Главная
страница 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА» г.о. САМАРА





УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД ЦДОД «Экология детства» г.о. Самара

_________ Л.С. Панькина

«13» января 2012 года




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА»
возраст детей – 14-18 лет

срок реализации – 3 года







Принята на Научно-методическом совете

ЦДОД «Экология детства

протокол № 2

15 ноября 2006 год









Составитель: педагог дополнительного образования

Сухов А.А.


.


САМАРА

ВВЕДЕНИЕ
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования. Рассчитана на обучение детей 14 – 18 лет (программа рассчитана на данный возраст детей т. к. силовые упражнения ранее 14 лет нецелесообразны: могут привести к искривлению позвоночника, приостановке роста и т. п.) в течение 3 лет с недельной нагрузкой на группу

на первый год обучения 144 часа,

на второй и третий года – 216 часов.

Дети набираются в группу по желанию.

В целях успешного выполнения программы занятия проводятся сдвоено: 2 академических часа (по 40 минут) с переменой 5 минут между ними.
Количество обучающихся в группе первого года обучения 15 человек, второго и третьего года обучения – 12 человек.

Характеристика программы:



  • по степени авторского вклада – адаптированная,

  • по уровню содержания – базовая,

  • по форме организации – групповая,

  • по срокам реализации – долгосрочная,

  • по широте охвата – профильная,

  • по степени профессионализации – общекультурной компетенции.

Взаимодействует с программой:

Данная программа взаимодействует с программой «Армейский рукопашный бой» (педагог Гаврин А.Н.) в разделах УТП: атлетическая гимнастика, общефизическая подготовка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время очень актуальна проблема здорового образа жизни подростков: растет число наркоманов, алкоголиков, Растет число детей, у которых ограничена двигательная активность – необходимое условие самой жизни. Если ребенок ограничен в этой естественной потребности, его природные задатки постепенно утрачивают свое значение, снижается продолжительность жизни. Бодибилдинг решает эти проблемы: физические упражнения восстанавливает нервную систему, помогают держать тело в тонусе; отвлекает от вредных привычек; наделяет способностью активно бороться с болезнетворными агентами внешней среды; подросток получает эстетическое наслаждение от возросших возможностей своего тела, что способствует самоутверждению в жизни.

«Культуризм – это стремление к здоровому, физически сильному и гармонично развитому телу» (А. Невский. Как стать Шварценеггером в России).

Культуризм, бодибилдинг или атлетическая гимнастика – это система физических упражнений, главным образом с отягощениями, а наряду с этим и определенными гимнастическими и спортивными снарядами: гантелями, штангами, эспандерами, блочными устройствами и т. д. (А. Невский. Как стать Шварценеггером в России).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели:

Общая цель образовательной программы – пропаганда здорового образа жизни, оздоровление организма посредством гармоничного физического развития (развитие мускулатуры).



  • гармоничное и пропорциональное развитие формы тела;

  • развитие гибкости, ловкости, выносливости;

  • развитие массы, рельефа мышц;

  • совершенствование координационных способностей.



Задачи:

  • формирование навыков здорового образа жизни;

  • способствовать достижению пропорциональной массы тела;

  • способствовать развитию в отдельности каждой мышцы, группы мышц, части тела;

  • способствовать достижению мышечного рельефа;

  • откорректировать отстающие группы мышц.


КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Результатом 1 года обучения должно стать общее, базовое укрепление организма, дающее основу дальнейшего роста физической силы. Завершается подготовительный этап, спортсмен готов к выступлениям на районных, городских и областных соревнованиях.

Результат 2 года – повышение физической силы и личной результативности.

Результат 3 года – дальнейшее повышение спортивного мастерства. Умение спортсмена самостоятельно адекватно оценивать свои физические возможности, и в соответствии с ними строить свой тренировочный процесс.


Результативность освоения программы: здоровый, физически сильный и гармонично развитый воспитанник.

Способы отслеживания и контроля результатов:


По пауэрлифтингу: соревнования по силовому троеборью.

Для выявления результатов по атлетической гимнастике берётся во внимание умение занимающихся самостоятельно составлять сплит - комплексы различной интенсивности и грамотно работать по ним.


Практический выход реализации программы:

Участие и победа в соревнования по силовому троеборью (пауэрлифтингу), атлетической гимнастике.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения


Задачи:

  • развивающая – общефизическое развитие, оздоровление организма,

  • воспитательная – воспитание дисциплинированности, трудолюбия,

  • образовательная – обучить основным принципам тяжелоатлетической системы тренировки.



Тема

Часы

Всего

Теория

Практика

Формы конроля

I

Вводное занятие.

2

2

-

II

1.Общефизическая подготовка.

