Главная
страница 1
Министерство экономического развития

Российской Федерации

Государственный университет - Высшая школа экономики

Факультет менеджмента

Программа дисциплины
Социология рынков

(курс по выбору)

для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра

Автор: преподаватель кафедры экономической социологии Котельникова З.В.

E-mail: kotelnikova@hse.ru

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

«Социология» экономической социологии

Председатель Зав. кафедрой

Радаев В.В.

«__» __________________ 2009 г. «_» _______________ 2009 г.

Утверждена УС факультета

Менеджмента



Ученый секретарь
« __» ___________________2009 г.

Москва, 2009

Программа учебного курса «Социология рынков»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа




Лекции

Семинарские занятия

1.

Социологии рынков: предмет, этапы становления, основные направления

8

2

2

4

2.

Рынки труда

10

2

2

6

3.

Финансовые рынки

10

2

2

6

4.

Производственные рынки

8

2

2

4

5.

Рынки рекламы

8

2

2

4

6.

Эстетические рынки: мода и искусство

8

2

2

4

7.

Рынки медицинских услуг

8

2

2

4

8.

Розничная торговля

10

2

2

6

Итого:

32

70

16

16

38

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор программы: З.В. Котельникова
Цель курса: дать студентам целостное представление о социологическом подходе к изучению рынка, а также познакомить их с современными эмпирическими экономико-социологическими исследованиями рынков.
Кому читается: 4 курс бакалавриата факультета менеджмента ГУ ВШЭ
Когда читается: 15 недель (третий / четвертый модули; с 11 января по 30 апреля) по 4 часа в неделю.
Общее количество часов – 32, из них лекционных – 16 часов; семинарских – 16 часов.
Формы контроля: рубежный контроль – письменный кейс и письменная работа (зачет).

Итоговая оценка складывается из трех элементов:



  • оценка за работу на семинарских занятиях (30%);

  • оценка за письменный кейс (30%);

  • оценка за итоговую письменную работу (40%).

Работа на семинарских занятиях оценивается согласно нескольким параметрам:

    • посещаемость занятий;

    • чтение обязательной литературы по каждой теме;

    • презентация проекта письменного кейса;

    • умение формулировать вопросы, давать комментарии и вести рассуждения в рамках обсуждаемой на семинаре теме.

Письменный кейс представляет собой самостоятельную индивидуальную или коллективную письменную работу дескриптивного и аналитического характера, посвященную описанию ситуации в самостоятельно выбранном сегменте рынка. Полный текст кейса имеет объем до 10–12 страниц основного текста (без приложений) и включает следующие обязательные элементы:

  • Формулирование конкретной проблемы, актуальной для данной рыночной ситуации. 

  • Методологическая часть – использование в анализе одной или нескольких экономико-социологических концепций; методы сбора и анализа данных из открытых источников или источников, доступных автору.

  • Краткое описание состояния данного сегмента потребительского рынка на основе обобщения и анализа доступной информации.

Письменный зачет выполняется в конце курса в присутствии преподавателя и предполагает письменный ответ в форме творческого эссе на два поставленных вопроса. Вопросы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Использование каких-либо текстов запрещается. Время, отведенное на выполнение работы – 120 мин.

Учебная литература

В списках литературы по данному курсу представлены наиболее значимые работы современной социологии рынков. В целом они дают широкое и глубокое представление о специфике социологического подхода к анализу рынка.

Литературные источники отбирались весьма тщательно. Для всех изданий, вошедших в основную и дополнительную литературу, указаны конкретные страницы, которые рекомендуется к прочтению в первую очередь.
Базовая литература


  • Анализ рынков в современной экономической социологии / Отв. Ред. В.В. Радаев, М.С. Добрякова; сост., науч. ред. и авт. предисл. В.В. Радаев. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007.

  • Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой. М.: РОССПЭН, 2004.

  • Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003.

Особенность данной учебной программы состоит еще в том, что все источники из основной (обязательной) и значительной части дополнительной литературы доступны в сети Интернет в виде полнотекстовых документов.

