Главная
страница 1
«Духовно-нравственное воспитание школьников

в условиях влияния агрессивной информационной среды»

Самко Светлана Ивановна,

председатель методического объединения

учителей ОПК и ОРКСЭ Тихорецкого района

Слайд 1 с названием темы.

Слайд 2 с песочными часами

Времена меняются, стремительно изменяется мир вокруг нас, школа тоже не остаётся в стороне, применяются новые виды обучения, компьютер – уже не диво дивное, а средство обучения, учителя осваивают новые педагогические технологии, стараясь идти в ногу со временем. Школа сегодня ведет новую жизнь — творческую, интересную, плодотворную.



Слайд 3 дети

Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 20, 15, даже 10 лет назад. Какие они, сегодняшние ученики? Умные, развитые не по годам. Они более осведомлены чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Но нередко у школьников мы встречаем пренебрежение к авторитету и мнению взрослых, неумение чувствовать и нежелание утруждать себя серьезными мыслями, анализировать свои поступки и действия.

Одной из важнейших причин возникновения такой ситуации является то, что современные дети оказались лицом к лицу с принципиально новым явлением общественной жизни - агрессивной информационной средой, перед которой оказалась бессильной значительная часть даже старшего поколения, умудренного жизненным опытом.

Слайд 4 с картинками ужастиков и мультяшек

В отличие от прежних эпох социализация и картина мира современного ребенка в условиях «информационного бума» формируется в большей степени под мощным влиянием средств массовой информации со значительным преобладанием визуальных образов теле-, видео- и компьютерного экрана.

Экранные образы, запечатлеваясь в сознании, из источника информации превратились в источник трансформации картины мира современного ребенка, что ведет к переоценке традиционной системы ценностей и образа жизни.

Слайд 5 с ужасным компьютером

Незаметно Экран совершает духовные подмены: вместо потребности в прекрасном - вульгарный китч; вместо целомудренного отношения к интимной стороне жизни - ранняя сексологизация детского сознания, вместо четких заповедей - размывание моральных границ («если Бога нет, то все дозволено»). Наиболее активному деструктивному воздействию подвергается ценность семьи. В сознании молодежи СМИ формируют извращенные представления о любви. Традиционные для России представления о браке, любви, целомудрии, соответствующие идеалам Православной культуры, позиционируются как устаревшие и несовременные. Зато еще более древние греховные нормы Содома и Гоморры средствами массовой информации преподносятся как ультрасовременные и престижные образцы поведения. Многие исследователи связывают рост детской жестокости и подростковой преступности с подражанием героям вестернов, фильмов ужасов и компьютерных игр.



Слайд 6 дети и компьютер

Экран для современного ребенка является не столько информатором и источником построения картины мира, сколько ее конструктором, агрессивно программирующим образ жизни, «новую мораль» и систему ценностей.

Таким образом, важнейший сенсорный канал – зрение (а мы знаем, что через этот канал мы получаем около 70% информации) психологически оккупирован Экраном, внедряющим в детское сознание и подсознание антиценности: культ силы, агрессии, культ денег, вещизм, приобретательство, культ тела, распущенности. Кроме того, становится все более очевидным, что полным ходом идет демонизация детского сознания. Одежда детей, особенно подростков, изобилует сюжетами и символикой смерти, паутиной и фантастическими монстрами. Даже детские лакомства облекаются в специфические обертки с изображением привидений, домовых и прочей нечистой силы. Молодежи с экранов телевизора в ярких рекламах говорят: «Понятие греха устарело, все дозволено, наслаждайтесь».

Слайд 7 кто кем побежден, тот тому и раб

О последствиях вседозволенности и тем более ответственности не говорится ни слова. В результате молодой человек действительно незаметно для себя становится рабом собственных страстей. «Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб», говорится во втором Соборном послании св. Апостола Петра. Мнимая свобода, обещанная нашей молодежи, оборачивается рабством греху.

Компьютер, конечно, облегчает человеку жизнь, но смысл жизни к нему не сводится. А у кого сводится, тот (точнее, состояние его психики) вызывает серьезные опасения. Погружаясь в виртуальный компьютерный мир, человек отчуждается от реального, перестает интересоваться окружающим миром.

