети гимназий и школ в России, М.В. Ломоносов настаивал: “Надлежит необходимо в знатных городах учредить гимназии, в которых бы обучали нужные европейские языки и первые основания, и при оных гимназиях некоторое число положить учеников записных на содержании казенном, другие же могут быть вольные, а по маленьким городам учредить школы, в которых будут обучать русской грамматике, арифметике и прочим первым основаниям, а из оных школ станут выходить в гимназии, а из гимназий в Кадетский корпус, в Академию и в Университет, а из сих мест в действительную службу”.
    В основе ломоносовского подхода к развитию образования лежали такие конструктивные идеи, как обучение на родном языке, демократизм, преемственность учебных планов средней и высшей школы.
    Ломоносовские идеи нашли свое развитие в замечательном документе - “Наказе жителей города Архангельска в Екатерининскую законодательную комиссию”. Он был создан во второй половине 1760-х годов.
    Главным составителем документа явился Александр Иванович Фомин (1733-1802), европейски образованный человек. Наказ активно обсуждался городским обществом, на подлиннике стояли подписи 185 купцов. Первой среди них значилась подпись городского головы Ивана Баженина, второй - составителя наказа А. Фомина.
    В наказе проявился весьма критический подход к состоянию образования. Было указано на жалкое существование начальных школ, отсутствие каких-либо учебных заведений для купцов, нехватку в городе учебников и недостаток “школьных мастеров”, т.е. учителей. Следствием этого являлась неграмотность купцов, незнание ими бухгалтерии - “опоры и факела купечества”, иностранных языков, русского и иноземного права торговли и т.д.
    Наказ подчеркивал, что до той поры, пока Россия не будет иметь просвещенных негоциантов, Европа “всегда успеет верх одерживать в своих прибытках” .
    А тремя годами раньше архангельский историк В. Крестинин в составленном им “донесении” в комиссию о коммерции так охарактеризовал картину состояния грамотности и культуры архангельских купцов: “Если по предыдущему описанию сравнить состояние нашего купечества с купечеством просвещенных народов, то с устыдением признать сию истину должно, по достопамятному изречению государя императора Петра Великого, что купечество наше “яко дети, неучению ради” .
    В своем наказе архангелогородцы сетовали, что их дети “из-за скудости со стороны родителей неучеными остаются, особливо женский пол, коему вверяется по замужеству воспитание детей и домашняя экономия”. А значит, нужно, чтобы “всех детей обоего пола все граждане учили грамоте в малых школах”.
    Особенно остро выдвигался вопрос о создании школы по обучению “купцов и служителей, приготовляемых к торговому промыслу”. “Купецких детей” рекомендовалось обучать правописанию и штилю купеческих писем, арифметике и знанию о весах и мерах других государств, бухгалтерии и купеческой географии, иностранным языкам, праву и навигации. Последний параграф Наказа напоминал о необходимости “учредить для купеческих детей и для способных из бедности большую школу”, проект каковой был представлен от архангелогородского гражданства в Комиссию о коммерции еще в 1764 году .
    Идеи М.В. Ломоносова, а также “Наказа города Архангельска”, впитавшего часть наследия великого земляка, позднее нашли понимание у властей. В частности, в конце XVIII века Сенат – высшее правительственное учреждение страны – признал “за весьма полезную обществу” идею создания гимназий и начальных школ.
    Именно в этот момент в России начала складываться государственная система подготовки учителей. В 1779 и 1782 годах открылись учительская семинария при Московском университете и Главное народное училище в Петербурге, которые можно считать первыми средними специальными педагогическими заведениями.
    Как уже говорилось выше, студентам, оканчивавшим учительскую семинарию при Московском университете, присваивалась ученая степень педагогического профиля – степень бакалавра. Срок обучения в этой семинарии составлял 3 года.
    Чуть позже учительская семинария появилась в Петербурге. Она выделилась из Петербургского народного училища и вела подготовку учителей для главных и малых народных училищ.
    Наряду с преподаванием общеобразовательных предметов, особое внимание в семинарии уделялось вооружению будущих учителей “способом учения”, т. е. методикой обучения учащихся.
    Следует, однако, отметить, что появление упомянутых выше учебных заведений явилось лишь первой ласточкой. Выпускники этих учительских семинарий не могли удовлетворить возросший спрос на учителей. Петербургская учительская семинария, просуществовав 20 лет, выпустила всего 425 педагогов.
    Ведущими учебными заведениями в России в XVIII веке оставались духовные семинарии. Многие их выпускники становились учителями городских народных училищ, а остальные пополняли отряд церковнослужителей.
 

