Главная
страница 1страница 2страница 3


На правах рукописи

Бандурин Сергей Геннадьевич



История формирования руководящих кадров

Пограничной службы России в XX веке

(царская Россия, СССР, Российская Федерация)

Специальность: 07.00.02 – Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре истории и международных отношений ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет»

Научный консультант: доктор исторических наук, доцент

Пеньковский Дмитрий Дмитриевич

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор



Назаров Александр Николаевич

доктор исторических наук, профессор



Никитин Алексей Николаевич
доктор политических наук, профессор

Буренко Владимир Иванович

Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Российская академия



государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Защита диссертации состоится «4» марта 2010 года в 16.30 час. на заседании диссертационного совета Д 521.004.01 при ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет» по адресу: 111 395, Москва, ул. Юности, 5/1, корп.3, ауд. 511.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет».

Автореферат разослан « » _______________ 2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Мацуев А.Н.


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В настоящее время в связи с реформированием общества остро встает вопрос о совершенствовании системы управления государством в целом и пограничными органами Федеральной службы безопасности России в частности. Для исторической науки важно раскрыть феномен1 пограничной элиты России на этапах ее эволюции: зарождения, становления и развития. Вместе с тем исследование проблемы может позволить спрогнозировать пути совершенствования отбора (рекрутирования), инкорпорации (вхождения) и экскорпорации (выхода) руководящих кадров Пограничной службы России, их формирования и воспитания; оценить место и роль руководящих кадров в обеспечении национальной и пограничной безопасности государства.

Россия, в силу своей истории и геополитического положения, имеет уникальный опыт охраны государственной границы. Специфика Пограничной службы всегда заключалась в том, что она представляла собой специальную государственную военную организацию, предназначенную для охраны государственной границы и обеспечения пограничной безопасности. Этот опыт – национальное достояние. Вместе с тем отечественная историография свидетельствует, что в истории имеются «белые пятна», касающиеся формирования и воспитания руководящего состава Пограничной службы. Необходимо также осмысление источниковой базы, с которой снят гриф секретности.

Опыт управления охраной государственной границы и обеспечением пограничной безопасности Отечества нашел отражение в научных исследованиях (диссертациях, монографиях, сборниках документов и материалов, очерках, научных сборниках и т.п.). Их характерной чертой является то, что они посвящены в основном советскому периоду; в них раскрывается, чаще всего, проблема деятельности офицеров-управленцев Пограничной службы по руководству подчиненными без тесной связи с их социальной принадлежностью, уровнем образования, воспитания, способностью аккумулировать новые идеи и реализовывать их на практике; вопросы управленческой деятельности должностных лиц обезличены, не персонифицированы, не освещена их творческая деятельность в организации охраны государственной границы. Историческая наука должна преодолеть эти недостатки.

Реформирование Пограничной службы ФСБ России предполагает превращение ее в специальную государственную организацию, составляющую основу системы обеспечения пограничной безопасности и являющуюся составной частью системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве. Выработка нового облика государственной границы предполагает учет исторического опыта отбора, формирования и воспитания пограничной элиты с целью повышения устойчивости и эффективности руководства пограничными органами, обеспечения надежной защиты и охраны границы.

Недостаточная разработанность проблемы, ее научная и практическая значимость на современном этапе определили выбор темы диссертационной работы и ее структуры.

Научная проблема заключается в том, чтобы на основе исследования процесса эволюции охраны государственной границы выявить: понятие пограничной элиты, ее характерные черты; тенденции и принципы формирования пограничной элиты как составной части отечественной элиты; место и роль пограничной элиты в решении задачи обеспечения национальной и пограничной безопасности России в различные исторические периоды, а также произвести классификацию пограничной элиты по различным основаниям и вскрыть противоречия развития пограничной элиты.

Объект исследования - руководящий состав Пограничной службы (пограничной стражи, пограничной охраны, пограничных войск, пограничных органов).

Предмет исследования - процесс рекрутирования, формирования и воспитания руководящего состава Пограничной службы, инициируемый и осуществляемый органами государственного, военного и пограничного управления, командирами (начальниками) Пограничной службы.

Целью диссертации является исследование на основе архивных, военно-исторических и других источников критериев опыта рекрутирования, формирования и воспитания руководящего состава Пограничной службы в ХХ в. в царской России, Советском Союзе и Российской Федерации, пополнения им отечественной истории и истории Пограничной службы, разработка предложений по использованию российских исторических традиций адекватно сегодняшнему состоянию Пограничной службы Российской Федерации.

В этих целях в диссертации решаются следующие исследовательские задачи:

1. Провести историографический анализ состояния разработки научной проблемы.

2. Определить характерные черты деятельности органов государственного, военного и пограничного управления по отбору, формированию и воспитанию руководящего состава Пограничной службы в различные исторические периоды ХХ в.

3. Выявить изменения подходов в кадровой политике дореволюционного, советского и российского периодов отечественной истории в контексте формирования руководящих органов Пограничной службы.

4. Проанализировать основные каналы и механизмы рекрутирования руководящих кадров Пограничной службы.



5. Сформулировать исторические уроки рекрутирования, формирования и воспитания руководящего состава Пограничной службы и выработать научно-практические рекомендации.

Хронологические рамки исследования охватывают XX век. Дореволюционный период характеризовался сословной иерархией и субординацией в среде руководящих кадров Пограничной службы и единственно возможной системой отбора в пограничную элиту – системой гильдий. Советский период отмечен классовым подходом к формированию руководящих кадров, перехода от антрепренерской системы вновь к системе гильдий. В российский период сочетались две системы отбора: гильдий и антрепренерской, управленческая деятельность в обеспечении пограничной безопасности приобрела особую значимость и даже элементы престижности. Столь большой хронологический период исследования позволяет наиболее полно проследить эволюционный путь развития системы рекрутирования руководящих кадров Пограничной службы, провести исторический анализ процесса их формирования и воспитания, определить их место и роль в обеспечении национальной и пограничной безопасности, извлечь исторические уроки и поставить их на службу современности.