Кроме того, при отборе литературы к данному курсу мы активно используем институционально устойчивые сайты, среди которых:



  • федеральный образовательный портал по экономике, социологии и менеджменту (http://www.ecsocman.edu.ru);

  • электронный журнал «Экономическая социология» (http://www.ecsoc.msses.ru);

  • ЭКСОЦЕНТР (Ресурсный центр по экономической социологии – http://www.ecsoc.ru);

  • официальные сайты журналов: «Мир Россия», «Социологический журнал», «Социологические исследования» и др. (см.: «Журнальный зал» – http://www.ecsocman.edu.ru/db/journals.html).

Содержание учебной программы
Тема 1. Социологии рынков: предмет, этапы становления, основные направления
От экономической социологии к социологии рынков. Социология рынков как интеллектуальный проект XX в.

Множественность определений рынка. Особенность экономического подхода к пониманию рынка. Особенность маркетингового подхода к пониманию рынка. Особенность экономико-социологического подхода к пониманию рынка. Сходства и различия в подходах трех указанных дисциплин к анализу рынков.

Концепции рынка в работах классиков социологии. Концепции рынка в современной экономической социологии. Проблемы классификаций направлений в социологии рынков. Сетевой подход. Социокультурный подход. Новый институционализм. Политико-властный подход. Перформативный подход. Экологический подход. Основные разногласия и противоречия в современных экономико-социологических теориях рынка.

Институционализация социологии рынков. Основные публикации по социологии рынков. Научные центры, специализирующиеся на изучении рынков. Учебные программы по социологии рынков.


Обязательная литература

Радаев В.В. Что такое рынок: экономико-социологический подход // Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 5. С. 14–27; 2007. Т. 8. № 1. С. 9–26 // http://www.ecsoc.msses.ru/topics/new_texts/index.html
Радаев В.В. Современные экономико-социологические концепции рынка // Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 1. С. 20–50 // http://www.ecsoc.msses.ru/topics/new_texts/index.html

Дополнительная литература

Андрияшин Н.В. Понятие рынка в маркетинге // Экономическая социология. 2007. Т. 8. № 1. С. 76–86 // http://www.ecsoc.msses.ru/topics/pro_reviews/index.html
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Том 2. Игры обмена. М.: Прогресс, 1988. С. 12-15; 46-87 // http://www.auditorium.ru/books/2021/contents1.htm#tom2
Вебер М. История хозяйства. Город. М.: Канон-пресс-Ц, 2001. Гл. 3-4.
Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Строение рынков // Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика // http://economicus.ru
Глух Н.А. Деньги, торговля и рынки в американской антропологии» // Вестник Московского Университета. Серия «экономика». 1997. № 6.
Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб.: Алетейя, 2002. Главы 4-6.
Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и научн ред. В.В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2004. С.82-104 или Экономическая социология. 2002. Том 3. № 2.  С. 62-73 // http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php.

Радаев В.В. Введение // Социология рынков: на пути к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. 5–18 // http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/292664/5526.html.

Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995. С. 324-328 // http://gallery.economicus.ru/cgi-ise/gallery/g_framen.pl.
Сторчевой М.А. Рынок // Сторчевой М.А. Основы экономики // http://be.economicus.ru/index.php?file=2_1
Хилл П. Рынки как места торговли // Экономическая теория / Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена / Науч. ред. В.С. Автономов. М.: Инфра-М, 2004. С. 517-523.
Abolafia M.Y., Biggart N.W. Competition and Markets: An Institutional Perspective // Socio-Economics: Toward a New Synthesis / Amitai Etzioni and Paul Lawrence (eds.). Armonk, NY: M.E. Sharpe, 1991.
Barber B. The Absolutization of the Market: Some Notes on How We Got From There To Here // Markets and Morals / Ed. By G. Dworkin, G. Bermant, P.G. Brown, N.Y.: John Wiley and Sons, 1977. P. 15–31; Constructing the Social System. 1993. Vol. 1. No. 1 (EBSCO).
Biggart N.W., Delbridge R. System of Exchange. Препринт WP4/2003/04. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 40 c. // http://new.hse.ru/sites/ecsoclab/second/working_papers.aspx
Callon M. The Embeddedness of Economic Markets in Economics // The Laws of the Markets / Ed. By M. Callon. Oxford: Blackwell Publishers, 1998.
Callon M. What Does it Mean to Say that Economics is Performative? // Do Economists Make Markets? On the Performativity of Economics / Ed. by D. MacKenzie, F. Muniesa and L. Siu. Princeton: Princeton University Press, 2007; or CSI Working Papers Series. 2006. No. 5 // csi.ensmp.fr/Items/WorkingPapers/Download/DLWP.php?wp=WP_CSI_005.pdf
Collins R. Market Dynamics as the Engine of Historical Change // Sociological Theory. 1990. Vol. 8. P. 111–135.
Do Economists Make Markets? On the Performativity of Economics / Ed. by D. MacKenzie, F. Muniesa, L. Siu. Princeton: Princeton University Press, 2007.

