Главная
страница 1страница 2страница 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Рубцовский институт (филиал)

f:\утверждаю для титульного листа(1).bmp
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛИТЕРАТУРА


Уровень основной образовательной программы: базовый

Специальность: 230103.51

Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)

Форма обучения: очная

Срок освоения ОПОП: нормативный

Кафедра общественных дисциплин
Рубцовск –2011

При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены:

1) ГОС СПО по специальности 230103.51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)», утвержденный Министерством образования РФ «13» февраля 2002 г., протокол № 04-2202-Б.

2) Учебный план по специальности 230103.51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)», утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12.

Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин от «27» июня 2011 г., протокол № 6.

лямина

СОДЕРЖАНИЕ


ДЕ 1 9

Занятие 1. Русская литература середины и второй половины XIX века. Александр Николаевич Островский 24

Занятие 2. Александр Николаевич Островский 24

Занятия 3-4. Николай Семенович Лесков 24

Занятия 5-6. Иван Александрович Гончаров 24

4.1 Самостоятельная работа студента 33

4.2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 34

5. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 36

Темы докладов 39

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 42




1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Литература – базовая учебная дисциплина. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии студентов. Содержание дисциплины формируется с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Цель дисциплины: изучение русской литературы второй половины XIX – начала XXI в.

Задачи дисциплины: познакомить студентов с историей литературного процесса второй половины XIX – начала XXI в., рассмотреть творчество писателей и поэтов второй половины XIX – начала XXI в., охарактеризовать основные литературные направления второй половины XIX – начала XXI в.

Предполагается самостоятельная работа студентов, включающая освоение теоретического материала, обдумывание проблемных ситуаций, решение нравственных проблем в произведениях художественной литературы.

Назначение дисциплины состоит в воспитании духовного развития личности, освоении текстов художественных произведений; формировании общего представления об историко-литературном процессе; совершенствовании умений анализа и интерпретации литературного произведения, написании сочинений различных типов, поиске, систематизации и использовании необходимой информации с целью обучения выразительному чтению, составлению конспекта, подготовки сообщения на литературную тему.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Очная форма обучения

Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максимальная нагрузка студентов, час.

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студентов, час.

Лекции

Практические занятия

Лабораторные работы

1

2

3

4

5

6

7

ДЕ 1


1. Русская литература второй половины XIX века

1

-

1

-

-

2. А.Н. Островский

5

-

3

-

2

3. Н.С. Лесков

6

-

4

-

2

4. И.А. Гончаров

6

-

4

-

2

5. И.С. Тургенев

6

-

4

-

2

6. Н.А. Некрасов

6

-

4

-

2

7. А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, А.К. Толстой

6

-

4

-

2

8. М.Е. Салтыков-Щедрин

6

-

4

-

2

9. Ф.М. Достоевский

8

-

6

-

2

10. Л.Н. Толстой

10

-

10

-

0

11. А.П. Чехов

4

-

2

-

2

Промежуточный контроль

Сочинение

ДЕ 2


12. Литература рубежа веков

1

-

1

-

-

13. И.А. Бунин

5

-

3

-

2

14. А.И. Куприн

6

-

4

-

2

15. Поэзия «Серебряного века»

6

-

4

-

2

Промежуточный контроль

Выступление перед аудиторией

ДЕ 3


16. Литература начала 20 века. Основные тенденции развития литературного процесса

2

-

2

-

-

17. А.М. Горький

6

-

4

-

2

18. А.А. Блок

4

-

2

-

2

19. М.И. Цветаева

4

-

2

-

2

20. С.А. Есенин

4

-

2

-

2

21. В.В. Маяковский

4

-

2

-

2

22. И.Э. Бабель

4

-

2

-

2

23. Е.И. Замятин

4

-

2

-

2

24. М.М. Зощенко

4

-

2

-

2

Промежуточный контроль

Сочинение

ДЕ 4


25. Литература 30-х – начала 40-х гг. 20 века

2

-

2

-

-

26. М.А. Булгаков

6

-

4

-

2

27. А.П. Платонов

6

-

4

-

2

28. А.Н. Толстой

6

-

4

-

2

29. Б.Л. Пастернак

6

-

4

-

2

30. А.А. Ахматова

6

-

2

-

4

31. М.А. Шолохов

8

-

4

-

4

Промежуточный контроль

Сочинение

ДЕ 5

32. Поэзия и проза периода 1941-1945 г.г.

8

-

4

-

4

33. Основные тенденции развития темы Отечественной войны в послевоенный период

8

-

4

-

4

34. Литература второй половины 20 века

8

-

4

-

4

Промежуточный контроль

Выступление перед аудиторией

ДЕ 6

35. Современная русская литература

24

-

16

-

8

36. Поэты и прозаики Алтая

6

-

2

-

4

Промежуточный контроль

Читательская конференция

Итоговый контроль

Зачет

Итого часов

212

-

132

-

80

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



(дидактические единицы)
3.1 Содержание разделов учебной дисциплины

ДЕ 1


Тема 1. Русская литература середины и второй половины XIX века

Аудиторное изучение:

Эстетическое и нравственно-философское содержание русской литературы, ее общественное значение. Понятие историко-литературного процесса. Метод критического реализма. Реалистическое направление в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве. Литературная критика и журнальная полемика 60-х годов.



Требования к знаниям:

Студент должен знать ключевые понятия темы, иметь представление об особенностях историко-литературном процессе середины и второй половины 19 века.



Требования к умениям:

Студент должен уметь определять художественный метод произведения искусства середины и второй половины 19 века.


Тема 2. Александр Николаевич Островский

Аудиторное изучение:

Жизненный и творческий путь А.Н. Островского. История создания, тема, элементы композиции, своеобразие конфликта пьесы «Гроза». Система образов. Смысл названия пьесы. Способы выражения авторского сознания. Оценка критики.