Слайд 8 Всемирная паутина

Особенно уязвимы в этом отношении дети и молодежь, что вполне понятно: они еще не сформировались и легко поддаются влияниям. А мир компьютерных игр так заманчив, красочен и, главное, моден! Кто может устоять перед таким соблазном? Дети, по крайней мере, не могут. Сказочный монитор буквально манит к себе детей и взрослых. По опросам, около 80% школьников, буквально, теряют голову от компьютерных игр, при, чем больше половины детей знакомы с ними с 5-6 летнего возраста. В последние годы все больше родителей сетуют на то, что их чада слишком много времени проводят за компьютером, пренебрегая уроками, рисованием, посещением кружков и общением с друзьями. Есть, конечно, и такие взрослые, кому нравится, что ребенок не докучает вопросами и просьбами, а часами сидит в своей комнате, словно прикованный к экрану компьютера.

Игра, действительно, «затягивает». До такой степени, что «играющий» «превращается» зачастую в игрового персонажа. Дети играют, а психика «страдает».

Слайд 9 Что происходит с ребенком?

Что происходит с ребенком, когда он не отдыхает от игрового процесса? У него ухудшается память, он перестает проявлять интерес к учебе, теряет навыки общения, становится замкнутым. Кто-то забросил спортивные секции, кто-то перестал ходить в музыкальную школу. А мобильные телефоны с закачанными в них игрушками, бессмысленными пустыми смс-ками – это просто бич для школы. Дети настолько зависимы от телефонов, что не могут оторваться от них ни на переменах, ни во время уроков. Это уже не столько средства связи, сколько поглотители детского внимания и времени. В сущности, многие дети живут в параллельной реальности. Там они успешны, они – победители, хозяева жизни. И чтобы самоутвердиться, вовсе не нужно трудиться над собой, завоевывая авторитет в классе, можно просто нажать кнопку, и ты – супергерой.

Думаю, педагоги согласятся, что у игроманов и завсегдатаев форумов, чатов и Сетей проявляется резкое снижение познавательной активности, ребенок становится пассивным, с трудом сосредоточивается на учебной задаче. Он ведь привык к ярким образам, движущимся картинкам на цветном экране, теперь буквы, цифры и задачки ему кажутся серыми и неинтересными. «Игрушки» могут серьезно затормозить развитие такого важного для ребенка новообразования как непроизвольное внимание, главным условием возникновения которого является волевое усилие. А этому игры как раз и не учат. Воспитательный эффект от подавляющего большинства компьютерных игр, мягко говоря, сомнителен, ибо их смысл почти всегда сводится к убийству. А где-то ребенка могут заодно приобщить и к реалиям уголовного мира.

Слайд 10 Детям свойственно играть

Но ведь ребенку свойственно играть! Во все времена с помощью игры дети осваивали огромный и сложный мир, постигали законы человеческих взаимоотношений, осваивали социальные роли. Сегодня практически исчезли групповые игры - воздух детской жизни прошлых поколений. Где они - салки, казаки-разбойники, дочки-матери, жмурки?! Изменилось само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, аутичной.



Слайд 11 страх

К тому же компьютерные игры буквально нашпигованы всякой нечистью: скелетами, привидениями, киборгами, злобными орками, людоедами... Неудивительно, что многие дети, насытив свою фантазию этими страшными образами, начинают пугаться темноты, жалуются на кошмарные сны, боятся оставаться одни в комнате. Родители говорят: «Но детей ведь не оторвать от экрана! Если б им было по-настоящему страшно, они бы не стремились к подобным играм».



Слайд 12 ужасные мультики

Однако страшное не только пугает. Оно еще и завораживает. Особенно когда происходит не с тобой, а с кем-то другим. Взрослые люди тоже любят пощекотать себе нервы «ужастиками», но только психика у них устойчивей. Крайне опасны по своим духовно – нравственным последствиям иностранные мультфильмы. Непрекращающаяся борьба между черепахо - и паукообразными существами практически исключают даже мысли о добре и взаимопомощи.