Favereau О., Biencourt О., Eymard-Duvernay F. Where do markets come from? From (quality) conventions! // Conventions and Structures in Economic Organization: Markets, Networks, and Hierarchies // Favereau, Olivier, and Emmanuel Lazega (eds.). Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2002. P. 213-252. // http://www.ecsoc.ru/images/pub_ecsoc/2008/02/27/0000018947/favereau-et-al.pdf

Felim O'Rourke. The Analysis of Markets in Marketing: Weakness in Marketing Theory // Irish Journal of Management. 2004. Vol. 25, Iss. 2. (ProQuest)
Fligstein N. The Architecture of Markets: An Economic Sociology of Twenty-first-Century Capitalist Societies. Princeton: Princeton University Press, 2001.
Fligstein N., Dauter L. The Sociology of Markets. Institute for Research on Labor and Employment Working Paper Series, Berkley: University of California, 2006 // http://repositores.cdlib.org/iir/iirwps/iirwps-145-07
Fourcade-Gourinchas M. Theories of Markets and Theories of Societies // American Behavioral Science. 2007. Vol. 50, Iss. 8 (JSTOR).
Krippner G. The Elusive Market: Embeddedness and the Paradigm of Economic Sociology // Theory and Society. 2001. Vol. 30. P. 775–810 (ProQuest).
Lawson W. Toward a Theory of Modern Markets // European Journal Of Marketing. 1980. Vol. 14. Iss. 1. P. 50–60 (Emerald).
Levine D. Aspects of the Classical Theory of Markets // Australian Economic Papers. 1980. June (19(34):1). Available from: Business Source Complete, Ipswich, MA. Accessed August 6, 2008. P. 1–15.
Lie J. Sociology of Markets // Annual Review of Sociology. 1997. Vol. 23. P. 341– 460 (ProQuest).
Neale W. The Market in Theory and History // Trade and Market in the Early Empires, Economies in History and Theory / Ed. By K. Polanyi, C. Arensberg, H. Pearson. N.Y.: The Free Press, 1957. P. 357–372.
Nightingale J. On the Definition of «Industry» and «Market» // The Journal of Industrial Economics. 1978. Vol. 27, Iss. 1 (EBSCO).
Polanyi K., Arensberg Conrad M., Pearson Harry W. Trade and Markets in Early Empires. Glencoe , IL : Free Press, 1957.
Prasch R.E. Toward a «General Theory» of Market Exchange // Journal of Economic Issues, 1995. Vol. 29. Iss. 3 (EBSCO).
Rojas F. Sociological Imperialism in Three Theories of the Market // Journal of Institutional Economics. 2006. Vol. 2, Iss. 3 (JSTOR).
Sissors J.Z. What Is a Market? // Journal of Marketing. 1966. Vol. 30, No. 3. Pp. 17–21.
Swedberg R. Markets as Social Structures // N. Smelser, R. Swedberg (eds.), Handbook of Economic Sociology. New York and Princeton: Russell Sage Foundation and Princeton University Press, 1994. P. 255-282 // http://www.soc.cornell.edu/faculty/swedberg/1994%20Markets%20as%20Social%20Structures.pdf
Swedberg R. Markets in Society // The Handbook of Economic Sociology / Ed. By N. Smelser, R. Swedberg. N.Y.: Russell Sage Publication; Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2005. P. 233– 253.
Weber M. The Market: Its Impersonality and Ethic (Fragment) // Economy and Society / Ed. by Roth G., Wittich C. Vol.1. University of California Press: Berkeley, Los Angeles, London, 1978. P. 635–640.
Zelizer V. Beyond the Polemics on the Market: Establishing a Theoretical and Empirical Agenda // Sociological Forum. 1988. Vol. 3, No. 4. Pp. 614–634 (JSTOR).