Самостоятельное изучение:

Проблемы русской жизни в пьесе «Бесприданница». Развитие конфликта. Проблема человеческого достоинства и власти денег. Пьеса в оценке критики. А.Н. Островский и театр. Значение А.Н. Островского в развитии русского театрального искусства.



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества драматурга, его произведения, читать наизусть монолог из пьесы «Гроза», иметь представление о значении А.Н. Островского в развитии русского театрального искусства.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения драматурга.


Тема 3. Николай Семенович Лесков

Аудиторное изучение:

Очерк жизни и творчества Лескова. Отражение в герое повести «Очарованный странник» особенностей национального характера. Литературная полемика с А.Н. Островским. Повесть «Леди Макбет Мценского уезда».



Самостоятельное изучение:

Тема высокой одаренности русского народа в сказании «Левша».



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества писателя, его произведения, иметь представление о литературной полемике Н.С. Лескова с А.Н. Островским.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения писателя.


Тема 4. Иван Александрович Гончаров

Аудиторное изучение:

Роман «Обломов». «Обломовщина» как историческое и социальное явление. Сложность и противоречивость авторской позиции. Роман в оценке критики.



Самостоятельное изучение:

Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова. Роман «Обломов» в оценке критики.



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества писателя, его произведения, иметь представление о романе «Обломов» в оценке критики.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения писателя.


Тема 5. Иван Сергеевич Тургенев

Аудиторное изучение:

Идейные антагонисты в романе. Базаров в системе действующих лиц. Смысл названия. Роль карикатурных нигилистов. Роман в оценке русской критики, его художественные особенности. Общественный резонанс романа.



Самостоятельное изучение:

Основные этапы жизни и творчества И.С. Тургенева. Отражение в романе «Отцы и дети» общественно-политической жизни России 60-х годов 19 в.



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества писателя, его произведения, иметь представление о романе «Отцы и дети» в оценке критики.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения писателя.


Тема 6. Николай Алексеевич Некрасов

Аудиторное изучение:

Обстоятельства жизни и особенности творческой судьбы Н.А. Некрасова, его общественной, гражданской, эстетической позиции. Темы, мотивы, образы лирики Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: история создания, тема, особенности композиции, способы раскрытия основной проблемы; система образов поэмы; авторский идеал счастливого человека.



Самостоятельное изучение:

Лирика как род литературы. Лирический герой, основные признаки жанра поэмы, своеобразие языка, стиля, понятие народности литературы.



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества поэта, его произведения, иметь представление о лирике как роде литературы; определять содержание понятий «лирический герой», «народность литературы», знать основные признаки жанра поэмы, читать наизусть стихотворение поэта, фрагмент Пролога из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения поэта.


Тема 7. Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Алексей Константинович Толстой

Аудиторное изучение:

Краткий очерк жизни и творчества Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого. Тематика и философская направленность лирики Ф.И. Тютчева. Душа человека и «душа» природы в поэзии А.А. Фета.



Самостоятельное изучение:

Диалектика жизни человека, тема русской истории, тема Родины в стихах А.К. Толстого.



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества поэтов, их произведения, читать наизусть стихотворения.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать стихотворения поэтов.


Тема 8. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Аудиторное изучение:

Основные этапы жизни и творчества Салтыкова-Щедрина. «История одного города». Своеобразие жанра. История и современность в романе. Художественные особенности.



Самостоятельное изучение:

Тематика, сатирическая направленность, средства художественной выразительности сказок Салтыков-Щедрина.



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества писателя, его произведения, иметь представление о тематике, сатирической направленности, средствах художественной выразительности сказок Салтыков-Щедрина.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения писателя.


Тема 9. Федор Михайлович Достоевский

Аудиторное изучение:

История создания, жанровая природа, проблематика романа «Преступление и наказание». Социальные и философские корни теории Раскольникова. Личность героя. Способы разоблачения теории Раскольникова. «Правда» Сони Мармеладовой. Философские двойники Раскольникова.



Самостоятельное изучение:

Своеобразие жизненной судьбы Ф.М. Достоевского, особенности его «жестокого» таланта. Актуальность произведения для нашей современности.



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества писателя, его произведения.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения писателя.


Тема 10. Лев Николаевич Толстой

Аудиторное изучение:

История создания, особенности жанра, композиции, тема, основная мысль романа «Война и мир». Нравственные искания главных героев. Светская аристократическая знать и широкий народный мир. Нравственный идеал Толстого. Женские образы. Характер изображения Отечественной войны 1812 года. Противоречия Толстого в оценке роли личности в истории. Кутузов и Наполеон. на страницах романа. Психологизм романа.



Самостоятельное изучение:

Основные этапы жизни и творчества Л.Н. Толстого. Актуальность произведения для нашей современности.



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества писателя, его произведения.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения писателя.


Тема 11. Антон Павлович Чехов

Аудиторное изучение:

Тематика рассказов раннего и позднего периодов творчества, их идейная направленность, гуманистические идеалы автора, особенности стиля. Пьеса «Вишневый сад». Размышления о судьбе России, ее прошлом, настоящем, будущем. Группировка действующих лиц в пьесе. Особенности жанра, конфликта.



Самостоятельное изучение:

Очерк жизни и творчества А.П. Чехова. Рассказы Чехова. Новаторство драматургии Чехова. Чехов и Художественный театр.



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества писателя, его произведения, иметь представление о новаторство драматургии Чехова.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения писателя.


ДЕ 2

Тема 12. Литература рубежа веков

Аудиторное изучение:

Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце 19 века и новаторство литературы начала 20 века. Споры о роли искусства. Критика и публицистика.



Требования к знаниям:

Студент должен знать об особенностях развития гуманистических традиций русской классической литературы в конце 19 века и новаторстве литературы начала 20 века.



Требования к умениям:

Студент должен уметь различать и сопоставлять разные точки зрения по вопросам, связанным с историко-литературным развитием данного периода.