12

1

11

Контрольные нормативы

III

Атлетическая гимнастика (бодибилдинг):

85

16,5

68,5

Зачет

1

Понятие «сплит» – раздельная тренировки.

1

0,5


0,5



2

Техника выполнения основных упражнений.

6

2


4



3

Мышечная масса.

30

4


26



4

Мышечная сила.

30

6


24



5

Мышечная дефинация.

18

4


14



VI

Силовое троеборье (пауэрлифтинг).

45

3,5

41,5

Зачет

1

Упражнение «Становая тяга».

7

0,5

6,5

2

Упражнения «жим лёжа».

7

0,5

6,5

3

«Упражнение приседание».


7

0,5

6,5

4

Упражнения: становая тяга, жим лёжа, приседания


7

0,5

6,5

5

Усиление упражнений:

а)«подрыва» в становой тяге.

б) жима лёжа в верхней части амплитуды.

в) приседания в нижней части амплитуды.

17

1,5


15,5

Итого

144

24

120


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  1. Вводное занятие

Меры безопасности и профилактика травматизма на занятиях ОФП, атлетической гимнастикой, силовым троеборьем. Сведения об основных мышцах, строение и функции организма человека. Питание и гигиена спортсмена, занимающегося атлетической гимнастикой (бодибилдингом). Режим дня, двигательный режим, режим тренировок и соревнований спортсменов.

Требования к обучающимся:

  1. дисциплинированность;

  2. знание и соблюдение техники безопасности;

  3. бережное отношение к спортивному инвентарю;

  4. систематическая посещаемость занятий;

  5. соблюдение гигиенических норм здоровья.




  1. Общефизическая подготовка




  1. Техника правильного выполнения упражнений.

  2. Бег, прыжки, растяжки, повороты, спортивные игры.

  3. Упражнения на развитие гибкости.

  4. Упражнения на развитие выносливости.

  5. Упражнения на развитие силы.




  1. Атлетическая гимнастика (бодибилдинг)

Понятие «сплит» – комплексной, раздельной тренировки основных мышечных групп.

Изучение техники правильного выполнения упражнения.

  • двухнедельный сплит низкой интенсивности

  • двухнедельный сплит средней интенсивности

  • двухнедельный сплит высокой интенсивности


Позирование. Необходимо обучить показывать собственное тело, гармонию и красоту мышц. Показываются основные стойки.

Увеличение мышечной массы по сплит - комплексам возрастающей интенсивности.

  • двухнедельный сплит низкой интенсивности

  • двухнедельный сплит средней интенсивности

  • упражнения на растяжку мышечных фасций.


Увеличение мышечной силы по сплит - комплексам умеренной интенсивности.
  • двухнедельный сплит низкой интенсивности

  • двухнедельный сплит средней интенсивности

  • изометрические упражнения.


Растяжка мышечных фасций.

Улучшение мышечной структуры тела и внешнего вида мышц по сплит-комплексам высокой интенсивности.




  1. Силовое троеборье (пауэрлифтинг)

  1. Изучение техники выполнения упражнения «становая тяга».

  2. Техника безопасности при силовых упражнениях.

  3. Изучение техники выполнения упражнения «жим лёжа».

  4. Изучение техники выполнения упражнения «приседание со штангой».

Выполнение упражнений.
  1. Усиление упражнений:

а) «подрыва» в становой тяге.

б) жима лёжа в верхней части амплитуды.


в) приседания в нижней части амплитуды.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


2 год обучения
Задачи:

  • развивающая – физическое развитие, наращивание групп мышц,

  • воспитательная – воспитание волевых качеств личности: упорства, уверенности в собственных силах.

  • образовательная – обучить технике выполнения системы упражнений силового троеборья, тяжелой атлетики.

Тема

Часы

Всего

Теория

Практика

Формы контроля

I

Вводное занятие.

2

2

-

II

Общефизическая подготовка.

20

1

19


Контрольные нормативы

III

Атлетическая гимнастика (бодибилдинг).

123

21

102


Зачет

1

Составление сплит-комплексов.

6

6

-




2

Техника выполнения основных упражнений.

5

1

4




3

Мышечная масса.

60

6

54




4

Мышечная сила.

40

6

34




5

Мышечная дефинация.

12

2

10




IV

Силовое троеборье (пауэрлифтинг).

71

4,5

66,5


Соревнование

1

Выполнение упражнений.

становая тяга, жим лёжа, приседание

44

3

41




2

Усиление «подрыва» в становой тяге.

8

0,5

7,5




3

Усиление жима лёжа в верхней части амплитуды.

8

0,5

7,5




4

Усиление приседания в нижней части амплитуды

11

0,5

10,5




Итого

216

28,5

187,5





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Вводное занятие.

Меры безопасности и профилактика травматизма на занятиях атлетической гимнастикой, силовым троеборьем. Питание и гигиена спортсмена, занимающегося атлетической гимнастикой (бодибилдингом). Двигательный режим, режим тренировок и соревнований спортсменов.