Тема 2. Рынки труда

Отношения занятости. Отношения на рынке труда. Неоднородность рынка труда. Гибкая занятость. Концепции сегментации рынка труда. Факторы сегментации и сегрегации. Трудовая мобильность. Особенности внутреннего рынка труда. Цепочки вакансий.


Социоструктурный (сетевой) подход к анализу рынков труда. Сильные и слабые связи. Формальные и неформальные каналы трудоустройства. Человеческий и социальный капитал на рынке труда. Значение специфических навыков для работников и работодателей. Роль «сигналов» при найме на работу.

Основная литература
Грановеттер М. Социологические и экономические подходы к анализу рынка труда: социоструктурный взгляд // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и научн. ред. В.В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2004. С. 369-399.
Кларк С. Российский рынок труда // Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 3. С. 90–103 // http://ecsoc.hse.ru/topics/translations/page3.html

Дополнительная литература

Агабекян Р., Авагян Г. Современные теории занятости. М.: ЮНИТИ, 2001.
Мальцева И., Рощин С. Гендерная сегрегация и мобильность на российском рынке труда. М.: ГУ-ВШЭ, 2006. С. 8-86.
Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М.: ГУ-ВШЭ, 2001.
Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени / Пер. с англ. А.А. Васильева и др.; Под общ. ред. С.Е. Федорова. СПб.: Алетейя, 2002.
Радаев В. Экономическая социология. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2005. Главы 15-16. С. 300-329.
Рощин С.Ю., Солнцев С.А. Рынок труда топ-менеджеров в России. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006.
Якубович В. Институты, социальные сети и рыночный обмен: Подбор работников и рабочих мест в России // Радаев В.В. (ред.) Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу. М.: РОССПЭН, 2001. С. 210-251.
Doeringer P. Internal Labor Markets and Noncompeting Groups // The American Economic Review. 1986. Volume 76, No. 2. P. 48-52.
Granovetter M. Getting a Job: A Study of Contacts and Careers. 2nd ed. Chicago: University of Chicago Press, 1995 (1985, 1974).
Kalleberg A. Flexible Firms and Labor Market Segmentation // Work and Occupations. 2003. Vol. 30, No. 2. P. 154-175.
Sociological Perspectives on Labor Markets / I. Berg (ed.). N.Y.: Academic Press, 1981.
Sorenson A., Tuma N. Labor Market Structures and Job Mobility // Research in Social Stratification and Mobility / D. Treiman, R. Robinson (eds). Vol. 1. Greenwich, CT: JAI Press, 1981.
Spence M. Job Market Signaling // The Quarterly Journal of Economics. 1973. Vol. 84, No. 3. P. 488-500.
Streeck W. The Sociology of Labor Markets and Trade Unions // Smelser, Neil J., and Richard Swedberg (eds.). The Handbook of Economic Sociology. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 2005 (second edition). P. 254-283.
Williamson O.E., Watcher M., Harris J. Understanding the Empolyment Relation: The Analysis of Idiosyncratic Exchange // Bell Journal of Economics. 1975. Vol. 6. P. 250-278.

Тема 3. Финансовые рынки

Финансовые рынки как социальные системы. Классические социологические подходы к пониманию денег и банковского дела (К. Маркс, М. Вебер, Г. Зиммель). Культурно-ориентированный подход к изучению финансовых рынков (М. Аболафия). Перформативный подход к изучению финансовых рынков (Д. Маккензи, К. Кнорр-Цетина).