Слайд 13 комп

Безусловно, и нам, и детям нужен компьютер с его выходом в Сеть. Да и современная школа сегодня ориентирована на использование новейших компьютерных технологий. При грамотном его использовании компьютер может стать помощником и другом, но может и навредить. С его помощью можно найти друзей, а можно полностью изолироваться от общества и стать одиноким. Просто все должно быть в меру!



Щелкнуть по слайду

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною»,- говорится в Первом послании св. Апостола Павла к Коринфянам.

Можем ли мы уберечь своих детей от информационной агрессии? Избавить от этого практически невозможно. А вот защитить можем. Как? Есть несколько вариантов защиты.

Первый. Его подсказывают психологи.

Слайд 14 с вопросиком.

В доверительной беседе объяснить ребенку, какие опасности скрывает Интернет и какие у него есть преимущества. Следует вместе с детьми определить, какие сайты «хорошие», а какие «плохие». Нужно прививать ребенку «компьютерный вкус». Не покупать жестокие игры. Первое время сидеть за компьютером вместе, тогда машина, возможно, не станет для него большим авторитетом.



Второй вариант, он не исключает первый. Можно привлечь ребенка к научно-техническому творчеству, к искусству. Но это удел немногих. Можно увлечь спортом. Но культ тела приводит к безнравственности, что мы видим на примере некоторых спортсменов, завершивших карьеру: мужчины пополняют преступный мир или умирают от анаболиков, женщины обнажаются для рекламы.

Вариант третий. Интернет в комнату ребенка родителям нужно проводить как можно позже, так как после этого ситуацию контролировать будет сложно. Телефон к интернету подключать вовсе не стоит. И средства экономятся, и учителям будет спокойнее, так как многие школьники «черпают знания» во время контрольных именно в Сети.

Сработают такие способы защиты? Возможно. Но не всегда. Они не надежны, потому что основаны лишь на внешнем воздействии и не затрагивают внутреннего содержания проблемы.



Слайд 15 дети путешественники

Единственно правильный путь заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего цензора, способного отличать добро от зла. Предотвратить беду можно лишь воспитав в детях стойкие духовные ориентиры. Тогда они смогут проявлять мужество и волю, чтобы жить и творить во враждебной среде, делая правильный выбор в сторону Добра, уклоняясь от зла. В одной из лекций профессора А.И. Осипова прозвучал вопрос к родителям: «Если вы отправляете ребёнка в лес, в глухую тайгу, что вы дадите ему с собой?» Вспоминают про спальник, спички, котелки... И никто не говорит – «карту и компас». Такова и реальная жизнь. Родители обеспечивают детей любыми вещами, вместо того, чтобы дать карту и компас, который будет нравственно, социально ориентировать детей по жизни. Именно правильный ориентир дает возможность человеку, если он заблудился, выйти из чащи леса.

Человек не рождается высоконравственным, духовным. Духовность и нравственность - это продукты воспитания. Святитель Феофан Затворник пишет: «...Душа является в мир голой силой, возрастает, богатеет во внутреннем содержании и разнообразится в деятельности она уже после».

Слайд 16 Нагорная проповедь

Именно Православие, на много лет изгнанное из школьного образования и воспитания, может являться основой духовно-нравственного воспитания. Сегодня жизненно необходимо изучать то, что мы можем назвать нормой жизни. Этой нормой, этим эталоном для нас является образ Иисуса Христа как Личности, как Человека. И Его учение, охватывающее всю ту норму человечности, которая дана нам в Священном Писании.



Слайд 17 ОРКСЭ

Введение в школьную программу Основ православной культуры в рамках курса ОРКСЭ – это первый шаг для спасения детей от власти сил зла. Но одного года для решения этих задач недостаточно. Педагоги с опытом понимают, что любой предмет должен изучаться в системе. Необходимо, чтобы школа не один год, а на протяжении всех лет обучения обращалась к духовным вопросам, к традициям, к истинным ценностям. И такой опыт в Тихорецком районе уже есть. Преподавание курсов духовно-нравственной направленности по ФГОС предусмотрено в рамках внеурочной работы. В среднем звене Основы православной культуры школьники изучают факультативно, на курсах по выбору, в старших классах – на уроках Истории религий. Следует обратить внимание на то, чтобы работа эта была последовательной и имела преемственность на всех ступенях обучения.