Тема 13. Иван Алексеевич Бунин

Аудиторное изучение:

Проза Бунина. Мотивы вырождения «дворянских гнезд». Обличение фальши современной цивилизации. Тема исторической памяти. Размышления об истинных и ложных жизненных ценностях. Лирика Бунина. Философичность лирики. Мастерство проникновения в психологию человека и мир природы.



Самостоятельное изучение:

Краткий очерк жизни и творчества И.А. Бунина. Поэтизация исторического прошлого Родины. «Окаянные дни». Революционные события в оценке Бунина. Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества писателя, его произведения, читать наизусть стихотворение И.А. Бунина.

Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения писателя.


Тема 14. Александр Иванович Куприн

Аудиторное изучение:

Повесть «Олеся». Богатство духовного мира героини. Противопоставление мира природы миру цивилизации, истинных и ложных духовных ценностей.



Самостоятельное изучение:

Краткий очерк жизни и творчества А.И. Куприна.



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества писателя, его произведения.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения писателя.


Тема 15. Поэзия «серебряного века»

Аудиторное изучение:

Разнообразие литературных течений ХХ в. – отражение сложности и противоречивости послереволюционного времени. Символизм, футуризм, акмеизм. Творчество поэтов «серебряного века» (эстетические позиции, темы образы, художественное своеобразие). Традиции и новаторство в литературе.



Самостоятельное изучение:

Валерий Яковлевич Брюсов. Николай Степанович Гумилев. Иннокентий Федорович Анненский. Федор Кузьмич Сологуб. Андрей Белый. Константин Дмитриевич Бальмонт. Максимилиан Александрович Волошин. Владислав Филицианович Ходасевич. Михаил Алексеевич Кузьмин.



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности символизма, футуризма, акмеизма, иметь представление о творчестве поэтов «серебряного века».



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать творчество поэтов «серебряного века».


ДЕ 3

Тема 16. Литература начала 20 века. Основные тенденции развития литературного процесса

Аудиторное изучение:

Общая характеристика литературного процесса. Литературные группировки и журналы. Художественное осмысление судеб народа, Родины, личности в период революции и гражданской войны в поэзии (А. Блок, М. Волошин, М. Цветаева, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.). Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь в стихотворениях молодых поэтов (Н. Тихонов, М. Светлов, В. Луговской, Э. Багрицкий, А. Безыменский и др.). «Крестьянская» поэзия 20-х годов. Размышления о судьбе родной земли в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Орешина. Полемика с поэтами – пролеткультовцами. Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников).

Разные идейно-художественные позиции советских писателей в освещении революции и гражданской войны («Железный поток» А. Серафимовича, «Разгром» А. Фадеева, «Бронепоезд 14 – 69» Вс. Иванова, «Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого и др.). Поиски нового героя эпохи («Ветер» Б. Лавренова, «Чапаев» Д. Фурманова). Интеллигенция в революции («В тупике» В. Вересаева). Объекты сатирического изображения в рассказах М. Зощенко, «Двенадцати стульях» И. Ильфа и Е. Петрова, рассказах и повестях М. Булгакова. Разоблачение инертности общественного бытия, убогости нравственной жизни. Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции»).

Развитие жанра антиутопии в 20-е годы как свидетельство нарастающей тревоги за будущее. Раскрытие опасных тенденций революционной эпохи: насилия, классовой ненависти, унификации человеческой личности, пренебрежения к общечеловеческим ценностям (Е. Замятин «Мы», А. Платонов «Чевенгур»).

«Возвращенная» публицистика (В. Короленко, М. Горький). Гуманистический пафос публицистики. Тревога за судьбу человека в строящемся обществе.

Требования к знаниям:

Студент должен знать общую характеристика литературного процесса начала 20 века.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения данного периода.


Тема 17. Алексей Максимович Горький

Аудиторное изучение:

Ранние произведения. Рассказ «Старуха Изергиль». Размышления о смысле человеческой жизни. Роман «Фома Гордеев». Своеобразие конфликта героя с окружающей средой. Изображение судеб людей в переломные моменты истории.

Горький – драматург. Пьеса «На дне». Социально-философский смысл пьесы. Особенности конфликта. Суть противопоставления Луки и Сатина. Проблема становления человеческой личности, новаторский характер решения проблемы положительного героя в романе «Мать».

Самостоятельное изучение:

Биография и творческий путь А.М. Горького. Отношение А.М. Горького к событиям 1917 года («Несвоевременные мысли»). Послереволюционное творчество. Жанр литературного портрета.



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества писателя, его произведения.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения писателя.


Тема 18. Александр Александрович Блок

Аудиторное изучение:

Краткий очерк жизни и творчества А.А. Блока. Поэма «Двенадцать» – история создания, композиция, реалистическая основа сюжета. «Музыка революции» в поэме. Символика образов. Поэтическое новаторство А. Блока.



Самостоятельное изучение:

Темы, образы, мотивы различных циклов стихотворений Блока. Блок и символизм.



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества поэта, его произведения, читать наизусть его стихотворение.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения поэта.


Тема 19. Марина Ивановна Цветаева

Аудиторное изучение:

Краткий очерк жизни и творчества М.И. Цветаевой, драматизм судьбы. Основные темы, мотивы, образы лирики Цветаевой первых послереволюционных лет и периода эмиграции; творчество 30-х годов. Пушкинская тема в творчестве Цветаевой.



Самостоятельное изучение:

Средства художественной выразительности в произведениях поэта.



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества поэта, его произведения, читать наизусть его стихотворение.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения писателя.


Тема 20. Сергей Александрович Есенин

Аудиторное изучение:

Краткий очерк жизни и творчества С.А. Есенина. Эволюция творчества. Основные темы, мотивы, образы лирики Есенина. Средства художественной выразительности.



Самостоятельное изучение:

Средства художественной выразительности в произведениях поэта.