Фирмы, банки и переплетенные директораты. Финансовые рынки и экономические кризисы. Финансовые рынки и социальное неравенство.
Основная литература

Кнорр-Цетина К., Бреггер У. Рынок как объект привязанности: исследование постсоциальных отношений на финансовых рынках // Анализ рынков в современной экономической социологии / Отв. ред. В.В. Радаев, М.С. Добрякова. М.: ГУ ВШЭ, 2007. С. 280–312; или см. Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 2. С. 29–49 // http://www.ecsoc.hse.ru/issues/2005-6-2/index.html
Дополнительная литература

Аболафия М. Рынки как культуры: этнографический подход // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 2. С. 63–72 // http://ecsoc.msses.ru/topics/translations/page2.html
Стребков Д. О. Новички и профессионалы на российском фондовом рынке // Социологический журнал. 2008. № 4. C. 84—99 // http://www.hse.ru/org/persons/63884/index.html

Abolafia M. Homo Economicus Unbound: Bond Traders on Wall Street // Reading in Economic Sociology / Ed. by N.W. Biggart. Blackwell: Blackwell Publishing, 2002. P. 94-111.
Adler P. A., Adler P. (eds.). The Social Dynamics of Financial Markets. Greenwich, Conn.: JAI Press, 1984.
MacKenzie D., Milo Y. Constructing a Market, Performing Theory: The Historical Sociology of a Financial Derivatives Exchange // American Journal of Sociology. 2003. Vol. 109. P. 107–145. (Proquest)
MacKenzie D. An Engine, Not a Camera: How Financial Models Shape Markets. Cambridge: MIT Press, 2006.
Baker W. The Social Structure of a National Securities Market // American Journal of Sociology. 1984. No. 89. P. 775–811.
Fenton-O'Creevy M., Nicholson N., Soane E., Willman P. (eds.). Traders: Risks, Decisions, and Management in Financial Markets. Oxford: Oxford University Press, 2004.
Keister L. Financial Markets, Money, and Banking // Annual Review of Sociology. 2002. No. 28. P. 39-61 // http://www.soc.duke.edu/~lkeister/Keister%20-%20ARS%20Financial%20Markets.pdf
Knorr Cetina K, Preda A. (eds.). The Sociology of Financial Markets. Oxford: Oxford University Press, 2004.
Knorr-Cetina K., Brugger U. Global Macrostructures: The Virtual Societies of Financial Markets // American Journal of Sociology. 2002. Vol. 107. P. 905– 950.
Preda A. Legitimacy and Status Groups in Financial Markets // British Journal of Sociology. 2005. Т. 56. № 3. С. 451-471.
Stearns L. B., Mizruchi M. S. Banking and Financial Markets // Smelser, Neil J., and Richard Swedberg (eds.). The Handbook of Economic Sociology. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 2005 (second edition). P. 284-307.
Zuckerman E. Structural Incoherence and Stock Market Activity // American Sociological Review. 2004. Т. 69. № 3. С. 405-432.

Тема 4. Производственные рынки

Социоструктурный подход к анализу рынков (Х. Уайт, М. Грановеттер, Б. Уци). Производственные рынки как самоподдерживающиеся социальные структуры. Контроль и идентичности. Модели конкуренции и ценообразования на производственных рынках (Х. Уайт). Проблема укорененности в рынках и сетях.


Основная литература

Уци Б. Источники и последствия укорененности для экономической эффективности организаций: влияние сетей // Анализ рынков в современной экономической социологии / Отв. ред. В.В. Радаев, М.С. Добрякова. М.: ГУ ВШЭ, 2007. С. 208–252 или Экономическая социология. 2007. Т. 8. № 4. С. 43–59; 2007. Т. 8. № 3. С. 44–60 // http://www.ecsoc.hse.ru/topics/translations/page1.html


Биггарт Н.В., Гиллен М. Выявление различий: социальная организация и формирование автомобильных производств в Южной Корее, Тайване, Испании и Аргентине // Анализ рынков в современной экономической социологии / Отв. ред. В.В. Радаев, М.С. Добрякова. М.: ГУ ВШЭ, 2007. С. 80–125, или Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 2. С. 23–55 // http://www.ecsoc.hse.ru/topics/translations/page1.html
Дополнительная литература