Методологическую основу исследования составляют принципы научной объективности, историзма, социального детерменизма, творческого подхода к анализу исторических явлений и процессов. При решении исследовательских задач за основу взяты архивные материалы и другие надежные источники. При анализе исторических событий учитывались опубликованные документы, воспоминания современников, участников конкретных исторических событий, личные дела, автобиографии, анкеты, учетно-партийные документы, письма персоналий, работы российских и зарубежных ученых. Выводы сформулированы на основе достоверных фактов. Принцип историзма позволил рассмотреть феномен пограничной элиты в историческом развитии, выявить периоды развития отечественной элитологии, Пограничной службы и пограничной элиты, оценить события, факты и персоналии в пограничной и отечественной истории, рассмотреть их в единстве прошлого, настоящего и будущего. Принцип социального детерменизма обусловил рассмотрение фактов, событий и явлений в тесной взаимосвязи и причинной обусловленности. Для обоснования обобщений и выводов применены общенаучные методы (логический, исторический, математические), а также методы познания – индукция, дедукция, анализ (контент-анализ), синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, аналогия и собственно-исторические методы – комплексный, проблемно-исторический, сравнительно-исторический, историко-социологический, просопографический, периодизации, классификации, эволюционный, хронологический, графический, синхронный, диахронный, ретроспективный, актуализации. Опора на совокупность принципов исторической науки, общенаучные методы, методы познания и собственно-исторические методы позволили, по мнению соискателя, дать объективную, целостную, ретроспективную картину процесса рекрутирования, формирования и воспитания руководящего состава Пограничной службы в XX столетии, творчески подойти к анализу исторических явлений.

В основу источниковой базы исследования положены архивные материалы, содержащиеся в Государственном архиве РФ (ГАРФ), Российском государственном архиве экономики (РГАЭ), Центральном архиве ФСБ РФ (ЦА ФСБ РФ), Центральном пограничном архиве ФСБ РФ (ЦПА ФСБ РФ), Российском государственном военном архиве (РГВА), Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА) и Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ), а также Исторический формуляр Пограничной академии ФСБ России. Широко привлечены энциклопедические издания, словари, справочники, сборники документов, военно-исторические и исторические издания, содержащие в Российской государственной библиотеке, Российской государственной публичной исторической библиотеке, библиотеках Академии Генерального штаба Вооруженных Сил России, Академии ФСБ России, Пограничной академии ФСБ России, Общевойсковой академии, Военного университета Министерства обороны России, Института военной истории Министерства обороны России и личной библиотеке автора.



Научная новизна исследования состоит в том, что это одно из первых комплексных историко-политических и историко-социальных исследований руководящего состава Пограничной службы. Выявленные новые архивные документы и массовые источники позволили максимально объективно описать процесс рекрутирования, формирования и воспитания руководящего состава Пограничной службы.

В диссертации впервые:



- произведена классификация руководящих пограничных кадров по ряду оснований;

- найдены и представлены новые персоналии, относящиеся к высшему руководящему составу Пограничной службы;

- разработана методика оценки процесса пограничного элитообразования, его взаимосвязь с элитообразованием других социальных групп;

- определены роль и место руководителей Пограничной службы в системе государственного управления в различные периоды отечественной истории;

- обоснованы периоды отечественной элитологии и этапы развития пограничной элиты;

- выявлены принципы формирования руководящих кадров Пограничной службы;

- обоснованы основные способы и каналы формирования руководящего звена Пограничной службы;

- осуществлен исторический анализ процесса рекрутирования, инкорпорации и экскорпорации руководящего состава Пограничной службы, его формирования и воспитания;

- выявлены проявившиеся исторические тенденции;

- расширена источниковая база исследования вводом в научный оборот ранее неопубликованных архивных материалов.

Авторская классификация руководящего звена Пограничной службы произведена по 12 признакам, что позволило с научных позиций обосновать критерии принадлежности к пограничной элите в различные исторические периоды и определить ее характерные черты, общее и особенное процесса формирования руководящего звена Пограничной службы.

На основе архивных документов установлен факт руководства в апреле-июне 1921 г. Управлением войск ВЧК РСФСР, на которые была возложена функция охраны границ, С.Г. Шамшевым и в значительной степени восполнен пробел в биографии В.А. Степанова, который с сентября 1919 по сентябрь 1921 гг., по совместительству с другими должностями, являлся управляющим Отделом Пограничного надзора Наркомата торговли и промышленности (с июля 1920 г. - Центрального управления Пограничного надзора Наркомата внешней торговли). Существенным образом дополнены официальные биографии Ф.И. Толбухина – Маршала Советского Союза, Героя Советского Союза, кавалера ордена «Победа», начинавшего воинскую службу в ОКПС, а также первых лиц отечественной Пограничной службы – Г.Г. Мокасей-Шибинского, А.Л. Певнева, С.Г. Шамшева, П.К. Студеникина, Э.С. Кадомцева, Я.К. Ольского, З.Б. Кацнельсона, С.Г. Вележева, И.А. Воронцова, Н.М. Быстрых, М.П. Фриновского, Н.К. Кручинкина, А.А. Ковалева, Г.Г. Соколова и воспитанников Пограничной службы, получивших широкую известность – И.К. Григоровича, Н.М. Чичагова, А.И. Деникина, Л.Г. Корнилова, Е.И. Мартынова, А.Н. Аполлонова, И.И. Масленникова. До настоящего времени многие факты биографий указанных персоналий не упоминались в истории.

В диссертации показано, что такая особая социальная общность, как отечественная пограничная элита, не являлась и не является замкнутой кастой, обособленной от других социальных групп и страт общества. В историческом контексте ее представители являлись выходцами из различных слоев российского (советского) общества, что было обусловлено политической, корпоративной и клановой конъюнктурой. В социальном плане пограничная элита является достаточно динамично развивающейся стратой, имеющей социальные связи с другими элитными группами и представителями неэлитной части населения.

Научная значимость исследования состоит в его теоретических выводах и рекомендациях, которые можно использовать в процессе пограничного элитообразования и исследования вопросов рекрутирования, инкорпорации и экскорпорации руководящих кадров Пограничной службы, их обучения и воспитания; в возможности использования разработанной методики оценки пограничной элиты (и иных элитных групп) в историческом, политологическом, социологическом, культурологическом, цивилизационном и ином контекстах; в приращении научного знания в целях определения путей разрешения проблемы.