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества поэта, его произведения, читать наизусть его стихотворение.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения поэта.


Тема 21. Владимир Владимирович Маяковский

Аудиторное изучение:

Жизненный и творческий путь В.В. Маяковского. Тематика, мотивы, образы лирики дооктябрьского и послеоктябрьского периодов творчества Маяковского. Тема любви. Поэтическое новаторство. Тематика поэм Маяковского, их художественный мир (обзор). Поэма «Хорошо!» – утверждение идей революции. Тема поэта и поэзии.



Самостоятельное изучение:

Драматургия поэта. Неоднозначное отношение к Маяковскому в современном мире.



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества поэта, его произведения, читать наизусть его стихотворение.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения поэта.


Тема 22. Исаак Эммануилович Бабель

Аудиторное изучение:

«Конармия» (избранные рассказы). Дегероизация гражданской войны в «Конармии» И. Бабеля. Романтический мир. Проблема автора в произведении.



Самостоятельное изучение:

Жизненный и творческий путь И.Э. Бабеля.



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества писателя, его произведения.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения писателя.


Тема 23. Евгений Иванович Замятин

Аудиторное изучение:

Утопия и антиутопия. Роман «Мы». Тема взаимоотношений диктатора и толпы. Судьбы героев романа.



Самостоятельное изучение:

Жизненный и творческий путь Е.И. Замятина.



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества писателя, его произведения.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения писателя.


Тема 24. Михаил Михайлович Зощенко

Аудиторное изучение:

Особенности сатиры М. Зощенко (сюжетная основа произведений, язык, стиль).



Самостоятельное изучение:

Жизненный и творческий путь М.М. Зощенко.



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества писателя, его произведения.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения писателя.


ДЕ 4

Тема 25. Литература 30-х - начала 40-х годов 20 века

Аудиторное изучение:

Общая характеристика общественно-политического развития страны в 30-е годы; его содержание в литературе и других видах искусства.

Первый съезд советский писателей и его значение. Стремление административно утвердить идейно-творческое единство советской литературы на основе метода социалистического реализма.

Героика Октября и гражданской войны в литературе 30-х годов (Н. Островский и др.). Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Катаева, П. Васильева, В. Корнилова и др.

Новый герой и проблема отношений личности и общества в произведениях А. Макаренко, Ю. Крымова, А. Корнейчука, А. Арбузова.

Трагедия и надежды поколения 30-х годов в произведениях, опубликованных в 30-е годы, и в «возвращенной» литературе (М. Булгаков, Ю. Олеша, А. Платонов и др.)

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы (А. Ахматова, М. Цветаева, В. Пастернак, О. Мандельштам, Н. Заболоцкий и др.).

Сатира в творчестве писателей 30-х годов (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров и др.).

Тема русской истории в литературе 30-х годов (А. Толстой «Петр Первый»; Ю. Тынянов «Смерть Вазир – Мухтара» и др.).

Требования к знаниям:

Студент должен знать общую характеристику общественно-политического развития страны в 30-е годы; его содержание в литературе и других видах искусства



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения данного периода.


Тема 26. Михаил Афанасьевич Булгаков

Аудиторное изучение:

«Мастер и Маргарита». Необычность романа, сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Сатира и глубокий психологизм, композиция романа. Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в свете мировой литературной традиции (Гете, Гофман, Гоголь). Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести. Трагическая любовь героев романа, конфликт с окружающей средой.



Самостоятельное изучение:

Жизнь, творчество, личность писателя. Новаторство в темах, идеях, стиле. Судьба произведений писателя. «Дни Турбиных» – пьеса по мотивам романа «Белая гвардия» – о судьбах людей в революции. Новаторство Булгакова – драматурга («Бег», «Кабала святош»). «Собачье сердце». Живучесть «шариковщины» как социального и нравственного явления. Авторская позиция и способы ее выражения. Художественные особенности произведения.



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества писателя, его произведения.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения писателя.


Тема 27. Андрей Платонович Платонов

Аудиторное изучение:

Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идея неповторимости человеческой личности. Свобода и единение людей как условие достижения гармонии. Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира в изображении утопического города счастья. Особенности стиля А. Платонова.



Самостоятельное изучение:

Очерк жизни и творчества. «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире».



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества писателя, его произведения.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения писателя.


Тема 28. Алексей Николаевич Толстой

Аудиторное изучение:

Краткий очерк жизни и творчества А.Н. Толстого. Взаимосвязь характера эпохи и человеческих характеров. Противопоставление утопических грез обыденности жизни. История создания романа «Петр Первый». Личность Петра I. Его единомышленники и враги. Народ и история.



Самостоятельное изучение:

Рассказы «Голубые города», «Гадюка».



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества писателя, его произведения.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения писателя.


Тема 29. Борис Леонидович Пастернак

Аудиторное изучение:

«Сестра моя – жизнь» - картина мира, вечность и время. Философская направленность поэзии. Тема поэта и поэзии. Мотив чуда. Природа, Любовь и Творчество в лирике Пастернака. «Темы и вариации», «Второе рождение» в творческой эволюции Пастернака. Образ века и человека, история и вечность в романе «Доктор Живаго». Тема интеллигенции. Женские образы романа.



Самостоятельное изучение:

Краткий очерк жизни и творчества Пастернака. Пастернак и футуристы. Раннее творчество («Близнец в тучах», «Поверх барьеров»).



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества писателя, его произведения, читать наизусть стихотворение Б.Л. Пастернака.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения писателя.


Тема 30. Анна Андреевна Ахматова

Аудиторное изучение:

Тематическое, жанровое, художественное своеобразие лирики Ахматовой. Драматизм лирики. Тема поэта и поэзии. Тема Родины. Обращение к пушкинской теме. Поэма «Реквием» – памятник жертвам сталинских репрессий.



Самостоятельное изучение:

Краткий очерк жизни и творчества А.А. Ахматовой.