* * *


    Начало нового, третьего этапа в становлении системы подготовки педагогических кадров положил Устав учебных заведений, принятый в 1804 году. Этот документ юридически закрепил достижения в создании сети различных типов учебных заведений и послужил толчком для их дальнейшего увеличения и совершенствования.
    Достаточно отметить, что в начале XIX века в пяти учебных округах России появилось 32 гимназии, 126 уездных училищ, в которых обучалось 15677 учеников, в том числе 2838 гимназистов .
    Значительное развитие получили различные курсы уездного и даже губернского масштаба. Важность этой работы подчеркнута в представлении архангельского губернатора Н.А. Качалова министру народного просвещения.
    Качалов, в частности, доложил министру о том, что, осмотрев все важнейшие школы губернии, он пришел к выводу: Архангельская губерния по своему положению имеет право «на особенное внимание правительства».
    «Особое положение» губернии он доказывал тем, что «большинство селений расположено по берегам моря или рек», люди живут преимущественно мореплаванием, имея постоянные сношения с Норвегией: «С состоянием народного образования тесно связано развитие торгового мореплавания, последствием которого будет улучшение быта поморов и освобождение правительства от необходимости кормить во время неурожаев нуждающихся» .
    Во-вторых, губернатор полагал, что «только правильно устроенное народное образование» может несколько ослабить или уничтожить раскол, в котором «состоит большинство населения губернии».
    И, наконец, губернатор подчеркнул, что природные дары Северного края пока совершенно не разрабатываются, так как в губернии отсутствуют необходимые кадры, готовые заниматься этим государственным делом.
    Надо отдать должное министерству народного просвещения. В ответ на просьбу губернатора оно выделило средства для проведения общегубернских курсов учителей, всячески поддерживало его инициативу проводить краткосрочные уездные курсы.
    Николай Александрович глубоко вникал в работу школ, делал далеко идущие выводы. Так, например, посетив несколько онежских сельских школ, он писал: «Я мог на деле убедиться, что когда школы попадают в деятельные руки и если во главе их стоят люди, знакомые с существом своих обязанностей, то преподавание всегда и везде идет хорошо. Большинство учительниц, которые мне встречались, отличались основательностью подготовки, что составляет положительную заслугу Архангельской женской гимназии, где они по преимуществу оканчивали свое воспитание».
    Губернатор не остался в стороне от судьбы земляков великого помора и посетил родину М.В. Ломоносова. Отметив достойную постановку учебного дела (а в школе обучалось в то время 50 мальчиков и 17 девочек), Качалов в то же время был удручен состоянием школьного здания, пришедшего в ветхость. Подобное положение школы он объяснил равнодушием местного населения к школьному делу и памяти великого земляка. Губернатор выразил уверенность, что крестьяне откликнутся на призыв о необходимости сбора денег на сооружение нового здания школы. Спустя непродолжительное время новое школьное здание было построено.
    Таким образом, несмотря на сложность и противоречивость процесса развития педагогического образования, в России появились разнообразные типы учебных заведений, в которых готовились учителя.
    Эта важная общегосударственная проблема всегда привлекала умы выдающихся людей России. Свои идеи о путях совершенствования подготовки учителей высказывали, кроме М.В. Ломоносова и В.Н. Татищева, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Д.И. Менделеев и другие ученые и общественные деятели.
    Практический вклад в подготовку российского учительства внесли выдающиеся педагоги и организаторы народного образования К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, писатель Л.Н. Толстой, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и ряд других.
    Страстным сторонником расширения сети педагогических учебных заведений был, в частности, педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что “самый могущественный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей”. В 1861 году Ушинский опубликовал в журнале Министерства народного просвещения статью “Проект учительской семинарии”. В этом труде педагог отстаивал мысль о том, что краткие курсы, индивидуальная подготовка никак не могут заменить собой специальных педагогических заведений, призванных готовить юношей и девушек к работе учителей начальной школы.
    В это время Ушинский создал двухгодичный педагогический класс в Смольном институте, принимал активное участие в его работе. А проект учительской семинарии был позднее осуществлен передовыми земствами.
 