Практическая значимость диссертации и использование полученных результатов определяются актуальностью и новизной исследования. С учетом накопленного исторического опыта, в исследовании даны конкретные методические рекомендации по рекрутированию, инкорпорации, экскорпорации, обучению и воспитанию руководящего состава Пограничной службы. Ряд теоретических положений и наработанный в течение ряда исторических периодов практический опыт могут быть использованы в учебном процессе при изучении отечественной и пограничной истории, а также в пограничном элитообразовании, при совершенствовании имеющихся или при разработке новых нормативно-правовых актов, регламентирующих работу с руководящими кадрами пограничных органов ФСБ России. Материалы исследования могут явиться важным нравственным и воспитательным фактором для всех категорий сотрудников Пограничной службы. Кроме того, отдельные положения диссертации представляют интерес для научных и учебных учреждений, историков, политологов, специалистов других отраслей науки и практики.

Апробация результатов исследования проведена в научных публикациях автора, в выступлениях на международных и межвузовских научно-практических конференциях и семинарах, в ходе занятий со слушателями и студентами.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Цель и задачи исследования определили структуру, которая состоит из введения, пяти глав и заключения, списка источников и литературы, Приложений.

Во Введении раскрыты актуальность темы, цель, научные задачи, определены объект, предмет, границы и методы исследования, его научная и практическая значимость.

Первая глава «Историография темы и источниковедческая база исследования».

Историография темы восходит к рубежу XIX-XX вв., когда сословная система и система государственного управления в Российской империи достигли апогея, а Пограничная служба в составе Министерства финансов приобрела относительную самостоятельность и в 1893 г. организационно была оформлена в Отдельный корпус пограничной стражи (ОКПС). В дореволюционный период ОКПС своих учебных заведений не имел, комплектование генералами и офицерами осуществлялось за счет армии и флота, которые в свою очередь комплектовались выпускниками армейских и флотских военных (юнкерских) училищ и академий, а также, в меньшей степени, гражданских учебных заведений. В прямой постановке вопрос о политической, военной и пограничной элите источниках дореволюционного периода не ставился.

Интересными являются публикации К.М. Обручева1 и П.А. Режепо2, отличительными чертами которых явились опора на факты, независимость суждений, простота изложения материала, заинтересованность в судьбе Русской армии и Отечества. В центре внимания Обручева вопросы соотношения строевых и нестроевых генералов (офицеров); отношения между гвардейцами и генштабистами (привилегированной кастой) и остальными (серой массой), пехотинцами и кавалеристами, «понюхавшими пороха» и генералами (офицерами) мирного времени. Службу в Пограничной страже (и других «невоенных» ведомствах) он считал не престижной для русского офицера и констатировал, что чин полковника и штаб-офицерский мундир не являются показателем для носящего его к разряду лиц, посвятивших себя ратному делу.

П.А. Режепо также был обеспокоен корпоративным расслоением офицерского корпуса, но к службе в Пограничной страже относился более терпимо, считал, что носителем и выразителем нравственных устоев в армии является ее командный состав, особенно в высших чинах. Проанализировав возрастной и служебный цензы высшего командного состава армии (в том числе с учетом ОКПС), он пришел к выводу, что в армии главенствуют не воины, а чиновники, подчеркивал, что обладание званиями, титулами, должностями предполагает ответственность их носителей перед собой и обществом. Вопросы верности офицерского корпуса существующей власти и присяге нашли отражение в брошюре К.В. Белявского и в книге А.А. Завьялова3.

В литературе дореволюционного периода рассмотрены вопросы корпоративного, верноподданнического, патриотического, правового, исторического воспитания офицеров как носителей особой нравственности4. Механизм аттестования генералов и офицеров раскрыт Г.В. Головым5. Порядок службы в отдаленных местностях России и причитающиеся за это льготы и привилегии описаны Д.Д. Кашкаровым1, история возникновения пенсий, как особой привилегии для военных людей и внедрения их в структуру государства, исследованы Н. Соловьевым2. Существование национального вопроса в армии показана В. Далинским3. Вопросы отбора, формирования и воспитания руководящего состава Пограничной службы освещены в работах М.П. Чернушевича, который в 1900-1906 гг. издал 5 томов «Материалов к истории Пограничной стражи»4, включающей факты, события и происшествия на границе, начиная с 1825 г. Исторической базой для написания этого труда послужили архивные материалы Министерства финансов и текущие приказы командира ОКПС, а также работы историков России.

В историографии докторские5 и кандидатские6 диссертации по историческим наукам. В группе диссертаций, защищенных с 1949 по 1985 гг. наиболее ценны работы Ю.Г. Кисловского, Г.Ф. Афанасьева, М.И. Бубнова, Е.П. Егорова, К.И. Толстого, в которых показана элитообразующая роль КПСС в пограничных войсках.

В последние годы в диссертационном совете защищено ряд диссертаций по проблемам пограничной службы. В 1994 г. в совете защитил докторскую диссертацию А.М. Касьянов – «Особенности и уроки реализации молодежной политики в Вооруженных Силах страны, 1918 – июнь 1941 гг.» на материалах пограничных войск. В последующем, став генералом, он работал заместителем начальника Академии ФПС России. В 2001 г. в совете при МосГУ защитил докторскую диссертацию по отечественной истории А.И. Василенко – «Пограничная деятельность в России: теория, практика и тенденции (конец ХIХ – ХХ вв.). В 2002 г. в этом совете А.А. Баринов защитил кандидатскую диссертацию «Формирование границы Отечества: история и современность».

Исследователи рассматривают военное и пограничное прошлое Отечества в контексте роли личности в истории1. В монографии Г.П. Сечкина2 обобщен опыт боевого применения пограничных войск накануне войны, в первых оборонительных (наступательных) операциях Великой Отечественной и советско-японской войн, рассмотрены возможные задачи и способы действий пограничников при обострении военно-политической обстановки на государственной границе. Монография насыщена фамилиями пограничных руководителей, показана их роль в служебно-боевой деятельности войск.

Совокупность официальной и частной точек зрения на исследуемую проблему представлена в литературе перестроечного (1985-1991 гг.) периода3. Впервые в массиве литературы по проблеме появляется работа, где в прямой постановке идет речь о советской элите. Это труды профессора Г.К. Ашина, который считается одним из основоположников отечественной элитологии – нового междисциплинарного научного направления. Известность и цитируемость имеет работа А.Г. Кавтарадзе о военных специалистах в годы Гражданской войны, отличающаяся добротной фактологической базой и независимостью суждений автора. Интересная точка зрения содержится в работе американского советолога С. Коэна, которой дал свою интерпретацию механизма элитообразования (особенно в сталинский период). В советской номенклатуре он увидел много положительного, но не согласен с репрессивными сталинскими методами управления страной.