  1. Общефизическая подготовка.

1.Упражнения на развитие гибкости.

2.Упражнения на развитие выносливости.

3.Упражнения на развитие силы.





  1. Атлетическая гимнастика (бодибилдинг).

  1. Составление сплит-комплексов.

  2. Изучение техники выполнения основных упражнений.

  3. Выполнение упражнений:

    • двухнедельный сплит низкой интенсивности

    • двухнедельный сплит средней интенсивности

    • двухнедельный сплит высокой интенсивности
    • двухнедельный сплит низкой интенсивности с применениями суперсетов

    • двухнедельный сплит средней интенсивности с применениями суперсетов

    • двухнедельный сплит высокой интенсивности с применениями суперсетов

    • упражнения на растяжку мышечных фасций.


2. Увеличение мышечной силы по сплит - комплексам

  • двухнедельный сплит низкой интенсивности
  • двухнедельный сплит средней интенсивности

    1. Увеличение мышечной массы:

  • двухнедельный сплит-комплексов средней интенсивности


  • изометрические упражнения.




  1. Силовое троеборье (пауэрлифтинг).
    1. Выполнение упражнений.

  • становая тяга, жим лёжа, приседание

    1. Усиление «подрыва» в становой тяге.

    2. Усиление жима лёжа в верхней части амплитуды.

    3. Усиление приседания в нижней части амплитуды



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 год обучения


Задачи:

  • развивающая – гармоничное развитие мышц,

  • воспитательная – воспитание волевых качеств спортсмена.

  • образовательная - обучить системе составления индивидуальных сплитов.



Тема

Часы

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

I

Вводное занятие

1

1

-

II

Общефизическая подготовка.

20

-

20

Контрольные нормативы

III

Атлетическая гимнастика (бодибилдинг):

121

9

112

Зачет

1

Составление сплит-комплексов

6

3

3

2

Мышечная масса.

72

4

68

3

Мышечная сила.

43

2

41

IV

Силовое троеборье (пауэрлифтинг).

62

1

61

Соревнование

V

Безопасность при работе с максимальным весом.

2

2

-

VI

Разовое выполнение упражнений.

10

-

10

Итого

216

13

203



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Вводное занятие

Меры безопасности и профилактика травматизма на занятиях атлетической гимнастикой, силовым троеборьем. Тактика спортсмена на соревнованиях.


  1. Общефизическая подготовка

Упражнения на развитие гибкости.

Упражнения на развитие выносливости.

Упражнения на развитие силы.





  1. Атлетическая гимнастика (бодибилдинг)

Выполнение упражнений:

    • двухнедельный сплит низкой интенсивности

    • двухнедельный сплит средней интенсивности

    • двухнедельный сплит высокой интенсивности

    • двухнедельный сплит низкой интенсивности с применениями суперсетов
    • двухнедельный сплит средней интенсивности с применениями суперсетов

    • двухнедельный сплит высокой интенсивности с применениями суперсетов

    • двухнедельный сплит средней интенсивности с применением чередований

    • двухнедельный сплит высокой интенсивности с применением чередований

    • упражнения на растяжку мышечных фасций.


Увеличение мышечной силы по сплит - комплексам

  • двухнедельный сплит низкой интенсивности
  • двухнедельный сплит средней интенсивности


  • двухнедельный сплит высокой интенсивности

Увеличение мышечной массы:

  • двухнедельный сплит средней интенсивности


  • двухнедельный сплит высокой эффективности.




  1. Силовое троеборье (пауэрлифтинг)

Выполнения упражнения «жим лёжа».

Выполнение упражнения «приседание со штангой».

Выполнения упражнения «становая тяга».

Усиление упражнений:

  • «подрыва» в становой тяге.

  • жима лёжа в верхней части амплитуды.


  • приседания в нижней части амплитуды.




  1. Техника безопасности при работе с максимальным весом.




  1. Разовое выполнение упражнений.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В содержании программы на протяжении всех лет обучения введен раздел «Общефизическая подготовка» – это способствует гармоничному физическому развитию организма. Основу программы составляют два основных раздела: бодибилдинг (атлетическая гимнастика) и пауэрлифтинг (силовое троеборье).

Методы, используемые на занятиях:



  1. Наглядный метод: стенды, наглядные пособия по выполнению силовых упражнений, показ педагогом правильности выполнения упражнений.

  2. Словесные методы: беседа, обсуждение соревнований.

  3. Практические методы: тренировки.

Особое внимание уделяется следующим аспектам:


    • Динамическая и статическая сила.

    • Уровень коррекции мышечной массы, улучшение структуры внешнего вида тела.

    • Психическая устойчивость к стрессам.