Авдашева С.Б., Шаститко А.Е., Кузнецов Б.В. Конкуренция и структура рынков: что мы можем узнать из эмпирических исследований о России // Российский журнал менеджмента. 2006. Т. 4. № 4. С. 3–22 // http://www.ecsocman.edu.ru/rjm/volumes.html?year=2006&vol=3&j_num=4
Уайт Х. Рынки и фирмы: размышления о перспективах экономической социологии // Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2002. C. 96–118.
Porac J. F., Howard Th., Wilson F., Paton D., Kanfer A. Rivalry and the Industry Model of Scottish Knitwear Producers // Administrative Science Quarterly. 1995. No. 40. P. 203-227.
Scherer F. M. Industrial Market Structure. Boston, MA: Houghton-Mifflin, 1980.
White H. Where Do Markets Come From? // American Journal of Sociology. 1981. Vol. 87. P. 517–547.
White H. Markets from Networks: Socioeconomic Models of Production. Princeton: Princeton University Press, 2001.
White H. Varieties of Markets // Social structures A Network Approach / Ed. By B. Wellman, S. Berkowitz. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. P. 226–260.

Тема 5. Рынки рекламы

Соотношение экономических и культурных категорий в структуре рыночных отношений. Реклама как пример соединения экономики и культуры в обыденном хозяйственном действии. Подходы к определению рекламы. Маркетинговый подход к определению рынка. Особенности выстраивания взаимоотношений рекламных агентств и их клиентов.


Основная литература
Слейтер Д. Забирая рынок у экономистов // Анализ рынков в современной экономической социологии / Отв. ред. В.В. Радаев, М.С. Добрякова. М.: ГУ ВШЭ, 2007. С. 373–395 или Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 2. С. 29–45 // http://www.ecsoc.hse.ru/topics/translations/page1.html
Дополнительная литература

Бейкер У., Фолкнер Р.Р., Фишер Дж. Риски рынка: продолжение и разрыв межорганизационных рыночных связей // Анализ рынков в современной экономической социологии / Отв. ред. В.В. Радаев, М.С. Добрякова. М.: ГУ ВШЭ, 2007. С. 153–207; или Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 4. С. 43–64; 2006. Т. 7. № 3. С. 27–52 // http://www.ecsoc.hse.ru/topics/translations/page1.html
Дэвис Дж. Д. Исследования в рекламной деятельности. Теория и практика. Вильямс: М, СПб, Киев, 2003.
Church R. Advertising Consumer Goods in Nineteenth-Century Britain: Reinterpretations // The Economic History Review. New Series, Vol. 53, No. 4 (Nov., 2000), pp. 621-645
Williamson J. Decoding Advertisements: Ideology and Meaning in Advertising. L.: Marin Boyars, 1978.

Тема 6. Эстетические рынки: мода и искусство

Рынки как социальные конструкты. Эстетические рынки как механизмы распределения статусных идентичностей. Рынки с переключаемыми ролями.

Ценообразование как символическая система. Конкурирующие значения цены.
Основная литература

Асперс П. Рынок моды: фотография моды в Швеции // Анализ рынков в современной экономической социологии / Отв. ред. В.В. Радаев, М.С. Добрякова. М.: ГУ ВШЭ, 2007. С. 396–418 или Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 5. С. 39–55 // http://www.ecsoc.hse.ru/topics/translations/page1.html
Вельтус О. Символические значения цены: конструирование ценности современного искусства в галереях Амстердама и Нью-Йорка // Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 3. С. 33–59 // http://www.ecsoc.hse.ru/topics/translations/page1.html
Дополнительная литература

Aspers P. A Market in Vogue: Fashion Photography in Sweden. Stockholm: City University Press, 2001.
Baker W., Faulkner R. Role as a Resource in the Hollywood Film Industry // American Journal of Sociology. 1991. № 97. P. 279-309.
Bourdieu P. The Field of Cultural Production. Essays on the Art and Literature. Cambridge: Polity Press, 1993.
Bruno S., Pommerehne W.W. Muses and Markets: Explorations in the Economics of the Arts, Oxford: Blackwell, 1989.