Особое место в перестроечный период занимает эмигрантская литература (в основном мемуарного плана), посвященная царскому периоду и отчасти советскому периоду4.

В постсоветский период появляется большое количество работ, отдельные из которых имеют достаточно близкое отношение к заявленной теме. Принято считать, что дефиниция «элита» принадлежит политическим наукам в большей степени, чем другим. В настоящее время к числу признанных отечественных исследователей-элитологов относятся С.С. Восканян, О.В. Гаман-Голутвина и А.М. Старостин. Исследования российских элит носят междисциплинарный характер.

Правомерно выделить работу О.В. Крыштановской1, которая в 1989 г. возглавила группу (позже отдел и департамент) изучения элиты Института социологии АН СССР. Это было первое научное подразделение в стране, специализирующееся на исследованиях закрытой группы общества. Собственные исследования Крыштановской и исследования, проводимые под ее руководством, не имеют аналогов в современной России по типологии, количеству изученных направлений, глубине, валидности, бескомпромиссности раскрытия вопросов, сочетания историзма и прогностичности, высокой общественной востребованности и перспективности.

В диссертациях по историческим наукам отражена основательно2 или фрагментарно3 жизнь и деятельность руководителей различного уровня, политиков и военачальников, когда-либо имевших отношение к Пограничной службе, раскрываются вопросы подготовки и воспитания офицерских кадров Русской армии4.

Весьма значительным блоком историографии является историческая литература. Главным ее отличием является то, что она была написана после 1991 г. о дореволюционном, советском и постсоветском времени. В литературе о дореволюционном периоде можно выделить литературу о: пограничниках и охране государственной границы5, системе обучения и воспитания офицеров Русской армии1, иных аспектах проблемы2. Историческую литературу о советском времени можно классифицировать как: а) обзорную; б) о 1917-1924 гг.: эмигрантах, органах государственной безопасности, армии, иную; в) о 1924-1953 гг.: органах государственной безопасности, пограничных войсках; иную; г) о 1953-1985 гг.: органах государственной безопасности. пограничных войсках, армии, иную; д) о 1985-1991 гг. Историческую литературу о постсоветском периоде можно подразделить на литературу о: высших правителях России3, органах государственной безопасности4, армии5, иных аспектах проблемы6.

После 1991 г. становится доступна исследователям и широкому кругу читателей книга М. Восленского7. Интерес к ней обусловлен тем, что сам автор долгое время работал в аппарате ЦК КПСС и изучил вопрос изнутри.

На элитологические темы в это время выходит ряд монографий8, учебной литературы9, книг10. Проводятся научные конференции. В ходе одной из них В.Я. Гельманом и И.Г. Тарусиной, была высказана мысль, что основными направлениями исследования элит являются: 1) исторические исследования элит; 2) исследования общероссийских элит; 3) исследования региональных элит1.

В начале XXI в. в российской элитологии выделяется направление, которое можно условно назвать «силовым». Это труды С.Т. Минакова, А.А. Печенкина и Н.С.  Черушева2. Эти работы посвящены оценке состояния военной элиты СССР в 1920-1930-е гг., в них даны авторские интерпретации репрессий в отношении высшего командного состава Красной Армии.

В 1999 г. вышла монография И.К. Харичкина 3, где идет речь о политической элите России, к которой автор относит и высших руководителей Пограничной службы. В ней особое внимание уделено исследованию роли политической элиты в обеспечении национальной безопасности страны. Не раскрыв сущности пограничной элиты, тем не менее, автор обоснованно относит руководителей ФПС России 1990-х гг. - А.И. Николаева и Н.Н. Бордюжу - к российской политической элите.

Ряд работ повествует о жизни и деятельности отдельных персоналий в сталинский период4, где даются оценки деятельности известных пограничников и руководителей пограничных войск 1920-1930-х гг. Особого внимания заслуживает работа С.М. Штутмана5, в которой он на основе архивных материалов, воспоминаний сослуживцев и родственников описал деятельность руководителей внутренних войск за весь период их существования; книга иллюстрирована эксклюзивными фотографиями из семейных альбомов. Автор приводит данные о руководителях войск ОГПУ-НКВД СССР в 1920-1930-х гг., к которым относились пограничные, внутренние и другие формирования этих ведомств.

Известным автором, подвергающим препарированию современную российскую элиту, является А.А. Мухин6. Объектом его многочисленных публикаций является политическая элита (федеральная и региональная), бизнес-элита, «силовая» элита, ближайшее окружение В.В. Путина.

В 2008-2009 гг. выходит ряд работ7, которые целесообразно отметить особо. Работы В.В. Терещенко и В.И. Боярского объединяет пограничная тематика. В книге Терещенко серьезное внимание уделено персонификации пограничной истории – первым лицам государства и Пограничной службы, начальникам политических органов и штабов пограничных войск СССР, руководству пограничных формирований, первыми принявшими на себя вражеский удар 22 июня 1941 г., пограничникам – Героям Советского Союза и Героям Российской Федерации. Труд Боярского посвящен легендарной личности советских пограничных войск – П.И. Зырянову, около 20 лет возглавлявшему пограничное ведомство и создавшему вместе со своими подчиненными эффективную систему обеспечения пограничной безопасности. В книге Терещенко «Герои Российской Федерации - пограничники» (М., 2008) приведены биографии 35 Героев – солдат, сержантов, прапорщиков, офицеров и генералов.

Достаточно информативно издание «Пограничная служба России: Энциклопедия. Биографии» (М., 2008), где собраны воедино имена многих пограничников, отражены их дела по защите и охране государственной границы.

Далее охарактеризуем источниковую базу исследования.

Наиболее важным документом, свидетельствующим о наличии иерархических отношений в обществе и государстве, являлись «Табели о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины» (1722-1917).

