Главная
страница 1

На правах рукописи

ПРОКОФЬЕВ Виктор Васильевич

РАСКРЫТИЕ УБИЙСТВ,
СОВЕРШЕННЫХ ПО НАЙМУ


Специальность 12.00.09 – уголовный процесс, криминалистика
и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность



АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук




Владимир 2009
Работа выполнена на кафедре организации оперативной работы федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний».


Научный руководитель:

доктор юридических наук, профессор

заслуженный юрист РФ

Волченков Владимир Васильевич
Официальные оппоненты:

доктор юридических наук, профессор



Дымов Геннадий Афанасьевич
кандидат юридических наук, доцент

Жилин Олег Андреевич
Ведущая организация – Академия экономической безопасности МВД России



Защита состоится «___» __________ 2009 г. в ___ ч на заседании диссертационного совета Д 229.004.01 при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» по адресу: 600020, г. Владимир, ул. Б. Нижегородская, 67е. Конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний».



Автореферат разослан «____» ___________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета В. В. Мамчун

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена обстоятельствами практического и теоретического характера. В сложных условиях переустройства общественных отношений во всех сферах деятельности Российского государства в течение 1992–2007 гг. получили широкое распространение убийства, совершенные по найму. В частности, за указанный период было зарегистрировано 5424 таких убийств, а раскрыто из них только 1419. Жертвами преступлений данной категории стали 1698 сотрудников правоохранительных органов, в том числе 1318 – сотрудников органов внутренних дел, а также 96 депутатов и 26 работников средств массовой информации.

Несмотря на то, что в общем числе зарегистрированных убийств убийства, совершенные по найму, составляют не более 2,5 %, они вызывают негативную реакцию общественности, исполнительной и законодательной ветвей власти, привлекают постоянное пристальное внимание средств массовой информации, многие из которых открыто говорят о неспособности правоохранительных органов эффективно противостоять уголовному террору.

Анализ убийств, совершенных по найму, и прогноз их динамики показывают, что они имеют тенденцию не только к расширению территориального распространения, но и превращению в завершенную систему с устойчивыми рынками спроса и предложений, формирующуюся и успешно функционирующую вокруг наиболее прибыльных отраслей промышленности. Практика раскрытия данных преступлений позволяет говорить об использовании убийства по найму в качестве одного из основных средств разрешения спорных вопросов между коммерческими структурами и преступными группировками, касающихся раздела сфер влияния.

Как следует из анализа материалов уголовных и оперативных дел об убийствах по найму, их жертвами становятся авторитеты и лидеры уголовной среды, коммерсанты и предприниматели, граждане, вовлеченные в сферу отношений наследования и приватизации жилья, государственные служащие, лица, занятые финансовой деятельностью, мелким, средним и крупным бизнесом. Кроме того, среди потерпевших определенное место занимают депутаты, сотрудники правоохранительных органов, средств массовой информации и общественные деятели. Наряду с этим не прекращается использование наемных убийц для разрешения конфликтов в сфере семейно-бытовых отношений.

Осложняющим ситуацию объективным фактором является появление в уголовно-преступной среде прослойки профессиональных убийц. При этом существующая система организации оперативного реагирования не готова к эффективному противостоянию убийствам, совершаемым наемными лицами. Многие преступления, особенно получившие широкий общественный резонанс, остаются нераскрытыми.

Указанные обстоятельства обусловливают необходимость разработки научно обоснованных организационных и тактических мероприятий по раскрытию убийств, совершенных по найму.



Степень научной разработанности темы. Проблемам решения отдельных теоретических и практических вопросов борьбы с убийствами в разное время были посвящены труды многих отечественных ученых и практических работников: Ю. М. Антоняна, С. В. Бородина, А. И. Бородулина, Н. Н. Васильева, В. В. Волченкова, Л. Д. Гаухмана, В. В. Гордиенко, А. И. Гурова, В. И. Колесникова, В. А. Лукашова, Г. К. Синилова и др.

Однако проведенные ранее научные исследования этой многоаспектной и социально значимой проблемы нельзя считать исчерпывающими.

Во-первых, сформулированные в работах указанных авторов выводы и рекомендации относятся к практике более или менее отдаленного прошлого, что затрудняет их применение на современном этапе деятельности подразделений уголовного розыска органов внутренних дел. Во-вторых, в связи с изменившейся групповой и рецидивной преступностью сегодня МВД России требуются конкретные меры по совершенствованию организации и правовой основы раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений.

Вместе с тем механизм использования оперативно-розыскных ресурсов по раскрытию убийств, совершенных по найму, не получил до настоящего времени достаточной теоретической и практической разработки.

Таким образом, повышенная социальная опасность данного вида убийств, их распространенность в России, сложность раскрытия, с одной стороны, отсутствие в современной специальной литературе обобщенных результатов, выводов и новых практических комплексных рекомендаций по борьбе с указанными преступлениями, осуществляемой подразделениями уголовного розыска органов внутренних дел, с другой, определили выбор темы и общее направление настоящего диссертационного исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления подразделениями уголовного розыска органов внутренних дел оперативно-розыскной деятельности по раскрытию убийств, совершенных по найму.

Предмет исследования образуют правовые и организационно-тактические основы раскрытия убийств, совершенных по найму.

Цель исследования заключается в формировании концепции организации и тактики оперативно-розыскной деятельности подразделений уголовного розыска органов внутренних дел по раскрытию убийств, совершенных по найму, а также разработке рекомендаций, направленных на повышение эффективности данной деятельности.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

– изучение современного состояния противодействия убийствам, совершаемым по найму;

– анализ теоретических проблем оперативно-розыскной деятельности по борьбе с убийствами по найму и определение на этой основе правового содержания и правовой характеристики организации и тактики применения сил, средств и методов данной деятельности;

– анализ ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность в сфере борьбы с убийствами по найму, и выработка рекомендаций по совершенствованию данных актов;

– исследование организации и тактики деятельности подразделений уголовного розыска органов внутренних дел по выявлению убийств, совершенных по найму;

– определение направлений оперативно-розыскного обеспечения раскрытия подразделениями уголовного розыска убийств, совершенных по найму;

– выработка предложений, способствующих повышению эффективности организационно-тактических основ оперативно-розыскной деятельности подразделений уголовного розыска органов внутренних дел по борьбе с убийствами по найму;

– анализ использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве по убийствам, совершенным по найму;

– выработка научных рекомендаций, направленных на совершенствование оперативно-розыскной деятельности подразделений уголовного розыска по раскрытию убийств, совершенных по найму.



Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания, позволяющий рассмотреть организацию оперативно-розыскной деятельности подразделений уголовного розыска органов внутренних дел по борьбе с убийствами, совершаемыми по найму, в контексте сложившейся криминогенной обстановки, уровня защищенности граждан против данного преступного проявления, состояния правоохранительной системы и возможностей государства по совершенствованию и развитию указанного вида деятельности. В решении поставленных задач также использовались общенаучные и частнонаучные методы исследования: анализ, синтез, системный, сравнительный, формально-логический, статистический, конкретно-социологический (анкетирование, контент-анализ документов) и др.

Теоретической основой исследования стали концепции, выводы и научные подходы, содержащиеся в трудах ученых, специализирующихся в области теории оперативно-розыскной деятельности: В. М. Атмажитова, В. Г. Боброва, Ю. С. Блинова, Н. П. Водько, В. В. Волченкова, К. К. Горяинова, В. П. Кувалдина, В. Д. Ларичева, В. Н. Омелина, В. И. Попова, А. Ю. Шумилова и др.

Эмпирическую базу исследования составили нормы российского законодательства, регулирующие оперативно-розыскную деятельность, данные официальной статистики ГИАЦ и ГУУР-ДепУР МВД России; аналитические справки, обзоры состояния работы подразделений уголовного розыска органов внутренних дел по раскрытию убийств, совершенных по найму, за период 1999–2007 гг.; результаты изучения 200 уголовных дел и дел оперативного учета по рассматриваемым преступлениям; результаты опроса 100 сотрудников подразделений уголовного розыска, специализирующихся на борьбе с убийствами. Также диссертантом использован личный опыт работы по организации оперативно-розыскной деятельности подразделений криминальной милиции МВД России, МВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД Тульской области по раскрытию убийств, совершенных по найму.

Научная новизна исследования определяется недостаточной разработанностью указанной темы в оперативно-розыскной науке. Работа представляет собой комплексное исследование оперативно-розыскных мер по раскрытию убийств, совершаемых по найму. В диссертации также представлены научно обоснованные выводы относительно характеристики данной категории преступлений. На основании анализа и обобщения значительного эмпирического материала автором выявлены современные особенности и тенденции убийств по найму, определены и изучены основные детерминанты совершения рассматриваемых деяний.

Кроме того, руководствуясь концептуальными положениями общей теории оперативно-розыскной деятельности, уголовно-процессуального и уголовного права и опираясь на результаты проведенного исследования, диссертант разработал предложения и научно-практические рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности по раскрытию преступлений рассматриваемой категории, а также совершенствование нормативных правовых актов, имеющих непосредственное отношение к решению данной проблемы.

Научная новизна диссертационного исследования нашла отражение в положениях, выносимых на защиту.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Специфика организации и исполнения убийств, совершаемых по найму, как сложной, полимотивированной формы преступной деятельности заключается в том, что найм в ней одновременно является и специфическим способом убийства (со стороны инициатора – заказчика), и специфическим мотивом его совершения (со стороны исполнителя). Данная деятельность связана с привлечением исполнителя на основе материальной заинтересованности и договорных обязательств.

2. Оперативно-розыскная характеристика наемных убийств, лежащая в основе оперативно-розыскной тактики их выявления, раскрытия и расследования, основания выдвижения версии о наемном характере убийства.

3. Концепция основных направлений оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по раскрытию убийств, совершенных по найму, в русле общей стратегии борьбы с преступностью.

4. Теоретическая модель организации предварительной оперативной готовности подразделений уголовного розыска органов внутренних дел к адекватному реагированию на подготавливаемые или совершенные убийства по найму.

5. Авторские предложения по комплексу организационных и тактических оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие убийств, совершенных по найму.

6. Модель оперативно-розыскного обеспечения предварительного расследования и судебного разбирательства по делам об убийствах, совершенных по найму.

7. Предложения, направленные на повышение эффективности раскрытия убийств по найму:

– создание межведомственной автоматизированной системы сбора, анализа и использования информации: об убийствах; преступлениях против личности; участниках организованных групп, их совершающих, в том числе имеющих международные связи; потерпевших – и иных сведений, относящихся к убийствам, совершенным по найму;

– совершенствование локальных информационных систем, включающих данные: о способах, времени и иных обстоятельствах совершения убийств по найму, лицах, неоднократно судимых за преступления, связанные с насилием; совмещение таких систем с системами данных о субъектах, способных оказать помощь в раскрытии этих преступлений;

– разработка типовых комплексов оперативно-розыскных действий по раскрытию убийств, совершаемых по найму, с учетом построения вероятностных моделей криминальных событий и психолого-криминалисти­ческих портретов лиц, участвовавших в их совершении;

– повсеместное внедрение в практику подразделений уголовного розыска специальных технических средств (полиграфов, стресс-детекторов по голосу и др.) и методик для оценки психофизиологического состояния лиц, попадающих в орбиту криминального насилия, и получения от них значимой для раскрытия убийств, совершенных по найму, информации и др.

8. Обоснование наиболее актуальных направлений оперативно-розыскных и иных мер по раскрытию убийств, совершенных по найму: по корыстным мотивам, в отношении предпринимателей, в семейно-бытовой сфере, серийных посягательств на человека, в отношении ранее судимых лиц и членов криминальных организованных групп и группировок.

Теоретическая значимость исследования. Положения работы дополняют соответствующие разделы теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в части улучшения оперативной готовности подразделений уголовного розыска по раскрытию убийств, совершенных по найму.

Кроме того, полученные результаты исследования являются теоретической основой для выработки системы оперативно-розыскных мер по раскрытию подразделениями уголовного розыска органов внутренних дел убийств, совершаемых по найму.



Практическая значимость исследования определяется его прикладной направленностью на совершенствование имеющихся и выработку новых оперативно-розыскных мер по раскрытию убийств, совершаемых по найму.

Положения работы могут быть использованы в правотворческой деятельности при совершенствовании отдельных норм уголовно-процес­суального и оперативно-розыскного законодательства, регламентирующих проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование их результатов в уголовном судопроизводстве.

Основные выводы исследования могут найти применение в учебном процессе образовательных учреждений высшего и среднего образования юридического профиля; в системе подготовки и переподготовки руководителей, специалистов, чья деятельность связана с раскрытием убийств, в том числе совершенных по найму; научных исследованиях, составляющих базу формирования государственной политики в сфере борьбы с преступностью, и исследованиях прикладного характера, касающихся оптимизации средств и методов раскрытия убийств рассматриваемой категории; решении практическими работниками конкретных задач по организации, методике и тактике раскрытия убийств, совершенных по найму, с применением всего арсенала средств оперативно-розыскной деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены применением апробированных методов научного познания, опорой на известные положения теории оперативно-розыскной деятельности, использованием значительного количества источников и объемом эмпирического материала, гарантирующего репрезентативность исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры организации оперативной работы Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний; докладывались на межведомственном научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы экономической безопасности и пути ее обеспечения» (г. Тула, 21 мая 2008 г.); внедрены в учебный процесс Тульского филиала Московского университета МВД РФ и Тульского филиала Международного юридического института при Министерстве юстиции РФ; в практическую деятельность Управления уголовного розыска УВД по Тульской области.