Дети с большим интересом знакомятся с православным учением о человеке, его призвании, о нравственном законе и способах его соблюдения, о том, как люди должны строить взаимоотношения в семье и в мире. На этих уроках они узнают, что такое любовь, сострадание, ответственность, подвиг, долг.

Слайд 18 Цветная схема

Немаловажным условием успешности этого процесса является усиление духовно - нравственного аспекта в учебном материале других предметов, то есть интеграция ОПК с предметами гуманитарного цикла.

К решению этой важной задачи педагогов нужно готовить. Поэтому необходимо включать наиболее важные положения духовно-нравственного воспитания в программы института повышения квалификации учителей.

Задача духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения, стоящая перед педагогами и воспитателями, не просто крайне сложна. Она выполнима только в случае, если в этом будут заинтересованы не только учителя, преподающие предмет ОПК, но и весь педагогический коллектив во главе с администрацией школы. Один, как известно, в поле не воин. Учителю ОПК необходима поддержка священника, но без поддержки директора, заместителя директора по воспитательной работе и классных руководителей качественно и интересно эту работу организовать невозможно. В этом деле недостаточно ограничиваться только проведением православных праздников и участием в творческих конкурсах духовной направленности. Духовно-нравственное воспитание должно стать основой всего уклада школьной жизни, пронизывать урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, Церковью, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.



Слайд 19 ФОТО

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, они приобретаются собственными усилиями. Дети научаются милосердию только через практические дела, которыми следует заполнять досуг школьников, тем самым «отрывая» их от мониторов компьютеров. В этом направлении в нашем районе уже накоплен достаточный опыт доброделания: это благотворительные акции и концерты в приюте для детей «Берегиня», Центре пребывания пожилых людей, забота о ветеранах войны и труда. Хорошим подспорьем в работе с молодежью является православное краеведение и паломнические поездки по святым местам. Эту работу необходимо продолжать и расширять.



Что можно рекомендовать ребятам в противовес глупым, пустым сериалам типа «Счастливы вместе», «Парины дочки», «Универ»? Кроме известного всем канала «Спас», сайта «Православие. ру», есть еще много полезных сайтов, телепередач и масса хороших добрых фильмов. Например:

Слайд 20

  • Фильмы международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел». Его девиз – «Доброе кино возвращается!».

  • Фильмы Международного Сретенского кинофестиваля «Встреча» Фильмы, отбираемые на конкурс, рассказывают о современном человеке, о сочувствии к нему, понимании его духовных и нравственных поисков. Они учат добрым поступкам, умению доверять людям и Богу, понимать Промысел Божий в человеческой судьбе. Отбирая фильмы жюри оценивает не только художественные их достоинства, но и этическое содержание основанное на христианских заповедях. Кинофестиваль «Встреча» - это территория современной духовной культуры, душевности и человечности!

  • Фестиваль православных фильмов «Вечевой колокол». В рамках фестиваля проходит показ фильмов-призеров общероссийских православных кинофестивалей «Золотой витязь», «Встреча», «Покров», «Радонеж», «Лучезарный ангел», «Русское зарубежье», «Военное кино», а также православного кино Украины, Республики Беларусь, Сербии, творческие встречи с авторами фильмов, мастер-классы и семинары с известными кинорежиссерами.