В ГАРФ содержатся материалы, относящиеся к деятельности ОКПС и его Заамурского округа. Архивные материалы РГВИА представлены двумя фондами – ф. 4888 содержит большой массив документов по истории ОКПС (приказы, циркуляры, переписка и т.п.) за 1893-1917 гг.; ф. 409 содержит личные дела российских офицеров и генералов до 1918 г., в которых имеются послужные списки одних и тех же персоналий в различные годы, письма, рапорты, служебные записки, справки и удостоверения. Дела данных фондов позволяют выявлять тенденции, механизм и условия рекрутирования в пограничную элиту не только дореволюционного, но и советского периода отечественной истории. Фрагментарные сведения о дореволюционной истории ОКПС содержатся в архивных материалах РГАСПИ, которые датируются 1924 г.

К разряду официальных источников, кроме упоминавшихся «Списков…», можно отнести документы, опубликованные и растиражированные органами государственного и военного управления1. Наибольший интерес представляют документы, в которых описан порядок аттестования генералов и офицеров, что позволяет судить о механизме рекрутирования, инкорпорации, экскорпорации, вертикальной и горизонтальной ротации пограничной элиты дореволюционного периода. «Памятка-советики вновь произведенного офицера по вопросу так называемых светских приличий» отражает этическую атмосферу в ОКПС и армии. Она помогала молодому офицеру понять свое место и роль в иерархической пограничной и военной организации. Главная мысль – если максимально выполнять содержащиеся в памятке рекомендации, то служба будет успешной. Материалы Центрального архива ФСБ РФ по-прежнему имеют закрытый характер. Значительная часть материалов Центрального пограничного архива также закрыта для исследователей.

В постсталинский период выходит значительное количество воспоминаний военачальников военных лет. В работе использованы мемуары Г.К. Жукова, Ю.А. Пантелеева и С.М. Штеменко1. Пограничники (в основном ветераны) также начинают заниматься мемуаристикой2. Мемуары, вышедшие в постсоветский период, делятся на две большие группы: деятелей, активно действовавших в этот период, и деятелей дореволюционного времени3. Особняком в группе мемуарной литературы стоит сборник «Военачальник особого сплава: Генерал-полковник П.И.Зырянов в воспоминаниях сослуживцев» (М., 2007)4, вышедший к его 100-летию. Среди авторов командиры, политработники, разведчики, кадровые работники, специалисты, писатели, журналисты, члены семьи.

Справочная литература по теме представлена энциклопедиями1, каталогами2, путеводителями3, биографическими справочниками4 и словарями, изданными в стране5 и за рубежом6.

Сайты Интернета, использованные в исследовании, можно подразделить на официальные (например, Правительства, ФСБ РФ) и неофициальные («Пограничник», «Погранец», «Русский коллекционер» и др.), что предопределяет угол зрения, под которым излагается в них интересующая информация. Неофициальные сайты достаточно валидны, лишены политической ангажированности и по ряду позиций дополняют сайты официальных государственных структур. В Интернете представлено достаточно много электронных версий различных энциклопедий (например, Большая советская энциклопедия, Википедия, Рубрикон, Люди и др.) и биографических справочников (Русский биографический словарь; Петров Н.В., Скоркин К.В. Кто руководил НКВД 1934-1941. М., 1999; Кокурин А.И., Петров Н.В. Лубянка. Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-МВД-КГБ. 1917-1991 гг. М., 2003 и др.).


Во второй главе «Пограничная элита как социально-исторический феномен» выяснены сущность, содержание, этапы развития пограничной элиты, дана классификация пограничной элиты, представлен историко-социометрический аспект ее характеристики как основа универсальной методики исследования, показаны методологические основы формирования пограничной элиты в историческом контексте.

Целесообразно выделить три исторические этапа зарождения, становления и развития пограничной элиты как социально-исторического феномена. Пограничная элита на этапе зарождения (862-1827 гг.) – это высший слой служилых людей (военных и гражданских), участвующих в организации защиты и охраны государственной границы. Состав пограничной элиты был размыт и не определен. К нему с достаточной степенью условности можно отнести русских князей, княжеских дружинников, которым поручались те или иные задания на границе в IX-XIV вв.; после создания при Иване Грозном в 1571 г. пограничной станичной и сторожевой службы - ее основателя и первого руководителя князя М.И. Воротынского, первых лиц ряда приказов (Разрядного, Казанского и других), пограничных воевод, а также их последователей до конца XVII-начала XVIII вв.; в первое столетие существования Российской империи – до 1827 г. – военачальников и высших гражданских чинов Коммерц-коллегии (Комиссии по коммерции, Министерства финансов), внесших заметный вклад в формирование и обустройство государственной границы, организацию пограничной и таможенной служб.

На этапе становления (1827-1940 гг.) к пограничной элите могут быть отнесены: 1) в царский (императорский) период (1827-1917 гг.) – генералы и находящиеся на генеральских должностях полковники Пограничной стражи и ОКПС; 2) в советский период (1917-1940 гг.): до сентября 1919 г. – члены Военного Совета и Коллегии Пограничной охраны (Пограничных войск), начальники пограничных округов (пограничных дивизий) и начальники штабов пограничных округов (пограничных дивизий); до сентября 1920 г. - начальник Отдела пограничного надзора НКТиП и сотрудники Отдела; до ноября 1920 г. - начальник Центрального управления охраны границы НКВТ и начальники отделов Центрального управления; с ноября 1920 г. по июль 1923 г. – руководители Центрального управления (включая начальников отделов) охраны границы Внутренних сил Республики Особого отдела ВЧК, первые лица Особого отдела ВЧК, командующие войсками ВЧК Республики, командир Отдельного пограничного корпуса ГПУ и его помощники, начальник Отдела пограничной охраны ГПУ, а также руководители управлений Пограничной охраны в регионах1; до 1926 г. - начальник Пограничной охраны и войск ОГПУ, его помощники, полномочные представители ОГПУ, пограничные руководители в регионах, их помощники; до апреля 1932 г. - начальник ГУПВО и его заместители, руководители пограничных округов, начальник политического органа, его заместители и помощник по комсомольской работе, начальники отделений (отделов) ГУПВО и их заместители (помощники), ответственный секретарь партийной комиссии ГУПВО, начальники военно-учебных заведений и их заместители (помощники); до 1940 г. - начальник ГУПВО и его заместители (в том числе начальник политического органа), руководители пограничных округов, заместители начальников пограничных округов, начальники политических органов пограничных округов, его заместители и помощник по комсомольской работе, начальники отделений (отделов) ГУПВО и их заместители (помощники), ответственный секретарь партийной комиссии ГУПВО, начальники военно-учебных заведений и их заместители (помощники), начальники пограничных отрядов, начальники штабов пограничных отрядов, начальники отделов (отделений) пограничных округов, секретарь партийной комиссии округа.