Принципиальные положения, выводы и рекомендации отражены в 11 научных работах автора общим объемом свыше 60,66 п. л.



Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографического списка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается степень ее научной разработанности, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, характеризуются его методологическая, теоретическая и эмпирическая основы, обосновывается научная новизна, формулируются положения, выносимые на защиту, раскрывается теоретическая и практическая значимость исследования, приводятся сведения об апробации и внедрении его результатов.

В первой главе «Теоретические и правовые основы раскрытия убийств, совершенных по найму», включающей три параграфа, анализируется феномен наемного убийства, дается оперативно-розыскная, криминологическая и криминалистическая характеристика этих убийств, раскрываются правовые аспекты борьбы с ними и задачи подразделений уголовного розыска органов внутренних дел по борьбе с убийствами, совершенными по найму.

В первом параграфе «Оперативно-розыскная характеристика убийств, совершенных по найму» исследуются особенности данного вида преступлений.

Специфика убийств, совершаемых по найму, рассматривается в диссертации в контексте понятия криминального наемничества как более широкого социально-правового явления, получившего международную правовую оценку и включенного в структуру нового уголовного закона России. Состав убийства на найму (п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ), по существу, ориентирован на определение его как формы организации преступной деятельности, направленной на лишение жизни конкретного лица. В связи с этим в диссертации обосновывается понимание найма как одного из способов совершения убийства. В то же время исходя из традиционного определения найма в качестве формы договорных отношений автор приводит аргументацию разграничения мотивационной стороны названных преступлений с учетом ролей соучастников. При этом мотивы заказчика убийства могут быть различными, в том числе им может двигать корысть, действия же исполнителя убийства по найму не могут побуждаться такими мотивами исходя из содержания понятия найма. Мотивация действий исполнителя в данном случае имеет характер материальной заинтересованности и специфических побуждений, обусловленных договорными обязательствами. Указанные различия обусловливают особую сложность раскрытия рассматриваемых преступлений. В связи с этим формулировка п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ «из корыстных побуждений или по найму...» представляется автору неудачной, так как допускает смешение этих понятий. По мнению диссертанта, термин «корысть» может быть отнесен только к заказчику преступления, а термин «по найму» – как к заказчику, так и исполнителю, но к первому в качестве характеристики способа совершения, ко второму – характеристики его мотива.

Исходя из вышеизложенного в работе обосновано понимание убийства по найму как специфической формы организации преступной деятельности, которая может включать ряд самостоятельных видов, где со стороны заказчика найм – это способ его совершения, а со стороны исполнителя – мотив. Сложность раскрытия преступлений обусловлена, в частности, тем, что мотивы действий соучастников могут формироваться в независимых системах отношений; убийство же по найму разрывает основную связь жертвы с инициатором-заказчиком, формирующуюся в общей для них системе отношений.

Выступая способом совершения преступления, наемное убийство имеет главной целью сокрытие стоящих за ним, как правило, неформальных, противоправных интересов конкретных лиц. Спрос на услуги наемных убийц рассматривается в диссертации как результат, с одной стороны, определенной системы сложившихся общественных отношений, с другой – внутригрупповых, корпоративных отношений, при которых жизнь конкретных лиц может становиться предметом коммерческой сделки. Вскрытие таких отношений – основное направление борьбы с данным видом преступлений.

Изучение материалов 200 уголовных дел о раскрытых наемных убийствах показывает, что побудительными мотивами организатора или заказчика преступления чаще всего являются: корысть (желание завладеть наследством, страховой суммой, какими-либо материальными ценностями, получить комнату в той же квартире, более крупную долю при дележе преступно добытого) – 62,0–63,0 %1; установление или сохранение контроля за сферами влияния на рынке товаров, услуг, производства, распределения материально-сырьевых и денежных потоков – 10,0–11,0 %; месть на различной почве (кровная, зависть, за критику, оскорбление, обидное замечание, неуплату долга, связь с членами организованной преступной группы) – 7,0–8,0 %; ревность – 4,0–5,0 %; желание избавиться от обладателя компрометирующих сведений (потенциального разоблачителя) – 9,0–10,0 %; наказание за невыполнение взятых на себя обязательств, обман партнеров, «провалы» в бизнесе – 8,0 %.

Подавляющее большинство (около 90,0 %) наемных убийств совершаются в городах – краевых или областных центрах, поселках городского типа. Местом преступления может быть территория государственного или коммерческого предприятия, где работал потерпевший, занимаемое им жилое помещение или пространство рядом с ним. Так, убийства и покушения на них совершаются: в подъезде, во дворе дома жертвы и (или) ее связей (около 40,0 %), в жилище жертвы (29,5 %), на маршруте ее передвижения (20,5 %), в местах проведения досуга или около них (чуть более 7,0 %), иных местах — около 3,0 %. В 59,0 % случаев использовались транспортные средства.

Предпочитаемым временем совершения преступлений данной категории является вечернее – с 18 до 22 часов (50,0 %), с равной вероятностью (35,0 %) покушение может быть совершено в утренние или ночные часы и наименее вероятно – днем (15,0 %).

Исследование показало, что практически все заказные убийства, так или иначе связанные с коммерческой деятельностью, инициируются близкими связями потерпевших. Так, 24,0 % заказчиков принадлежали к сфере частного предпринимательства, 34,0 % были членами семьи или родственниками погибшего, 12,0 % – руководителями предприятий и 25,0 % – государственными служащими. В настоящее время среди раскрытых заказных убийств преобладают так называемые бытовые убийства по найму.

Около трети жертв ранее были членами семьи заказчика убийства или деловыми партнерами (30,0 %). Убийству предшествовали: вымогательство (9,0 %), угрозы, шантаж (54,0–55,0 %), обострение соперничества и попытки убийства (36,0–37,0 %), а также иные стрессовые факторы и обстоятельства.

Исследование позволило в определенной мере уточнить содержание организации наемного убийства в зависимости от числа и ролей лиц, включенных в его подготовку и совершение. Автор выделяет три формы организации преступлений, совершенных с участием:

1) заказчика – исполнителя (48,0 % дел);

2) заказчика – посредника (организатора) – исполнителя (13,7 %);

3) заказчика – посредника – организатора – исполнителя (38,3 %).

Во втором параграфе «Правовые аспекты борьбы подразделений уголовного розыска органов внутренних дел с организованными группами, совершающими убийства по найму», автор, анализируя понятие и содержание убийств, совершенных по найму организованными группами, как форму проявления организованной преступности, отмечает, что эти преступные проявления становятся все более опасными насильственными преступлениями против личности. Организованные преступные группы рассматриваются диссертантом в качестве устойчивых, сплоченных объединений лиц со специфическими криминальными навыками, связями, опытом, сорганизовавшихся для систематического совершения однородных преступлений, в том числе серийных убийств по найму.