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества поэта, его произведения, читать наизусть стихотворения.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения писателя.


Тема 31. Михаил Александрович Шолохов

Аудиторное изучение:

Связь судьбы писателя с эпохой, с судьбой страны. Ранние произведения («Донские рассказы»). Роман «Тихий Дон» как отражение трагедии личности и трагедии народа. Образ Григория Мелехова. Женские образы романа. Художественные особенности произведений.



Самостоятельное изучение:

Роман «Поднятая целина» (обзор). Драматическая судьба деревни в 30-е годы. Типы и характеры героев. Трагическое и комическое в романе.



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества писателя, его произведения.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения писателя.


ДЕ 5

Тема 32. Поэзия и проза периода 1941 – 1945 гг.

Аудиторное изучение:

Великая Отечественная война в литературе. Поэзия и проза периода 1941 – 1945 гг. (обзор). Героическое состояние мира. Расцвет лирических жанров. Публицистичность произведений (А. Ахматова, В. Лебедев – Кумач, М. Исаковский). Лирика эпического плана (А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский). Психологическая лирика (К. Симонов, А. Ахматова, А. Межиров, М. Дудин).

«Василий Теркин» А. Твардовского – великий эпос войны. Война в прозе К. Симонова («Дни и ночи»), Л. Леонова («Взятие Великошумска»), А. Платонова («Взыскание погибших»), А. Фадеева («Молодая гвардия»). Публицистика И. Эренбурга, А. Толстого, М.Шолохова. Пьесы: Л. Леонов «Нашествие», Е. Шварц «Дракон».

Самостоятельное изучение:

Лирика Я. Смелякова, О. Берггольц, П. Когана, М. Кульчицкого, М. Джалиля, Н. Майорова, Б. Слуцкого, Н. Старшинова, Н. Тихонова и др. Поэмы М. Алигер («Зоя»), П. Антокольского («Сын»), В. Инбер («Пулковский меридиан»).



Требования к знаниям:

Студент должен знать общую характеристику литературного процесса данного периода.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения о войне.


Тема 33. Основные тенденции развития темы Отечественной войны в послевоенный период

Аудиторное изучение:

Основные тенденции в развитии темы Великой Отечественной войны в послевоенный период. Проблемы патриотизма, истинного и ложного гуманизма, нравственного выбора. Психологизм литературы о войне, реалистическое освещение событий. Многообразие жанров и стилей.



Самостоятельное изучение:

Поэзия послевоенных лет (Н. Старшинов, К. Ваншенкин, М. Матусовский, М. Алигер, М. Дудин, Д. Самойлов, С. Орлов, А. Межиров, В. Высоцкий и др.). Проза послевоенного периода (В. Некрасов, М. Шолохов, В. Богомолов, Ю Бондарев, Г. Бакланов, В. Гроссман, К. Воробьев, В. Быков, Б. Васильев, В. Распутин, В. Кондратьев, К. Симонов, В. Астафьев, А. Адамович, С. Алексиевич и др.).



Требования к знаниям:

Студент должен знать основные тенденции в развитии темы Великой Отечественной войны в послевоенный период.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения данного периода.


Тема 34. Литература второй половины 20 века

Аудиторное изучение:

Проблемы деревни в литературе 50 – 80-х годов. Обзор. Очерки В. Овечкина, С. Залыгина, Ф. Абрамова. Отражение кризиса гуманистического сознания. Возвращение к изначальным общественным ценностям. Последний поклон деревне. (В. Белов «Привычное дело», В. Распутин «Прощание с Матерой», В. Астафьев «Последний поклон»). Исследование разрушительного влияния на деревню и человека из народной среды социальных экспериментов (Ф. Абрамов «Пряслины», В. Белов «Плотницкие рассказы», «Воспитание по доктору Споку», «Кануны»). Глубина и цельность духовного мира человека, связанного с землей, в произведениях С. Залыгина, Б. Можаева, В. Шукшина, М. Алексеева, П. Проскурина и др.

Нравственные проблемы в литературе 50 – 80-х годов. Внимание к внутреннему миру человека. Отношение человека к природе как нравственный критерий. В. Астафьев «Царь – рыба». Драматизм рождения нравственного сознания в массовом человеке в новеллистике В. Шукшина. Проблемы добра и зла, разрушения народной этики в повести В. Распутина «Пожар», в «Печальном детективе» В. Астафьева. Проблема манкуртизма как социального явления в произведениях Ч. Айтматова «Плаха», «Буранный полустанок». Нравственные проблемы пьес А. Володина, А. Арбузова, В. Розова, А. Вампилова и др.

Трагические страницы истории в литературе 50 – 80-х годов и в «возвращенной» литературе. «Маленький» человек и «большая» история в произведениях А. Солженицына («Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»), Ю. Домбровского («Факультет ненужных вещей»), Ф. Искандера («Сандро из Чегема»), В. Шаламова («Колымские рассказы»), А. Жигулина («Черные камни»), М. Дудинцева («Белые одежды»), Ан. Рыбакова («Дети Арбата»). Поэма А.Т. Твардовского «По праву памяти».



Самостоятельное изучение:

Поэзия 50 – 60 годов. Расцвет лирической поэзии художников старшего поколения, ее философская направленность, психологизм (Н. Заболоцкий, Н. Асеев, В. Луговской, А. Ахматова, А. Твардовский). Романтическое начало поэзии Л. Мартынова, Н. Асеева, М. Светлова. Последние сборники Б. Пастернака. Поэтический «бум». Поэзия в роли публицистики. Открытие антигуманности современной цивилизации. Творчество Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Боков, В. Федоров, А. Прасолов, С. Наровчатов, Е. Исаев, Ю. Друнина, Б. Слуцкий и др.