    • Улучшение самочувствия, общего состояния здоровья организма.


Для этого используются педагогические тесты, специальные таблицы.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
На первом году обучения большое внимание уделяется созданию и сплочению коллектива: устраиваются Дни именинника, чаепития. В последующие годы воспитательная работа в объединении включает в себя беседы с воспитанниками направленные на развитие открытого общения между детьми и подростками.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Родительское собрание в начале каждого года обучения, открытые занятия в конце учебного года.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования.




Дидактическое обеспечение

  1. Стенды (рекорды зала, победители соревнований, таблицы нормативов, спортивная информация).

  2. Плакаты с примерами сплит-комплексов.

  3. Фотографии выдающихся и заслуженных спортсменов-культуристов.

  4. Журналы по атлетической гимнастике и бодибилдингу («библиотека зала»).

  5. Схемы выполнения упражнений.


  6. Видеофильмы – записи конкурсов и соревнований.


Материально-техническое обеспечение

  1. Комната для занятий на тренажерах.

  2. Штанги: 4 грифа, 1 олимпийский гриф, мини-грифы, замки, удваивающийся ряд блинов от 1.25 кг. До 25 кг. Общим весом не менее 300 кг.

  3. Стойки под штанги: для приседаний, для жима лёжа, для хранения грифов. Разобранные гантели.

  4. Гантельный ряд от 2 до 25 кг. Гири: 16, 24, 32 кг.

  5. Перекладина, брусья.

  6. Гимнастические снаряды: «шведская стенка», гимнастический мат, гимнастические палки, обручи, эспандеры, скакалки.

  7. Тренажёрные пояса и ремни.

  8. Резиновое или специальное покрытие пола в спортзале.

  9. Секундомер.

  10. Свисток.

  11. Мячи: набивной, баскетбольный футбольный, волейбольный.

  12. Зеркала.

  13. Аудиосистема (магнитофон).

Техника безопасности

  1. Необходимое условие для занятий в секции – справка о состоянии здоровья.

  2. При плохом самочувствии во время занятий прекратить выполнение упражнений и сразу поставить в известность педагога.

  3. Занятия на тренажёрах и снарядах разрешается только в присутствии педагога.

  4. Не разрешается мешать друг другу при занятиях со штангой и на тренажёрах.

  5. Перед началом тренировки убедиться в полной исправности снарядов (замков на штангах). Категорически запрещается пользоваться неисправными снарядами и тренажёрами! О замеченных неисправностях - сообщить педагогу.

  6. Не разрешается использовать какие-либо другие упражнения и технические приспособления кроме тех, которые рекомендует педагог.

  7. Заниматься разрешается только в спортивной форме и обуви.

Перед началом занятий необходимо размять основные группы мышц, постепенно усиливая интенсивность. После короткого отдыха между упражнениями, также требуется разминка для отдельных групп мышц.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




Литература для педагога




  1. Гуревич И. Н. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. М: Высшая школа, 1980г.

  2. Пеганов Ю. А., Березина Л. А. Позвоночник гибок – тело молодо. М. Советский спорт, 1991г.

  3. Сапин Н. Р., Бриксина З. Г. Анатомия человека. М.: Просвещение, 1995г.

  4. Сухоцкий И. В. Силовая подготовка учащихся ПТУ допризывного и призывного возраста. М.: Высшая школа, 1990г.

  5. Хедман Р. Спортивная физиология. М.: Ф и С, 1991г.

  6. Шварценегер А., Доббинс Б. Энциклопедия современного бодибилдинга. М.: Ф и С, 1993г.

  7. Шолохин М. Круговая тренировка. М.: Ф и С, 1966г.


Литература для детей
  1. Невский А. Как стать Шварценеггером в России. М. ТОО Издательский дом «Грааль». 1997

  2. Петров В. К. Сила нужна всем. М.: Ф и С, 1984г.



Смотрите также:
Образовательная программа «атлетическая гимнастика»
196.09kb.
1 стр.
Атлетическая гимнастика
6511.69kb.
37 стр.
Программа работы кружка «Игровая ритмическая гимнастика»
58.61kb.
1 стр.
Программа нового поколения «Социокультурная среда гимназии как фактор сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса»
70.47kb.
1 стр.
Гимнастика что обозначает слово «гимнастика»?
60.12kb.
1 стр.
Образовательная программа: «Базовая образовательная программа, 1998г.»
73.7kb.
1 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования
1211.09kb.
7 стр.
Образовательная программа для сотрудников индустрии гостеприимства Образовательная программа «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе»
36.55kb.
1 стр.
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
1319.81kb.
7 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Казмасская сош»
1983.93kb.
9 стр.
Гимнастика славянских чаровниц
24.11kb.
1 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования умк «Школа России»
2985.44kb.
17 стр.