В качестве основных направлений повышения эффективности борьбы с наемными убийствами в диссертации рассмотрены: обновление правовой, прежде всего законодательной, основы, приведение ее в соответствие с реалиями и прогнозируемыми перспективами развития преступности, в частности, принятие законов о государственной защите участников уголовного судопроизводства, борьбе с организованной преступностью и коррупцией, противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем, профилактике преступлений; усиление противодействия организованной и экономической преступности, посягательствам на личность в любых проявлениях, активное пресечение распространения наркобизнеса; совершенствование организационных принципов деятельности криминальной милиции, в частности, переориентация организации и тактики оперативно-розыскной деятельности преимущественно на предупреждение подготовки и совершения преступлений, а также подрыв экономической преступности.

Приоритетной задачей подразделений уголовного розыска следует считать разведывательно-поисковую работу в криминальной среде, направленную на получение стратегической информации о преступных структурах, их лидерах, внутренней динамике и степени организованности, распространенности и видах совершаемых преступлений, международных связях, коррумпированности лиц государственного аппарата и степени оказания ими поддержки криминальным элементам.

В результате анализа структуры деятельности криминальных групп, совершающих убийства по найму, как формы организованной преступности диссертант приходит к выводу, что организованная преступность – это сложная система организованных преступных формирований, их отношений и деятельности.

При оценке эффективности борьбы с организованными группами, совершающими убийства по найму, автор предлагает использовать: материалы оперативно-розыскной, разведывательной деятельности, интервью с лидерами и другими функционерами криминальной среды; опросы сотрудников криминальной милиции органов внутренних дел; сведения личных дел осужденных, материалы средств массовой информации.

Кроме того, по мнению диссертанта, для успешного решения задач по раскрытию и расследованию убийств, совершенных по найму, следует использовать анализ элементов организованной преступности, предполагающий выяснение широкого круга таких обстоятельств, как: системное построение организованной преступности, ее подструктуры, их количество и особенности, характер взаимодействия различных подструктур, в том числе разных преступных формирований.

Далее автор раскрывает механизм функционирования организованных преступных формирований, причастных к убийствам, совершенным по найму; излагает последствия убийств по найму; характеризует направления борьбы подразделений уголовного розыска органов внутренних дел с организованными преступными группами, совершающими убийства по найму.

Третий параграф «Задачи и функции подразделений уголовного розыска органов внутренних дел по борьбе с убийствами, совершенными по найму, их организационное обеспечение» посвящен изучению современного состояния деятельности подразделений уголовного розыска органов внутренних дел по борьбе с убийствами указанной категории. Автор отмечает, что оценка эффективности функционирования любой системы складывается из анализа ряда критериев, которые нередко разрабатываются применительно к конкретной задаче. Данные критерии могут иметь различные виды, например, оптимальной модели процесса, алгоритма решения задачи, отношения вложенных затрат ко времени решения задачи, вероятности решения задачи в данных условиях и др.

Раскрытие преступлений, совершенных по найму, относится к числу поисковых задач с совершенно определенным результатом. Более детально критерии учета преступлений как раскрытых содержатся в приказе «О едином учете преступлений» Генеральной прокуратуры РФ № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29 декабря 2005 г. Основными из этих критериев являются установление лиц, совершивших преступление, и направление утвержденных прокурором или его заместителем обвинительных заключений по законченным производством уголовным делам в суд в порядке ст. 221 УПК РФ.

Диссертант приводит сведения о направленных в суд за 1992–2007 гг. уголовных делах по убийствам, совершенным по найму, и рассматривает их в качестве оценки эффективности деятельности всей системы раскрытия наемных убийств.

Поскольку раскрываемость данных преступлений остается низкой, Генеральная прокуратура РФ и МВД России приняли указание «О формировании банка оперативной информации “Наемники” по раскрытию заказных убийств» от 3 мая 1995 г. № 1/2196. Автор анализирует этот документ как содержащий ряд организационных предписаний, направленных на создание системы адекватного реагирования на данные формы криминальных проявлений.

В частности, указанием от 3 мая 1995 г. было предложено создать в составе управлений (отделов) уголовного розыска МВД, ГУВД, УВД, УВДТ специализированные подразделения по раскрытию тяжких преступлений против личности с вменением им в обязанности организации работы по раскрытию убийств, совершенных по найму, анализ ее результатов и информационное обеспечение проводимых по этим делам оперативно-розыскных мероприятий.

Данным документом признается необходимость введения специальной линии работы подразделений уголовного розыска, так как раскрытие убийств, в том числе совершенных по найму, традиционно относится к компетенции подразделений уголовного розыска и требует проведения большого комплекса оперативно-розыскных мероприятий.

В связи с этим в указании от 3 мая 1995 г. предписывается заводить в подразделениях уголовного розыска дела, в которых должна концентрироваться информация о совершенных наемных убийствах, их мотивах, лицах, к ним причастных, имеющихся доказательствах, и использовать эти материалы в интересах раскрытия преступлений.

Автор отмечает, что вопрос о преобладающей компетенции подразделений уголовного розыска органов внутренних дел, а значит, ответственности за организацию раскрытия наемных убийств, нельзя считать окончательно решенным, более того, он во многом имеет дискуссионный характер.

Далее диссертант анализирует совместное указание Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 1993 г. № 315-16-93 и МВД России от 2 августа 1993 г. № 1/3452, которым введена в действие Типовая инструкция об организации работы постоянно действующих следственно-оперативных групп по раскрытию убийств. Данный документ определяет организационную основу раскрытия и расследования преступлений рассматриваемой категории.

Работа по раскрытию убийств, совершенных по найму, в настоящее время организована таким образом, что ее основной организационной формой являются следственные и оперативные группы.

В соответствии с названным выше указанием во многих регионах созданы специализированные группы или отделы (отделения) по раскрытию наемных убийств. В состав таких групп в первую очередь входят сотрудники подразделений уголовного розыска, которые вправе использовать сотрудников любых других подразделений и практически любых правоохранительных органов. Автор рассматривает вопрос о полномочиях сотрудников данных подразделений в организации раскрытия преступлений.

Поставленные вопросы и задачи во многом не имеют однозначных решений и на местах решаются по-разному. Уголовно-процессуальное законодательство возлагает на все субъекты оперативно-розыскной деятельности определенные обязанности (ст. 140–145 УПК РФ). Вместе с тем в УПК РФ «производство дознания» включает разделение компетенции и специализации лиц, участвующих в раскрытии и расследовании преступлений (ст. 150–151).