Слайд 21

  • Сайт журнала «ФОМА» http://www.foma.ru

  • Сайт журнала Отрок http://otrok-ua.ru

  • кинокомпания «Мироздание» детское кино. http://mirozdanie.info

  • «Доброе слово» – Цикл духовно-просветительских программ для детей младшего школьного возраста http://www.radostmoya.ru/project/dobroe_slovo

Слайд 22 Шишкин лес

  • Для дошкольников и младших школьников есть цикл ежедневных познавательных телевизионных передач для семейного просмотра «Шишкин лес». http://shishkinles.ru/

Это классический пример программы, построенной по принципу «учение с увлечением». Утренние и вечерние выпуски цикла – это интермедии в форме сказок, загадок, которые доступно раскрывают ребенку понятия о таких добродетелях как трудолюбие, послушание, сострадание, уважительное отношение к взрослым.

  • Художественно – просветительский телесериал для детей среднего школьного возраста и родителей «Остров открытий».

Разговоры на богословские темы воспринимаются подростками не всегда адекватно, особенно если в повседневной жизни они далеки от Церкви. Поэтому сценарии телесериала построены так, чтобы игровая форма подачи материала помогала им усвоить предложенную тему на различных по сложности смысловых уровнях. Каждая серия посвящена конкретной истории, рассказанной в Библии. Сценаристом моделируется захватывающий внимание подростка эпизод из жизни его сверстников. В конце серии ребята делают выводы, созвучные морали библейской темы, заявленной в названии серии. Передачи выходят в эфире телеканала «Радость моя».

Слайд 23 Дорога к храму

Хорошим пособием для изучения основ православной культуры в дошкольных и школьных учреждениях может сборник просветительских материалов и видеопрограмм «Дорога к храму». Автор идеи и куратор проекта - Владимир Стефанов. Телерадиокомпания «Мироздание» предлагает аудиовизуальную и печатную продукцию, адресованную зрителям и читателям различных возрастных категорий. Информацию о проектах можно найти на сайте телеканала «Радость моя».



Закрыть презентацию и открыть видеофайл с заставкой канала Радость моя

  • «Радость моя» — это детский семейный образовательный телеканал. «Радость моя» — это светский канал, созданный православными людьми. Здесь мы можем найти массу культурно-просветительских, образовательных и детские программ. Особенность «Радости моей» - приверженность православным традициям.

Слайд 24 Спасибо за внимание.

Использованная литература:



  1. В. Духанин «сокровенный мир Православия». – М.: Издательский Совет РПЦ, 2008.

Статьи:


  1. В. В. Абраменкова. «Психологическое и духовно- нравственное здоровье ребенка и проблемы информационной безопасности».

  2. И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова «Ребенок и компьютер»

  3. М.И. Хасьминский. «Как удержать человека от самоубийства»

  4. Священник Вадим Могилко, настоятель Покровского храма с. Покров. «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?»


Смотрите также:
«Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях влияния агрессивной информационной среды» Самко Светлана Ивановна, председатель методического объединения учителей опк и орксэ тихорецкого района Слайд 1 с названием темы
128.35kb.
1 стр.
Духовно-нравственное воспитание учащихся в поликультурной среде как научно-педагогическая проблема
94.7kb.
1 стр.
Программа «духовно-нравственное воспитание младших школьников»
1386.92kb.
7 стр.
Анализ работы методического объединения учителей естественно научного цикла мбоу «Старописьмянская оош» Лениногорского муниципального района рт за 2012- 2013 учебный год
439.54kb.
2 стр.
Нравственное воспитание субъектов образовательного процесса на уроках литературы и русского языка
73.65kb.
1 стр.
Мук «Павлоградская мцбс» Духовно-нравственное воспитание
68.76kb.
1 стр.
Л. В. Финькевич декан факультета психологии бгпу им. М. Танка, кандидат психологических наук, доцент
418.91kb.
2 стр.
Программа «Духовно- нравственное воспитание»
153.85kb.
1 стр.
Анализ работы методического объединения учителей духовных дисциплин и истории за первое полугод
140.74kb.
1 стр.
Районного методического объединения учителей английского языка Ленинского района
89.56kb.
1 стр.
Мероприятия библиотек мбук «цбс» города Сыктывкара в 2012 году, направленные на духовно-нравственное воспитание читателей
89.58kb.
1 стр.
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках математики. Вакулина Зоя Александровна, учитель математики
71.65kb.
1 стр.