На этапе развития (1940 г. - настоящее время) к пограничной элите относятся:

1) в советский период (1940-1991 гг.): заместители Наркома (Министра) внутренних дел – Председателя КГБ СССР по войскам, их помощники (заместители), начальник ГУПВ, его заместители (в том числе начальник политического органа), начальники пограничных округов, заместители начальников пограничных округов, начальники политических органов пограничных округов, его заместители и помощник по комсомольской работе, начальники управлений и отделов ГУПВ, их заместители (помощники), секретарь партийной комиссии ГУПВ, начальники военно-учебных заведений и их заместители (помощники), начальники погранотрядов и их заместители, начальники отделов (отделений) пограничных округов, секретарь партийной комиссии округа, начальники ОКПП и их заместители, командиры дивизий (бригад) сторожевых кораблей и их заместители.

2) в российский (постсоветский) период (1991 г. - настоящее время): начальник ГУПВ (директор ФПС, руководитель Пограничной службы ФСБ), его заместители, начальники (командующие) пограничных округов (региональных управлений, пограничных региональных управлений) и их заместители, начальники управлений (отделов) ГУПВ (ФПС, ПС ФСБ), их заместители, начальники военно-учебных заведений и их заместители, начальники пограничных отрядов (территориальных управлений ПС ФСБ по субъектам РФ) и их заместители, начальники отделов (отделений) пограничных округов (региональных управлений, пограничных региональных управлений), начальники ОПК (ОКПП) и их заместители, командиры дивизий сторожевых кораблей и их заместители.

Требования государства к должностным лицам, в зависимости от конкретно-исторического периода, имеют свои особенности, некоторые из которых в то же время носят универсальный характер. К таковым можно отнести компетентность, профессионализм, высокую работоспособность должностных лиц, требовательность к себе и подчиненным, ответственность, приверженность иерархическому стилю мышления, целеустремленность, дисциплинированность и организованность руководителя. К числу требований государства к должностным лицам, которые могут быть востребованы (или проигнорированы) в тот или иной исторический период могут быть отнесены партийность или беспартийность; умение работать в команде или индивидуализм; наличие собственной точки зрения или ее отсутствие (аморфность); степень политической, корпоративной и клановой лояльности. Конкретно-исторические и универсальные требования кадровой политики к должностным лицам объединяет то, что их конкретные параметры и конфигурация (совокупность) задаются (генерируются) представителями политической власти (политической элиты).

Дать однозначное определение пограничной элите сложно. Поэтому автором представлено несколько подходов к определению этого понятия:

1) Это должностные лица Пограничной службы, назначаемые в соответствии с номенклатурными принципами на строго определенные вышестоящим руководством должности, нахождение на которых предполагает персональную ответственность за охрану государственной границы, личное руководство или личное непосредственное участие в выработке, правовом оформлении и практической реализации стратегических решений в сфере обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве в масштабах всей страны или на значительном по протяженности участке государственной границы.

2) Это высшая, привилегированная группа или совокупность групп в Пограничной службе, в большей или меньшей мере обладающих выдающимися психологическими, интеллектуальными, социальными и политическими качествами и осуществляющими управление Пограничной службой.

3) Это особая социальная общность, представителей которой объединяет близость жизненных целей (установок), принципов, норм поведения и ценностей.

Ключевыми признаками (чертами), отличающим пограничную элиту от остальной массы пограничников, является то, что она в большей степени обладает привилегиями, относительно высокими доходами и ответственностью.

Представлена авторская классификация пограничной элиты по различным основаниям: уровню компетенции и ответственности - высшая (общенациональная, федеральная), средняя (региональная), местная; по отношению к политическому режиму (правящей политической элите) - лояльная (правящая), нейтральная, нелояльная (оппозиционная); по стилю управления – авторитарная, демократическая, невмешательства; по масштабам общности – индивидуальная, клановая, общеведомственная; по воздействию на Пограничную службу – реформаторская, консервативная, революционная (радикальная); по срокам деятельности – кратковременная, временная, постоянная; по степени участия (позиции) в управлении – непосредственная, косвенная; по содержанию деятельности - творческая, исполнительская; по функциональному предназначению (специализации) - командно-административная, оперативно-разведывательная, тыловая, воспитательная; по характеру деятельности – универсальная, ситуационная; по вектору восхождения – восходящая, нисходящая; по направлению ротации - политическая (партийная), военно-силовая, хозяйственная (экономическая), научная.

Среди методов исследования военно-силовой элиты стоит отметить социометрический метод (подход). Этот метод активно применялся в царской России П.А. Режепо1 и К.М. Обручевым2, что позволило им сделать ряд интересных выводов о генералах и офицерах того времени. Применение метода стало основой работы Ж.Тартаковского3, исследовавшего советскую номенклатуру. В поле его исследования попало руководство советских пограничных войск и органов безопасности.

В диссертации социометрический метод применен для оценки места, роли и деятельности руководителей Пограничной службы с 1893 по март 2008 гг., выявления исторических тенденций, проявившихся в ходе рекрутирования, инкорпорации (экскорпорации) пограничной суперэлиты, ее формирования и воспитания в различные исторические периоды: царский, советский и постсоветский. Под пограничной суперэлитой понимаются высшие руководители (первые лица) Пограничной службы, единолично ее возглавлявшие и несшие персональную ответственность перед вышестоящим руководством за организацию и состояние охраны государственной границы.

Проведенный социометрический анализ пограничной суперэлиты по заданным критериям (возрастной, образовательный, служебный, национальный, социальный цензы, место рождения) позволил составить среднестатистический портрет руководителя Пограничной службы за период 1893-2008 гг. Это был: выходец из среды служащих; уроженец российского города и русский по национальности; человек, вошедший в пограничную суперэлиту в возрасте 40 лет и покинувший ее в 49 лет; с высшим образованием, окончивший военное училище, а затем Академию Генерального штаба; имеющий пограничный и боевой опыт; возглавлявший Пограничную службу в среднем около 3 лет; пребывание в должности руководителя - вершина служебной карьеры.