Диссертант отмечает, что специфической особенностью убийств по найму является способ их совершения, содержание которого составляет организованная преступная деятельность, лежащая как в основе формирования мотивации данных преступлений, так и их исполнения. Соответственно основные задачи подразделений уголовного розыска органов внутренних дел должны заключаться: в изучении механизмов и закономерностей подготовки и совершения наемных убийств; разработке и реализации организационных и тактических мер по их выявлению, раскрытию и расследованию.

Это позволяет утверждать, что раскрытие убийств по найму не может являться исключительной компетенцией только одного уголовного розыска. Преобладающая роль той или иной службы не может быть определена заранее.

Отсюда автор делает вывод, что специализированные подразделения по организации раскрытия убийств по найму уже по природе данных преступлений должны иметь межотраслевой характер, а значит, их оптимальной организационной формой могут быть либо постоянно действующие межотраслевые специализированные следственно-оперативные группы, создаваемые на уровне Российской Федерации и ее субъектов, либо специализированные межотраслевые подразделения в составе криминальной милиции тех же уровней.

Отмечается, что важным моментом в системе организации раскрытия наемных убийств является их учет, введенный только с 1996 г. Причем учитываются только те преступления, в итоговых процессуальных документах по которым прямо указано их совершение по найму.

При таких условиях в официальной статистике отражается только то, что удалось доказать в ходе раскрытия и расследования, а многие совершенные по найму преступления могут не указываться в связи с неустановлением «цепочки» заказа.

Потребности осуществления практического контроля за состоянием криминогенной ситуации в стране по данной категории преступлений побудили МВД России организовать сбор и анализ оперативной информации по наемным убийствам и ввести для этого свои критерии учета.

Для того, чтобы как-то специфицировать учет убийств, совершенных по найму, указание Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 1993 г. и МВД России от 2 августа 1993 г. содержит приложение с описанием необходимых реквизитов по данным преступлениям.

В частности, квалифицирующим признаком наемного убийства является найм как способ совершения преступления, содержание которого составляет организованная преступная деятельность, связанная с установлением договорных отношений с исполнителем. Вместе с этим основное назначение специализации по данной линии работы можно видеть в создании информационно-аналитического, научно-методического и оперативно-розыскного обеспечения раскрытия наемных убийств.

Как правило, убийства по найму совершаются в условиях неочевидности. Примерно в 95,0 % случаев они раскрываются сотрудниками подразделений уголовного розыска при проведении оперативно-розыскных мероприятий после обнаружения трупов потерпевших, т. е. традиционным способом: от потерпевшего – к заказчику и затем к исполнителю или через исполнителя – к заказчику.

Автор отмечает трудности, с которыми сталкиваются подразделения уголовного розыска в процессе раскрытия данной категории дел: привлечение значительного количества оперативного состава на продолжительное время; разобщенность и нескоординированность в работе многих подразделений уголовного розыска органов внутренних дел различных уровней; расплывчатое разграничение компетенции между верхними, средними и нижними звеньями подразделений уголовного розыска.

Проведенное исследование показало, что в настоящее время большая часть нагрузки по раскрытию наемных убийств приходится на работников низовых подразделений уголовного розыска на уровне горрайорганов, которые не в состоянии использовать весь потенциал средств и методов оперативно-розыскной деятельности в силу своей загруженности работой по другим, менее значимым, преступлениям. Сотрудники же вышестоящих подразделений МВД, ГУВД, УВД выполняют, как правило, контрольные функции. Обычно областные и республиканские подразделения конкретных оперативно-поисковых дел не заводят и в своем производстве не имеют. В то время как положительные результаты по такого рода делам могут быть достигнуты только в результате кропотливого труда и постоянного непосредственного участия.

Кроме того, значительно снижает результативность раскрытия заказных убийств слабое технико-криминалистическое обеспечение подразделений уголовного розыска органов внутренних дел, а также несовершенство действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Указанные недостатки в организации деятельности подразделений уголовного розыска органов внутренних дел по раскрытию наемных убийств во многом являются следствием недостаточного внимания к вопросам общей стратегии борьбы с преступностью.

По мнению диссертанта, стратегия борьбы с наиболее тяжкими проявлениями преступности, в том числе наемными убийствами, должна основываться не только на научном прогнозе развития криминогенной ситуации, но и учитывать реальные перспективы организационно-правового и ресурсного обеспечения правоохранительной деятельности. Естественно предполагать, что она должна базироваться на научно обоснованной уголовной политике и предусматривать необходимость обновления правовой, прежде всего законодательной, основы и приведения ее в соответствие с реалиями и прогнозируемыми перспективами развития преступности.

Принятие УК РФ и УПК РФ – серьезные шаги в этом направлении. Вместе с тем необходимо признать, что их недостаточно для решения всех проблем, вытекающих из современной криминогенной ситуации.

Таким образом, стратегическим направлением в борьбе с убийствами, совершаемыми по найму, должно стать усиление противодействия организованной и экономической преступности, посягательствам на личность в любых их проявлениях. Стратегической задачей подразделений уголовного розыска следует считать разведывательно-поисковую работу в криминальной среде, в большей степени направленную на предупреждение и пресечение преступлений на ранних стадиях их подготовки и совершения.

Вторая глава «Организация и тактика деятельности подразделений уголовного розыска органов внутренних дел по раскрытию убийств, совершенных по найму» включает четыре параграфа. В ней рассматриваются комплекс вопросов оперативной готовности подразделений уголовного розыска к раскрытию убийств, совершенных по найму; проблемы совершенствования правового и нормативного регулирования оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию убийств по найму; организация и тактика выявления этих убийств и их раскрытия; оперативно-розыскное обеспечение предварительного расследования и судебного разбирательства по делам об убийствах, совершенных по найму.

В первом параграфе «Организация системы предварительной оперативной готовности подразделений уголовного розыска органов внутренних дел к раскрытию убийств, совершенных по найму» соискатель рассматривает вопросы обеспечения данной готовности, а также организационно-тактические основы и алгоритмы деятельности названных подразделений по раскрытию убийств по найму.

Анализируя содержание состояния оперативной готовности подразделений уголовного розыска органов внутренних дел к раскрытию убийств, совершенных по найму, автор исходит из оперативно-розыскной специфики данной категории преступлений. Как указано в диссертации, она состоит в том, что заказной характер убийства непосредственно не отражается в его криминалистической характеристике, а означает характер отношений между жертвой преступления и способом исполнения убийства в виде организованной преступной деятельности по предварительному сговору между инициатором-заказчиком и исполнителем. Это обстоятельство указывает на то, что готовность к раскрытию заказного убийства отличается от таковой относительно раскрытия иных видов преступлений. Понятие оперативной готовности к раскрытию наемного убийства и сущность ее состояния обретают специфический смысл только на той стадии работы, когда наемный характер становится очевидным или весьма вероятным.