DiMaggio P. Culture and Economy // The Handbook of Economic Sociology / Ed. by N.Smelser, R.Swedberg. Princeton: Princeton University Press, 1994. P. 25-57.

Drummond K. The Migration of Art from Museum to Market: Consuming Caravaggio // Marketing Theory 2006 6: 85-105.
Grampp W.D. Pricing the Priceless, Art, Artists and Economics. N.Y.: Basic Books, 1989.
Moulin R. The French Art Market, A Sociological View. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, [1967] 1987.
Plattner S. High Art Down Home, An Economic Ethnography of a Local Art Market. Chicag, IL: University of Chicage Press, 1996.
Venkatesh A., Meamber L. Arts and aesthetics: Marketing and Cultural Production // Marketing Theory. 2006. 6: 11-39 // http://mtq.sagepub.com/cgi/reprint/6/1/11

Тема 7. Рынки медицинских услуг

Здравоохранение как рынок vs здравоохранение как организационное поле. Институциональные логики, институциональные акторы и системы управления. Конфликтующие интересы в системе здравоохранения. Рынок медицинских услуг в России. Неформальные платежи за медицинскую помощь.


Основная литература

Скотт Р. Конкурирующие логики в здравоохранении: профессиональная, государственная и менеджериальная // Экономическая социология. 2007. Т. 8. № 1. С. 27–44 // http://www.ecsoc.hse.ru/topics/translations/page1.html
Дополнительная литература

Александрова Е.С. Принципы ценообразования в медицине: попытка социологического анализа на примере неформальных денежных платежей в государственной стоматологии г. Москвы // Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 5. С. 70–89 // http://www.ecsoc.hse.ru/topics/debutes/index.html
Неформальные платежи за медицинскую помощь в России / Отв. ред. С.В. Шишкин; Независимый институт социальной политики. М., 2002.
Aksman E. The early experience of Poland in introducing a quasi-market in health care //

Eurohealth. 2000. Vol. 6. No. 2. http://www.lse.ac.uk/department/lse_health


Anderson R., House D., Ormiston M. A theory of physician behavior with supplier-induced

demand // Southern Economic Journal. 1981. Vol. 48. No. 1.


Innovations in Health Care Delivery: Insights for Organization Theory / Ed. by S. Mick. San Francisco: Josey-Bass, 1990.
Herzlinger R.E. Market-Driven Health Care: Who Wins, Who Loses in Transformation of America’s Largest Service Industry? Reading, MA: Addison-Wesley, 1997.
Kornai J. Hidden in an envelope: gratitude payments to medical doctors in Hungary. 2000

http://hera.colbud.hu/main/PubArchive/DP/DP60-Kornai.pdf


Melhado E. Competition versus Regulation in American Health Policy // Money, Power and Health Care / Ed. by E. Melhado, W. Feinberg, H. Swartz. Ann Arbor, MI: Health Administration Press, 1988.
Robinson J. The Corporate Practice of Medicine: Competition and Innovation in Health Care. Berkley: University of California Press, 1999.
Тема 8. Розничная торговля

Предприятие розничной торговли. Торговые сети как элемент системы массовой дистрибуции. Форматы магазинов и их классификации. Особенности диадических отношений между ритейлерами и поставщиками. Основные тенденции в развитии торговых сетей и современных торговых форматов в России. Государственное регулирование торговых сетей в западных странах и в России.
Основная литература

Радаев В. В. Рыночная власть и рыночный обмен: отношения розничных сетей с поставщиками // Российский журнал менеджмента. 2009.  Т. 7. № 2. С. 3-30 // http://www.ecsocman.edu.ru/rjm/msg/331474.html
Радаев В. В. Экономическая борьба и социальные связи: структура конкурентных отношений в новом российском ритейле // Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 1. С. 19–56 // http://www.ecsoc.hse.ru/topics/new_texts/index.html
Дополнительная литература

Котельникова З.В. Особенности развития розничных сетей и торговых форматов в продовольственном секторе российской торговли в 2000-х годах (региональный аспект) // Мир России, 2009. № 3. C. 151—172.
Радаев В.В. Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговле. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007.
Эволюция торговых форматов в российском продуктовом ритейле / отв. ред. серии В.В. Радаев. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. (Аналитика ЛЭСИ. Вып.3).
Ganesan Sh. Determinants of Long-Term Orientation in Buyer-Seller Relationships // The Journal of Marketing. 1994. Vol. 58. No. 2.