Историко-социометрическое исследование и приведенный социальный портрет руководителей Пограничной службы позволяет утверждать, что наиболее стабильная кадровая ситуация и лояльность со стороны высшего политического руководства страны в отношении представителей пограничной суперэлиты наблюдался в царский, в конце сталинского и в брежневский периоды. Историко-социометрический подход может быть применен для исследования любой категории пограничной элиты на любом историческом отрезке времени. Он подтверждает концепцию автора о циклическом, маятникообразном характере развития пограничной элиты и, следовательно, пограничного управления как элемента государственного управления.

Рассматривая пограничную элиту, как промежуточное звено между другими элитарными группами, можно констатировать, что в царский, советский и постсоветский периоды она являлась одним из источников формирования элиты более высокого порядка - политической, экономической, военно-силовой. Принципиальной (универсальной) схемой формирования элиты безотносительно к конкретно-историческим условиям является следующее. Политический (национальный) лидер, как находящийся на вершине общественной иерархии, всегда обосновывает свою верховную власть двумя основными причинами – от Бога или от народа. При этом политический лидер определяет иерархическую структуру и функции государственного аппарата управления, устанавливает «правила игры» на поле формирования элиты, механизм и инструментарий элитообразования пограничной элиты.

Характерным отличием формирования пограничной элиты, по сравнению с другими элитными группами, является то, что даже в демократической политической системе она формируется ограниченно-демократическими способами, что обусловлено спецификой военной службы, ее замкнутостью, жесткой дисциплиной и иерархией. Главным принципом, которого придерживались раньше и сейчас при назначении на ключевые позиции в силовых структурах, является номенклатурный принцип.

Силовики (военные, пограничники, сотрудники спецслужб и правоохранительных органов) являются основой существующей власти – царской, советской, российской. Оплотом власти в силовых структурах является военно-силовая, в том числе пограничная элита. В случае нарушения взаимосвязей (дисбаланса) между военно-силовой и политической элитами, политическая элита обрекает себя на уничтожение (ликвидацию). Нарушение взаимосвязей (дисбаланс) возможен при минимальной взаимной ротации (или ее прекращении). В этом кроется причина не периодического, а систематического прихода (по нарастающей в количественном отношении) в политическую элиту из пограничной элиты, например, А.Д. Свиньина в дореволюционный период; З.Б. Кацнельсона, М.П. Фриновского, И.И. Масленникова, П.И. Зырянова, В.А. Матросова и др. в советский период; А.И. Николаева, Н.Н. Бордюжи, М.А. Барыбина, В.П. Войтенко и др. в постсоветский период.

По утверждению А.М. Лушникова, роль офицеров в различные периоды отечественной истории менялась, но постоянно была значительной1. По его подсчету, в середине XIX в., около 80% членов Государственного Совета были обладателями генеральских погон, а к февралю 1917 г. – свыше 23%. В первых четырех дореволюционных Государственных Думах лица с военным образованием из числа офицеров имели в среднем около 10% мест. Военным принадлежала 1/3 министерских постов и должностей в дипломатическом корпусе дореволюционной России. В СССР наблюдалась та же картина. На 1939 г. 25% членов ЦК имели военное образование, а 35% из них начали свою деятельность со службы в армии, 60-80% номенклатурных должностей занимали лица с военным и партийным образованием.

Универсалистский подход заключается в том, что именно государство в лице его законодательных, судебных и исполнительных органов задавало и задает параметры формирования пограничной элиты. Этот процесс носит вневременной и всеобъемлющий характер.

В элитологии имеют право на существование два подхода к анализу: универсалистский и исторический. Универсалистский предполагает, что деление на элиту и массу присуще цивилизованному обществу. В таком случае изменение форм собственности, технологическая и политическая революции, изменение общественного устройства лишь модифицируют отношения элиты и масс, придают конкретно-историческую форму самим элитам. С точки зрения научной методологии элитический подход становится универсальным инструментом анализа общества на любой стадии его развития. Исторический подход исходит, напротив, из временной ограниченности существования элит и элит-массовых отношений. В.П. Мохов утверждает, что в недалеком будущем элиты как объект исследования полностью перейдут из сферы политологии в сферу истории. Это предположение открывает новые направления и перспективы исторических исследований, в том числе истории военно-силового блока1.

В вопросе формирования пограничной элиты, как составной части национальной элиты, в советское время стал преобладать принцип номенклатурности, который исповедуется поныне. Этот принцип зародился с возникновением государственной иерархии. В силовой составляющей государства к началу XX в. он оформился как институт аттестования, который был использован советской системой, используется и сейчас. При всех имеющихся недостатках (формализм, субъективизм, сиюминутность и случайность учета аттестования при назначении на высшие должности, отсутствие планомерности) институт аттестования офицеров и генералов все же свои декларативные функции выполняет и часто служит формальным поводом для назначения (или наоборот) отдельных персоналий на определенные должности. Этот механизм работает, служит инструментарием, способствующим стабильности государственной системы, т.е. он ей жизненно необходим.

С методологической точки зрения при изучении руководящих кадров Пограничной службы интересен просопографический подход. Упоминание об этом методе (подходе) встречается у Ю.М. Батурина, который отмечал, что «просопографическое исследование организаций – научное направление, задача которого заключается в постижении той или иной профессиональной структуры через биографическое описание ее сотрудников»1.

Просопографические идеи в российском обществе имеют глубокие исторические корни. Так, дореволюционный историк К.Н. Бестужев-Рюмин считал: «Где существуют истории родов, городов и учреждений – там возможны общие истории» и «Мы того мнения, что бытовая история не противоречит политической, а, напротив, должна быть в неразрывной связи с нею; только при ближайшем знакомстве с бытом изменится сама собою относительная важность того или иного события, а главное перестановится точка зрения»2.

Советская власть несколько изменила конфигурацию отбора в высшие слои общества – она стала более демократичной, системной. Но и она со временем оказалась нежизнеспособной. Как результат, М.С. Горбачев, подобно Николаю II, добровольно отказался от власти, ввергнув страну в новые испытания.