* * *


    Резкое увеличение потребности в учительских кадрах обусловили реформы 60-х годов XIX века. Развитие экономики повысило тягу к образованию, к знаниям широких кругов городских сословий: ремесленников, мещан, купцов и интеллигенции.
    По выражению журнала “Русская школа”, “на молодой ниве русского народного образования не было сеятеля для русской реорганизованной школы, возникающей на развалинах дореформенного “учебища”, не было сколько-нибудь подготовленного народного учителя”.
    Ускоренное развитие среднего педагогического образования началось в России с 60-70 гг. XIX века. Постепенно стабилизировались два типа учебных заведений: учительские институты и учительские семинарии, прообразы которых возникли еще в XVIII веке.
    Решение о создании учительских институтов было принято в мае 1872 года. В нем указывалось на необходимость создания в России 7 институтов “для приготовления учителей в городские училища”. Это были закрытые учебные заведения с трехлетним сроком обучения.
    В них принимались “молодые люди всех званий и состояний не моложе 16 лет, здорового телосложения и хорошей нравственности”.
    Женщины в институты не принимались. Выпускники, находившиеся на казенном обеспечении, должны были проработать по распределению в школе не менее 6 лет.
    В целом учительские институты являлись школами-тупиками. Они не давали выпускникам ни права поступления в университет, ни высшего образования. Педагогическая общественность прозвала их “плебейскими университетами”.
    По состоянию на 1 января 1914 года в стране числилось 44 подобных заведения. В них обучалось около 4 тысяч человек.
    Учительские институты выпускали педагогов “широкого профиля”, которые были обязаны преподавать два-три и более предметов в городских, уездных, высших начальных училищах.
    Преобладающим же типом средних педагогических заведений стали учительские семинарии. Согласно положению 1870 года, “учительские семинарии имели целью доставить педагогическое образование молодым людям всех сословий, православного исповедания, желающим посвятить себя учительской деятельности в начальных училищах”.
    Семинарии в основном комплектовались из детей зажиточных крестьян, сельского духовенства и чиновников. Воспитанники жили в специальных интернатах. На учебу принимались люди не моложе 16 лет. Вначале срок обучения составлял 3 года, потом был увеличен до 4-х, а в отдельных семинариях – даже до 5 лет. Однако семинария, как и учительский институт, не давала выхода в высшее учебное заведение.
    Главное внимание в семинариях уделялось не общеобразовательным предметам, а технике “учительского ремесла”, то есть методике. Учебные планы их были весьма скромны. Среди других дисциплин студентам преподавали закон божий, педагогику, геометрию, землемерие, русский и церковно-славянский языки, русскую историю, географию, чистописание, пение и ремесло.
    Значительный вклад в подготовку учителей в России вносили женские учебные заведения. Институты благородных девиц, педагогические классы в училищах и гимназиях, женские епархиальные училища существенно пополняли ряды учителей начальной школы и домашних учительниц. В конце XIX века в России имелось 319 женских гимназий, 30 институтов и 40 женских епархиальных училищ.
    Начало XX века ознаменовалось еще одной особенностью в системе подготовки российских учителей: рождением неправительственных педагогических заведений. Среди них появились земские семинарии, Педагогическая Академия в Петербурге, высшие педагогические заведения П. Лесгафта, В. Шелапутина и ряд других. Все они готовили учителей для средней и начальной школы.
    Однако сеть педагогических учебных заведений в России и в конце XIX – начале XX веков была недостаточной. Поэтому большинство учителей по-прежнему не имело специального педагогического образования. В 1880 году, например, 5245 учителей получили образование в учительских семинариях и школах, 18497 – в духовных семинариях и женских епархиальных училищах, в уездных и городских училищах, гимназиях, прогимназиях и других заведениях. А 2065, то есть каждый десятый учитель, имели лишь домашнее образование.
    В Архангельской губернии даже в 1915 году из 804 школьных работников только 337, т.е. значительно менее половины всего состава учителей, имели педагогическое образование.
    К марту 1917 года в стране насчитывалось около 300 гимназий и прогимназий, более 350 женских училищ, 30 институтов, 192 учительских семинарии и ряд других учебных заведений, которые выпускали учителей для школ различного типа, составляя основу российской педагогической школы.
    Заметную роль в подготовке педагогов сыграли учительские семинарии. Просуществовав более полувека, они дали России сотни учителей, внесли вклад в разработку методики начального обучения.
 