Примерные вопросы к письменному зачету

  1. В чем заключается нестандартность медицинской услуги как предмета рыночной сделки между врачом и пациентом?

  2. В чем заключается специфика перформативного подхода к анализу рынка?

  3. В чём состоит различие между сильными и слабыми связями? Какие из них, в целом, более полезны на рынке труда?

  4. Возможно ли формирование «рыночного общества»?

  5. Из каких основных элементов складывается исходное определение рынка?

  6. Историческая ограниченность рыночной формы хозяйства.

  7. Как возникают товаропроводящие цепи, регулируемые производителями и потребителями?

  8. Как выглядит рынок с точки зрения социоструктурного подхода?

  9. Как вырабатывается понимание рынка его участниками?

  10. Как происходила институционализация социологии рынков в 1990-е годы?

  11. Как соотносятся официальные и неформальные стратегии оплаты медицинских услуг в российской практике?

  12. Как финансовые модели влияют на функционирование финансовых рынков?

  13. Какие значения вкладываются в понятие рынка?

  14. Какие параметры определяют торговый формат?

  15. Какие произошли основные изменения в системе здравоохранения в США в XX в.?

  16. Какие социально-демографические категории работников оказываются в наименее выгодном положении на сегментированных рынках?

  17. Какова роль рекламных агентов в формировании рынков и продуктов?

  18. Какова специфика маркетингового подхода к пониманию рынка?

  19. Какова специфика экономико-социологического подхода к пониманию рынка?

  20. Какова специфика экономического подхода к пониманию рынка?

  21. Каковы механизмы отбора деловых партнеров?

  22. Каковы основные источники конфликта в отношениях между поставщиками и ритейлерами?

  23. Каковы основные проблемы построения классификаций подходов к изучению рынка в социологии рынков?

  24. Каковы основные разногласия и противоречия существуют в современных экономико-социологических теориях рынка?

  25. Каковы основные современные концепции рынка в экономической социологии?

  26. Каковы преимущества и ограничения феноменологического подхода к анализу рынков?

  27. Опишите основные институты взаимодействия рекламных агентств и их клиентов в США.

  28. Почему торговые сети достигли успеха в XX в.?

  29. Укажите ключевые основания, по которым проводится сегментация рынка труда?

  30. Чем эстетические рынки отличаются от производственных рынков?


Смотрите также:
Программа дисциплины Социология рынков (курс по выбору) для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
175.57kb.
1 стр.
Программа дисциплины Английский язык для направления 040100. 62 «Социология» подготовки бакалавра (3 курс)
207.04kb.
1 стр.
Программа дисциплины Автоматизация офисной деятельности для направления 080500. 62 Менеджмент подготовки бакалавра
148.47kb.
1 стр.
Программа дисциплины Стратегическое управление человеческими ресурсами для направления 080500. 62 Менеджмент подготовки бакалавра
185.35kb.
1 стр.
Программа дисциплины Английский язык для профессиональной деятельности для направления 080500. 62 Менеджмент подготовки бакалавра
372.16kb.
2 стр.
Программа дисциплины Психология лидерства для направления 080500. 62 «Менеджмент»
274.61kb.
1 стр.
Программа дисциплины Стратегическое управление человеческими ресурсами для направления 080500. 62 Менеджмент подготовки бакалавра
185.57kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Развитие критического мышления»
207.09kb.
1 стр.
Программа дисциплины Теория организации и организационное поведение для направления 080500. 62 «Менеджмент»
372.39kb.
4 стр.
Программа дисциплины Высокопроизводительные вычисления для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра
233.52kb.
1 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
362.03kb.
1 стр.
Программа дисциплины Теория отраслевых рынков для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
194.89kb.
1 стр.