Подводя черту под сравнительным анализом царской и советской системы рекрутирования в пограничную элиту, можно предположить, что советская модель элитообразования стала модификацией той, что сложилась ранее в Российской империи. В советское время, когда речь заходила о кадровой политике и претворении ее в жизнь, под этим подразумевался подбор, подготовка и расстановка кадров самых различных уровней, но не высших инстанций. Часто последние назначались на высшие должности без всесторонней проверки и оценки. В советское время, с точки зрения В.А. Крючкова, «основные беды происходили не от тех, кто был на руководящих должностях в среднем и высших звеньях, а от тех, кто был в большой политике, кто разрабатывал и претворял в жизнь отдельные ее направления и чьи концепции и дела оборачивались для государства настоящей бедой. При решении вопроса о назначении на первые должности в обществе и государстве у нас вообще не были разработаны меры, которые позволяли бы предупреждать, не допускать эти нежелательные явления. Такой системы нет и сегодня. Общество не гарантировано от серьезных просчетов в кадровой политике, потому что нет правовой основы предупреждения этого»3. Эти слова подвигают к необходимости целенаправленной работы по отбору претендентов на высшие должности и их воспитания, как бы это парадоксально не звучало.

Можно сделать вывод, что процессу формирования пограничной элиты присущ ряд черт. Во-первых, принципы формирования пограничной элиты носят универсальный, надисторический характер. Во-вторых, в исследованном процессе сочетаются две системы отбора: система гильдий и антрепренерская система, выбор которых в конкретно-исторических условиях зависит от политической, ведомственной и клановой конъюнктуры. В-третьих, пограничная элита во все времена являлась производной от политической и военно-силовой элиты, ее составной и неотъемлемой частью. В-четвертых, элитические проблемы, возникающие перед каждой политической системой (политическим режимом), решаются с учетом присущих этой политической системе (политическому режиму) новаций и опыта прошлого. В-пятых, даже в демократическом обществе один из основных принципов – выборность – в отношении пограничной и военно-силовой элиты не действует; пограничная элита, являясь производной от политической элиты, не выбирается, а назначается. В-шестых, общественный контроль за пограничной элитой осуществляется через совокупность институтов исполнительной, законодательной и судебной власти государства.

В третьей главе «Пограничная элита императорской России» исследованы основы кадровой политики дореволюционного периода, основные элементы системы элитообразования, подходы к обучению и воспитанию командного состава, раскрыт просопографический аспект истории ОКПС, определены место и роль пограничной элиты в системе Российской империи. Невозможность создания априори равных условий жизни для всех граждан в любом обществе вынуждает власть создавать систему элитообразования, которая призвана: а) рекрутировать в элиту достойных (в соответствии с принятыми в этом обществе стандартами) и способных управлять остальной массой людей; б) сохранить как можно дольше свою власть для себя и своих наследников с целью их физического выживания.

Система элитообразования строилась на основе кадровой политики, которая представляла ту область внутренней политики государства, которая была призвана обеспечить подбор, расстановку, обучение, воспитание, поощрение, наказание людей (кадров), призванных обеспечить продолжительное и стабильное управление обществом со стороны государства.

15 (27) октября 1893 г. по Величайшему повелению Императора Александра III был образован ОКПС. Первым его шефом стал Министр финансов С.Ю. Витте, а командиром – генерал от артиллерии А.Д. Свиньин. С учреждением ОКПС было устранено сложившееся за многие годы положение, когда Пограничная стража с внутренним военным устройством подчинялась начальникам таможенных округов, зачастую совершенно незнакомыми с основами и понятиями армейской службы. В дооктябрьский период огромное влияние на осуществление кадровой политики в ОКПС оказали шефы Пограничной стражи - министры финансов, которыми были: С.Ю. Витте (1892-1903), Э.Д. Плеске (1903-1904), И.П. Шипов (1905-1906), В.Н. Коковцов (1904-1905, 1906-1914), П.Л. Барк (1914-1917). Наиболее впечатляющей на этом посту была деятельность С.Ю. Витте и В.Н. Коковцова. В диссертации приведены биографии и проанализирована руководящая деятельность дореволюционных командиров ОКПС А.Д. Свиньина и Н.А. Пыхачева, а также деятельность воспитанников Пограничной службы, получивших широкую известность при нахождении уже вне пределов ОКПС - И.К. Григоровича, Н.М. Чичагова, А.И. Деникина, Л.Г. Корнилова, Е.И. Мартынова). Проблема перевода офицеров из армии в ОКПС проиллюстрирована на примере В.О. Лосского.



В Российской империи была сформирована система элитообразования, которая охватывала гражданскую и военную сферы. Ее законодательной основой являлись «Табели о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины». Другими элементами (подсистемами) системы элитообразования являлись системы: наградная, воинского обучения и воспитания, титульная, кадровая. В 1722-1917 гг. «Табели о рангах…» представляли собой свод правил рекрутирования в российскую элиту. Что касается способов рекрутирования элиты, то «Табели о рангах…» свидетельствуют о наличии уже тогда двух основных способов отбора – гильдий и антрепренерского. Первый был более характерен для гражданской, второй – для военной гражданской и военной службы. «Табели о рангах…» окончательно зафиксировали принцип чиновной, бюрократической выслуги

следующая страница >>
Смотрите также:
История формирования руководящих кадров Пограничной службы России в XX веке
858.45kb.
3 стр.
Современные системы подготовки руководящих кадров
353.76kb.
1 стр.
«О праздновании 53-ей годовщины со дня основания Сочинского морского дивизиона пограничной службы»
12.34kb.
1 стр.
Нравственное воспитание руководящих кадров полиции стран европы в процессе профессиональной подготовки
566.17kb.
2 стр.
О взаимодействии органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы российской федерации и федеральной пограничной службы российской
50.13kb.
1 стр.
Качественный и количественный состав руководящих кадров тгпр руководителей школ 2012-2013 учебный год
57.89kb.
1 стр.
Россий федераций марий эл республик «юрино муниципальный район» муниципальный образованийын администраций пунчал
328.37kb.
1 стр.
Защита интересов России в Тихоокеанском пограничном пространстве в XVIII – начале XIX вв
167.04kb.
1 стр.
Культура России в 14-15 веке (архитектура)
67.69kb.
1 стр.
Контрольная работа по дисциплине «История государственного управления в России» тема: «Тюрьма и каторга: организация и управление системой исполнения наказаний в России в XIX веке»
322.69kb.
1 стр.
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
36.38kb.
1 стр.
Образец 4 в отдел государственной службы и кадров Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан
58.94kb.
1 стр.