Поэзия 60 – 80-х годов. Обзор. «Тихая лирика». Полутона, микротемы, тема «малой Родины» (Ст. Куняев, Г. Горбовский, Ан. Передереев и др.) «Камерное течение» в поэзии (Б. Окуджава, Б. Ахмадулина). Активизация философской мысли, образ времени в творчестве Л. Мартынова. Творчество поэтов военного поколения (Д. Самойлов, М. Луконин, Ю. Левитанский). Внутренний мир человека в лирике В. Соловьева, О. Чухонцева, И. Шкляревского, Ю. Кузнецова. Творчество Н. Рубцова, Н.. Тихонова, Е. Винокурова. Поэзия В. Высоцкого и др.

Требования к знаниям:

Студент должен знать основные проблемы литературы второй половины 20 века.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения данного периода.


ДЕ 6

Тема 35. Современная русская литература

Аудиторное изучение:

Основные черты современного литературного процесса. Модель мира в современной антиутопии. Поиск героя в современной литературе. «Женская проза».



Самостоятельное изучение:

Юмор и сатира. Критика в современном литературном процессе.



Требования к знаниям:

Студент должен знать основные черты современного литературного процесса



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения данного периода.


Тема 36. Поэты и прозаики Алтая

Аудиторное изучение:

Поэты и прозаики Алтая.



Самостоятельное изучение:

Своеобразие творчества алтайских писателей и поэтов. Вл. Башунов, Е. Гущин, П. Бородкин, А. Квин, М. Юдалевич, И. Кудинов, Г. Панов, И. Пантюхов, И. Жданов и др.



Требования к знаниям:

Студент должен знать особенности творчества алтайских писателей и поэтов.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать произведения писателей и поэтов Алтая.


3.2 Содержание практических занятий

Занятие 1. Русская литература середины и второй половины XIX века. Александр Николаевич Островский


  1. Эстетическое и нравственно-философское содержание русской литературы, ее общественное значение.

  2. Понятие историко-литературного процесса.

  3. Метод критического реализма.

  4. Реалистическое направление в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве.

  5. Литературная критика и журнальная полемика 60-х годов.

  6. Жизненный и творческий путь А.Н. Островского.

Занятие 2. Александр Николаевич Островский


  1. История создания пьесы.

  2. Тема, элементы композиции, своеобразие конфликта пьесы «Гроза».

  3. Система образов.

  4. Смысл названия пьесы.

  5. Способы выражения авторского сознания.

  6. Оценка критики.



Занятия 3-4. Николай Семенович Лесков


  1. Очерк жизни и творчества Лескова.

  2. Отражение в герое повести «Очарованный странник» особенностей национального характера.

  3. Литературная полемика с А.Н. Островским. Повесть «Леди Макбет Мценского уезда».

Занятия 5-6. Иван Александрович Гончаров


  1. Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова.

  2. Роман «Обломов».

  3. «Обломовщина» как историческое и социальное явление.

  4. Сложность и противоречивость авторской позиции.

  5. Роман в оценке критики.


Занятия 7-8. Иван Сергеевич Тургенев.

  1. Основные этапы жизни и творчества И.С. Тургенева.

  2. Отражение в романе «Отцы и дети» общественно-политической жизни России 60-х годов 19 в.

  3. Идейные антагонисты в романе.

  4. Базаров в системе действующих лиц.

  5. Смысл названия.

  6. Роль карикатурных нигилистов.

  7. Роман в оценке русской критики, его художественные особенности.

  8. Общественный резонанс романа.


Занятия 9-10. Николай Алексеевич Некрасов.

  1. Обстоятельства жизни и особенности творческой судьбы Н.А. Некрасова, его общественной, гражданской, эстетической позиции.

  2. Темы, мотивы, образы лирики Некрасова.

  3. Лирика как род литературы.

  4. Лирический герой, основные признаки жанра поэмы, своеобразие языка, стиля, понятие народности литературы.

  5. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: история создания, тема, особенности композиции, способы раскрытия основной проблемы; система образов поэмы; авторский идеал счастливого человека.


Занятия 11-12. Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Алексей Константинович Толстой.

  1. Краткий очерк жизни и творчества Ф.И. Тютчева. Тематика и философская направленность лирики Ф.И. Тютчева.

  2. Краткий очерк жизни и творчества А.А. Фета. Душа человека и «душа» природы в поэзии А.А. Фета.

  3. Краткий очерк жизни и творчества А.К. Толстого. Диалектика жизни человека, тема русской истории, тема Родины в стихах А.К. Толстого.


Занятия 13-14. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

  1. Основные этапы жизни и творчества Салтыкова-Щедрина.

  2. «История одного города»: своеобразие жанра, история и современность в романе, художественные особенности.

  3. Тематика, сатирическая направленность, средства художественной выразительности сказок Салтыков-Щедрина


Занятия 15-17. Федор Михайлович Достоевский.

  1. Своеобразие жизненной судьбы Ф.М. Достоевского, особенности его «жестокого» таланта.

  2. Роман «Преступление и наказание»: история создания, жанровая природа, проблематика.

  3. Социальные и философские корни теории Раскольникова.

  4. Личность героя.

  5. Способы разоблачения теории Раскольникова.

  6. «Правда» Сони Мармеладовой.

  7. Философские двойники Раскольникова.

  8. Актуальность произведения для нашей современности.


Занятия 18-22. Лев Николаевич Толстой.

  1. Основные этапы жизни и творчества Л.Н. Толстого.

  2. История создания, особенности жанра, композиции, тема, основная мысль романа «Война и мир».

  3. Нравственные искания главных героев.

  4. Светская аристократическая знать и широкий народный мир.

  5. Нравственный идеал Толстого.

  6. Женские образы.

  7. Характер изображения Отечественной войны 1812 года.

  8. Противоречия Толстого в оценке роли личности в истории.

  9. Кутузов и Наполеон на страницах романа.

  10. Психологизм романа.


Занятие 23. Антон Павлович Чехов.

  1. Очерк жизни и творчества А.П. Чехова.