Таким образом, в основе определения состояния оперативной готовности, по существу, лежит оперативно-тактическая ситуация, сложившаяся к моменту выдвижения и формулировки версии (или версий) о заказном характере убийства. Содержание состояния оперативной готовности автор определяет эффективной деятельностью подразделений уголовного розыска органов внутренних дел по разработке такой версии и получению конкретных результатов.

Оперативная готовность к раскрытию наемных убийств, как и других преступлений, базируется на оперативной осведомленности о событиях и лицах, имеющих прямое или косвенное отношение к раскрываемому преступлению, которая, в свою очередь, основывается: на наличии, расстановке и функционировании источников оперативно значимой информации, каналов ее передачи, банков хранения; накоплении и анализе, а также дальнейшем использовании данной информации в оперативно-розыскной деятельности по убийствам, совершенным по найму.

Исследовав проблему оперативной готовности к раскрытию убийств, совершаемых по найму, диссертант предлагает подразделениям уголовного розыска органов внутренних дел регулярно проводить комплекс следующих мер:

– сбор и анализ информации, характеризующей оперативную обстановку по борьбе с криминальным насилием, в том числе убийствами по найму;

– обеспечение каналов поступления оперативно-розыскной информации в отношении представителей криминальной среды;

– привлечение новых конфидентов или расстановка находящихся на связи специализированных конфидентов;

– организация взаимодействия с другими службами органов внутренних дел по раскрытию убийств, совершенных по найму;

– совершенствование информационно-поисковой работы путем внедрения автоматизированных систем оперативно-розыскной информации, которые могут быть использованы в целях борьбы с убийствами по найму.

Таким образом, оперативная готовность подразделений уголовного розыска органов внутренних дел к раскрытию убийств, совершаемых по найму, обеспечивается быстрым разворачиванием комплекса разведывательных, информационно-аналитических и оперативно-поисковых мероприятий в целях установления и проверки лиц и событий, прямо или косвенно связанных с раскрываемым фактом убийства. В основе оперативной готовности в этом случае лежит развитость системы источников информации, ее аналитической обработки и реализации в рамках проводимых оперативно-розыскных мероприятий. Обеспечение оперативной готовности должно быть возложено на руководителей криминальной милиции федерального и регионального уровней с опорой на информационные и аналитические подразделения отраслевых служб с последующей передачей данных функций в информационно-аналитические службы криминальной милиции органов внутренних дел.

Во втором параграфе «Проблемы осуществления оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию убийств, совершенных по найму организованными группами» соискатель анализирует дискуссионные аспекты правового и нормативного регулирования и проведения оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию убийств, совершенных по найму.

Рассматривая наемные убийства в качестве разновидности криминального наемничества и учитывая особую общественную опасность найма как способа совершения преступлений, автор предлагает в Общей части УК РФ предусмотреть этот вид убийства в качестве самостоятельной формы организации преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), добавив в название ст. 35 УК РФ слова «…а равно по найму». Это подчеркнет данную форму запрета, направленного на достижение общепревентивного эффекта названной нормы. С аналогичной целью может быть рассмотрен вопрос об отражении найма как одного из обстоятельств, отягчающих наказание, и внесении соответствующих дополнений в ст. 63 Общей части УК РФ.

Будучи одновременно характеристикой способа и мотива убийства, найм должен найти самостоятельное отражение в ст. 105 (Убийство) Особенной части УК РФ в виде квалифицирующего признака без сопряжения с иными признаками субъективной стороны преступления (корыстью) или составами других преступлений. Таким образом может быть достигнуто целостное отражение в уголовном законе данного вида преступной деятельности.

Анализируя проблемы правового обеспечения оперативно-розыскных мероприятий (оперативного эксперимента и оперативного внедрения), диссертант определяет их как эффективные мероприятия по выявлению, документированию и пресечению деятельности организованных групп, совершающих убийства по найму, и вместе с тем отмечает ряд серьезных проблем в их релизации.

На основании проведенного исследования соискатель сформулировал понятие оперативного эксперимента и обосновал несостоятельность отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ, ограничивающих его проведение только в случаях подготовки или совершения тяжких преступлений.

При оперативном внедрении для завоевания и сохранения доверия у членов организованной группы, сотруднику оперативного подразделения (конфиденту), внедренному в эту группу, прямо или косвенно приходится участвовать в подготовке, а порой и в совершении тех или иных преступлений. В такой ситуации неизбежно возникает вопрос об уголовной ответственности внедренного сотрудника в соответствии со ст. 32–36 УК РФ и в последующем, что логично, об освобождении его от таковой.

По мнению автора, принципиальным образом проблема может быть решена лишь путем включения соответствующей нормы в УК РФ, УПК РФ, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (в редакции от 2 октября 2007 г. № 225-ФЗ), закрепляющей, что в основу проведения оперативно-розыскных мероприятий должен быть положен уголовно-правовой институт крайней необходимости.

В связи с этим диссертант предлагает внести дополнения в ст. 39, 41 и 42 УК РФ, обеспечивающие правовую защиту лиц, формально совершивших предусмотренные Особенной частью УК РФ деяния, но действовавших с целью пресечения готовящегося либо раскрытия тяжкого или особо тяжкого преступления, в том числе при выполнении специального задания, в частности, по раскрытию и расследованию убийства, совершенного по найму.

Наряду с этим в современной сыскной теории и практике оперативной работы нуждается в урегулировании процессуальный статус оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве, особенно по убийствам, совершенным по найму.

Процессуальный статус оперативно-розыскной деятельности при введении в уголовный процесс требует в настоящее время внесения соответствующих коррективов в теорию и практику уголовно-процессуального права по выявлению и фиксации доказательств в целях предупреждения и раскрытия преступлений, изобличения виновных лиц. Так, наряду с протоколами следственных и судебных действий к числу процессуальных источников доказывания следует отнести протоколы проведения оперативно-розыскных мероприятий. В связи с этим автор предлагает разработать процессуальный порядок их фиксации и в перечень доказательств, содержащихся в ст. 74 УПК РФ, внести протоколы с соответствующими приложениями, составленные уполномоченными органами по результатам оперативно-розыскных мероприятий.

В настоящее время документирование оперативно-розыскной деятельности производится с помощью не имеющих четких параметров справок, рапортов, актов, меморандумов и т. д.

В УПК РФ установлено, что фиксация процессуальных действий осуществляется с помощью протоколов. По мнению автора, последние относятся к числу источников доказательств не только в силу того, что в них фиксируется информация о событиях, фактах, являющихся предметом рассмотрения и судебного разбирательства.

Констатируя достоинство протокола как средства фиксации следственных, а в перспективе – оперативно-розыскных мероприятий, автор предлагает ст. 83 УПК РФ изложить в следующей редакции: «Протоколы следственных действий и протоколы судебных заседаний допускаются в качестве доказательств, если они соответствуют требованиям, установленным настоящим Кодексом.

Процессуальные следственные и оперативно-розыскные действия, осуществляемые при дознании и предварительном следствии, фиксируются протоколами и могут дополнительно фиксироваться техническими средствами».