* * *


    Много ценного накопили педагогические учебные заведения в советский период, который можно датировать с октября 1917 по конец 80-х годов.
    Примерно с 1917 по 1923 годы происходило творческое переосмысление опыта дореволюционной педагогики. Пройдя путь от крайнего нигилизма до механического исполнения старых образцов, органы образования постепенно создавали новую систему подготовки учителей.
    Уже в 1918 году в системе Наркомпроса РСФСР работали 6 высших педагогических курсов, 140 учительских семинарий и 20 педагогических курсов пониженного типа. А к концу 1920 года в России насчитывалось 154 трехгодичных и 90 двухгодичных педагогических курсов.
    В 1921 году в системе подготовки учителей появились четырехлетние педагогические техникумы, созданные на базе педагогических курсов. В них обучалось в то время около 40 тысяч человек. Характерно, что почти 36% студентов составляли мужчины, 64 % – женщины.
    В 1930 году педагогические техникумы перешли на трехлетний срок обучения. К этому моменту в России действовала широкая сеть педагогических учебных заведений: 65 пединститутов и 564 педтехникума. В них соответственно обучалось 29124 и 143 тыс. студентов.
    Все это говорит о том, что, несмотря на крутую ломку системы подготовки учителей после 1917 года, к 30-м годам педагогические техникумы, набрав силу, стали главным источником пополнения школ РСФСР учительскими кадрами.
    С некоторой долей условности можно сказать, что в течение короткого периода произошло сжатое во времени историческое развитие педагогического образования. Если ранее этот процесс занял столетия, то в советское время он практически уложился в двадцать лет. Это положение убедительно подтверждают данные о развитии сети и контингентов упомянутых учебных заведений за 1934-1937 гг. Приведем небольшую таблицу (данные по СССР):
 

Годы


Пединституты

Учительские институты

Педучилища

 

 

 

Кол-во заведений

Число студентов

Кол-во заведений

Число студентов

Кол-во заведений

Число студентов

 

1934

115

69.989

43

5.316

772

166.587

1935

102

74.560

91

21.946

748

186.620

1937

96

72.595

98

34. 489

760

226.635

следующая страница >>
Смотрите также:
Исследователи выделяют пять периодов становления системы российского специального педагогического образования
372.66kb.
3 стр.
Программа по дисциплине опд. Ф 12. «Специальная педагогика»
284.13kb.
1 стр.
Психолого-педагогическая коррекция в условиях интегрированного (инклюзивного) образования на основе зарубежного опыта Методический сборник
931.38kb.
5 стр.
«Социально-педагогическое и психологическое сопровождение становления личности обучающихся и их профессионального самоопределения»
125.67kb.
1 стр.
Справка проблемы развития педагогического образования
400.91kb.
2 стр.
Отчет о деятельности
280.03kb.
1 стр.
Сборник архивных, исторических материалов, посвященных 170-летию системы образования го красноуфимск
1231.68kb.
8 стр.
Цель вашего проекта
30.52kb.
1 стр.
Краткий очерк становления российского государства
93.51kb.
1 стр.
К 15-летию возрождения Казначейства России
232.6kb.
1 стр.
Новейший этап формирования политической карты мира
31.67kb.
1 стр.
Принято на заседании Педагогического Совета
68.77kb.
1 стр.