  2. Рассказы Чехова. Тематика рассказов раннего и позднего периодов творчества, их идейная направленность, гуманистические идеалы автора, особенности стиля.

  3. Новаторство драматургии Чехова. Пьеса «Вишневый сад»: размышления о судьбе России, ее прошлом, настоящем, будущем. Группировка действующих лиц в пьесе. Особенности жанра, конфликта.


Занятие 24. Литература рубежа веков. Иван Алексеевич Бунин.

  1. Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце 19 века и новаторство литературы начала 20 века.

  2. Споры о роли искусства.

  3. Критика и публицистика.


Занятие 25. Иван Алексеевич Бунин.

  1. Краткий очерк жизни и творчества И.А. Бунина.

  2. Проза Бунина. Мотивы вырождения «дворянских гнезд». Обличение фальши современной цивилизации. Тема исторической памяти. Размышления об истинных и ложных жизненных ценностях.

  3. Лирика Бунина. Философичность лирики. Мастерство проникновения в психологию человека и мир природы.


Занятия 26-27. Александр Иванович Куприн.

  1. Краткий очерк жизни и творчества А.И. Куприна.

  2. Повесть «Олеся». Богатство духовного мира героини. Противопоставление мира природы миру цивилизации, истинных и ложных духовных ценностей.


Занятия 28-29. Поэзия «серебряного века».

  1. Разнообразие литературных течений ХХ в. – отражение сложности и противоречивости послереволюционного времени.

  2. Символизм, футуризм, акмеизм.

  3. Творчество поэтов «серебряного века» (эстетические позиции, темы образы, художественное своеобразие).

  4. Валерий Яковлевич Брюсов.

  5. Николай Степанович Гумилев.

  6. Иннокентий Федорович Анненский.

  7. Федор Кузьмич Сологуб.

  8. Андрей Белый.

  9. Константин Дмитриевич Бальмонт.

  10. Максимилиан Александрович Волошин.

  11. Владислав Филицианович Ходасевич.

  12. Михаил Алексеевич Кузьмин.


Занятие 30. Литература начала 20 века. Основные тенденции развития литературного процесса

  1. Общая характеристика литературного процесса.

  2. Литературные группировки и журналы.

  3. Художественное осмысление судеб народа, Родины, личности в период революции и гражданской войны в поэзии.

  4. Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь в стихотворениях молодых поэтов.

  5. «Крестьянская» поэзия 20-х годов.

  6. Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом .

  7. Разные идейно-художественные позиции советских писателей в освещении революции и гражданской войны

  8. Интеллигенция в революции Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции»).

  9. Развитие жанра антиутопии в 20-е годы.

  10. «Возвращенная» публицистика


Занятия 31-32. Алексей Максимович Горький.

  1. Биография и творческий путь А.М. Горького.

  2. Ранние произведения. Рассказ «Старуха Изергиль». Размышления о смысле человеческой жизни.

  3. Горький – драматург. Пьеса «На дне». Социально-философский смысл пьесы. Особенности конфликта. Суть противопоставления Луки и Сатина.


Занятие 33. Александр Александрович Блок.

    1. Краткий очерк жизни и творчества А.А. Блока.

    2. Темы, образы, мотивы различных циклов стихотворений Блока.

    3. Блок и символизм.

    4. Поэма «Двенадцать»: история создания, композиция, реалистическая основа сюжета. «Музыка революции» в поэме. Символика образов.


Занятие 34. Марина Ивановна Цветаева.

Аудиторное изучение:

  1. Краткий очерк жизни и творчества М.И. Цветаевой, драматизм судьбы.

  2. Основные темы, мотивы, образы лирики Цветаевой первых послереволюционных лет и периода эмиграции; творчество 30-х годов.

  3. Пушкинская тема в творчестве Цветаевой.


Занятие 35. Сергей Александрович Есенин.

  1. Краткий очерк жизни и творчества С.А. Есенина. Эволюция творчества.

  2. Основные темы, мотивы, образы лирики Есенина.


Занятие 36. Владимир Владимирович Маяковский.

  1. Жизненный и творческий путь В.В. Маяковского.

  2. Тематика, мотивы, образы лирики дооктябрьского и послеоктябрьского периодов творчества Маяковского.

  3. Тема любви.

  4. Поэтическое новаторство.

  5. Тематика поэм Маяковского, их художественный мир (обзор).

  6. Поэма «Хорошо!» – утверждение идей революции.

  7. Тема поэта и поэзии.

  8. Драматургия поэта


Занятие 37. Исаак Эммануилович Бабель.

  1. Жизненный и творческий путь И.Э. Бабеля.

  2. «Конармия» (избранные рассказы).

  3. Дегероизация гражданской войны в «Конармии».

  4. Романтический мир.

  5. Проблема автора в произведении.


Занятие 38. Евгений Иванович Замятин.

  1. Жизненный и творческий путь Е.И. Замятина.

  2. Утопия и антиутопия. Роман «Мы».

  3. Тема взаимоотношений диктатора и толпы.

  4. Судьбы героев романа.


Занятие 39. Михаил Михайлович Зощенко.

  1. Жизненный и творческий путь М.М. Зощенко.

  2. Особенности сатиры М. Зощенко (сюжетная основа произведений, язык, стиль).


Занятие 40. Литература 30-х - начала 40-х годов 20 века.

  1. Общая характеристика общественно-политического развития страны в 30-е годы; его содержание в литературе и других видах искусства.

  2. Первый съезд советский писателей и его значение. Стремление административно утвердить идейно-творческое единство советской литературы на основе метода социалистического реализма.

  3. Героика Октября и гражданской войны в литературе 30-х годов

  4. Новый герой и проблема отношений личности и общества.

  5. Трагедия и надежды поколения 30-х годов в произведениях, опубликованных в 30-е годы, и в «возвращенной» литературе.

  6. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.

  7. Сатира в творчестве писателей 30-х годов.