В будущем следует дополнить УПК РФ ст. 83.1: «Статья 83.1. Протоколы процессуальных оперативно-розыскных действий».

В протоколе оперативно-розыскного действия по установлению фактов, событий и обстоятельств, которые являются доказательствами по уголовному делу, должны фиксироваться:

– место и время его проведения;

– лица, осуществляющие проведение и участвующие в нем;

– применявшиеся технические и иные средства;

– лица (если таковые установлены), которые в силу запланированных или непредвиденных обстоятельств могли стать свидетелями событий и обстоятельств, отслеживаемых путем проведения оперативно-розыскного действия.

Протокол оперативно-розыскного действия подписывается всеми лицами, непосредственно участвовавшими в его проведении. Им предоставляется право вносить в него засвидетельствованные подписями дополнения и изменения.

С санкции руководителя, ответственного за организацию проведения оперативно-розыскного действия, его участники в протоколе могут выступать под псевдонимом.

Учитывая специфику оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве, автор считает целесообразным п. 1 ч. 2 ст. 241 УПК РФ (Гласность) изложить в следующей редакции: «1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, в том числе касающейся средств, методов, форм, сил и тактики оперативно-розыскной деятельности».

Кроме того, необходимо дополнить частью 3 ст. 79 УПК РФ, изложив ее в следующей редакции: «3. Штатные и нештатные оперативные сотрудники и другие лица, привлекаемые к сотрудничеству на конфиденциальной основе, могут быть допрошены в качестве свидетелей по поводу участия в негласных оперативно-розыскных мероприятиях только с санкции не ниже начальника управления соответствующего министерства и ведомства или его заместителя и приравненных по уровню командиров воинских подразделений, которые своим приказом освобождают их от обязанностей сохранять государственную тайну».

Такое ограничение существует в большинстве государств мира, не говоря уже об этической стороне дела.

Статью 60 УПК РФ, регламентирующую привлечение понятых, необходимо дополнить частью 5: «5. На основании постановления о производстве процессуальных оперативно-розыскных действий они могут осуществляться без привлечения понятых. Производство оперативно-розыскного действия без участия понятых отражается в протоколе».

В третьем параграфе «Деятельность подразделений уголовного розыска органов внутренних дел по выявлению убийств, совершенных по найму, и их раскрытию» соискатель обосновывает ведущую роль средств и методов оперативно-розыскной деятельности в выявлении и раскрытии этих преступлений, анализирует тактические особенности использования оперативного метода, а также возможности оперативных служб органов внутренних дел в раскрытии убийств, совершаемых по найму.

В основе организации деятельности подразделений уголовного розыска органов внутренних дел по раскрытию заказных убийств лежит принцип межотраслевой кооперации и координации действий с единым центром управления. В качестве последнего выступает руководитель оперативного подразделения органа внутренних дел региона (субъекта Российской Федерации), на территории которого было совершено преступление.

Специфика деятельности специализированных подразделений по борьбе с убийствами, совершенными по найму, заключается главным образом в информационно-аналитическом обеспечении деятельности подразделений уголовного розыска органов внутренних дел по раскрытию данных преступлений. Подключение тех или иных подразделений криминальной милиции производится в зависимости от конкретного характера оперативно-тактической ситуации в установленном ведомственными нормативными актами порядке. Вместе с тем в связи со сложившейся отраслевой специализацией ведущую роль в раскрытии названной категории преступлений должны играть подразделения уголовного розыска, специализирующиеся на раскрытии убийств.

Как показывают результаты диссертационного исследования, в ходе оперативно-поисковой работы по выявлению убийства по найму следует установить признаки, свидетельствующие о подготовке к его исполнению. К их числу относятся действия: 1) по подысканию исполнителя; 2) подысканию посредника; 3) организации исполнения. Основным направлением оперативно-розыскной деятельности при поступлении информации о подготавливаемом наемном убийстве помимо принятия мер защиты в отношении потенциальной жертвы является выяснение комплекса его мотивообразующих факторов. Так, при изучении подготовки к совершению убийства по найму подлежат документированию следующие факты и обстоятельства:

– характер взаимоотношений между нанимателем (организатором) и лицом, в отношении которого была высказана угроза;

– данные о действиях нанимателя, направленных на подыскание посредников (пособников) или исполнителей;

– предупреждение лиц, в отношении которых была высказана угроза, о необходимости соблюдения мер предосторожности;

– данные об источниках приобретения оружия, местах его хранения;

– факты о наличии и содержании конкретного плана, форме и способах связи с организатором преступления;

– информация о возможных свидетелях, которые могут подтвердить факт приготовления к убийству по найму.

Диссертант предлагает при документировании фактов приготовления к убийству по найму использовать:

– негласное прослушивание и аудиозапись телефонных переговоров членов криминальной группы;

– внедрение в группу штатных сотрудников;

– использование возможностей оперативно-поисковых подразделений;

– проведение негласного контроля открытой информации, передаваемой членами криминальной группы по техническим каналам связи;

– осуществление негласного обследования помещений и транспортных средств, принадлежащих членам группы, готовящей совершение убийства по найму.

Основываясь на результатах изучения проблемы раскрытия убийств, совершенных по найму, автор формулирует комплекс необходимых оперативно-розыскных мероприятий на первоначальном этапе раскрытия данных преступлений. Работа должна осуществляться по принципу: от личности потерпевшего – к непосредственному инициатору (заказчику) преступления.

В ходе оперативно-розыскных мероприятий, проводимых по названной схеме, устанавливаются сфера формирования криминогенных отношений и круг лиц, среди которых определяется вероятный заказчик или исполнитель убийства.

Другое направление работы строится по принципу: от нанимателя – к наемнику-убийце или посреднику – с использованием комплекса оперативно-розыскных мероприятий.

На первоначальном этапе раскрытия как наемного, так и иного убийства основной является работа «от преступления – к лицу».

Автор делает вывод о том, что главной предпосылкой успешного раскрытия убийств, совершенных по найму, служит активное проведение оперативно-розыскных и иных мероприятий на месте происшествия, и формулирует алгоритм действий оперативной группы на первоначальном этапе работы. Наряду с этим в диссертации рассматриваются организационные и тактические особенности совершения убийств по найму, замаскированных под безвестное исчезновение граждан, излагаются рекомендации по их раскрытию.

В четвертом параграфе «Оперативно-розыскное обеспечение предварительного расследования и судебного разбирательства по делам об убийствах, совершенных по найму» соискатель обосновывает необходимость участия подразделений уголовного розыска органов внутренних дел в осуществлении и исследовании особенностей организации оперативно-розыскного обеспечения предварительного расследования и судебного разбирательства по делам об убийствах, совершенных по найму членами организованных групп.