  8. Тема русской истории в литературе 30-х годов.


Занятия 41-42. Михаил Афанасьевич Булгаков.

  1. Жизнь, творчество, личность писателя.

  2. Судьба произведений писателя.

  3. «Мастер и Маргарита». Необычность романа, сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами.

  4. Сатира и глубокий психологизм, композиция романа.

  5. Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести.

  6. Трагическая любовь героев романа, конфликт с окружающей средой.


Занятия 43-44 Андрей Платонович Платонов.

  1. Очерк жизни и творчества.

  2. Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира в изображении утопического города счастья.

  3. Особенности стиля А. Платонова.


Занятия 45-46. Алексей Николаевич Толстой.

  1. Краткий очерк жизни и творчества А.Н. Толстого.

  2. Взаимосвязь характера эпохи и человеческих характеров.

  3. История создания романа «Петр Первый».

  4. Личность Петра I. Его единомышленники и враги.

  5. Народ и история.


Занятия 47-48. Борис Леонидович Пастернак.

  1. Краткий очерк жизни и творчества Пастернака. Пастернак и футуристы.

  2. «Сестра моя – жизнь» - картина мира, вечность и время.

  3. Философская направленность поэзии.

  4. Тема поэта и поэзии.

  5. Природа, Любовь и Творчество в лирике Пастернака.

  6. Образ века и человека, история и вечность в романе «Доктор Живаго». Тема интеллигенции. Женские образы романа.


Занятие 49. Анна Андреевна Ахматова.

  1. Краткий очерк жизни и творчества А.А. Ахматовой.

  2. Тематическое, жанровое, художественное своеобразие лирики Ахматовой.

  3. Драматизм лирики.

  4. Тема поэта и поэзии.

  5. Тема Родины.

  6. Обращение к пушкинской теме.

  7. Поэма «Реквием» – памятник жертвам сталинских репрессий.


Занятия 50-51. Михаил Александрович Шолохов.

  1. Связь судьбы писателя с эпохой, с судьбой страны.

  2. Ранние произведения («Донские рассказы»).

  3. Роман «Тихий Дон» как отражение трагедии личности и трагедии народа.

  4. Образ Григория Мелехова.

  5. Женские образы романа.


Занятия 52-53. Поэзия и проза периода 1941 – 1945 гг.

  1. Поэзия и проза периода 1941 – 1945 гг. (обзор).

  2. Расцвет лирических жанров.

  3. Публицистичность произведений.

  4. Лирика эпического плана.

  5. Психологическая лирика.

  6. «Василий Теркин» А. Твардовского – великий эпос войны.

  7. Война в лирике.

  8. Война в прозе.

  9. Военная публицистика


Занятия 54-55. Основные тенденции развития темы Отечественной войны в послевоенный период.

  1. Основные тенденции в развитии темы Великой Отечественной войны в послевоенный период.

  2. Проблемы патриотизма, истинного и ложного гуманизма, нравственного выбора.

  3. Психологизм литературы о войне, реалистическое освещение событий.

  4. Многообразие жанров и стилей.

  5. Поэзия послевоенных лет.

  6. Проза послевоенного периода.


Занятия 56-57. Литература второй половины 20 века

  1. Проблемы деревни в литературе 50 – 80-х годов.

  2. Нравственные проблемы в литературе 50 – 80-х годов.

  3. Трагические страницы истории в литературе 50 – 80-х годов и в «возвращенной» литературе.

  4. Поэзия 50 – 60 годов.

  5. Поэзия 60 – 80-х годов.


Занятия 58-65 Современная русская литература

1. Основные черты современного литературного процесса.

2. Модель мира в современной антиутопии.

3. Поиск героя в современной литературе.

4. «Женская проза».

5. Юмор и сатира.

6. Критика в современном литературном процессе.
Занятие 66. Поэты и прозаики Алтая.


  1. Своеобразие творчества алтайских писателей и поэтов.

  2. Вл. Башунов.

  3. Е. Гущин.

  4. П. Бородкин.

  5. А. Квин.

  6. М. Юдалевич.

  7. И. Кудинов.

  8. Г. Панов.

  9. И. Пантюхов.

  10. И. Жданов.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание дисциплины представлено в дидактических единицах, по итогам изучения которых предусмотрен промежуточный контроль (контрольная работа, сочинение, читательская конференция, публичное выступление). Каждый блок представлен определенным количеством тем, изучение которых предполагает текущий контроль знаний студентов. Итоговая аттестация представляет собой зачет.

Для подготовки к зачету, семинарским занятиям необходимо изучать предложенную литературу, а также выполнять задания для самостоятельной работы, что позволит лучше усвоить изучаемые вопросы.


следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы Дисциплина: Физика Специальности: 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)»
781.04kb.
5 стр.
Рабочая программа дисциплины «Операционные системы и среды» для специальности 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления»
223.62kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины «Компьютерная анимация» для специальности 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления»
188.21kb.
1 стр.
Учебный план по специальности 230103. 51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления
652.08kb.
3 стр.
Специальность 230103 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)»
25.78kb.
1 стр.
Методическое пособие по курсовому проектированию дисциплина: «контрольно-измерительные приборы и аппаратура»
363.75kb.
1 стр.
Методическое пособие по дисциплине «Многоагентные системы» иуказания к выполнению лабораторных работ Специальность 230102 «Автоматизированные системы обработки информации и управления»
731.46kb.
3 стр.
Учебная программа для специальности 1-53 01 02 Автоматизированные системы обработки информации 2010 Составитель
101.2kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности 1 53 01 02 " Автоматизированные системы обработки информации" 2010 Составитель
142.38kb.
1 стр.
Программа «Автоматизированные системы обработки информации и управления»
79.58kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплина Основы теории защиты информации Направление 654600 Информатика и вычислительная техника
116.93kb.
1 стр.
Аннотация программы учебной дисциплины
32.45kb.
1 стр.