Автор разделяет точку зрения ученых, выделяющих оперативно-розыскное обеспечение предварительного расследования и судебного разбирательства как самостоятельную организационно-тактическую форму оперативно-розыскной деятельности, так как оперативно-розыскные мероприятия, осуществляемые в рамках рассматриваемой формы, имеют четкую ориентацию на интересы предварительного и судебного следствия, что в определенной мере сужает их познавательные рамки по сравнению с оперативной разработкой.

В целом оперативно-розыскное обеспечение заключается в проведении оперативно-розыскных мероприятий, решающих общие задачи процесса расследования убийств, совершенных по найму, нейтрализации криминального противодействия, а также включающих конкретные следственные и судебные действия по следующим направлениям:

– представление следователю полученных оперативных данных, позволяющих ему критически оценивать показания и правильно строить тактику процессуальных действий;

– непосредственное участие сотрудников уголовного розыска в проведении следственных действий;

– проведение оперативных комбинаций, направленных на повышение эффективности следственных действий.

Наиболее подробно соискатель анализирует способы криминального противодействия и пути его нейтрализации, являющиеся непременным условием раскрытия убийства по найму, разоблачения виновных и правильного разрешения уголовного дела. Важный этап оперативно-розыскного обеспечения – организация и проведение оперативной работы в ИВС–СИЗО задержанных и арестованных членов организованных криминальных групп. Эта работа требует нетрадиционного подхода к подбору конфидентов и способам их работы на начальном этапе, проведения комплекса оперативно-технических мероприятий, организации «контролируемой переписки» задержанных (арестованных) с другими участниками организованных криминальных групп, родственниками и прочими заинтересованными лицами.

По мнению автора, оперативно-розыскное обеспечение уголовных дел об убийствах, совершенных по найму, должно осуществляться специально созданной оперативной группой, чья деятельность будет иметь наступательный характер. Возглавлять подобные группы должны начальники оперативных подразделений либо руководители территориальных органов внутренних дел.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, обозначаются направления совершенствования правовых и организационно-тактических основ раскрытия убийств, совершенных по найму, излагаются практические рекомендации по реализации материалов исследования.


По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях,
рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ


  1. Прокофьев, В. В. Криминологическая и криминалистическая характеристика убийств, совершенных по найму / В. В. Прокофьев // Вестн. Владим. юрид. ин-та. – 2008. – № 2. – 0,77 п. л.



Иные публикации

  1. Прокофьев, В. В. Анализ серийных преступлений против личности, совершенных на сексуальной почве / В. В. Прокофьев // Оперативно-розыскная работа. – 1998. – № 1. – 0,27 п. л.

  2. Прокофьев, В. В. Использование научных разработок в раскрытии убийств по найму / В. В. Прокофьев // Оперативно-розыскная работа.
    – 1998. – № 4. – 0,23 п. л.

  3. Прокофьев, В. В. Оперативно-розыскное производство по делам предварительной проверки и оперативной разработки : учеб. пособие / В. В. Прокофьев. – М., 1998. – 14,75 п. л.

  4. Прокофьев, В. В. Оперативно-розыскное производство по литерным и оперативно-наблюдательным делам ОВД : учеб.-метод. пособие / В. В. Прокофьев. – Тула ; Белгород, 1999. – 7,7 п. л.

  5. Прокофьев, В. В. Содействие граждан оперативным подразделениям ОВД : учеб.-метод. пособие / В. В. Прокофьев. – М. ; Тула, 1999. – 12,2 п. л.

  6. Прокофьев, В. В. Оперативно-розыскное производство по розыскным делам ОВД : учеб. пособие / В. В. Прокофьев. – М. ; Тула, 2000. – 4,5 п. л.

  7. Прокофьев, В. В. Некоторые вопросы теории и практики оперативного внедрения : учеб.-метод. пособие / В. В. Прокофьев. – Тула ; Белгород, 2000. – 16,75 п. л.

  8. Прокофьев, В. В. Первоначальные мероприятия правоохранительных органов при обнаружении убийств, совершенных по найму / В. В. Прокофьев // Вестн. междунар. юрид. ин-та при М-ве юстиции Рос. Федерации. – 2008. – № 2. – 1,77 п. л.

  9. Прокофьев, В. В. Правовые аспекты борьбы с организованными группами, совершающими убийства по найму / В. В. Прокофьев // Совершенствование методов проведения практических занятий по дисциплине «Оперативно-розыскная деятельность ОВД» : сб. науч. тр. Тул. фил. Моск. ун-та МВД России. – Тула, 2008. – № 2. – 1,04 п. л.

  10. Прокофьев, В. В. Предприниматели и убийства, совершаемые по найму / В. В. Прокофьев // Актуальные проблемы экономической безопасности и пути ее обеспечения : сб. выступлений на межведомств. науч.-практ. семинаре, Тула, 21 мая 2008 г. – Тула, 2008. – 0,68 п. л.

Общий объем опубликованных автором работ составляет 60,66 п. л.





ПРОКОФЬЕВ Виктор Васильевич


РАСКРЫТИЕ УБИЙСТВ, СОВЕРШЕННЫХ ПО НАЙМУ

Подписано в печать 23.12.08. Формат 60х84 1/16. Усл. печ. л. 1,63. Тираж 100 экз.

Редакционно-издательский отдел научного центра

федерального государственного образовательного учреждения


высшего профессионального образования

«Владимирский юридический институт


Федеральной службы исполнения наказаний».

600020, г. Владимир, ул. Б. Нижегородская, 67е.



E-mail: rio@vui.vladinfo.ru.




1 Проценты означают долю к общему числу дел, где мотив преступления либо прямо указан в обвинительном заключении или приговоре, либо с очевидностью усматривался из материалов дела.



Смотрите также:
Раскрытие убийств, совершенных по найму
416.6kb.
1 стр.
Расследование преступлений против жизни, здоровья и свободы личности
78.02kb.
1 стр.
Свидетельством этому является античная колонизация эллинских государств, нашествия римско-византийских и арабских завоевателей
902.68kb.
6 стр.
Специально-криминологическое предупреждение убийств, совершаемых
133.08kb.
1 стр.
Тема Предмет, метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки
113.69kb.
1 стр.
«санаторый «белая русь»
18.09kb.
1 стр.
О предельных нормах возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории ряда зарубежных стран
36.49kb.
1 стр.
Универсальные договоры государств, как источники международного трудового права
713.98kb.
2 стр.
Наталья Афанасьевна Цветкова Раскрытие безграничных возможностей, или Сюрприз от предков. Уникальная технология
2238.98kb.
14 стр.
В. Р. Витвицкого. Алматы: оф «Современное образование», 2010. – 172 с
1629.48kb.
8 стр.
Раскрытие информации во исполнение Постановления
109.64kb.
1 стр.
87 советов, как начать и вести малый бизнес
285.78kb.
1 стр.